Развитие избирательного права XIX-XX веков
Литература:
Конституция Российской Федерации 1993 г.;
Высочайшее утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждения от 1 января 1864 г.;
Высочайшие утвержденные основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.;
Учреждение Государственной Думы. Закон от 20 февраля 1906 г.;-
Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.;-
Положение о выборах в Учредительное Собрание.-
Все документы взяты с официального сайта: библиотека Московского Государственного Университета.
Введение
Среди достижений цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают особое место. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии. Мне бы хотелось подробнее остановиться на развитие избирательного права России.В своём демократическом процессе ( а избирательное право я считаю одной из форм демократии) Россия не была исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государственного устройства. Среди политических институтов Древней Руси особое место занимают вечевые собрания. Они не только решали вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. На вече, на мой взгляд, и зародились первые выборные традиции, заложились основы представительной и непосредственной демократии. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII в сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие по XV столетие – XV в – начало XVII в – это вторая ступень в развитии избирательного права. Судебник 1497 года установил полномочия выборных органов самоуправления. В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельность. Среди органов государственной власти особое место занимают земские соборы – сословно-представительные органы власти. Но, по мнению исследователя А.И.Заозерского, они были больше похожи на «парламент чиновников», чем на представительные учреждения в обычном понимании. Выборные люди не были делегатами с мест, а это был особый должностной чин на государственной службе. Очевидно, что в условиях абсолютной монархии не могло быть и речи о становлении избирательного права. В этот период Екатерина II, Александр I, Николай I пытались ввести элементы конституционализма, но сопротивление в среде крепостников-консерваторов оказались решающими. Да и сами императоры не готовы были к этим переменам.
Краткая историческая справка показывает, что до середины XIX в. понятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» императрицы Екатерины II (1785 г.) дворяне получили право объединяться в общества и собрания. Для членов дворянских собраний вводились возрастной, имущественный и социальный цензы: в «дворянское общество» допускались лишь лица благородного происхождения, владеющие поместьем, достигшие 25 лет, в чине не ниже обер-офицерского.
До середины 40-х годов XIX в., при выборах органов городского самоуправления действовали правила, установленные в 1785 г. Екатериной II в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Раз в три года «городские обыватели» избирали Думу в составе гласных и городского главу. К участию в выборах допускались жители, владевшие капиталом и достигшие 25 лет. Среди них могли быть дворяне-землевладельцы и даже иностранные купцы.В середине 40-х годов XIX в. правительство изменило принципы организации городского самоуправления столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Отныне избиратели городской думы делились на 5 разрядов: потомственные дворяне – владельцы недвижимости; личные дворяне, почетные граждане и разночинцы, владевшие недвижимостью; купцы всех гильдий; цеховые ремесленники; мещане. Условия получения избирательных прав оставались прежними. Это лишало избирательных прав прочие категории населения. Таким образом, выборное право в дореформенной России носило сословный характер и имело узкую область применения.
Крестьянская реформа 1861 года и последовавшие за ней земская, судебная, военная реформы стали крупнейшими событиями отечественной истории и во многом определили последующее развитие страны. Они дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения.Освобождение громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, разрушение важнейших институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г. ) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве. В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владельцы недвижимости, а также торговых и промышленных предприятий. В крестьянскую курию входили представители крестьянского сословия, другие же деревенские жители (землевладельцы) и горожане объединялись на основании имущественного ценза.
Выборы уездных земских гласных проходили отдельно на трех избирательных съездах курии в каждом уезде. Первую курию составляли землевладельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Горожане для участия в выборах должны были иметь недвижимое имущество стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице или владеть торгово-промышленными заведениями с годовым оборотом не ниже 6000 рублей, или принадлежать к купеческим гильдиям. За сельских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голосовали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьянской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев.
К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы, лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Избиратели могли голосовать по доверенности или уполномочию. Гласными не могли быть избраны губернские чины (губернаторы и вице-губернаторы), члены губернских правлений, губернские и уездные прокуроры, судебные чиновники, чины местной полиции. В «Положении» оговаривалось, что гласные не наделяются широкими служебными преимуществами и им не полагается денежного содержания.
Законодательство о выборах и его эволюция в 1905-1907 гг.
В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений. Революционные события начала 1905 года заставили самодержавие пойти на уступки требованиям общественности. 18 февраля императором Николаем II был издан рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина, в котором объявлялось о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1906. 1997. С. 30). Исполняя царский рескрипт, министерство внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина разработало ряд проектов, которые затем были вынесены на рассмотрение особого совещания. Оно проходило под председательством Николая II во второй половине июля 1905 года в Петергофе. В нем участвовали великие князья, министры, члены Государственного Совета, другие высшие сановники, а также некоторые специально приглашенные лица, в частности, выдающийся русский историк В.О. Ключевский и известный юрист, сенатор Н.С.Таганцев. По итогам работы совещания 6 августа были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».
В «Манифесте» от 6 августа говорилось: «Ныне настало время ... призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.
В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную Думу и утвердили положение о выборах в Думу...» (Учреждение Государственной Думы. М., 1995. С. 1-2).
В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высокого имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие. Как известно, «булыгинская дума» так и не была созвана. Если бы выборы в эту Думу состоялись, то в губернских собраниях выборщиков, которые избирали депутатов, 43 процента представляли бы крестьянскую курию, 34 процента - курию землевладельческую и 23 процента - городскую.
Настроения некоторой части российского общества того времени отражает и сатирическое стихотворение «Плач», принадлежавшее перу известного думского депутата В.М. Пуришкевича. Герой стихотворения, русский мужик, обращается к Думе с горьким плачем:
Ох! Высокая палата,
Чтоб те пусто было!
Нет житья от депутата:
Продувное рыло!
Что ни день - с трибуны брешет,
Деньги получая,
И давно затылок чешет
Русь от них святая!
(Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993. С.328).
С весны 1907 года, когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона. Оно руководствовалось прежде всего политическими мотивами - желанием сохранить произошедшие за время революции перемены в государственном устройстве и сформировать более лояльную по отношению к правительству Государственную думу. При таких политических перспективах избирательное законодательство могло эволюционировать лишь в сторону консерватизма. 3 июня 1907 года был обнародован манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государственную думу». Этот документ содержал целый ряд более консервативных норм по сравнению с действовавшим до этого избирательным законом. Новые законодательные акты способствовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Государственные думы.
Остановимся на характеристике основных черт избирательного права Российской империи 1905-1907 гг. В нем отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Женщины права голоса не получили. Кроме того, избирательных прав лишались военнослужащие, студенты, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. народы, ведущие кочевой образ жизни), иностранные подданные. Не допускались к выборам и осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности. Не могли участвовать в них должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, а также служащие полиции.
Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, дополнительно не допускавший к ним некоторые слои общества, например, рабочих.
Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия.
Российское избирательное право в 1917 г. (период Временного правительства)
Февральская революция положила начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права. Правда, его временные рамки были очень коротки, но принятые тогда правовые акты, регулировавшие избирательную практику, были невиданными в российской истории. На их основе впервые демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное собрание, которому отводилась роль «хозяина земли Русской
21 мая 1917 года были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных». Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому законодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. От участия в выборах отстранялись лица недееспособные, осужденные но приговору суда и монашествующее духовенство. Аналогичные нормы содержало и новое законодательство о выборах органов городского самоуправления.
В конце марта 1917 года было образовано Особое Совещание для подготовки проекта «Положения о выборах в Учредительное собрание». 25 мая оно приступило к работе. Над проектом работало более 100 человек: специалисты по государственному праву, статистике, представители Советов, различных политических партий (от октябристов до большевиков), кооперации, женских организаций, этнических групп населения. Председателем Совещания стал Ф.Ф. Кокошкин - известный юрист, публицист, специалист в области государственного права, один из лидеров партии кадетов. Авторы проекта ответственно подошли к своим обязанностям. Они особенно настаивали «...на соблюдении всех формальностей процедуры по организации выборов. В особенности требовали.., чтобы списки избирателей были состав¬лены не какими-нибудь «самочинными органами народной власти», возникшими на местах, но правильно избранными новыми демократическими органами самоуправления» (Цит. по: Страна гибнет сегодня. Воспоминания о Февральской революции 1917 г. М.,2001. С. 357). Все это затягивало подготовку проекта, и сроки выборов в Учредительное собрание откладывались.
Создатели избирательного законодательства пришли к единому мнению о том, что выборы должны быть всеобщими, равными, прямыми. Но сама система выборов (пропорциональная или мажоритарная), способ их проведения в действующей армии, на флоте, в удаленных регионах страны вызывали мною споров. Существенные разногласия возникли и по вопросу о возрастном цензе. Представители кадетов предлагали его ограничить 21 годом, Петроградский Свет настаивал на снижении ценза до 20 лет, а большевики предложили предоставлять избирательные права с 18-летнего возраста. Немало трений возникало и по поводу лишения избирательных прав различных групп населения. Тем не менее к сентябрю 1917 года работа над проектом была завершена. 2 октября 1917 года Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание», а также инструкцию по его применению и роспись числа членов Учредительного собрания. Сами выборы предстояло провести 12 ноября 1917 года. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени и даже превосходил их по некоторым положениям. Так, статья 1 гласила: «Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщих, без различия пола и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайного голосования с применением начала пропорционального представительства» (Учредительное собрание. Россия, 1918 г. / Стенограмма и другие документы. М.,2001. С. 13). Таким образом, этим документом предусматривало введение системы выборов но спискам, выдвигавшимися политическими партиями.
Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Законом предусматривался ряд гарантий для участия в выборах нерусского населения. Например, статья 60 «Положения» устанавливала возможность перевода избирательного бюллетеня на язык любой национальности.
Избирательное право современной России.
Конституция Российской Федерации, определяя в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации - народ, по существу, ввела в юридический обиход новые для качественной политико-правовой теории и практики категории избирательный корпус и избирательная власть.
В политико-правовом смысле выборы становятся процессом кодификации электоральных прав граждан и электоральных обязанностей государства, фиксирующих границы их взаимоотношений в ситуации движения к обществу, управляемому на основе публичного согласия граждан.
Современное избирательное право России – это абсолютно новый этап в истории этого права. Россия строит правовое государство и эта область права, очевидно, продвинулась самыми прогрессивными темпами.
Изучив Эволюцию избирательного права в России хотелось бы затронуть Эволюцию избирательного права некоторых стран:
1. США
Право голоса - был причиной многих конфликтов в истории США. В колониальный период и в первые годы существования нового государства право голоса имели лишь белые мужчины, обладавшие собственностью. Женщины, негры, индейцы, представители некоторых вероисповеданий были лишены этого права.
Америка - одна из старейших демократий в мире, но она видоизменялась с течением времени. Быть может, приобретение права голоса все новыми слоями населения было наиболее важным фактором американской истории. Как было записано в решении Верховного суда более 100 лет тому назад, право голоса есть "фундаментальное право, поскольку оно является гарантом всех остальных прав".
Завоевание права голоса различными группами населения США. Собравшись на Филадельфийском конвенте, создатели Конституции долго не могли решить, кому предоставить право голоса в новом государстве. Наконец в Конституцию было занесено положение о том, что члены палаты представителей должны избираться в каждом штате теми, кто по закону данного штата имеет право выбирать членов нижней палаты законодательного собрания этого штата.
Конституция, таким образом, предоставляла властям каждого штата право самим решать, кто может голосовать. Поэтому первые схватки в борьбе за право принимать участие в голосовании проходили в штатах.
Со времени основания США белые жители, отвечавшие определенным требованиям, имели право голосовать и принимать участие в управлении государством. В некоторых штатах, например, требовалось, чтобы избиратель исповедовал определенную религию. К началу гражданской войны, однако, число избирателей увеличилось.
Избирательное право для всего белого мужского населения страны. Во время войны за независимость шесть штатов отменили имущественный ценз и предоставили право голоса всем белым жителям, вне зависимости от того, богаты они или бедны. Но в то же время три других штата увеличили имущественный ценз, тем самым уменьшив число избирателей.
Томас Пэйн сказал о сложившейся ситуации: "Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осел, который стоит 60 долларов. Он сегодня избиратель, он идет к избирательной урне и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек идет голосовать без своего осла, его не допускают. Скажите мне, кто голосует в этой стране, осел или его хозяин?"
Эндрю Джексон баллотировался в президенты США в 1828 году. Его в основном поддержали избиратели, лишь недавно получившие право голоса. В выборах участвовало в три раза больше избирателей, чем раньше. Выборы Джексона ознаменовали собой начало новой эры в американской политике, когда идеи демократии и всеобщего равенства стали оказывать значительное влияние на национальные политические институты. Право голоса получало все большее число белых американцев.
В состав США входили все новые штаты, и почти во всех было всеобщее избирательное право для белого мужского населения. Один за другим старые штаты отказывались от имущественных барьеров при голосовании. В большинстве случаев этот процесс проходил мирно. Но в штате Род Айлэнд, который одним из последних ввел всеобщее право для мужского населения, отмена ценза привела к маленькой гражданской войне. В 1841 году лидер движения за избирательные права в штате Род Айлэнд Томас Дорр повел своих вооруженных сторонников на штурм Капитолия штата. К началу гражданской войны в США почти повсеместно действовало всеобщее избирательное право для мужского населения.
Избирательное право для чернокожего мужского населения США. После гражданской войны в Конституцию была внесена XV поправка. И хотя она гарантировала право голоса чернокожим мужчинам, во многих южных штатах были приняты законы, которые сделали практически невозможным участие негров в выборах. Движение за гражданские права в пятидесятые, шестидесятые годы XX века заставило федеральное правительство применить свою власть для защиты черных американцев от политической дискриминации.
Избирательное право для женщин. Тесно связана с движением за права чернокожих американцев борьба за права женщин. Еще больше времени, чем неграм, понадобилось женщинам для того, чтобы добиться реальных избирательных прав.
В течение почти всей истории Америки женщины не принимали участия в выборах и управлении государством. Женщины были самой многочисленной группой населения, которой было отказано в праве участия в выборах. Их борьба продолжалась долго, так как им приходилось разрушать традиционные представления о роли женщин в общественной жизни.
В то время, когда в Конгрессе обсуждались поправки гражданской войны, лидеры женского движения, среди которых была Сьюзен Энтони, потребовали, чтобы избирательное право было распространено и на женщин. Они верили, что их многолетняя поддержка дела освобождения негров будет вознаграждена, но им было отказано. Напротив, в Конституции было уточнено - "мужское население". В XIV поправке говорилось об избирательных правах только мужчин.
Но это не помешало некоторым штатам предоставить право голоса женщинам. В 1874 году защитники женских прав утверждали в Верховном суде США, что XIV поправка подразумевает право голоса для женщин.
Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные юрисдикции оных, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают.
Четырнадцатая поправка
Верховный суд не согласился с таким пониманием текста поправки. В своем решении по делу Минор против Хапперсетта (1875) суд постановил, что из того, что человек является гражданином, не следует автоматически, что он обладает правом голоса. Это означало, что если штат отказывает женщинам в праве голоса, то он поступает конституционно.
В 1876 году, во время празднования столетия принятия Декларации независимости, Сьюзен Энтони провела женскую демонстрацию. Хотя представители движения суфражисток не были приглашены на торжества, они явились и зачитали текст Женской декларации прав:
Мы не можем забыть даже в этот радостный час, что в то время, когда все мужчины под сенью нашего государственного флага, независимо от цвета кожи,.. наделены всеми гражданскими правами, все женщины все еще лишены права голоса.
В штате Вайоминг женщины имели право голоса тогда еще, когда это была независимая территория. Когда некоторые члены Конгресса пошутили об этих "дамских штучках", законодатели Вайоминга заявили, что готовы не вступать в Соединенные Штаты еще 100 лет, если при вступлении их женщинам будет отказано в праве голоса. Вайоминг был принят в состав США.
Вслед за Вайомингом другие западные штаты предоставили право голоса своим женщинам. К концу первой мировой войны женщины пользовались правом голоса более чем в половине штатов.
Как уже говорилось, Верховный суд решил, что из того, что человек является гражданином, не следует, что он обладает правом голоса. Каждый штат мог отказать своим женщинам в этом. И лишь спустя 50 лет после того, как черные американцы получили право голоса, в 1920 году, XIX поправка гарантировала право голоса женщинам.
Избирательное право для коренного населения США. В первоначально принятой Конституции дважды упоминались индейцы.В статье I "не облагаемые налогами индейцы" были исключены при распределении налогов и определении числа представителей в Конгрессе. Второй раз там же говорилось о том, что Конгресс имеет право "регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами".
Верховный суд трактовал эти положения Конституции следующим образом:
коренные жители не являются гражданами США и тех штатов, в которых они проживают;
племена индейцев являются инородными политическими образованиями, внешние и внутренние дела которых должны управляться федеральным правительством США.
На ранней стадии взаимоотношений индейцев с федеральным правительством все это сильно отразилось на защите их гражданских прав. Как члены инородных политических образований, индейцы не пользовались никакими конституционными правами американских граждан.
Закон Снайдера (1924) сделал их всех полноправными американскими гражданами, хотя часть из них ранее уже стала гражданами на основании ряда других законов. Первоначально предполагалось, что постепенно племена исчезнут и коренное население будет только гражданами США и своего штата. Но эти ожидания не оправдались, племена не прекратили свое существование, и теперь у индейцев двойное гражданство - американское и принадлежность своему племени.
Однако во многих штатах продолжалась дискриминация по отношению к индейцам на выборах, в судах, при даче свидетельских показаний. Закон об избирательном праве (1965) и дополнения к нему были попыткой разрешить проблему дискриминации всех меньшинств в государстве.
Избирательное право для восемнадцатилетних. До 1971 года только в штатах Аляска, Джорджия, Гавайи и Кентукки граждане моложе 21 года могли принимать участие в выборах.
В 1970 году Конгресс, принимая поправку к Закону об избирательном праве, включил раздел, в котором говорилось о том, что никому старше 18 лет не может быть отказано в праве на участие в голосовании. Этот закон опротестовывался в Верховном суде по делу Орегон против Митчела (1970), и мнения членов суда разделились. Четыре судьи считали, что Конгресс полномочен понизить возрастную границу при голосовании до 18 лет, четыре других судьи считали, что нет. Голос девятого был решающим. По его мнению, Конгресс мог это сделать на национальных выборах и не мог на выборах в штатах. Он считал, что в соответствии с Конституцией лишь власти штата могут определять, как должны проходить выборы в местные органы власти, а на федеральном уровне таким правом по Конституции обладает Конгресс.
Спустя шесть месяцев после принятия Верховным судом этого решения штатами была ратифицирована XXVI поправка. В ней говорилось:
Раздел 1. Право голоса граждан Соединенных Штатов в возрасте восемнадцати лет или старше не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом в зависимости от возраста.
Раздел 2. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства.
И так мы видим что одно из самых демократичных стран мира США прошли так же как и другие страны этапы эволюции избирательного права.
Англия
Земская реформа Ивана IV
реформа местного управления в Русском государстве в середине 16 в.; проведена для ликвидации кормлений, т. е. содержания должностных лиц за счёт населения, и введения земского самоуправления. Вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства и купечества. В 1549 на т. н. соборе "примирения" наметили программу земских реформ. В 1551 Стоглавый собор утвердил "уставную земскую грамоту". В начале 50-х гг. в отдельных областях была упразднена власть наместников. Но только в 1555-56 наместничье управление отменили в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах выбирались земские старосты, возглавлявшие земские избы и выбиравшиеся из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. В их ведении находились суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. "Посошной окуп", заменивший наместничьи сборы, стал поступать в царскую казну, которая осуществляла и общий надзор за деятельностью органов земского самоуправления. Земская реформа завершила перестройку на сословно-представительских началах местного управления и усилила централизацию государственного управления.
Городская реформа 1870
реформа, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года.
Список литературы
1. Государственная дума в России. Сборник документов и материалов. М., 2001 г.
2. Законодательные акты переходного времени: 1904 – 1906. СПб., 1997 г. (сайт библиотеке МГУ)
3. Политическая история России. Хрестоматия. М.. 1996. (сайт библиотеке МГУ)
4. Учредительное собрание. Россия, 2001 г.
5. История Государства и Права России Краткий курс В.В. Баталина 2007
6.История Государства и Права Зарубежных стран
7. Конституция США ( demokraci.ru )
8."We the People.The Citizen and the Constitution"Center for Civic Education, Calabasus,1996.Перевод с английскогоНаталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ