Африканские конфликты последнего десятилетия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р. Державина
АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Африканские конфликты последнего десятилетия
студентки 5 курса
группы 7
Ветровой Екатерины
Александровны
Тамбов 2004 год
План
Введение……………………………………………………………..3
1. Руанда – место противостояния народов хуту и тутси……..5
2. Бурунди: никто не намерен уступать………………………...6
3. Демократическая республика Конго – клубок конфликтов..7
4. Противостояние бывших союзников (Руанды и Бурунди)..10
5. Ангола, пути к примирению…………………………………11
6. Мозамбик: пример для подражания…………………………14
Заключение………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………18
Введение
За Африкой достаточно прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причем уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть их которых (92%) – гражданское население. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. чел.) и 60 % перемещенных лиц (20 млн. человек). Многим из них судьба уготовила трагическую участь ежедневной борьбы за существование.
В межгосударственных и внутренних конфликтах в Африке находят отражение проблемы современной африканской жизни. Они обусловлены сложным переплетением различных конфликтогенных факторов – клановой, этнической и конфессиональной рознью, противоречиями социально-экономического и политического характера, последствиями крушения тоталитарных режимов, а также издержками и трудностями общественных преобразований.
Многие конфликты уходят своими корнями в период колониального раздела Африки и блокового противоборства между Востоком и Западом. Однако было бы не правильно списывать все только на историю. Большинство конфликтов «второго поколения» развиваются по своей внутренней логике и на чисто африканской основе, хотя, безусловно, влияние внешних факторов не следует полностью сбрасывать со счетов.
Питательной почвой для кризисных ситуаций является слаборазвитость и хроническое экономическое неблагополучие Африки. На континент приходится 33 из 48 беднейших государств мира, за порогом нищеты живут 54 % жителей, причем даже в тех странах, где наблюдается рост ВВП, он не поспевает за темпами увеличения населения. Возрастает внешняя задолженность Африки. Ее уровень превышает 300 млрд. долларов, что в два с половиной раза больше совокупной стоимости африканского экспорта.
Африканские конфликты не подлежат быстрому урегулированию, та как заключение мирных соглашений не всегда является гарантией успеха. Нелегкой задачей является идентификация участников конфликта, которых иногда насчитывается около десятка. В вооруженных столкновениях часто задействуются откровенные бандформирования и группы подростков. Мирное население нередко используется воюющими в качестве «живого щита».
Положения в «горячих точках» континента в последнее время не оставалось статичным. Благодаря действиям ООН, на который возлагается основная ответственность за поддержание международного мира, а также усилия ОАЕ, отдельных государств, в ряде случаев удавалось обеспечить позитивную динамику. В актив миротворчества можно внести успешное завершение крупномасштабной операции по продвижению процесса национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения ряда сложных ситуаций: территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, проблема статуса Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центральной африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритерией и Йеменом, Намибией и Ботсваной.
1. Руанда – место противостояния народов хуту и тутси;
Однако в целом ощутимого оздоровления атмосферы безопасности в Африке пока не наблюдается. Обстановка во многих конфликтных зонах и сейчас остается напряженной. Симптоматичным в этом плане является развитие ситуации в районе Великих озер. Давние противоречия между двумя народностями – хуту и тутси – выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, и в конфликт в той или иной степени оказались вовлечены все государства субрегиона. После приобретения Руандой независимости в 1962 году в ней было сформировано правительство, состоящее в основном из народов хуту, которая составляет 85% населения страны. Естественно предположить, что это правительство стало проводить политику в интересах своего этноса. А вот тутси (15%), до этого господствующие в стране оказались оттесненными от власти, а их элита – от богатства. В этих условиях не могла не возникнуть вооруженная конфронтация. Тем более что примерно в 1990 году в Руанде началось самое настоящее избиение тутси, которое достигло пика в 1994 году, превратившись в массовою бойню при попустительстве правительства. В развязанном геноциде, по объективным оценкам, было убито 700-800 тысяч тутси и умеренных хуту.
Бежавшие из страны, главным образом в Уганду, тутси создали так называемый Руандский патриотический фронт. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду, захватили столицу Кигали, сформировали так называемое правительство национального единства. Около миллиона хуту – как ополченцев, замешанных в геноциде, так и мирных жителей, опасаясь расправы, бежали в соседнее Конго, тогда именовавшееся Заиром. Отсюда их боевики стали нападать на Руанду. Одновременно они столкнулись с конголезскими этническими тутси, именуемые здесь баньямуленге, которые, естественно, сочувствовали и помогали своим соплеменникам по ту строну границы. Так завязалась кровавая драма, втянувшая в свой водоворот более десятка стран.
Совет Безопасности ООН, правительство США, Бельгии, Франции могли предотвратить геноцид в Руанде в 1994 году, но не сделали этого и должны нести ответственность за свое бездействие. Это основной вывод доклада независимой международной комиссии, которая под эгидой Организации африканского единства провела расследование массовых убийств в этой стране. После 1994 года во главе Руанды формально стоял представитель хуту президент Пастер Бизумунгу. Но фактически правили молодые военные, в основ ном тутси, во главе с лидером Руандийского патриотического фронта Полем Кагамой. Он и стал президентом в апреле 2000 года. После 30 лет изгнаний из Уганды, Бурунди, Танзании и Конго в страну вернулись почти миллион тутси. Однако хуту, хотя их сопротивление в Руанде было подавлено, не намерены уступать. Боевые отряды хуту скрываются в соседнем Конго среди миллиона бежавших из страны соплеменников и время от времени дают о себе знать, организуя вооруженные вылазки и устраивая террористические акты в Руанде.
2. Бурунди: никто не намерен уступать;
Примерно по тому же сценарию, правда, с меньшим, чем в Руанде, жертвами, развиваются события в соседнем Бурунди. В этой стране уже 7 лет идет гражданская война между меньшинством тутси(15% населения) и большинством хуту (примерно 85 %). За это время жертвами межэтнических столкновений стали более 200 тысяч бурундийцев. Не менее 1,2 млн. человек оказалось в положении беженцев и перемещенных лиц.
Сегодня военная ситуация в Бурунди зашла в тупик. Армии, поддерживающей правительство, которое формируют тутси, не удается разгромить повстанцев хуту. Последние поддерживают связи с боевиками хуту в Руанде и Конго, пользуются базами в Танзании и Конго, получают от своих соплеменников в соседних странах вооружения и боеприпасы.
Президент Бурунди Пьер Буйоя пытается достичь урегулирования, по его мнению, нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических группы.
Этого же мнения придерживаются и бывший президент ЮАР Нельсон Мандела, ныне выполняющий функции международного посредника на переговорах между правительством тутси и повстанцами хуту. Он считает, что необходима «перестройка внутриполитического пейзажа, где властные структуры, экономика и военный аппарат будут контролироваться тутси, а армия должна состоять наполовину из другой основной народности – хуту, а голосование при выборах государственной власти следует проводить по принципу «один человек – один голос»».
Однако у каждой стороны своё представление кто должен править страной и кто виновен в геноциде. Отсюда правовой и моральный тупик, когда никто не желает уступить и идти на примирение с противником, несмотря на подписанные соглашения.
3. Демократическая республика Конго – клубок конфликтов;
Нынешняя Демократическая республика Конго (бывший Заир) стала жертвой собственного богатства (медь, кобальт, цинк, ванадий, уран, алмазы, золото, ценные породы древесины, слоновая кость), размеров разнообразия этносов и племен в составе 45-миллионов населения.
32 года страной, как захваченной, правил президент Мобуту Сесе Секо. (предполагается, что он сам смог награбить 5 млрд. долларов, его ближайшее окружение видимо не меньше). В это время в этой богатейшей стране приходила в упадок экономика, умирали от голода люди, разрушалась инфраструктура, распадался государственный аппарат.
В годы «холодной войны» за спиной Мобуту стояли Вашингтон, а также американские союзники и клиенты в Европе, Африке и Азии. Тогдашний режим предоставил в распоряжение США национальное богатство страны, а также часть её территории, где находилась военная Камин, с которой шло снабжение для антиправительственной группировки УНИТА, воевавшей с ангольским правительством.
В 1997 году президенту Мобуту бросил вызов всеми забытый партизанский лидер Кабила. Его сторонниками были тутси, а также правительства Руанды и Уганды, предоставившие в помощь повстанцам свои войска. Через несколько месяцев режим Мобуту рухнул. Кабила занял Киншасу, провозгласил себя президентом и переименовал Заир в Демократическую Республику Конго (ДКР).
Придя к власти с помощью тутси, кабила вначале закрывал глаза на их расправу с хуту, в том числе с мирными беженцами их Руанды. Однако, когда тутси в чужой для них Киншасе попытались подмять под себя других конголезцев, захватывая руководящие посты в администрации и армии, кабила порвал со своими прежними союзниками. 27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и реформирует подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами неконголезского происхождения. Он также обвинил руководителей Руанды, Уганды и Бурунди, которые помогли ему прийти к власти, и заявил о том, что руандийские беженцы (тутси) должны вернуться на родину. Все эти заявления вызвали антиправительственный мятеж. Он охватил и восточные провинции страны, где против правительства выступали военнослужащие тутси, и западные, где в некоторых частях начали восстания как тутси, так и бывшие сторонники Мобуту, недовольные усилением в армии представителей этноса банда, из которого происходит сам Кабила. Мятежников поддержала Уганда, Руанда, Бурунди, пославшие в страну свои войска.
Власть Кабилы висела на волоске. Но правительство соседней Анголы не могло потерять ценного союзника, с помощью которого надеялось блокировать тыловые позиции УНИТА, и направило ему на помощь войска. Мятежники были разгромлены на подступах к Киншасе и в западных провинциях страны.
В середине 1999 года, впрочем, как и сейчас, под контроль Киншасы оказались лишь половина территории страны по диагонали с севера на юго – восток и отдельные центры на востоке. Повстанцы имеют контроль над значительной частью восточных провинций и экономически важных провинций центра. В июне 1999 года руководство ДРК обратилось в международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими устав ООН. К середине 1999 года было подписано не менее десятка соглашений о прекращении огня. Однако ни одно из них не соблюдается. На 2001 год на территории Конго велись ожесточенные бои. Различные группы мятежников пытались наладить взаимодействие, но без успеха. Крупнейшие из этих групп:
· Движение за освобождение Конго (его поддерживает Уганда, 10 тыс. вооруж. бойцов);
· Конголезское объединение за демократию (Руанда,11-15 тыс. бойцов);
· Конголезское объединение за демократию (Уганда, 3.500 бойцов).
Положение в Конго осложняется и присутствием там групп, не связанных друг с другом. Они в основном союзники Кабилы. Среди них – ополченцы хуту, которые действуют на фронте вокруг алмазных копий в Мбужи-Майи. Они также имеют базу в Киву, временами вторгаясь в Руанду. Многие ополченцы хуту проникают в Бурунди на помощь своим соплеменникам, которые сражаются против тамошнего правительства. Ополченцы насчитывают от 5 до 25 тыс. человек. В ряде областей в Восточном Конго, Северном и Южном Киву действуют вооруженные отряды май-майи, которые ориентируются на правительство Кабилы и выступают вместе с хуту.
16 января 2001 года президент Конго Л.Д. Кабила во время очередного совещания в своем кабинете был застрелен собственным телохранителем, принадлежащим к силам оппозиции. Вечером следующего дня заседание советов министров приняло решение о переходе власти от отца к сыну- генералу Джозефу Кабилы. 24 января 2001 года он был приведен к присяге, став одновременно президентом, главой правительства, главнокомандующим вооруженных сил. Новый президент страны сохраняет политику своего отца. Ангола, Зимбабве и Намибия выразили Кабиле свою поддержку, в то время как внутренняя оппозиция и главные враги Конго – Руанда и Уганда – выступили против.
4. Противостояние бывших союзников (Руанды и Бурунди);
В конголезском конфликте замешан целый ряд африканских государств. Руанда вначале активно поддерживала Кабилу, однако, когда тот разорвал с тутси, перешла в стан врагов. Сегодня правительство Руанды заявляет, что войска уйдут из Конго только тогда, когда будет гарантированна неприкосновенность границ, а бойцы хуту разоружены, - задача, по мнению большинства наблюдателей, едва ли выполнима.
Бурунди признало, что имеет своих солдат в Конго, но утверждает, что они не связаны ни с одной из местных группировок, а воюют только против ополченцев хуту. Роль Танзании в конголезском конфликте состоит в том, что она служит главным образом в том, что она служит прибежищем для сотен тысяч хуту, бежавших на ее территорию ранее из Руанды и Бурунди, а сейчас из Конго.
Уганда также принимает активное участие в боевых действиях на территории Конго. Считается, что Уганда вмешалась в этот конфликт из личных амбиций её президента Йовери Мусевени, который претендует на роль регионального лидера.
В самой Уганде правительству противостоят две большие мятежные группы. Одна из них – «Союзные демократические силы»- имеет базы в Восточном Конго. Вторая – «Армия сопротивления Господа» - вторгается в Уганду с севера. Уганда в свою очередь поддерживает Суданскую народно-освободительную армию – южан-христиан и анимистов, которые воюют против исламского правительства Хартума.
Что касается Судана, то он помог Кабиле несколько раз, направив в 1999 году свою авиацию для бомбардировки мятежников в районах Северного Конго. Правительство Судана отрицает эти факты, но Кабила явно находился в дружеских отношениях с суданским правительством, очевидно следуя логике: враг моего врага (Уганды) – мой дрыг. В самом Судане бои, болезни и голод унесли с 1983 года примерно 2 млн. жизней.
Руководство Намибии находится в союзнических отношениях, как с правительством Анголы, так и с правительством ДРК. Оно позволило ангольцам преследовать мятежников УНИТА на своей территории и одновременно направило в Конго около 2 тыс. военнослужащих.
По сообщениям газеты «Нью-Йорк Таймс», вмешаться в войну в Конго Намибию убедило руководство Зимбабве. Само же Зимбабве послало от 7 до 10 тыс. военнослужащих в Конго в поддержку Кабиле. При этом утверждается, что зимбабвийские генералы неплохо наживаются, получив контроль над некоторыми месторождениями алмазов в Конго.
Во взаимоотношениях – Руанды и Уганды – тоже не всё гладко. Летом 2000 года противоречия между руандскими и угандскими войсками вылились в кровавые столкновения вокруг города Кисангани. Были убиты сотни военнослужащих и ещё больше мирных жителей. Считается, что причиной столкновения стал спор о контроле над местными минеральными богатствами, которые хищнически разворовываются всеми участвовавшими в конфликте сторонами.
5. Ангола, пути к примирению;
Когда в 1975 году Ангола стала независимой, правительство сформировало партию Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), близкая к марксизму по идеологии, тесно связанная с советским союзом политически и в военном плане. Второй серьёзной, но более слабой является Национальный союз за полное освобождение Анголы (УНИТА).
Между этими организациями началась война. В страну вторглись войска расисткой ЮАР и мобутовского Заира с целью свергнуть правительство МПЛА. Ему на помощь пришли кубинцы, вооруженные советским оружием и переброшенные в Анголу частично на советских самолетах. Юаровцы и мобутовцы были вынуждены отступить, а унитовцы остались вести вооруженную борьбу с правительством Анголы.
Лишь в 1992 году, после семнадцати военных лет, представители МПЛА и УНИТА сели за стол переговоров и согласились провести выборы под эгидой международных наблюдателей ООН. Президентом стал лидер МПЛА Сантуш. УНИТА потерпела поражение на свободных выборах и, не признав их результатов, вновь взялась за оружие. За всем этим стоял лидер УНИТА Жонас Савимби.
После многих месяцев вооруженных действий противоборствующие стороны встретились в Лусаке – столице Замбии и в 1994 году опять договорились о национальном примирении, о прекращении огня. УНИТА обязалась разоружиться и влиться в процесс мирного строительства.
Но, сдав для отвода глаз несколько сот тонн оружия и снаряжения, главным образом устаревшего и негодного к употреблению, представителям ООН, Савимби сделал ставку на усиленное вооружение для нового силового противостояния с правительством. В руках УНИТА оказались средства, которые открывали все двери – колоссальное количество алмазов. Гигантское месторождение высококачественных алмазов, оказавшихся под контролем УНИТА, давали Савимби примерно 600 млн. долларов в год дохода. За пять лет, до новой вспышки войны, он получил в свое распоряжение 3 млрд. долларов и закупил горы современного оружия. Оставшихся денег хватит на новые закупки. Его тыловыми базами снабжения стали мобутовский Заир (ныне ДРК) и правобережное Конго (Браззавиль).
УНИТА возобновила полномасштабную войну в декабре 1998 года удар, нанесенный войсками Савимби, был такой мощи, что многие наблюдатели стали прочить ему победу. На вооружении около 60 тыс. бойцов УНИТА оказались сотни танков, бронетранспортеров, систем залпового огня, тяжелая и легкая артиллерия, несколько систем ПВО, противотанковое оружие, современные системы радиосвязи, миллионы патронов, сотни тысяч снарядов, десятки тысяч единиц стрелкового оружия.
В это время заместитель министра Великобритании Питер Хейн назвал поименно лиц, занятых в контрабанде оружия и горючего для УНИТА, авиакомпании, многие из которых имели десятки самолетов и меняли свои названия и страну регистрации. Они действовали из Бельгии, Объединенных Арабских Эмиратов, Южной Африки, Свазиленда, Центральной Африканской Республике, Канады. По заявлению Хейна, некоторые высокопоставленные деятели из Замбии, Уганды, Руанды участвовали в нарушении санкций ООН, введенных против УНИТА. Склады с горючем были устроены в Ботсване, откуда его контрабандой переправляли для УНИТА. Как выяснилось, оружие поставляли из бывших стран Варшавского пакта и СНГ.
Но всё это не принесло успеха для Савимби. Война в первой половине 1999 года шла с переменным успехом. И во второй половине 1999 года правительственные войска смогли переломить ситуацию.
В результате крупного наступления в сентябре 1999 года были взяты главные базы УНИТА, в частности Андуло, Байлундо и Жамба, в которых находились колоссальные запасы оружия. Особенно болезненной была для УНИТА потеря Байлундо – духовного центра народа овимбундо.
Силами правительских войск УНИТА была выбита с Центрального плато. Первый раз за десятилетие эти районы оказались под контролем правительских войск. Бойцы УНИТА, поспешно отступая, бросили огромное количество оружия, военного снаряжения и техники.
В 2000 году правительственные войска контролировали уже 92 процента из 157 дистриктов Анголы, включая 11 из 13 районов, где добываются алмазы. Однако этот контроль вовсе не означает, что в эти регионы полностью вернулась нормальная жизнь. В ряде мест в течение дня правительственные войска контролируют местность и население, а ночью приходят бойцы УНИТА.
Питательная почва ангольского конфликта – межэтнические противоречия. МПЛА имеет свою общенациональную социальную базу, но наиболее крепкие позиции у неё среди этноса бунду.
УНИТА опирается на значительную часть этноса овимбунду. Если у МПЛА крепче позиции на побережье, то традиционной опорой УНИТА были районы на юге и востоке Анголы. Третьестепенную роль играет так называемый «Национальный фронт освобождения Анголы». Раньше он действовал преимущественно на севере Анголы, в районах, населенных этносом Конго, и его влияние было чисто локальным. Этническая пестрота добавляется и многообразием конфессиональным, что в свою очередь, еще больше раскалывает ангольское население.
За 25 лет войны в Анголе убито около полумиллиона человек. Ниже прожиточного уровня, то есть на условиях выживания, находится три четверти населения. В стране – почти три миллиона беженцев и перемещенных лиц. По подсчетам экспертов от недоедания и нищеты ежегодно умирает около 200 тыс. человек. Многие плодородные земли заброшены, та как земля буквально нашпигована минами.
6. Мозамбик: пример для подражания;
Но всё же, в конце концов, далеко не все африканские страны охвачены войнами, а некоторые – Намибия, Того, Гана, Бенин и другие – смогли избежать межэтнических столкновений в течение десятков лет. Есть и примеры, когда после долгого и кровопролитного конфликта стране удалось вернуться к прочному гражданскому миру. Это, прежде всего Мозамбик 90-х годов.
Через несколько лет после освобождения от португальского колониального господства в Мозамбике разгорелась гражданская война. Против марксиствующего правительства, которое возглавлял лидер Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) Самора Машел, а затем Жоаким Чиссано выступила организация Мозамбийское национальное сопротивление (МНС) во главе с Афонсу Длакамой. Она пользовалась поддержкой ЮАР. В октябре 1992 года между правительством Мозамбика и МНС было подписано соглашение положившее конец 16-летней гражданской войне. В октябре 1994 года в стране состоялись первые в истории многопартийные и парламентские выборы, на которых победу одержал Ж.Чиссано и ФРЕЛИМО. МНС провело своих представителей в парламент, лидер МНС А.Длакама признал результаты и президентских, и парламентских выборов. В декабре 1999 года в стране состоялись новые президентские и парламентские выборы. Соперничество было жестким. А.Длакама собрал 47,71 % голосов против 52,29 % у победителя. В парламенте ФРЕЛИМО получили 133 депутатских мандата, МНС -117.
Выборы 1999 года в Мозамбике прошли в условиях значительного экономического оживления. После долгих разрухи темпы ежегодного роста экономики достигли 5-6 процентов в первой половине 90-х годов и более 10% в конце 90-х годов. Иностранные инвесторы, особенно из ЮАР, выбирают Мозамбик в качестве места приложения капиталов. Конечно, точка отсчета для экономического роста настолько низка, что любое оживление может продемонстрировать высокие показатели. Мозамбик входит в число самых бедных стран мира. Препятствие на пути роста: нехватка квалифицированных кадров, разваленная инфраструктура, бюрократия и коррупция. По данным Программы развития ООН, Мозамбик по показателям, связанным с человеческим фактором, среди 174 стран занимает 169-е место. 70% населения живет за чертой бедности. Среди взрослых лишь 45 % грамотных.
Заключение
Кроме достижения мира в Мозамбике успешно прошел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, центральной африканской республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритерией и Йеменом, Намибией и Ботсваной. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритерией происходят на межгосударственном уровне. Пробуксовывает урегулирование вооруженных конфликтов в Западной Сахаре, где ООН пока не удается организовать референдум о самоопределении народа этой территории. Осложнилось после военного переворота 1997 года развитие мирного процесса в Сьерра-Леоне.
Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружения на африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 80-х гг. обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. Еще в девяти странах (сомали, Судан, Кения, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал позволяет вести военные действия за пределами своих границ. Предполагалось, что биологическое оружие разрабатывалось, а Ливии и Египте. Одновременно Алжир, Египет и Ливия располагают баллистическими ракетами класса «земля-воздух». Но в тоже время растет стремление усилить контроль за распрастронением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. Кроме того, в 1996 году был подписан договор о создании в Африке безъядерной зоны.
Роль Африки в современных международных отношениях сложна и многогранна. Африка с ее острыми проблемами остается одним из основных источников глобальных и региональных угроз. Вооруженные конфликты оказывают дестабилизирующее воздействие на общую ситуацию в мире, влекут за собой социальные и этнические взрывы, политический и религиозный экстремизм, массовый голод, потоки беженцев и эпидемии, терроризм, незаконный оборот оружия, наркобизнес, что объективно затрагивает интересы всего мира. Сегодня в мире все осознают, что построение нового мирового порядка, формирование системы гармоничных и цивилизованных международных отношений невозможно без решения проблем Африки.
Участие в разблокировании кризисных ситуаций является одним из приоритетных направлений африканской политики России. Через СБ ООН наша страна продолжает вносить свой вклад в выработку подходов к решению конфликтов. Во второй половине 90-х гг. активизировались также и двухсторонние контакты российской и африканской дипломатии, сотрудничество со структурой ОАЕ.
Россия неоднократно участвовала в проведении международных операций по поддержанию мира в Африке, участвовала в организации чрезвычайных поставок в различные районы Африки, предоставляла значительную гуманитарную помощь. Были заложены основы регулярного двухстороннего сотрудничества между МЧС РФ и Секретариатом ОАЕ. В целом, несмотря на сложные условия, Россия в 90-е годы продолжала активно участвовать в формировании международного взаимодействия в Африке, внесла конструктивный вклад в обеспечение более стабильного международного климата и гармонизацию глобального развития на пороге третьего тысячелетия.
Список используемой литературы
1. Современные международные отношения/ Под ред. А.В. Торкунова.
–М., 1999;
2. Бельский В. Континент конфликтов// Международная жизнь.-1997.-№8;
3. Васильев А. Воюющий континент// Красн. Звезда. -2001.-17 февр.-С.6.