Назначение дорожного сервиса

Военно-Технический Университет при федеральной службе специального строительства РФ

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Дорожный сервис  

На тему: «Назначение дорожного сервиса»

Подготовил: Студент группы Ас-14

Ильченко Т.Г.

Проверил: Рыбалко А.А.

Балашиха 2005 год Оглавление

Введение                                                                     3

Службы дорожного сервиса и их назначение           4

Вывод                                                                          14

Список использованной литературы                         15

Введение

К 2020 году подвижность населения увеличится на 50 процентов, считает директор Департамента государственной политики в области автотранспорта Министерства транспорта и связи РФ Александр Колик. По его мнению, это произойдет за счет: увеличение числа автомобилей; развития дорожной сети России - реконструкции и создания новых дорог, в том числе платных; подведения дорог к труднодоступным городам страны, стратегически важным объектам; а также развития международных транспортных коридоров. Все это предусмотрено, недавно рассмотренной правительством, транспортной стратегией России. Следовательно, все данные изменения будут непосредственно отражаться на работе служб дорожного сервиса страны.

Службы дорожного сервиса и их назначение

Дорожный сервис – это отрасль хозяйственной деятельности, связанная с удовлетворением потребностей людей – пользователей автомобильного транспорта. В самом общем представлении автотранспорт – это пути сообщения и средства передвижения. К путям сообщения относят автомобильные дороги, а к средствам передвижения – автомобили. В связи с этим понятие сервиса делят на две большие группы – дорожный сервис и автосервис.

Существуют общие и индивидуальные признаки функционирования этих двух групп. По-видимому, понятие дорожный сервис более общее, так как обслуживание движения должно включать и оказание технических услуг, а размещение станций технического обслуживания автомобилей целесообразно устраивать в пределах или вблизи автомобильной дороги.

С другой стороны автосервис – это сложная капиталоемкая и довольно специфическая область, в которой работают только специалисты – автотранспортники. А сфера дорожного сервиса ближе к специалистам – дорожникам.

Современная тенденция развития автосервиса вблизи крупных городов имеет характерную особенность. Она вытекает из необходимости разгрузить цент города и транспортные магистрали от транспортной нагрузки, создать условия, при которых транзитные потоки выполняются по обходам, а пассажирские перевозки в черте города – хорошо развитым общественным транспортом. Поэтому администрация города активно действует развитию комплексов автосервиса у въезда в города и создает условия для того, чтобы подъехавшему к городу водителям и пассажирам было удобней попасть в центр города не на личном автомобиле, а на общественном транспорте. С данной целью пригородные сервисные зоны, включающие большие магазины, гостиницы, гаражные комплексы, станции технического обслуживания автомобилей, зоны досуга и отдыха, культурные центры. Это новая эффективная сфера инвестиций и в ней необходимо учитывать закономерности возникновения и удовлетворения общественных потребностей.

Для    строительства    и    содержания    государственных автомобильных    дорог   общего   пользования   землепользователям предоставляются земли под полосу отвода  на  основе  установленных норм  в  зависимости  от  категории  дороги  и  согласно проектной документации.  Земли   для   нужд   автомобильных   дорог   общего пользования  отводятся дорожным органам в постоянное или временное пользование в порядке,  установленном законодательством.

Размер полосы отвода  проектируемой  автомобильной  дороги

общего  пользования  устанавливается в зависимости от ее категории согласно стандартам и нормам отвода земель для автомобильных дорог общего пользования,  а именно: для дорог I технической категории - по 35 метров от оси дорог, для дорог II технической категории – по 20 метров, для дорог III технической категории - по 15 метров, для дорог IV технической  категории  -  по  13  метров,  для  дорог  V технической категории - по 12 метров.

Земли  под   автомобильные   дороги   общего   пользования

предоставляются решением соответствующего исполнительного органа и отводятся на местности  территориальными  органами  по  управлению земельными ресурсами.

Земли,   занимаемые   автомобильными    дорогами    общего пользования,  относятся к государственной собственности,  являются неделимыми и не подлежат передаче в частную  собственность.  Любые сооружения,  построенные  на  землях  автомобильных  дорог  общего пользования с нарушением установленного  порядка  согласования  на использование этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу в установленном  законодательством  порядке  лицом,  осуществившим самовольную постройку, либо за его счет.

Земли для  хозяйственных  и  частных  автомобильных  дорог предоставляются     в     порядке,     установленном     земельным

Законодательством.

В связи с вышесказанным возникает проблема управления дорожным сервисом. В современных рыночных условиях административная составляющая управления дорожным сервисом выражается управленческими структурами в общей системе «Государственной службы дорожного хозяйства России». В данной системе функционируют:

1.   «Департамент развития дорожного сервиса, использования полос отвода и реализации коммерческих проектов».

2.   «Отдел развития дорожного сервиса, платных услуг и дорожных сборов».

3.   «Подотдел коммерческого использования полосы отвода, придорожной полосы федеральных дорог».

4.   «Отдел платных дорог».

5.   «Подотдел привлечения инвестиций и инвесторов».

6.   «Отдел финансовой поддержки, налогов и мониторинга доходов территориальных дорожных фондов».

7.   «Отдел прогнозирования и снижения инвестиционных рисков».

8.   «Отдел организации лизинговых операций в дорожном хозяйстве».

Перечисленные структуры аппарата центрального управления «Государственной службы дорожного хозяйства России» в сокращенном виде присутствуют в местных органах власти – городских, областных, районных. Все они ориентированы на дорожный сервис. Дорожный сервис – элемент и составная часть автомобильного транспорта как отрасли народного хозяйства страны.

Объекты торговли,  общественного питания и другие  объекты сервиса,  а  также  их реклама в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования могут быть  размещены  в  местах,  определенных дорожными  органами,  с  предварительного согласия соответствующих государственных органов.

Устанавливаемые в границах полосы отвода наружная реклама,

иные   информационные  знаки  и  указатели  должны  выполняться  и устанавливаться в соответствии с нормами и стандартами.

Порядок размещения в  полосе  отвода  автомобильных  дорог общего   пользования   объектов   сервиса,   рекламы  и  платы  за

использование   полосы   отвода   устанавливается   соответствующими органами управления.

В настоящее время прирост парка автомобилей в России столь интенсивен, что за ним не успевает ни один из элементов инфраструктуры, за исключение автозаправочных станций. Однако ясно, что прогнозы развития автосервиса необходимо делать на основе прогноза состояния парка автомобилей на перспективу.

За 2000 год в России было куплено 0,8 миллиона автомобилей, что примерно в 10 раз меньше среднемирового уровня продаж). В том числе: 70% - автомобили ВАЗ, 15 % - автомобили ГАЗ, 0.015% - новые машины иностранного производства. Прогнозируемая емкость рынка автомобилей в России 10 миллионов автомобилей в год, что в 12 раз больше нынешнего уровня. Таким образом, Россия находиться на пороге мощного развития парка автомобилей, следовательно, имеются предпосылки для бурного развития дорожного сервиса.

Нормативные требования к размещению различных элементов и сооружений дорожного сервиса вытекают и норм отвода земель для эксплуатируемых автомобильных дорог. Эти нормы описаны в СН 467-74 и касаются «официальной полосы отвода земли, переданной в  бессрочное, постоянное пользование». Кому именно передается полоса отвода зависит от принадлежности автодороги – от владельца, на балансе которого находиться данная дорога. Для дорог федерального назначения – это Управление дорог, а для территориальных дорог – это транспортные отделы местных органов власти и их подразделения.

Проектом,    утвержденным    в    установленном    порядке, определяются:

ширина полос   земель  в  случаях,  требующих  индивидуального проектирования земляного полотна (согласно СНиП по  проектированию автомобильных дорог), а также в случаях, когда максимальная высота одного из откосов насыпи или выемки  превышает  12  м;  

размеры и   местоположение  дополнительных  полос  и  участков земель,  отводимых  в  бессрочное  (постоянное)  пользование   для размещения  конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, не  включенных  в  нормы  табл, укреплений   русел   у водопропускных   труб,   струенаправляющих   дамб   и   траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов,  нагорных  водоотводных  канав при значительной косогорности,  закюветных берм и берм обеспечения устойчивости откосов, срезок грунта и вырубки леса для обеспечения видимости,   испарительных   бассейнов,   автобусных  остановок  с пассажирскими  павильонами  и  островками  безопасности,  съездов, остановочных  и  видовых  площадок,  летних  и  тракторных  дорог, пешеходных  и  велосипедных   дорожек,   проездов   для   местного транспорта,  уширений  дороги  с  устройством  площадок  для сушки зерна, декоративных лесонасаждений, комплексов линейных дорожных и автомобильных  эксплуатационных  зданий  и сооружений,  комплексов обслуживания  пассажирского  и  грузового  движения,   дублирующих участков  дорог  с  необходимыми сооружениями,  противооползневых, противоселевых, противолавинных и других защитных сооружений);

ширина полос земель для автомобильных дорог,  располагаемых  в первой дорожно-климатической зоне и в горной местности;

ширина полос земель и размеры земельных участков, отводимых во временное  краткосрочное  пользование  на   период   строительства автомобильных  дорог,  а  также  в  краткосрочное или долгосрочное пользование на период действия лесовозных веток и усов.

Сооружения службы сервиса обычно располагается в пределах «официальной полосы отвода», но кроме того, для их размещения может использоваться  придорожная полоса. По определению придорожная полоса – это зона, имеющая коммерческое значение и тяготение к эксплуатируемой дороге. Удаление границ придорожной полосы от оси дороги зависит от конкретного природного ландшафта, размещения зон городской застройки может составлять сотни метров и даже более.

Придорожные   полосы   устанавливаются   для   обеспечения

безопасности    населения    и   создания   условий   эксплуатации

автомобильных дорог с  учетом  требований  безопасности  дорожного движения,  а  также  возможности  осуществления  их реконструкции, ремонта и содержания, размещения объектов дорожной инфраструктуры.

Для  международных  и  республиканских автомобильных дорог

общего пользования ширина  придорожной  полосы  с  каждой  стороны должна быть не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода.

В  придорожных  полосах  международных  и  республиканских автомобильных  дорог  общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений,  за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса.

Решения о предоставлении земельных участков для размещения

объектов  дорожного  сервиса в придорожных полосах или объектов за их  пределами,  когда  для  доступа  к  ним   требуется   подъезд,

принимаются соответствующим исполнительным органом в установленном порядке по согласованию с дорожными органами.

Расходы  по  обустройству,  ремонту и содержанию подъездов

(съездов, примыканий) и других объектов, находящихся в придорожных полосах международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования, несут собственники этих объектов.

При проектировании размещения и выборе конструктивных строительных решений сооружений службы сервиса обычно учитывается полоса местности в пределах которой допустимо и целесообразно возводить объекты службы дорожного сервиса. Эта полоса может включать:

1.   Официальную полосу отвода земель (от 24 до 116 метров).

2.   Придорожную полосу (от 1 до 3 километров).

3.   Зону влияния на экологию с разовым превышением фонового загрязнения атмосферы и воды, но не достигающий предельно допустимых норм. Обычно в данной зоне запрещается новая жилая застройка.

4.   Защитную полосу вне полосы дороги и полосы и полосы отвода земель, в пределах которой по нормам недопустимо строительство жилых помещений.

Указанные выше нормы отвода земель являются юридической базой для сбора платежей за  использование земли. Платежи предназначены юридическому владельцу площади придорожной полосы, конкретно – Управлению федеральной дороги, или для территориальных дорог – местным органам власти в лице территориального дорожного отдела городского (или областного) муниципалитета.

    Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования

находятся  во  владении   и   пользовании   дорожных   органов   и

предназначены  только для развития,  благоустройства автомобильных дорог и размещения объектов дорожного сервиса.

В  полосе отвода  автомобильных  дорог общего пользования запрещается производить работы или размещать какие-либо сооружения без разрешения соответствующих дорожных органов.

Участки земель полосы отвода  автомобильных  дорог  общего

пользования,    не    используемые   дорожными   органами,   могут

предоставляться  во  временное  краткосрочное  землепользование  в установленном  законодательством  порядке  на  договорных  началах физическим и юридическим лицам для размещения объектов  сервиса  и рекламы   при   условии   недопущения   снижения   транспортно - эксплуатационных    качеств    дороги,    соблюдения    требований безопасности  движения  транспортных  средств  и охраны окружающей среды.

Существующее законодательство предусматривает платежи за пользование природными ресурсами. Применительно к дорожному сервису платежи за природные ресурсы включает:

·        Платежи за право использования территории.

·        Штрафы за сверхлимитное и нерациональное использование территории.

·        Сборы на воспроизводство и охрану окружающей среды.

Перечень конкретных видов платежей пользователей природными ресурсами придорожной полосы включают:

1.   Платежи за право пользования землей.

2.   Сборы за лицензию – разрешение пользоваться землей.

3.   Акцизные сборы – процент от суммы договора на аренду.

4.   Платежи за пользование акваторией и участками морского дна прилегающей к дороге а пределах дорожной полосы.

5.   Плата за землю.

6.   Плата за геологическую информацию.

7.   Плата за право участия в аукционах на строительство сооружений дорожного сервиса.

8.   Плата за право разработки карьеров в природной полосе.

9.   Другие платежи.

Сложность и многокомпонентность системы дорожного сервиса, инвестиционная привлекательность для инвесторов самой разной производственной сферы требует координировать усилия с конечной целью – не извлечение максимальной прибыли, а улучшение условий движения по дороге за счет придания больших удобств водителям и пассажирам. Исходя из принадлежности основной территории для служб дорожного сервиса – полосы отвода земель, по видимому, центральная роль в деле координации развития дорожного сервиса принадлежит дорожникам.

Вывод

Основное назначение служб дорожного сервиса – удовлетворение потребностей водителей и пассажиров. В условиях рыночных отношений успех функционирования дорожного сервиса имеет коммерческую основу и зависит от желания и возможности пользователей платить за те или иные услуги дорожного сервиса.

Система дорожного сервиса имеет сложную структуру и функционально увязана с перспективами развития и состоянием рынка автомобилей и запчастей, следовательно, с состоянием экономики народного хозяйства.

Современная тенденция в развитии службы сервиса состоит из организации крупных комплексных сервисных центров у выездов в крупные города.

Особенности размещения службы дорожного сервиса вдоль автотранспортных трасс позволяет иметь значительную прибыль за счет высокой концентрации материальных и денежных ценностей вдоль магистралей.

Список использованной литературы:

·        Закон РФ «Об автомобильных дорогах»

·        В.В. Злоказов, А.А. Рыбалко – Дорожные сервис

·        Интернет сайт «Дороги России» (www.roads.ru)

·        СН 467-74

·         ГОСТ Р 52044-2003