Развитие познавательного интереса к урокам русского языка. Роль занимательности в процессе обучения
Методические рекомендации
по теме «Развитие познавательного интереса к урокам русского языка.
Роль занимательности в процессе обучения».
Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились "драгоценности нашего языка".
Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?
Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.
Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.
С учащимися 5 класса я начинаю 1 урок с беседы о русском языке. Кроме высказываний о русском языке Л. Успенского, К.Г. Паустовского, которые приведены в учебнике 5 класса, я использую высказывания М.В. Ломоносова, И.С. Тургенева.
Учащиеся под моим руководством изготовили альбом, в котором красочно оформлены высказывания о русском языке многих видных государственных деятелей, писателей, помещены их портреты.
Но это только начало. Дальше успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали. Например, при изучении рода имен существительных можно рассказать пятиклассникам о том, что не во всех языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых только 2 рода; есть языки, в которых существительные вообще не распределяются по родам. В настоящее время нам непонятно, почему одно слово мужского рода, другое женского или среднего.
В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам "изобрести" какое-нибудь слово. "Перевернем" существительное лампа, получим не существующее в языке слово "апмал". Определяем его род -мужской. Почему? Потому что в современном русском языке род существительных чаще всего определяется по окончаниям. Все существительные на твердый согласный мужского рода.
На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.
В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.
Что за рыжий огонек
Прячет хвостик за пенек?
Выходи - я не боюсь,
Я морковкой поделюсь.
Ребята отвечают: "Это белка". Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?
Сидит Пахом на коне верхом,
Книжку читает, а грамоты не знает.
Что это? "Очки".
Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.
Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки. При изучении темы "Сложные имена существительные" использую загадки для словарных диктантов.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
"Это снегоочиститель".
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
"Пылесос".
Черная речка под землей
Сотни километров течет.
"Нефтепровод".
Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.
В поле родился, на заводе варился, на столе растворился.
"Сахар".
Сидит на ложке, свесив ножки.
"Лапша".
На странице букваря 33 богатыря.
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.
"Алфавит".
К теме "Правописание суффиксов имен существительных" я подобрала такие загадки:
Красненький котеночек по жердочке бежит.
"Огонь".
Мальчик с пальчик, одежка беленькая, а шапочка красненькая.
"Гриб".
Белый зайчик прыгает по черному полю.
"Мел и доска".
Пять мальчиков - пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик.
"Перчатки".
В золотой клубочек спрятался дубочек.
"Желудь".
Белый камушек растаял, на доске следы оставил.
"Мел".
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.
"Заяц".
К теме "Буква О после шипящих в суффиксах имен существительных" подходят такие загадки:
Под соснами, под елками
Бежит мешок с иголками.
"Еж".
Цветной теремок шириною с вершок.
Сестры в тереме живут,
Отгадай, как их зовут.
"Спички".
К теме "Частица НЕ с именами существительными" подобраны такие загадки:
Круглая, а не месяц, желтая, а не солнце!
Сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
"Репа".
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего не шьет,
А в иголках круглый год.
"Ель".
Не девица, а в зеркало глядится,
Не старуха, а голова серебрится.
"Ива".
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
"Осел".
К теме "Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных, краткие прилагательные" мною подобраны загадки:
Бархатные лапки, на лапках царапки.
"Кошка".
В сенокос горька, а в мороз сладка.
Что за ягодка?
"Рябина".
Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.
"Земляника".
При изучении темы "Имя существительное" и темы "Имя прилагательное" я провожу выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.
Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Диктую слова:
плащ печь
нож мышь
рожь тишь
врач камыш
Учащиеся легко справляются с заданием.
После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" тоже использую игру "Четвертый лишний". Читаю слова:
красный летний
добрый стеклянный
сахарный синий
зеленый сельский
Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание.
При изучении темы "Сложные прилагательные" провожу игру "Одним словом". Ученики получили задание заменить определения из нескольких слов одним прилагательным: "завод, на котором строят машины -машиностроительный завод". В игре применяется элемент соревнования, отмечается, кто скорее выполнит задание.
При повторении правописания прилагательных с суффиксами - ск, -к я проводила игру "Кто лучше знает города нашего края". Ученики записывали в тетрадях в один столбик названия городов, а в другой - образованные от них прилагательные.
Пятигорск - пятигорский
Кисловодск - кисловодский
Ставрополь - ставропольский и т.д.
По этой же теме провожу игру "Кто лучше знает карту?" Учащиеся в один столбик записывают названия известных государств, а в другой - образованные от них прилагательные.
Польша - польский
Франция - французский
Англия - английский и т.д.
Также провожу игры с целью развития наблюдательности у учащихся. При закреплении темы "Качественные и относительные прилагательные" применяю игру "Кто наблюдательнее?" Ребята записывают в свои тетради названия предметов, находящихся в классе. В один столбик записывают существительные с качественными прилагательными, а в другой - с относительными. Победители записали около 30 сочетаний существительное + прилагательное.
Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся, улучшает их речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания:
енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики с удовольствием составляли слова из двух полосок. Ребята также охотно пишут диктант - молчанку. Я показываю картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: гриб, морковь, лестница, карандаш, еж, сторож, заяц и т.д.
При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.
1. Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков:
конь, мель, печь.
2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.
3. "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т.е. стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова:
река, песня, лесной и т.д.
Можно задать вопросы-шутки:
1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).
2. Что стоит посередине земли? (Буква М).
3. Что находится в начале книги? (Буква К).
При повторении темы "Синонимы и антонимы" предлагаю игру "Кто больше?" За 5 минут учащиеся должны записать антонимические пары:
1. обозначающие время:
рано - поздно,
утро-вечер,
день-ночь;
2. обозначающие пространство:
далекий - близкий,
высокий - низкий,
длинный - короткий;
3. обозначающие чувства, настроение человека:
веселый - грустный,
добрый - злой,
здоровый - больной.
Выигрывает тот, кто первым запишет наибольшее количество антонимов.
При изучении темы "Фразеологизмы" предлагаю загадки:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
"Водой не разольешь".
Предлагаю шуточный вопрос: что можно сделать с обыкновенным носом? (Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше носа, остаться с носом, совать нос не в свои дела).
Игру "Кто больше?" использую при изучении темы "Сложные слова". На доске записываю корни, являющиеся первой частью сложных слов: вод, лес, кино, радио, фото. Задание учащимся: за установленное время записать наибольшее количество сложных слов с этими корнями.
При изучении темы "Словообразование" провожу игру "Семафор". Учащиеся записывают под диктовку пословицы и поговорки. Встречаясь с определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, я поднимаю карточку с зеленым кружком. "Семафор" открыт, можно продолжать движение (т.е. писать дальше); в случае ошибки показываю карточку с красным кружочком: "семафор" закрыт. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют ту часть слова, в которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается.
Применение карточек активизирует работу учащихся, дает возможность в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым учеником. Игра "Найди родственное слово". На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение "вода"; вторая команда – слова с корнем, имеющим значение "водить". Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.
Игра "Хоть я безударная гласная, с ошибкой никак не согласна я". К доске выходят представители от двух рядов, третий ряд судит. Называю два сочетания Каждый ученик должен написать по одному словосочетанию, выделить корень, подобрать родственное слово. Ребята записывают в тетради. Расколоть дрова. Раскалить железо. Разредить посевы. Разрядить ружье. Палить из пушки. Полить огород. Скрипеть дверью. Скрепить листы. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок. Цель данной игры –закрепить навык проверки безударных гласных.
Для общего развития полезна игра "Я начну, а ты продолжи", которая опирается на материал для внеклассного чтения. Начинаю читать известные учащимся стихотворения, а они по очереди продолжают их. В тетрадях записываются слова с определенной орфограммой. Отвечающий говорит правило, приводит примеры. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.
Такую же работу провожу при изучении синтаксиса. Читаю цитату из произведения, ученики должны определить название произведения и его автора, начертить схему предложения, указать знаки препинания. Можно здесь ввести и элемент соревнования: представители от каждого ряда вычерчивают на доске схемы предложений и обозначают в них пунктограммы. Выигрывает тот ряд, чей представитель лучше выполнит это задание.
"Найди нужную схему". Всем ученикам раздаю карточки, на которых записаны предложения. Ученик читает свое предложение вслух и находит среди заранее начерченных на доске схем ту, которая соответствует его предложению. Читаю три предложения, из которых два одинаковой структуры, а третье – другой (лишнее). Ученики должны начертить схему предложений одинаковой структуры, а затем записать "лишнее" предложение, указать, какое оно, объяснить знаки препинания.
При изучении темы "Назывные предложения" провожу игру "Свои предложения". За десять минут учащиеся должны записать как можно больше назывных предложений. Например, Утро. Зимний день. Мой дом. Школа.
После записи один ученик читает свои предложения, а другие вычеркивают однотипные. Выигрывает тот, у кого осталось больше "своих" предложений.
Такую же игру можно проводить и при повторении темы "Однородные члены предложения". За 10 минут учащиеся составляют предложения с однородными членами. Ученик читает свои предложения, остальные вычеркивают с такими же однородными членами. Выигрывает тот, у кого осталось больше "своих" предложений.
Указанными играми нельзя злоупотреблять. Разумеется, это не единственный метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. В работе приходится использовать различные методы и приемы.
I. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают диктуемые слова не в том порядке, в каком они предлагаются, а по группам, в соответствии с орфографическими особенностями слова. Учащимся даю слова с непроверяемыми безударными гласными:
пещера, планета, лимон, комар, драгун, тоска, тетрадь, капитан; предлагаю записать их столбиками. В один столбик слова с безударной гласной А, во второй – с Е, в третий – с И, в четвертый – с О. Получается запись:
планета тетрадь гигант комар
драгун пещера лимон тоска
капитан
II. Подбор однокоренных слов - других частей речи.
При изучении удвоенных согласных предлагаю записать слова и подобрать родственные слова другой части речи. Группа, групповой, группировать; класс, классный, классифицировать; иллюстрация, иллюстрированный, иллюстрировать.
III. Сопоставление и запись слов с "противоположными" орфограммами. Записываем слова в два столбика:
артиллерия кавалерия
территория коридор
трасса трос
аллея галерея
антенна гостиная
IV. Заполнение орфографических таблиц.
Предлагаю заполнить таблицы, пользуясь орфографическим словарем, словами с непроверяемыми гласными
а о е и
абзац морозный сержант сигнал
При закреплении определенной темы провожу словарный диктант с комплексным заданием. Вопросы могут быть разными, например:
1. Как определить, к какой части речи относится слово?
2. Почему слова краснота и красный, обозначающие цвет, относятся к разным частям речи?
3. Почему два правила "Правописание гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных" и "Правописание гласных о-е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных" можно объединить в одно?
4. Что общего у существительных, прилагательных, глаголов?
5. Назвать слова с одной орфограммой, двумя, тремя.
Названные приемы и методы я использую на протяжении многих лет своей работы.
В последнее время я стала чаще практиковать новые формы ведения уроков:
урок-конференция, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-диспут, урок-лекция, урок-зачет.
Вся разнообразная работа на уроках русского языка дает возможность привить учащимся любовь к своему родному языку и постичь его тайны, что так необходимо каждому в жизни.