Развитие института прав и свобод человека и гражданина в России
ВАРИАНТ №4
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РОССИИ
1. Институт прав и свобод: понятие, классификация и место в
правовом регулировании
2. Основные этапы развития института прав с свобод в России.
Обновление Конституционно-правовой доктрины в начале 90-х гг.
3. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, их эф-
фективность.
.
- 2 -
ИНСТИТУТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕСТО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
В принятой на референдуме 12 декабря 1933 г. Конституции
права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ
конституционного строя. Институт прав и свобод закрепляет свободу
народа и каждого человека от произвола государственной власти и
является центральным в конституционном праве.
В принципиальном плане система прав и свобод человека обес-
печивает три функции: социальную защищенность личности, ее актив-
ное участие в общественной и государственной жизни, ее личную
свободу.
Говоря о месте прав и свобод в правовом регулировании необ-
ходимо в первую очередь обратиться к ст. 2 Конституции РФ, в ко-
торой к правам и свободам человека, как к никакой другой основе
конституционного строя, отнесено понятие "высшая ценность". Ст. 2
Конституции РФ впервые устанавливает обязанность государства
признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, тем
самым формулируется в наиболее общем виде правовой принцип, сог-
ласно которому источник и основа этих прав находятся вне госу-
дарства.
Человек - существо социальное и проявляться его качества мо-
гут только в обществе, поэтому права и свободы как таковые могут
существовать и развиваться только в обществе и зависят от харак-
тера общественных отношений. однако, "нельзя отрицать и того, что
права определяются не только характером общественных отношений, в
рамках которых действует индивид, но и природой самого человека
- 3 -
как биосоциального существа"*. И именно потребности человека
- биологические и социальные, лежат в основе прав и свобод лич-
ности. Поэтому права и свободы человека, являясь проявлением пот-
ребностей человека как биосоциального существа, и предопределяясь
уровнем и характером развития конкретного общества, можно назвать
естественными, так как они, в конечном счете, зависят не от воли
государства. В принципе это закрепляется в ч.2 ст. 17 Конституции
РФ -основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения. Неотчуждаемость означает, что ни одно из
провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может
быть изъято государством или ограничено в объеме без указания ос-
нований ограничения.
Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпыва-
ются обязанностью государства не посягать на права человека.
Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с госу-
дарством, состоящую из взаимных права и обязанностей, т.е. граж-
данство. Российское государство, зафиксировав права и свободы че-
ловека и гражданина в Конституции обязуется через деятельность
органов власти, управления, суда, прокуратуры и т.д. осуществлять
их реализацию и защиту. На мой взгляд, из данного положения и
проистекает употребление двух терминов: "свободы" и "права"- пер-
вое связано с таким аспектом как невмешательство государства в
свободное развитие личности, с ее самостоятельностью, второе же
подчеркивает обязанность государства осуществлять какую-то дея-
тельность для их реализации.
————————————————————————————————————————————————————————————————
* Р.А.Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реаль-
ность.-М.,1991, с.12
- 4 -
Что касается употребления слов "человек" и "гражданин" при-
менительно к правам и свободам, то разница в том, что права чело-
века являются исходными, они присущи всем людям от рождения неза-
висимо от того, являются они гражданами государства, в котором
живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, ко-
торые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к
государству (как правило, это политические права).
Для уяснения характера конституционного института прав и
свобод следует учесть, что в него входят не все права и свободы,
которыми обладает человек, а только основные, или фундаменталь-
ные. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно
важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного
человека, так и в целом для общества и государства. Исходя из вы-
шесказанного следует подчеркнуть, что конституционные права и
свободы, составляя в принципе относительно небольшую часть всех
прав и свобод, являются ядром правового статуса личности в Рос-
сийской Федерации.
Большое значение для определения прав и свобод человека и
гражданина имеют не только внутригосударственные факторы общест-
венных отношений, но международные факторы. В соответствии с ч.1
ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гаранти-
руются права и свободы человека и гражданина согласно общеприз-
нанным принципам и нормам международного права. Взаимозависимость
мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государс-
тво может действовать по своему усмотрению, независимо от других
государств и мирового общественного мнения. Поэтому, как отмеча-
ется в литературе " характер прав и свобод определяется е только
природой конкретного государственно-организованного общества, в
- 5 -
котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации
в целом, уровнем и степенью интегрированности международного со-
общества"*.
Содержание главы 2 соответствует общепризнанному в междуна-
родном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют
систему гражданских (личных), политических, социальных, экономи-
ческих, культурных, экологических прав. В Конституции России та-
кое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении за-
метна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная
классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные
права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам.
В правовой теории и практике гражданские (личные) права по-
нимаются как свобода человека принимать решения независимо от го-
сударства. Духовная и физическая свобода человека от контроля го-
сударства исторически сформировалась раньше других свобод. Личные
права и свобода включают: право на жизнь, на свободу и личную
неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища,
свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести,
свободу мысли и слова, на юридическую защиту и т.д.
Политические права - это свобода граждан формировать органы
государственной власти и самоуправления и участвовать в их дея-
тельности. К ним относятся: право на объединение, на проведение
собраний, митингов, на участие в управлении делами государства,
избирать и быть избранным.
Социально-экономические права связаны с правом собственности
————————————————————————————————————————————————————————————————
* Р.А.Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реаль-
ность.-М.,1991, с.10
- 6 -
и затрагивают сферу наемного труда. К числу экономических, соци-
альных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства,
право частной собственности, право на труд, на отдых, на забас-
товку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на
охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни,
свобода творчества и др.
Важный вывод из анализа развития теоретической мысли и прак-
тики конституционного законодательства состоит в несостоятельнос-
ти определения иерархии различных групп прав и свобод*.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ.
ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В НАЧАЛЕ 90-Х гг.
В нашей стране долгое время в политической и правовой тео-
рии, партийных программах и лозунгах личность провозглашалась
высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всег-
да ставились интересы государственно-политической власти. Возник
культ социалистического государства, в котором те кто управлял,
стали независимыми от тех, кем управляли. Подчиненность управляе-
мых стала сочетаться всевластием управляющих. Все это привело к
серьезным диспропорциям в правовом положении личности. Официально
человек стал рассматриваться не как самостоятельный субъект поли-
тической системы, а как объект "заботы" государства, которое пре-
доставляет права или ограничивает их по своему усмотрению.
Говоря об этапах развития института прав и свобод в России,
—————————————————————————————————————————————————————————————————
* Б.Н.Топорнин. Декларация прав человека: новые подходы.//
Права человека: проблемы и перспективы.-М.,1990.С.24.
- 7 -
нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наб-
людалось расширение круга и объема прав людей.Так, в Конституции
1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в ка-
честве особого раздела. Они наряду с нормами иного характера по-
лучали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатиру-
емого народа. являвшейся составной частью Конституции, так и в ее
разделе "Общие положения". В этой Конституции получил особенно
яркое выражение классово-идеологический подход к правам человека,
который приводил к подавлению личности, не признавал элементарно-
го права человека на свободу мысли. В последующих Конституциях
СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г.,
лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым
признакам, однако использование прав допускалось только "в соот-
ветствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалисти-
ческого строя".
Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появи-
лась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из
последних глав в Конституции.
Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структу-
ру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового
положения граждан был помещен после раздела об основах обществен-
ного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Было значитель-
но расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязан-
ностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья,
жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного твор-
чества, право на участие в управлении государством и другие. Од-
нако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо про-
являлась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их
- 8 -
новым содержанием происходило в основном за счет развития таких
институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и
т.п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось полити-
ческим правам и свободам. После провозглашения курса на из "неук-
лонное" расширение не последовала разработка правовых механизмов
их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен
к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соб-
людением которых в сущности и сводилась деятельность правоохрани-
тельных органов*.
Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации
потребовалось переосмысление многих догм и стандартов мышления,
утвердившихся в науке за прошлые десятилетия.
Во-первых, права и свободы понимались в узконормативистском
ключе. Поскольку само понятие права даже в теоретическом плане
строго сводилось к совокупности норм, то, следовательно, о приз-
нании естественных, прирожденных прав человека не могло быть и
речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло.
Индивидуум понимался главным образом как гражданин, статус кото-
рого зависел только от государства. О современном понимании конс-
титуционных взаимоотношений личности и государства и о ст. 17
Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы.
Во-вторых, развитию прав и свобод серьезно препятствовало
принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правово-
го государства встречали негативное отношение по той простой при-
чине, что несли с собой ограничения, лимиты власти авторитарной
—————————————————————————————————————————————————————————————————
* О.А.Лапинь.Реформа сов. политической системы и права граж-
дан.// Права человека: проблемы и перспективы.-М.,1990.С.65.
- 9 -
системы. Ныне в ст.1 Конституции Россия признает сама себя право-
вым государством.
В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упро-
щенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих инте-
ресов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эта-
лоны, предопределяющие права и свободы человека, его поведение в
обществе. В Конституции РФ 1993 г. в качестве одной из основ
конституционного строя признано идеологическое многообразие. Ни-
какая идеология не может признаваться в качестве государственной
или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соот-
ветствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека
и гражданина с его социальным статусом , приверженностью к тем
или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям.
В-четвертых, развитие прав и свобод человека серьезно сдер-
живалось концепциями и взглядами, исходившими из необходимости
тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспе-
чивался приоритет государственных интересов. Обоснованием такого
подхода являлись положения о том, что государство само всеобъем-
люще выражает общественные и личные интересы. Исходными же нача-
лами действующего конституционного законодательства является
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государс-
тво теперь трактуется как представитель общества, несущим перед
ним, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности
и ответственность.
В-пятых, в советском государстве сфера прав человека счита-
лась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмеша-
тельство международных организаций в положение дел с правами че-
ловека в СССР. В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление
- 10 -
принцип примата норм международного права, в частности в области
прав человека и гражданина. В ней закреплено, что общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе-
мы. Устанавливается, что если международным договором РФ установ-
лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора.
.
- 11 -
ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,
ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод
человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет
обязанность государства различными правовыми средствами обеспечи-
вать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по
этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ве-
дение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает
Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и
свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция
составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в
гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства,
все органы государственной власти.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набо-
ром средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд)
- судебная защита (суды общей юрисдикции)
- административные действия органов исполнительной власти
- законная самозащита человеком своих прав
- международно-правовой механизм.
Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллек-
тивные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и сво-
бод и проверяет конституционность закона, примененного в конкрет-
ном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают
граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос
может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по за-
- 12 -
просам судов.
Ч.2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать
свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных
лиц, обращение в средства массовой информации, использование пра-
возащитных организаций и общественных объединений.
Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его
прав и свобод (ст.46) В зависимости от характера нарушаемого пра-
ва защита может осуществляться в порядке уголовного, администра-
тивного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией
развития действующего законодательства является расширение сферы
судебной деятельности, в том числе судебного контроля за закон-
ностью решений и действий должностных лиц, государственных орга-
нов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущест-
ва и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования оче-
видны, поскольку демократические принципы судопроизводства созда-
ют наиболее благоприятные условия для выяснения действительных
обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и спра-
ведливого решения.
Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется
Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.
В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться
в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными
действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг
лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные ор-
ганы, органы местного самоуправления, учреждений, предприятия и
их объединения, общественные объединения и должностные лица.
- 13 -
Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов долж-
ны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же вхо-
дят и права человека); создавать препятствия осуществлению граж-
данином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена ка-
кая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответс-
твенности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следую-
щие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о
нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином
письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлет-
ворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи
жалобы, если гражданином не был бы получен на нее письменный от-
вет.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для
всех государственных органов, органов местного самоуправления,
учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на
всей территории РФ.
Этим же законом урегулирован административный способ зашиты
прав. Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с
жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному
органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию
или объединению, общественному объединению, должностному лицу.
Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если граж-
данину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа
в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой
в суд.
Конституция предоставляет право каждому обращаться с жало-
бой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
(ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих меж-
- 14 -
дународных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имею-
щиеся средства правовой защиты.
Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных
инстанциях России.Она подается в Международный Комитет по правам
человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не
представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверя-
ет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой про-
цедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все
доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до све-
дения соответствующего государства, а государство обязано в шес-
тимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъ-
ясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые
имели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но
публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет нега-
тивные морально-политические последствия для государства, в ко-
тором нарушаются права человека.
.
- 15 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. Конституционное право Рос-
сии,1995.
2. М.В.Баглай, Б.Н.Габричидзе. Конституционное право Рос-
сийской Федерации,1996.
3. Р.А.Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реаль-
ность.-М.,1991.
4. Права человека: Проблемы и перспективы.,-М.,1990.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации.,-М.,1994.
6. ФЗ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан"//Вед. РФ,1993,№19.