Назначение и общее устройство автомобиля ЗиЛ – 131

Министерство Строительного       комплекса

Московской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Электростальский колледж»

Московской области

Классная контрольная работа

по дисциплине: «Введение в специальность» 

 

Вариант №2

 

Выполнил студент гр.11-10

Пономарёв Сергей Владимирович

                                                                                    Преподаватель

 Напаскин Александр Павлович             

                                         

г.о. Электросталь 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

1.Производственно-технологическая деятельность                                  техника по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации, хранении и обслуживании автомобильного транспорта………………………………………………….3

2.Назначение и общее устройство автомобиля       ЗиЛ - 131………………………………………………………..8

 

Производственно-технологическая деятельность техника по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации, хранении и обслуживании автомобильного транспорта

 

Техник должен быть готов:

 

Осуществлять профессиональную деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта в качестве техника на предприятиях и организациях автотранспортного комплекса различных организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских, конструкторско-технологических организациях, автотранспортных и авторемонтных предприятиях.

Техник должен знать:

- Технологию технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта.

- Методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности,

основные положения действующей нормативной документации;

- Основы организации деятельности предприятия и управления им.

- Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

- Правила и нормы охраны труда.

- Основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.

Техник должен уметь:

- Разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей.

- Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха.

- Оценивать эффективность производственной деятельности.

- Осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта.

- Организовать свой труд.

- Самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции.

- Осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современный информационные технологии.

- Владеть компьютерными методами сбора.

Основные виды деятельности техника:

 

производственно-технологическая:

 

 

- Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

- Выбор узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта; проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта;

- Эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий;

- Наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

- Осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;

- Проведение стандартных и сертификационных испытаний;

- Участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта транспорта и транспортного оборудования.

Организационно-управленческая:

- организация работы коллектива исполнителей;

- планирование и организация производственных работ;

- организация безопасного ведения работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

- работа с клиентурой;

- выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;

- осуществление контроля качества работ;

- участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности;

- выбор рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;

-     осуществление технического контроля продукции и услуг;

- обеспечение техники безопасности на производственном участке;

конструкторско-технологическая :

 

- проектирования участков и цехов эксплуатационных и ремонтных автотранспортных предприятий;

- разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспортных средств.

Автомобильный транспорт - вид транспорта, предназначенный для перевозки людей и грузов, включающий автотранспортные средства и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

Автотранспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки людей и грузов на дорогах общего пользования (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, специальные автомобили).

 Инфраструктура автомобильного транспорта - производственная база для осуществления технического обслуживания и ремонта, и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств моторными топливами, хранения и обработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, деятельности в области обращения отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств.

 Экологическая безопасность автомобильного транспорта – состояние защищенности граждан и окружающей среды от негативного влияния, изменений в окружающей природной среде, вызванных вредным воздействием автомобильного транспорта.

 Обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта - деятельность, направленная на максимально возможное снижение вредного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды, и на предупреждение, и устранение вызывающих их причин.

Отработавшие газы - смесь газов с примесью взвешенных частиц, образовавшихся в результате сгорания моторного топлива.

 Моторные топлива - используемые автотранспортными средствами автомобильные бензины, дизельные топлива, сжатый и сжиженный природный газ и другие альтернативные виды топлива.

 Экологическая классификация автотранспортных средств - разделение автотранспортных средств по экологическим характеристикам их моделей (типов), установленным в соответствии с правилами сертификации механических транспортных средств.

 Парк автотранспортных средств - совокупность автотранспортных средств, зарегистрированных и эксплуатируемых на территории Российской Федерации.

 Транспортный поток - совокупность транспортных средств, одновременно участвующих в дорожном движении на участке дорожной сети.

Токсичность отработавших газов - показатель воздействия на человека, объекты растительного и животного мира вредных (загрязняющих) веществ, содержащихся в выбросах автотранспортного средства.

Качество моторного топлива - совокупность физических и химических свойств моторного топлива, отражающих степень его соответствия государственным стандартам.

 Эксплуатационный норматив выброса автотранспортных средств - норматив выброса, установленный для контроля технического состояния автотранспортных средств при их эксплуатации.

Экологические характеристики автотранспортных средств - количественные показатели выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий автотранспортных средств.

 Природный газ, используемый в качестве моторного топлива - сжатый или сжиженный природный газ, состоящий не менее чем на 85% из метана и прошедший специальную обработку. 

Основными принципами обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта являются:

 

- приоритет обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта при формировании государственной транспортной политики; 

- охрана здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха; 

- обязательность государственного регулирования деятельности по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта при производстве, эксплуатации и утилизации автотранспортных средств, при производстве и использовании моторных топлив и других технических материалов, а также в области обращения с отходами, образующимися при эксплуатации автотранспортных средств; 

- обязательность введения государственных стандартов на экологические характеристики автотранспортных средств, моторного топлива, технических жидкостей и материалов; 

- обязательность сертификации автотранспортных средств, моторного топлива, технических жидкостей и материалов с учетом экологических требовании; 

- разрешительный порядок осуществления тех видов производственной деятельности на автомобильном транспорте, которые могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; 

- государственная экономическая поддержка, регулирование и стимулирование деятельности по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта; 

- научная обоснованность принимаемых решений по обеспечению экологической безопасности автомобильного транспорта. 

Производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения должны быть оборудованы обще-обменной приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, а также достаточной освещенностью рабочих мест. Важным условием для безопасности работы в помещениях зо­ны текущего ремонта электрооборудования, а также противопожарной безопасности является неукоснительное исполнение правил:

- для защиты людей от поражения электрическим током при повреждении изоляции электроустановок должна быть применена хотя бы одна из защитных мер: заземление, зануление, защитные отключения, малое напряжение, двойная изоляция;

- шины и провода защитного заземления (зануление) должны быть доступны для осмотра и окрашены в черный цвет;

- во всех защитных устройствах устанавливаются только комбинированные предохранители;

- оборудование должно устанавливаться так, чтобы на электродвигатель не попадали стружка, вода, масло и т.д.;

- в цехах, где возможно, выделение пыли должны применяться выключатели, рубильники, предохранители и т.п. закрытые кожухами из негорючего материала;

Не допускается:- применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;

- устанавливать выключатели, рубильники, предохранители, распределительные щиты и др. оборудование, способное дать искру в помещениях, где находятся легковоспламеняющиеся, горючие вещества;

- применять самодельные предохранители;

- последовательно включать в заземление или зануление проводник электроустановок. Заземление должно быть только параллельным;

- навешивать на электропровода и выключатели какие-либо предметы, обертывать электролампы бумагой или тканью.

При работе с аккумуляторными батареями должны соблюдаться следующие правила:

- к самостоятельной работе допускаются лица, не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию;

- для перемещения аккумуляторных батарей по территории следует пользоваться специальной тележкой или приспособлением для переноски;

- приготовлять кислотный электролит нужно в специальных сосудах. Переливать кислоту из бутылей только с помощью приспособлений (качалок);

- при работе с кислотой надевать защитные очки, резиновый фартук, сапоги, резиновые перчатки;- зарядка аккумуляторных батарей производится только при открытых пробках и включенной вентиляции.

Не допускается: входить в зарядное помещение с открытым огнем; пользоваться электронагревательными приборами; переливать кислоту вручную, а также вливать ее в воду; проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием; брать едкий калий без специальных щипцов; хранить продукты питания и принимать пищу в помещении аккумуляторного отделения. На предприятии должны быть выполнены следующие противопожарные мероприятия:

- зоны ТО и ТР обеспечиваются средствами пожаротушения согласно действующим нормам. Первичные средства пожаротушения и пожарный инвентарь должны содержаться в исправном состоянии и находиться на видных местах. К ним должен быть обеспечен свободный доступ;

- огнетушители, ящики для песка, бочки для воды, ведра, футляры для кошм, топоры должны быть окрашены в красный цвет и должны находиться в производственных помещениях;

- запрещается использовать пожарный инвентарь и оборудование для нужд, не связанных с пожаротушением;

-  пожарные краны во всех помещениях оборудуются рукавами и стволами, заключенными в шкафчики, которые должны легко открываться, но быть закрытыми и опломбированными;

- при каждом ящике с песком должны постоянно находиться две металлические лопаты. Ящики должны плотно закрываться крышками;

- огнетушители подвешиваются или устанавливаются на видном месте так, чтобы человек мог свободно, легко и быстро их снять (на высоте не более 1,5 м от пола до днища огнетушителя);

- для тушения электроустановок под напряжением могут использоваться огнетушители типа ОП-2, ОП-2Б, ОП-5, в которых используются сухие порошковые составы, или углекислотные типа ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8.

Всему личному составу необходимо хорошо знать правила пожарной безопасности и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем. На каждом производственном участке вывешивается табличка, в которой указывается ответственный за пожарную безопас­ность на данном участке. В гараже составляется план противопожарных ме­роприятий, в котором предусматривается: условный сигнал пожарной тревоги, порядок оповещения о пожаре и вызов по­жарной команды, обязанности работников на слу­чай пожара, порядок допуска в гаражи на вре­мя пожара. Для курения должно быть отведено специально место, оборудованное боч­ками с водой и ящиками с песком. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы, чердач­ные помещения должны постоянно содержаться в исправном состоянии и не загромождаться. Пролитые масла и топливо необходимо немедленно засы­пать песком; ветошь и прочие обтирочные материалы хранят в металлических ящиках с крышками, в безопасном в пожарном отношении помещении. Необходимо строго соблюдать и другие правила техники без­опасности и противопожарной защиты, изложенные в инструк­ции и в руководствах предприятия. Охрана природы и охрана окружающей среды. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является одной из наиболее актуальных среди глобальных общечеловеческих проблем. Определенную долю в загрязнение окружающей среды вносят и АТП, в особенности эксплуатируемые ими автомобили. Автомобильный транспорт отравляет вредными выбросами выхлопных газов воздух, загрязняет территории топливно-смазочными материалами, является источником повышенного шума и электромагнитных излучений. Также под территории расположения АТП потребляются значительные земельные ресурсы. Общая картина загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в настоящее время, по мнению многих экспертов, удручающая и продолжает ухудшаться. Уровень выбросов в атмосферу вредных веществ автомобильным транспортом составляет 35-40% из всех загрязнений, что составляет около 22 млн. т в год. Основная причина загрязнений воздушной среды – отработавшие газы автомобильных двигателей, содержащие более 200 наименований вредных веществ и соединений (окись углерода, оксиды азота, углеводороды, двуокись серы, свинцовые соединения и т.д.) можно привести наглядный пример: только один исправный грузовой автомобиль с карбюраторным двигателем в течении года выбрасывает в атмосферу до 8-10 т окиси углерода. Автомобильный транспорт, использующий этилированный бензин, ежегодно выбрасывает более 4000 т вредных для здоровья человека соединений свинца. Отравляется не только воздушная среда, но и водные ресурсы. Основные загрязнения – нефтепродукты, тетраэтилсвинец, органические растворители и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и т.п. АТП сбрасывают в водоемы более 3,4 млн. м3 неочищенных сточных вод. Автомобильный транспорт – основной источник городского шума. Шум у 60% населения вызывает различные болезненные реакции. Перечислим основные причины такого неблагоприятного положения. Прежде всего неудовлетворительная организация технической эксплуатации подвижного состава. Очень часто на АТП нарушается периодичность проведения технического обслуживания автомобилей, не в полном объеме выполняются регламентные работы, недостаточный контроль за состоянием топливной аппаратуры автомобилей, нерациональное использование эксплуатационных материалов и т.п. Также недостаточен технический уровень автотранспортной техники. Значительная часть новых автомобилей не соответствует современным требованиям по токсичности, и заводы-изготовители не дают гарантии соблюдения норм токсичности в ходе эксплуатации. Медленными темпами решаются проблемы нейтрализации отработавших газов, дизелизации легковых автомобилей, применение электронного управления системами зажигания и подачи топлива. Недостаточен ассортимент и низкое качество автомобильного топлива и особенно смазочных материалов. При сгорании этилированных бензинов больше половины свинца выбрасывается в атмосферу с отработанными газами. Состав и качество топлива не соответствует современным требованиям, а порой и стандартам. Российская система стандартизации и нормирования экологических параметров автомобиля уступает европейским системам. Отсутствуют ГОСТы по токсичности для автомобилей, работающих на газообразном топливе. Остро стоит проблема переработки, сжигания и утилизации нефтяных отходов и осадков из очистных сооружений. АТП вывозят такие отходы практически куда попало, что соответственно приводит к загрязнению почвы, грунтовых вод, водоемов и т.п. Поэтому, основной задачей, стоящей перед АТП, является снижение количества вредных выбросов в атмосферу и усовершенствование очистных сооружений. Мероприятия по снижению вредного влияния автотранспорта на окружающую среду АТП должны обеспечить выполнение нормативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое внимание надо уделить очистке сточных вод. Снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремонта подвижного состава. В гараже проектируемого предприятия для снижения вредного влияния подвижного состава на окружающую среду предлагается внедрить следующие мероприятия:

-своевременная и качественная регулировка системы питания двигателей и выпуска отработавших газов путем внедрения дополнительного диагностического оборудования;

- сливать отработанные жидкости, масла, кислоты в специальные емкости для последующей их утилизации на специальных заводах.

- разработка очистных сооружений на посту мойки автомобилей, дающих высокую степень очистки воды, что позволит направить ее вновь на мойку;

- произвести озеленение территории предприятия.  [1]Список используемых источников1. Бураев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Дне студентов высших учебных заведений / Ю.В. Бураев – М.:Академия 2004.-288с.2. И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин, Ремонт электрооборудования автомобилей / И.Д. Ландсберг Л.З. Соколин В.Н. Каманин В.Н.-М.:Транспорт.1981.-317 с., ил.3. Крамаренко Г.В., Барашков И.В., Техническое обслуживание автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1982.-368с.,ил.4. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 ./М.:НЦЭНАС, 2004 .-168с.5. Резник А.М. Электрооборудование автомобилей: Учебник для автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт, 1990. – 256с.,ил.,табл.6. Чернецкий Ю.Ф., Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию: Учеб. Пособие для вузов/ Чернецкий Ю.Ф.-М.:Лесная промышленность, 1983.-136.

Назначение и общее устройство автомобиля       ЗиЛ – 131.

Автомобиль ЗиЛ-131

Автомобиль ЗИЛ-131 предназначен для перевозки грузов и для буксирования прицепов по дорогам всех видов и бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей.

Автомобиль пригодный для эксплуатации во всех климатических условиях, в любое время года при температуре воздуха от –40° до +55° С.

Автомобиль может быть использован для поставок на экспорт как у страны с обычным, так и с тропическим климатом (влажным и сухим).

На базе автомобиля ЗИЛ-131 завод выпускает следующие модификации:

- автомобиль ЗИЛ-131А без экранированного и герметичного электрооборудования. На нем установлено электрооборудование от автомобиля ЗИЛ-130 и уменьшенный комплект дополнительного оборудования по сравнению с комплектом автомобиля ЗИЛ-131;

- седельный тягач ЗИЛ-131В, предназначен для буксирования полуприцепов. 

  

Общее устройство автомобиля ЗиЛ-131

Автомобиль ЗиЛ-131 делится на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование, специальное оборудование.  

Двигатель является источником механической энергии, которая двигает автомобиль. Теперь, как правило, используют поршневые двигатели внутреннего сгорания, изредка – электрические и прочие.  Двигатель, который работает на бензине, состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения, а также из системы охлаждения, системы смазки, системы питания и системы зажигания. 

Шасси, состоит из трансмиссии, ходовой части и системы управления, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и управления автомобилем. 

Кузов предназначен для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения.   

Электрооборудование состоит из узлов и приборов, предназначенных для зажигания рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питание контрольно-измерительных приборов. 

К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, подъемник запасного колеса.    

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ

ЗИЛ-131 И ЕГО МОДИФИКАЦИЙ

                                         Основные данные

Грузоподъемность1, кг .............................……......………………............  3500

Полный вес  прицепа, который буксируют с грузом, кг ......................... 4000

Сухой вес автомобиля, кг ………………………....................................... 5600

Собственный вес 2 снаряженного автомобиля, кг:

без лебедки .....................…………..........…...................................…6360

с лебедкой ...................………..…………..........................................…. 6700

Полный вес автомобиля3 (с грузом 3500 кг), кг:

без лебедки .....................…….....................…………………............... 10185

с лебедкой ...................……………....................................................... 10425

Распределение веса4 (без груза) кг:

на переднюю ось ..................…........................……………..…… 2900/3195

на заднюю тележку …....……..........................………………...... 3560/3505

Распределение веса4 (с грузом 3500 кг) кг:

на переднюю ось ......................................…………………………3060/3360

на заднюю тележку .......................................………………….......7125/7065

Габаритные размеры, мм

Длина без лебедки ......................…........................………........................ 6900

с лебедкой ...................………………........……...........................…...... 7040

Ширина .......................……………………….......................…………...... 2500

Высота по кабине (без груза) .................….......................……................. 2480

с тентом .............………………...................................……................…. 2975

Габаритные размеры (без нагрузки автомобиля),  мм

Погрузочная высота платформы (без груза) ....................….................... 1430

База автомобиля (расстояние  между  осью  переднего моста  и осью 

задней тележки) .............…………………...……………....................... 3975

База задней тележки (расстояние между осями среднего и заднего

мостов) .......………………………………………….............................. 1250

Колея передних и задних колес по грунту .................……...................... 1820

Углы свеса, град:

передний без лебедки ...............……………………….............................. 45

с лебедкой ...…………………………………………..........…………...… 36

задний  ...…………………………............……………………………...… 40

Дорожный просвет мм:

под передним мостом ...………………………….………....................... 330

средним и задним мостом …………………………...…………..............335

___________

1 На дорогах с твердым покрытием (кроме дорог с булыжным покрытием) грузоподъемность автомобиля может быть увеличена до 5000 кг (без прицепа), а полный вес прицепа, который буксируют с грузом – до 6500 кг при весу груза в кузове автомобиля 3500 кг.

2 У вес снаряженного автомобиля входит вес заправки (воды, масла и топлива), запасного колеса, водительского инструмента, обязательного оборудования и принадлежностей, которые прикладываются к каждому автомобилю, а также вес дополнительного оборудования, которое может быть установлено на автомобиль  по требованию потребителя.

3 В полный вес автомобиля входит собственный вес автомобиля, полезный  груз и вес  трех человек в кабине (225 кг).

4 В числителю  данное значение веса для автомобиля без лебедки, а в знаменателе – с лебедкой

 

 

 

 

Двигатель

 

Модель и тип ………………….... ЗИЛ-130, V-образный, четырехтактный,

                                                                     верхнеклапанный, карбюраторный

Расположение цилиндров ...…................…................................ под углом 90°

Число цилиндров ...................................…………........................................... 8

Диаметр цилиндров и ход поршня, мм ....................................................... 100

Рабочий объем цилиндров, л …....................................................................... 6

Степень сжатия ...…………………............................................................... 6,5

Максимальная мощность при 3200 об/мин, л. с. .….................................. 150

Число оборотов двигателя  в  минуту, при котором

срабатывает ограничитель максимального числа оборотов коленчатого вала двигателя ............................................................ ..…………………….3100

Максимальный крутящий  момент при

1880…2000 об/мин  кгм ..............................................................................  41

Удельный (минимальный) расход топлива г/(л. с. ч.) ............................... 240

Порядок работы цилиндров..…............................................ 1–5–4–2–6–3–7–8

Нумерация цилиндров (счет  ведется  от вентилятора двигателя):

правая группа .…………................................................................... 1–2–3–4

левая  группа .............………..........…..............................................    5–6–7–8

Блок цилиндров ........................ Чугунный, с   легкосъемными гильзами, с

                                                              кислотоупорной   вставкой   в верхней

                                                   части гильзы  и  резиновыми уплотняющими

                                                                              кольцами в нижний ее части.

Головки цилиндров .............................. Две, из  алюминиевого сплава, со

                                             вставными седлами и направляющими  клапанов

Поршни ............................. Из алюминиевого  сплава, форма  юбки овальная

Поршневые кольца ……….... Три компрессионных чугунные (два верхних

                                                              хромированные) и одно маслосъемное,

                                                              (стальное, составное, хромированное)

Поршневые пальцы .............................. Стальные, плавающие, пустотелые

Шатуны ...................................................... Стальные, двутаврового сечения,

                                                                            со смазкой поршневого пальца

                                                                      разбрызгиванием; верхняя головка

                                                                                     имеет бронзовую  втулку

Шатунные и коренные подшипники ............... Тонкостенные алюминиевые

                      вкладыши (стальная лента, алюминиевый сплав)

Коленчатый вал ................. Стальной, кованный, пятиопорный, с каналами

                                                                 для смазывания; шейки подвергнуты

                                                                                        поверхностной закалке

Маховик ........................ Чугунный, с напрессованным стальным зубчатым

                                                          венцом для пуска  двигателя  стартером

Распределительный вал ………………………....... Стальной, пятиопорный

Фазы газораспределения:

открытие впускного клапана .............................................. 31° до в.м. т.

закрытие впускного клапана ........................................ 83° после   н.м. т.

открытие выпускного клапана ......................................... 67° до   н.м. т.

закрытие выпускного клапана ..................................... 47° после   в.м. т.

Привод распределительного вала ...………….… Парой шестерен с косыми

                                                               зубьями; ведущая  шестерня чугунная

Клапаны ...………………………… Верхние, расположены в головках блока

                                             цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндров;

                                  приводятся в действие от одного распределительного

                                            вала с помощью толкателей, штанг, коромысел;

                                             выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые,

                                                         с жароустойчивой наплавкой посадочной

                                       фаски седла; имеют механизм для принудительного

                                                        проворачивания клапана во время работы

Толкатели ……………………...… Механические, стальные, с наплавкой со

                                                                                              специального чугуна

Направляющие втулки клапанов …........................................... Чугунные

Штанги толкателей ………………............................................…... Стальные

Коромысла клапанов ……………………..... Кованные или литые стальные

                                                                                             с бронзовой втулкой

Механизм вращения выпускного клапана ………………. Принудительный,

                                                                                                  шарикового типа

Газопровод …………………. Впускной из алюминиевого сплава, общий для

                            обеих рядов  цилиндров, с водяной рубашкой для подогрева

                          топливной смеси, расположенный между головками блока;

                                             выпускные газопроводы составные, отлитые из

                                ковкого чугуна, по одному з каждой стороны двигателя

 

Система смазки

 

Система смазки …............ Смешанная: под давлением и разбрызгиванием с

                                                                       охлаждением масла в радиаторе

Масляный насос ………………………... Шестеренчатый, двухсекционный

                                             расположен с правой стороны блока цилиндров;

                                      верхняя секция насоса подает масло через масляный

                                       фильтр в систему смазки двигателя; редукционный

                                           клапан верхней секции отрегулирован на давление

                                               не менее чем 3,2 кгс/см2, нижняя секция насоса

                             подает масло  в масляный радиатор; перепускной клапан

                                   нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2;

                            маслоприемник неподвижный

Масляный фильтр ....................... Центробежный, с реактивным приводом

                                                         (полнопоточная центрифуга)  включен  в

                                                                 масляную систему последовательно

Масляный радиатор ……....………... Трубчатый, воздушного охлаждения,

                                                          установлен перед  водяным радиатором

Вентиляция картера …….. Принудительная, для удаления газов с картера

                                    через трубку, которая соединяет пространство под

                                                               впускным газопроводом  с впускными

                                        каналами в газопроводе через специальный клапан;

                                                         свежий воздух  поступает через фильтр

                                                                вентиляционного картера двигателя

                                          (маслоналивную горловину). Система вентиляции

                                               выключается при преодолении машиной брода

 

Система  питания

 

Подача топлива ……………………....... Принудительная, диафрагменным

                                                                                         герметичным насосом

Топливо ……………………………...….... Автомобильный бензин А-76(80)

Топливные баки

(основной и дополнительный) .................. Установлены под платформой

                                                                        на правом и левом лонжеронах,

                                                                     170 л.  Х 2 .

Топливный насос …………………….…... Б10, диафрагменный, с                                                                          рычагом для подкачивания  топлива

Подогрев топливной смеси ………...… Во впускном газопроводе, который

                                                 имеет  водяную рубашку для подогрева смеси

Фильтры очистки топлива:

магистральный фильтр-отстойник топлива ……... Щелевой, размещен на

                                                                            кронштейне топливного бака

фильтр тонкой очистки топлива .............. С сетчатым или керамическим

                                                   фильтрующим элементом, размещенным на

                                                                    кронштейне перед карбюратором

фильтры в топливных баках …………....….... Сетчатые, размещены  на

                                                                   приемных трубах топливных баков

Карбюратор ………………… К-88А, двухкамерный, с падающим потоком

                                             смеси, имеет  ускоряющий насос и экономайзер

Ограничитель максимального числа

оборотов коленчатого вала двигателя …................ Пневмоцентробежный

                                                                (центробежный датчик и исполни-

                                                             тельный диафрагменный механизм с

                                                                             пневматическим приводом)

Воздушный фильтр ……………………………..… ВПМ-3 пеномасленный с

                                                               трехступенчатой  очисткой  воздуха

 

Система охлаждения

 

Система охлаждения двигателя ……………..… Жидкостная, закрытая,                                                                              из принудительной циркуляции

Радиатор ………………………………………………. Трубчато-ленточный

                                                                             (змейковый), четырёхрядный

Величина избыточного давления,

обеспечиваемого клапанами,

расположенными в пробке

радиатора или расширительного бачка …... 1 кгс/см 2, что обеспечивает

                                                          температуру кипения воды при 119° С

Термостат ……………………………………...... С твердым наполнителем;

                                                                                      установлен в выпускном

                                                                                  патрубке водяной рубашки

Жалюзи ...........……………………………....... Створчатые, вертикальные,

                                                                        управляются с кабины водителя

Водяной насос ………………………...……… Центробежный, приводится

                                                                                                  клиновым ремнем

                                                                               от шкива  коленчатого вала

Вентилятор ......……………..… Шестилопастной, с отогнутыми концами

                                          лопастей, приводится клинообразным  ремнем от

                                                           шкива коленчатого вала и может быть

                                               отключен ослаблением натяжения приводного

                                       ремня при  работающем двигателе без отключения

                                                             водяного насоса, компрессора и насоса

                                                          гидроусилителя рулевого управления

Сцепление

 

Тип .............………………...............…..….... Однодисковое, сухое, с упругим

                                                                      гасителем крутильных колебаний

                                                                           (демпфером) на ведомом диске

Фрикционные накладки ....................................... Из асбестовой композиции

Число пар трущихся поверхностей .................................................................. 2

Коробка передач

Тип .………………………………… Механическая с пятью передачами для

                                                            движения вперед и одной для движения

                                             назад, с двумя синхронизаторами  инерционного

                                                           типа для включение второй и  третьей,

                                                                                четвертой и пятой передач

Передаточные числа:

первой передачи ...………………….....................................…............... 7,44

второй передачи ...……..............................……….................................. 4,10

третьей передачи ......................................................…............................ 2,29

четвертой передачи ...................................…………...…….................... 1,47

пятой передачи .......................................………………………...…....... 1,00

заднего хода .............………………......................................................... 7,09

                                                                                                            Раздаточная коробка

 

Тип ...……........………………………... Механическая, с двумя передачами

Передаточные числа:

первой передачи ...…………………….................................................... 2,08

второй передачи .......…….......................................................................... 1,0

Переключение раздаточной коробки ……………… Качающимся рычагом,

                                                                                расположенным на картере

                                                                       коробки передач и системой  тяг

Включение переднего моста .....………………………...… Автоматическое

                                                                  (электропневматическим клапаном)

                                                                при включении первой (понижающей)

                                                                       передачи в раздаточной коробке;

                                                            принудительное при  включении второй

                                                                  (прямой) передачи переключателем,

                                                      установленным на переднем щите кабины.

                                                      При  включении   переднего моста на щите

                                         приборов в кабине  загорается контрольная лампа

 

Карданная передача

Тип .................................................................................................... Открытая

Количество карданных валов .........................................................…............. 4

Карданные шарниры ....................................На игольчатых подшипниках

Ведущие мосты

Балки ведущих  мостов ………………....….... Стальные, сваренные из двух

                                                          штампованных половин, с приваренными

                                                                                            фланцами и крышкой

Главная передача ………………………........ Двойная, с парой конических и

                                                                        парой цилиндрических шестерен

Передаточные числа:

конической пары ...……………............................................................. 1,727

цилиндрической пары ...……................................................................... 4,25

общее передаточное число редуктора ...……......…………................. 7,339

Дифференциал …........…………….. Конический, с четырьмя сателлитами

Полуоси ......…………………….............… Целиком разгруженные (полуоси

                                                                    переднего  моста имеют шарниры

                                                                                 равных угловых скоростей)

Рама и подвеска

Рама .................................................................... Штампованная, клепанная, с

                                                                   лонжеронами швеллерного сечения,

                                                соединенными штампованными поперечинами

Прицепное устройство ...................… Cзади – буксирный крюк с резиновым

                                                          амортизатором; высота расположения

                                              слева буксирного крюка над грунтом (без                     груза) 934 мм; впереди на раме есть  два  крюка для буксирования

Подвеска:

передняя ...…………………………. На продольных 2 рессорах; передние

                                                                    концы рессор закреплены на раме с

                                                                   помощью кованных ушек и пальцев,

                                                                         задние концы рессор – кованные

задняя ...………………..…… Балансирная (на подшипниках скольжения)

                                                                             на двух продольных  рессорах,

                                                                          толкающие усилия передаются

                                                                                     реактивными  штангами

Амортизаторы …….….... Гидравлические, телескопические двухстороннего

                                                  действия; установлены на передней подвеске

Колеса и шины

Колеса ………………...…………….… Дисковые, специальные с разборным

                                                                              ободом и разборным кольцом

Держатель запасного колеса ......................... С механическим подъемником,

                                                                          установленным между кабиной

                                                                       и платформой с правой стороны

Шины ......…………...… Специальные,  восьмислойные, сменного давления,

                                   размером 12,00–20. Протектор имеет грунтозацепы.

                                        Давление воздуха в шинах  от 4,2 до 0,5 кгс/см2,

                                                   регулированное в зависимости от дорожных

                                            условий. При движении по  твердому грунту при

                                     нагрузке в кузове  3500 кг давление в шинах 3 кгс/см2,

                                                     а при нагрузке в кузове 5000 кг – 4,2 кгс/см2

Система регулирования давления

 

воздуха в шинах ................... Централизованная, с внутренним подводом

                                              воздуха к шинам колес (через цапфы и полуоси);

                                                        управление системой из кабины водителя

Оборудование системы регулирования

 

давления воздуха в шинах ......................... Центральный кран управления

                                                         давлением и клапаном - ограничителем

                                                                     падения давления, головки подвода

                                                                  воздуха,  шинные краны и манометр

                                                                                     давления воздуха в шинах

Углы поворота управляемых колес  переднего моста, град:

 

правого колеса вправо и левого колеса влево .......................................... 30

правого колеса влево и левого колеса вправо .......................................... 25

Продольный наклон шкворня, град .................................................. 3(10)

Боковой наклон шкворня, град ....................................................................... 5

Развал колес, град …......................................................................................... 1

Схождение колес (разность расстояний между

ободами колес сзади и спереди на

уровне оси колеса), мм .............….......................................................... 2 - 5

Рулевое управление

 

Рулевой механизм .......................................... С гидравлическим усилителем,

                                                   расположенным в общем картере с рулевым

                                                  механизмом; рабочая пара – винт с гайкой на

                                                       циркулирующих шариках и рейка, которая

                                                                    зацепляется с зубчатым сектором

Насос гидроусилителя рулевого                                                                 управления ………………...…........ Лопастной, приводится во

                                Вращение клинообразным ремнем от шкива коленчатого

                                                                вала; снабжен масляным радиатором

Передаточное число рулевого механизма ...…………………..................... 20

Продольная и поперечная

рулевые тяги ………………………... С головками на шариковых пальцах,

                                                                             и самоподжимными сухарями

 

Тормоза

 

Рабочие …………………………..... Барабанные, с внутренними колодками

                                                           на всех колесах, привод пневматический

Стояночный ….....………………… Барабанные с внутренними колодками;

                                               привод механический; установлен на выходном

                                          валу раздаточной   коробки; привод  стояночного

                              тормоза сблокированный с тормозным краном так, что

                               при включении тормоза приводятся в действие рабочие

                                                                  тормоза прицепа  (или полуприцепа)

Воздушный компрессор ........................... двухцилиндровый, с жидкостным

                                                                             охлаждением головки и блока

Производительность компрессора при

оборотах коленчатого

вала 2000 в минуту и при

противодавлении 7 кгс/см2 , л/мин …....................................................... 220

Диаметр цилиндра, мм ................................................................................... 60

Ход поршня, мм .............................................................................................. 38

Поршни компрессора ................... Из алюминиевого сплава, и плавающими

                                                                                           пошневыми пальцами

Привод .................................... Клиновым ремнем от шкива водяного насоса

Объем  цилиндра, см3  ............................................................................... 214,8

Смазка компрессора ............................... От системы смазки двигателя под

                                                                             давлением и разбрызгиванием

Регулятор давления …………………………………………........ Шариковый                                                                                                                    Воздушные баллоны …………….....................Три, объемом по 20…22 л

Тормозной кран ...……………........... Комбинированный; имеет две секции,

                                                                   которые обеспечивают управление

                                     тормозами автомобиля и прицепа (или полуприцепа)

Пневмопривод тормозов прицепа …………….… Соединительная головка,

                                                                                       разъединительный кран

 

Электрооборудование

 

Система электрооборудования ………..... Однопроводная, экранированная;

                                                        клеммы “0”  источников тока  соединены

                                                                        с корпусом (массой) автомобиля

Тип зажигания ……............... Батарейное, бесконтактное-транзисторное

Напряжение в сети, В …………..................................................................... 12

Генератор ................................... Г287-Б, переменного тока, с номинальным

                                                                     током 80 А, с  приводом от шкива

                                                                  коленчатого вала клиновым  ремнем

Регулятор напряжения .......... РР-132, бесконтактный, полупроводниковый

Аккумуляторная батарея ….……......… Одна, 12 В, 6СТ-90-ЭМС емкостью

                                                 90 А