БЖД, ответы на экзаменационные вопросы
UntitledЦель, основные задачи БЖД, место и роль в подготовке специалиста.
В настоящее время эффективная профессиональная деятельность невозможна без обеспечения безопасности человека в среде обитания. Учитывая, что превращение биосферы в техносферу привело к стремительному росту опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вопросы защиты человека (безопасность) и окружающей природной сферы (экологичность) должны решаться специалистами всех отраслей.
Цель курса: сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
идентификации опасностей среды обитания природного и антропогенного характера;
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями их безопасности и экологичности;
обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.
Задачи дисциплины:
Научиться устанавливать опасность.
Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.
Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.
Знать:
Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Принципы взаимосвязи человека со средой.
Рациональные условия труда (трудовая деятельность).
Экологические, правовые и организационные основы БЖ.
Методические основы безопасности: система «человек-среда обитания», понятия вреда, опасности и безопасности. Удовлетворения своих потребностей.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.
Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.
В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывно взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.
В составе окружающей среды выделяют:
Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавщая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.
Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.
На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.
В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:
Рост численности населения и урбанизация;Рост потребления энергии;Массовое использование транспорта;Рост затрат на военные цели
Производственная среда;Бытовая среда -;Каждая среда может представлять опасность для человека.
В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.
Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":
Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.
Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.
Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.
Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.
Безопасность можно обеспечить двумя путями:
устранением источников опасности;
повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.
Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.
Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".
ЧИС - человек изделие среды.
Изучает: Эргономика - наука о приспособлении условий труда к человеку, её предметом является трудовая деятельность, а объектом - человек, среда, изделие.
Человек изучается с точки зрения:
физиологической (рост, вес);
психики (внимание, эмоциональная устойчивость);
психофизиологической (обаяние, слух, вкус, зрение).
Работа обязательно осуществляется каким-нибудь инструментом. Ее характеризуют:
поза;
хватка;
движение (рабочего с этим инструментом).
Целью здесь является соотношение возможности человека и инструмента. Возможности этого соотношения зависят от профессионально-значимых свойств, опыта (уровня профессиональности), направленности человека (от мотивов его поведения, эмоциональной устойчивости), состояния человека (нормальное, пограничное - на грани срыва, патологическое).
Классификация видов опасности, основные методы обеспечения безопасности
Опасность - это явление, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.
Существует несколько способов классификации опасностей:
- по природе происхождения:
а) природные;
б) технические;
в) антропогенные;
г) экологические;
д) смешанные.
- по локализации:
а) связанные с литосферой;
б) связанные с гидросферой;
в) связанные с атмосферой;
г) связанные с космосом.
- по вызываемым последствиям:
а) утомление;
б) заболевание;
в) травма;
г) летальный исход и др.
Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические. Физические опасности (рис.2) - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т.д.
Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам. Например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Ориентирующие: активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности. Технические: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования. Организационные: защита временем, информации, резервирования, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, резервирования, эргономичности. Управленческие: адекватности, контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности. Рассмотрим детальнее некоторые принципы. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.
Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.
Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарно-защитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрыво- пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) и др. Для определения методов обеспечения безопасности дадим определение следующим понятиям: Ноксосфера - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности. Гомосфера - пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе
рассматриваемой деятельности. Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это не всегда удается. На основании анализа возможных опасностей и их последствий можно выявить общие закономерности, на базе которых сформулированы три наиболее общих метода защиты от опасностей:
I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления,
автоматизации, роботизации, специальной организации и др.
II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности. Это совокупность мероприятий,
защищающих человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.
III - Адаптация человека к условиям ноксосферы и повышение его защищенности. Метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, применения средств индивидуальной защиты. В реальных условиях реализуется комбинация всех трех факторов.
Средства обеспечения безопасности.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д. Основные методы обеспечения безопасности
. Классификация методов: а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;
б) нормализация ноксосферы;
в) адаптация человека к соответствующей среде;
г) комбинирование.
Средства обеспечения безопасности:
а) производственные средства безопасности;
б) средства индивидуальной защиты;
в) средства коллективной защиты;
г) социально-педагогические.
Воздействие вредных и опасных факторов на организм человека. Нормирование опасностей. Оценка потенциала опасности.
Опа