Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере управления и контроля транспортными системами
Северо-Западная Академия Государственной Службы
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления.
РЕФЕРАТ
По предмет : Муниципальное хозяйство
На тему: Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере управления и контроля транспортными системами.
Санкт-Петербург
2006г.
Содержание:
Введение
1. Сущность и значение государственного контроля и надзора в области транспорта.
2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления коммуникациями.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Транспортный комплекс состоит из шести разновидностей: автомобильный, речной, морской, железнодорожный, воздушный, трубопроводный транспорт. Причем каждая из перечисленных разновидностей обладает серьезными особенностями, оказывающими большое влияние на организацию управления.
Конституция РФ устанавливает, что в ведении Федерации (п. "и" ст. 71) находятся федеральный транспорт, пути сообщения. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ сами организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние и др.
Далее, в сфере транспортного комплекса действуют специализированные органы управления - Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, другие органы.
Управление транспортом осуществляется в разных организационно-правовых формах. Существует также разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере управления и контроля транспортными ресурсами нашей страны.
1. Сущность и значения государственного контроля и надзора в области транспорта.
Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.
В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, несущие ответственность за состояние и развитие подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные контрольно-надзорные службы или подразделения.
Применительно к наземным видам транспорта в качестве надзорного органа функционирует Российская транспортная инспекция, имеющая свои территориальные подразделения. Положение о ней было принято Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002г.[1]
Основными задачами Российской транспортной инспекции в этой сфере являются:
1) осуществление в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса;
2) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность, лицензирование которой возложено на Министерство транспорта Российской Федерации;
3) лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации, отнесенных Министерством транспорта Российской Федерации к ее компетенции;
4) осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации и в контрольных пунктах, создаваемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.[2]
При Минтрансе России действует также Российский речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река--море) плавания.
Можно выделить следующие основные виды деятельности которые осуществляет Российский речной регистр:
1. он осуществляет техническое наблюдение за выполнением утвержденных в установленном порядке правил при проектировании, постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации судов, при изготовлении материалов и изделий, освидетельствует организации, выполняющие указанные работы, на соответствие правилам;
2. рассматривает и согласовывает техническую документацию на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, на изготовление и ремонт изделий (механизмов, оборудования, устройств, предметов снабжения) и материалов, предназначенных для судов, согласовывает компьютерные программы, используемые для целей проектирования и при эксплуатации судов;
3. осуществляет освидетельствование судов при их постройке, переоборудовании, модернизации, ремонте и эксплуатации, а также судовых изделий и материалов при изготовлении и ремонте с выдачей соответствующих документов;
4. выдает на суда смешанного (река-море) плавания документы, удостоверяющие годность их к плаванию в море, осуществляет в установленном порядке обмер судов смешанного (река-море) плавания, не совершающих заграничных рейсов, устанавливает их вместимость и выдает соответствующие документы;
5. проводит в установленном порядке освидетельствования судов, имеющих класс других классификационных организаций, в случае их захода на внутренние водные пути Российской Федерации;
6. проводит экспертизу технического состояния судов и иных плавучих объектов, а также оценочную деятельность в отношении этих объектов по заявкам судовладельцев, фрахтователей, страховщиков или других заинтересованных лиц;
Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и за сертифицированными в ней объектами осуществляется в установленном порядке МПС РФ.
Кроме этого МПС России осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное регулирование в области промышленной безопасности.
На воздушном транспорте государственный надзор за обеспечением безопасности полетов возложен на региональные управления Министерство транспорта, на его соответствующие подразделения, а также на органы Единой системы управления воздушным движением. Так, их представители вправе применять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д.
Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложен на Единую систему организации воздушного движения, состоящую из военной и гражданской подсистем.
Контрольными полномочиями наделены практически все полномочные должностные лица железнодорожного (например, контолеры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры).
Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены органы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.
В деятельности ГИБДД имеются все элементы, характерные для административного надзора.
Во-первых правотворческий: участие в разработке законов, постановлений Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию.
Во-вторых, с целью предупреждения нарушений ГИБДД осуществляет:
разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасности поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;
выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению; функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности движения. В-третьих, ГИБДД осуществляет предварительный контроль:
1) за соблюдением требований:
• к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
• к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
• к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
2) путем принятия квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами: трамваями и троллейбусами, выдачи водительских удостоверений;
3) производя регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдачу документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;
4) в ходе государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. В-четвертых, ГИБДД большое внимание уделяет текущему контролю, ее сотрудники наблюдают за соблюдением правил всеми участниками дорожного движения. При этом они вправе:
• останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
• использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог. В-пятых, сотрудники ГИБДД решительно пресекают неправомерные действия. Законодатель позволяет им использовать большой арсенал пресекательных средств. Среди надзорных служб страны ни одна не обладает столь широкими полномочиями по пресечению нарушений и наказанию виновных. Это обусловлено и значением безопасности дорожного движения, и тем, что сотрудники ГИБДД служат в милиции и наделены соответствующими правами. Они вправе:
• давать предписания об устранении нарушений;
• приостанавливать проведение на дорогах работ, осуществляемых с нарушением требований правовых актов;
• запрещать при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
• запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
• изымать документы на право управления транспортными средствами и на провозимый груз;
• отстранять от управления, доставлять лиц, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии, в медицинские учреждения для освидетельствования;
• осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов;
• осуществлять задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания. Как сотрудники милиции, сотрудники ГИБДД применяют специальные меры пресечения: физическую силу, дубинки, наручники, огнестрельное оружие и др.
В-шестых, ежегодно ГИБДД
привлекает к административной ответственности миллионы граждан. Так, только за
1 полугодие
Поскольку ГИБДД является составной частью милиции, помимо выполнения общих для любого административного надзора видов деятельности, она осуществляет и специфическую — милицейскую деятельность. Это, например:
• сопровождение транспортных средств с ценными грузами, детьми и др.;
• регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
• проведение работ по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств;
• осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказании им до врачебной медицинской помощи, транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
• проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.
В целом можно выделить следующие основные задачи и функции которые выполняет Министерство транспорта Российской Федерации в области государственного регулирования, контроля и надзора:
- организует по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств; согласовывает вопросы организации стационарных постов органов внутренних дел на федеральных автомобильных дорогах;
- организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных пунктах, в аэропортах, на аэродромах, в морских портах, речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
- организует и осуществляет в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирование соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий;
- осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом;
- организует и координирует работу специализированных организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
- организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных вещных прав на них и сделок с ними;
-и т.д.[3]
Все названные контрольно-надзорные звенья, используют в отношении нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях РФ либо специальными ведомственными правилами.
Статья 11.4 нового КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. В соответствии с Воздушным кодексом Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под ним понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Частью 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства. Такими правилами устанавливается порядок поведения пользователей воздушного пространства. Так, для каждого пользователя предусматривается порядок, очередность выхода в воздушное пространство, используемая высота, воздушные коридоры и др. Нарушение любого из федеральных правил использования воздушного пространства образует оконченный состав рассматриваемого административного правонарушения. Ответственность за его совершение могут нести только пользователи воздушного пространства, т.е. граждане, должностные лица и юридические лица, получившие в установленном законом порядке лицензию на использование воздушного пространства.
Статьей 11.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов. Такие правила предусмотрены Воздушным кодексом РФ и другими правовыми нормативными актами. В них содержатся требования к эксплуатации воздушных судов, обеспечивающих безопасность, обязанности командиров, экипажей воздушных судов, авиационных диспетчеров и других лиц. Так, запрещается полет гражданского воздушного судна в случае, если состав летного экипажа меньше минимального установленного состава. Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, непосредственно осуществляющие эксплуатацию воздушных судов.
КоАП РФ также предусматривает административную ответственность за действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте (ст. 11.6). Данной нормой охватываются противоправные деяния, совершаемые на морском и речном транспорте. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил плавания (ст. 11.7). Данным составом охватываются нарушения правил плавания на морском и внутреннем водном транспорте, стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков. Названные правила весьма многообразны, они отражают особенности правил плавания на морских и речных судах, ориентированы на обеспечение соблюдения требований безопасности плавания. Закон предусматривает ответственность специального субъекта данного правонарушения. Им может быть только судоводитель или иное лицо, управляющее судном (за исключением маломерного) на морском или внутреннем водном транспорте. Эти функции, как правило, возлагаются на капитана судна. Так, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации на капитана возлагаются управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. К иным лицам относятся помощники капитанов, лоцманы и другие лица, по своему статусу и квалификации уполномоченные на управление судном.
В качестве самостоятельного объекта административно-правовой охраны КоАП РФ устанавливает полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21). В целях охраны полосы отвода автомобильной дороги Земельный кодекс РФ предусматривает предоставление земельных участков для таких полос, особый режим этих участков. На них, в частности, запрещается распашка земли, выемка грунта, строительство жилых и общественных зданий и др. Нарушение указанных правил охраны полосы отвода автомобильной дороги образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.21 КоАП РФ. КоАП РФ закреплена административная ответственность за нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений (ст. 11.22). Составом данного административного правонарушения охватываются нарушения правил охраны на дорогах федерального значения в пределах населенных пунктов. К дорожным сооружениям относятся дорожные знаки, мосты и объекты дорожной инфраструктуры. С объективной стороны этого административное правонарушение выражается в нарушении землепользователями таких правил, как неисполнение землепользователями обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования. Совершение одного из названных противоправных деяний образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.22 КоАП РФ. Субъектами данного правонарушения могут быть землепользователи участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения. Ими могут быть граждане, должностные лица, юридические лица, за которыми закреплены названные земельные участки. Следует иметь в виду, что Земельный кодекс РФ обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уведомлять этих лиц об особом режиме использования упомянутых земельных участков.[4]
2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления коммуникациями.
Необходимо также отразить деятельность органов местного самоуправления в той части их компетенции, которая касается управления транспортно-дорожным комплексом.
Основное внимание органов местного самоуправления, естественно, уделяется вопросам организации работы городского и междугороднего транспорта. В их в ведении может находятся пассажирский городской и междугородний автомобильный, а также электротранспорт(трамваи, троллейбусы, электрички и т.д.).
В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений, осуществляют муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.[5]
В собственности муниципальных образований могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в этой сфере.
Осуществляя строительство, реконструкцию и ремонт дорог местного значения, органы местного самоуправления на договорной основе привлекают к этой работе предприятия и организации, расположенные на территории муниципального образования, но не входящие в состав муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают также предприятия и организации к транспортному обслуживанию населения. Они согласовывают маршруты и графики движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории, контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; организуют работу предприятий дорожного хозяйства.
.Органы местного самоуправления могут иметь муниципальные организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Режим работы этих организаций устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе вводить налог на перепродажу автомобилей, сбор за парковку автотранспорта на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления, также принимают меры необходимые для обустройства автомобильных дорог, которые находятся в их в велении, объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.[6]
Заключение.
Таким образом, в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в России после того, как она стала новым самостоятельным государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в транспортной сфере и занимают одно из ведущих мест. Положительным итогом напряженных практических действий органов власти стало создание негосударственного сектора экономики, проведение широкомасштабной приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.
Однако реализовать намеченные планы, к сожалению, не удалось, Положение экономики Российской Федерации остается сложным и противоречивым. При сохранении низкой инвестиционной активности не удалось ускорить структурную перестройку экономики. Неотлаженная система регулирования деятельности государственных предприятий снижала результативность усилий, направленных на стабилизацию объемов производства.. Низкая степень исполнения федерального бюджета не позволила улучшить финансовое положение страны, увеличены размеры внутреннего и внешнего государственного долга. По-прежнему неудовлетворительной остается финансовая дисциплина хозяйствующих субъектов, что является одной из основных причин кризиса неплатежеспособности. Таким образом, возникает необходимость принятия срочных мер по дальнейшему реформированию и развитию российской экономики, а также жесткого разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, для реализации программ «на месте».
Список использованной литературы:
- Федеральный Закон РФ « О дорожных фондах РФ» №1759 – 1 ( с изменениями и дополнениями на 01.01.2003)
- ФЗ РФ « Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Минестерстве транспорта РФ» от 18.09.2003 №1038
- Постановление Правительства РФ « Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ» от 11.07.2002 № 515
- Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. -М., 1995.
- Шергин А.П. «Комментарий к
кодексу об административных правонарушениях».-М.,
- Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. М., 1999
Замечание: Работа зачтена без замечаний.
[1] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» от 11 июля 2002г.-№515 (ред. 18.01.2003)// Собрание законодательство РФ-2002г.,№28, ст.2871
[2] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» от 11 июля 2002г.-№515 (ред. от 18.01.2003) // Собрание законодательство РФ - 2002г.,№28, ст.2871.
[3] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» от 30 декабря 2000г.-№1038. (в ред. от 18.09.03) // Собрание законодательство РФ - 2001г.,№3, ст.235
[4] Шергин А.П. Комментарий к кодексу об административных правонарушениях М., КНОРУС 2002г. стр.211-227;243-261
[5] Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. М., ПРОСПЕКТ 2001г
[6] Федеральный закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991г.-№1759-1. (с изм. и допол. на 01.01.2003) //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного суда РСФСР от 31 октября 1991г.,№44, ст.1426.