Различные точки зрения на типологию культур. Культура Возрождения

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО «ВГТУ»)

Кафедра связей с общественностью и педагогики

Контрольная работа

По курсу «Культурология»

Вариант № 4

Выполнил

Студент гр. МТЭ – 061у________________Саломатин Ю.В.

Зачетная книжка № 206844

Проверил ____________________________Беляева И.А.

Воронеж 2007

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ

Вопрос №1

Рассмотрите различные точки зрения на типологию культур:

1)              как историко-информационный план (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая);

2)              как процесс овладения человеком конкретным природным материалом (культура каменного века, медного, бронзового, железного века);

3)              по религиозному принципу (конфуцианско – даосская, исламская, буддийская, христианская религия);

4)              по способам самоорганизации (до – письменная, книжная, экранная);

5)              по хронологическому принципу (культура древнего мира, средневековая культура, культура нового времени, новейшее время).

1) Население всех стран мира первоначально жило первобытнообщинным строем. Древнейшие люди появились на Земле больше миллиона лет назад. В процессе самосохранения и выживания они группировались коллективами, т.е. человеческим стадом. Около 30 тысяч лет назад образовались родовые общины – коллективы  родственников, живших и трудящихся сообща и имевших общее имущество, т.е. порядок жизни, определился в первобытнообщинный строй.

Необходимость владеть специальными навыками при том или ином занятии привела к первому и великому разделению труда: скотоводческих и земледельческих племен. Следующим великим разделением труда было выделение ремесла, что способствовало дальнейшему совершенствованию труда. Последнее привело к повышению излишков и появлению имущественного неравенства и создало условия для возникновения эксплуатации, что постепенно привело к распределению первобытнообщинного строя.

Развитие орудий труда и знаний первобытных людей, сделало труд человека более производительным, создало возможность эксплуатации одних людей другими. Это привело к образованию классов и установлению рабовладельческого строя.

Свое начало рабовладельческий строй берет в странах Древнего Востока. В Европе рабовладельческий строй сложился первоначально в Греции, где достиг большего развития, чем в странах Востока. В Риме рабовладельческий строй достиг невиданного развития и здесь же привело Римское государство к гибели. Классовая борьба угнетенных подрывала силы рабовладельческих государств. Разрушая рабовладельческий строй, народные массы расчищали путь дальнейшему развитию хозяйства и культуры.

Наступило время, когда в странах Западной Европы, Азии и Северной Америки установился феодальный строй, при котором вся земля и власть принадлежала феодалам – землевладельцам, эксплуатирующим зависимых от них крестьян.

В результате отделения ремесла и сельского хозяйства в Западной Европе возникали и росли города, усиливалась их экономическая и политическая жизнь. В период феодального строя человечество сделало крупный шаг вперед по сравнению с древностью в развитии хозяйства и культуры.

Феодальные отношения клонились к упадку, чему способствовали технические открытия и изобретения, рост мануфактурного производства и развитие мировой торговли. Зарождение новых классов буржуазии и наемных рабочих привело к капиталистической эксплуатации и угнетению колоний; к росту налогов и крестьянских повинностей.

Нидерландская революция XVII в., а затем французская буржуазная революция XVIII века открыли новую полосу  мировой истории – эпоху восходящего капитализма и прогрессирующего упадка феодальной формации. В этот период происходит развитие промышленности, земледелия, транспорта и связи.

Современная эпоха, открытая Великой Октябрьской социалистической революцией, отмечена закатом капитализма, непрерывное обострение общего кризиса капитализма приводит к становлению и успешному развитию первой фазы новой, коммунистической социально – экономической формации, к определенному воздействию глубочайших перемен. Победу социалистических революций, изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма создают угрозу капиталистическим общественным отношениям. При неравных соотношениях сил капитализма и социализма главные империалистические державы оказались вынуждены признать принцип мирового сосуществования государств с различным социально – экономическим строем.

2) По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Очаги материальной культуры первобытных  времен обнаружены в стоянках пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. Необходимость защиты от различных невзгод, так называемая борьба за существование, создает примитивное оружие и постройки. Приблизительные хронологические границы каменного века свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4 – 3 тыс. до н.э. Первобытный человек овладел навыками земледелия и скотоводства. Менее десятка тысяч лет на ранних этапах развития складывался разум наших предков, совершенствовались их орудия труда. Для загонной охоты в период палеолита применялись дротики и рогатины, а позднее к началу мезолита, появились лук и стрелы.

В мезолите получило развитие рыболовство, были изобретены сети и крючки. Скачек в развитии материальной культуры человека произошел в эпоху неолита. Появляются новые методики обработки камня, такие как шлифовка и сверление. Человек овладел новым материалом – глиной, появилась способность изготавливать посуду, развилось прядение и ткачество. Появление ткани способствовало сохранению здоровья и жизни человека. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа – камень, дерево, кость.

В бронзовый век (4 – начало 1-го тысячелетия) в Китае возникает техника бронзового литья. Тщательно очищая руду от примесей, китайцы плавили ее вместе с оловом в толстенных керамических тигелях, а горячий металл выливали в двойные огнеупорные формы с отверстиями.

В эпоху бронзового века сформировались многие виды декоративно – прикладного искусства – керамика, обработка металла.

В начале 1 тыс. до н.э. бронзовый век сменил железный век. Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо – Западном Кавказе характеризуется существованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добыча железных руд, выплавлялась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы). В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В конце II – начале I тыс. до н.э. жители Передней Азии научились обрабатывать железо. Железные орудия труда получили гораздо большее распространение, чем медные и бронзовые.

В поздний период первобытного общества развивались ремесла, изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.

Каждый новый строй был более высокой ступенью в развитии хозяйства и культуры, чем прежний. Развивалось грандиозное строительство построек из камня, более совершенными становились орудия труда в земледелии. Мускулы человека вытеснялись водяными двигателями. Металл стали обрабатывать на сверлильных, токарных, шлифовальных станках.

Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия. Строились более совершенные корабли. На каждом периоде человечество открывает, производит и делает крупный шаг вперед по сравнению с древностью.

3) Философские системы, возникшие во вторую половину чжоуской эпохи, послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая, имеется в виду конфуцианство и даосизм.

Около VI в. до н.э. сложилось учение философа Лао – Узы. Центральной идеей философии Лао – Узы была идея дао. Слово «Дао» на китайском языке означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип. В философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Учение Лао – Узы послужило основой, на которой развивалась даосская религия.

Почти одновременно появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику другой господствующей религии Китая – Кун – Узы, или Конфуция. Опираясь на культ предков Конфуцианство, разработало целую систему правил для всех проявлений человеческой жизни. В начале ХХ в. в Китае насчитывалось около 500 храмов в честь Конфуция, строго исполнялись обряды, узаконенные конфуцианством.

В отличие от конфуцианских обрядов, смысл которых состоит в поклонении предкам и т.д. даосы практиковали обряды шаманского типа – религиозные экстатические пляски, магические заклинания.

Буддизм – самая ранняя религия по времени, которой следуют около 700 млн. человек. Буддизм, а затем христианство возникли в условиях господства рабовладельческих отношений. Возникновение буддизма в Индии официально датируется VI – V веками до н.э.

Основателем буддизма считается реалистическое, историческое лицо Сиддхартха Гаутама (Будда), живший около VI – V вв. до н.э., на севере Индии и проповедавший там свое учение. Предания говорят о Будде, как о великом божестве и рассказывают о чудесах, сопровождавших его земное рождение и жизнь, о предшествующих его воплощениях.

В учении буддизма тезис о том, что страдание уравнивает всех и является «естественным уделом» человека, обосновывает действительностью. Буддийский догмат о перевоплощении, открывший рабам перспективу компенсации в будущей жизни за страдания в настоящей, помогал рабовладельцам держать в подчинении угнетенные массы.

С самого начала буддистское учение своей проповедью терпения и непротивления злу, отвлекало людей от борьбы за лучшую жизнь. В последствии же буддизм выродился в систему грубого обмана, шарлатанства, вымогательства, оглупления масс верующих.

Буддизм широко распространился в Индии, а затем в других странах Азии, так как выступал против сложных ритуалов, местных вероучений, религиозной и политической разобщенности.

Древняя Индия в своем процессе сыграла культурную роль,  расширив цивилизованное влияние буддизма на другие древние страны.

Христианство возникло в условиях тяжелого социально – экономического кризиса в рабовладельческой Римской империи, приблизительно в I веке нашей эры. С богословской точки зрения христианство основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине (нач. I в. н.э.) и проповедовавшим свое учение, переданное человечеству его учениками – апостолами.

Подобно буддизму христианство проповедовало терпение и покорность в ожидании божественного спасения. Вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу стала основой христианского учения.

К концу III в. христианство широко распространилось по всей Римской империи. Христианство лучше, чем  другие религии, помогало держать эксплуатируемых в повиновении. Христианские проповедники переходили из страны в страну, из города в город. Христианство приблизительно в III в. н.э. начало свое триумфальное шествие, распространилось сначала в Европе, а затем в заморских колониальных владениях европейских стран, окончательно сформировалась христианская церковь и ее религиозное учение, в ней выделились католическая, православная и различные протестантские церкви и верования. На Руси князь Владимир в 988 году принял крещение по православному обряду, начав вводить тем самым православие, как господствующую религию. Это привело в первую очередь к установлению культурных связей с Византией, Болгарией, Моравией. К началу ХХ века христианство становится наиболее распространенной религией на земном шаре.

Значительно позднее (VII в. н.э.) в иной социальной среде возник ислам. В отличие от буддизма и христианства ислам с самого начала возник не стихийно, а как результат целенаправленных действий господствующих социальных верхов, заинтересованных  в объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой экспансии. Арабские завоевания, осуществленные в VII – VIII веках огнем и мечом вводили ислам на всем Ближнем Востоке, Средней Азии и в Закавказье, на Севере Индостана, в Северной Америке.

Основателем ислама был реальный человек пророк, житель Мекки, Мухаммед. В проповеди новой религии единый Бог – Аллах. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв единую веру. Принявшие новую религию называли себя мусульманами, т.е. «покорными Богу». Ислам заставлял смотреть на судьбу человека, как на проявление воли единого всесильного Бога. Исламская религия оказывала огромное влияние на обычаи и нравы, право и мораль, не только арабов, но и жителей завоеванных стран.

4) Сознание, разум, психика человека сформировались под влиянием знаков, языка, коммуникации. Именно развитие знаковых средств и знаковых систем явилось фактором, который привел к формированию человека, выделив его из животных. Истоки пиктографии – рисуночного письма, находятся во многих неолитических произведениях, в которых изображение превращается в схему, орнамент, иероглиф.

В древних цивилизациях уже была письменность, появление которой относится в Шумере к началу III тысячелетия до н.э.,  а в Египте – к началу II тысячелетия до н.э. Возникли народы, сознающие свое единство, обладающие общим языком, культурой и мифологией. Зарождавшаяся письменность создавала биографию личности. Особенности государственного устройства в Египте требовали введения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Первый прием начертательного письма египтян был неразрывно связан с наружным обликом тех предметов, о которых собирался трактовать автор. Долгое время эти первобытные ребусы не поддавались разгадыванию европейцев. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем около 700 года до н.э. из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое, где начертания уже приняли совершенно буквенный характер. Демотическое письмо было на папирусах всех торговых и правительственных учреждений, а так же  практиковалось в надписях на пеленах мумии. Иероглифы же остались достоянием стенописи, как у нас славянский шрифт – достоянием храмов.

Древнейшая шумерская письменность, выполненная на глиняных табличках, очень декоративна и так же берет начало от рисунков. Со временем рисуночное письмо видоизменилось и совершенствовалось, переходя к схематическому и символическому изображению. Такое шумерское письмо называют идеографическое – ребусное, а письменность – клинописью.

Древние славяне имели свою оригинальную систему письма: так называемую письменность, знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги – клубки, хранившиеся в берестяных коробках.

Узелково – иероглифическая письменность древних славян, видимо была очень сложна и доступно лишь избранным жрецам и высшей знати. По мере распространения христианства  и угасания древней культуры славян вместе со жрецами – волхвами погибали и тысячелетние знания, завязанные узелковым письмом.

Узелковая письменность не могла соперничать с более простой системой письма, основанной на кириллице.

В древнем периоде китайской цивилизации, в эпоху Шан была открыта логическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую коллеграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь. Именно в Китае в области письменности и книгопечатанья открыли бумагу и подвижный шрифт.

Из века в век люди научились передавать свои мысли сначала в рисунках, позже в письме. Особенно вырос спрос на книги с XIII века – времени расцвета городов. При больших монастырях  были созданы мастерские, в которых монахи переписывали книги.

По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной книги. В древности книга чаще всего (до поздней Римской империи) была папирусным свитком, а в середине века она приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов. Писали на пергамене – специально обработанной телячьей или овечьей коже. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали каллиграфическим подчерком, другие затейливо украшали заглавные буквы, третьи делали заставки и орнамент, четвертые рисовали миниатюры.

Книг было мало, хранились они в библиотеках, под опекой монастырского библиотекаря. Долгое время в Западной Европе были грамотными только служители церкви. В XIV в Европе распространилось  изготовление бумаги, но книг по - прежнему не хватало. В середине XV века немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатанье. После долгих и упорных трудов он открыл способ отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составил строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разработанного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гуттенберг изобрел печатный станок и выпустил первую, печатную книгу. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее.

Славянская письменность была создана во второй половине IX века, на основе греческого, уставного письма, с добавлением нескольких букв. Создание письма связывают с именами Кирилла (827 – 869гг.) и Мефодия. Прибывших из Византии. В X веке уже есть свидетельство использования кириллицы на Руси. Русским первопечатником был Иван Федоров, который отпечатал первую книгу на древнерусском языке «Апостол». Появление печатных книг двинуло вперед образование, науку, литературу.

С XX века зарождается кинематография. «Седьмое искусство» кинематографа набирает поразительные темпы развития, став в 1927 году звуковым. В европейском кинематографе нашли свое творческое отражение творческие методы 20 – го столетия. Кинематограф очень  чутко реагировал на условия жизни и запросы зрителя. Синтетический вид искусства – стремительное и всепроникающее кино, вобравшее в себя элементы других направлений культуры (музыки, литературы, театра) продемонстрировало мастерство актеров.

5) Культура Древнего мира включает  в себя древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке. Возникали они примерно с 4 – го тысячелетия до н.э. на территориях Передней Азии и Северо – Восточной  Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Урарту и Ассирия.

История государства и культура Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.

Древнее царство – 2900 – 2270 гг. до н.э.

Среднее царство – 2100 – 1700 гг. до н.э.

Новое царство – 1555 – 1090 гг. до н.э.

Древний период Индии был длительным, даже более длительным, чем во многих других восточных странах:

а) В III веке – 1 – м тысячелетии до н.э. – время расцвета рабовладельческих царств;

б) III  до н.э. – V н.э. – вступление Индии в эру феодализма.

Древнейшая культура Китая:

а) V – III тысячелетие до н.э. – зарождение в эпоху неолита;

б) II  тысячелетие до н.э. – III век н.э. – эпоха Шан;

в) III до н.э. – III н.э. – культура Китая наивысшего подъема.

Античность: Древняя Греция и Древний Рим – культура рабовладельческого общества, существовавшего в бассейне Средиземного моря, сначала I – го тысячелетия до н.э. по  V век н.э.

Греческую культуру принято разделять на:

а) гомеровскую XIII – XI вв. до н.э.

б)  архаическую VIII – VI вв. до н.э.

в) классическую  V – IV вв. до н.э.

г) эллинистическую III – I век н.э.

Средневековая культура -  это большая эпоха человеческой истории. Средними веками в культурологи называют длительный период, более тысячелетия в истории Западной Европы, между античностью и Новым временем (приблизительно от V до XV века). Выделяются три периода развития:

а) Раннее средневековье (V – X вв.);

б) Высокое (классическое) средневековье;

в) Позднее средневековье (с конца XV  до середины XVII века).

Культура Нового времени – Европейская культура XVII – XX века, культурный тип Европы в период подъема науки, просвещения.

Культура Новейшего времени XX век – культурная революция, включающая задачи создания нового типа культуры социалистического содержания, новой формы искусства.

          Вопрос № 2.

Культура Возрождения:

1)                    назовите социально – экономические предпосылки культуры эпохи Возрождения;

2)                    каковы основные характерные черты и особенности ренессансной культуры;

3)                    быт и нравы эпохи Ренессанса;

4)                    назовите основные достижения культуры итальянского Возрождения;

5)                    каковы особенности Северного Возрождения.

6)                    Жизнь Европы XIII – XVI вв. ознаменована огромным культурным движением, которое принято называть Возрождением или Ренессансом.

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий. По своей сущности культура Возрождения была культурой переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной; происходят глубокие социальные конфликты – крестьянская война Германии, Нидерландская буржуазная революция.

Появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля, формируется научная картина мира на открытиях в области астрономии.

Ренессанс – эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели Колумб, Магеллан. Были открыты 2 богатых континента. Ученые стремились объяснить явления природы, понять их причины.

2) Идейной основой Ренессанса был гуманизм, светски – рационалистическое мировоззрение. В понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека: гуманизм развивается как идейное движение, захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворцах, проникает в высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал в поиске художников и скульпторов, складывается новая светская интилегенция. Решающую роль в формировании ренессансной культуры сыграло возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы и искусства. Культура Ренессанса формировалась как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не появиться влияние средневековой культуры, это преобладание библейских тем, сюжетов, влияние гипноза церковной схоластики, большинство заказов делала церковь.

Характерной чертой Ренессанса была тесная связь науки и искусства. Всех гуманистов воодушевляло сознание огромных творческих сил в человеке, радость пьянящей свободы, которую новая эпоха раскрыла перед человеком.

3) Вся каждодневная жизнь эпохи была насыщена искусством. В XV века трудно было бы найти человека равнодушного к искусству. Искусство было для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, а в новое время стали наука и техника.

Итальянцам было присуще любовь ко всему праздничному, к красивым костюмам, к открытому образу жизни, изобретательности, безупречный вкус в увеселениях – все это нашло себе отражение в искусстве. Например, образ жизни итальянского общества сильно изменился. Знать, богатые, купцы, банкиры, фабриканты, правители – все они вели светский образ жизни и собирали у себя большое общество.

Старые интерьеры комнат были тесны, поэтому стали возводиться дворцы с просторными залами, широкими входами и верандами. С появлением нового отношения к торговле стали возникать банкирские дома и меняльные конторы. Крестовые походы оживили торговую деятельность по всей Западной Европе. Возникновение меняльных контор изменило содержание и характер деловых связей. Под влиянием торговли расцвели итальянские города Пиза, Милан, Венеция и Флоренция. Но Италия – особо новое веяние, новое государство, здесь общество живет умственным наслаждением. Ученые не таятся уже по монастырям в пыльных книгохранилищах, - их правительство вызывает на арену общественной деятельности, они становятся секретарями, министрами.

4) Классическим очагом ренессансной культуры была только Италия. С конца XV века, когда в передовых странах Европы развернулась борьба против феодальных порядков, совершался переворот во взглядах людей. Начался невиданный до тех пор подъем культуры, бурно развивалась наука, литература и искусство.

Борцом за науку стал великий итальянский мыслитель Джордано Бруно, его смелые мысли в открытии Вселенной полностью подтверждены наукой. Учения Коперника, Джордано Бруно, Галилея, Декарта знаменовали собой переворот в естествознании. Среди замечательных философов и общественных деятелей того времени можно назвать Макиавелли и Томаса Мора.

Эпоха титанов и великих свершений во всех областях человеческого знания. Достаточно только трех имен, чтобы понять значение средне-итальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519гг.). Сложно назвать отрасль, в которой он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо был математиком, физиком, ботаником, механиком, астрономом, физиологом, обогатив эти и другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. Его художественные наследия «Тайная вечеря» - фреска монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, знаменитый портрет «Джоконда» («Мона Лиза») дошли до нас, как шедевры.

Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг.) вошел в историю мировой культуры, как создатель ряда живописных шедевров. Его величайшее творение «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане.

Последним титаном высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564 гг.) – великий скульптор, живописец, поэт. Самой значительной работой художника является росписи Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Подлинное призвание, как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя, строительства части здания собора святого Петра в Риме. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции – композиция в капелле Медичи, а также известная скульптура «Давид».

5) Гуманистическое движение в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса. Самобытный характер Северного Возрождения  появился в первую очередь в культуре Нидерландов, Франции и Германии.

Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации. Реформация началась в Германии, распространившись затем в большинство западноевропейских странах. Оно было вызвано, прежде всего, серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Большую роль в событиях этого периода сыграли Мартин Лютер, Томас Мюнцер.

В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатанье, текстильная промышленность. Все более глубокое проникновение в хозяйство товаро – денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Крестьянская война в Германии начала XVI века, всколыхнувшая всю Западную Европу, способствовала тому, что искусство на севере приобрело более заметный отпечаток народности.

Традиционный фактор влияния античности культуры Северного Возрождения незначителен, здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях  составляют как бы два русла одного и того же потока.

Самые крупные мастера этого периода нидерландский художник XV века – Ян Ван Эйк, середины XVI века – художник  Питер Брейгель Старший, немецкий – Альбрехт Дюрер.

Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе и сохраняет притягательную силу и в наши дни.        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «История мировой культуры» - Культурология., М. А.Н. Маркова, 1998г.

2. «Культурология» - П.С. Гуревич, 2007г.

3. «Культурология» - А.Л. Золкин, Москва, 2001г.

 

4. «История мировой культуры» - С. Карпушина, В. Карпушин., 1998г.

5. «Краткая история искусств» - Н.А. Дмитриева, Выпуск I, II., М. 1988г.

6. «Искусство Древнего мира» - Н.А. Дмитриева, Н.А. Виноградова, М. 1989г.

7. «Религии в истории народов мира» - С.А. Токарев, М. 1986г.

8. «Основы культурологии» - С.П. Мамонтов, М. 1994г.

9. «Культура и религия» - Э. Гэнасе, М. 1989г.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ

Выберите из предложенных ответов правильный:

1. С инициативой созыва первой в истории Международной конференции по разоружению выступило правительство Николая II в 1898г.

2. В конце XIX и в ХХ веке появился новый вид искусства – кинематограф.

3. Проблемы характерные для возникновения культуры «космической эры» впервые изложил Циолковский.

4. До появления нот музыканты пользовались невмами.

5. Миниатюрная скульптура «Нецке», появившаяся в Японии в XVII веке использовалась миниатюрная фигурка из дерева, слоновой кости или металла,  с помощью которой прикреплялась к поясу или кимоно трубка или же кисет (элемент украшения мужского костюма).

6. Братья Ван Эйк впервые использовали масляные краски; Нидерланды XV век.

7. Впервые в I веке китайцы изобрели бумагу и стали писать на ней.

8. В Ассирии были несгораемые  книги, написанные на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне.

9. Висячие сады Семирамиды были построены вавилонским царем Навуходоносором II (605 – 562 гг. до н.э).

10. Соотношение имен языческих божеств и их характеристики:

А. Имена славянских богов:               Б. Характеристики богов:

А. Род;                                                   А. Бог – творец мира;

Б. Перун;                                               Б. Громовержец, бог воинов;

В. Даждьбог;                                         В. Божество весны;

Г. Велес;                                                Г. Бог стад и пастухов;

Д. Стрибог;                                           Д. Божество ветра;

Е. Купала;                                             Е. Божество лета;

Ж. Ярила;                                              Ж. Божество земледелия;

З.  Сварог;                                             З. Божество неба, господин Вселенной,

                                                                    позднее бог ремесленников;

И. Мокошь;                                           И. Божество женского рукоделия;

К. Хорс;                                                 К. Солнечный конь.

11. Святилища язычников, где богам возносились молитвы и приносились жертвы (подчас человеческие), назывались капища.

12. Славяне называли языческих жрецов – волхвы.

13. Фреска – это живопись по сырой штукатурке.

14. Автором «Повести временных лет» считается Нестор.

15. Покровский собор в Москве был сооружен по случаю победы русских воинов над Казанским ханством.

16. Протопоп Аввакум был одним из вождей старообрядцев.

17. Дворянами в конце XII в. называли людей княжеского двора, слуг князя.

18. В XI веке в Софийском соборе Киева, была создана первая на Руси библиотека.

19. Книги в Киевской Руси писали на пергаменте.

20. Свод житейских правил и наставлений, написанный священником Сильвестром  назывался  «Домострой».

21. В 1563 – 1564 гг. дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мостиславец издали на Печатном дворе первую в Московском государстве книгу «Апостол».

22. Исправление богослужения по древним русским образцам стало невозможно из – за серьезных разночтений, поэтому патриарх Никон стал проводить реформу церкви, опираясь на греческие обряды и книги.

23. Русский театр зарождается во время царствования Алексея Михайловича.

24. В истории Московского государства был совершен первый выезд за пределы страны Петром I.

25. Ассамблея – это собрание – балы с участием женщин в домах российской знати.

26. «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО» - это название журнала для молодежи, выпускавшегося в начале XVIII века при Петре I.

27. С 1702г. в России стала издаваться первая печатная газета под названием «Ведомости».

28. В первые отсчет лет в России от Рождества Христа, а не от Сотворения мира был введен Петром I в 1700 году.

29. Первый музей в истории России – кунсткамера в Петербурге при Петре I.

30. Просветители боролись за установление царства разума, которое основана на естественном равенстве. Они распространяли знания в создании нового общественного порядка.

31. В домах рядовых граждан в XVIII в. стены стали украшать обоями.

32. В произведении А.С. Пушкина «Полтава» изображен образ Петра I.

33. Автором мозаичной картины «Полтавская баталия», является М. Ломоносов (в здании Академии наук в Петербурге).

34. В Ярославле состоялся первый уличный карнавал с маскарадом, под руководством Ф.Г. Волкова.

35. И.П. Кулибин сделал и подарил Екатерине II удивительные часы, они имели форму гусиного яйца, каждый час открывались, а в 12 часов играли музыку, сочиненную талантливым изобретателем.

36. Архитектор В.Б. Растрелли создал Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, ансамбль Смольного монастыря в Петербурге, Большой дворец в Петергофе.

37. Первая в России публичная библиотека была открыта в Петербурге, 1814г.

38. Первая русская консерватория была открыта в Москве.

39. А.Г. Рубинштейн был директором первой русской консерватории, открытой в 1859г.

40.Бесплатное начальное образование в России стало обязательным в 1918г.

41. Большевиками в 1918г. был принят закон  о привлечении студентов и военных к сельскохозяйственным работам.