Развитие института прав и свобод человека и гражданина в России

                           ВАРИАНТ №4

    РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД  ЧЕЛОВЕКА  И  ГРАЖДАНИНА

                            В РОССИИ

     1. Институт прав и свобод:  понятие, классификация и место в

правовом регулировании

     2. Основные этапы развития института прав с свобод в России.

Обновление Конституционно-правовой доктрины в начале 90-х гг.

     3. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина,  их эф-

фективность.

.

                              - 2 -

     ИНСТИТУТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ,

         КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕСТО В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

     В принятой  на  референдуме  12 декабря 1933 г.  Конституции

права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ

конституционного строя. Институт прав и свобод закрепляет свободу

народа и каждого человека от произвола государственной  власти  и

является центральным в конституционном праве.

     В принципиальном плане система прав и свобод человека  обес-

печивает три функции: социальную защищенность личности, ее актив-

ное участие в общественной и  государственной  жизни,  ее  личную

свободу.

     Говоря о месте прав и свобод в правовом регулировании  необ-

ходимо в первую очередь обратиться к ст.  2 Конституции РФ, в ко-

торой к правам и свободам человека,  как к никакой другой  основе

конституционного строя, отнесено понятие "высшая ценность". Ст. 2

Конституции РФ  впервые  устанавливает  обязанность   государства

признавать, соблюдать  и  защищать права и свободы человека,  тем

самым формулируется в наиболее общем виде правовой принцип,  сог-

ласно которому  источник  и  основа этих прав находятся вне госу-

дарства.

     Человек - существо социальное и проявляться его качества мо-

гут только в обществе,  поэтому права и свободы как таковые могут

существовать и  развиваться только в обществе и зависят от харак-

тера общественных отношений. однако, "нельзя отрицать и того, что

права определяются не только характером общественных отношений, в

рамках которых действует индивид,  но и природой самого  человека

                              - 3 -

как биосоциального существа"*. И именно потребности человека

- биологические и социальные,  лежат в основе прав и свобод  лич-

ности. Поэтому права и свободы человека, являясь проявлением пот-

ребностей человека как биосоциального существа, и предопределяясь

уровнем и характером развития конкретного общества, можно назвать

естественными, так как они,  в конечном счете, зависят не от воли

государства. В принципе это закрепляется в ч.2 ст. 17 Конституции

РФ -основные права и свободы человека неотчуждаемы и  принадлежат

каждому от  рождения.  Неотчуждаемость  означает,  что ни одно из

провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может

быть изъято государством или ограничено в объеме без указания ос-

нований ограничения.

     Вместе с  тем отношения личности и государства не исчерпыва-

ются обязанностью государства  не  посягать  на  права  человека.

Гражданин вовлечен  в  устойчивую политико-правовую связь с госу-

дарством, состоящую из взаимных права и обязанностей,  т.е. граж-

данство. Российское государство, зафиксировав права и свободы че-

ловека и гражданина в Конституции  обязуется  через  деятельность

органов власти, управления, суда, прокуратуры и т.д. осуществлять

их реализацию и защиту.  На мой взгляд,  из данного  положения  и

проистекает употребление двух терминов: "свободы" и "права"- пер-

вое связано с таким аспектом как  невмешательство  государства  в

свободное развитие личности,  с ее самостоятельностью,  второе же

подчеркивает обязанность государства осуществлять  какую-то  дея-

тельность для их реализации.

————————————————————————————————————————————————————————————————

     *  Р.А.Мюллерсон.  Права  человека:  идеи,   нормы,   реаль-

ность.-М.,1991, с.12

                              - 4 -

     Что касается употребления слов "человек" и "гражданин"  при-

менительно к правам и свободам, то разница в том, что права чело-

века являются исходными, они присущи всем людям от рождения неза-

висимо от  того,  являются они гражданами государства,  в котором

живут, или нет,  а права гражданина включают в себя те права, ко-

торые закрепляются  за  лицом  только в силу его принадлежности к

государству (как правило, это политические права).

     Для уяснения  характера  конституционного  института  прав и

свобод следует учесть,  что в него входят не все права и свободы,

которыми обладает человек,  а только основные,  или фундаменталь-

ные. Конституция закрепляет те права и свободы,  которые жизненно

важны и  в  наибольшей  мере социально значимы как для отдельного

человека, так и в целом для общества и государства. Исходя из вы-

шесказанного следует  подчеркнуть,  что  конституционные  права и

свободы, составляя в принципе относительно небольшую  часть  всех

прав и  свобод,  являются ядром правового статуса личности в Рос-

сийской Федерации.

     Большое значение  для  определения  прав и свобод человека и

гражданина имеют не только внутригосударственные факторы  общест-

венных отношений,  но международные факторы. В соответствии с ч.1

ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гаранти-

руются права  и  свободы человека и гражданина согласно общеприз-

нанным принципам и нормам международного права. Взаимозависимость

мира приводит к сужению сферы,  в рамках которой каждое государс-

тво может действовать по своему усмотрению,  независимо от других

государств и мирового общественного мнения.  Поэтому, как отмеча-

ется в литературе " характер прав и свобод определяется е  только

природой конкретного  государственно-организованного общества,  в

                              - 5 -

котором они реализуются,  но и развитием человеческой цивилизации

в целом,  уровнем и степенью интегрированности международного со-

общества"*.

     Содержание главы  2 соответствует общепризнанному в междуна-

родном праве перечню прав и свобод. В совокупности они составляют

систему гражданских (личных),  политических, социальных, экономи-

ческих, культурных,  экологических прав. В Конституции России та-

кое разделение на группы прямо не делается,  хотя в изложении за-

метна сгруппированность  прав  по  указанным  основаниям.  Данная

классификация в  достаточной  мере  условна,  поскольку отдельные

права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам.

     В правовой  теории и практике гражданские (личные) права по-

нимаются как свобода человека принимать решения независимо от го-

сударства. Духовная и физическая свобода человека от контроля го-

сударства исторически сформировалась раньше других свобод. Личные

права и свобода включают:  право на жизнь,  на свободу  и  личную

неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни,  жилища,

свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести,

свободу мысли и слова, на юридическую защиту и т.д.

     Политические права - это свобода граждан формировать  органы

государственной власти  и  самоуправления и участвовать в их дея-

тельности. К ним относятся:  право на объединение,  на проведение

собраний, митингов,  на  участие в управлении делами государства,

избирать и быть избранным.

     Социально-экономические права связаны с правом собственности

————————————————————————————————————————————————————————————————

     *  Р.А.Мюллерсон.  Права  человека:  идеи,   нормы,   реаль-

ность.-М.,1991, с.10

                              - 6 -

и затрагивают сферу наемного труда.  К числу экономических, соци-

альных и культурных прав относятся:  свобода предпринимательства,

право частной собственности,  право на труд,  на отдых, на забас-

товку, на охрану семьи,  на социальное обеспечение, на жилище, на

охрану здоровья,  на образование,  на участие в культурной жизни,

свобода творчества и др.

     Важный вывод из анализа развития теоретической мысли и прак-

тики конституционного законодательства состоит в несостоятельнос-

ти определения иерархии различных групп прав и свобод*.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ.

  ОБНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ В НАЧАЛЕ 90-Х гг.

     В нашей  стране  долгое время в политической и правовой тео-

рии, партийных программах  и  лозунгах  личность  провозглашалась

высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всег-

да ставились интересы государственно-политической власти.  Возник

культ социалистического  государства,  в котором те кто управлял,

стали независимыми от тех, кем управляли. Подчиненность управляе-

мых стала  сочетаться всевластием управляющих.  Все это привело к

серьезным диспропорциям в правовом положении личности. Официально

человек стал рассматриваться не как самостоятельный субъект поли-

тической системы, а как объект "заботы" государства, которое пре-

доставляет права или ограничивает их по своему усмотрению.

     Говоря об этапах развития института прав и свобод в  России,

—————————————————————————————————————————————————————————————————

     * Б.Н.Топорнин.  Декларация прав человека:  новые подходы.//

Права человека: проблемы и перспективы.-М.,1990.С.24.

                              - 7 -

нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наб-

людалось расширение круга и объема прав людей.Так,  в Конституции

1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в ка-

честве особого раздела.  Они наряду с нормами иного характера по-

лучали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатиру-

емого народа. являвшейся составной частью Конституции, так и в ее

разделе "Общие  положения".  В  этой Конституции получил особенно

яркое выражение классово-идеологический подход к правам человека,

который приводил к подавлению личности, не признавал элементарно-

го права человека на свободу мысли.  В  последующих  Конституциях

СССР не  предусматривалось,  как  это было в Конституции 1918 г.,

лишение прав каких-либо  слоев  общества  по  социально-классовым

признакам, однако  использование прав допускалось только "в соот-

ветствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалисти-

ческого строя".

     Впервые особая  глава о правах и обязанностях граждан появи-

лась в  Конституции  СССР 1936 г.  Однако,  она являлась одной из

последних глав в Конституции.

     Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структу-

ру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового

положения граждан был помещен после раздела об основах обществен-

ного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Было значитель-

но расширено  конституционное закрепление прав,  свобод и обязан-

ностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья,

жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного твор-

чества, право на участие в управлении государством и другие.  Од-

нако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо про-

являлась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их

                              - 8 -

новым содержанием происходило в основном за счет  развития  таких

институтов как право на труд,  на отдых, социальное обеспечение и

т.п.  На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось  полити-

ческим правам и свободам. После провозглашения курса на из "неук-

лонное" расширение не последовала разработка правовых  механизмов

их реализации.  Юридический аспект проблемы постепенно был сведен

к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соб-

людением которых в сущности и сводилась деятельность правоохрани-

тельных органов*.

     Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации

потребовалось переосмысление многих догм и  стандартов  мышления,

утвердившихся в науке за прошлые десятилетия.

     Во-первых, права и свободы понимались в  узконормативистском

ключе. Поскольку  само  понятие  права даже в теоретическом плане

строго сводилось к совокупности норм,  то, следовательно, о приз-

нании естественных,  прирожденных  прав  человека не могло быть и

речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло.

Индивидуум понимался главным образом как гражданин,  статус кото-

рого зависел только от государства. О современном понимании конс-

титуционных взаимоотношений  личности  и  государства и о ст.  17

Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы.

     Во-вторых, развитию прав и  свобод  серьезно  препятствовало

принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правово-

го государства встречали негативное отношение по той простой при-

чине, что  несли с собой ограничения,  лимиты власти авторитарной

—————————————————————————————————————————————————————————————————

     * О.А.Лапинь.Реформа сов. политической системы и права граж-

дан.// Права человека: проблемы и перспективы.-М.,1990.С.65.

                              - 9 -

системы. Ныне в ст.1 Конституции Россия признает сама себя право-

вым государством.

     В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упро-

щенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих  инте-

ресов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эта-

лоны,  предопределяющие права и свободы человека, его поведение в

обществе.  В  Конституции  РФ  1993 г.  в качестве одной из основ

конституционного строя признано идеологическое многообразие.  Ни-

какая  идеология не может признаваться в качестве государственной

или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соот-

ветствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека

и гражданина с его социальным статусом ,  приверженностью  к  тем

или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям.

     В-четвертых, развитие  прав и свобод человека серьезно сдер-

живалось концепциями и взглядами,  исходившими  из  необходимости

тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспе-

чивался приоритет государственных интересов.  Обоснованием такого

подхода являлись положения о том,  что государство само всеобъем-

люще выражает общественные и личные интересы.  Исходными же нача-

лами действующего   конституционного   законодательства  является

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государс-

тво теперь  трактуется как представитель общества,  несущим перед

ним, гражданами,  отдельным  человеком  определенные  обязанности

и ответственность.

     В-пятых, в  советском государстве сфера прав человека счита-

лась сугубо внутригосударственным делом.  Не  допускалось  вмеша-

тельство международных  организаций в положение дел с правами че-

ловека в СССР.  В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление

                             - 10 -

принцип примата норм международного права,  в частности в области

прав человека и гражданина.  В ней закреплено, что общепризнанные

принципы и  нормы  международного  права и международные договоры

Российской Федерации являются составной частью ее правовой систе-

мы. Устанавливается, что если международным договором РФ установ-

лены иные правила,  чем предусмотренные законом,  то  применяются

правила международного договора.

.

                             - 11 -

        ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,

                        ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

     Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод

человека и гражданина (ч.1 ст.45).  Это общее правило  закрепляет

обязанность государства различными правовыми средствами обеспечи-

вать защиту прав и свобод.  Полномочия законодательных органов по

этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ве-

дение России и ее субъектов.  Гарантом прав  и  свобод  выступает

Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и

свобод входит в число полномочий Правительства  РФ.  Эта  функция

составляет главное назначение судебной системы.  Таким образом, в

гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства,

все органы государственной власти.

     Конституционные права и свободы обладают специфическим набо-

ром средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

     - конституционно-судебный механизм (конституционный суд)

     - судебная защита (суды общей юрисдикции)

     - административные действия органов исполнительной власти

     - законная самозащита человеком своих прав

     - международно-правовой механизм.

     Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллек-

тивные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и сво-

бод и проверяет конституционность закона, примененного в конкрет-

ном деле.  Правом на обращение  в  Конституционный  Суд  обладают

граждане, чьи права и свободы нарушаются законом.  Этот же вопрос

может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по за-

                             - 12 -

просам судов.

     Ч.2 ст.  45  Конституции  РФ признает право каждого защищать

свои права и свободы всеми способами,  не  запрещенными  законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных

лиц, обращение в средства массовой информации, использование пра-

возащитных организаций и общественных объединений.

     Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его

прав и свобод (ст.46) В зависимости от характера нарушаемого пра-

ва защита может осуществляться в порядке уголовного,  администра-

тивного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией

развития действующего законодательства является расширение  сферы

судебной деятельности,  в  том числе судебного контроля за закон-

ностью решений и действий должностных лиц,  государственных орга-

нов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущест-

ва и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования  оче-

видны, поскольку демократические принципы судопроизводства созда-

ют наиболее благоприятные условия  для  выяснения  действительных

обстоятельств дела  и вынесения законного,  обоснованного и спра-

ведливого решения.

     Процедура обращения  граждан  в судебные органы регулируется

Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права

и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.

     В ст.  1 Закона установлено, что право гражданина обратиться

в суд  с  жалобой  возникает,  если он считает что неправомерными

действиями нарушены его права и свободы.  Там же перечислен  круг

лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные ор-

ганы, органы местного самоуправления,  учреждений,  предприятия и

их объединения, общественные объединения и должностные лица.

                             - 13 -

     Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов долж-

ны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же вхо-

дят и права человека);  создавать препятствия осуществлению граж-

данином его прав и свобод;  незаконно на гражданина возложена ка-

кая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответс-

твенности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются  следую-

щие сроки:  три месяца со дня,  когда гражданину стало известно о

нарушении его  права;  один  месяц  со  дня получения гражданином

письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в  удовлет-

ворении  жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи

жалобы,  если гражданином не был бы получен на нее письменный от-

вет.

     Решение суда,  вступившее в законную силу,  обязательно  для

всех государственных  органов,  органов  местного самоуправления,

учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на

всей территории РФ.

     Этим же законом урегулирован административный способ  зашиты

прав. Так,  в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с

жалобой к вышестоящему в порядке  подчиненности  государственному

органу, органу местного самоуправления,  учреждению,  предприятию

или объединению,  общественному объединению,  должностному  лицу.

Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если граж-

данину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил  ответа

в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой

в суд.

      Конституция предоставляет  право каждому обращаться с жало-

бой в межгосударственные органы по защите прав и свобод  человека

(ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих меж-

                             - 14 -

дународных договоров РФ и используется,  если исчерпаны все имею-

щиеся средства правовой защиты.

     Жалоба может  быть подана после отказа лицу во всех судебных

инстанциях России.Она подается в Международный Комитет по  правам

человека. Комитет  принимает  жалобы,  если  они не анонимны и не

представляют собой злоупотребления правом на жалобу;  он проверя-

ет, не  не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой про-

цедурой международного разбирательства и исчерпало  ли  лицо  все

доступные внутренние средства правовой защиты.

     Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до све-

дения соответствующего государства,  а государство обязано в шес-

тимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъ-

ясняющие этот  вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые

имели место.  Комитет не вправе выносить обязательные решения, но

публикует ежегодный  отчет о рассмотрении жалоб,  что имеет нега-

тивные морально-политические последствия для государства,  в  ко-

тором нарушаются права человека.

.

                             - 15 -

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Е.И.Козлова,  О.Е.Кутафин.  Конституционное  право   Рос-

сии,1995.

     2. М.В.Баглай,  Б.Н.Габричидзе.  Конституционное право  Рос-

сийской Федерации,1996.

     3. Р.А.Мюллерсон.  Права  человека:  идеи,   нормы,   реаль-

ность.-М.,1991.

     4. Права человека: Проблемы и перспективы.,-М.,1990.

     5. Комментарий к Конституции Российской Федерации.,-М.,1994.

     6. ФЗ "Об обжаловании в суд действий и  решений,  нарушающих

права и свободы граждан"//Вед. РФ,1993,№19.