Психолого-педагогическая характеристика на класс

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ, В СОСТАВ КОТОРОЙ ВХОДИТ 5-Б КЛАСС

   МОУ  ТСШ № 3  им. А. П. Чехова находится в г. Тирасполь по улице Карла Маркса 180, в районе Приднестровского Государственного Университета.

   Школа рассчитана на 670 учеников. Фактически в ней обучаются  613 учащихся. Школа работает в одну смену. На территории школы есть благоустроенные площадки для занятий физической культурой и спортом. В школьном дворе так же находятся трудовые мастерские.

   Школьный коллектив объединил в себе людей разных профессий. Это педагоги, воспитатели, медики, бухгалтера, библиотекари, повара, и т.д.

   Школа подшефная отряду Спецназ Скорпион. Военнослужащие бывают частыми гостями  на общешкольных линейках  и мероприятиях.    

   Связь семьи и школы проходит в тесном контакте учителей с родителями. Для этого кроме дней открытых дверей в школе проводятся различные мероприятия для родителей. Это классные и общешкольные собрания, беседы и родительские ликбезы, праздничные встречи, концерты, «сладкие столы» и т.д. Совместная работа по благоустройству территории способствует улучшению взаимоотношений педагогического состава с родителями ребят.

   Школа принимает активное участие в жизни школы, поддерживает  и благоустраивает прилежащую вокруг школы территорию.

   Учителя Тираспольской средней школы №3 пользуются заслуженным уважением среди селян и коллег из других школ. Крепкий, здоровый коллектив управляется директором школы Барановым Александром Анатольевичем, который с большой заботой опекает не только ребят, но и всех сотрудников ТШИ №3.

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КЛАССА

   В 5-Б классе 29 учащихся. Из них 13 мальчиков и 16 девочек. Ребятам от 10 до 12 лет.

   Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы, мачехи. Дети воспитываются  в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

   Класс сформирован 2005 году. Классный руководитель: Чеглокова Евгения Валерьевна – преподаватель русского языка и литературы. Классное руководство ведет первый год. Личностными качествами классного руководителя является общительность и чуткий подход к каждому ребенку.

   Преобладающий стиль руководства – демократический.

   5-Б класс это сложившийся активный, энергичный коллектив. Основная масса ребят добросовестны, старательны и ответственны. Активно участвуют во всех общешкольных, классных и  внеклассных мероприятиях, посещают различные кружки и спортивные секции.

   По сравнению с прошлым годом уровень успеваемости заметно снизился, что может быть связано с большей свободой в 5 классе; сказывается снижение мотивации к обучению подросткового периода, а так же влияние неформальных лидеров в классе и в школе.

   В целом можно наблюдать небольшое снижение поддержки педагогов со стороны родителей, которые стали меньше интересоваться детьми.

  

В общем класс управляем и обучаем. В классе 1-отличник; 14-хорошистов; 14 человек учатся на «3» и «4»;

   Староста класса Гурьевская Нина – отличница учебы, в работе с классом инициативна. Есть неформальный лидер Зима Сергей – умеющий подчинить себе ребят в классе. Он общителен, дерзок, требователен к другим. Сергей обладает отличными  организаторскими способностями, но часто сам становится нарушителем дисциплины. При умелом подходе – может стать неплохим помощником для учителей.   

  

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КЛАССА

   Отношения в классе между мальчиками и девочками – дружеские. В условиях учебной деятельности и во время отдыха неформальным лидером является – Зима Сергей. Ему очень нравится оказывать помощь учителям, нравится подчинять себе людей, управлять ими. Сам Сергей на год старше всех своих одноклассников, больше общается со старшеклассниками. Физически крепок и энергичен.

   При изучении структуры и организации класса я использовал несколько методов: социометрия, наблюдение и беседа с учениками. Социометрические исследования показали, что большинство голосов получили Станилэ Юлия, Гурьевская Нина, Зима Сергей, Барышев Егор, Ютиш Анна.(причина: надежность, умение дружить, поддерживать своих товарищей). Выбирали их как мальчики, так и девочки.

   Наименьшее количество голосов набрал Максинюк Егор, т.к. он часто болеет, имеет скрытый характер, не всегда идет на контакт с одноклассниками.

   В группу «отверженных» не попал ни один ученик, что еще раз доказывает сплоченность коллектива, умение общаться, поддерживать и уважать друг друга. Это все подтверждает то, что для 5 «Б» класса очень важно, чтобы в их коллективе царила гармония и взаимопонимание.

   В 5 «Б» классе сложилось несколько малых групп. Они разбиваются по интересам. Причина одна: формирование групп происходит на базе общих интересов и целей. Таких групп можно насчитать 4, а именно:

1. Зима Сергей, Барышев Егор, Борисов Сергей, Павловский Иван.

2. Ютиш Анна, Наврачук Ольга, Пушкарев Сергей.

3. Филимоненко Юлия, Уколова Алина, Гурьевская Нина, Куртиян Кристина.

4. Унгуряну Михаил, Юрковский Юрий, Березовский Иван, Машник Владимир, Пермяков Александр.

   Остальные ученики стараются общаться со всеми, в так называемые микрогруппы не входят.

   Эмоциональный климат в классе благоприятный. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты, слушают не ту музыку и т.д.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА, КАК КОЛЛЕКТИВА

   В классе 29 учащихся. Из них 13 мальчиков и 16 девочек.

   Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы, мачехи. Дети воспитываются  доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.

   В общем класс дружен, активен и даже новопришедшие дети из других школ уже сплотились с коллективом класса. Почти все задействованы в жизни класса и не боятся ответственности, занимаются в кружках и различных секциях. Практически все учащиеся старательны в учебе и обладают большим потенциалом в мотивации к учебе – 1 человек с отличием закончил 4 класс; 14 учатся на «4» и «5». Но есть в классе ученики, проявляющие низкий интерес к образовательному процессу в силу сложившихся  причин – слабое зрение, проблемы со здоровьем и др.

   Родители отзывчивы. Родительские собрания посещают практически в полном составе. Активно поддерживают связь со школой и классным руководителем, контролируют успеваемость и поведение своих детей.

СОСТОЯНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В КЛАССЕ

   Общий уровень дисциплины – удовлетворительный. Дисциплина  несколько снизился, по сравнению с прошлым годом.

   На уроках преподавателей с большим опытом работы, работают и ведут себя тихо весь урок. У молодых педагогов, менее опытных, ведут себя более свободно.

   Нарушителями и заводилами являются почти всегда одни и те же лица. Неформальный лидер класса – Зима Сергей, который может опоздать на урок, пропустить его или нагрубить учителю. Барышев Егор, который берет во всем с него пример и не только положительный. Другие ребята так же могут на уроке нарушать дисциплину (в зависимости от ситуации).

  

   Педагоги грамотно и умело направляют их энергию в нужное русло. Постоянно ищут индивидуальный подход к каждому ребенку.

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНОГО УЧАЩЕГОСЯ

   Борисов Сергей Александрович из семьи, где отец электрик, а мать работает врачом. Важно сказать, что Сергей в коллективе класса не является аутсайдером, но при этом его суждения не являются наиболее авторитетными для сверстников. Он, скорее является типичным представителем немногочисленной группы, отношение одноклассников к которой нельзя назвать негативным, оно лояльно и даже во многих вопросах является положительным.

   Успеваемость Сергея нельзя охарактеризовать как отличную. Среди его оценок преобладают хорошие отметки по естественно - научным дисциплинам, по гуманитарным же дисциплинам оценки колеблются между «хорошо» и «удовлетворительно». Это позволяет сделать вывод о естественно - научных наклонностях Сергея, однако трудно сказать, будут ли впоследствии его интересы определяющими в выборе будущей

профессии, т.к. его заинтересованность в учебной, а следовательно и научной деятельности нельзя охарактеризовать как повышенную.

   Однако, есть сферы знаний, которыми Сергей интересуется и в них, возможно, в силу его повышенной заинтересованности в получении знаний в данной сфере, уровень его знаний высокий. Например, ему интересны военные вертолеты – как российского, так и западно - европейского производства.

  Среди положительных качеств Сергея можно выделить:

ü      Аккуратность;

ü      Восприимчивость;

ü      Обаяние;

ü      Отзывчивость;

ü      Педантичность;

ü      Принципиальность;

ü      Рассудительность;

ü      Решительность;

ü      Сдержанность;

ü      Сообразительность;

ü      Терпеливость;

ü      Увлеченность;

ü      Упорство;

   Среди отрицательных качеств можно выделить:

·        Беспечность;

·        Гордость;

·        Застенчивость;

·        Злопамятность;

·        Капризность;

·        Легковерие;

·        Медлительность;

·        Мечтательность;

·        Мнительность;

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТА ПРАКТИКАНТА ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ С КЛАССОМ

Для общего улучшения работы с классом необходимо:

·        Способствовать развитию творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности;

·        Содействовать развитию положительного отношения к учебной деятельности через всестороннюю организацию интеллектуально - познавательной деятельности;

·        Формировать нравственную культуру учащихся;

·        Развивать стремление к трудовой деятельности;

·        Формировать педагогическую культуру учащихся.