Развитие железнодорожного транспорта в Центрально-Черноземном экономическом районе
Содержание
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги. 5
2. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги. 14
3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения. 18
Список использованной литературы.. 21
Введение
Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию. Эта продукция — перемещение.
Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (перемещения), как его полезный эффект, а не вещь.
Продукция транспорта продается и покупается, т. е. выступает в виде товара, а следовательно, имеет потребительную стоимость и стоимость. Во многих зарубежных фирмах утверждают, что возможность организации доставки точно в срок ценится ими больше, чем товарный знак компании-поставщика. Стоимость продукции, или стоимость перевозки, определяется суммой необходимых затрат транспортных предприятий или фирм или перевозок грузов. Покупая транспортную продукцию, потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрахтовых ставок, которые являются одновременно денежным выражением стоимости транспортной продукции.
Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используется при перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при наличии у грузоотправителей и грузополучателей подъездных железнодорожных путей — и на короткие расстояния. При перевозках массовых грузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строительные и лесные материалы) железнодорожный транспорт выгодно использовать на сверхдальних расстояниях. Наличие железнодорожных подъездных путей в пунктах грузоотправителей значительно расширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта.
Актуальность данной работы обуславливается необходимостью транспортировать все возрастающие потоки грузов без соответствующего увеличения количества осуществляющего перевозки транспорта.
В данной работе мы рассмотрим целесообразность развития железнодорожного транспорта в Центрально-Черноземном экономическом районе.
1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги
Центрально-Чернозёмный экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов:
Центрально-Черноземный экономический район расположен в центре европейской части Российской Федерации. Его соседство с такими развитыми индустриальными регионами, как Центральный, Поволжский районы Российской Федерации и Донецко-Приднепровский район Украины, благоприятно сказывается на его экономическом развитии.
Центрально-Черноземный экономический район — один из самых небольших в Российской Федерации — занимает 1% ее территории, на которой проживает 7,7 млн чел., или 5,3% населения страны. Черноземным район назван из-за его местоположения в той части степной зоны России, которая отличается чрезвычайно высоким плодородием черноземных, насыщенных гумусом почв.
В состав Центрально-Черноземного района входят пять индустриально-аграрных областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская.
ЦЧЭР размещается на юге холмистой Среднерусской возвышенности, на востоке переходящей в Окско-Донскую низменность. Пересеченный рельеф большей части района — многочисленные овраги и балки — способствует развитию водной и ветровой эрозии земель, что неблагоприятно сказывается на хозяйстве. Почвенно-климатические условия района, наоборот, исключительно благоприятны в первую очередь для ведения сельского хозяйства. Здесь наблюдается сочетание умеренно континентального климата, продолжительного вегетационного периода — до 200 дней с исключительным естественным плодородием почв.
Черноземы — особое богатство района. На большей части его территории содержание гумуса в почвах достигает 6—12%, при мощности черноземного слоя до 120—130 см. Типичные черноземные почвы с содержанием гумуса 8—9% распространены на 40—45% территории района, прежде всего на юге Тамбовской и на востоке Воронежской областей. Следует отметить, что значительный ущерб черноземам наносят естественная и инициируемая человеком эрозия, а также добыча железной руды открытым способом, приводящая к уничтожению почвенного слоя и нарушению гидрогеологических условий на прилегающих к местам добычи территориях.
Район является водо- и лесодефицитным. Средняя лесистость по району — порядка 9%. Искусственные лесопосадки составляют почти половину лесопокрытой площади района. Располагаясь на водоразделе рек Дона, Оки и Днепра, ЦЧЭР не имеет на своей территории крупных водотоков. Здесь находятся верховья Дона, Сейма, Цны, Северского Донца и другие малые реки. Удельная водообеспеченность района — 2,7 тыс. м3/год на душу населения — минимальная в России, что определяет напряженный водохозяйственный баланс, особенно в городах.
Главное природное богатство района - железные руды Курской магнитной аномалии.
Разведанные в этом районе геологические запасы руд (главным образом железистых кварцитов) достигают триллионов тонн, а балансовые – 42 млрд. тонн; по балансовым геологическим запасам Курской магнитной аномалии принадлежит первое место в России, а занимает по геологическим запасам первое место в мире. Руды здесь залегают на глубине от 35-500 м и глубже. Такое неглубокое залегание приводит к тому, что их добычу можно вести в открытых карьерах, а, следовательно, со значительно меньшими трудовыми и капитальными затратами. Из-за обильной водонасыщенности подземных горизонтов шахтная добыча руд на глубине осложнена. При строительстве подземных рудников приходится прибегать к помощи специализированных холодильных агрегатов, которые позволяют замораживать породы при проходке шахтных стволов. На глубине качество богатых руд настолько велико, не только восполняет расходы на эту технику, но и обеспечивает горнорудной промышленности КМА ее высокую эффективность. Помимо высокого содержания железа, руды Курской магнитной аномалии содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли процента фосфора, а кремнезема в товарных рудах в 3 – 4 раза меньше, чем, например, в криворожских рудах. Высокое содержание железа в рудах и другие их качества удешевляют их обогащения, а в домнах меньше расходуется кокса, сокращается расход дефицитных в районе воды и топлива, снижается себестоимость. Кроме того, подземная добыча руды исключает отвалы пустой породы на поверхности, которые при открытой добыче занимают обширные площади, исключая из земледельческого оборота ценнейшие черноземы.
Из других полезных ископаемых Центрально-Черноземный район (особенно в Воронежской и Белгородской областях) располагает крупными запасами мела и известняков, значительными – огнеупорных глин, мергеля, кирпичных глин, формовочных кварцевых песков.
Климат района можно охарактеризовать как умеренно континентальный. В западной части района климат влажный, в юго-восточной части – сухой настолько, что нередки засухи. Среднемесячная температуру июля от +19 от +20°С, января от -9 до -11°С. Годовое количество атмосферных осадков находится в пределах 400–500 мм. Вегетационный период с температурами выше +5°С длится до 200 дн., со среднедневной температурой более +10°С нередко до 170 дн.
Гидрография Центрально-Черноземного района бедна настолько, что в данном районе есть только одна крупная река - Дон (его притоки - Северный Донец и Воронеж), который является судоходным в только до Павловска. Остальные реки района мелководны. Эти реки используются в основном для водоснабжения населения, полива сельскохозяйственных угодий, а также для нужд промышленных предприятий.
Почвы района являются наиболее ценным его богатством. На севере Тамбовской области и западе Курской располагаются подзолистые и серые лесные почвы. Остальная территория района богата черноземными почвами, горизонт залегания которых в отдельных районах достигает 130 см. Черноземные почвы – одни из самых плодородных. Образование черноземов здесь произошло на рыхлых песковидно-глинистых грунтах, поэтому они подвержены водной эрозии, а она, в свою очередь, к образованию оврагов. В некоторых местах района эрозии может быть подвержено до 60% земель, поэтому борьба с оврагообразованием составляет важную задачу землевладельцев района. Специальная обработка полей и искусственные лесонасаждения являются действенным способом борьбы с оврагообразованием. Около половины лесопокрытой площади района составляют искусственные лесопосадки. Значение средней лесистости по району - 8%. Почти всюду запрещена промышленная вырубка леса.
Население района около 7 млн. человек, что составляет более 6% численности населения Российской Федерации. Черноземный центр – густонаселенный район страны. Средняя плотность населения 36,9 чел./кв. км. В связи с бурной индустриализацией района численность городского населения составила 61,4%, сельского – 38,6%. В районе насчитывается 122 города, однако крупных городов мало, самый большой по численности – Воронеж. Национальный состав населения района однороден: преобладает русское население, в южной части довольно высок процент украинцев. Трудовые ресурсы района составляют примерно 6% трудовых ресурсов Российской Федерации.[1]
Административно-территориальная единица |
Территория, км2 |
Численность населения, тыс.чел. |
В том числе население |
Плотность населения, чел/км2 |
|
городское |
сельское |
||||
Белгородская область |
27100 |
1519,1 |
1011,7 |
507,4 |
56,06 |
Воронежская область |
52200 |
2280,4 |
1436,3 |
844,1 |
43,69 |
Курская область |
29800 |
1183,9 |
741,1 |
442,8 |
39,73 |
Липецкая область |
24100 |
1173,9 |
763 |
410,9 |
48,71 |
Тамбовская область |
34460 |
1130,4 |
651,1 |
479,3 |
32,80 |
Итого по району |
167660 |
7287,7 |
4603,2 |
2684,5 |
43,47 |
Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленности района. На его заводах производят горное оборудование, экскаваторы, тракторы, сельскохозяйственные машины, станки, химическую аппаратуру, радиотехнические и электротехнические изделия. В последние годы машиностроение развивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. В условиях технического перевооружения и повышения безопасности атомной энергетики атомное машиностроение и приборостроение могут получить дополнительные мощные стимулы для своего развития, участвуя в изготовлении основного атомного энергетического оборудования и современных средств контроля за эксплуатацией реакторов.
Перспективная отрасль машиностроения района – авиационная промышленность. На Воронежском авиационном заводе начато производство широкофюзеляжного магистрального лайнера ИЛ-96М. Двигатели для него, считающиеся самыми экономичными и надежными в мире, будет поставлять американская компания «Иратт-Уитни».
Промышленный потенциал района имеет большие возможности для технического оснащения отраслей АПК. Так, липецкие тракторы – наиболее пригодный тип универсальных машин для оснащения как крупных общественных, так и фермерских хозяйств. Предприятия района могут обеспечить все сферы АПК оборудованием и инвентарем.[2]
Большое внимание уделяется развитию машиностроения в ряде средних и малых городов, где имеются резервы трудовых ресурсов. Здесь создаются производства по изготовлению инструментов, штампов, запасных частей, деталей и узлов.
Химическая промышленность района представлена довольно крупными предприятиями по производству синтетического каучука и автошин в Воронеже, резинотехнических изделий и анилиновых красителей в Тамбове, синтетического волокна (лавсана) в Курске, витаминов и моющих средств в Белгороде и Шебекино, суперфосфата в Уварове Тамбовской области. Все эти производства, за исключением выпуска удобрений, имеют межрегиональное значение. Но Центрально-Черноземный район крайне дефицитен по топливу и водным ресурсам, что диктует необходимость сдерживать развитие водо- и топливоемких химических производств. Наиболее перспективными отраслями химической промышленности здесь следует считать витаминную, которая располагает богатой плодоовощной базой, а также производство минеральных удобрений, столь необходимых для полей района.
На базе местного сырья развита промышленность строительных материалов: цементная, производство мела и извести – в Липецкой, Белгородской, Воронежской областях; огнеупоров – в Воронежской области. Цемент, известь, огнеупоры вывозятся в другие районы, однако стеновых и ряда других строительных материалов не хватает, что делает необходимым развитие этой отрасли в районе.
Традиционной специализацией района является совокупность индустриально-аграрных циклов, сложившихся благодаря развитому сельскому хозяйству, переработке его разнообразного сырья.
С освоением железорудных богатств Курской магнитной аномалии связано развитие в общесоюзном и международном масштабе полного пирометаллургического цикла — от добычи и обогащения железной руды до разнообразного металлоёмкого машиностроения. Горнорудные предприятия, сконцентрированные в районе гг. Старый Оскол — Губкин (горно-обогатительные комбинаты Лебединский и Стойленский) и Железногорска (Михайловский горно-обогатительный комбинат), дают в возрастающем количестве наиболее дешёвую и высококачественную в стране железную руду и концентрат металлургическим заводам Европейской части Россиии на экспорт.
С развитием чёрной металлургии района связано усиление специализации на металлоёмком машиностроении. Кроме того, получили развитие: производство тракторов, с.-х. машин, технологическое оборудования для пищевой промышленности, металлорежущих станков, подшипников, приборов, средств автоматизации, радиоизделий.
Важное народно-хозяйственное значение имеет химическая и нефтехимическая промышленность, особенно производство синтетических каучуков в Воронеже, возникшее первоначально на местном пищевом сырье, в дальнейшем получившее большое развитие на привозном углеводородном сырье. Развито производство автопокрышек, резинотехнических изделий и обуви (Воронеж, Курск), химических волокон и нитей, пластмассовых изделий (Щигры, Курск, Белгород). Выпускаются фосфатные и азотные удобрения (Уварове, Липецк), лакокраски и синтетические красители (Котовск, Тамбов). В Шебекино — крупнейший завод синтетических кислот и спиртов.
Традиционная специализация Центрально-Черноземного района на разнообразных отраслях пищевой промышленности основывается на богатой местной сырьевой базе. Значительное развитие получила сахарная, маслобойная, консервная и др. промышленность, на местном и привозном сырье — табачно-махорочная.
В лёгкой промышленности выделяется производство шерстяных тканей и верхнего трикотажа, крупнейшие предприятия пенько-джутовой промышленности — в Курске, Старом Осколе.
Потребности в электроэнергии в значительной мере обеспечиваются за счёт передач её из районов Поволжья, Донбасса, Центра, объединённых в единую энергосистему. Действуют крупная Нововоронежская (пос. Нововоронежский) и Курская (пос. Курчатов) АЭС; мощные ТЭЦ имеются в главных городах и промышленных центрах.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Пашня составляет 82% с.-х. угодий района, пастбища 12%, сенокосы 4%. сельское хозяйство подвержено сильному влиянию периодически повторяющихся засух. В связи с интенсификацией сельского хозяйства быстро увеличиваются площади орошаемых земель. Земледелие специализируется на выращивании сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. Характерна стабильность структуры землепользования. Из 11,1 млн. га пашни площади под зерновыми из года в год составляют 6—6,2 млн. га, под сахарной свёклой 0,8—0,9 млн. га, подсолнечником 0,4—0,5 млн. га.
На местном и привозном сырье еще в первой половине прошлого столетия в Тамбовской области была развита шерстяная промышленность, сохраняющая межрайонное значение по настоящее время (Рассказово). Почти во всех областях развивается трикотажная, кожевенно-обувная, швейная, а также некоторые другие отрасли легкой промышленности, связанные с удовлетворением растущих потребностей местного населения.
Слабой стороной народнохозяйственного комплекса Центрально-Черноземного района была его энергетическое хозяйство. На душу населения электроэнергии производилось меньше, чем в каком-либо другом районе Российской Федерации. Поэтому развитию электроэнергетики здесь придается большое значение. Значительно расширена Нововоронежская атомная электростанция, построена мощная АЭС – Курская, которая также будет расширена.
2. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта – железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через рай он проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.
Юго-Восточная железная дорога — филиал ОАО «РЖД». Дорога пролегает по территории областей расположенных на юго-востоке европейской части России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Липецкой, Саратовской. Управление дороги находится в Воронеже. Эксплуатационная длина дороги — 4189,1 км.
Отделения, входящие в состав дороги: Белгородское, Ртищевское, Мичуринское, Елецкое, Лискинское. Основные узловые станции дороги: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Россошь.
Дорога граничит с железными дорогами: Приволжской, Куйбышевской, Московской, Северо-Кавказской и железными дорогами Украины.
Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1868—1871 году построена дорога Елец — Грязи — Борисоглебск — Царицын и линия Козлов — Тамбов — Саратов (её строило общество Тамбово-Саратовской железной дороги, но ныне Юго-Восточная железная дорога владеет участком от Мичуринска до Благодатки включительно). В период с 1880 по 1890 год построены линии и ветви железной дороги: Харьков — Балашов, Елец — Валуйки, Таловая — Калач. В те же годы общество Рязано-Уральской железной дороги строит линии Астапово — Данков, Лебедянь — Елец, Богоявленск — Сосновка, Раненбург — Павелец с ветвью на Троекурово — Астапово, Данков — Волово, Иноковка — Инжавино.
В 1893 году было создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово — Воронежско — Ростовскую и Орлово — Грязи — Царицынскую железные дороги.
В 1956 году паровозное депо Ртищево, обслуживающее самый грузонапряженный ход Пенза — Поворино, переходит на тепловозную тягу.
В пределах дороги находится несколько заводов выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1988 году.
Основные направления грузопотоков: Старый Оскол – Валуйки – Лиски – Пенза; Курск – Харьков; Павелец - Ряжск – Мичуринск – Ртищево – Саратов; Ряжск – Лиски – Чертково.
Крупнейшие грузообразующие предприятия: Новолипецкий металлургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, ОАО "Павловскгранит", ОАО "Липецкцемент", ОАО "Минудобрения", Оскольский электрометаллургический комбинат.
На ЮВЖД сформировано 5 фирменных поездов: № 25/26 "Воронеж" (сообщением Воронеж – Москва), № 29/30 "Липецк" (сообщением Липецк – Москва), №31/32 "Тамбов" (сообщением Тамбов – Москва), № 71/72 "Белогорье" (сообщением Белгород – Москва), №57/58 "Приосколье" (сообщением Старый Оскол – Москва).
Основной вид транспорта в Центрально-Черноземном районе – железнодорожный. Его доля в общем грузообороте района составляет более 95%. Выделим железнодорожные магистрали, проходящие по территории района: соединяющие Центр России с Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и другими районами (Москва - Воронеж - Лиски - Ростов, Москва — Елец — Валуйки — Донбасс, Москва — Мичуринск — Тамбов — Саратов, Волгоград — Поворино — Грязи — Орел — Рига, Харьков — Лиски — Балашов, Воронеж - Курск – Киев, Москва - Курск - Белгород - Харьков), крупные автострады в том же направлении (Москва — Симферополь, Москва — Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва — Тамбов — Волгоград), магистральные трубопроводы из Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. В 2005 железнодорожным транспортом было отправлено около 108 млн. т грузов и прибыло 123 млн. т, из них внутри района перевезено 46 млн. т. Ввоз грузов в районе преобладает над вывозом (в 2005 соответственно 79 и 61 млн. т). Ввоз определяют уголь, нефтегрузы, минеральные стройматериалы, лесные грузы; вывоз — железная руда, цемент, прокат чёрных металлов, различные с.-х. грузы. Речной транспорт имеет местное значение (судоходные участки верхнего Дона с притоками составляют около 1,2 тыс. км). Длина автодорог с твёрдым покрытием свыше 11 тыс. км, через территорию района проходят автомагистрали союзного значения: Москва — Симферополь (через Курск), Москва — Кавказ, Москва — Волгоград (через Воронеж) и автомагистрали Харьков — Волгоград и Брянск — Волгоград (через Воронеж). Территорию района пересекают магистральные газопроводы Ставрополь — Воронеж — Москва, Шебелинка — Курск — Москва, Средняя Азия — Украина, от которых имеются многочисленные отводы к основным промышленным центрам района.
Воздушный транспорт также имеет важное значение для экономики района. Единственная судоходная магистраль в Центрально-Черноземном районе — Дон с притоками Северским Донцом и Хопром, поэтому, речной транспорт развит слабо.
Речные поpты: Воpонеж, Лиски, Липецк, Тамбов. Судоходность pек составляет 230 дней в году. [3]
Воздушное сообщение обеспечивается чеpез аэpопоpты: Белгоpод, Воpонеж, Куpск, Липецк, Тамбов.
Аэpопоpты гоpодов Белгоpода, Воpонежа, Липецка, Тамбова имеют таможни.
3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности путей сообщения, важно знать и относительные показатели. Применяют ряд таких показателей. Рассмотрим следующие из них:
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к площади территории района :
.
Обычно этот показатель измеряется в километрах протяженности на 100 или 1000 км.кв. территории;
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к численности населения :
.
Этот показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей района;
Показатель, характеризующий относительную густоту сети , определяемый исходя из размеров территории района и численности населения :
.
Административно-территориальная единица |
Территория , тыс.км.кв. |
Население , тыс.чел. |
Эксплуатационная длина железных дорог, , км. |
Густота железных дорог, |
||
|
|
|
||||
Белгородская область |
27,1 |
1519,1 |
694 |
25,61 |
4,57 |
3,42 |
Воронежская область |
52,2 |
2280,4 |
1189 |
22,78 |
5,21 |
3,45 |
Курская область |
29,8 |
1183,9 |
1068 |
35,84 |
9,02 |
5,69 |
Липецкая область |
24,1 |
1173,9 |
782 |
32,45 |
6,66 |
4,65 |
Тамбовская область |
34,5 |
1130,4 |
456 |
13,22 |
4,03 |
2,31 |
Итого по району |
167,7 |
7287,7 |
4189 |
24,98 |
5,75 |
3,79 |
Густота железных дорог в Центрально-Черноземном районе в меньшей степени зависит от плотности населения. Основным фактором, влияющим на густоту железных дорог, является наличие предприятий промышленности и предприятий по добыче природных ресурсов.
4. Составление экономико-географической карты района и транспортной картосхемы района тяготения железной дороги
Составить картосхему района железной дороги, используя схемы железных дорог РФ, атлас схем железных дорог СССР и РФ, схемы водных путей сообщения СССР и РФ, политико-административные карты и другие картографические материалы.
См. Приложение.
Список использованной литературы
1. Ананьев Е.И. Социально-экономическая география. М.: Феникс, 2006.
2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2005.
3. Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика. М.: Дашков и К, 2007.
4. Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов / Под общей ред. А.В.Волгина. – М.: Школьная Пресса, 2001. – 432 с.
5. Регионоведение: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 424 с.
6. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. – 533 с.
Приложение
Карта-схема Центрально-Черноземного экономического района
[1] Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика. М.: Гардарики, 2005. С. 267.
[2] Курицын И.И., Волгин А.В., Юпатова В.Н. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов / Под общей ред. А.В.Волгина. – М.: Школьная Пресса, 2001. С. 275.
[3] Желтиков В.П. Экономическая география и регионалистика. М.: Дашков и К, 2007. С. 314.