Психология подростка

     ГЛАВА  I.   Характеристика  семейных   взаимоотношений  и

психофизиологические особенности подросткового возраста

     1.1. Обзор   отечественной    и   зарубежной   психолого-

педагогической литературы  по проблемам  воспитания и семейных

взаимоотношений

     У  истоков   научных   исследований   проблем   семейного

воспитания стоял  П.Ф.Лесгафт.  Целью  всякого  воспитания  он

полагал содействие развитию разумного человека, который был бы

в состоянии  соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью

и быть  в состоянии  предвидеть последствия  своих действий  и

отношений к другому лицу, выяснять причинную связь наблюдаемых

им явлений  и творчески  предсказывать и  проявляться,  в  чем

именно и выражается человеческая мудрость.  [11,24]

     Таким образом,  полное развитие  всех природных  задатков

способностей, формирование  разумной,  свободной  человеческой

личности возможно  для каждого  здорового человека,  детство и

юность которого  проходят в  нормальных человеческих условиях.

Какие же это условия?

     Первое. Атмосфера  любви. Человек  должен  быть  зачат  в

любви, выношен  и рожден в любви и все свое детство провести в

атмосфере любви  и взаимного  уважения людей.  Лишенный  этого

чувства человек  не способен уважать своих близких, сограждан,

Родину, делать людям добро. При этом Лесгафт предупреждал, что

слепая неразумная  материнская любовь,  "забивая ребенка хуже,

чем розги",  делает человека  безнравственным потребителем или

честолюбивым карьеристом.

     Второе.  Высоконравственный   воспитатель,  который  учит

ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и

дела. Самое  лучшее, если  эту роль  выполняет мать,  но может

быть и неродной воспитатель, на попечении которого должно быть

не более  6-7 детей.  (Современные психологи  установили,  что

именно   с   таким   количеством   детей   воспитатель   может

одновременно поддерживать эмоциональный контакт).

     Третье. Регулярный  радостный общественно полезный труд в

присутствии ребенка.  Постоянно наблюдая  за работой взрослых,

ребенок начинает  имитировать  это  в  игре,  а  затем  и  сам

включается в  процесс труда  как  помощник,  и,  наконец,  как

самостоятельный исполнитель.

     Четвертое.   Исключение    так   называемых   прибавочных

раздражителей из  жизни ребенка:  роскоши, нищеты,  чрезмерных

лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. У

ребенка, привыкшего  испытывать удовольствие от воздействия на

его  мозг   "прибавочных  раздражителей",   не  вырабатывается

способность к  целенаправленной деятельности.  А это означает,

что еще  одна творческая  личность похоронена,  не успев  даже

родиться.

     Пятое. Гармоническое  развитие всех способностей ребенка.

Слушание сказок,  музыки, песен  должно сменяться  физическими

упражнениями,  играми,   работой  в   саду,  занятия  сборными

игрушками -  чтением стихов,  игра  в  шахматы  -  рисованием,

лепкой. Ведь  никто не  знает, в  какой  области  человеческой

деятельности может  проявиться особый  талант, данный природой

только  этому  ребенку.  Значит,  он  должен  соприкасаться  с

максимумом  занятий,   чтобы  со   временем  определить   свое

призвание. И  "медвежью услугу"  оказывают своему  ребенку  те

родители, которые  по своему  произволу заранее  программируют

его жизненный путь.

     Шестое.  Принцип   постепенности  и   последовательности.

Воспитатель должен  постоянно следить  за тем,  чтобы  ребенок

брался только  за те  дела, которые  в данное  время для  него

посильны. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится лень.

По мере  роста и  развития ребенка  занятия должны становиться

все более трудными и сложными.

     Седьмое.    Ограждение    ребенка    от    контактов    с

безнравственными людьми.  Важнейшим методом овладения знаниями

и  опытом  у  ребенка  является  имитация.  Инстинкт  имитации

заставляет  ребенка  пытаться  воспроизвести  все  действия  и

поступки окружающих его людей.

     Воспроизвел -  значит  освоил.  Только  в  конце  периода

семейного  воспитания,   т.  е.  примерно  в  7  лет,  ребенок

вырабатывает свои собственные (нравственные основания) и может

оценивать  поведение  и  поступки  окружающих  людей.  Поэтому

взрослые, которые  любят ребенка  и желают  ему добра,  должны

строго контролировать  каждый свой шаг, чтобы не послужить ему

примером безнравственного поведения.

     Поступление в школу - чрезвычайно сложный и ответственный

перелом в  жизни  растущего  человека.  Меняется  ритм  жизни,

окружающая среда,  метод изучения мира. Период начальной школы

знаменует завершение  формирования нравственного типа ребенка.

Здесь решается  задача: быть  или не быть творческой личности.

По словам Лесгафта, школа должна дать наиболее полное развитие

разуму ребенка,  научить  его  абстрактно  мыслить,  проверять

полученные результаты  математическими методами,  развить  его

трудолюбие, волевые качества и воспитать человеком, живущим по

правде и  для людей. В дальнейшем самовоспитание, самоконтроль

и самоанализ  помогут человеку  управлять своим  поведением  и

поступками, чтобы всегда приближаться к своему идеалу.

     В современной   педагогической психологии широко известно

имя C.В. Ковалева,  который большое  внимание уделял проблемам

семейных  взаимоотношений     и   особенно,  их   влияние   на

подростков. При этом он высоко оценивал роль педагога в работе

с подростком,  особенно из  неблагополучных семей.  Общаясь  с

подростком, учитель  должен  как-то  корректировать  возможное

негативное влияние преобладающего характера отношений в семьях

на юношей  и девушек. Но такая коррекция невозможна без знания

такой характеристики этих отношений, как их стиль. [8,16]

     В современной  психологии стили  семейных взаимоотношений

делятся  на   три  основных:   попустительский  (либеральный),

авторитарный и демократический.

     Первый из  них обычно  проявляется в семье как отсутствие

всяческих отношений:  отстраненность  и  отчужденность  членов

семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и

чувствам другого,  что в  плане воспитания обычно находит свое

выражение либо  в принятии  и последующей реализации юношами и

девушками таких  же принципов,  либо в  их  полном  отказе  от

какого-либо  усвоения   родительского  опыта,   отчуждении  от

родителей.

     Два других  - авторитарный  и демократический  - образуют

своеобразную шкалу,  на одном  полюсе  которой  царит  жесткая

авторитарность: безапелляционное  и -  бесцеремонное отношение

членов семьи,  их жестокость,  агрессия, диктат,  черствость и

холодность  по   отношению  друг   к  другу,  а  на  другом  -

коллегиальная   демократия,   предполагающая   сотрудничество,

взаимопомощь, развитую  культуру  чувств  и  эмоций,  а  также

подлинное  и  полное  равноправие  всех  участников  семейного

союза.

     Однако есть  еще одна  характеристика семейных отношений,

которая   весьма   существенно   определяет   направление   их

педагогического воздействия,  - та,  которую мы  бы определили

как смысловую направленность взаимоотношений.

     Направленность эта  может быть  трех типов.  Первая -  на

деятельность   (преимущественно   трудовую).   Вторая   -   на

взаимоотношения с  другими  людьми.  И  третья  -  на  себя  и

самоудовлетворение.  Преобладающая   смысловая  направленность

прасемьи, как  правило, воспроизводится впоследствии юношами и

девушками в  их собственных  брачно-семейных отношениях - чаще

по сходству,  чем от  противного, но  в том-то и суть, что для

благополучия их  будущей совместной жизни в родительской семье

должен проявляться  своеобразный  баланс  всех  этих  трех  на

правленностей при выраженном одновременном преобладании первых

двух  из   них.   Иначе   абсолютное   доминирование   деловой

направленности  может   породить  бездушных   прагматиков,  не

принимающих  о   внимание  эмоции  и  просто  помыслы  других;

абсолютизация направленности  на  взаимоотношения  приведет  к

излишней  ориентации   членов  будущей  семьи  на  создание  и

поддержание тесного  круга (своих)-родных  или близких, а то и

(нужных) людей  и реализации  очередного  варианта  достаточно

вредного  мифа  "мой  дом  -  моя  крепость",  а  преобладание

индивидуалистической  направленности   сформирует  эгоистов  и

себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.

     Однако  за   известной  динамикой   отношений   детей   с

родителями, хорошо  описываемой формулой  "обними, покрепче  -

пусти  -  отстань",  просматривается  несколько  большее,  чем

избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с

возрастом изменение функиий этих отношений.

     Задумываемся ли  мы, кем  для ребенка выступают родители?

Во-первых -  источником эмоционального  тепла и поддержки. Во-

вторых -  властью, высшей  инстанцией, распорядителем благ. В-

третьих -  образцом  и  примером  для  подражания.  Ну,  а  в-

четвертых -  другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что

в любом  возрасте во  взаимоотношениях  родителей  с  ребенком

должны присутствовать  все эти  четыре функции, "удельный вес"

их в  разные возрастные  периоды неодинаков.  В младенчестве и

начале детства  "лидирует" первая  функция, в раннем и позднем

детстве -  вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот

с  наступлением   пубертатного   периода   все   больший   вес

приобретает  четвертая.   Из   этого   следует   необходимость

перестройки характера  взаимоотношений и  общения родителей  с

юношами  и  девушками  в  сторону  сотрудничества,  реализации

стремления стать для юности другом и советчиком. [8,45]

     Теперь об  эмансипации детей  от родителей.  Явление  это

сложное и  многоаспектное, поскольку  осуществляется как  бы в

четырех  измерениях,   в   сумме   и   составляющих   сущность

взаимоотношений между людьми.

     Эмансипация  может  касаться  эмоциональной  их  ипостаси

(когда  эмоциональные   связи  детей  и  родителей  постепенно

разрываются или  вытесняются  связями  с  другими  -  дружбой,

любовью); быть  когнитивной  по  сути  (если  между  детьми  и

родителями  с   каждым  днем  возрастает  стена  непонимания);

происходить в  поведенческом  аспекте  взаимоотношений  (когда

родители оказываются  не в  состоянии  регулировать  поведение

своего сына  или дочери)  и, наконец,  просто быть нормативной

(если те  нормы и ценности, на которые ориентируются родители,

становятся чуждыми их детям).

     Что же лежит в основе возникающего отчуждения? Во-первых,

реально  существующее   изменение  позиций   в  отношениях   с

подросшими детьми.  Но во-вторых, что гораздо важнее, неумение

взрослых  учесть   эти  изменения  и  нежелание  сделать  свои

взаимоотношения  с   юношами  и   девушками  отвечающими  этим

изменениям. Слепое  и  безрассудное  стремление  опираться  на

формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение

равноправным характером  взаимоотношений с  юностью; отказ  от

создания благоприятного морально-психологического климата. Все

то, что  крайне пагубно скажется и на воспитании подростков, и

на наших взаимоотношениях с ними.

     Разберемся в  наиболее важных  для подготовки  к семейной

жизни проблемах,  неизбежно возникающих  с приходом  юности  в

системе отношений "родители и дети".

     Первое, на  что в  связи с этим следует обратить внимание

учителю, -  это особенности  позиции родителей  по отношению к

детям. К  сожалению, с  достижением детьми юношеского возраста

позиция родителей  может свестись  к одной из двух крайностей,

описанных педагогом В.А. Караковским.

     В соответствии  с первой  из  них  родители  окончательно

убеждают себя  в том, что власть над детьми дана "от бога" (на

худой конец  - от природы), и начинают деспотически навязывать

юности свои  мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем

известному, но  далеко не  всегда приемлемому принципу "Делай,

как я".  Позиция эта  чревата серьезными  последствиями,  ибо,

встретив сопротивление  со стороны  взрослых детей, родители в

конце концов  могут прийти  к убеждению,  что юношеский  стиль

жизни, так  не соответствующий  привычкам, вкусам и убеждениям

взрослых,  безнравствен  и  злонамерен,  и  в  своих  попытках

исправить дело  дойдут до  жесткой регламентации  - вплоть  до

писем в  периодические издания и выше с требованиями запретить

современную музыку и танцы, а заодно и жестко определить стиль

одежды, обуви,  фасон прически и нормы поведения, "пристойные"

для юношеского возраста.

     Вторая крайность  состоит в  том, что  родители  начинают

(чем  дальше,   тем  больше)   попросту   побаиваться   быстро

взрослеющих  и   стремительно  умнеющих   детей  и  постепенно

капитулируют перед  ними; стремятся  "не отстать от молодежи";

боятся получить  от нее  упрек в  консерватизме и  обретают  в

награду  (в   лучшем  случае)  снисходительную  улыбку  нового

поколения.

     Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений

(озлобленностью  и   неприятием  старших   в  первом   случае;

скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к

ним во  втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой

стороной авторитета  в глазах  юности. Кроме  того, это  самое

нарушение взаимоотношений  неизбежно выльется  в  серьезнейшие

дефекты  воспитания   семьянина,  поскольку   даже  в   случае

благоприятных "горизонтальных" взаимоотношений усвоение из них

-  это   принуждающая  власть,   вытекающая   из   возможности

наказания.  Второй  -  власть  вознаграждающая,  следующая  из

возможности получения  чего-то нужного и приятного. Третий тип

получил название  легитимной, или, иначе, узаконенной, власти-

изначально естественно дарованной родителям и другим взрослым,

но тающей  в юношестве,  как снежный  ком под лучами весеннего

солнца.

     Далее  в   этом  перечислении   мы   пересечем   незримый

водораздел, отделяющий  авторитарные,  деспотические  по  сути

типы власти  от демократических,  куда более человечных. Итак,

четвертый тип  власти -  это власть  экспертная, основанная на

несомненных, заверенных  в высоких инстанциях знаниях в какой-

то области  (если  хотите  -  власть  диплома).  Тип  пятый  -

информационная власть,  базирующаяся на  наличии у ее носителя

какой-либо нужной  и  важной  информации  (просим  не  путать:

власть, основанная на фразах типа "Не сделаешь-всем расскажу о

том, что...",  является  не  информационной,  а  принуждающей;

подлинно информационную  власть легко  можно увидеть в сложной

ситуации, когда  кто-то один  лучше других  знает, как  из нее

выйти). И  наконец, шестой  тип- власть референтная, целиком и

полностью связанная  с тем,  что человека  выбрали в  качестве

эталона и  оттого всецело  согласны поступать в соответствии с

его    указаниями,    целесообразность    которых    сомнений,

естественно, не вызывает.

     На что  в  связи  с  этим  необходимо  обратить  внимание

учителю? На  разъяснение родителям необходимости пересмотра их

взглядов на  вопросы власти и авторитета во взаимоотношениях с

взрослеющими  детьми,  а  именно  -  снижение  роли  власти  и

повышение роли авторитета.

     В  целом,   любой  авторитет   является  общепринятым  не

заслуженным  доверием,  которым  пользуется  кто-то  у  других

людей.  Именно   доверие  и   составляет   основу   подлинного

авторитета.  Неслучайно   В.  И.  Ленин  писал,  что  успех  в

руководстве (а  ведь, воспитывая  детей,  взрослые,  по  сути,

руководят  ими)   определяется  "не   силой  власти,  а  силой

авторитета,  силой   энергии,   большей   опытности,   большей

разносторонности, большей  талантливости". Из  этого  следует,

что успех  и в  воспитании, и  в руководстве  определяется "не

властью единой...".

     Развивая  эту   тему  перед   родителями,  необходимо  им

напомнить, что  в настоящее  время принято  различать три вида

авторитета. Так  называемый формальный  авторитет  порождается

социальной ролью  человека,  когда  каждый  из  нас,  выполняя

определенную социальную функцию, обязательно вступает при этом

во  взаимодействие   с  другими.  Подобной  формой  авторитета

взрослые еще недавно были наделены с избытком, ибо он является

естественным     содержанием      таких      социально-ролевых

взаимоотношений, как Взрослый-Дитя, Родитель-Ребенок, Учитель-

Ученик,  Тренер  -  Член  секции.  Но  с  наступлением  юности

подобная    авторитетность    начинает    уменьшаться    прямо

пропорционально  накоплению   младшими  опыта   и  знаний,  их

стремительному продвижению по лестнице социализации. И в связи

с этим,  право  же,  не  стоит  запаздывать  с  углублением  и

упрочением  второго   вида  авторитета,   более  глубокого   и

действенного.  А   именно-функционального,   опирающегося   на

эрудицию,   компетенцию,   опыт,   знания   и   успешность   в

деятельности. Прежде  всего этот  авторитет нужен  родителям и

учителям, поскольку  первые,  по  мнению  некоторых  юношей  и

девушек, "сильно  отстают от  жизни", а  вторые "дальше своего

предмета ничего  не видят".  Лучше же  всего для нас, взрослых

(да и  для юности тоже), было бы, если бы нам удалось овладеть

третьим, высшим видом авторитета - личным.

     Есть ли  такая возможность  у взрослых?  Безусловно,  да.

Юность крайне  нуждается в  Идеале,  образце  для  подражания,

взрослом человеке,  на которого  можно равняться,  и если  она

найдет его  в своем  ближайшем окружении - одном из родителей,

учителе, наставнике,  тренере, то  вряд  ли  будет  продолжать

поиски "на  стороне". Однако  возможно это  при  наличии  двух

необходимых (и,  к сожалению,  не всегда достаточных) условий.

Первое - это наша способность быть референтом, наша личностная

возможность  завоевать   уважение   и   доверие   со   стороны

скептически настроенного подрастающего поколения. Ну, а второе

-  это  правильно  выбранный  стиль  взаимоотношений  с  ними:

следующий важный  момент, на  который учителю следует обратить

внимание родителей.

     Мы  не   случайно  уделили   столько  внимания  власти  и

авторитету взрослых.  По мнению  специалистов,  предпочитаемый

тип власти  и, соответственно,  ориентация на определенный вид

авторитета  четко   взаимосвязаны  с  преимущественным  стилем

взаимоотношений.  Как  вы  уже  знаете,  все  их  многообразие

психологи делят  на три основных демократический, авторитарный

и  попустительский.  При  первом  из  них  -  демократическом-

взрослые общаются  с ребенком  товарищеским  тоном,  корректно

направляют  его   поведение,  хвалят  и  порицают,  высказывая

одновременно советы  и  предложения,  допускают  дискуссии  по

поводу  своих  распоряжений  и  не  увлекаются  подчеркиванием

своего руководящего  положения.  При  втором  -  авторитарном-

общение ограничивается  краткими деловыми  распоряжениями  без

всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается

на  запретах  без  снисхождения,  угрозах.  Чувства  и  эмоции

другого в  расчет не  принимаются, хвалят  и ругают  его  "под

настроение", а  во взаимоотношениях  тратится  немало  сил  на

поддержание  некой   "дистанции".  При   последнем  же  стиле-

попустительском    -    во    взаимоотношениях    и    общении

последовательно реализуется принцип "делай, что хочешь".

     С точки  зрения последствия  этих стилей  взаимоотношений

давно  уже   доказано,  что   наилучшим  из  них  (особенно  в

юношестве)  является  демократический  стиль,  в  максимальной

степени  способствующий   не  только   поддержанию  нормальных

отношений с  детьми,  но  и  формированию  у  последних  таких

важнейших  качеств   гармоничной  личности,   как  инициатива,

ответственность, самостоягельность  и активность.  При  данном

стиле взаимоотношений  неизбежно включенный  в них  (и в них и

происходящий) воспитательный  процесс осуществляется  твердо и

последовательно,  но   гибко  и  рационально,  с  обязательным

объяснением  мотивов   своих  требований   и   поощрением   их

обсуждения;  власть   используется  только   в  силу   крайней

необходимости, правила  не являются догмами, а мнения взрослых

- истиной в последней инстанции. [10,43]

     Следует  отметить,   что  стиль   взаимоотношений  весьма

существенно определяет  эмоциональный их тон. Если представить

его в  виде некоторой  шкалы, то  на одном полюсе расположится

родительская любовь-очень  близкие, теплые  и доброжелательные

отношения, а  на другом-далекие,  холодные  и  враждебные.  Во

многих  исследованиях   показано,  что   родительская   любовь

необходима для  самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших

взаимоотношений с  другими людьми, положительных представлений

о  себе   самом.  Отсутствие   же  ее  приводит  к  нервным  и

психическим    расстройствам,    вызывает    враждебность    и

агрессивность   по    отношению   к    другим   людям.   Стиль

взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании

и поощрении  - в  первом случае  и строгости  и наказании - во

втором. Использование  первого типа  средств обычно приводит к

формированию гармонично  развитой личности,  использование  же

второго типа  чревато  формированием  личности  ущербной.  Ибо

эмоциональный  тон   и   преобладающие   средства   воспитания

проявляются еще  и в типе семейного контроля и дисциплины, где

опять-таки на  одном полюсе  находится ориентация родителей на

активность,  самостоятельность   и  инициативу,  на  другом  -

зависимость,  пассивность  и  слепое  послушание,  что  сполна

проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.

     Стиль взаимоотношений  взрослых с  детьми оказывается  не

просто  средством   поддержания  контакта  с  ними,  а  еще  и

своеобразным,  но  весьма  действенным  методом  воспитания  -

воспитания взаимоотношениями.  Происходит это, главным образом

потому, что именно в общении со взрослыми юность более всего и

усваивает  (точнее,   закрепляет)  все   свои  будущие  модели

поведения, в  том числе  и  стиль  взаимоотношений  с  людьми,

которые  свою   очередь  определяет  их  психический  склад  и

заканчивающие  свое   формирование  свойства  личности.  Стиль

взаимоотношений можно представить в виде некоторой линейки, на

одном полюсе  которой безоговорочно  царила бы авторитарность,

на  другом-демократия,  а  в  центре  находился  бы  некоторый

нейтральный стиль  взаимоотношений. Так  вот, если  мы с  вами

мысленно пройдемся  по  этой  линейке  и  вскроем  стоящие  за

взаимоотношениями  средства   управления,  которые  используют

взрослые, и  соответствующие мотивы  подчинения детей, которым

эти средства соответствуют, то картина получится следующей.

     Крайняя, вопиющая  авторитарность  взаимоотношений  будет

представать в  насилии (побоях  и  т.п.),  проявляясь  в  виде

мотива  принуждения.   Далее,   по   степени   ее   уменьшения

последовательно будут  идти угроза  насилием и  вытекающий  из

него страх;  внушение уважения  и следующее из него раболепное

восхищение;  напоминание   о  своем   "взрослом"  положении  и

предполагаемое им  слепое послушание;  твердое указание "делай

то-то  и  то-то"  и  подразумеваемое  им  уже  более  разумное

повиновение, и,  наконец (мы  вплотную подошли  к  нейтральной

точке, центру  нашей "линейки"),  обещание неких  благ и,  как

следствие, стремление  к ним.  Для подростков  такие  средства

воздействия попросту  неприемлемы, тем более что результаты их

использования вполне  предсказуемы: по сходству авторитарность

порождает  забитого   раба,  пассивную,  может  быть,  даже  и

послушную, но  совершенно безынициативную,  лишенную всяческой

самостоятельности  личность;  по  контрасту  же  -  бунтаря  и

негативиста, причем  в первом случае взаимоотношения родителей

и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором

- просто прервутся и, возможно, навсегда.

     Теперь давайте продолжим наше путешествие по воображаемой

шкале.  Условная  "нулевая"  ее  точка  будет  соответствовать

такому средству воздействия, как обещание повышения в статусе,

например  предоставления  большей  самостоятельности,  прав  и

т.п.,  что,   соответственно,  вызовет   в   качестве   мотива

подчинения желание  утвердиться. Далее последуют личная забота

(в данном  случае немного  лицемерная, поскольку стоять за ней

будет последующее  указание), сопряженная  с благодарностью  и

(если забота  постоянная) верностью;  глубоко  личная  просьба

("это  так   нужно  и  важно  для  меня  -  так  что,  сделай,

пожалуйста,  очень   тебя   об   этом   прошу"),   порождающая

ответственность;  своеобразная   "идеализация",   расписывание

необходимых действий  и поступков  в голубых и розовых тонах и

вытекающая из  нее восторженность;  объяснение  мотивов  своих

указаний  и  соответствующее  этому  доверие;  более  глубокое

обоснование условий  и обстоятельств, вызывающее понимание, и,

наконец, совместная  выработка  решений,  приводящая  к  столь

необходимойи взрослым, и юношеству совместной ответственности.

     Как видите,  здесь картина  совсем  иная,  обеспечивающая

значительно  более   широкие   возможности   для   организации

нормальных взаимоотношений  взрослых  с  подросшими  детьми  и

усвоения последними опыта прасемьи.

     Вывод  же  из  всего  этого  прост:  желающие  эффективно

реализовать  педагогику  семейных  отношений  родители  просто

обязаны   рассматривать    юношеский   возраст    как   период

прогрессирующей демократизации своих взаимоотношений с детьми.

[8,76]

     Всемирно   известный   психотеравпевт   Вирджиния   Сатир

выделяла огромное  значение семьи  как конгломерату личностей.

"Мудрая   супружеская   пара   постарается   пораньше   узнать

особенности  друг  друга  и  найти  способы,  чтобы  заставить

различия работать  на пользу семьи, а не против нее," - писала

она. [24,16].  Разрешать возникающие сложные семейные ситуации

можно по-разному.  Во-первых, надо  осознать, что  люди  редко

достигают совершенства  в своих  делах  и  что  лишь  немногие

осознанно ведут  себя неправильно.  В  результате  вы  сможете

увидеть своего супруга самым обыкновенным человеком, таким же,

как и  вы сами.  Во-вторых, надо  осознать свою сущность, свой

внутренний мир  и суметь  определить свое  положение в  нем  в

данный момент.  Это помогает установить доверие между людьми и

обрести  уверенность  в  себе.  В-третьих,  надо  понять,  что

человек  должен   крепко  стоять  на  собственных  ногах.  Это

касается и  отрицательных и  положительных сторон  жизни -  ни

один человек  не может  долго тащить  на себе другого, не став

калекой или  не покалечив  того, кого  он тащит. В супружеской

жизни есть  безграничные возможности  для того, чтобы получать

удовольствие друг  от друга  через телесный, интеллектуальный,

чувственный контакт.  Мы вполне  можем развить  в себе  умение

правильно  оценить   себя,   найти   новые   возможности   для

собственного развития  и роста.  Наши возможности  никогда  не

исчерпываются, пока мы живы.

     Вирджиния Сатир также занималась проблемой так называемых

"Особых семей".  Под особыми  семьями  она  подразумевала  "те

семьи, где  родители развелись,  умерли, никогда не вступали в

брак или  по какой-либо  причине не  могут больше заботиться о

детях."  [24,75]   К  сожалению,   в  наше   непростое   время

увеличивается число  таких семей,  где детей  воспитывает один

родитель, чаще  женщина. Когда  в  таких  ситуациях  создаются

новые семьи,  их называют  семьями с приемными (усыновленными)

детьми. Такие  вновь созданные семьи смешанными. Когда в семье

есть только один родитель - она называется неполной.

      Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобразны и

поэтому отличаются  от других, тем не менее у них есть многое,

что сближает  их с любыми другими семьями. Каждая из них может

быть первоклассной,  если взрослые  привнесут в  нее заботу  и

творчество.

     К неполным  семьям предъявляются особые требования. Можно

выделить три  типа таких  семей: первый  тип -  это когда один

родитель ушел,  а оставшийся  не  вступил  в  повторный  брак;

второй тип  - одинокий  человек официально  усыновил  ребенка;

третий -  незамужняя женщина  воспитывает сына  или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и

ее детей.  Проблема состоит  в том: сможет ли семья, состоящая

только из  одного взрослого,  создать условия  для личностного

роста детей и взрослого?

     Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать

целостное представление  о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же

родителю нетрудно  создать у  него негативное представление об

отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано

с разводом,  уходом  или  чем-то,  причиняющим  сильную  боль.

Женщина,  остающаяся   с  детьми   без  мужа,   должна   очень

постараться, чтобы  ее ребенок  не подумал,  что "все  мужчины

плохие". Мальчик,  который это  слышит, с  трудом поверит, что

быть мужчиной  хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо,

то как же он может почувствовать, что он сам хороший?

     Женщина может  иметь весьма одностороннее представление о

том, что  из себя  представляют мужчины.  И это  усложняет  ее

взаимоотношения с  ними. В  то же  время мать  невольно  может

взвалить на  старшего сына  роль мужа, лишая его таким образом

сыновней позиции.

     Другой  тип   семей,  где   отцы  являются  единственными

родителями, становится  все более  распространенным. Если отец

чувствует,  что   не   может   полностью   удовлетворить   все

потребности  своих   детей,  он   может  пригласить   домашнюю

работницу для  помощи по  дому и присмотру за детьми. Но может

ли она  удовлетворить потребность ребенка в материнской ласке?

Многое зависит от ее личных качеств, от отношения отца к детям

и от них самих.

     Подобная ситуация  очень непроста;  она требует  большого

терпения и понимания со стороны каждого ее участника. Наконец,

поскольку дети  в неполной  семье не могут наблюдать отношения

между  мужчинами  и  женщинами,  то  они  вырастают,  не  имея

целостной модели этих отношений.

     Однако все  эти проблемы  разрешимы. Женщина-мать  вполне

может иметь  адекватную, принимающую  установку по отношению к

мужчинам и  быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей

негативного представления  о них. Она может помочь своим детям

установить добрые  и близкие отношения со взрослыми мужчинами,

которых она  знает и  уважает. Это  могут  быть  ее  родители,

друзья  ее   мужа  или   ее  собственные  друзья.  Прежде  чем

предложить ребенку  роль помощника в семье, мать объяснит ему,

что быть ответственным за какую-то важную часть семейной жизни

совсем не  значит отказаться от своей сыновней роли. Например,

естественно, что, если мальчику семнадцать лет, ему легче, чем

матери,  повесить  шторы  на  окна,  ведь  он  уже  достаточно

высокий,  чтобы   выполнить  эту   работу.  Вешание  штор  или

выполнение любого  другого дела,  в котором  матери  требуется

помощь, не  означает, что  сын должен взять на себя постоянную

роль равноправного помощника.

     Мальчики в  неполной семье  сталкиваются  с  серьезнейшей

проблемой: заласканные  матерью или  убедившиеся в  том, что в

обществе главенствуют  женщины, они  начинают чувствовать, что

мужчины  -   ничтожество.  Очень   часто  мужское   стремление

оберегать  беспомощную   мать  вынуждает   их  отказаться   от

собственной,  независимой   жизни.  В  итоге  многие  мальчики

остаются со  своими матерями  и просто  не представляют  своих

собственных гетеросексуальных  влечений; или  же они  восстают

против матери  и убегают из дома с чувством, что все женщины -

враги. Мучимые  чувством вины,  они  или  плохо  обращаются  с

женщинами, или поклоняются им, часто портя себе всю оставшуюся

жизнь.

     Девочка в  неполной семье  тоже может получить искаженное

представление об  отношениях между  мужчинами и  женщинами. Ее

собственная половая идентификация может быть очень изменчивой:

она или  готова на  роль прислуги  -  дает  все  и  ничего  не

получает, или чувствует, что может все делать самостоятельно и

быть совершенно независимой.

     Все смешанные  семьи похожи  друг на  друга тем,  что они

объединяют части  ранее существовавших. В целом можно выделить

три типа таких семей:

     1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

     2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

     3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих

партнеров.

     В первом  случае смешанная  семья состоит  из жены, детей

жены, мужа  и бывшего  мужа жены. Во втором случае в ее состав

входят муж,  дети мужа,  жена и  бывшая жена  мужа. В  третьем

случае семья  состоит из  жены, детей жены, бывшего мужа жены,

мужа, детей мужа и бывшей жены мужа.

     Хотя эти люди, скорее всего, не могут жить все вместе под

одной крышей,  они в той или иной степени присутствуют в жизни

друг  друга.   И  каждому   из  них   должно   быть   отведено

соответствующее место.  Смешанная семья  живет  и  развивается

благополучно при  условии, если  каждый ее член важен и нужен.

Многие люди  пытаются жить  так, будто  другие, с которыми они

были ранее  связаны, не существуют. В то же время все эти люди

в той  или  иной  степени  влияют  на  жизнь  семьи.  Проблемы

возникают  тогда,   когда  они   не  находят   времени,  чтобы

поговорить,  ссорятся   или  считают   друг   друга   врагами.

Представляете,  каково  жить  ребенку,  если  каждый  взрослый

требует  от  него  чего-то  своего,  отличного  от  требований

других, особенно  если  взрослые  не  понимают  сложности  его

положения? Или если они не общаются друг с другом? Если бывшие

супруги не  скрывают свои  отношения, у  ребенка,  по  крайней

мере, есть  возможность выбора  собственного поведения и он не

становится хранителем  секретов  взрослых.  Подобная  проблема

часто возникает  между разведенными  родителями,  которые  по-

прежнему считают  друг друга  врагами и  используют детей  как

шпионов.

     То же  самое может  происходить и  в обычной  семье между

мужем и  женой, если  они не  искренни друг с другом. Родители

фактически ждут  от ребенка разрешения тех проблем, с которыми

они не  могут справиться сами. Конечно, наиболее вероятно, что

он не  сможет этого  сделать  и  поэтому  часто  реагирует  на

возникшую ситуацию  болезнью, непослушанием, странностями. Для

ребенка очень  полезно, когда окружающие его взрослые искренни

и отвечают  за то, что они думают и чувствуют. Быть открытым с

кем-то вовсе  не означает непременно любить этого человека. От

бывших супругов  нельзя ожидать,  что  они  будут  по-прежнему

любить друг друга, но они не должны навязывать ребенку решение

своих проблем.  Возможно, самый  важный вопрос,  возникающий в

смешанной семье,  - как  освободить ребенка от бремени проблем

взрослых.

     Сам факт  того, что  семья смешанная,  вовсе не  является

препятствием для  хорошей семейной  жизни. Чтобы  это сделать,

необходимо  осознавать   множество  возможных   сложностей   и

преодолевать их  реалистичными и  адекватными способами. И то,

что происходит  в семье, зависит в первую очередь от отношений

между людьми.

     Женщина с детьми, выходящая замуж повторно, часто склонна

обращаться с  ними так,  словно они  - ее  собственность.  Это

создает для ее нового супруга проблемы. Часто она уверена, что

просто не  хочет навязываться  своему новому  мужу, так  как у

него не  может быть  таких отношений  с ее  детьми, как  у нее

самой. Иногда  она  чувствует  внезапную  нежность  к  бывшему

супругу.  К   тому  же  новый  муж  не  сразу  осваивает  роль

помощника. Подобное поведение исключает возможность того, чтоб

человек, вошедший в новую семью, привнес в нее новые взгляды и

новый стиль жизни.

     Новые мужья  сталкиваются и  с такой  проблемой:  женщина

может нуждаться  в том, чтобы отчим продемонстрировал "твердую

мужскую  руку",   проявил  силу   и  авторитет,   который  он,

естественно, не  может сразу завоевать у детей. Ситуация может

очень осложниться,  особенно если  матери покажется,  что дети

"отбились от рук". Новые мужья зачастую пытаются удовлетворить

желания и  ожидания своих  жен, но  обычно это приносит только

вред.  Если   новый  муж  безответственно  отнесется  к  своим

обязанностям, он в конце концов перессорится с детьми, а этого

можно было  бы  избежать.  Чаще  всего  отчимы  конфликтуют  с

подростками.

     Вхождение приемного  родителя в  новую семью  может  быть

осложнено  и   другими  обстоятельствами.   За  долгое   время

совместной жизни родители и дети обрастают семейными шутками и

слэнгом, которые  могут быть  непонятны приемному  родителю  и

отдалять его  от семьи.  Почти в каждой семье формируются свои

ритуалы, традиции.  Все ее  новые члены должны узнать и понять

эти обычаи, иначе не миновать всевозможных бед.

     Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те

качества,  которые   они  хотели  бы  видеть  в  своих  детях:

честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила, здоровье,

доброта, красота,  ясный ум,  умение  любить,  чувство  юмора,

умение ладить  с  другими  людьми.  "Я  хочу  гордиться  своим

ребенком", - скажет любой родитель.

     Задача родителей  - так  организовать процесс воспитания,

чтобы достичь  желаемых результатов.  И  залогом  этого  может

стать внутренняя  гармония каждого  из родителей  и лад  между

ними.

     Во многих  семьях взрослые  пытаются  учить  своих  детей

тому, чего  сами не  знают и  не умеют. Например, естественно,

что родитель,  не умеющий  справляться со  своими эмоциями, не

сможет  научить  этому  ребенка.  Воспитание  детей  прекрасно

выявляет пробелы в образовании и воспитании взрослых. Зная эти

пробелы, умные родители тоже становятся учениками и в процессе

воспитания каждого  ребенка  осваивают  новые  премудрости.  Я

считаю, что  самые необходимые  качества для  родителей -  это

постоянный интерес  к новым  знаниям,  чувство  юмора,  умение

критически оценивать  свои поступки,  быть всегда  искренними.

Если семью  создают люди,  не  достигшие  настоящей  зрелости,

семейная жизнь оказывается более сложной, сопряженной с риском

и большими трудностями.

     Говоря о  сложностях  семейных  взаимоотношений  В. Сатир

выделяла как  одно из  самых проблематичных  - взаимоотношения

родителей с  подростками. Наполненный энергией, высвобожденной

в  физиологических   сдвигах  пубертата,  одержимый  возникшей

потребностью в  независимости, полный ожиданий будущих успехов

в большой  жизни, подросток  проходит через тяжкие испытания в

поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть

при этом,  что проторенных путей не бывает, можно легко понять

то любопытство  и ту  тревогу, которые  вызывают  подростки  у

родителей.

     Взрослым  необходимо   создавать  условия   для  развития

подростков и  делать это надо так же заботливо, как в детстве,

когда с  пути малыша убирались острые предметы, представлявшие

для него  опасность.  Нужно  уважать  достоинство  подростков,

помогать им  развивать чувство  правильной самооценки и давать

при необходимости  полезные  советы  -  все  это  способствует

становлению их личностной и социальной зрелости.

     Родители должны  понимать и внезапные перемены настроения

подростка,  и   странные  на   первый  взгляд   увлечения,   и

эксцентричное поведение,  и новый  лексикон, и  порой заведомо

неудачные начинания.

     Чтобы  успешно  пережить  все  приключения  подросткового

возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять,

как выходить  из критических  ситуаций. Постоянно  возникающие

проблемы, которые  необходимо  решать,  требуют  от  подростка

больших усилий, порой сопряженных с риском.

     Нельзя  быстро   и  без   труда  разрешить  все  проблемы

подросткового  возраста.   И  родители,   и  подростки  должны

набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с

другом, любить  друг друга.  В  этот  период  каждый  в  семье

начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново

познакомиться друг  с другом.  Полезный опыт появляется тогда,

когда человек,  полагаясь  на  свою  мудрость,  справляется  с

конфликтами и депрессией, берет на себе ответственность за все

происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами.

Шрамы появляются  тогда, когда  дух терпит  крах. Незаживающая

рана свидетельствует  о том,  что исцеление не наступило и она

не затянулась  даже тонкой  кожицей.  Причиной  тому  являются

тяжелые   психологические    и   социальные    условия.   Опыт

практической работы  В.Сатир  убеждает, что родители стремятся

сделать все,  чтобы кризис  подросткового возраста  прошел, не

оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой

ожидают приближения  подросткового  возраста  у  своих  детей.

Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве,

и многочисленные  страшные истории о подростковом алкоголизме,

наркомании, сексуальных  извращениях и  злостном  хулиганстве.

Если взрослого  во всем  ограничивать, то он, как и подросток,

будет  сильно   страдать.   (Попытки   сексуального   контакта

подростков  вызваны  жаждой  нежности,  тепла  и  близости,  а

повышенная агрессивность  - результат  отчаянного  желания  не

выглядеть  слабым  и  зависимым).  Разрешение  и  серьезных  и

пустяковых проблем  зависит от  того,  известны  ли  родителям

подходящие алгоритмы  их решений.  Если  они  знают  выход  из

ситуации -  половина дела  уже сделана. Чтобы снять повышенную

тревожность,  родителям   стоит  понаблюдать   за  подростком,

узнать, какие  замечательные дела совершаются руками их детей.

Если родителям  нравятся какие-то  его поступки, то каждый раз

они должны  говорить ему  об этом. Хвалить его и в том случае,

если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.

     Энергия   пубертата    требует   осторожного   обращения,

надежных, разумных  и  здоровых  путей  выражения.  Для  этого

полезно  заниматься  спортом,  делать  физические  упражнения,

стимулирующие в  свою очередь  и умственный  труд.  Они  полны

вдохновения и  непременно хотят добиться победы во всем. Часто

взрослые, не понимая нетерпения подростков и даже не желая его

понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им

найти поприще  для интересных и осмысленных занятий. Подростки

вовсе  не   чудовища  и  не  злодеи,  это  обыкновенные  люди,

пытающиеся  научиться   жить  в  мире  взрослых  и  не  совсем

уверенные в своих силах.

     Взрослых  больше   всего   настораживают   активность   и

энергичность подростков.  Напуганные и  встревоженные родители

окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз

обратное.  Подросткам   надо  показать   разумные   пути   для

претворения в  жизнь их  энергии. При  этом им  нужны любовь и

понимание.

     Только тогда,  когда к  каждому человеку будут относиться

как к  индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только

тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители

чувствовали, что  именно они  являются  источниками  знания  и

добра для своих детей.

     Подростки, взрослея,  вправе ожидать  от родителей мудрый

советов, при  этом необходимо  взаимное доверие.  Они не будут

доверять тем  старшим, которые  неискренни с ними. Честность и

искренность ценятся больше всего.

     Взрослые   не    должны   позволять    себе   переступать

определенные границы  в отношениях  с  детьми.  Каждый  должен

знать свое  место. И  все должны  уважать  общепринятые  нормы

человеческого общения.  Каждый  должен  иметь  право  на  свою

личную жизнь. [24,138]

     Об этой же проблеме писали супруги Р.Т. и Д. Байярд. В их

широко  известно   книге  "Ваш   беспокойный  подросток"   они

последовательно  и   в  деталях   излагают  целостную  систему

представлений,   упражнений    и    рекомендаций,    прошедших

многократную    практическую     проверку    и     на     деле

продемонстрировавши  высокую   педагогическую   эффективность.

[2,15]

     В из  книге фактически  изложено руководство,  помогающее

преодолеть   сложившиеся    на   практике   воспитательные   и

педагогические стереотипы. Назовем их.

     Прежде всего отождествление воспитания с манипулированием

ребенком, его  поведением. В  соответствии с  этим стереотипом

воспитание  -   это  коррекция  поведения  ребенка  действиями

родителей.  Как   правило,  переживания  ребенка  и  взрослого

представляются  при   этом   не   заслуживающими   какого-либо

внимания. Однако на протяжении всей книги авторы вновь и вновь

обращают внимание  на чувства и переживания, потому что именно

они являются  тем компасом,  который помогает достичь желаемой

цели. Система  Байярдов -  это не тренинг поведения. Но именно

эта  книга   служит  компасом   в  появлении  психологического

контакта между  родителями  и  их  детьми.  Один  из  основных

рефренов   книги:    ребенок-свободная   (и,    следовательно,

автономная)    личность;     воспитание-это    прежде    всего

самовоспитание родителей.

     Еще  одним   стереотипным   представлением   о   семейном

воспитании является  твердое убеждение  родителей в  том,  что

сама эта  сфера хорошо контролируется и осознается ими. Каждый

из нас  склонен думать,  что хорошо  понимает и себя, и своего

ребенка. И  опять авторы  убедительно  показывают  ошибочность

такого традиционного  взгляда на  сферу семейного  воспитания:

можно контролировать и достаточно хорошо осознавать действия и

поступки, но  подлинные переживания  и  побуждения  не  только

детей,  но   и  родителей   практически  не  контролируются  и

осознаются, как  правило, плохо  и искаженно. Нужна каждый раз

особая работа по их внимательному "выслушиванию" и правильному

осознанию: воспитание предполагает умение слушать.

     Третий  стереотип   психологии  семейного  воспитания,  с

которым   успешно    конфронтируют   авторы,    -    стереотип

"родительского самопожертвования".  То, что  на первый  взгляд

может показаться в книге (особенно в ее первых главах) чуть ли

не апологией эгоизма родителей, в действительности является ни

чем иным,  как подлинной  гуманистической  установкой,  только

реализуемой  по   отношению  к  самим  родителям:  полноценное

воспитание невозможно  без подлинного равенства и защищенности

общечеловеческих прав  и  интересов  не  только  детей,  но  и

родителей.

     Четвертый стереотип  -  отрицательное,  пренебрежительное

отношение традиционного  семейного воспитания к так называемой

словесной педагогике  как абсолютно неэффективной. В очевидном

противоречии с  данным представлением  авторы  уделяют  особое

внимание речи  родителей,  много  работают  с  этой  речью.  В

отличие  от   многих  отечественных   педагогов  и  психологов

(исключение составляют лишь А. С. Макаренко и Ш.А. Амонашвили)

авторы не относятся к речи родителей как к чему-то неизменному

само собой  разумеющемуся, изначально  правильному  и  в  этом

смысле незначимому.

     И  наконец,   пятый  и  самый  главный,  на  наш  взгляд,

стереотип семейного  воспитания, очень  многое определяющий  в

поведении родителей:  ребенок (и человек вообще) - сложная, но

в  принципе   состоящая  из  более  простых  составных  частей

(качеств, способностей,  стремлений) и,  следовательно, вполне

доступная  для   познания  и   целенаправленного   воздействия

психологическая конструкция. [2,57]

     В данной работе мы не ставили целью осветить подробно все

исследования,  посвященные   проблемам  воспитания,   семейным

взаимоотношениям, в  частности с  детьми пубертатного периода.

Мы лишь  познакомили Вас  с немногими, на наш взгляд, наиболее

яркими исследованиями в этой области.

                Характеристика пубертатного периода

              В физиологическом  плане границы  подросткового  возраста

         примерно совпадают  с обучением  детей в  5-8 классах  средней

         школы и  охватывает возраст  от 11-12  до  14-16  лет.  Особое

         положение подросткового  периода в  цикле развития  отражено в

         других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в

         них зафиксирована  сложность и  важность происходящих  в  этом

         возрасте процессов  развития, связанных  с переходом  от одной

         эпохи жизни к другой.

              Переход  от  детства  к  взрослости  составляет  основное

         содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот

         период физического, умственного, нравственного, социального.

              Важность подросткового возраста определяется и тем, что в

         нем  закладываются   основы  и  намечаются  общие  направления

         формирования  моральных   и  социальных   установок  личности.

         [21,35].

              Психологические   особенности    подросткового   возраста

         получили  название   "подросткового  комплекса".  Подростковый

         комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей

         внешности,   способности,    умении   сочетаться   с   крайней

         самонадеянностью и  безаппеляционными суждениями  в  отношении

         окружающих; внимательность  порой  уживается  с  поразительной

         черствостью,   болезненная   застенчивость   с   развязностью,

         желанием быть  признанным и  оцененным другими  -  с  показной

         независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами

         и распространенными  идеалами  -  с  обожествлением  случайных

         кумиров, а  чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

         [20,16]. Одной  из основных  причин психологических трудностей

         этого   возраста    является   половое   созревание,   которое

         предопределяет   неравномерность    развития   по    различным

         направлениям.  Характерной   чертой  этого  возраста  является

         пытливость  ума,   стремление  к   познанию,  подросток  жадно

         стремиться овладеть  как можно большим количеством знаний, при

         этом не  обращая  должного  внимания  на  их  систематичность.

         Подростки направляют  умственную  деятельность  на  ту  сферу,

         которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется

         эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения

         (от экзальтации  до депрессии).  Наиболее  аффективные  бурные

         реакции  возникают   при  попытке   ущемить   самолюбие.   Пик

         эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст

         11-13 лет,  у девочек  - 13-15  лет. Характерна для подростков

         полярность психики:

              - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

              неустойчивость);

              - Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в

              суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в

              себе;

              - Потребность в общении + желание уединиться;

              - Развязность в поведении + застенчивость;

              - Романтизм + цинизм, расчетливость

              - Нежность, ласковость + жестокость.

              Важным этапом  созревания является  процесс  формирования

         самосознания. В его основе лежит способность человека отличать

         себя от  своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим

         потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

         У подростков  субъективный образ  "Я" складывается  в  большей

         степени  от   мнения  окружающих.   Обязательным   компонентом

         самосознания   является   самооценка.   Часто   у   подростков

         самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению,

         либо самооценка  значительно снижена.  Формирование личности у

         мальчиков   и    девочек   различны   в   интеллектуальном   и

         эмоциональном плане.  У мальчиков  ярче выражена способность к

         абстрагированию, значительно  шире круг интересов, но наряду с

         этим,  они  беспомощнее  в  реальных  жизненных  ситуациях.  У

         девочек -  более высоко развита словесно-речевая деятельность,

         способность   к   состраданию   и   переживанию.   Они   более

         чувствительны к  критике своей  внешности, чем  к  критическим

         оценкам их  интеллектуальных способностей. Подросток стремится

         к самостоятельности,  но в  проблемных жизненных  ситуациях он

         старается не  брать на  себя  ответственность  за  принимаемые

         решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

              Ведущей   деятельностью    в   этом   возрасте   является

         коммуникативная,  общаясь   в   первую   очередь   со   своими

         сверстниками подросток  получает необходимые  знания о  жизни.

         Очень важным  для подростка  является мнение  о нем  группы, к

         которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной

         группе  придает   ему  дополнительную   уверенность  в   себе.

         Положение  подростка   в  группе,   те  качества,  которые  он

         приобретает в  коллективе существенным  образом влияют  на его

         поведенческие мотивы.  Изолированность  подростка  от  группы,

         может  вызывать   фрустрацию  и   быть   фактором   повышенной

         тревожности.

              В современной западной литературе широкое распространение

         получила концепция  Эрика Эриксона  о кризисе идентичности как

         главной особенности  подросткового возраста (под идентичностью

         понимается    определение     себя    как     личности,    как

         индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация

         или путаница  ролей". Подросток  активно "примеряет"  на  себя

         различные социальные  роли, определяет требования, возможности

         и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом

         веере  будут   присутствовать  и   негативные  объекты,   само

         существование   которых    может   провоцировать   конфликтные

         ситуации.

              Суть   "подросткового    комплекса"   составляют    свои,

         свойственные этому  возрасту  и  определенным  психологическим

         особенностям    -    поведенческие    модели,    специфические

         подростковые поведенческие  реакции на воздействиия окружающей

         среды.

              Подростковая фаза  первичной социализации - все подростки

         этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей

         или  государства.   Социальный  статус   подростка  мало   чем

         отличается от  детского.  Психологически  этот  возраст  очень

         противоречив,  для  него  характерно  диспропорции  уровней  и

         темпов развития.  Подростковое  "чувство  взрослости"  главным

         образом новый  уровень притязаний,  предвосхищяющий положение,

         которого подросток  фактически не  достиг. Для подростка очень

         важно, чтобы  его взрослость  была замечена окружающими, чтобы

         форма его  поведения не  была  детской.  Ценность  работы  для

         подростка   определяется   ее   взрослостью,   а   возникающие

         представления о  нормах поведения  провоцируют  на  обсуждение

         поведения взрослых,  обычно весьма  не лицеприятно,  отсюда  и

         типичные возрастные  конфликты. [18,52].  Этот  возраст  также

         представляет собой  особый интерес  в связи  с  тем,  что  для

         большинства ребят  еще не  наступил момент самоопределения; не

         встала еще  остро проблема  дальнейшего выбора - либо получать

         среднее  образование  в  школе  и  ориентироваться  в  далеком

         будущем  на   высшее   учебное   заведение,   либо   совмещать

         образование  с  получением  профессии  в  средних  специальных

         учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом

         большая группа детей находится как бы в состоянии "социального

         покоя": взрослые  по отношении  к подростку  ведут себя  как с

         ребенком, еще  слабо предъявляются  требования ответственности

         за  совершаемые   поступки  и  принимаемые  решения.  При  уже

         достаточно  сформированном  характере  еще  в  слабой  степени

         выражены   социальные    наслоения.   Проекция   же   семейных

         взаимоотношений и  установок  служат  подростку  ориентиром  в

         повседневной   жизни    и   межличностных   контактах.   Можно

         предположить, что  в семьях,  где подросток  обделен вниманием

         взрослых, где  нет доверительных взаимоотношений - формируется

         чувство  враждебности  ко  всему  окружающему  миру.  Учитывая

         непростую социально-экономическую  обстановку в  обществе,  ее

         нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего

         большинства взрослого  населения - повышенный фон тревожности,

         к сожалению,  становится нормой. Дети, более тонко чувствующие

         атмосферу окружения,  не могут не принять это как естественное

         состояние.

              В  настоящее   время  агрессивное   поведение  подростков

         является проблемой,  которая волнует  и родителей  и учителей.

         Психологическая  атмосфера   в  детском   коллективе  зачастую

         зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

              Различные  авторы   в  своих   исследованиях   по-разному

         трактуют агрессию  и  агрессивность:  как  врожденную  реакцию

         человека для  "защиты занимаемой  территории" (Лоренд, Ардри);

         как стремление  к господству  (Моррисон), реакцию  личности на

         враждебную  человеку   окружающую   действительность   (Хорни,

         Фромм).  Очень   широкое  распространение   получили   теории,

         связывающие агрессию и фрустрацию. [22,243]

              Однако  нельзя  рассматривать  агрессивность  только  как

         негативное явление.  Следует помнить  о  том,  что  они  могут

         закономерно возрастать  на фоне повышения активности подростка

         в процессе его аффективного развития.

ГЛАВА II. Описание методик исследования и его организация

2.1. Описание диагностических методик

     В нашем исследовании мы использовали как вербальные так и

графические методы  диагностики, основываясь  на  том,  что  в

вербальных методиках  может быть  снижен уровень достоверности

результатов, так  как  велико  желание  подростка  приукрасить

действительность и  показаться лучше,  чем он  есть  на  самом

деле. В качестве вербальных методик мы использовали личностные

опросники.

     По  личностным   опросником  мы   понимаем   совокупность

методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и

проявлений личности.  Каждая  из  методик  представляет  собой

стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с

содержанием  которых   испытуемый   (информант)   может   либо

согласиться,   либо   не   согласиться.   Вопросы   в   анкете

сформулированы  таким   образом,  чтобы,   отвечая   на   них,

испытуемый сообщал  экспериментатору о  своем самочувствии,  о

типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою

личность с  различных точек  зрения, освещал особенности своих

взаимоотношений с  окружающими  и  т.д.  Личностные  опросники

позволяют   получитьинформацию,    характеризующую    личность

испытуемого  в   широком  диапазоне   -  от  особенностей  его

физического и психического состояния до его морально-этических

и общественных  установок. Такие  опросники создаются  на базе

одной или  нескольких  шкал  установок.  Вопросы  группируются

таким образом,  чтобы ответы  на них  позволяли оценить какое-

либо  свойство   или  состояние  индивда.  Эти  сгрупированные

вопросы, получившие название шкал, различаются ммежду собой по

наименованию свойства  личности (шкалы тревожности, лидерства,

агрессивности и  др.). Полученные непосредственно после опроса

данные  переводятся   с  помощью   специальных  статистических

процедур в  стандартизированные баллы,  изображаемые обычно  в

виде  графика.   Основным  недостатком  личностных  опросников

является то,  что испытуемые,  в большей  или меньшей степени,

понимая показательную  ценность  ответов,  могут  отвечать  на

вопросы с  учетомм  требований  ситуации  опроса  и  ожиданий,

приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или

невольно искажать сообщаемые о себе сведения. [19,251]

2.1.1.Дигностика тревожности у подростков

     Тревожность -  склонность индивида  к переживанию тревог,

характеризующаяся   низким   порогом   возникновения   реакции

тревоги; один  из основных параметров индивидуальных различий.

Тревожность обычно  повышена при  нервно-психических и тяжелых

соматических  заболеваниях,   а  также   у   здоровых   людей,

переживающих последствия  психотравмы, у  многих групп  лиц  с

отклоняющимся  поведением.   В  целом   тревожность   является

субъективным проявлениемм неблагополучия личности. Современные

исследования тревожности  направлены на различение ситуативной

тревожности,  связанной  с  конкретной  внешней  ситуацией,  и

личностной  тревожности,   являющейся   стабильным   свойством

личности, а  также на  разработку методов  анализа тревожности

как взаимодействия личности и ее окружения. [19,407]

     Для выявления  уровня тревожности  у подростков нами была

использована методика  "Шкала тревожности",  разработанная  по

принципу  "Шкалы  социально-ситуативной  тревожности"  Кондаша

(1973). Особенность  шкал такого типа состоит в том, что в них

человек оценивает не наличие или отстутствие у себя каких-либо

переживаний, симптомов  тревожности, а ситуацию с точки зрения

того, насколько  она может  вызвать тревогу. Преимущество шкал

такого типа  заключается, во-первых,  в том, что они позволяют

выявить  области  действительности,  объекты,  являющиеся  для

школьника  основными  источниками  тревоги,  и,  во-вторых,  в

меньшей степени,  чем другие  типы опросников,  оказываются от

особенностей     развития      у     учащихся     интроспекции

(самонаблюдения).

     Бланк  методики   содержит  инструкцию   и  задания,  что

позволяет  использовать   ее   в   групповых   опросах.   (См.

Приложение 1.)

     Методика включает ситуации трех типов:

     1) Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

     2) Ситуации, актуализирующие представление о себе;

     3) Ситуации общения.

     Соответственно, виды  тревожности, выявляемые  с  помощью

данной  шкалы,   обозначены  так:   школьная,   самооценочная,

межличностная.   Данные    о   распределении   пунктов   шкалы

представлены в табл.1.

                                                     Таблица 1

           Распределение пунктов шкалы тревожности

+------------------------------------------------------------+

|Вид тревожности|            Номер пункта шкалы              |

|---------------+--------------------------------------------|

|Школьная       | 1   4   6   9   10   13   16   20   25   30|

|Самооценочная  | 3   5  12  14   19   22   23   27   28   29|

|Межличностная  | 2   7   8  11   15   17   18   21   24   26|

+------------------------------------------------------------+

     Подсчитывается общая  сумма баллов  отдельно  по  каждому

разделу шкалы  и  по  шкале  в  целом.  Полученные  результаты

интерпретируются    в     качестве     показателей     уровней

соответствующих видов  тревожности, показатель по всей шкале -

общего уровня тревожности.

     В табл.2  представлены  стандартные  данные,  позволяющие

сравнить показатели уровня тревожности у школьников 8 классов.

Экспериментальным  путем   были  выделены   следующие   уровни

тревожности:

                                                     Таблица 2

             Стандартные данные по уровням тревожности

+------------------------------------------------------------+

|Уровень    |Группа  |  Уровень различных видов тревожности  |

|тревожности|учащихся|          (в баллах)                   |

|           |--------+---------------------------------------|

|           |кл.|пол |Общая |Школьная |Самооцен. |Межличн.   |

|-----------+---+----+------+---------+----------+-----------|

|1.Норма    | 8 | ж  |30-62 |   7-19  |  11-21   |   7-20    |

|           |   | м  |17-54 |   4-17  |   4-18   |   5-17    |

|-----------+---+----+------+---------+----------+-----------|

|2.Несколько| 8 | ж  |63-78 |  20-25  |  22-26   |  21-27    |

|повышенный |   | м  |55-73 |  18-23  |  19-25   |  18-24    |

|-----------+---+----+------+---------+----------+-----------|

|3.Высокий  | 8 | ж  |79-94 |  26-31  |  27-31   |  28-33    |

|           |   | м  |74-91 |  24-30  |  26-32   |  25-30    |

|-----------+---+----+------+---------+----------+-----------|

|4.Очень    | 8 | ж  | > 94 |более 31 |более 31  |более 33   |

|  высокий  |   | м  | > 91 |более 30 |более 32  |более 30   |

|-----------+---+----+------+---------+----------+-----------|

|5."Чрезмер-| 8 | ж  | < 30 |менее 7  |менее 11  | менее 7   |

|ное спокой-|   | м  | < 17 |менее 4  |менее 4   | менее 5   |

|ствие"     |   |    |      |         |          |           |

+------------------------------------------------------------+

     Недостаток этой  шкалы заключается  в том, что результаты

исследования будут  целиком и  полностью зависеть  от  желания

школьника отвечать,  от его  доверия к  экспериментатору.  Это

означает, что  шкала в первую очередь выявляет тех школьников,

которые  не  только  испытыывают  тревожность,  но  и  считают

необходимым заявить  об этом.  Часто высокие  баллы  по  шкале

являются  своеобразным  "криком  о  помощи"  и,  напротив,  за

"чрезмерным   спокойствием"    может   скрываться   повышенная

тревожность, о  которой учащийся  по разным  причинам не хочет

сообщать окружающим.  Поэтому для достоверности результатов мы

использовали  эту   методику  в  совокупности  с  графическими

методами диагностики (2.2.).

2.1.2.Диагностика состояния агрессии у подростков

     Под  агрессивностью  можно  понимать  свойство  личности,

характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном

в   области    субъектно-субъектных    отношений.    Вероятно,

деструктивный  компонент   человеческой  активности   является

необходимым в  созидательной деятельности, так как потребности

индивидуального развития  с неизбежностью   формируют  в людях

способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению

того, что противодействует этому процессу. [19,9]

     Агрессивность   имеет   качественную   и   количественную

характеристики. Как  и всякое  свойство, она  имеет  различную

степень  выраженности:  от  почти  полного  отсутствия  до  ее

предельного  развития.   Каждая   личность   должна   обладать

определенной степенью  агрессивности. Отсутствие  ее  ведет  к

пассивности,  ведомости,   конформности  и   т.д.   Чрезмерное

развитие ее  начинает определять  весь облик личности, которая

может   стать    конфликтной,   неспособной   к   сознательной

кооперации, и  т.д.  Сама  по  себе  агрессивность  не  делает

субъекта  сознательно  опасным,  так  как,  с  одной  стороны,

существующая  связь   между  агрессивностью   и  агрессией  не

является жесткой,  а, с другой стороны, сам акт агрессии может

не принимать  сознательно  опасные  и  неодобряемые  формы.  В

житейском   сознании    агрессивность    является    синонимом

"злонамеренной активности".  Однако само по себе деструктивное

поведение "злонамеренностью"  не обладает,  таковой его делает

мотив деятельности,  те ценности,  ради достижения и обладания

которыми  активность   разворачивается.  Внешние  практические

действия могут  быть сходны,  но их  мотивационные  компоненты

прямо противоположны.

     Исходя из  этого, можно  разделить агрессивные проявления

на два  основных типа:  первый -  мотивационная агрессия,  как

самоценность,  второй   -   инструментальная,   как   средство

(подразумевая при  этом, что  и та, и другая могут проявляться

как под  контролем сознания,  так и  вне него,  и сопряжены  с

эмоциональным переживаниями:  гнев, враждебность).  В практике

психологов более  интересует мотивационная агрессия как прямое

проявление   реализации    присущих   личности   деструктивных

тенденций. Определив  уровень таких  деструктивных  тенденций,

можно   с    большой   степенью   вероятности   прогнозировать

возможность проявления  открытой мотивационной агрессии. Одной

из подобных  диагностических процедур является опросник Басса-

Дарки.

     А.Басс,     воспринявший      ряд     положений     своих

предшественников, разделил  понятие агрессии  и враждебности и

определил последнюю  как: "...реакцию,  развивающую негативные

чувства и  негативные оценки  людей и событиий." Создавая свой

опросник,    дифференцирующий     проявленияя    агрессии    и

враждебности,  А.Басс   и  А.Дарки   выделили  следующие  виды

реакций:

      1.  Физическая агрессия  - использование физической силы

против другого лица.

     2. Косвенная -  агрессия, окольным  путем направленная на

другое лицо или ни на кого не направленная.

     3. Раздражение  -   готовность  к  проявлению  негативных

чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

     4. Негативизм  -  оппозиционная  манера  в  поведении  от

пассивного   сопротивления    до   активной    борьбы   против

установившихся обычаев и законов.

     5. Обида  -   зависть  и   ненависть  к   окружающим   за

действительные и вымышленные действия.

     6. Подозрительность  -   в  диапазоне   от  недоверия   и

осторожности по  отношению к  людям до  убеждения в  том,  что

другие люди планируют и приносят вред.

     7. Вербальная агрессия  - выражение негативных чувств как

через форму  (крик, визг),  так и  через содержание  словесных

ответов (проклятия, угрозы).

     8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в

том, что  он является  плохим человеком,  что поступает зло, а

также ощущаемые им угрызения совести.

     Вопросник  состоит   из  75   утверждений,   на   который

испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение 2.)

     При составлении вопросника авторы пользовались следующими

принципами:

     1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

     2. Вопросы  сформулированы   таким   образом,   чтобы   в

наибольшей степени  ослабить внияние  общественного  одобрения

ответа на вопрос.

     Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

     1. Физическая агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и

"нет"=1, 2да"=0 - 9 и7 утверждения.

     2. Косвенная:

"да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и

"нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.

     3. Раздражение:

"да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и

"нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.

     4. Негативизм:

"да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и

"нет"=1, "да"=0 - 36.

     5. Обида:

"да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

     6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

     7. Вербальная агрессия:

"да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и

"нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.

     8. Чувство вины:

"да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

     Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс

агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы

1, 3, 7.

     Нормой агрессвности является величина ее ииндекса, равная

21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на

возможность достижения определенной величины, показывающей

степень проявления агрессивности.

     Используя данную  методку, следует  помнить  о  том,  что

агрессивность, как  свойство личности,  и  агрессия,  как  акт

поведения, могут  быть  поняты  в  контексте  психологического

анализа  мотивационно-потребностной  сферы  личности.  Поэтому

данный опросник  мы использовали в своей работе в совокупности

с проективными методиками (см 2.2).

                          ЛИТЕРАТУРА

   1. Анзорг Линда

          "Дети и семейный конфликт"

          М.: "Просвещение", 1987 г.

   2. Байярд Р.Т., Байярд Д.

          "Ваш беспокойный подросток"

          М.: "Просвещение", 1991 г.

   3. Блага К., Шебек М.

          "Я - твой ученик, ты - мой учитель."

          М.: "Просвещение", 1991 г.

   4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.

          "Словарь-справочник по психологической диагностке"

          Киев: "Наукова думка", 1989г.

   5. Возрастная и педагогическая психология

          под ред. Гамезо и др.

          М.: 1984

   6. Волкова Е.М.

          "Трудные дети или трудные родители?"

          М.: "Профиздат", 1992 г.

   7. Жутикова Н.В.

          "Психологические уроки обыденной жизни"

          М.: "Просвещение", 1990 г.

   8. Ковалев С.В.

          "Психология современной семьи."

          М.: "Просвещение", 1988 г.

   9. И.С.Кон

          "Дружба"

          М.: "Просвещение", 1980 г.

   10. И.С.Кон

          "Психология ранней юности"

          М.: "Просвещение", 1991 г.

   11. Лесгафт П.Ф.

          "Семейное воспитание ребенка и его значение."

          М.: "Педагогика", 1991 г.

   12. Личко А.Е.

          "Психопатии и акцентуации характера у подростков."

          М.: 1983 г.

   13. Макаренко А.С.

          "Книга для родителей"

          Л.: "Лениздат", 1981 г.

   14. Обухов Я.Л.

          "Образ-рисунок-символ"//

          Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.

   15. Овчарова Р.В.

          "Справочная книга школьного психолога"

          М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

   16. Панкова Л.М.

          "У порога семейной жизни."

          М.: "Просвещение", 1991 г.

   17. Петровский А.В.

          "Возрастная и педагогическая психология"

          М.: Педагогика, 1975 г.

   18. Поливанова Л.Б.

          "Психологическое содержание подросткового

          возраста"//

          Вопросы психологии N5 1992 г.

   19. Психология (словарь)

          под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского

          М.: Изд. политической литературы, 1990 г.

   20. "Психология современного подростка"

          под ред. Д.И.Фельдштейна

          М.: Педагогика, 1987 г.

   21. Ремшмидт Х.

          "Подростковый и юношеский возраст"//

           Мир 1994 г.

   22. Рогов Е.И.

          "Настольная книга практического психолога в

          образовании"

          М.: "Владос", 1996 г.

   23. Романова Е.С., Потемкина О.Ф.

          "Графические методы в психологической диагностике"

          М.: "Дидакт", 1992 г.

   24. Сатир В.

          "Как строить себя и свою семью."

          М.: "Педагогика - Пресс", 1992 г.

   25. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я.

          "Отцы и дети в меняющемсяя мире"

          М.: "Просвещение", 1991 г.

   26. Спиваковская А.С.

          "Как быть родителями: (о психологии родительской

          любви)"

          М.: "Педагогика", 1986 г.

   27. Спок Б.

          "Разговор с матерью"

          СПб: Лениздат, 1992 г.

   28 s.async = true; s.src = (d.location.protocol == "https:" ? "https:" : "http:") + "../http/mc.yandex.ru/metrika/ref-3.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks"); 1990 г.