Расчет и проектирование одноступенчатого, цилиндрического, шевронного редуктора общего назначения
Пинский государственный индустриально-
педагогический колледж
Пояснительная записка
по предмету: «Техническая механика»
Тема: «Рассчитать и спроектировать одноступенчатый, цилиндрический, шевронный редуктор общего назначения»
Выполнил: Лепесевич Антон
Проверила: Цинкель Т.Н.
Пинск 2005
3 |
1 |
2 |
м мммм |
Позиция |
Элемент схемы |
Исходные данные |
Значение |
1 |
Цилиндрический редуктор |
Мощность, Р квт |
1,8 |
2 |
Клиноременная передача |
Частота вращения, п об/мин |
120 |
3 |
Двигатель |
4АМ90L4У3 |
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………......стр 2
2. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода……стр(3 -5)
3. Выбор материала зубчатой передачи. Определение допускаемых напряжений………………………………………………………………....стр(6 – 9)
4. Расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи………стр(10 – 14)
5. Проектный расчет валов редуктора…………………………..стр(15 – 19)
6.Определение реакций в подшипниках. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов…………………………………………………...стр(20 – 24)
7. Проверочный расчет подшипников…………………………..стр(25 – 27)
8. Конструктивная компоновка привода………………………..стр(28 – 30)
9. Смазывание…………………………………………………………...стр 31
10. Проверочный расчет шпонок………………………………………стр 32
11. Технический уровень редуктора…………………………………...стр 33
12. Список литературы…………………………………………………стр 34
1. Введение
Редуктором называется механизм, понижающий угловую скорость и увеличивающий вращающий момент в приводах от электродвигателя к рабочей машине.
Редуктор состоит из зубчатых или червячных передач, установленных в отдельном герметичном корпусе, что принципиально отличает его от зубчатой или червячной передачи, встраиваемой в исполнительный механизм или машину.
Редукторы широко применяют в различных отраслях машиностроения, поэтому число разновидностей их велико.
Редукторы применяют также и в других отраслях промышленности.
Редукторы определяются составом передач, порядком их размещения в направлении от быстроходного вала к тихоходному валу и положением осей валов в пространстве.
Типоразмер редуктора определяется типом и главным параметром тихоходной ступени.
Исполнение редуктора определяется передаточным числом, вариантом сборки и формой концевых участков вала.
Основная энергетическая характеристика редуктора – номинальный вращающий момент Т на его тихоходном валу при постоянной нагрузке.
Цилиндрические редукторы благодаря широкому диапазону передаваемых мощностей, долговечности, простоте изготовления и обслуживания получили широкое распространение в машиностроении.
2. Выбор электродвигателя. Кинематический расчет привода.
2.1 Определяем общий КПД привода:
ηобщ = ηрп * ηпк² * ηзп
где ηрп – коэффициент полезного действия клиноременной передачи;
ηрп = 0,95…0,97 (табл. 2.2, стр.41 [1]);
принимаем ηрп = 0,97;
ηзп – коэффициент полезного действия закрытой зубчатой
цилиндрической шевронной передачи;
ηзп = 0,96…0,97(табл. 2.2, стр.40 [1]);
принимаем ηзп = 0,96;
ηпк – коэффициент полезного действия подшипников качения;
ηпк = 0,98…0,995 (табл. 3, стр.41 [1]);
принимаем ηпк = 0,98;
ηобщ = 0,97*0,96*0,98² = 0,894
2.2 Определяем требуемую мощность рабочей машины.
Ррм = Р3 = 1,8 квт
2.3 Определяем требуемую мощность двигателя Рдв., квт:
Рдв = Ррм / ηобщ = 1,8 / 0,894 = 2,013 квт
2.4 Определяем номинальную мощность двигателя Рном., квт:
Рном ≥ Рдв
Из таблицы 2.1 стр. 39 [1] выбираем тип двигателя
1. 4АМ80В2У3 (п = 2850 об/мин.) Рном = 2,2 квт;
2. 4АМ90L4У3 (п = 1425 об/мин.) Рном = 2,2 квт;
3. 4АМ100L6У3 (п = 950 об/мин.) Рном = 2,2 квт;
4. 4АМ112МА8У3 (п = 700 об/мин.) Рном = 2,2 квт;
Т.к. двигатели с большой частотой вращения имеют низкий рабочий ресурс, а двигатели с низкими частотами весьма металлоемки, поэтому их нежелательно применять без особой необходимости в приводах общего назначения малой мощности.
Следовательно в данной ситуации подходит трехфазный асинхронный двигатель серии 4А типа 90L: 4АМ90L4У3
Характеристики двигателя следующие:
Рном = 2,2 квт; пном = 1425 об/мин. (табл. к9, стр. 384 [1])
2.5 Определяем передаточные числа привода и его ступеней. Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя пном к частоте вращения приводного вала рабочей машины прм (п3) при номинальной нагрузке.
U = пном / прм
1.U = 2850 / 120 = 23,75
2.U = 1425 / 120 = 11,875
3.U = 950 / 120 = 7,916
4.U = 700 / 120 = 5,833
Общее передаточное число U: U = Uрп * Uзп
где Uрп – передаточное число ременной передачи, которое должно быть в пределах 2…4 (табл. 2.3, стр. 43 [1]);
Uзп – передаточное число зубчатой передачи.
Приняв передаточное число зубчатой передачи за 4 (табл. 2.3, стр. 43 [1]) получим передаточное число ременной передачи: Uрп = U / Uзп
1.Uрп = 23,75 / 4 = 5,937
2.Uрп = 11,875 / 4 = 2,968
3.Uрп = 7,916 / 4 = 1,979
4.Uрп = 5,833 / 4 = 1,458
2.6 Определяем мощность каждой ступени:
РI = Рраб.м = 2,013 квт
РII = РI * ηрп = 2,013 * 0,97 = 1,952 квт
РIII = РII * ηпк² * ηзп = 1,952 * 0,98² * 0,96 = 1,799 квт
2.7 Определяем угловые скорости на каждой ступени привода:
nI = пдв = 1425 об/мин.
nII = nI / Uрп = 1425 / 2,968 = 480,121 об/мин.
nIII = nII / Uзп = 480,121 / 4 = 120,03 об/мин.
2.8 Определяем моменты ступеней привода.
ТI =
wI = = = = 149,15 (рад/с)
wII = = 50,252 (рад/с)
wIII = = 12,563 (рад/с)
ТI = = 13,496 (Нм)
ТII = = = 38,844 (Нм)
Т III = = = 143,198 (Нм)
Параметр |
Передача |
Параметр |
Вал |
||||
Закры-тая |
Откры- тая |
Двига- теля |
Редуктора |
Приводной рабочей машины |
|||
Быстро- ходный |
Тихо- ходный |
||||||
Переда- Точное число, U |
4 |
2,968 |
Расчетная мощность, P |
2,013 |
1,952 |
1,799 |
1,799 |
Угловая скорость, w |
149,15 |
50,252 |
12,563 |
12,563 |
|||
КПД η |
0,96 |
0,97 |
Частота вращения, n |
1425 |
480,121 |
120,03 |
12,03 |
Вращающийся момент, Т |
13,496 |
38,844 |
143,198 |
143,198 |
3. Выбор материала зубчатой передачи. Определение допускаемых напряжений.
Поскольку, в проектном задании к редуктору не предъявляется жёстких требований в отношении габаритов передачи, а изготовление колёс осуществляется в условиях мелкосерийного производства, то выбираем материалы со средними механическими качествами. В проектном задании указано, что редуктор должен быть общего назначения, кроме того передаваемая мощность невелика (1,8 квт). Для таких редукторов экономически целесообразно применять колёса с твёрдостью ≤ 350 НВ, при этом достигается лучшая прирабатываемость зубьев колеса, обеспечивается чистовое нарезание зубьев колёс после термообработки, высокая точность их изготовления. Учитывая, что число нагружений в единицу времени зубьев шестерни в передаточное число раз (2,5) больше нагружений зубьев колеса, для достижения одинаковой контактной усталости обеспечиваем механические характеристики материала шестерни выше, чем материала колеса. Для равномерного изнашивания зубьев и лучшей их прирабатываемости твердость шестерни НВ1 назначаем больше твёрдости колеса НВ2 (стр. 48 [1]); НВ1-НВ2=20…50
Мощность на рабочем валу РIII = 1,8 квт;
передаточное число редуктора Uзп =4;
частота вращения рабочего вала nIII = 120 об/мин;
передача нереверсивная.
3.1.Пользуясь таблицей 3.2, стр.50 [1], подбираем подходящий материал.
Сталь 45, которой присущи следующие характеристики:
Dпред. – любой;
Sпред. – любая;
Твёрдость заготовки 179…207 НВ;
Gв = 600 Н/мм²;
Gт = 320 Н/мм²;
G-1 = 260 Н/мм²;
Данный материал подходит для изготовления колеса редуктора, в качестве термообработки используют нормализацию.
Сталь 45, которой присущи следующие характеристики:
Dпред. =125 мм;
Sпред. =80 мм;
Твёрдость заготовки 335…262 НВ;
Gв = 780 Н/мм²;
Gт = 540 Н/мм²;
G-1 = 335 Н/мм²;
Данный материал подходит для изготовления шестерни редуктора, в качестве термообработки используют улучшение.
3.2 Допускаемые контактные напряжения при расчётах на прочность определяются отдельно для зубьев шестерни [G]н1 и колёса [G]н2.
Определяем коэффициент долговечности KнL :
KнL =
где, Nно – число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости;
N - число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
Если N> Nно , то принимаем KнL = 1 (стр. 51[1]).
По таблице 3.1, стр. 49 [1] определяем допускаемое контактное напряжение [G]но, соответствующее пределу контактной выносливости при числе циклов перемены напряжений Nно.
[G]но = 1,8 НВср+67
НВср1 = (235+262)/2 = 248,5
[G]но1 = 1,8*248,5+67 = 514,3 Н/мм²
НВср2 = (179+207)/2 = 193
[G]но2 = 1,8*193+67 = 414,4 Н/мм²
Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни [G]н1 и колеса [G]н2 (стр. 51 [1]):
[G]н1 = KнL1*[G]но1 = 1*514,3 Н/мм²
[G]н2 = KнL2*[G]но2 = 1*414,4 Н/мм²
Среднее допускаемое контактное напряжение (стр. 51 [1]):
[G]н = 0,45* ( [G]н1+[G]н2 ) = 0,45* (514,3+414,4) = 0,45*928,7 = 418 Н/мм²
3.3 Определяю допускаемое напряжение изгиба [G]F.
Проверочный расчёт зубчатых передач на изгиб выполняется отдельно для зубьев шестерни и колеса по допускаемым напряжениям изгиба [G]F1 и [G]F2. Определяю коэффициент долговечности (стр. 52, [1]): KнL
где, NFO = 4*10 - число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующее пределу выносливости;
N - число циклов перемены напряжений за весь срок службы.
Т.к. N> NFO (стр. 52, [1]), то принимаем КFL = 1.
Допускаемое напряжение изгиба [G]F0, соответствующее пределу изгибной выносливости при числе циклов перемены напряжений NFO.
[G]F0 = 1,03 НВср (табл. 3.1, стр. 49 [1])
НВср1 = 248,5 ; НВср2 = 193
[G]F01 = 1,03*248,5 = 256 Н/мм²
[G]F02 = 1,03*293 = 199 Н/мм²
Расчёт модуля зацепления для цилиндрических передач с прямыми и непрямыми зубьями выполняют по меньшему значению [G]F из полученных для шестерни [G]F1 и колеса [G]F2, то есть по менее прочным зубьям. Составляем табличный ответ:
Элемент передачи |
Марка стали |
Dпред, мм; Sпред, мм; |
Термооб- работка |
НRCэ1ср НВ2ср |
[G]н |
NF |
Н/мм² |
||||||
Шестерня Колесо |
45 45 |
125 80 |
У Н |
248,5 193 |
514,3 414,4 |
256 199 |
4. Расчёт закрытой цилиндрической зубчатой передачи.
4.1 Проектный расчёт.
4.1.1. Определяю главный параметр – межосевое расстояние аw,мм:
аw = Ка ( U+1 )
где Ка – вспомогательный коэффициент. Для шевронных передач Ка = 43 (стр. 58 [1]);
Ψа – коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28…0,36 (стр.58[1]) – для шестерни, расположенной симметрично относительно опор в проектируемых нестандартных одноступенчатых редукторах;
U – передаточное число редуктора;
ТIII – вращающий момент на тихоходном валу редуктора или на приводном валу рабочей машины для открытой передачи, Нм;
[G]н – допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом или среднее допускаемое контактное напряжение, Н/мм².
Kнв – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев Kнв = 1(табл. 3.1, стр. 49 [1]).
аw = 43
(4+1) = 215*
Полученное межосевое расстояние округлить до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров (табл. 13.15, стр. 313 [1]).
аw = 116 мм.
4.1.2 Определяю модуль зацепления М, мм:
М≥
Км - для косозубых передач равен 5,8 (стр. 59 [1]).
аw * U / (U + 1) = 2*116*4 / 5 = 185,6
= Ψа * аw = 0,32 * 116 = 37,12
М ≥
Если модуль получили меньше 2 мм, то, несмотря на полученное значение, принимаем за 2 мм., т.к в силовых передачах значение модуля меньше 2 мм. не рекомендуется из-за опасности большого понижения несущей способности в результате износа, повышенного влияния неоднородности материала, опасности разрушения при перегородках ( уч. Решетов «Детали машин», стр. 266).
М = 2 мм.
4.1.3 Определяю угол наклона зубьев βmin:
βmin = arcsin arcsin arcsin 0,187 = 10°
Полученное значение удовлетворяет условию 8…16°.
4.1.4 Определяю суммарное число зубьев шестерни и колеса:
Z∑ = Z1 + Z2 = 2 аw * cos βmin / M = 2*116*0,985 / 2 = 114,26
Полученное значение Z∑ округляем в меньшую сторону до целого числа.
Z∑ = 114
4.1.5 Уточняем действительную величину угла наклона зубьев для шевронных передач:
β =
arccos Z∑ М / (2 аw)
= arcos 114*2 / 2*116 = arcos 0,983 = 10°
4.1.6 Определяю число зубьев шестерни:
Z1 = Z∑ / (1+U) = 114 / 5 = 22,8
Значение Z1 округляю до ближайшего целого числа: Z1 = 23
4.1.7 Определяю число зубьев колеса:
Z2 = Z∑ - Z1 = 114 – 23 = 91
4.1.8 Определяю фактическое передаточное число Uф и проверяю его отклонение ∆U от заданного U:
Uф = Z2 / Z1 = 91 / 23 = 3,956;
∆U =
∆U =
Полученное значение отклонения удовлетворяет условию:
∆U ≤ 4%
4.1.9 Определяю фактическое межосевое расстояние:
аw = (Z1 + Z2) * М / (2cosβ) = (23+91) *2 / (2*cos10) =228 / 1,969=115,8 мм.
4.1.10 Определяем основные геометрические параметры передачи:
d1 = M* Z1 / cosβ = 2*23 / 0,984 = 46,747 мм.
d2 = M*Z2 / cosβ= 2*91 / 0,984 = 184,959 мм.
dа1 = d1+2М = 46,747+2*2 = 50,747 мм.
dа2 = d2+2М = 184,959+2*2 = 188,954 мм.
df1 = d1 - 2,4М = 46,747 - 4,8 = 41,947 мм.
df2 = d2 - 2,4М = 184,959 - 4,8 = 180,159 мм.
b2 = Ψа * аw = 0,32 * 116 = 37,12 мм.
У шевронных передач b1 = b2: b1 = 37,12 мм. Точность вычисления делительных диаметров колес до 0,1 мм., значение ширины зубчатых венцов округляем до целого числа по нормальным линейным размерам (табл. 13.15, стр. 313 [1]).
Составляем табличный ответ:
Параметр, мм. |
Шестерня |
Колесо |
Делительный диаметр, d |
46 |
184 |
Диаметр вершин зубьев, dа |
50 |
188 |
Диаметр впадин зубьев, df |
42 |
180 |
Ширина венца, b |
39 |
39 |
4.2 Проверочный расчет:
4.2.1 Проверяем межосевое расстояние:
аw = (d1 + d2) / 2 = (46,747+184,959) / 2 = 115,853 мм.
4.2.2 Проверяем пригодность заготовок колес:
Условие пригодности заготовок колес:
Dзаг ≤ Dпред.; Сзаг (Sзаг) ≤ Sпред.
Dзаг1 = dа1+ 6 мм. = 50,747+6 = 56,747 мм., т.к Dпред = 125 мм. выполняется условие: 56,747≤125, заготовка пригодна.
Sзаг2 = b2+4 мм. = 37,12+4 = 41,12 мм., т.к. Sпред. = 80 мм. выполняется условие: 41,12≤80, заготовка пригодна.
4.2.3 Проверяю контактные напряжения Gн, Н/мм²:
Gн = К*Gн]
где К – вспомогательный коэффициент. Для шевронных передач К = 376 (стр. 61 [1]).
FT = 2 Т III * 10d2 = 2*143198 / 185,231 = 1546,155 – окружная сила зацеплений, Н.
Кнα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для шевронных передач Кнα определяют по графику (рис. 4.2., стр. 63 [1]) в зависимости от окружной скорости колес V и степени точности передач.
V = WIII * d2 / 2*10
Степень точности передачи – 9 (табл. 4.2., стр. 62 [1])
Кнα = 1,12.
Кнβ = 1 (стр. 59 [1]) – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
Кнν – коэффициент динамической нагрузки, зависящий от окружной скорости колес V и степени точности передач. Кнν = 1,01(табл. 4.3., стр. 62 [1])
Gн =376
В данном случае [Gн] = 418 Н/мм². Наблюдается недогрузка передачи на 1,4%. Допускаемая недогрузка 10%, условие выполнено.
4.2.4 Проверяем напряжение изгиба зубьев шестерни GF1 и колеса GF2, Н/мм².
GF2 = YF2*Yβ* КFα* КFβ* КFV≤ [G]F2
GF1 = GF2 * YF1 / YF2 ≤ [G]F1
где М – модуль зацепления, мм.
b2 – ширина зубчатого венца колеса, мм.
FT – окружная сила зацеплений, Н.
КFα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для шевронных передач КFα =1(стр. 63 [1]).
КFβ –коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. КFβ =1(стр. 63 [1]).
КFV – коэффициент динамической нагрузки. КFV = 1,01(табл. 4.3., стр. 62 [1]).
YF1 и YF2 – коэффициенты формы зуба шестерни и колеса. Определяются по таблице 4.4, стр. 64[1] в зависимости от эквивалентного числа зубьев шестерни Z1 , и колеса Z2.
ZV1 = Z1 / cosβ= 23 / 0,952 =24,159; YF1 = 3,7
ZV2 = Z2 / cosβ² = 91 / 0,968 =94,008; YF2 = 3,62
Yβ = 1 - β /140 = 1 – 10 / 140 = 0,929 – коэффициент, учитывающий наклон зуба.
GF2 = 3,62*0,929
GF1 = 69,327*3,7 / 3,62 = 70,859 Н/мм²
Если GF значительно меньше [G]F, то это допустимо, т.к. нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью. Условие выполнено.
4.2.5 Составляем табличный ответ:
Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм.
Проверочный расчет:
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчетные значения |
Примечания |
Контактные напряжения, Gн |
418 Н/мм² |
412 Н/мм² |
-1,4% |
Напряжения изгиба, GF1 |
256 Н/мм² |
70,859 Н/мм² |
-72% |
Напряжения изгиба, GF2 |
199 Н/мм² |
69,327 Н/мм² |
-65% |
Проектный расчет:
Параметр |
Значения |
Межосевое расстояние, аw мм. Модуль зацепления, мм. Ширина зубчатого венца: шестерни, b1 колеса, b2 Угол наклона зубьев, β Диаметр делительной окружности: шестерни, d1 колеса, d2 Число зубьев шестерни, Z1 Число зубьев колеса, Z2 Диаметр окружности вершин шестерни, dа1 колеса, dа2 Диаметр окружности впадин шестерни, df1 колеса, df2 Вид зубьев |
116 2 39 39 10° 57984’ 46,747 184,959 23 91 50,747 188,959 41,947 180,159 Шевронные |
5. Проектный расчет валов редуктора
5.1Выбор материала валов.
Для валов в проектируемом редукторе рекомендуют применять сталь 45.
5.2 Выбор допускаемых напряжений.
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения. Поэтому допускаемое напряжение: [τ]к = 10 … 20 Н/мм². При этом меньшее [τ]к = 10 Н/мм² - для быстроходного вала, а большее [τ]к = 20 Н/мм² - для тихоходного вала.
5.3 Определение сил в зацеплении закрытых передач:
Силы в зацеплении закрытой передачи
Вид передачи |
Силы в зацеплении |
Значение силы, Н |
|
На шестерни |
На колесе |
||
Цилиндрическая |
Окружная, FT |
1546,155 |
1546,155 |
Шевронная |
Радиальная, FR |
567,339 |
567,339 |
FT1 = FT2
FT2 = 2*Т III * 10/ d2 = 2*143198 / 185,231 = 1546,155 Н
FR1 = FR2
FR2 = FT2
Угол зацепления α принят за 20° (стр. 96 [1]).
5.4 Определяем консольные силы:
Консольные силы
Вид открытой передачи |
Характер силы по направлению |
Значение силы, Н |
Клиноременная |
Радиальная |
874,051 |
Fоп = 2Fо * sin
где Fо – сила предварительного натяжения ремня; Fо = 110,357 Н (результат расчета ременной передачи).
α1 – угол обхвата ремнем ведущего шкива. α1 = 163,672 (результат расчета ременной передачи).
Fоп = 2*110,375*sin81 = 883*sin81 = 883*0,989 = 874,051 Н
5.5 Определяем размеры ступеней валов одноступенчатого редуктора:
5.5.1 1-я ступень валов
d1 =
где Мк = Т – крутящий момент равен вращающему моменту на валу, Нм.
[τ]k – допускаемое напряжение на кручение;
[τ]k = 10 Н/мм² - для быстроходного вала;
[τ]k = 20 Н/мм² - для тихоходного вала;
Быстроходный вал:
d1 =
Тихоходный вал:
d1 = = 32,957 =
Быстроходный вал:
L1 = (1,0…1,5) d1 = 1,2*26,88 = 32,256 = 32 мм.
Тихоходный вал:
L1 = (1,0…1,5) d1 = 1,2*32,957 = 39,548 = 40 мм.
5.5.2 2-я ступень валов:
Быстроходный вал:
d2 = d1+2t
где t = 2,2 (примечание 1, стр.109 [1]).
d2 = 26,88+2*2,2 = 31,28 мм.
Диаметр под подшипник округляем до ближайшего стандартного значения диаметра внутреннего кольца подшипника d. d2 = 30 мм.
Тихоходный вал:
d2 = d1+2t
где t = 2,2 (примечание 1, стр.109 [1]).
d2 = 32,957+2*2,2 = 37,334 мм.
Следовательно, d2 = 35 мм.
Быстроходный вал:
L2 ≈ 1,5*d2 ≈ 1,5*30 ≈ 45 мм.
Тихоходный вал:
L2 ≈ 1,25*d2 ≈ 1,25*35 ≈ 43,75 мм.
Округляем до ближайшего стандартного значения из ряда Ra40: L2 ≈ 45 мм.
5.5.3 3-я ступень валов:
Быстроходный вал:
d3 = d2+3,2r
где r = 2 (примечание 1, стр.109 [1]).
d3 = 30+3,2*2 = 36,4 мм. Округлив принимаем d3 = 36 мм.
Тихоходный вал:
d3 = d2+3,2*r = 35+3,2*2 = 41,4 мм. Округлив принимаем d3 = 42 мм.
5.5.4 4-я ступень валов:
Быстроходный вал:
d4 = d2 = 30 мм.
Тихоходный вал:
d4 = d2 = 35 мм.
Быстроходный вал:
L4 = В – ширина подшипника, где В = 19 мм. ( табл. К27, стр.410 [1]).
L4 = 19 мм.
Тихоходный вал:
L4 = В, где В = 17 мм. ( табл. К27, стр.410 [1]).
L4 = 17 мм.
5.5.5 5-я ступень валов:
Тихоходный вал:
d5 = d3+3f, где f = 1,6 (примечание 1, стр.109 [1]).
d5 = 42+3*1,6 = 42+4,8 = 46,5 мм. Округлив принимаем d5 = 48 мм.
5.5.6 Составляем табличный ответ по определению размеров ступеней валов редуктора:
Размеры ступеней, мм.
Ступени вала |
Вал-шестерня |
Вал-колесо |
1-я под элемент открытой передачи |
d1 = 26 мм. L1 = 32 мм. |
d1 = 32 мм. L1 = 40 мм. |
2-я под уплотнение крышки с отверстием и подшипник |
d2 = 30 мм. L2 = 45 мм. |
d2 = 35 мм. L2 = 45 мм. |
3-я под шестерню, колесо |
d3 = 36 мм. определяют графически |
d3 = 42 мм. определяют графически |
4-я под подшипник |
d4 = 30 мм. L4 = 19 мм. |
d4 = 35 мм. L4 = 17 мм. |
5-я упорная или под резьбу |
d5 = 48 мм. определяют графически |
Схема нагружения валов цилиндрического одноступенчатого редуктора
SHAPE * MERGEFORMAT
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
Ft, H |
1546,155 |
|
Fr, H |
567,339 |
|
Fa, H |
0 |
|
Foп,Н |
874,051 |
|
Т, Нм |
38,844 |
143,198 |
W,с |
50,252 |
12,563 |
SHAPE * MERGEFORMAT
6.Определение реакций в подшипниках. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов ( быстроходный вал )
SHAPE * MERGEFORMAT
Быстроходный вал:
Дано: Ft = 1546,155 H, Fr = 567,339 H, Foп = 874,051 Н, Lоп = 0,052 м, Lв/2 = 0,039 м, Lв = 0,078 м,
Fy = Foп* sin20 = 874,051*0,342 = 298,925 H
Fx = Foп*cos20 =874,051*0,94 = 821,607 H
1. Определение реакции в подшипниках в вертикальной плоскости:
∑М4 = 0
- Fy(Lоп+ Lв) +Ray* Lв – Fr * Lв/2 = 0
- 298,925*0,13+ Ray*0,078-567,339*0,039 = 0
-38,860+ Ray*0,078-22,126 = 0
Ray*0,078 = 60,986
Ray = 60,986/0,078 = 781,871 Н
∑М2 = 0
- Fy* Lоп+ Fr* Lв/2+ Rвy* Lв = 0
-298,925*0,052+567,339*0,039+ Rвy*0,078 = 0
-15,544+22,126+ Rвy*0,078 =0
Rвy = -6,582/0,078 = -84,384 Н
Проверка: ∑Fny = 0
Fy- Ray+ Fr- Rвy = 0 ; 298,925-781,871+567,339-84,384 = 0 ; 0 = 0
Строим эпюры изгибающих моментов.
М1 = 0
М2лев = Fy* Lоп = 298,925*0,052 = 15,544 Нм
М2пр = М2лев = 15,544 Нм
М3лев = Fy(Lоп+ Lв/2)- Ray* Lв/2=298,925*0,091-781,871*0,039=-3,29 Нм
М3пр = М3лев = -3,29 Нм
М4лев = Fy (Lоп+ Lв)- Ray* Lв+ Fr* Lв/2 = 298,925*0,13-781,871*0,078+567,339*0,039 = 38,86-60,985+22,126 = 0
2. Определение реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости:
∑М4 = 0
- Fx(Lоп+ Lв) +Raх* Lв + Ft * Lв/2 = 0
-821,607*0,13+ Raх*0,078+1546,155*0,039 = 0
-106,808+ Raх*0,078+60,3 = 0
Raх = 46,508/0,078 = 596,236 Н
∑М2 = 0
- Fх* Lоп - Ft* Lв/2+ Rвх* Lв = 0
-821,607*0,052-1546,155*0,039+ Rвх*0,078 = 0
-42,723-60,3+ Rвх*0,078 = 0
Rвх = 103,023/0,078 = 1320,807 Н
Проверка: ∑Fnх = 0
Fх- Raх- Ft+ Rвх = 0 ; 821,607-596,236-1546,155+1320,807 = 0 ; 0 = 0
Строим эпюры изгибающих моментов.
М1 = 0
М2лев = Fх* Lоп = 821,607*0,052 = 42,723 Нм
М2пр = М2лев = 42,723 Нм
М3лев=Fх(Lоп+Lв/2)- Raх* Lв/2=821,607*0,091-596,236*0,039=51,513 Нм
М3пр = М3лев = 51,513 Нм
М4лев = Fх (Lоп+ Lв)- Raх* Lв - Ft* Lв/2 = 821,607*0,13-596,236*0,078-1546,155*0,039 = 106,808-46,506-60,3 = 0
3. Строим эпюры крутящих моментов.
Мк = М2 = Ft*d1/2 = 1546,155*46,747/2 = 36,139 Нм
4. Определяем суммарные радиальные реакции:
Ra =
Rв =
5. Определяем суммарные изгибающие моменты.
М2 =
М3 =
Определение реакций в подшипниках. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов ( тихоходный вал )
SHAPE * MERGEFORMAT
Тихоходный вал:
Дано: Ft = 1546,155 H, Fr = 567,339 H, Lт = 0,093 м, Lт/2 = 0,0465 м,
1. Определение реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости:
∑М3 = 0
- Rсх*Lт + Ft * Lт/2 = 0
- Rсх*0,093+1546,155*0,0465 = 0
- Rсх*0,093 = -71,896
Rсх = 71,896/0,093 = 773,075 Н
∑М1 = 0
- Ft* Lт/2+Rдх* Lт = 0
-1546,155*0,0465+ Rдх *0,093 = 0
Rдх = 71,896/0,093 = 773,075 Н
Проверка: ∑Fnх = 0
Rдх + Rсх - Ft = 0 ; 773,075+773,075-1546,155 = 0 ; 0 = 0
Строим эпюры изгибающих моментов.
М1 = 0
М2лев = Rсх * Lт/2 = 773,075*0,0465 = 35,947 Нм
М2пр = М2лев = 35,947 Нм
М3лев = Rсх * Lт- Ft* Lт/2 = 71,895-71,895 = 0
2. Определение реакции в подшипниках в вертикальной плоскости:
∑М3 = 0
- Rсу*Lт + Fr * Lт/2 = 0
- Rсу*0,093+567,339*0,0465 = 0
Rсу = 26,381/0,093 = 283,669 Н
∑М1 = 0
- Fr* Lт/2+Rду* Lт = 0
567,339*0,0465+ Rду *0,093 = 0
Rду = 26,38/0,093 = 283,669 Н
Проверка: ∑Fnу = 0
Rсу – Fr+ Rду = 0 ; 283,669 – 567,339+283,669 = 0 ; 0 = 0
Строим эпюры изгибающих моментов.
М1 = 0
М2лев = Rсу * Lт/2 = 283,669 *0,0465 = 13,19 Нм
М2пр = М2лев = 13,19 Нм
М3лев = Rсу * Lт- Fr* Lт/2 = 26,381-26,381 = 0
3. Строим эпюры крутящих моментов.
Мк = М2 = Ft*d2/2 = 1546,155*184,959/2 = 145,13 Нм
4. Определяем суммарные радиальные реакции:
Rс = = 823,476 Н
Rд = = 823,476 Н
5. Определяем суммарные изгибающие моменты.
М2 =
7. Проверочный расчет подшипников:
7.1 Базовая динамическая грузоподъемность подшипника Сr представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринять при базовой долговечности, составляющей 10 оборотов внутреннего кольца.
Сr = 29100 Н для быстроходного вала (табл. К27, стр.410 [1]), подшипник 306.
Сr = 25500 Н для тихоходного вала (табл. К27, стр.410 [1]), подшипник 207.
Требуемая долговечность подшипника Lh составляет для зубчатых редукторов Lh ≥ 60000 часов.
Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности Crp, Н с базовой долговечностью L10h, ч. с требуемой Lh, ч. по условиям Crp ≤ Сr; L10h ≥ Lh.
Расчетная динамическая грузоподъемность Crp, Н и базовая долговечность L10h, ч. определяются по формулам:
Crp = L10h =
где RE – эквивалентная динамическая нагрузка, Н;
ω – угловая скорость соответствующего вала, с
М – показатель степени: М = 3 для шариковых подшипников (стр.128 [1]).
7.1.1 Определяем эквивалентную нагрузку RE = V* Rr*Кв*Кт, где
V – коэффициент вращения. V = 1 при вращающемся внутреннем кольце подшипника (стр.130 [1]).
Rr – радиальная нагрузка подшипника, Н. Rr = R – суммарная реакция подшипника.
Кв – коэффициент безопасности. Кв = 1,7 (табл. 9.4, стр.133 [1]).
Кт – температурный коэффициент. Кт = 1(табл. 9.5, стр.135 [1]).
Быстроходный вал: RE = 1*1,7*1323,499*1 = 2249,448 Н
Тихоходный вал: RE = 1*1,7*823,746*1 = 1399,909 Н
7.1.2 Рассчитываем динамическую грузоподъемность Crp и долговечность L10h подшипников:
Быстроходный вал: Crp =2249,448 - условие выполнено.
L10h= ч.
75123,783 ≥ 60000 - условие выполнено.
Тихоходный вал: Crp = 1399,909 условие выполнено.
L10h=
848550,469 ≥ 60000 - условие выполнено.
Проверочный расчет показал рентабельность выбранных подшипников.
7.1.3 Составляем табличный ответ:
Основные размеры и эксплуатационные размеры подшипников:
Вал |
Подшипник |
Размеры d×D×T мм. |
Динамическая грузоподъемность, Н |
Долговечность, ч |
||
Crp |
Cr |
L10h |
Lh |
|||
Б |
306 |
30×72×19 |
26991,126 |
29100 |
75123,783 |
60000 |
Т |
207 |
35×72×17 |
10581,912 |
25500 |
848550,469 |
60000 |
8. Конструктивная компоновка привода:
8.1 Конструирование зубчатых колес:
Зубчатое колесо:
Элемент колеса |
Параметр |
Значения параметра |
Обод |
Диаметр Толщина Ширина |
da = 184,959 мм S = 2,2м+0,05b2 =2,2*2+0,05*39=6,35 мм b2 = 39 мм |
Ступица |
Диаметр внутренний Толщина Длина |
d = d3 = 42 мм δст = 0,3 d = 0,3*42 = 13,6 мм Lст = d = 42 мм |
Диск |
Толщина Радиусы закруглений Отверстия |
С = 0,5 (S+ δст)≥0,25 b2 С = 0,5(6,35+13,6)≥0,25*39 С = 9,975≥9,75 Принимаем С = 10 мм R≥6 ;Принимаем R = 6 Не предусмотрены |
На торцах зубьев выполняют фаски размером f = 1,6 мм. Угол фаски αф на шевронных колесах при твердости рабочих поверхностей НВ < 350, αф = 45°. Способ получения заготовки – ковка или штамповка.
8.1.1 Установка колеса на вал:
Для передачи вращающегося момента редукторной парой применяют шпоночное соединение посадкой Н7/r6.
8.1.2 При использовании в качестве редукторной пары шевронных колес заботится об осевом фиксировании колеса нет необходимости, однако для предотвращения осевого смещения подшипников в сторону колеса устанавливаем две втулки по обе стороны колеса.
8.2 Конструирование валов:
Переходный участок валов между двумя смежными ступенями разных диаметров выполняют канавкой:
d |
Свыше 10 до 50мм |
b |
3 мм |
h |
0,25 мм |
r |
1 мм |
(табл. 10.7, стр.173 [1])
8.2.1 На первой ступени быстроходного вала используется шпоночное соединение со шпонкой, имеющей следующие размеры:
Диаметр вала, d |
Сечение шпонки |
Фаска |
Глубина паза вала, t1 |
Длина |
|
b |
h |
||||
26 |
8 |
7 |
0,5 |
4 |
18 |
8.2.2 На первой и третей ступени тихоходного вала применяем шпоночное соединение со шпонками, имеющими следующие размеры:
Ступень |
Диаметр вала, d |
Сечение шпонки |
Фаска |
Глубина паза вала, t1 |
Длина |
|
b |
h |
|||||
1-я |
32 |
10 |
8 |
0,5 |
5 |
24 |
3-я |
42 |
10 |
8 |
0,5 |
5 |
34 |
8.3 Конструирование корпуса редуктора:
Корпус изготовлен литьем из чугуна марки СЧ 15. Корпус разъемный. Состоит из основания и крышки. Имеет прямоугольную форму, с гладкими наружными стенками без выступающих конструктивных элементов. В верхней части крышки корпуса имеется смотровое окно, закрытое крышкой с отдушиной. В нижней части основания расположены две пробки – сливная и контрольная.
Толщина стенок и ребер жесткости δ, мм.:δ=1,12
Для выполнения условия δ≥6 мм., принимаем δ = 10 мм.
8.3.1 Крепление редуктора к фундаментальной раме (плите), осуществляется четырьмя шпильками М12. Ширина фланса 32 мм., координата оси отверстия под шпильку 14 мм. Соединение крышки и основания корпуса осуществляется шестью винтами М8. Крышка смотрового окна крепится четырьмя винтами М6.
8.4 Проверочный расчет валов
8.4.1. Определяем эквивалентный момент по формуле для валов:
Быстроходный вал: Мэкв =
Тихоходный вал: Мэкв =
8.4.2. Определяем расчетные эквивалентные напряжения δэкв и сравниваем их с допустимым значением [δ]u. Выбираем для ведущего и ведомого вала сталь 45, для которой [δ]u = 50 мПа
Для быстроходного вала:
δэкв = = = 13,505 мПа ≤ [δ]u = 50 мПа
где : Wнетто = 0,1d = 0,1*36
d = 36 – диаметр быстроходного вала в опасном сечении.
Для тихоходного вала:
δэкв = = = 20,259 мПа ≤ [δ]u = 50 мПа
где: Wнетто = 0,1d = 0,1*42
d = 42 – диаметр тихоходного вала в опасном сечении.
Вывод: прочность быстроходного и тихоходного вала обеспечена.
9. Смазывание
9.1 Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Этот способ применяется для зубчатых передач с окружными скоростями от 0,3 до 12,5 м/сек.
9.2 Выбор сорта масла зависит от значения расчетного контактного напряжения в зубьях GН и фактической окружной скорости колес U. Сорт масла выбирается по таблице 10.29, стр.241. В данном редукторе при U = 1,161 м/сек , GН = 412 применяется масло сорта И-Г-А-68.
9.3 Для одноступенчатых редукторов объем масла определяют из расчета 0,4…0,8 л. на 1 квт передаваемой мощности. Р = 2,2 квт, U = 2,2*0,5 = 1,100 л. Объем масла в проектируемом редукторе составляет 1,100 л. Заполнение редуктора маслом осуществляется через смотровое окно. Контроль уровня масла осуществляется с помощью контрольной пробки. Слив масла производят через сливную пробку.
9.4 Смазывание подшипников:
В проектируемых редукторах для смазывания подшипников качения применяют жидкие и пластичные смазочные материалы. Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла. Наиболее распространенной для подшипников качения – пластичной смазки типа солидол жировой (ГОСТ 1033-79), консталин жировой УТ-1 (ГОСТ 1957-75).
10. Проверочный расчет шпонок
10.1 Призматические шпонки проверяют на смятие, проверки подлежат две шпонки тихоходного вала.
Условие прочности Gсм = Ft / Aсм ≤ [G]см
где Ft – окружная сила на колесе, Н
Aсм – площадь смятия, мм²
Aсм = (0,94 h – t1)*Lp
Lp = L – b – рабочая длина шпонки со скругленными торцами, мм
[G]см – допускаемое напряжение на смятие, Н/мм²
[G]см = 110 Н/мм² (стр.252 [1])
10.2 Проверяем шпонку на первой ступени вала:
L = 24
Lp = 24 – 10 = 14 мм.
Aсм = (0,94*8 – 5)*14 = 35,28 мм²
Gсм = 1546,155 / 35,28 = 42,617 Н/мм²
42,617≤110 Н/мм² - условие прочности выполнено, шпонка пригодна.
Проверяем шпонку на третей ступени вала:
L = 34
Lp = 34 – 10 = 24 мм.
Aсм = (0,94*8 – 5)*24 = 60,48 мм²
Gсм = 1546,155 / 60,48 = 25,564 Н/мм²
25,564 ≤110 Н/мм² - условие прочности выполнено, шпонка пригодна.
11. Технический уровень редуктора
«Результатом» для редуктора является его нагрузочная способность, в качестве характеристики которой можно принять вращающий момент на его тихоходном валу. Объективной мерой затраченных средств является масса редуктора м, кг., в которой практически интегрирован весь процесс его проектирования. Поэтому за критерий технического уровня можно принять относительную массу γ = м / Т, т.е. отношение массы редуктора (кг.) к вращающему моменту на его тихоходном валу (Нм). Этот критерий характеризует расход материалов на передачу момента и легок для сравнения.
11.1 Определяем массу редуктора:
м = φρV*10
где φ – коэффициент заполнения (рис. 12.1)
φ = 0,43 (стр.263 [1])
ρ = 7300 кг/м - плотность чугуна
V – условный объем редуктора, мм
V = L*B*H = 265*76*238 = 4793320 мм
м = 0,43*7300*4793320*10
11.2 Определяем критерий технического уровня редуктора:
γ = м / Т III = 15 / 143,198 = 0,1
11.3 Составляем табличный ответ:
Технический уровень редуктора:
Тип редуктора |
Масса, кг |
Момент, Нм |
Критерий, γ |
Вывод |
Цилиндрический одноступенчатый горизонтальный шевронный |
15 |
143,198 |
0,1 |
Технический уровень редуктора высокий, редуктор соответствует современным мировым образцам |
Список литературы:
1. А.Е. Шейнблит «Курсовое проектирование деталей машин» // Москва, «Высшая школа», 1991 г.
2. Н.Г. Куклин, Г.С. Куклина «Детали машин» // Москва, «Высшая школа», 1987 г.
3. Решетов «Детали машин» // Москва, «Высшая школа», 1975 г.