Расчет технических нормативов дороги

                                     Расчет технических нормативов.

  • Техническая категория дороги

                  При  NS = 3000 авт/сут    в соответствии со СниП 2.05.02-85 дорога отнесена к III технической категории.

  • Пропускная способность автомобильной дороги

                                        

v – средняя скорость потока автомобилей  

                                        v = vрасч a Nчас

vрасч  = 100 км/ч  - расчетная скорость для данной категории дороги

a - коэффициент снижения скорости

                                        a = 0,016

Nчас - часовая интенсивность движения

                                       Nчас =0,1 NS= 300 авт/сут

                                        v = 100 – 0,16*300 = 95,2 км/ч

t = 1,5 с  - время реакции водителя

k = 1.3 – коэффициент эксплуатационных качеств тормозов автомобиля

j = 0.5 - коэффициент сцепления

la = 5м -  длина автомобиля

lc = 5м– дистанция между автомобилями

                                    

P = 668.36  авт/сут

  • Определение приведенной интенсивности движения.

                                 Nпр = SNSi Ki

               K – коэффициент приведения к легковому автомобилю.

            Марка автомобиля

          NSi

            Ki

         NSi Ki

ВАЗ – 2101

800

1,0

800

ГАЗ - 24

800

1,0

800

ГАЗ - 53

400

1,5

600

ЗИЛ - 130

400

1,75

700

МАЗ - 504

300

2,5

750

КаМАЗ - 35320

300

2,0

650

                                                                                                                             Nпр = 4300 авт/сут

  • Определение необходимого количества полос движения.

                                          

a = 0,1 - коэффициент  перехода от суточной интенсивности  к часовой.

Nчас пр = 0,1 Nпр  =0,1*4300 = 430 авт/час – приведенная часовая интенсивность движения

z = 0,5 - коэффициент загрузки дороги.

P = 668.36  авт/сут   - пропускная способность полосы движения.

g =0.9  - коэффициент зависящий от рельефа местности.

e = 1 -  коэффициент  сезонной неравномерности изменения интенсивности движения.

                                           

Принимаем число полос равным 2.

                                                                                                         

  • Определение ширины полосы движения .

                                         

a  = 1.61м –  ширина кузова автомобиля.

c = 1,305м –  ширина колеи.

x= 0,5+0,005·v - расстояние от кузова автомобиля до оси дороги (зазор безопасности).

y= 0,35+0,005·v -  расстояние от кузова до обочины (предохранительная полоса).

v - расчетная скорость для данного типа автомобиля

Легковой автомобиль

a = 1.61м

c= 1,305м

v = 100 км/ч

x= 0,5+0,005·100 = 1 м

y= 0,35+0,005·100 = 0,85 м

П= (1,61+1,305)/2 + 1 + 0,85 = 3,308 м

Грузовой автомобиль

a =2.5 м 

c = 1.79 м

v = 60 км/ч 

x = 0,5+0,005·60 = 0.8 м

y=  0,35+0,005·60 = 0,65 м

П = (2.5+1.79)/2 + 0.8 +0,65 =3,75 м

  • Определение максимального уклона

Максимальный продольный уклон определяется по формуле

                                                                     imax = D - f

D - динамический фактор , выражающий удельную силу тяги автомобиля , которая может расходоваться на преодоление дорожных сопротивлений ;

f - коэффициент сопротивления качению , который определяется по формуле  

                                                                 f = f0 (1 + 0.01 (v -50) )     

f0 = 0.015- коэффициент сопротивления качению при скорости 50 км/ч, зависящий от типа покрытия, данное значение соответствует асфальтобетонному.

v-расчетная скорость км/ч.

   Марка автомобиля

v

D

f

imax

ВАЗ – 2101

100

0.07

0.0225

47.5 0/00

ГАЗ - 24

100

0.08

0.0225

57.5 0/00

ГАЗ - 53

60

0.07

0.0165

53.5 0/00

ЗИЛ - 130

60

0.04

0.0165

23.5 0/00

МАЗ - 504

50

0.05

0.015

35 0/00

КаМАЗ - 35320

70

0.04

0.018

22 0/00

Поскольку 22 0/00 является минимальным полученным при расчете значением уклона, то максимальный уклон, при  котором обеспечивается движение автомобиля, равен 22 0/00 .

  • Определение наименьших радиусов кривых в плане.

Наименьшие радиусы кривых в плане определяются по формуле.

                                    

v - расчетная скорость (для самого быстрого автомобиля)

m = 0.12 -  коэффициент поперечной силы.

i  = 0.02   -  поперечный уклон проезжей части.

                                   

При отсутствии виража минимальный радиус принимается  R = 784,4 м

При устройстве виража, ввиду случаев гололеда, уклон виража принимается  i = 0.04, а коэффициент поперечной силы m = 0.15

                                    

  При устройстве виража минимальный радиус принимается R = 414,4 м.

  • Определение длины переходной кривой

                                     

v  -расчетная скорость (для самого быстрого автомобиля ).

I -нарастание центробежного ускорения (принимается равным 0.5 м/с )

R - наименьший радиус кривых в плане.

Длина переходной кривой без виража:

Ln  = 100³ / (47x0.5x1500) = 28.37м.

Длина переходной кривой с виражом:

Ln  = 100³ / (47x0.5x500)  =  85,11м.

  • Определение расстояния видимости

Расстояние видимости определяется из условия остановки автомобиля перед препятствием.

                                    

Tр = 1,5с – время реакции водителя

Кэ = 1,3 – коэффициент, учитывающий эффективность действия тормозов;

j1 = 0.50 – коэффициент продольного сцепления при  торможении на чистых покрытиях;

lзб = 5м – зазор безопасности

                                 

  • Определение минимального радиуса вертикальных выпуклых кривых.

S1 – расстояние видимости поверхности дороги.

d =1,2 м – высота глаза водителя над поверхностью дороги

                                          

  • Определение минимального радиуса вертикальных вогнутых кривых.

Определяется из условия видимости ночью.

a =2о  - угол рассеивания пучка света фар

hф = 0,75 м – высота фар над поверхностью дороги

                                          

                                         

                                   Определение расчетных характеристик грунта.

Основными параметрами механических свойств  грунта земляного полотна, которыми пользуются в расчетах дорожной одежды на прочность. Служит модуль упругости грунта Eгр, угол внутреннего трения jгр и удельное сцепление Cгр , расчетные значения характеристик грунта устанавливаются в зависимости от вида грунта и его расчетной влажности , обусловленные  природными условиями и особенностями его работы.

Грунт – супесь не пылеватая .

По ВСН 46-83.

  • Таблица 6,7:

W=0.60 – средняя влажность грунта .

Расчетная влажность:

Wp = W (1 + gt)

g - коэффициент вариации влажности равный 0,1.

t – коэффициент нормированного отклонения , принимаем в зависимости от заданного уровня проектной надежности         

Kн = 0,95 Þ t = 1,71                 

  • Таблица 10:      

Eгр = 56 мПа

jгр = 36 град.

Cгр = 0,014 мПа

Wp =  0,7026

                                       Определение минимальной рабочей отметки.

Исходя из условий увлажнения низа дорожной одежды

                                              h min = Dh + hд.о. – УГВ  = 2,4м + 0,65м – 1,5м = 1,55м

                                    Dh – возвышение д.о.                                                                                            

Исходя из условий снегозаносимости.

 Dh – возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова.

       hсн – расчетная высота снежного покрова.

                   

          h min сн = hсн +Dh = 0.55 + 0.6 = 1.15м.

За высоту минимальной рабочей отметки принимаем её максимальное значение 1,55м.

                                       

                           

                                        Определение объемов земляных работ.

Расчеты производится по формуле:

                                           

Fср – средняя площадь поперечного сечения насыпи.

                           Fср = (B + mHср) Hср

B – ширина земляного полотна поверху

Hср– средняя высота насыпи

L – длина расчетного отрезка

b  - ширина проезжей части

hд.о. – толщина дорожной одежды

поправка на разность рабочих отметок, учитывается при (Н1 – Н2) > 1м.

b hд.о. L – поправка на устройство корыта для дорожной одежды:

  • знак ” - “ при выемке
  • знак ” + “ при насыпи

Результаты подсчета работ на участках заносятся в таблицу.