П.Я. Чаадаев Философская концепция

    

    

    

      ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П.Я.

     Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представи-

телей филосовской мысли Росии западнического направления.Он

всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее

интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, -

его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в

единственном из "филосифических писем" напечатанном при жизни

автора.Мировой читатель долгое время был лишен возможности уз-

нать развитие и суть филоствской концепции Чаадаева,так как

опубликовано было только одно письмо при жизни.Кроме того,

сами писема считались утерянными и найдены были только в 1935г.

несколько писем не было опубликовано,так как в них Чаадаев по-

ложительно отзывается о религии.

     Перейдем к изучению концепции Чаадаева.

     Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом,

поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего

его религиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаев

не является богословом, он сам говорит:" Я, благодарение Богу,

не богослов и не законник, а просто христианский философ".

     У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, нату-

ра искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не

случайной а всецело и до конца воодушевленной христианством.

Если один из величайшихмистиков христианского Востока(св. Иса-

ак Сирианин) глубоко чувствовал "пламень вещей", то к Чаадаеву

можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувс-

твовал "пламень истории", ее священное течение, ее мистическую

сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все

своеобразие и особенность Чаадаева.По теургической установке,

Царство Божие строится при живом участии людей.Основная богос-

Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-

рическом воплощении, как Церковь.Действие христианства в исто-

рии во многом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибо

действующая сила христианства заключена в "таинственном его

                            - 2 -

единстве"(т.е. в Церкви).

     Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев ре-

шительно защищает свободу человека, ответственности его за ис-

торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыс-

лом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеи

повседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаа-

даев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-

ветственность и свободу человека.Но здесь его философские пос-

троения опираются на его антропологию, к краткому изложению

которой мы сейчас и перейдем.

     "Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаев

в одном из своих "Философических писем",- обнимает собой два

мира, из которых один только нам ведом".Одной стороной челов-

век принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но

от "животного" начала к "разумному не может быть эволюции".

     Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется бла-

годаря социальной среде.Человек глубочаеше связан с обществом

бесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния и

общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумности

и не отличались бы от животных. Из этого признания существен-

ной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-

но важные выводы.Прежде всего,"происхождение" человеческого

разума не может быть понято иначе, как только в признании, что

социальное общение уже заключает в себе духовное начало, -

иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в

новых человеческих существах , но свет разумности хранится и

передается через социальную среду.С одной стороны, индивиду-

альное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально

входит в человека от общения с людьми,с существе своем исходит

от того, что выше людей - от Бога.

     Из этой двойной зависимости человека(от социальной среды,

от Бога)происходит не только пробуждение разума в человеке, но

здесь же находятся и корни его морального сознания."Все бдаго,

которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности

подчиняться неведомой силе".Этот супра-натурализм не переходит

в окказионализм у Чаадаеваили какую-то бпредопределенность, -

наоборот, Чаадаев всячески утверждает реальность свободы чело-

                            - 3 -

века.Однако свобода человека несет в себе разрушительную силу

и , чтобы подействовала ее разрушительная сила, она(свобода)

нуждается в постоянном воздействии свыше.

     Это учение о 2страшной" силе свободы у Чаадаева стоит в

теснейшей связи с учением о поврежденности человека и всей

природы, - учением о первородном грехе.Для Чаадаева "Субъек-

тивных" разум полон "обманчивой самонадеянности"; идеология

индивидуализма ложна по существу, и поэтому Чаадаев без коле-

бания заявляет: "Назначение человека - уничтожение личного бы-

тия и замена его бытием вполне социальным или безличным".

     Гносеологические взгляды Чаадаева, которые он выразил

лишб попутно, определялись его критикой кантинеанства, с олной

стороны, а, сдругой стороны, критикой Декертовской остановки

на эмпирическом сознании, которое, по Чаадаеву, есть "начало

искаженное,искалеченное,изврещенное произволом человека". Для

Чаадаева источник знания - "столкновение сознаний",иначе гово-

ря, взаимодействие людей.Чаадаев, конечно, не отвергает опыт-

ного знания, но весь чувственный материал руководствуется иде-

ями разума.

     Если реальность "высшего сознания" стоит над сознанием

одельного человека, - то ключ к этому, крома самой матафизики

человека, дан в еаличности исторического бытия, как особой фо-

рме бытия.Чаадаев подчеркивал, что хричтианстово раскрывается

лишь в историческом (а не личном) бытии, но он делает и обрат-

ный вывод - само историческое бытие не может быть понято вне

христианства.

     Смысл истории осуществляется "божественной волей, власт-

вующей в веках и ведущей род человеческий к его конечным це-

лям".Это есть концепция проведенциализма.По Чаадаеву творит-

ся Царство Божее и поэтому исторический процесс может быть

понят лишь в линиях проведенциализма.Но Царство Божие для него

творится на земле, - оттого христианство и исторично по су-

ществу, - его нельзя понимать "потусторонне".Для чаадаева

(этого требовала логика его историософии) религиозное единство

истории предполагает единство Церкви: раз через Церковь входит

божественная сила в историческое Бытие, то, тем самым, уста-

навливается единство самой Церкви.Отсюда высокая оценка Запа-

да. "На Западе все создано христианством".

     Высокая оценка западного христианства определяется у

Чаадаева всецело историсофскими, а не догматическими соображе-

ниями.

     Горячие и страстные обличения России у Чаадаева имеют

много корней, - в них нет какой-либо одной руководящей идеи.

Чаадаев не смог включить Россию в ту схему проведенциализма,

какуб навевала история Запада.Чаадаев откровенно признает ка-

който странный ущерб в самой идее провиденциализма: "Провиде-

ние исключило нас из своего благодетельного действия на чело-

веческий разум..., всецело предоставив нас самим себе".

     В развитии своего филосовского мировозрения Чаадаев

по-разному решал эту "загадку" России.В начале Он пришед к вы-

воду, что Россия предназначена для того, что-бы послужить уро-

ком для остального человечества.Именно эта позиция варажна в

первом из "Философических писем"(которе было опубликовано).

Дальше эти мысли у Чаадаева приобретают большую определен-

ность, он приходит к убеждению, что очередь для России еще

выступить на поприще исторического действия еще не наступила.

     Дальше он развивает мысль: "Провидение сделало нас слиш-

ком великими, чтобы быть эгоистами. Оно поставило нас вне ин-

тересов национильностей и поручило наминтересы человечества".

     Вся значительность (для русской мысли) построений Чаадае-

ва в том и состоит, что целый ряд крупных мыслителей России

возвращался к темам Чаадаева, Хотя его решения этих тем имели

сравнительно мало сторонников.