Пушкин
Ш 0.8
_ 3Сочинение N 1.
Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии.
1И долго буду тем любезен я народу,
1Что чувства добрые я лирой пробуждал 0...
Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оцени-
вает творчество Пушкина Белинский: "Это был... не только великий
русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и на-
родов и всех веков, гений европейский, слава всемирная."
Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергее-
вич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновля-
ло его, а сами они одобрили Пушкина "приветливым вниманием "Сов-
ременники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали ,что в поэзии их счас-
тье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о
своем назначении.
Положение поэта в современной ему действительности было очень
сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а цар-
ских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую
знать. В стихотворении "Эхо" Пушкин пишет,обращаясь к поэту:
1На всякий звук
1Свой отклик в воздухе пустом
1Родишь ты вдруг 0.
Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается
на все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:
1Тебе ж нет отзыва 0...
Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хо-
чет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не нахо-
дит отклика в сердцах других.
Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для
всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли зву-
чат в стихотворении "Порок". О чем оно? О перерождении поэта.
Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего про-
рока. Вот так Пушкин описывает превращение:
1Перстами легкими как сон
1Моих зениц коснулся он 0...
1Моих ушей коснулся он 0..
1И он к устам моим приник,
1И вырвал грешный мой язык,
1И празднословый,и лукавый.
1И жало мудрыя змеи...
1И он мне грудь рассек мечем
1И сердце трепетное вынул.
Что произошло после "прикосновения шестикрылого серафима" к
поэту? У поэта появилась острота зрения:
1Отверзлись вещие зеницы,
1Как у испуганной орлицы.
Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:
1И их наполнил шум и звон:
1И внял я неба содроганье,
1И горний ангелов полет,
1И гад морских подводный ход,
1И дольней лозы призябанье.
Поэт стал мудрым:
1И жало мудрыя змеи
1В уста замерзшие мои
1Вложил десницею кровавой.
Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь "угль,пы-
лающий огнем". Сначала поэт не понимал своего назначения: он не
знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:
1Духовной жаждою томим
1В пустыне мрачной я влачился...
"Шестикрылый серафим"изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но
он не сделал ещё из него поэта:
1Как труп в пустыне я лежал...
Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все ви-
дит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для
народа. Его слово будет жечь сердца людей:
1И бога глас ко мне воззвал:
1"Восстань пророк и виждь,и внемли,
1Исполнись волею моей
1И,обходя моря и земли,
1Глаголом жги сердца людей."
Таким образом,в стихотворении "ПРОРОК" поэт выразил свои мысли
о назначении поэта и поэзии.
Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина.
В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту,
Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу
недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении "ПОЭТ":
1Тоскует он в забавах мира,
1Людской чуждается молвы
1К ногам народного кумира
1Не клонит гордой головы.
В стихотворении "ПОЭТ", откуда взяты эти строки, содержится
изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули
в "забавы мира". Сытый, надушенный, этот мир был сборищем зло-
деев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или
бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слиш-
ком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.
Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его
пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика высту-
пает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:
1Несносен мне твой ропот дерзкий
1Ты червь земли,не сын небес...
Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении "ПОЭТ И
ТОЛПА"!
1Мы малодушны,мы коварны,
1Бесстыдны,злы,неблагодарны,
1Мы сердцем хладные скопцы,
1Клеветники,рабы,глупцы
1Гнездятся клубом в нас пороки...
Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал
бессмертные вещи, а о нем писали- "совершенное падение". Ничего
другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в
стихотворении "ПОЭТУ":
1Поэт,не дорожи любовию народной,
1Восторженных похвал пройдет минутный щум:
1Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
1Но ты останься тверд,спокоен и угрюм.
Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для
денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не
понимает:
1Ты царь: живи один. Дорогою свободной
1Иди, куда влечет тебя свободный ум...
И только перед самой смертью, в "Памятнике" Пушкин с гордостью
и удовлетворением предвидит, что к поэзии его "не зарастет народ-
ная тропа". Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на
бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, ко-
торыми он обладал.
1И долго буду тем любезен я народу,
1Что чувства добрые я лирой пробуждал,
1Что в мой жестокий век восславил я свободу
1И милость к подшим призывал...
Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и лю-
бой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей
памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин гово-
рит о более серьезной заслуге: "...чувства добрые я лирой пробуж-
дал...". "Чувства добрые" - это уважение к человеку. В стихотво-
рении очень важна мысль о свободе: "В мой жестокий век восславил
я свободу". Народ задавлен и порабощен. Стихотворение "Памятник"
оканчивается четверостишием, отражающим взгляд поэта на искус-
ство. Искусство, по мнению поэта,- нечто независимое от земных
интересов:
1Веленью божию, о муза будь послушна,
1Обиды не страшись, не требуя венца:
1Хвалу и клевету приемли равнодушно,
1И не оспаривай глупца.
Пушки