Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131
Министерство Строительного комплекса
Московской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Электростальский колледж»
Московской области
Классная контрольная работа
по дисциплине: «Введение в специальность»
Вариант №2
Выполнил студент гр.11-10
Пономарёв Сергей Владимирович
Преподаватель
Напаскин Александр Павлович
г.о. Электросталь 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Производственно-технологическая деятельность техника по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации, хранении и обслуживании автомобильного транспорта………………………………………………….3
2.Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ - 131………………………………………………………..8
Производственно-технологическая деятельность техника по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации, хранении и обслуживании автомобильного транспорта
Техник должен быть готов:
Осуществлять профессиональную деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта в качестве техника на предприятиях и организациях автотранспортного комплекса различных организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских, конструкторско-технологических организациях, автотранспортных и авторемонтных предприятиях.
Техник должен знать:
- Технологию технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта.
- Методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности,
основные положения действующей нормативной документации;
- Основы организации деятельности предприятия и управления им.
- Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
- Правила и нормы охраны труда.
- Основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
Техник должен уметь:
- Разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей.
- Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха.
- Оценивать эффективность производственной деятельности.
- Осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта.
- Организовать свой труд.
- Самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции.
- Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современный информационные технологии.
- Владеть компьютерными методами сбора.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая:
- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
- Выбор узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта; проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта;
- Эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий;
- Наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
- Осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;
- Проведение стандартных и сертификационных испытаний;
- Участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта транспорта и транспортного оборудования.
Организационно-управленческая:
- организация работы коллектива исполнителей;
- планирование и организация производственных работ;
- организация безопасного ведения работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
- работа с клиентурой;
- выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;
- осуществление контроля качества работ;
- участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности;
- выбор рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;
- осуществление технического контроля продукции и услуг;
- обеспечение техники безопасности на производственном участке;
конструкторско-технологическая :
- проектирования участков и цехов эксплуатационных и ремонтных автотранспортных предприятий;
- разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспортных средств.
Автомобильный транспорт - вид транспорта, предназначенный для перевозки людей и грузов, включающий автотранспортные средства и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Автотранспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов на дорогах общего пользования (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, специальные автомобили).
Инфраструктура автомобильного транспорта - производственная база для осуществления технического обслуживания и ремонта, и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств моторными топливами, хранения и обработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, деятельности в области обращения отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств.
Экологическая безопасность автомобильного транспорта – состояние защищенности граждан и окружающей среды от негативного влияния, изменений в окружающей природной среде, вызванных вредным воздействием автомобильного транспорта.
Обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта - деятельность, направленная на максимально возможное снижение вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды, и на предупреждение, и устранение вызывающих их причин.
Отработавшие газы - смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива.
Моторные топлива - используемые автотранспортными средствами автомобильные бензины, дизельные топлива, сжатый и сжиженный природный газ и другие альтернативные виды топлива.
Экологическая классификация автотранспортных средств - разделение автотранспортных средств по экологическим характеристикам их моделей (типов), установленным в соответствии с правилами сертификации механических транспортных средств.
Парк автотранспортных средств - совокупность автотранспортных средств, зарегистрированных и эксплуатируемых на территории Российской Федерации.
Транспортный поток - совокупность транспортных средств, одновременно участвующих в дорожном движении на участке дорожной сети.
Токсичность отработавших газов - показатель воздействия на человека, объекты растительного и животного мира вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в выбросах автотранспортного средства.
Качество моторного топлива - совокупность физических и химических свойств моторного топлива, отражающих степень его соответствия государственным стандартам.
Эксплуатационный норматив выброса автотранспортных средств - норматив выброса, установленный для контроля технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации.
Экологические характеристики автотранспортных средств - количественные показатели выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий автотранспортных средств.
Природный газ, используемый в качестве моторного топлива - сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана и прошедший специальную обработку.
Основными принципами обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта являются:
- приоритет обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта при формировании государственной транспортной политики;
- охрана здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха;
- обязательность государственного регулирования деятельности по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта при производстве, эксплуатации и утилизации автотранспортных средств, при производстве и использовании моторных топлив и других технических материалов, а также в области обращения с отходами, образующимися при эксплуатации автотранспортных средств;
- обязательность введения государственных стандартов на экологические характеристики автотранспортных средств, моторного топлива, технических жидкостей и материалов;
- обязательность сертификации автотранспортных средств, моторного топлива, технических жидкостей и материалов с учетом экологических требовании;
- разрешительный порядок осуществления тех видов производственной деятельности на автомобильном транспорте, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
- государственная экономическая поддержка, регулирование и стимулирование деятельности по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта;
- научная обоснованность принимаемых решений по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта.
Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы обще-обменной приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, а также достаточной освещенностью рабочих мест. Важным условием для безопасности работы в помещениях зоны текущего ремонта электрооборудования, а также противопожарной безопасности является неукоснительное исполнение правил:
- для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции электроустановок должна быть применена хотя бы одна из защитных мер: заземление, зануление, защитные отключения, малое напряжение, двойная изоляция;
- шины и провода защитного заземления (зануление) должны быть доступны для осмотра и окрашены в черный цвет;
- во всех защитных устройствах устанавливаются только комбинированные предохранители;
- оборудование должно устанавливаться так, чтобы на электродвигатель не попадали стружка, вода, масло и т.д.;
- в цехах, где возможно, выделение пыли должны применяться выключатели, рубильники, предохранители и т.п. закрытые кожухами из негорючего материала;
Не допускается:- применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;
- устанавливать выключатели, рубильники, предохранители, распределительные щиты и др. оборудование, способное дать искру в помещениях, где находятся легковоспламеняющиеся, горючие вещества;
- применять самодельные предохранители;
- последовательно включать в заземление или зануление проводник электроустановок. Заземление должно быть только параллельным;
- навешивать на электропровода и выключатели какие-либо предметы, обертывать электролампы бумагой или тканью.
При работе с аккумуляторными батареями должны соблюдаться следующие правила:
- к самостоятельной работе допускаются лица, не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию;
- для перемещения аккумуляторных батарей по территории следует пользоваться специальной тележкой или приспособлением для переноски;
- приготовлять кислотный электролит нужно в специальных сосудах. Переливать кислоту из бутылей только с помощью приспособлений (качалок);
- при работе с кислотой надевать защитные очки, резиновый фартук, сапоги, резиновые перчатки;- зарядка аккумуляторных батарей производится только при открытых пробках и включенной вентиляции.
Не допускается: входить в зарядное помещение с открытым огнем; пользоваться электронагревательными приборами; переливать кислоту вручную, а также вливать ее в воду; проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием; брать едкий калий без специальных щипцов; хранить продукты питания и принимать пищу в помещении аккумуляторного отделения. На предприятии должны быть выполнены следующие противопожарные мероприятия:
- зоны ТО и ТР обеспечиваются средствами пожаротушения согласно действующим нормам. Первичные средства пожаротушения и пожарный инвентарь должны содержаться в исправном состоянии и находиться на видных местах. К ним должен быть обеспечен свободный доступ;
- огнетушители, ящики для песка, бочки для воды, ведра, футляры для кошм, топоры должны быть окрашены в красный цвет и должны находиться в производственных помещениях;
- запрещается использовать пожарный инвентарь и оборудование для нужд, не связанных с пожаротушением;
- пожарные краны во всех помещениях оборудуются рукавами и стволами, заключенными в шкафчики, которые должны легко открываться, но быть закрытыми и опломбированными;
- при каждом ящике с песком должны постоянно находиться две металлические лопаты. Ящики должны плотно закрываться крышками;
- огнетушители подвешиваются или устанавливаются на видном месте так, чтобы человек мог свободно, легко и быстро их снять (на высоте не более 1,5 м от пола до днища огнетушителя);
- для тушения электроустановок под напряжением могут использоваться огнетушители типа ОП-2, ОП-2Б, ОП-5, в которых используются сухие порошковые составы, или углекислотные типа ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8.
Всему личному составу необходимо хорошо знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. На каждом производственном участке вывешивается табличка, в которой указывается ответственный за пожарную безопасность на данном участке. В гараже составляется план противопожарных мероприятий, в котором предусматривается: условный сигнал пожарной тревоги, порядок оповещения о пожаре и вызов пожарной команды, обязанности работников на случай пожара, порядок допуска в гаражи на время пожара. Для курения должно быть отведено специально место, оборудованное бочками с водой и ящиками с песком. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы, чердачные помещения должны постоянно содержаться в исправном состоянии и не загромождаться. Пролитые масла и топливо необходимо немедленно засыпать песком; ветошь и прочие обтирочные материалы хранят в металлических ящиках с крышками, в безопасном в пожарном отношении помещении. Необходимо строго соблюдать и другие правила техники безопасности и противопожарной защиты, изложенные в инструкции и в руководствах предприятия. Охрана природы и охрана окружающей среды. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является одной из наиболее актуальных среди глобальных общечеловеческих проблем. Определенную долю в загрязнение окружающей среды вносят и АТП, в особенности эксплуатируемые ими автомобили. Автомобильный транспорт отравляет вредными выбросами выхлопных газов воздух, загрязняет территории топливно-смазочными материалами, является источником повышенного шума и электромагнитных излучений. Также под территории расположения АТП потребляются значительные земельные ресурсы. Общая картина загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в настоящее время, по мнению многих экспертов, удручающая и продолжает ухудшаться. Уровень выбросов в атмосферу вредных веществ автомобильным транспортом составляет 35-40% из всех загрязнений, что составляет около 22 млн. т в год. Основная причина загрязнений воздушной среды – отработавшие газы автомобильных двигателей, содержащие более 200 наименований вредных веществ и соединений (окись углерода, оксиды азота, углеводороды, двуокись серы, свинцовые соединения и т.д.) можно привести наглядный пример: только один исправный грузовой автомобиль с карбюраторным двигателем в течении года выбрасывает в атмосферу до 8-10 т окиси углерода. Автомобильный транспорт, использующий этилированный бензин, ежегодно выбрасывает более 4000 т вредных для здоровья человека соединений свинца. Отравляется не только воздушная среда, но и водные ресурсы. Основные загрязнения – нефтепродукты, тетраэтилсвинец, органические растворители и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и т.п. АТП сбрасывают в водоемы более 3,4 млн. м3 неочищенных сточных вод. Автомобильный транспорт – основной источник городского шума. Шум у 60% населения вызывает различные болезненные реакции. Перечислим основные причины такого неблагоприятного положения. Прежде всего неудовлетворительная организация технической эксплуатации подвижного состава. Очень часто на АТП нарушается периодичность проведения технического обслуживания автомобилей, не в полном объеме выполняются регламентные работы, недостаточный контроль за состоянием топливной аппаратуры автомобилей, нерациональное использование эксплуатационных материалов и т.п. Также недостаточен технический уровень автотранспортной техники. Значительная часть новых автомобилей не соответствует современным требованиям по токсичности, и заводы-изготовители не дают гарантии соблюдения норм токсичности в ходе эксплуатации. Медленными темпами решаются проблемы нейтрализации отработавших газов, дизелизации легковых автомобилей, применение электронного управления системами зажигания и подачи топлива. Недостаточен ассортимент и низкое качество автомобильного топлива и особенно смазочных материалов. При сгорании этилированных бензинов больше половины свинца выбрасывается в атмосферу с отработанными газами. Состав и качество топлива не соответствует современным требованиям, а порой и стандартам. Российская система стандартизации и нормирования экологических параметров автомобиля уступает европейским системам. Отсутствуют ГОСТы по токсичности для автомобилей, работающих на газообразном топливе. Остро стоит проблема переработки, сжигания и утилизации нефтяных отходов и осадков из очистных сооружений. АТП вывозят такие отходы практически куда попало, что соответственно приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, водоемов и т.п. Поэтому, основной задачей, стоящей перед АТП, является снижение количества вредных выбросов в атмосферу и усовершенствование очистных сооружений. Мероприятия по снижению вредного влияния автотранспорта на окружающую среду АТП должны обеспечить выполнение нормативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое внимание надо уделить очистке сточных вод. Снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремонта подвижного состава. В гараже проектируемого предприятия для снижения вредного влияния подвижного состава на окружающую среду предлагается внедрить следующие мероприятия:
-своевременная и качественная регулировка системы питания двигателей и выпуска отработавших газов путем внедрения дополнительного диагностического оборудования;
- сливать отработанные жидкости, масла, кислоты в специальные емкости для последующей их утилизации на специальных заводах.
- разработка очистных сооружений на посту мойки автомобилей, дающих высокую степень очистки воды, что позволит направить ее вновь на мойку;
- произвести озеленение территории предприятия. [1]Список используемых источников1. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Дне студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.:Академия 2004.-288с.2. И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин, Ремонт электрооборудования автомобилей / И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин В.Н.-М.:Транспорт.1981.-317 с., ил.3. Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1982.-368с.,ил.4. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 ./М.:НЦЭНАС, 2004 .-168с.5. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1990. – 256с.,ил.,табл.6. Чернецкий Ю.Ф., Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию: Учеб. Пособие для вузов/ Чернецкий Ю.Ф.-М.:Лесная промышленность, 1983.-136.
Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131.
Автомобиль ЗиЛ-131
Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки грузов и для буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей.
Автомобиль пригодный для эксплуатации во всех климатических условиях, в любое время года при температуре воздуха от –40° до +55° С.
Автомобиль может быть использован для поставок на экспорт как у страны с обычным, так и с тропическим климатом (влажным и сухим).
На базе автомобиля ЗИЛ-131 завод выпускает следующие модификации:
- автомобиль ЗИЛ-131А без экранированного и герметичного электрооборудования. На нем установлено электрооборудование от автомобиля ЗИЛ-130 и уменьшенный комплект дополнительного оборудования по сравнению с комплектом автомобиля ЗИЛ-131;
- седельный тягач ЗИЛ-131В, предназначен для буксирования полуприцепов.
Общее устройство автомобиля ЗиЛ-131
Автомобиль ЗиЛ-131 делится на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование, специальное оборудование.
Двигатель является источником механической энергии, которая двигает автомобиль. Теперь, как правило, используют поршневые двигатели внутреннего сгорания, изредка – электрические и прочие. Двигатель, который работает на бензине, состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, а также из системы охлаждения, системы смазки, системы питания и системы зажигания.
Шасси, состоит из трансмиссии, ходовой части и системы управления, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и управления автомобилем.
Кузов предназначен для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения.
Электрооборудование состоит из узлов и приборов, предназначенных для зажигания рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питание контрольно-измерительных приборов.
К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, подъемник запасного колеса.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИЙ
Основные данные
Грузоподъемность1, кг .............................……......………………............ 3500
Полный вес прицепа, который буксируют с грузом, кг ......................... 4000
Сухой вес автомобиля, кг ………………………....................................... 5600
Собственный вес 2 снаряженного автомобиля, кг:
без лебедки .....................…………..........…...................................…6360
с лебедкой ...................………..…………..........................................…. 6700
Полный вес автомобиля3 (с грузом 3500 кг), кг:
без лебедки .....................…….....................…………………............... 10185
с лебедкой ...................……………....................................................... 10425
Распределение веса4 (без груза) кг:
на переднюю ось ..................…........................……………..…… 2900/3195
на заднюю тележку …....……..........................………………...... 3560/3505
Распределение веса4 (с грузом 3500 кг) кг:
на переднюю ось ......................................…………………………3060/3360
на заднюю тележку .......................................………………….......7125/7065
Габаритные размеры, мм
Длина без лебедки ......................…........................………........................ 6900
с лебедкой ...................………………........……...........................…...... 7040
Ширина .......................……………………….......................…………...... 2500
Высота по кабине (без груза) .................….......................……................. 2480
с тентом .............………………...................................……................…. 2975
Габаритные размеры (без нагрузки автомобиля), мм
Погрузочная высота платформы (без груза) ....................….................... 1430
База автомобиля (расстояние между осью переднего моста и осью
задней тележки) .............…………………...……………....................... 3975
База задней тележки (расстояние между осями среднего и заднего
мостов) .......………………………………………….............................. 1250
Колея передних и задних колес по грунту .................……...................... 1820
Углы свеса, град:
передний без лебедки ...............……………………….............................. 45
с лебедкой ...…………………………………………..........…………...… 36
задний ...…………………………............……………………………...… 40
Дорожный просвет мм:
под передним мостом ...………………………….………....................... 330
средним и задним мостом …………………………...…………..............335
___________
1 На дорогах с твердым покрытием (кроме дорог с булыжным покрытием) грузоподъемность автомобиля может быть увеличена до 5000 кг (без прицепа), а полный вес прицепа, который буксируют с грузом – до 6500 кг при весу груза в кузове автомобиля 3500 кг.
2 У вес снаряженного автомобиля входит вес заправки (воды, масла и топлива), запасного колеса, водительского инструмента, обязательного оборудования и принадлежностей, которые прикладываются к каждому автомобилю, а также вес дополнительного оборудования, которое может быть установлено на автомобиль по требованию потребителя.
3 В полный вес автомобиля входит собственный вес автомобиля, полезный груз и вес трех человек в кабине (225 кг).
4 В числителю данное значение веса для автомобиля без лебедки, а в знаменателе – с лебедкой
Двигатель
Модель и тип ………………….... ЗИЛ-130, V-образный, четырехтактный,
верхнеклапанный, карбюраторный
Расположение цилиндров ...…................…................................ под углом 90°
Число цилиндров ...................................…………........................................... 8
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм ....................................................... 100
Рабочий объем цилиндров, л …....................................................................... 6
Степень сжатия ...…………………............................................................... 6,5
Максимальная мощность при 3200 об/мин, л. с. .….................................. 150
Число оборотов двигателя в минуту, при котором
срабатывает ограничитель максимального числа оборотов коленчатого вала двигателя ............................................................ ..…………………….3100
Максимальный крутящий момент при
1880…2000 об/мин кгм .............................................................................. 41
Удельный (минимальный) расход топлива г/(л. с. ч.) ............................... 240
Порядок работы цилиндров..…............................................ 1–5–4–2–6–3–7–8
Нумерация цилиндров (счет ведется от вентилятора двигателя):
правая группа .…………................................................................... 1–2–3–4
левая группа .............………..........….............................................. 5–6–7–8
Блок цилиндров ........................ Чугунный, с легкосъемными гильзами, с
кислотоупорной вставкой в верхней
части гильзы и резиновыми уплотняющими
кольцами в нижний ее части.
Головки цилиндров .............................. Две, из алюминиевого сплава, со
вставными седлами и направляющими клапанов
Поршни ............................. Из алюминиевого сплава, форма юбки овальная
Поршневые кольца ……….... Три компрессионных – чугунные (два верхних
хромированные) и одно маслосъемное,
(стальное, составное, хромированное)
Поршневые пальцы .............................. Стальные, плавающие, пустотелые
Шатуны ...................................................... Стальные, двутаврового сечения,
со смазкой поршневого пальца
разбрызгиванием; верхняя головка
имеет бронзовую втулку
Шатунные и коренные подшипники ............... Тонкостенные алюминиевые
вкладыши (стальная лента, алюминиевый сплав)
Коленчатый вал ................. Стальной, кованный, пятиопорный, с каналами
для смазывания; шейки подвергнуты
поверхностной закалке
Маховик ........................ Чугунный, с напрессованным стальным зубчатым
венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал ………………………....... Стальной, пятиопорный
Фазы газораспределения:
открытие впускного клапана .............................................. 31° до в.м. т.
закрытие впускного клапана ........................................ 83° после н.м. т.
открытие выпускного клапана ......................................... 67° до н.м. т.
закрытие выпускного клапана ..................................... 47° после в.м. т.
Привод распределительного вала ...………….… Парой шестерен с косыми
зубьями; ведущая шестерня чугунная
Клапаны ...………………………… Верхние, расположены в головках блока
цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндров;
приводятся в действие от одного распределительного
вала с помощью толкателей, штанг, коромысел;
выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые,
с жароустойчивой наплавкой посадочной
фаски седла; имеют механизм для принудительного
проворачивания клапана во время работы
Толкатели ……………………...… Механические, стальные, с наплавкой со
специального чугуна
Направляющие втулки клапанов …........................................... Чугунные
Штанги толкателей ………………............................................…... Стальные
Коромысла клапанов ……………………..... Кованные или литые стальные
с бронзовой втулкой
Механизм вращения выпускного клапана ………………. Принудительный,
шарикового типа
Газопровод …………………. Впускной из алюминиевого сплава, общий для
обеих рядов цилиндров, с водяной рубашкой для подогрева
топливной смеси, расположенный между головками блока;
выпускные газопроводы составные, отлитые из
ковкого чугуна, по одному з каждой стороны двигателя
Система смазки
Система смазки …............ Смешанная: под давлением и разбрызгиванием с
охлаждением масла в радиаторе
Масляный насос ………………………... Шестеренчатый, двухсекционный
расположен с правой стороны блока цилиндров;
верхняя секция насоса подает масло через масляный
фильтр в систему смазки двигателя; редукционный
клапан верхней секции отрегулирован на давление
не менее чем 3,2 кгс/см2, нижняя секция насоса
подает масло в масляный радиатор; перепускной клапан
нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2;
маслоприемник неподвижный
Масляный фильтр ....................... Центробежный, с реактивным приводом
(полнопоточная центрифуга) включен в
масляную систему последовательно
Масляный радиатор ……....………... Трубчатый, воздушного охлаждения,
установлен перед водяным радиатором
Вентиляция картера …….. Принудительная, для удаления газов с картера
через трубку, которая соединяет пространство под
впускным газопроводом с впускными
каналами в газопроводе через специальный клапан;
свежий воздух поступает через фильтр
вентиляционного картера двигателя
(маслоналивную горловину). Система вентиляции
выключается при преодолении машиной брода
Система питания
Подача топлива ……………………....... Принудительная, диафрагменным
герметичным насосом
Топливо ……………………………...….... Автомобильный бензин А-76(80)
Топливные баки
(основной и дополнительный) .................. Установлены под платформой
на правом и левом лонжеронах,
170 л. Х 2 .
Топливный насос …………………….…... Б10, диафрагменный, с рычагом для подкачивания топлива
Подогрев топливной смеси ………...… Во впускном газопроводе, который
имеет водяную рубашку для подогрева смеси
Фильтры очистки топлива:
магистральный фильтр-отстойник топлива ……... Щелевой, размещен на
кронштейне топливного бака
фильтр тонкой очистки топлива .............. С сетчатым или керамическим
фильтрующим элементом, размещенным на
кронштейне перед карбюратором
фильтры в топливных баках …………....….... Сетчатые, размещены на
приемных трубах топливных баков
Карбюратор ………………… К-88А, двухкамерный, с падающим потоком
смеси, имеет ускоряющий насос и экономайзер
Ограничитель максимального числа
оборотов коленчатого вала двигателя …................ Пневмоцентробежный
(центробежный датчик и исполни-
тельный диафрагменный механизм с
пневматическим приводом)
Воздушный фильтр ……………………………..… ВПМ-3 пеномасленный с
трехступенчатой очисткой воздуха
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя ……………..… Жидкостная, закрытая, из принудительной циркуляции
Радиатор ………………………………………………. Трубчато-ленточный
(змейковый), четырёхрядный
Величина избыточного давления,
обеспечиваемого клапанами,
расположенными в пробке
радиатора или расширительного бачка …... 1 кгс/см 2, что обеспечивает
температуру кипения воды при 119° С
Термостат ……………………………………...... С твердым наполнителем;
установлен в выпускном
патрубке водяной рубашки
Жалюзи ...........……………………………....... Створчатые, вертикальные,
управляются с кабины водителя
Водяной насос ………………………...……… Центробежный, приводится
клиновым ремнем
от шкива коленчатого вала
Вентилятор ......……………..… Шестилопастной, с отогнутыми концами
лопастей, приводится клинообразным ремнем от
шкива коленчатого вала и может быть
отключен ослаблением натяжения приводного
ремня при работающем двигателе без отключения
водяного насоса, компрессора и насоса
гидроусилителя рулевого управления
Сцепление
Тип .............………………...............…..….... Однодисковое, сухое, с упругим
гасителем крутильных колебаний
(демпфером) на ведомом диске
Фрикционные накладки ....................................... Из асбестовой композиции
Число пар трущихся поверхностей .................................................................. 2
Коробка передач
Тип .………………………………… Механическая с пятью передачами для
движения вперед и одной для движения
назад, с двумя синхронизаторами инерционного
типа для включение второй и третьей,
четвертой и пятой передач
Передаточные числа:
первой передачи ...………………….....................................…............... 7,44
второй передачи ...……..............................……….................................. 4,10
третьей передачи ......................................................…............................ 2,29
четвертой передачи ...................................…………...…….................... 1,47
пятой передачи .......................................………………………...…....... 1,00
заднего хода .............………………......................................................... 7,09
Раздаточная коробка
Тип ...……........………………………... Механическая, с двумя передачами
Передаточные числа:
первой передачи ...…………………….................................................... 2,08
второй передачи .......…….......................................................................... 1,0
Переключение раздаточной коробки ……………… Качающимся рычагом,
расположенным на картере
коробки передач и системой тяг
Включение переднего моста .....………………………...… Автоматическое
(электропневматическим клапаном)
при включении первой (понижающей)
передачи в раздаточной коробке;
принудительное при включении второй
(прямой) передачи переключателем,
установленным на переднем щите кабины.
При включении переднего моста на щите
приборов в кабине загорается контрольная лампа
Карданная передача
Тип .................................................................................................... Открытая
Количество карданных валов .........................................................…............. 4
Карданные шарниры ....................................На игольчатых подшипниках
Ведущие мосты
Балки ведущих мостов ………………....….... Стальные, сваренные из двух
штампованных половин, с приваренными
фланцами и крышкой
Главная передача ………………………........ Двойная, с парой конических и
парой цилиндрических шестерен
Передаточные числа:
конической пары ...……………............................................................. 1,727
цилиндрической пары ...……................................................................... 4,25
общее передаточное число редуктора ...……......…………................. 7,339
Дифференциал …........…………….. Конический, с четырьмя сателлитами
Полуоси ......…………………….............… Целиком разгруженные (полуоси
переднего моста имеют шарниры
равных угловых скоростей)
Рама и подвеска
Рама .................................................................... Штампованная, клепанная, с
лонжеронами швеллерного сечения,
соединенными штампованными поперечинами
Прицепное устройство ...................… Cзади – буксирный крюк с резиновым
амортизатором; высота расположения
слева буксирного крюка над грунтом (без груза) 934 мм; впереди на раме есть два крюка для буксирования
Подвеска:
передняя ...…………………………. На продольных 2 рессорах; передние
концы рессор закреплены на раме с
помощью кованных ушек и пальцев,
задние концы рессор – кованные
задняя ...………………..…… Балансирная (на подшипниках скольжения)
на двух продольных рессорах,
толкающие усилия передаются
реактивными штангами
Амортизаторы …….….... Гидравлические, телескопические двухстороннего
действия; установлены на передней подвеске
Колеса и шины
Колеса ………………...…………….… Дисковые, специальные с разборным
ободом и разборным кольцом
Держатель запасного колеса ......................... С механическим подъемником,
установленным между кабиной
и платформой с правой стороны
Шины ......…………...… Специальные, восьмислойные, сменного давления,
размером 12,00–20. Протектор имеет грунтозацепы.
Давление воздуха в шинах от 4,2 до 0,5 кгс/см2,
регулированное в зависимости от дорожных
условий. При движении по твердому грунту при
нагрузке в кузове 3500 кг давление в шинах 3 кгс/см2,
а при нагрузке в кузове 5000 кг – 4,2 кгс/см2
Система регулирования давления
воздуха в шинах ................... Централизованная, с внутренним подводом
воздуха к шинам колес (через цапфы и полуоси);
управление системой из кабины водителя
Оборудование системы регулирования
давления воздуха в шинах ......................... Центральный кран управления
давлением и клапаном - ограничителем
падения давления, головки подвода
воздуха, шинные краны и манометр
давления воздуха в шинах
Углы поворота управляемых колес переднего моста, град:
правого колеса вправо и левого колеса влево .......................................... 30
правого колеса влево и левого колеса вправо .......................................... 25
Продольный наклон шкворня, град .................................................. 3(10)
Боковой наклон шкворня, град ....................................................................... 5
Развал колес, град …......................................................................................... 1
Схождение колес (разность расстояний между
ободами колес сзади и спереди на
уровне оси колеса), мм .............….......................................................... 2 - 5
Рулевое управление
Рулевой механизм .......................................... С гидравлическим усилителем,
расположенным в общем картере с рулевым
механизмом; рабочая пара – винт с гайкой на
циркулирующих шариках и рейка, которая
зацепляется с зубчатым сектором
Насос гидроусилителя рулевого управления ………………...…........ Лопастной, приводится во
Вращение клинообразным ремнем от шкива коленчатого
вала; снабжен масляным радиатором
Передаточное число рулевого механизма ...…………………..................... 20
Продольная и поперечная
рулевые тяги ………………………... С головками на шариковых пальцах,
и самоподжимными сухарями
Тормоза
Рабочие …………………………..... Барабанные, с внутренними колодками
на всех колесах, привод пневматический
Стояночный ….....………………… Барабанные с внутренними колодками;
привод механический; установлен на выходном
валу раздаточной коробки; привод стояночного
тормоза сблокированный с тормозным краном так, что
при включении тормоза приводятся в действие рабочие
тормоза прицепа (или полуприцепа)
Воздушный компрессор ........................... двухцилиндровый, с жидкостным
охлаждением головки и блока
Производительность компрессора при
оборотах коленчатого
вала 2000 в минуту и при
противодавлении 7 кгс/см2 , л/мин …....................................................... 220
Диаметр цилиндра, мм ................................................................................... 60
Ход поршня, мм .............................................................................................. 38
Поршни компрессора ................... Из алюминиевого сплава, и плавающими
пошневыми пальцами
Привод .................................... Клиновым ремнем от шкива водяного насоса
Объем цилиндра, см3 ............................................................................... 214,8
Смазка компрессора ............................... От системы смазки двигателя под
давлением и разбрызгиванием
Регулятор давления …………………………………………........ Шариковый Воздушные баллоны …………….....................Три, объемом по 20…22 л
Тормозной кран ...……………........... Комбинированный; имеет две секции,
которые обеспечивают управление
тормозами автомобиля и прицепа (или полуприцепа)
Пневмопривод тормозов прицепа …………….… Соединительная головка,
разъединительный кран
Электрооборудование
Система электрооборудования ………..... Однопроводная, экранированная;
клеммы “0” источников тока соединены
с корпусом (массой) автомобиля
Тип зажигания ……............... Батарейное, бесконтактное-транзисторное
Напряжение в сети, В …………..................................................................... 12
Генератор ................................... Г287-Б, переменного тока, с номинальным
током 80 А, с приводом от шкива
коленчатого вала клиновым ремнем
Регулятор напряжения .......... РР-132, бесконтактный, полупроводниковый
Аккумуляторная батарея ….……......… Одна, 12 В, 6СТ-90-ЭМС емкостью
90 А