Расчет и проектирование судового асинхронного электродвигателя
Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная Морская Академия имени адмирала С.О. Макарова
Кафедра ЭДАС
Вариант № 10
Задание на курсовое проектирование по дисциплине:
“Судовые электрические машины”
Рассчитать и спроектировать судовой асинхронный двигатель по следующим данным:
1. Номинальная мощность:
2. Номинальная частота вращения (синхронная): =1500 об/мин
3. Схема статора: “звезда”;
4. Номинальное напряжение питания:
5. Исполнение: брызгозащищенная;
6. Исполнение ротора: короткозамкнутый;
7. Частота сети
Выполнил: к-т гр. Э-332
Попаденко Н.С.
Проверил:
Сюбаев М.А.
Санкт-Петербург
2005
1.Электромагнитный расчет и определение основных размеров двигателя
Определение размеров двигателя
При заданной номинальной мощности
Задаемся предварительными значениями КПД
Определяем фазный ток статора по выражению:
- номинальная мощность машины, кВт.
Определяем расчетную (внутреннюю) мощность двигателя по выражению:
Зная расчетную мощность и число пар полюсов, по графику устанавливаем предварительное значение диаметра расточки статора
Далее определяем окружную скорость ротора:
В результате имеем предварительное значение
Расчет обмотки статора
Определяем магнитный поток машины:
м;
Вб;
Находим предварительно число последовательно соединенных витков фазы статора:
Задаемся числом пазов на полюс и фазу
Предварительное значение числа последовательно соединенных проводников в пазу:
Округляем до ближайшего целого четного числа
Окончательное число последовательно соединенных витков фазы статора
Для полученного значения определяем значение магнитного потока:
Вб.
Линейная нагрузка для
Машинная постоянная Арнольда:
Для диаметра расточки статора окончательно определим значения:
Длина статора : см;
Конструктивная длина статора: см;
Аксиальная длина чистой стали статора:
Определяем внешний диаметр магнитопровода статора по формуле:
см;
Найдем ближайший меньший нормализованный диаметр статора:
Установим вид паза – прямоугольный. Задаемся высотой паза
Находим высоту сердечника статора:
сечение сердечника статора:
Определяем магнитную индукцию в сердечнике статора:
Соблюдено условие
Выбор воздушного зазора
Для машин с мощностью
Диаметр ротора:
Определяем число пазов статора:
Расчетное значение провода статорной обмотки:
Пусть
- округляем до ближайшего стандартного значения
Выбираем размеры:
высота - для прямоугольной меди;
Для проверки правильности расчетов определим коэффициент заполнения паза:
- площадь сечения паза,
при прямоугольном пазе
В качестве обмотки статора применим двухслойную укороченную обмотку.
Определяем элементы обмотки:
шаг секции по пазам:
шаг по пазам между началами фаз k=0,1,2,3…
k=2
полюсное деление в шагах по пазам:
коэффициент распределения обмотки:
коэффициент укорочения обмотки:
Обмоточный коэффициент:
Расчет обмотки ротора
Число пазов ротора выбираем в определенной зависимости от числа пазов статора
Определяем ток фазы ротора, т.е ток стержня:
Для обмотки типа “беличья клетка”:
А;
Сечение стержня ротора:
- плотность тока в медных стержнях;
Ток в короткозамыкающем кольце:
Сечение короткозамыкающего кольца:
Размеры короткозамыкающего кольца:
Расчет магнитной цепи
Зубцовый шаг на расточке статора:
Ширина зубца статора на расточке:
- ширина щели прямоугольного паза статора;
МДС зубцового слоя статора:
- расчетная высота зубца в радиальном направлении;
- расчетная напряженность поля;
Для прямоугольных пазов принимается:
Зубцовый шаг статора на 1/3 высоты:
Ширина зубца статора на 1/3 высоты зубца:
Напряженность определим по кривым намагничивания стали, зная величину индукции в этом сечении:
МДС зубцового слоя статора:
МДС сердечника статора:
где - напряженность магнитного поля в сердечнике статора, определяемая по кривым намагничивания на основе полученного ранее значения магнитной индукции
- средняя длина магнитной цепи статора:
МДС зубцового слоя ротора:
Зубцовые шаги ротора по трем сечениям:
Ширина зубца ротора по трем сечениям:
Ширина зубца ротора на расточке:
Магнитная индукция в зубцах ротора по трем сечениям:
Магнитная индукция в зубцах не должна превышать 1,9 Тл.
По кривым намагничивания на основании рассчитанных индукций находятся напряженности магнитного поля по трем сечениям зубца:
Средняя напряженность магнитного поля в зубцах ротора:
Сечение сердечника ротора:
Высота сердечника ротора:
МДС сердечника ротора:
определяется по кривой намагничивания, задавшись магнитной индукцией в сердечнике ротора:
МДС воздушного зазора:
полная МДС магнитной цепи на пару полюсов:
Коэффициент насыщения двигателя:
Определение сопротивлений обмоток двигателя
Определение активных сопротивлений
Активное сопротивление фазы статорной обмотки при 75
Омическое сопротивление одной фазы при 15
- расчетное значение провода статорной обмотки;
- длина лобовой части,
Ом;
Ом;
Активное сопротивление стержня при 75
Удельное сопротивление для медных стержней
Активное сопротивление двух колец, приведенное к сопротивлению стержня:
- удельное сопротивление кольца;
Ом;
Активное сопротивление ротора
Приведенное к статору активное сопротивление обмотки ротора:
Определение индуктивных сопротивлений
Индуктивное сопротивление обмотки статора
Пазовая магнитная проводимость открытого паза:
Магнитная проводимость дифференциального рассеяния для открытого паза:
Магнитная проводимость рассеяния лобовых частей:
Полная магнитная проводимость рассеяния обмотки статора:
Индуктивное сопротивление обмотки статора:
Индуктивное сопротивление обмотки типа “беличья клетка”:
Пазовая магнитная проводимость для круглого стержня:
Магнитная проводимость дифференциального рассеяния:
Магнитная проводимость рассеяния лобовых частей при кольцах, прилегающих к стали ротора:
- соответственно толщина и ширина сечения короткозамыкающего кольца.
Полная магнитная проводимость рассеяния ротора:
Приведенное к статору индуктивное сопротивление ротора:
2. Расчет параметров и характеристик двигателя.
Ток холостого хода
Фазная индуктивная составляющая тока холостого хода:
Потери в стали статора состоят из потерь в сердечнике статора и зубцах:
Для электротехнической стали Э11 с толщиной листов 0,5 мм удельные потери
Масса сердечника статора:
- плотность электротехнической стали.
Масса зубцов статора:
Поверхностные потери статора, Вт:2:
Поверхностные потери ротора, Вт:
2:
Суммарные поверхностные потери:
Пульсационные потери в статоре, Вт:
Пульсационные потери в роторе:
Амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении зубца ротора:
Тл, где
Масса зубцов ротора:
Суммарные пульсационные потери:
Механические потери:
Ориентировочно механические потери
Электрические потери в обмотке статора при холостом ходе:
Намагничивающий ток:
Суммарные потери в асинхронном двигателе при холостом ходе:
Активная составляющая тока холостого хода:
Ток холостого хода (фазный):
Кратность тока холостого хода:
Коэффициент мощности при холостом ходе:
Пусковые характеристики:
Индуктивное сопротивление холостого хода:
Комплексный коэффициент:
Параметры короткого замыкания:
активное сопротивление:
индуктивное сопротивление:
полное сопротивление:
Приведенный ток короткого замыкания ротора:
Ток короткого замыкания статора
Коэффициент мощности при коротком замыкании:
Кратность тока короткого замыкания должна составлять:
Кратность пускового вращающего момента:
Номинальное скольжение:
Для судовых двигателей начальный (пусковой) момент должен быть не ниже 0,9 номинального момента:
3.Тепловой расчет
Удельные тепловые нагрузки в статоре:
от потерь в стали
от потерь в меди статора:
от изоляции:
- периметр паза статора.
Превышение температуры над входящим воздухом:
а) стали статора:
- окружная скорость вентилятора.
б) лобовых частей обмотки:
в) в изоляции статорной обмотки:
Среднее превышение температуры статорной обмотки:
Превышение температуры обмоток асинхронных двигателей морского исполнения не должно быть более: 75 для класса изоляции В.
Расчет рабочих характеристик двигателя:
При расчете будем применять аналитический метод. Задаемся 6-ю значениями скольжения S в пределах номинального скольжения (0,2…1,3)
Само номинальное скольжение:
В таблице: - реактивная составляющая тока статора; - электрические потери в статоре; - электрические потери в роторе; - суммарные потери в стали; - активная мощность при номинальной нагрузке; - комплексный коэффициент; - фазное напряжение.
№ п/п |
Скольжение |
0,005 |
0,01 |
0,015 |
0,02 |
0,0235 |
0,025 |
1 |
13,67 |
6,8897 |
4,6293 |
3,4991 |
2,994 |
2,821 |
|
2 |
0,3416 |
0,3416 |
0,3416 |
0,3416 |
0,3416 |
0,3416 |
|
3 |
13,674 |
6,898 |
4,64189 |
3,51575 |
3,0134 |
2,8416 |
|
4 |
0,999 |
0,99879 |
0,99728 |
0,99526 |
0,99356 |
0,99275 |
|
5 |
0,02498 |
0,0495 |
0,07359 |
0,09716 |
0,11336 |
0,1202 |
|
6 |
16,32 |
32,35 |
48,0768 |
63,4766 |
74,0585 |
78,536 |
|
7 |
16,073 |
31,855 |
47,2655 |
62,2789 |
72,537 |
76,8598 |
|
8 |
22,732 |
23,9087 |
25,8177 |
28,4098 |
30,606 |
31,636 |
|
9 |
27,84 |
39,829 |
53,857 |
68,4527 |
78,7295 |
83,116 |
|
10 |
0,577 |
0,7998 |
0,8776 |
0,9098 |
0,92134 |
0,92473 |
|
11 |
10,608 |
21,0243 |
31,195 |
41,104 |
47,8744 |
50,7275 |
|
12 |
0,2488 |
0,5092 |
0,93108 |
1,054 |
1,98966 |
2,21755 |
|
13 |
0,0526 |
0,20689 |
0,45696 |
0,7965 |
1,0843 |
1,21939 |
|
14 |
1,337 |
1,337 |
1,337 |
1,337 |
1,337 |
1,337 |
|
15 |
0,0303 |
0,06208 |
0,1135 |
0,18339 |
0.24259 |
0,27038 |
|
16 |
1,6687 |
2,11517 |
2,83854 |
3,82098 |
4,65355 |
5,04432 |
|
17 |
0,8426 |
0,8994 |
0,909 |
0,90704 |
0,90279 |
0,90056 |
|
18 |
8,939 |
18,909 |
28,3564 |
37,2830 |
43,22 |
45,683 |
|
19 |
1492,5 |
1485 |
1477,5 |
1470 |
1464,75 |
1462,5 |
|
20 |
0,057 |
0,12 |
0,18 |
0,24 |
0,28 |
0,299 |
Максимальный момент:
Критическое скольжение, соответствующее максимальному моменту:
Участок зависимости рассчитаем по формуле Клосса:
Для построения графика зависимости расчеты удобно свести в таблицу:
M, кНм |
0,057 |
0,12 |
0,18 |
0,24 |
0,28 |
0,299 |
0,45 |
0,39 |
0,33 |
0,29 |
0,23 |
0,188 |
S |
0,005 |
0,01 |
0,015 |
0,02 |
0,0235 |
0,025 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1 |
n |
1492 |
1485 |
1477 |
1470 |
1464 |
1462 |
1050 |
900 |
750 |
600 |
300 |
0 |