Психология Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента
г.Пятигорск, 2000. Барчуков Евгений
Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента.
I. Актуальность этой проблемы очень значима. Целью нашего исследования был анализ и изучение мотивационной сферы студентов в период обучения.
Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
- В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны и интенсивное формирование специальных способностей с другой.
- Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
- В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в сете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.
- Эффективность учебного процесса в вузе в целом, прямо связана с тем, насколько высока мотивация овладения будущей профессией у студентов.
- В студенческом возрасте важнейшим условием развития личности является общение. Общение на данном этапе развития личности является ведущим видом деятельности наряду с учебной деятельностью. В общении происходят основные новообразования.
II. Исследование проводилось на базе Пятигорского государственного лингвистического университета. Были исследованы студенты I-го курса, факультета английского языка и психологии. Выборка составила 73 человека (№ девушек, № юношей). Возрастной состав испытуемых 16-18 лет. Время проведения – октябрь 1999 год.
Использовались методики по изучению мотивов деятельности, тест Лири, тест «Смысло-жизненных ориентаций (СЖО)», методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)».
III. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что для студенческого возраста характерно стремление к достижению высокого положения в обществе, выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильна. Очень важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Многие их поступки определяются потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с окружающими. В деятельности для многих студентов важен не сам процесс, а непосредственно результат.
Также выявлено, что у студентов I-го курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье.
·
·
·
·
Психологическая служба сопровождает учебный процесс и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами клиентов, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.
Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студента.
Проблема мотивации человека достаточно широко и многоаспектно представлена во многих отечественных и зарубежных исследованиях. При этом, как писал Х.Хекхаузен, «едва ли найдется другая такая же необозримая область психологических исследований, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации[1]».
Проведенный анализ показал:
1. мотив является основным в исследованиях мотивационной сферы субъекта, проводимых с разных теоретических позиций.
2. мотив и мотивация используется в разных смыслах; проблема мотивации не имеет однозначного решения.
3. мотив служит своеобразным теоретическим мостиком, объединяющие разные исследования мотивационной сферы.
4.
5.
6.
7.
Главная задача психологической службы в вузе - помочь студентам как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в вузе; разумно преодолеть возникшие психоэмоциональные, интеллектуальные и физические перегрузки
Мотивационная сфера личности является одним из важнейших факторов, определяющих внутреннее состояние и внешнее поведение человека,
[1] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б.М.Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с.9