Путч - незавершенная революция

Введение

...В политическом отношении диапазон оценок и путча, и развития после него, исключительно широк. С одной стороны «великая революция, равная по значению Октябрю 17-го года». С другой, «революция упущенных возможностей». С третьей, «преданная революция. С четвертой, «вообще не было никакой революции».

Из статьи Г. Попова «Август девяносто первого» (1992 год).

На мой взгляд, каждый уважающей себя человек должен знать историю, должен уметь извлекать ее уроки, ведь не зная ее не возможно формирование нормального будущего. Люди часто не запоминают даже своих собственных ошибок, а не то что бы анализируют чужие. Это тем более приобретает катастрофический характер, когда подобные ошибки совершаются на государственном уровне, а потом выясняется, что нечто подобное уже происходило и многих бед можно было бы избежать, если бы государственные чины иногда заглядывали в прошлое и пытались соотнести события прошлых лет с настоящим.

Однако необходимо заметить, что имеется в виду не древнейшая история, чьи цивилизации уже завершили свое существование, а настоящее время, новая и новейшая история. Вот почему я считаю, что следует уделить больше внимания не столь давно минувшим событиям. Именно поэтому я решила написать свой экзаменационный реферат о неудавшейся революции, которая произошла чуть более восьми лет назад и стала своеобразным завершением правления социалистического строя и установлению в России власти демократов.

Тем более эта тема является мне более привлекательной, поскольку для меня представляет отдельный интерес проанализировать события, произошедшие когда я уже была в относительно сознательном возрасте.

События августа 1991 года были известны и досконально изучены всей мировой общественностью, однако россияне вскоре забыли героев и простили виновников того государственного переворота.

 В своем реферате я хочу объективно оценить причины, последствия и итоги этих событий. Я не ставлю цель найти правых и виноватых в произошедшем. Описанные события оказали большое влияние не только на дальнейшую историю Российской Федерации, но и на дальнейшее развитие событий в бывших Союзных Республиках, этот вопрос я также раскрою.

Помимо этого в свой реферат для большей объективности я помещу официальные документы как представителей гекачепистов, так и стоящих по другую сторону баррикад демократов.

Причины

Об истинных причинах более правдиво и полно, на мой взгляд, смогут рассказать его непосредственные организаторы: Дмитрий Язов, Владимир Крючков, Валентин Павлов, поэтому я лишь буду их цитировать.

Язов:

«...Должны быть очень серьезные причины, почему я выступил против Верховного Главнокомандующего нашими Вооруженными Силами... Я объясняю это тем, что жизненный уровень нашего народа упал, рухнула экономика, все больше обострялись национальные конфликты, конфликты между республиками... В известных кругах нашего партийного руководства начались дискуссии. Постепенно вызревала мысль, что Горбачев, собственно исчерпал себя в качестве активного государственного деятеля... Его экономическая политика выражалась в том, что он выклянчивал кредиты, делал долги и очень мало делал для экономики внутри страны... Он и его правительство практически не занимались проблемами внутри страны... Наш экономический механизм полностью износился. А страна стояла на грани развала. 20 августа должен был быть подписан  Союзный договор... Лично мне и многим другим товарищам, с которыми я беседовал, стало вдруг ясно, что тем самым на нас неумолимо надвигается развал союза. Все выступали за Союз Советских Социалистических Республик, и вдруг поступает проект Союзного договора, в котором речь идет о суверенных государствах!

Крючков:

«..После отъезда Горбачева в отпуск мы [будущий состав ГКЧП] пришли к выводу, что страна парализована. Например, урожай не собирается. И сахарная свекла. Полная безответственность, никаких поставок и если бы не приняли никаких мгновенных мер по стабилизации нашего государства, то следовало бы рассчитывать, что государство бы рухнуло... Это были жесткие меры, которые мы хотели предложить, но другого пути мы не видели. Мы хотели все предпринять, чтобы рабочие были заняты, чтобы поменьше предприятий было закрыто.

Таким образом, они пытались привести вполне объективные причины путча, которые свойственны любой происходящей революции, а себя они совершенно явно считают так называемыми полномочными представителями народа, каковыми они на самом деле не являлись. Поэтому мне представляется, что это хоть и было их основной ошибкой, но в случае поддержки народа они бы стали народными героями.

А один из главнейших организаторов путча Валентин Павлов вообще считает абсолютно ни в чем не повинным человеком, он даже считает, что «не было никакого заговора», а заговорщики лишь пытались заменить уже физически и просто как политик, не способного, управлять страной Президента СССР.

Также из событий, которые несомненно стимулировали попытку государственного переворота необходимо отметить следующие:

1) Национализация России(а, также вопреки ей, Татарией) нефтяной и газовой промышленности и обещанное Ельциным в Тюмени повышение внутренних цен на нефть и нефтепродукты, что, по мнению Павлова, взорвало бы всю экономику страны.

2) Предполагаемое введение национальных валют в некоторых республиках.

3) Национализация Якутией и Казахстаном золотодобывающей промышленности.

4) Невыполнение планов госпоставок зерна нового урожая и замыкание экономических пространств зернопроизводящими союзными республиками.

5) Сокращение на 50% оборонных заказов и грядущий паралич оборонной промышленности, социальные последствия непродуманной конверсии оборонных отраслей.

6) Лавинообразная коммерциализация отношений между руководителями крупных предприятий и подотраслей народного хозяйства, ведущая к потере плановых компонент управлениями ими.

7) Феномен личной финансовой независимости руководителей предприятий и организаций и следующая из него последних рычагов управления ими.

8) Указ Ельцина о департизации, устраняющей аппарат КПСС из сферы принятия каких-либо решений по управлению экономикой и социальной жизнью.

9) Создание республиканских систем безопасности, включая военизированные собственные формирования и национальные гвардии, начало перехода республиканских КГБ в ведение республик.

Повод

О том, что главным толчком к событиям 19–21 августа послужило предстоящее 20-го подписание союзного договора, свидетильствуют  документы, принятые ГКЧП. В «Обращении к советскому народу» прямо говорилось об «экстремистских силах, взявших курс на ликвидацию Советского Союза», растоптавших  «результаты общенациольного референдума о единстве Отечества». При этом гражданам давалось обещание «провести широкое всенародное обсуждение нового Союзного договора». Вкупе с одновременно опубликованным заявлением А.И. Лукьянова от 16 августа – все это прямо указывало на отметку запланированной акции на 20 августа. ГКЧП, таким образом, маневрировал свое выступление необходимостью защиты СССР и его Конституции, видя в подготовленном проекте договора угрозу целостности союзного государства.

В решительную схватку с ГКЧП вступило российское правительство во главе с президентом Б.Н. Ельцин. На серию документов ГКЧП последовал «ответный залп» российского руководства: обращения к народу, указы, постановления Президента РСФСР. Создалась бесприцидентная ситуация: две высшие власти в стране сошлись в бескомпромиссно схватке в равней мере, и, казалось бы, с равным основанием, апеллируя к Конституции, закону и праву.

В обращении «К гражданам России» Президент Б.Н. Ельцин, Председатель Совета Министров И.С. Силаев и исполняющий обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия «советского руководства» как реакционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны. Подчеркнув особую роль России в подготовке проекта договора, они обвинили ГКЧП в попытке решить сложный политические и экономические проблемы силовыми методами и объявили «так называемый комитет» и все его решения незаконными (главный юридический аргумент в данном случае основан на том, что созданный орган – ГКЧП – неконституционным).

Это все вылилось в острые противоречия. Не одна из противоборствующих сторон не только не желала уступать, но даже старалась скомпрометировать и уничтожить как политиков своих оппонентов.

Заговорщики увидели, что их время быстро уходит и они решили выбрать именно этот момент для своей авантюры. И вот, 19 августа 1991 года грянул путч. Который отнюдь не стал для большинства высших государственных политиков неожиданностью. Но, в основе своей, путч явился реакцией на новоогаревский процесс и его важнейший итог – Договор о Союзе Суверенных Государств.

Предыстория

Документы свидетельствуют: уже с декабря 1990 года партийная верхушка, перешедшая в оппозицию к Генсеку и сторонником реформ в руководстве КПСС, вступает в тайный договор, начинает конспиративные действия  по подготовке государственного переворота. Берется курс на ликвидацию демократических органов власти, установление президентского правления, введения чрезвычайного положения в стране силами армии и КГБ, возврат к тоталитарной системе. Стремясь придать будущему перевороту конституционный вид. Организаторы путча всячески пытались вовлечь в него и Президента   СССР  М.С. Горбачева, используя его политические колебания и надеясь скомпроминтировать его в глазах демократов. Так было в январе 1991 года, накануне кровавых событий в Прибалтике. Так было 28 марта, когда в Москву ввели войска якобы для охраны части депутатов Чрезвычайного съезда народных депутатов РСФСР. Так было в июне, когда глава Кабинета Министров В. Павлов при поддержке Д. Язова и В. Крючкова пытался вырвать у Верховного Съезда СССР чрезвычайные полномочья. Так было и днем 18 августа 1991 года, когда явившиеся в Форос путчисты хотели склонить Президента к совместным действиям с нами. Однако Президент не изменил своей присяге.

17 августа 1991 года, вечером, заговорщики последний раз тайно собрались на загородном «объекте» КГБ, где, надо полагать, обсудили еще раз конкретный план действий, рассмотрели приготовленные документы «советского руководства», которые через полтора дня должны были стать достоянием народа страны и всего мира, распределили обязанности между членами уже начавшегося фактически действовать ГКЧП.

18 августа около 17 часов группа заговорщиков в составе Болдина, Балканова, Шенина, Варенникова и Плеханова прибыла на дачу Президента в Форос. Одновременно были отключены все виды связи Президента с внешним миром и средствами информации. Речь со стороны прибывших шла о том, что люди уже объединились, и нужен только указ Президента. Вопрос перед Горбачевым ставился подобным образом: «Или Вы издайте указ и оставайтесь здесь, или передайте полномочья вице-президенту Янаеву». Балканов сказал, что Ельцин арестован, но потом поправился: «Будет арестован...». Не добившись желаемого заговорщики улетели в Москву, оставив Президента под арестом.

В тот же день из дома отдыха был срочно вызван Лукьянов и на военном вертолете доставлен в столицу. Председатель ВС СССР присутствовал на проходившем в Кремле в ночь с 18 на 19 августа совещании «гекачепистов». Он принял участие в редактировании документов ГКЧП и позже составил личное заявление о несогласии с содержанием Союзного договора, который должен был быть подписан в Москве 20 августа.

Заявление Лукьянова начали с утра 19 августа передавать по радио и телевидению до документов собственно ГКЧП. Вслед за ним передавались «Указ» вице-президента Янаева, о вступление в исполнение обязанностей президента в связи с «болезнью» М.С. Горбачева.

Кто такие «гекачеписты»

Все заговорщики были не только крупными государственными деятелями СССР, но и Членами коммунистической партии, ответственными работниками ее аппарата и членами ее главных выборных органов. Все члены так называемой восьмерки занимали крупные посты. И я хочу показать, какую власть имел каждый из них в отдельности.

Бакланов. С февраля 1988 по апрель 1991 года –  секретарь ЦК КПСС. Контролировал работу военно-промышленного комплекса. В апреле 1991 года стал первым заместителем председателя Совета обороны СССР.

Еще в апреле 1991 года Бакланов говорил о возможности перехода власти к армии в условиях перестройки.

Крючков. С 1988 года – председатель Комитета КГБ СССР. Одновременно с 1990 года – член Президентского Совета СССР. Генерал армии с 1988 года. Также ранее высказывал свое мнение о необходимости введения в стране чрезвычайного положения.

Павлов. В 1989 году был назначен министром финансов. Вскоре стал Председателем Кабинета Министров СССР. Член ЦК КПСС с июля 1990 года.

17 июня 1990 года Павлов потребова у ВС СССР чрезвычайных полномочий для Кабинета Министров. Не получив необходимых полномочий, решил, судя по всему, действовать неконституционными методами.

Пуго. С 1988 года стал председателем Комитета партийного контроля при ЦК КПСС; оттуда вскоре перешел на пост министра внутренних дел.

Стародубцев. В апреле 1990 года В. Стародубцева избрали председателем Союза аграрников РСФСР. В июне 1990 года был создан новый – Крестьянский союз СССР. Член ЦК КПСС с июля 1990 года.

Тизяков. В ГКЧП представлял комплекс предприятий и объединений военно-промышленного комплекса.

Янаев. Был секретарем и председателем ВЦСПС. В 1990 году стал членом Политбюро ЦК КПСС. Бал избран, кстати говоря, по предложению Горбачева, вице-президентом СССР.

Язов. Член ЦК КПСС с 1987 года. Кандидат в члены Политбюро – с июля 1987 года до июля 1990 года.

В июне 1991 года он стал одним из трех министров, которые потребовали от Верховного Совета СССР введения чрезвычайного положения.

Нельзя не отметить, что все члены ГКЧП, за исключением Тизякова, были не просто коммунистами – в разное время они занимали ключевые посты в ЦК КПСС.

        

Хроника событий

день первый:

19 августа по решению ГКЧП в Москву были введены войска. Вместе с тем организаторы переворота не осмелились арестовать Ельцина, как и других руководителей России. Не были отключены телефоны, международная связь. Белый дом, где расположилось российское правительство, получил возможность без промедления приступить к организации сопротивления путчу.

В 4.00 севастопольский полк войск КГБ СССР блокировал М.С. Горбачева в Форосе, в Крыму.

Самыми активными российскими городами, где события разворачивались наиболее бурно были: Москва, Ленинград, Владивосток, Псков, Сыктывкар, Рязань, Хабаровск, Свердловск, Ростов-на-Дону, Волгоград, Томск, а прибрежные города, а остальные города молча подчинялись требованиям ГКЧП.   

В Ленинграде военные автоколонны на Тихорецком проспекте и танки по Киевскому шоссе двигаются к центру города. Солдаты занимают радиоцентр.

В Нижнем Новгороде проходит заседание в соответствии с «зимним» Указом Горбачева «суженого совещания».

В Воронеже по улицам движутся воинские части.

Много военных грузовиков в Грозном.

Утром, в 4.30 по московскому времени заместителем министра обороны СССР, главнокомандующим войсками направлений Дальнего Востока, командующим группами войск, войсковых округов и флотов, начальникам главных и центральных управлений министерства обороны СССР ушла секретная информация №8825 за подписью Язова, призывающая привести войска в боевую готовность. А уже к 6.00 телевидение и радио оказываются в руках путчистов. Работает один общероссийский канал. Передают:

1)   Заявление Председателя Верховного совета СССР А. Лукьянова.

2)   Указ вице-президента РСФСР И. Янаева.

3)   Заявление «Советского руководства» за подписью Г. Янаева, В. Павлова, О. Бакланова.

4)   «Обращение к советскому народу»: ...растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества... в самом недалеком времени неизбежен новый виток обнищания».

5)   Обращение к главам государств и правительств и генеральному секретарю ООН.

6)   Постановление №1 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.

Ранним утром в Москву стягивается военная техника.

Утром, в поступивших в продажу газетах не сказано не слова о происходящем.

В 9.00 Б. Ельцин, И. Силаев, Р.Ю. Хасбулатов обращаются к гражданам России: «Мы имеем дело с кровавым переворотом. Призываем к всеобщей бессрочной забастовке».

Уже к 12.30 подписывается указ Президента РСФСР Бориса Ельцина: все решения ГКЧП признать не имеющими силу на территории РРФСР.

Президиум ВС РСФСР назначает внеочередную сессию на 21 августа. Народные депутаты СССР атакуют А. Лукьянова. Он объявляет, что намерен созвать внеочередную сессию ВС СССР 26 августа.

Москва постепенно начинает оправляться от шока. Появились первые плакаты: «Создавайте группы сопротивления!».

С 11.00 до 13.00 в столицу въезжают танки и бэтээры. Народ вручную катает автобусы, чтобы преградить им дорогу.

Появляется указ незаконного президента СССР (Г. Янаева). В связи с фактами подстрекательства к беспорядкам в Москве, в городе вводится чрезвычайное положение. Комендантом назначен командующий войсками московского военного округа генерал-полковник Н. Калинин, который наделяется правами издавать приказы.

Реакция мировой общественности на переворот процеживается через цензурное сито хунты.

Но из передач «Свободы» и других зарубежных радиостанций становится известна позиция лидеров ведущих стран мира: от выжидательной она переходит в резко отрицательную.

Объявляют вне закона указ Президента РСФСР: Г. Янаев, В. Павлов, В. Крючков, Б. Пуго, Д. Язов, В. Стародубцев, В. Бакланов, А. Тизяков.

В 17.30 по московскому времени Б. Ельцин подписал о созданию группы оперативного управления. По сути запасная команда российского правительства. В нее вошли вице-премьер О. Лобов, член Президиума Верховного Совета РСФСР С. Кравченко и член Госсовета РСФСР А, Яблоков. Дубль-правительство вылетело в Свердловск, где в семидесяти километрах от города находилась спец база.

За подписью исполняющего обязанностью Генерального прокурора СССР Васильева на места ушла телеграмма, смысл которой сводится к тому, что надо выполнять все решения ГКЧП. А вскоре в 18.00 на своем заседании Кабинет министров СССР поддержал решения ГКЧП.

С 21.00 до 00.00 вокруг «Белого дома» растут баррикады. Прибыло 10 танков для защиты российского парламента. О судьбе президента СССР пока ничего не известно.

Становится известным, что Ленинградское ТВ прервало показ кинофильма, и на экранах появились А. Собчак, вице-мэр В. Щербаков, председатель Леноблсовета Ю. Яров. Они призвали всех питерцев ( в том числе и  военнослужащих) хранить верность законным властям.

День второй:

20 августа

С 00.00 до 06.00 около «Белого дома» накапливается не менее 10 тысяч защитников. Журналисты «Радио России» и «Взгляда» ведут трансляцию.

На состоявшемся в 01. 48 совещании деловые круги Москвы осудили ГКЧП и выразили полную поддержку законно избранной власти. Они также потребовали немедленного созыва чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.

К 09.00 военной техники на улицах столицы становится все больше. Контакты военных и населения растут.

В 10.00 А. Руцкой, И. Силаев, Р. Хасбулатов направляются в Кремль к Лукьянову и передают через него ультиматум Янаеву. Лукьянов растерян, однако обещает передать ультиматум руководству России. В то же время выходят:

1)   Указ исполняющего обязанности президента СССР об указах Президента РСФСР.

2)   Постановление №3 ГКЧП.

По радио «Белого дома» раздаются призывы к населению собираться на площади Независимости у здания парламента.

А уже через час перед зданием парламента собирается 200-тысячный митинг. На нем Руцкой заявляет, что путчистам дано 24 часа на исполнение требований властей России. Также выступают Ельцин, Шеварднадзе, Евтушенко, Боннэр, Федоров и Шагалин...

Шифрограмма начальника Генерального штаба генерала М. Моисеева «направляется на места». Суть: склонить армию к признанию ГКЧП.

Около 16.00 ожидается штурм «Белого дома». Примерно в то же время Сергей Станкевич выступает с сообщением о том, что президент СССР (Горбачев М.С.) жив, здоров, но блокирован на даче в Форосе.

Политбюро ЦК КПСС помалкивают. Партия бросила своего Генсека в беде.

Распространяются слухи, что на Псковский завод автоматических телефонных станций поступил срочный заказ из Москвы – выпустить 250 тысяч наручников. Гарантируемый доход – 12 миллионов. Не соглашаются. Позже слух подтвердился.

Госбанк СССР сообщает, что с 21.08.91 прекращается продажа валюты гражданам, выезжающим за границу по личным делам.

К 18.00 вся военная техника сосредотачивается в центре у метро «Кировское», на Ленинградском проспекте в Кунцеве.

От здания российского парламента просят уйти женщин, поскольку там проводятся обучения по применению бутылок с зажигательной смесью.

В городе тревога. Беспокойство нарастает.

В 20.53 вышло сообщения, что Республика Карелия не признала ГКЧП. Карельские радио и телевидение передали все указы и сообщения президента России.

Затем выступил председатель Совета Министров Карельской СССР С. Блинников, который сообщил, что Карелия будет жить по российским законам.

В 21.20 Генералом Калининым было принято ввести в Москве комендантский час с 23.00 до 05.00, о чем сообщила программа «Время».

С 22.00 до 00.00 Министр обороны РСФСР пытается предупредить защитников: на час ночи назначено блокирование Дома Советов спецназом, возможно применение психотропных генераторов. Людей много, противогазов мало.

Бурбулис обратился ко всем защитникам «Белого дома» с просьбой: не бросаться под машины, уступать дорогу технике: «Мы должны победить морально».

День третий:

21 августа – вблизи американского посольства слышны автоматические очереди. Там колонна боевых машин десанта подошла к баррикаде около Дома Союзов со стороны посольства США. Путь танкам и бэтээрам преграждают баррикады, в том числе и «живые». 20 бронированных машин прорвали первые баррикады на Новом Арбате и двинулись в сторону Дома правительства РСФСР.

Председатель ЦК КП РСФСР Н. Столяров связался с А. Лукьяновым:

«Сделайте все возможное, чтобы люди не пострадали. Они вооружены и будут стоять до конца, от вас много зависит. Обстановка критическая».

Ответ А. Лукьянова:

Я ничего не смогу сделать, Ельцин сам спровоцировал ситуацию, кроме того, надо разобраться, откуда у людей оружие.

На пересечении Новоорбатского и Садового кольца – жертвы.  Погибли Д.А. Комарь, И.М. Ключевский, В.А. Усов.

Бэтээры по-прежнему не прекращают попытки прорваться сквозь баррикады. В ход пошли бутылки с зажигательной смесью.

В 02.00 было получено сообщение, что Таманская и Контимировская дивизии выводятся из Москвы. А уже в 03.00 по радио было передано сообщение, что ОМОН уходит от Моссовета.

Идут постоянные предупреждения о возможности прорыва спец частей КГБ, одетых в штатское.

Московские речники пригнали баржи, перекрыв подходы к парламенту со стороны Москва реки.

Патриарх Всея Руси Алексий II потребовал дать возможность Горбачеву обратиться к стране.

К 04.00 к Москве подходит Витебская дивизия (радио «Белого дома»), но в город не входит.

С 05.00 до 07.00 ГКЧП во главе с Янаевым проводит совещание в гостинице «Октябрьская».

На Лубянке идут непрерывные совещания высшего руководства – управления, подразделения и т.д. отказываются выполнять приказы или соблюдают нейтралитет.

В 08.00 началось заседание коллегии Министерства обороны СССР. Но лишь через несколько часов военная техника стала покидать улицы столицы под аплодисменты москвичей.

Правительство Москвы объявила о незаконности введения комендантского часа в столице.

Сообщение коменданта города Москвы: «в ночь с 20 на 21 августа произошли крупные провокации экстремистских элементов с трагическими последствиями...».— Врет. Провокаций не было, – и это было известно всем.

Язов подписывает указ. С 21 августа сего года началась возвращения войск в пункты постоянной дислокации.

В 10.00 открывается сессия ВС России. Там был подписан указ об экономическом суверенитете России. Выступает Б. Ельцин.

В 13.00 проснулся Секретариат ЦК КПСС. Там, наконец, был задан резонный вопрос Янаеву: «Где же наш генеральный?..».

Руководство Росси договорилось с Крючковым вместе лететь в Форос. Ельцина сессия не отпустила. И Крючков смылся. Предпочел другую компанию – Язова, Балканова и Тизякова. Они вылетели из Внукова в неизвестном направлении. Вслед за ними подались Ивашко с Лукьяновым. Следом Руцкой, Силаев, депутаты, журналисты.

В 14.30 радио России вновь выходит в эфир. Только они теперь ведут вещание из другой студии.

В 16.00 вышел вечерний выпуск «Известий». «Реакция не прошла!». – Аншлаг первой полосы. Вскоре после этого ВС СССР объявляет создание ГКЧП незаконным.

В 18.00 Было определено направление полета шефа КГБ. Горбачев сообщает Ельцину: «Они в Форосе...». Там же находятся Лукьянов с Ивашко.

–  00.00. – Москва. ТАСС уполномочен заявить: ограничения по выпуску газет сняты, а «Белый дом» по-прежнему ожидает нападения. Говорят о каком-то секретном приказе, который перед вылетом в Форос «Забыл в Москве Крючков. Страна отошла ко сну, таки не узнав, чем закончится этот остросюжетный детектив. Но люди все-таки волнуются. Москва не спит, а ждет новых сообщений СМИ о произошедшем.

Развитие ситуации: несколько дней после путча

С 22 по 25 августа    

22 августа

К 06.00 Горбачев возвращается в Москву. Он сделал заявление по советскому телевидению: «...То, что случилось,– это государственный переворот». Выходит его указ об указах исполняющего обязанности президента. Отменить.

На заседании ВС СССР было дано согласие на арест депутатов О. Балканова, В. Болдина, В. Варенникова, В. Стародубцева, В. Шенина. А чуть ранее были арестованы Крючков и Язов.

В 12.00 у «Белого дома» митинг победителей, а трехцветный российский флаг наконец приобрел статус государственной российской символики.

От занимаемой должности освобожден генеральный директор ТАСС Л. Спиридонов. Имущество агентства переходит в собственность России. Московская мэрия распорядилась опечатать помещение горкомов и райкомов КПСС. А один из организаторов путча Б. Пуго застрелился в собственной квартире.

23 августа

Выходит указ о приостановление выхода коммунистических изданий: «Правда», «Советская Россия», «Московская правда»...

Освобождены от должностей: председатель Всесоюзной Гостелерадиовещательной компании Л. Кравченко, главный редактор «Советской России» В. Чикин. Из прокуратуры СССР уволен А. Васильев за «беспринципность и малодушие». Его коллега И. Абрамов за .2плохой надзор за следствиями в органах КГБ СССР.

Кабинет министров меняется на глазах. Б. Бакатин назначен председателем КГБ, Е. Шапашников – мнмистром внутренних дел. Проводятся совещания Горбачева с руководителями десяти республик. Решение: «Надо подписать договор».

24 августа

На манежной площади проходит траурный митинг. Провожают в последний путь, возведенных в ранг героев, погибших защитников «Белого дома»: Д.А. Комаря, И.М. Кричевского и В.А. Усова.

Горбачев добровольно уходит с должности Генсека. Имущество КПСС (до окончательного решения) берут под охрану местные власти. Перед уходом Горбачев выпускает указ о деполитизации армии, органов госбезопасности, внутренних дел и госаппарата.

Также стало известно, что накануне в Кремле повесился военный советник СССР маршал Ахромеев.

Госбанк возобновляет продажу валюты гражданам.

Здание ЦК КПСС в Москве и штаб Октября Смольный в Ленинграде опечатаны. А Б. Ельцин приостанавливает деятельность Российской Коммунистической партии и запрещает деятельность партии в Вооруженных Силах СССР на территории РСФСР.

25 августа

Стало известно, что вечером 24 августа Борис Ельцин подписал указ о назначении своих представителей в края и области РСФСР.

Республики во время путча

Ситуация в республика развивалась по трем вариантам, которые я весьма условно обозначила ниже:

1) Хроника сопротивления: Латвия, Литва, Эстония, Молдова.

Для республики характерна единая логика происходящих событий, в том числе и аналогичное поведение местных сепаротистов-республик: ГКЧП признали союзные структуры (как партийные, так и руководители союзных предприятий), территории-сепаротисты (Приднестровье, Гагаузия – вечером 20 августа) и забастовочные комитеты интердвижений. Наиболее динамичной в первые дни после путча стала ситуация в Прибалтийских республиках и Молдове, парламенты которых практически сразу поддержали позицию российского руководства и начали формирование собственных органов чрезвычайного управления (в Балтийских республиках отсутствует институт правительства; формирование кабинетов безопасности из числа руководителей представительской, исполнительской властей является структурой, интегрирующей все функции в чрезвычайной ситуации). Действия руководства Прибалтийских республик хотя и были ситуативны, но отличались единством и четкостью: от организации охраны государственных учреждений до решения совета Балтийских государств поручить формирование правительств в изгнании министрам иностранных дел Латвии, Литвы и Эстонии.

Но, не смотря на «отработанные во времена военных действий местных ОМОНов» меры по защите государственных учреждений, к вечеру 20 августа армейские части уже полностью взяли под контроль средства связи, телевидение и радио  в республиках Прибалтики. Однако, такая активность Прибалтийского ВО объясняются резко выраженным противостоянием в республиках между войсками оруга и парламентами республик: по сообщениям различных информационных агентств, создается впечатление, что в первый день руководители репрессивных органов в регионах не получили распоряжение ГКЧП. Более того, армия в целом предпочла не объявленный нейтралитет на три августовских дня.

Разумеется, при этом каждая республика преследовала собственные интересы. Например, руководство Молдовы рассчитывало в случае неблагоприятного развития Ситуации в СССР использовать свое геополитическое положение и провозгласить воссоединение Молдовы и Румынии (к чему уже давно призывал Народный фронт Молдовы). Кроме того, Молдова после опубликования проекта союзного договора заняла весьма лояльную позицию к союзному центру и все чаще заявляла о восточном рынке как единственном для Молдовы – и поэтому была заинтересована в стабилизации и реконструкции законной власти в Москве.

2) Хроника выжидания: Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Белоруссия, Среднеазиатский центр Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Эти республики действовали по принципу: «У нас суверенитет – а все остальное ваши московские выдумки». Однако к вечеру 20 августа заявления лидеров Казахстана и Украины – республик, чья поддержка могла бы быть решающей как для российского руководства, так и для ГКЧП,– становятся более жесткими по отношению к ГКЧП и его действиям. Но Назарбаев и Кравчук (лидеры официальных структур в республиках) выступили только против антиконституционности ГКЧП и за созыв внеочередной сессии ВС и съезда народных депутатов СССР. По сути если бы ГКЧП совершил чисто символический и бескровный захват российского парламента в первый день путча или сумел бы изолировать Ельцина, а затем бы выполнил требование республик о созыве внеочередной сессии ВС СССР, то ГКЧП удалось бы избавиться от ярлыка неконституционности в глазах большинства официальных лидеров выжидающих республик.

Реакция официальных лидеров политических организаций Армении также строилась по общему для выжидающих республик принципу.

Позицию последовательного выжидания заняло и белорусское руководство и руководители ряда республик Среднеазиатского союза, который вообще не сделали никаких заявлений. Правда анализ выступлений республиканских СМИ показывает, что белорусское руководство было готово признать ГКЧП. Немногочисленная оппозиция белорусского парламента, несмотря на требования в адрес Президиума ВС создав внеочередную сессию и осудить переворот ГКЧП, так и не добилась успеха. Поляризация прошла на уровне политических и общественных организаций: полную поддержку ГКЧП выразили ЦК КПБ и президиум федераций профсоюзов Белоруссии (правда, при условии приобретения ГКЧП «Конституционного статуса»). Демократические организации и Минский стачком заявили о поддержке позиции российского руководства и начали подготовку к всеобщей забастовке.

В реакциях Среднеазиатских республиках было больше сходства, чем различий. Возможно, это связано с тем, что 23 июня прошлого года в Алма-Ате был объявлен, а накануне путча оформлен (13-14 августа) Среднеазиатский союз республик.     

Помимо общности конфессиальной, этим республикам присущ общий региональный механизм перехода к рынку.

Кроме того нынешняя политическая элита Средней Азии, сформированная по феодально-байскому типу, всегда рассматривала союзный центр как гарант собственной стабильности (прежде всего военной и дотационной) – именно поэтому реакция этих республик на действия ГКЧП была весьма сдержанной.

В результате – азиатские президенты в лучшем случае лишь подчеркнули свою решимость отстаивать республиканский суверенитет.

Более определенной была реакция оппозиционных демократических организаций и партий, призвавших не подчиняться постановлениям ГКЧП. Однако за исключением Казахстана и Кыргызстана, политические организации Средней Азии довольно слабы и мало популярны среди населения. Национальные партии и движения республик Средней Азии прежде всего интересовали вопросы республиканского суверенитета, а не проблемы России и ее переворотов.

3) Хроника соглашательства: Грузия и Азербайджан.

 Поддержка ГКЧП как нового союзного руководства была высказана в той или иной форме лишь Азербайджаном и Грузией: но если позиция Азербайджана вполне понятна и геополитически логична, то Грузия стала, прежде всего, заложницей политического стиля и характера ее президента.

Для антикоммунистического руководства Грузии горбачевский центр был тем жупелом, которым пугали население и списывали собственные просчеты в экономике и политике; ни кому и в голову не пришло рисковать чем либо ради его защиты.

Эвиад Гамсахурдиа (Президент Грузии) в своем обращение сказал: «Самое главное, чтобы запад поддержал в СССР только власть, избранную народом... Создавшееся нестабильное положение, возможная победа реакционных сил представляют в первую очередь для тех республик, входящих в состав Советского Союза, которые борются за независимость и имеют избранные народом парламенты и президентов. Они стоят перед непосредственной угрозой военной агрессии... Чтобы «признать независимость этих республик, в том числе и Грузии...».

Право и политика в дни переворота

Обе стороны конфликта, условно представляющие «старые» – Союзное руководство и «новое» – руководство России, защищая свои политические интересы, в равной мере апеллировали к праву, к законности, к Конституции СССР, отстаивая при этом свою модель права и свое понимание законности1.

Исключительно важно, что процесс внедрения в политику, если не правового сознания, то хотя бы уже правовой риторики и аргументации, начавшейся в начале восьмидесятых годов, в период кризиса, появился в противостоянии нормативных актов – «войне законов». Если раньше противостоящие политические группы в поисках аргументов своей легитивности ссылались на «интересы народа» на исключительное, истинное и наиболее полное их воплощение, то теперь мотивация политической деятельности неизбежно дополняется постановлением либо защитой подлинной законности.

Важность этого факта заключается в том, что «интересы народа», каждый волен понимать по-своему, и этот критерий утрачивает всякий смысл. В то время как защита права и законности имеют вполне объективизированный критерий – текст закона.

В определенной мере именно правовая актикуляция позиций политических сил, участвовавших в конфликте, через их нормативные акты —————

1. В приложениях показаны основные документы, выдвинутые с обеих противоборствующих сторон, в которых они в равной степени апеллируют к Конституции, а ГКЧП, помимо того, предъявляет свои первоначальные требования.

позволила быстро известить их политический рейтинг в общественном сознании, ускорив разрешение конфликта.

Итак, государственный комитет по чрезвычайному положению, с одной стороны, и Российское руководство, решительно поддержанное правительством и мэрией Москвы, – с другой, за четыре дня своего короткого и бурного противостояния, издали значительное количество нормативных актов, мотивируя это необходимостью защиты Конституции, законности и правопорядка.

 

Ошибки ГКЧП

Авторы плана перехода страны под управление ГКЧП совершили две роковые ошибки: стратегическую и вытекающую из нее тактическую.

С точки зрения функционера, воспитанного на уроках устранения Хрущева, новая республиканская власть в России не обладала, да и не могла обладать легитимностью законной власти. Особенно в глазах бывшей номенклатуры КПСС – администраторов, хозяйственников, офицерского корпуса. Стало быть, любое указание Ельцина будет воспринято последними в лучшем случае как призыв лидера «Демократической России». Соответственно, единственное, на что могло рассчитывать руководство России, так это на ряд митингов и забастовок. Но ни как не больше.

Только подписание союзного договора 20 августа создавало (в глазах заговорщиков) институты власти, способные конкурировать с ГКЧП по уровню всей легетивности.

Из этого политического расчета вытекала ошибочная тактика: ориентация на мирный или «почти мирный» захват власти. Это тем более устраивала заговорщиков, что открывало возможность представить антиконституционный переворот в глазах мирового сообщества традиционной для СССР «сменой руководства». К проведению настоящих боевых действий с профессионально подготовленным противником ГКЧП был абсолютно неподготовлен и, похоже, не готовился. Судя по информации о планах захвата «Белого дома», за образец были взяты операции вильнюсского и рижского ОМОНа.

Другой главный просчет путчистов заключался в явной переоценки власти центра над союзными республиками. Большинство последних уже достигло той степени суверенитета, которая, безусловно, исключала в глазах легитивность действий ГКЧП.

Отсюда парадокс: ГКЧП проводит пресс-конференцию в условиях, когда его главный враг не только не разгромлен, но напротив, определенно начинает упрочивать свое положение!

Для успешности военного (или полувоенного) переворота необходимы три условия:

– техническая обеспеченность;

– готовность населения подчиниться;

– способность заговорщиков сформировать коллективную деятельность;

Стратегически-тактический комплекс, лежащий в основе планов переворота, завел ГКЧП в тупик: когда 20 августа ошибочность стратегии стала очевидной, менять тактику было уже поздно. И без того не слишком решительный, ГКЧП стал стремительно терять остатки решительности, а вместо сплочения вокруг себя своих сторонников стал обнаруживать все большую изоляцию.

ГКЧП с удивлением обнаружил, что страна признала в Ельцине Президента, а не просто неформального лидера «так называемых демократов».

Признала второй раз. 12 июня сказал свое слово народ. 19-21 августа выбор народа был, так сказать, ратифицирован его «Верхней палатой» – большинством бывшей номенклатуры. Разумеется, ратификация эта под митинговым давлением «Нижней палаты» и ввиду баррикад. Но факт остается фактом: ратификация состоялась. И в этот момент ГКЧП превратился из всесильного кулака институтов государственной власти в кружок восьми путчистов-неудачников (именно восемь самых главных людей были организаторами путча).

Кто победил?

Никакой возможности для формирования независимой от «партии-государства» элиты – (демократической, политической, хозяйственной, административной, военной), которая могла бы сменить партийную номенклатуру, в нашей стране, никогда не было. Не было даже тех «полулегальных» условий для этого, которые в последние 20-30 лет существовали в Польше, Венгрии, Чехословакии, Югославии. Наша новая демократическая элита имеет всего лишь 3-4 года от роду – и ей присуще все характерные черты этого малопочтенного возраста.

Завоевав политическую власть в России, во многих крупных ее городах, создав зародыши демократических партий и организаций, новая правящая элита станет правящей не на словах, а на деле лишь в той мере, в которой она способна привлечь на свою сторону кадрового бюрократа старой номенклатуры.

События 19-21 августа показали то, что невозможно вычислить никакими социалистическими опросами, никаким теоретическим анализом: кадровый бюрократ, в массе, пошел за новой властью, перестав видеть в ней тусовку митингующих неформалов-межрегиональщиков. И это завоевание трудно переоценить. Однако еще важнее трезво оценить не только силу этой поддержки, но и ее специфику.

Во-первых, крайне незначительная часть директоров предприятий, военачальников, руководителей местных органов власти сразу и без колебаний стала на сторону демократически избранной законной власти.

Во-вторых, значительная часть той же номенклатуры решилось на это лишь после определенных колебаний, раздумий, размышлений о последствиях того или иного шага. Судьбу путча решили сделавшие свой выбор колеблющиеся. Им, прежде всего, обязана демократия.

В-третьих, значительная часть государственных служащих – директоров, работников местных органов власти и особенно военнослужащих стали не только выполнять указания законной власти, сколько саботировать указания путчистов. Иначе говоря, соотношение сил изменилось в пользу республиканской власти в России не только благодаря ее собственному усилению, сколько вследствие стремительного обессиливания ГКЧП.

В-четвертых, кадровый бюрократ, – как военный, так и гражданский – признал в Ельцине, прежде всего власть как таковую, признал уровень его легитивности соответствующем уровню «царствующего дома», а вовсе не его рыночные и демократические программы.

Победила не демократия (замышляющая перейти к рынку) диктатуру (стремящуюся вернуться к государственно-расределительной экономике)  – сильная молодая власть победила власть старую. Новая династия сместила первую.

Социальная база победы Ельцина состоит из двух частей: стихия революционного бунта против ненавистного старого режима и кадровая бюрократия старого режима, перешедшая на службу новому.

            

Причины неудачи переворота

С моей точки зрения, основной причиной неудачи переворота является несогласованность действий ГКЧП и тех органов, которые должны были бы беспрекословно исполнять их распоряжения. Высшие военачальники не были заранее проинформированы о предстоящих действиях и психологически не были подготовлены к жестким решениям и к необходимости применять оружие на территории РСФСР, Москвы и Ленинграда. Руководители оперативных и территориальных подразделений КГБ и МВД, судя по некоторым сообщениям, не имели информации о том, что предстояло им делать начиная с ночи 19 августа. Отсутствовала система согласования действий не только между армией, КГБ и МВД, но и между частями разных родов войск армии. Специальные подразделения войск КГБ не смогли выполнить поставленные перед ними задачи по нейтрализации противников переворота. Жесткая управляемость армией, КГБ и МВД со стороны отдела административных органов ЦК КПСС оказалась мифом.

Особо я хочу отметить, что в ходе переворота противоречия между родами войск, судя по отдельным сообщениям, переросли в вооруженное противостояние. В частности военно-воздушные силы отказались выполнять приказы ГКЧП и, судя по всему, собирались в случае огневого контакта около «Белого дома», начать штурмовые операции против войск МВД и КГБ. Можно предположить, именно отсутствие авиационной поддержки и угроза нападения с воздуха заставила членов ГКЧП тянуть время и, в конечном счете, капитулировать.

Особым обстоятельством, затруднившем управление войсками КГБ и МВД, было то, что эти части были переданы репрессивным ведомством и поэтому ни солдаты, ни офицеры не были морально готовы к действиям против собственного народа. Более того, в ГКЧП не было ни одного человека, который психологически бы соответствовал роли руководителя переворота. Все участники ГКЧП имели устойчивый негативный имидж у большего населения страны.

Реальный руководитель переворота Олег Бакланов не мог выступать, как официальный лидер, из-за своего положения бывшего секретаря ЦК КПСС и соответствующего негативного отношения населения к высшим функционерам КПСС.

Реакция мирового сообщества оказалась столь быстрой и жесткой, что не оставила его руководителям пространства для маневра. Кроме того, обращение Янаева к Ясиру Арафату вполне однозначно определило отношение ГКЧП к террористическим организациям и режимам, сделав невозможным какие-либо позитивные контакты между ГКЧП и руководителями ведущих государств мирового сообщества.

Разногласия среди членов ГКЧП относительно нейтрализации Президента РСФСР Б. Ельцина и российского парламента дали Ельцину возможность обострить ситуацию до уровня вооруженного конфликта, к которому руководители ГКЧП были, очевидно не готовы. Горизонтальные связи между руководителями местных региональных органов власти, с одной стороны, и командующими дислоцированных на их территориях войск, руководителями территориальных органов КГБ и МВД, с другой, оказались несколько сильнее, чем вертикальные связи воинской подчиненности. Поэтому выжидательная позиция руководителей союзных республик и областей РСФСР и ГКЧП резко ограничила возможность маневрирования и применения силовых методов руководителями переворота.        

Последствия

Не подлежит сомнению, что Центр в его прежнем статусе прекратил существование. Теперь объем и содержание власти Президента СССР и тех органов, которые заменят Кабинет министров, Совет безопасности, Совет федерации, Верховный Совет СССР, будут определяться Президентами тех республик, которые подпишут новый вариант Союзного договора. Президент РСФСР получил в результате переворота особый статус, ставящий его в исключительное положение «первого среди равных». Республики, не собиравшиеся подписывать Союзный договор, выйдут из состава нового Союза и  будут стремиться оформиться в некоторое подобие «санитарного кордона» между Европейским обществом, в которые так или иначе будут интегрированы пограничные бывшие союзные социалистические страны, с одной стороны, и государствами, объединенными новым Союзным договором с другой.

Бывшие автономные республики РСФСР, претендующие на статус союзных республик, будут резко ограничены в своих возможностях из-за усиления власти и авторитета Президента РСФСР.

Оборонный потенциал CCCР в результате конверсии, свертывания производства и увольнения квалифицированного персонала резко уменьшится. Становятся вполне реальными массовая безработица и огромная социальная напряженность среди работников оборонной промышленности.

Наряду с выходом республик из состава СССР, будут легализированы стремления к переделу межреспубликанских, межобластных, межрайонных границ, а также границ между городами и их сельскими окружениями.

Заключение

Антиконституционный переворот и его поражение завершают начальную полосу перестройки, когда, предпринятая по инициативе сверху и далеко не сразу и не всеми поддерживаемая снизу она с трудом продвигалась вперед в условиях все обостряющегося противоборства сил коммунизма и демократии. А за кулисами этой борьбы вызревал тот революционный взрыв, который уже произошел в других европейских странах социализма в виде так называемых «бархатных» или «небархатных» революций против сталинизма и постсталинских форм псевдосталинизма и тоталитаризма.

В советской печати, в научной литературе не раз говорилось о том, что общий для стран социализма путь освобождения от сталинского и пост сталинского тоталитаризма в каждой стране проходило по-своему. В силу особенностей советской истории и длительности существования здесь правления большевистской партии советская антитоталитарная революция должна была пройти тут своим особым путем, весьма отличающимся от того, что имело место в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Жизнь подтвердила этот прогноз.

Несмотря на то, что именно в Советском Союзе по инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева началась перестройка как революция сверху, ставшая эпицентром всех потрясений в «Социалистическом мире», сама по себе подобная революция только подорвала тоталитарные структуры, но не сумела разрушить их, что вызвало нарастающее недовольство масс. Сопротивляясь революционным переменам, партийно-государственная демократия обладала здесь большим опытом, что позволило ей шесть лет тормозить перестройку, то срывая ее реформы, то делая попытку сронить ее инициатора, сделать своим заложником и пленником, обложить ее со всех сторон своими людьми. На определенном рубеже, когда стало очевидно, что партийно-государтвенная демократия окончательно теряет бразды правления, она и пошла на прямой антиконституционный государственный переворот.

Первый и важнейший урок состоит в том, что вопреки всем критикам перестройки ее шесть минувших на тот момент лет, протекавших в ожесточенном противоборстве, в наступлениях и отступлениях давно назревших преобразований, отнюдь не прошли даром.

Эти годы разрушения коммунизма и перестройки, сознания, связанных с развитием демократии и гласности, хотя и не перестроили всю страну, все же изменили ее народ, советских людей, которые в августе 1991 года с полным основанием могли писать на своих плакатах: «Мы не рабы, рабы – не мы!»., поэтому при всей важной роли лидеров и героев, отстаивавших свободу на баррикадах у «Белого дома», бесспорно то, что главным героем был весь советский народ, а не отдельные персоналии, который всюду(на заводах и полях, в армии и учреждениях, в Вузах и школах) стал другим за эти годы. Именно он был главной, решающей силой, которая наперед обрекла на неудачу заговор партийно-государственной демократии, обусловила относительно бескровное подавление достаточно грозных сил путчистов.

К середине 1991 года идеи свободы, демократии и гласности уже глубоко проникли во все слои советского общества. При всей неодинаковости поведения различных социальных и возрастных групп особенно важными представляются два момента. Во-первых, за последние годы появилась новая молодежь 18-23 лет, а это около 30 миллиона новых граждан, чье сознание формировалось уже не в условиях тоталитаризма, а в обстановке шести лет свободы, пришедшей с перестройкой. Именно эта молодежь стала одной из самых боевых сил на баррикадах, именно ее жертвы оказались наибольшими на пути к победе. Во-вторых несмотря на специфические условия страны, где многие десятилетия господствовал тоталитаризм и воспитывалась конформистское сознание, здесь все же не возникло сколько-нибудь существенного противостояния поколений: активное участие «шестидесятников» и части фронтовиков на стороне демократических сил показало, что и годы «хрущевской оттепели» не пропали даром.

Второй важный урок заключается в том, что при всем росте сознательности и активности советских граждан, огромной степени политизации и значительной демократизация общества главной слабостью, пробудившихся к действию народных сил, чем и воспользовались путчисты, явились несогласованность действий и даже раскол демократических сил. Ведь антиконституционный переворот случился после длительного разобщения демократических сил, группировавшихся, с одной стороны, вокруг инициатора перестройки М. Горбачева, а с другой – вокруг оппозиционера Б. Ельцина. Этот длительный период разобщения и взаимной борьбы привели к негативным последствиям. Нетерпимость, перерастающая во взаимную неприязнь, не только свидетельствовала о весьма невысоком уровне политической культуры, но и была показателем слабого понимания лидерами своего политического призвания, своих обязанностей перед народом, что и сделало их личные амбиции и антипатии важнейшим резервом путчистов.

Действия демократов, группировавшихся Б. Ельцина и нацеливавших свои действия на подрыв позиций М. Горбачева, внесли в начале 1991 года свою весьма существенную лепту в подрыв авторитета конституционной власти, в разрушение управления союзной экономикой, что, как известно, широко использовали путчисты. Действия демократов, поддерживаемых М. Горбачевым и стремившихся ослабить позиции Б. Ельцина, существенно подорвали их собственный авторитет и значительно снизили общий потенциал демократических сил, что также стимулировало заговорщиков. Даже после начала антиконституционного переворота, когда каждому здравомыслящему человеку стала предельно понятна игра путчистов на расколе демократических сил, нашлись скрытые прислужники путчистов, которые, радуясь, распространяли слухе о якобы существующем сговоре Президента СССР с совершившими переворот политиками.

Сегодня представляется бесспорным то, что заговорщиков подтолкнули намерившиеся уже в соглашении о сближении всех демократических сил страны, возможность подписания объявленного Союзного договора. Это могло привести к перерастанию сближения демократических сил к их сотрудничеству, что являлась крайне опасным для недемократических сил, партийно-государственной бюрократии и амбиций всех экстремистов.

А это значит, что следует снова и снова говорить о важности и необходимости единства демократических сил как главном уроке завершившейся полосы, о недопустимости их разобщения, а тем более раскола. Поэтому главным итогом может быть только следующее: объективно сложившиеся – вопреки личным симпатиям и антипатиям – в ходе борьбы с антиконституционным переворотом государственным переворотом взаимодействие и сотрудничество между Горбачевым и Ельциным, между демократами всех направлений и оттенков должно быть не только сохранено, но и упрочнено посредством превращения в сознательное взаимодействие и согласованное сотрудничество, ибо без этого нельзя закрепить полученную победу, но самое главное – нельзя успешно решать ключевую задачу присячения антиконституционного переворота, будучи разрозненными демократическими силами.      

Список литературы:

1)  Г.А Белоусова, В.А. Лебедев. Партократия и путч. – М.: «Республика», 1992.

2)  Путч. Хроника тревожных дней. – М.: «Процесс», 1991.

3)  Август – 91. – М.: «Политиздат», 1991.

4)  М.С. Горбачев. Августовский путч. – М.: «Новости», 1991.

5)  Ю.С. Сидоренко. Три дня которые опрокинули большевизм. – Ростов-на-Дону, 1991.

6)  В. Журавлева. История современной России. 1985 – 1994. – М, 1995.

7)  В.В. Шолохов. Политическая история России в партиях и лицах. – М, 1993.

Приложения

Постановление №1 Государственного документа по чрезвычайному положению в СССР

В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, восстановления законности и правопорядка, стабилизации обстановки, преодоления тяжелейшего кризиса, недопущения хаоса, анархии и братоубийственной гражданской войны Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССр постановляет:

1) Всем органам власти и управления Союза ССР, союзных и автономных краев, областей, городов, районов, поселков и сел обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения в соответствии закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» и постановлениями ГКЧП СССР. В случае неспособности обеспечения этого режима полномочия соответствующих органов власти и управления приостанавливаются, а осуществление их функций возлагается на лиц, специально уполномоченных ГКЧП СССР.

2) Незамедлительно расформировать структуры власти и управления, военизированные формирования, действующие вопреки Конституции СССР и законам СССР.

3) Считать впредь недействительными законы и решения органов власти, СССР противоречащие Конституции и законам СССР.

4) Приостановить деятельность политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

5) В связи с тем, что Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР временно берет на себя функции Совета Безопасности СССР, деятельность последнего приостанавливается.

6) Гражданам, учреждениям и организациям незамедлительно сдать находящееся у них все виды огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной техники и снаряжения. МВД, КГБ и Министерство обороны СССР обеспечить строгое выполнение данного требования. В случае отказа – изымать их в принудительном порядке с привлечением нарушителей к строго уголовной и административной ответственности.

7) Прокураторе, МВД, КГБ и Министерство обороны СССР организовать эффективное взаимодействие правоохранительных органов и Вооруженных Сил по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности государства, общества и граждан в соответствии с Законом СССР «О правовом режиме чрезвычайного

Проведение митингов, уличных шествий, демонстраций, а также забастовок не допускается.

В необходимых случаях вводить комендантский час, патрулирований территорий, осуществлять досмотр, принимать меры по усилению таможенного и пограничного режима.

Взять под контроль, а в необходимых случаях под охрану важнейшие государственные и хозяйственные объекты, а также системы жизнеобеспечения.

Решительно пресекать распространение подстрекательских слухов, действий, провоцирующие нарушения правопорядка и разжигание межнациональной розни и неповиновение должностным лицам, обеспечивающим соблюдение режима чрезвычайного положения.

8) Установить контроль над СМИ, возложить его осуществление на специально создаваемый орган при ГКЧП СССР.

9) Органам власти управления, руководителям учреждений и предприятий принять меры по повышению организованности, наведение порядка и дисциплины во всех сферах жизни общества. Обеспечить нормальное функционирование предприятий всех отраслей народного хозяйства, строгое выполнение мер по сохранению и восстановлению на период стабилизации вертикальных и горизонтальных связей между субъектами хозяйствования на всей территории СССР, неукоснительное выполнение установленных объемов производства, поставок сырья, материалов и комплектованных изделий.

Установить и поддерживать режим строгой экономии в материально-технических и валютных средств, разработать и проводить конкретные меры по борьбе с бесхозяйственностью и разбазариванием народного добра.

10) Считать несовместимой работу на постоянной основе в структурах власти и управления с занятием предпринимательской деятельности.

11) Кабинету Министров СССР в недельный срок осуществить инвентаризацию всех наличных ресурсов продовольствия и промышленных материалов первой необходимости, доложить народу, чем располагает страна, взять под строжайший контроль их сохранность и распределение.

Отменить любые ограничения, препятствующие перемещению по территории СССР продовольствия и товаров народного потребления, а также материальных ресурсов для их производства, жестко контролировать соблюдение такого порядка.

Особое внимание уделить первоочередному снабжению дошкольных детских учреждений, детских домов, школ, средних и высших учебных заведений, а также пенсионеров и инвалидов.

В недельный срок внести предложение об упорядочении, замораживании и снижении цен на отдельные виды промышленных и продовольственных товаров, в первую очередь для детей, услуги населению и общественное питание, а также повышении заработной платы, пенсий, пособий и выплат компенсаций различным категориям граждан.

В двухнедельный срок разработать мероприятия по упорядочению размеров заработной платы руководителям всех уровней государственных, общественных, кооперативных и иных учреждений, организаций и предприятий.

12) Учитывая критическое положение с уборкой урожая и угрозу голода, принять экстренные меры по организации заготовок, хранения и переработки сельхозпродукции. Оказать труженикам села максимально возможную помощь техникой, запасными частями, горюче-смазачными материалами и т.д. Незамедлительно организовать направление в необходимых для спасения урожая количествах рабочих и служащих предприятий и организаций, студентов и военнослужащих на село.

13) Кабинету Министров СССР в недельный срок разработать постановление, предусматривающие обеспечение в 1991-1992 годах всех желающих городских жителей земельными участками для садово-огродных работ в размере 0,15 Га.

14) Кабинету Министров СССР в двухнедельный срок завершить планирование неотложных мероприятий по выводу из кризиса топливно-энергетического комплекса страны и подготовке к зиме.

15) В месячный сок подготовить и доложить народу реальные меры на 1992 год по коренному улучшению жилищного строительства и обеспечения населения жильем.

В течение полугода разработать конкретную программу ускоренного развития государственного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства на пятилетний срок.

16) Обязать органы власти и управления в центре и на местах уделять первоочередное внимание социальным нуждам населения. Изыскать возможности существенного улучшения бесплатного медицинского обслуживания и народного образования.

Постановление №2

Государственного комитета

по чрезвычайному положению в СССР

О выпуске центральных, московских городских и областных газет

В связи с введением 19 августа 1991 года в Москве и на некоторых других территориях Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайного положения и в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет:

Временно ограничить перечень выпускаемых центральных, московских городских и областных общественно-политических изданий следующими газетами: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», Сельская жизнь».

Возобновление выпуска других центральных, московских городских и областных газет и общественно-политических изданий будет решаться специально созданным органом ГКЧП СССР.

Государственный комитет

по чрезвычайному положению в СССР

19 августа 1991 года

Постановление №3

Государственного комитета

по чрезвычайному положению в СССР

В связи с введением 19 августа 1991 ода в Москве и на некоторых других территориях Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайного положения в соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения» Государственный комитет по чрезвычайному положению  в СССР постановляет:

Всесоюзной государственной телерадиокомпании, республиканским, краевым, областным телерадиоорганизациям в своей работе строго руководствоваться постановлениями Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР.

Возложить на руководство Всесоюзного совета по телевидению и телерадиовещанию в СССР и Всесоюзной телерадиовещательной компании(Гостелерадио) координацию деятельности телевизионных и радиовещательных организаций на всей территории страны. Временно наделить Гостелерадио полномочиями в необходимых случаях приостанавливать или отменять указания местных органов власти, противоречащие задачам и принципам вещания в условиях чрезвычайного положения.

Временно ограничить перечень транслируемых из Москвы на всю территорию страны следующими программами:

по телевидению – первой, второй и третьей программами центрального телевидения;

по радиовещанию – первой, второй, третьей программами центрального Всесоюзного радиовещания;

Временно ограничить использование радиостанций союзного подчинения для трансляции рядом союзных республик своих радиопрограмм на зарубежные страны.

Программы республиканского телевидения и радиовещания передавать на территории соответствующей республики только по выделенным для этих целей каналам и передающим средствам.

Приостановить деятельность телевидения и радио России, а также радиостанции «Эхо Москвы», как не способствующего процессу стабилизации положения в стране.

Передача программ телевидения и радиовещания общественных, коммерческих и других органов вещания, не входящих в структуру вещания, указанных в пунктах данного постановления, временно приостанавливается.

Минсвязи СССР и Минсвязи союзных республик обеспечить приостановление излучения в эфир и передачу по кабельным  сетям программ негосударственных органов вещания.

Действие выданных ранее регистрационных удостоверений на телевизионное и радио вещание прекращается. Порядок и сроки проведения перерегистрации органов телевидения и радиовещания будут сообщены дополнительно.

Поручить Минсвязи СССР взять под контроль все действующие и запасные центры и каналы связи и вещание на территории страны(включая и республиканского подчинения).

Гостелерадио и Минсвязи СССР во взаимодействии с руководством Всесоюзного совета по телевидению и радиовещанию создать временную координационную группу по регулированию телерадиовещания в стране, в том числе в вопросах выделения частот, предоставления времени вещания и технических средств.

КГБ СССР, МВД СССР и их органам на местах принять дополнительные меры по обеспечению выполнения данного постановления.

Государственный комитет

по чрезвычайному положению в СССР

20 августа 1991 года 

Указ президента РСФСР

 

В связи с действием группы лиц, объявивших себя государственным комитетом по чрезвычайному положению постановляю:

1)Считать объявление комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ни чем иным, как государственным преступлением.

2)Все решения, принимаемые от имени так называемого комитета по чрезвычайному положению считать незаконными и не имеющими силу на территории РСФСР. На территории Федерации действует законно избранная власть в лице Президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления РСФСР.

3)Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного комитета, подпадают под действия Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию закона.

Настоящий Указ вводится в действие со времени его подписания. 

   Президент РСФСР Б. Ельцин.