Реальное и фантастическое в произведениях Алексанндра Беляева

                                                         I.  Введение.

1.Обоснование выбора темы.

            Почему я выбрал именно эту тему для своего реферата по литературе Смоленщины?

            Наверное, потому, что,  как мне кажется, сегодня Александра Беляева - одного из самых выдающихся фантастов современности - стали как-то забывать. Ещё и потому, что вряд ли кто из мальчишек, начиная с поколения 20-х годов прошлого века и до наших дней, не зачитывался такими чарующими произведениями этого писателя, как «Человек - амфибия», «Голова профессора Доуэля», «Хойти-Тойти», «Ариэль» и многими другими.

            А ещё  потому, и это самое главное, что Александр Романович Беляев – наш земляк! Ранее, до того, как мне представилась возможность самостоятельного выбора темы экзаменационного реферата, я как-то не задумывался над этим. Можно сказать, что я вообще не держал в своей памяти того факта, что великий фантаст, как и я, родился в Смоленске.

            Но, решая вопрос о теме своего реферата по литературе Смоленщины, я понял, что не могу не написать о творчестве А.Р.Беляева. Ведь для этого, подумал я, мне надо будет найти, прочитать, осмыслить и осветить в своём реферате факты из биографии писателя, исследовать реальную подоплёку его произведений, отыскать свидетельства воплощения фантазий Беляева в жизнь, а там, в будущем, чем чёрт не шутит, возможно стать у истоков создания на Смоленщине музея Александра Беляева…

             Выбирая тему для своего реферата, я подумал также, что произведения Беляева развивают фантазию самих читателей, позволяют им «раскинуться мыслью по древу» познания, побуждают к новым знаниям и свершениям.

             Уже работая над сбором материалов для реферата я убедился сколь скудно освещено творчество А.Р.Беляева в исследовательской литературе, средствах массовой информации ( особенно на Смоленщине!), в сети Интернет.

             Немало информации и материалов по теме помог мне найти отец, страстный любитель фантастики и почитатель А.Р.Беляева.

             Он дал мне прочитать, например, статью смоленского врача-кардиолога А.Гурзова о детстве Беляева, этот материал, кстати,  ранее нигде не публиковался.

              Конечно, я далёк от мысли, что данный реферат сделает сколько-нибудь значимый вклад в исследование творчества А.Р.Беляева, но ведь и не это для меня важно.

               А важно для меня то, что в при подготовке реферата я соприкоснулся с новыми гранями беляевского таланта , почувствовал его энергию, как бы прожил его жизнь и познал, как мне кажется, то изумительное чувство свободного полёта человеческой мысли, мечты, которое  дало Беляеву возможность написать всё то, что он оставил нам в наследство.

             

           

 

                                                                         

     

          II. Реальное и фантастическое в творчестве писателя –

                                              фантаста А.Р.Беляева.

1. Смоленские страницы биографии А.Р. Беляева.

             Как это ни странно, но о смоленском периоде жизни писателя известно довольно-таки мало. Обидно, что на родине великого фантаста никто не проводил серьёзных исследований его биографии и творчества. Вот что мне удалось узнать о жизни Беляева в Смоленске из разных источников.

             Знаменитый писатель-фантаст Александр Романович Беляев родился 4 (16 по н.с.) марта 1884  года в моём родном городе Смоленске, в семье православного священника. Родовой дом Беляевых стоял на ул.Большой Одигитриевской ( с 1920 по 1970 г.- Большая Интернациональная, ныне- ул.Докучаева). Именно здесь прошли Сашины детство и отрочество. Сейчас этого дома уже давно нет и вряд ли найдутся старожилы, помнящие каким он был.

             В семье Беляевых  царила атмосфера крайней набожности. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было полно народа. В семье было еще двое детей. Сашина сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы, брат  Василий,  студент  ветеринарного института, утонул.

             Саша рос непоседой, любил шумные, озорные игры. Следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения.

             Отец мечтал о том, чтобы сын пошёл по его стопам, посвятит жизнь служению Богу. И вот семь отроческих лет Саша учится  под строгим надзором духовных отцов в Смоленской семинарии. Кстати, в анналах церковных архивов есть об этом упоминание. В 1901 году Александр окончил духовную семинарию, но священником не стал.

              Он был страстно увлекающейся натурой. Любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией, изучал технику.

              Против воли отца Александр поступил в Демидовский юридический лицей в г. Ярославле и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограниченными, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать и  Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка, занимался журналистикой.

               В 1906 г., окончив лицей, Александр вернулся в Смоленск, где работал присяжным поверенным. Вскоре он приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Однако,  стезя юриста Александра не прельщала, он мечтал о творчестве.

               В 1913 г. Беляев путешествует по Италии, Франции, Швейцарии. Вернувшись в Смоленск, некоторое время выступает в качестве музыкального критика, театрального рецензента в газете «Смоленский вестник». Через год он стал редактором этого издания. Первая художественная публикация – детская пьеса «Бабушка Мойра» - состоялась в 1914 году. Тогда же Александр Беляев впервые пробует себя в качестве режиссёра.

               В возрасте тридцати пяти лет А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней переезжают в Ялту. Затем- шесть лет в гипсе с диагнозом костный туберкулёз. В 1923 году, когда болезнь почти отпустила,  Беляев переезжает в Москву и начинает серьёзную литературную деятельность.

              

2. Истоки беляевской фантазии.

           

            Биография, судьба писателя – именно тот источник, где, на мой взгляд, следует искать корни блестящего творчества Беляева, истоки его удивительной фантазии

            В детстве Александр был непоседой,   очень живым и любознательным, любил всевозможные розыгрыши, шутки. Одной из его многочисленных  "забав" было занятие фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках "фотографий ужасов".                 Саша строил разные гримасы, а его друг Коля фотографировал. Однажды Александр захотел сделать снимок отрезанной головы, лежащей на блюде. Где-то нашел большой фанерный ящик, выпилил в нем отверстие для головы, вырезал дыру в простыне. Долго пытались отколоть от блюда такой кусок, чтобы в углубление могла войти шея. Этот снимок под названием "человеческая голова на блюде в синих тонах" в годы войны был утрачен.  Не исключено, что именно эта фото - инсценировка напомнила о себе при замысле романа «Голова профессора Доуэля».

            Александр очень много читал. Познакомившись с творчеством Жюль Верна, он загорелся мечтой пережить ощущение полета.  Кто из нас хоть раз не летал во сне? А наяву? Не на самолете, а просто так, подобно птице? Эта мысль кажется нелепой, против нее восстает здравый смысл. И все же Сашу Беляева это не убеждало. Он грезил о полете  во сне и наяву.   Как Беляев сам вспоминал впоследствии, он непрестанно «мечтал о полетах. Бросался с крыши на большом раскрытом зонтике, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушибами. Позднее мастерил планер, летал на аэроплане одной из первых конструкций инж. Гаккеля, за границей - на гидроплане». Но все это было потом… 

            А в тот день его детства Саша забрался на крышу сарая. Над ним раскинулось бездонное небо, и в это небо он решил взлететь. И - прыгнул. Он был уверен, что полетит!!!

            Конечно, он упал и сильно расшибся. Но без этого мига ощущения полёта не появился бы Ариэль - живое воплощение страстной мечты о безграничной свободе парения, которую пронес Беляев через всю свою жизнь. И люди потеряли бы какую-то долю созданной им красоты. Из симбиоза пьянящего чувства полета и злой боли падения родился тогда в ничем не примечательном мальчишке тот Александр Беляев, которого знают сегодня миллионы людей на всей планете.

             В молодости Беляев заболел костным туберкулезом позвоночника. Этот тяжелейший недуг не оставлял его до конца жизни. Три года он пролежал в постели в гипсе, практически обездвиженный. Именно поэтому так реалистично описаны чувства и переживания головы профессора Доуэля. Вот в раскрытое окно влетел жук. Голова может следить, только следить, как насекомое приближается, садится на лоб, ползет по лицу... и не может его прогнать. Похожую беспомощность писатель испытал на себе. А он всегда мечтал быть сильным, ловким, необычным. Не от того ли героями научно – фантастических произведений Беляева стали люди, обладающие сверхспособностями: плавающие в море, как рыбы (Ихтиандр), летающие, подобно птицам (Ариэль), способные никогда не спать, общаться без помощи слов…          

            А.Беляев был чрезвычайно увлекающейся натурой. Мне представляется, что в безудержном полёте его фантазии «виноваты» также и такие его пристрастия, как музыка и театр. Музыка влекла его с ранних лет. Он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно, часами  музицировать. Шопен, Моцарт, Бах, Вагнер, Чайковский ,Глинка, наконец! Не их ли, полные фантазийных тем произведения стали движителем творчества А.Беляева?! Значительная часть жизни молодого человека была связана с театром, который он любил с детства. Сам он   выступал то в роли драматурга, то режиссера, то актера. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Константина Станиславского, А.Беляеву пришлось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо него в нескольких спектаклях. Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.

            В жизни, а значит и в творчестве, А.Беляева определенную роль играла мистика. Один такой случай оказался трагическим. Как-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поплыл с ними только брат Василий. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с собой кусок глины и стал лепить голову.  Случайные черты оказались исключительно похожими на лицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица было каким-то застывшим, словно неживым. С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же миг почувствовал странное, гнетущее беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая, что с братом что-то случилось. Все остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя сообщила, что Вася утонул, причем, как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен его глиняный слепок. Случившееся произвело на всех странное и ужасное впечатление.

             Ещё одним штрихом, оказавшим, по-моему, глубокое влияние на творчество Беляева, стало его увлечение путешествиями. Он не переставал мечтать о дальних странах и, накопив, наконец, денег, в 1913 путешествует по Италии, Франции, Швейцарии. Впечатления от этой поездки он сохранил на всю жизнь. Именно отсюда, думаю, в его произведениях и неведомые страны, и Саргассово море , и горы, и джунгли, и, наконец, космос.

             Меня, как, наверное, и многих почитателей А.Беляева, волнует вопрос: а существовала ли реальная основа для фантастических сюжетов и героев произведений Беляева? Посмею ответит утвердительно: конечно же, да!

          Романы и повести   писателя-фантаста Александра Беляева известны всем. Но вряд ли многие обращали внимание на то, что фантаст редко что выдумывал. Обычно Александр Романович  лишь творчески осмысливал факты, которые стали ему известны из научных публикаций или даже из ежедневной прессы.

          Судите сами . Основой «Звезды КЭЦ», как видно уже из самого названия, послужили идеи К.Э.Циолковского (К.Э.Ц. – аббревиатура начальных букв имени, отчества и фамилии). «Замок ведьм» Александр Романович создал, ознакомившись с результатами исследований ленинградского профессора Г. И. Бабата, который в начале 40-х гг. XX в. приступил к изучению шаровой молнии...            Беляева называли русским Жюль Верном, но сравнение с Ломоносовым , мне кажется, точней. С великим ученым Беляева роднит универсальность познаний - писатель владел научным материалом из самых разных областей знания, легко ориентируясь в физике, химии, математике, астрономии, радиотехнике, биологии, океанологии и океанографии.

           Он разрабатывает в своих рассказах приём парадоксально-экспериментальной ситуации: “Что было бы, если …?”. Что случится, если скорость света вдруг изменится (“Светопреставление”), или исчезнет притяжение земли (“Над бездной”), или будут побеждены вездесущие коварные микробы (“Нетленный мир”),  или человек сумеет расправиться с потребностью во сне (“Человек, который не спит”)?  Вот вопросы, которыми захвачены его герои. Иначе говоря, романы Беляева отталкиваются от свойств материи и человеческого естества. Писатель движется по вектору, прочерченному самой природой и наукой о её свойствах.  Именно в существующем, изучаемом реальной наукой мире, он черпает сюжеты для своих произведений.

            Беляева остро интересовали проблемы человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с состоянием души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы "Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль").

           За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя - инвалида по состоянию здоровья - бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.

           Беляев мечтал все достижения науки подчинить интересам человека. Герой рассказа “Человек, который не спит”(1926) победил усталость, не нуждается в  сне и обладает огромной работоспособностью; рассказ “Ни жизнь, ни смерть”(1926) посвящен проблеме анабиоза, над которой и сейчас работают ученые многих стран; роман “Борьба в эфире” (1928) раскрывает блестящее будущее радио; роман “Чудесное око” (1935) рассказывает, как с помощью телевидения постигаются тайны подводного мира.

            Поражает широкий круг поднятых писателем научных проблем. Интересовало его и все то, что было связано с покорением человеком природы,- будь то искусственное дождевание (“ВЦБИД”, 1930)  или города-спутники (“Зеленая симфония”, 1930), проблемы микроорганизмов в воздухе (“Нетленный мир”, 1930) или использование энергии ветра (“Воздушный змей”, 1931), добывание воды в пустыне (“Солнечные лошади”, 1931) или проблемы торфоразработок (“Чертово болото”, 1931). Беляев писал об использовании  силы и скорости ветра, развитии  планеризма, о двигателях, работающих на внутриатомной энергии, об использовании энергии космических лучей, о применении химии в сельском хозяйстве. Создал Беляев и ряд чудесных очерков о великих русских ученых – Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском, чьи идеи послужили ему в создании сюжетов его произведений.  На фоне робкой еще фантазии ранней советской литературы, делавшей первые шаги в области научной фантастики и приключений, произведения Беляева кажутся поистине удивительными. И в основе всего созданного писателем лежит светлая, гуманистическая идея человеческого счастья. Беляев верил в могущество человека, вооруженного наукой.  

            Лучшие произведения Беляева написаны с подлинным мастерством. “Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок”,- писал он. Приключенческие вещи писателя, такие, например,  как рассказ “Остров Погибших Кораблей” (1926-1927), впоследствии переработанный в повесть, содержат большой и интересный познавательный материал, увлекательно рассказывают о неизведанных и таинственных просторах далеких морей.

             В 1931 году Беляев поселился под Ленинградом. Вскоре писателя увлекла проблема покорения космоса. Он изучает труды К.Э.Циолковского, и новые, невиданные доселе горизонты открываются перед воображением писателя: полет на Луну, искусственные спутники, межпланетные путешествия, открытие ранее не известных миров во Вселенной. Беляев  начинает переписку с Циолковским, посвящает ему свой роман “Воздушный корабль” (1934-1935). Роман “Прыжок в ничто” (1933), повести “Звезда КЭЦ” (1936), “Небесный гость” (1937) и ряд рассказов рисуют грандиозные картины покорения космоса. В предисловии ко 2-му изданию романа “Прыжок в ничто” Циолковский писал в 1935 году: “Из всех рассказов на тему о межпланетных сообщениях, оригинальных и переводных, роман А.Р.Беляева кажется мне наиболее содержательным и научным.

              Узнав о работах С. С. Брюхоненко, еще до Великой Отечественной войны занимавшегося трансплантацией органов, Беляев написал «Голову профессора Доуэля» и «Человека-амфибию».

           Где же скрываются истоки замысла  романа «Голова профессора Доуэля»? Возможно, в том числе, и в прочитанных автором чужих произведениях. Например, содержание рассказа немецкого фантаста начала нашего века Карла Груннерта “Голова мистера Стайла”, сводится к следующему. В популярной газете появляются острые публицистические статьи, стилем своим заставляющие вспомнить талантливого журналиста, погибшего незадолго до этого в железнодорожной катастрофе. При проверке выясняется, что доктору Мэджишену удалось вернуть и сохранить жизнь отделённой от туловища голове журналиста. Позднее Мэджишен конструирует и приспособления, с помощью которых “погибший” печатает свои статьи.[ 2, стр.2]. Не исключено, что этот рассказ мог быть прочитан Беляевым и сохранён в памяти. Прибавим к этому и популярный в дореволюционные времена цирковой аттракцион «живая голова», и те же самые детские экстремальные фотоснимки Беляева.

           Можно вспомнить и рассказ малоизвестной русской писательницы В. Желиховской “Человек с приклеенной головой”, в котором умелец-хирург доктор Себаллос тоже оживлял погибшего.

           Впрочем, литературный мотив “живой головы” в русской литературе можно было выводить ещё из “Руслана и Людмилы”, ведь именно с отделённой от туловища  гигантской головой витязя сталкивает Пушкин своего героя.

            Но ясно, что натолкнули Беляева на мысль о первом его фантастическом рассказе, переросшем впоследствии в широко известный роман, конечно же не только, и не столько литературные ассоциации, сколько, прежде всего, обстоятельства собственной жизни. 

            “Голова профессора Доуэля”, - писал он в одной из своих статей, - произведение в значительной степени автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни “головы без тела”, которого я совершенно не чувствовал. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытывать “голова без тела”. [ 6, стр.123]

             В этом же ( 1936) году заново пишется второй вариант “Головы профессора Доуэля”, и в мае журнал “Вокруг света” начинает печатать роман с рисунками одного из любимых художников Беляева, Фитингофа, умевшего при прочтении текста писателя чувствовать эпоху и характеры персонажей.  Второй вариант - зрелая книга. Беляев уже ознакомился к этому времени с опытами Эвальда, Гаскеля, Волера, Брюхоненко в области трансплантации органов… Валентин Стеблин, ученый и близкий знакомый Беляева, спорил с ним не один вечер, обсуждая проблемы оживления органов тела и возможность их автономного существования. 

             Новый “Доуэль” на десятилетия останется символом ученого в буржуазном обществе – талантливой, но беспомощной головы. Замечу, чтобы быть объективным, что в последнее десятилетие эти взгляды претерпели значительные изменения… В “Доуэле” - трагедия инженера Дизеля, обокраденного и убитого конкурентами, и, как считают исследователи, видоизмененная будущая трагедия Эйнштейна, решившегося на искания в области ядерной энергии, имея в виду лишь борьбу с фашизмом, и беспомощного и потрясенного, когда Пентагон, олицетворяющий, так сказать, многоголового, Керна, сбросил атомные бомбы на мирные города Японии Хиросиму и Нагасаки…

             Давайте ещё раз вспомним потрясающий сюжет «Головы профессора Доуэля». Профессор Доуэль и его ученик Керн оживляют отделенные от тел головы сначала собак, а потом и людей. Ученый изобретает раствор, с помощью которого голова может вести полноценную жизнь без туловища... Что же стало предтечей написания этого романа в далеком 1925 году?   Оказалось, что в Российской национальной библиотеке до сих пор хранятся номера журнала «Нива», который держал в руках известный фантаст, содержащие реальные факты, ставшие, наверное, основой замечательного сюжета. Вот, что было в этих номерах «Нивы»…

            «25 февраля 1803 года в Бреславе казнен убийца Троэр. Молодой врач Венд выпросил голову казненного для проведения опытов. Получив голову из рук палача, он приложил цинковую пластинку гальванического аппарата к одному из перерезанных мускулов шеи. Последовало сильное сокращение мускульных волокон. Затем врач стал раздражать перерезанный спинной мозг – на лице казненного появилось выражение страдания.

             Тогда Венд сделал жест, как бы желая ткнуть пальцами в глаза казненного, и они быстро закрылись. Затем он повернул отрубленную голову к солнцу, и глаза снова тотчас закрылись. После этого было сделано испытание слуха. Доктор дважды громко крикнул: «Троэр!» При каждом зове голова раскрывала глаза и смотрела в ту сторону, откуда шел звук, причем она несколько раз открывала рот, будто желая что-то сказать. Наконец, ей клали в рот палец и голова стискивала зубы так сильно, что палец чувствовал боль. И только через 2 минуты и 40 секунд глаза закрылись и жизнь окончательно угасла», писалось в №6 «Нивы» за 1891 год.

              В начале XIX века газета «Фигаро» описала гипнотический эксперимент, который провел доктор Д. и бельгийский медиум Вирц во время казни одного разбойника. В день казни за 10 минут до прихода преступника Вирц, доктор и двое свидетелей поместились внизу эшафота. Доктор Д. усыпил медиума, внушил ему отождествиться с преступником, следить за всеми его мыслями и чувствами в ту минуту, когда топор коснется его шеи. Наконец он приказал медиуму проникнуть в мозг казненного, как только голова отделится от туловища, и анализировать последние мысли умершего. Вирц тотчас уснул.

           Когда преступника положили под топор гильотины, медиум стал умолять, чтобы его разбудили. Но топор уже упал. «Что вы чувствуете?»,- спросил доктор  Вирц Медиум корчился в конвульсиях и отвечал: «Удар молнии! Ах, ужасно! Она думает, она видит...» «Кто думает?» «Голова... Она страшно страдает... Она чувствует, думает, она не понимает, что случилось... Она ищет свое туловище... Она ждет смерти, но смерть не приходит!».

            Свидетели этой сцены смотрели на голову казненного. Артерии еще пульсировали в том месте, где их перерезал топор. Кровь заливала лицо. Вирц продолжал кричать, передавая ощущения казнённого: «Я улетаю в неизмеримое пространство... О, если бы я мог соединиться с моим телом! Люди, сжальтесь надо мной, отдайте мне мое тело! Я еще думаю, чувствую, я все помню... Когда же это кончится?» При этих словах присутствующим показалось, что глаза казненного раскрылись и взглянули на них с выражением невыносимой муки. Вирц продолжал: «Нет, нет! Страдание не может продолжаться вечно... Все земное уходит... Вдали я вижу звезду... Ах, как хорошо, должно быть, там, наверху! Как крепко я теперь усну... О, какое блаженство!..» Это были последние слова гипнотика. Теперь он крепко спал и не отвечал на вопросы. Доктор подошел к голове настоящего казненного, пощупал лоб. Голова была холодной, она умерла... Кто оспорит, что эти публикации в «Ниве» не тодтолкнули знаменитого фантаста к сюжету «Головы профессора Доуэля»?

           А вот и другие опубликованные и, возможно, известные А.Беляеву факты.

           В 1902 году известный русский физиолог Кулябко попытался осуществить оживление головы рыбы. Через кровеносные сосуды в отрезанную голову подводилась специальная жидкость-кровезаменитель. Результат был потрясающим: голова двигала глазами и плавниками, открывала и закрывала рот – все это красноречиво свидетельствовало, что она живет!

           В 1928 году физиологи С.С. Брюхоненко и С.И. Чечулин продемонстрировали живую голову уже теплокровного животного - собаки. Подключенная к аппарату искусственного кровообращения, она была достаточно активна. Когда на язык собачьей головы клали тампон, смоченный кислотой, были видны признаки отрицательной реакции. Они выражались гримасами, чавканьем, попыткой выбросить раздражитель. Если в рот помещался кусок колбасы, голова облизывалась. При направлении струи воздуха в глаз отмечалась реакция моргания.

            Жил когда-то во Франции такой писатель – Жан де Ла Ир. В одном из его романов, который назывался “Иктанер и Моизета”, талантливый учёный Оксус приживляет человеку акульи жабры. И тот вольготно, как рыба, чувствует себя в водной стихии. Роман этот, по-видимому, попался в руки   молодому Александру Беляеву. Но он ещё и не помышлял тогда о литературном поприще, а потому роман де Ла Ира просто отложился в памяти до поры, до времени…

           Воздадим должное таланту  А. Беляева: давно забытый ныне роман де Ла Ира, герой которого навсегда остался лишь случайным научным феноменом, жертвой преступного эксперимента, попросту бессилен соперничать с “Человеком-амфибией”, романом не только остросоциальным, но и провидческим. “Первая рыба среди людей и первый человек среди рыб, Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества, - говорил беляевский Сальватор на суде. – Но если бы следом за ним и другие люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. Тогда люди легко победили бы могучую стихию воды…Эта пустыня с её неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек…”

           А может быть сюжет этого романа рождён из работ другого учёного? В двадцатые годы, когда создавался роман, имя академика Леона Орбели (ровесника писателя! ) было у всех на слуху. Вполне возможно, именно его работы в области физиологии подводной жизнедеятельности человека навели Беляева на идею фантастического романа.

           Откуда же ещё черпал писатель-фантаст свои неисчерпаемые запасы фантазийных сюжетов и тем? Давайте понаблюдаем ход событий некоторых его произведений. Вот, хотя бы, роман “Тайна его глаза” Мориса Ренара. Он рассказывает о судьбе молодого француза, потерявшего на войне зрение. А таинственный доктор Прозоп заменяет ему глаза аппаратами, которые улавливают электричество. Но точно так же – лишь электрический облик внешнего мира – видит и электромонтёр Доббель в рассказе Беляева “Невидимый свет”! Заимствование? Темы, пожалуй, да. Но не сюжета.

           Можно найти литературные параллели и для некоторых других произведений А. Беляева. С его романом “Властелин мира” можно было бы, например, сопоставить повесть “Машина ужаса” В. Орловского. В пару беляевскому “Хойти-Тойти” можно было бы подобрать ещё роман М. Райнера “Новый зверь”.

            "Звезда КЭЦ" назвал известный писатель-фантаст Александр Беляев одну из своих повестей – о путешествии с Земли на орбитальную станцию, носящую имя Константина Эдуардовича Циолковского. Но вовсе не гениальный калужский учитель первым описал внеземное поселение.

           Пионером явился американский священник Эдвард Эверетт  Хейл. В 1869–1870 годах в журнале "Атлантика" вышел в свет его фантастический роман "Кирпичная Луна". Так именовался огромный, населённый землянами навигационный спутник, вращающийся вокруг Земли на высоте 6500м. Сменяясь вахтовым методом, работающие на спутнике специалисты помогали штурманам на морях-океанах правильно определять координаты своих кораблей. Ещё через девять лет знаменитый Жюль Верн в романе "500 миллионов бегумы" "запустил" в космос свою орбитальную станцию.

            С той поры как тиражи фантастики в Старом и Новом Свете начали неуклонно расти, таких книжных "запусков" состоялось ещё немало. Они были не более чем сказками для взрослых, пока «мечтатель из Калуги» Константин Циолковский не создал теорию "эфирных поселений".

            Имя К.Э. Циолковского обычно упоминают в связи с межпланетными путешествиями. Между тем, создав теорию движения ракеты и доказав преимущества реактивного принципа, Циолковский вовсе не ратовал за полёты к другим планетам.

            В отличие от Ф.А. Цандера, он считал колонизацию планет не такой уж важной проблемой. В своей книге "Вне Земли" Константин Эдуардович пишет: "Многие воображают себе... постепенное заселение планет и извлечение отсюда выгод, какие дают земные обыкновенные колонии. Дело пойдёт далеко не так... Население планеты живёт на ней только частью, – большинство же, в погоне за светом и местом, образуют вокруг неё – вместе со своими машинами, аппаратами, строениями – движущийся рой, имеющий форму кольца, вроде кольца Сатурна, только сравнительно больше". [ 10, стр.157]   Отдельные "эфирные поселения-модули", по мысли Циолковского, свяжутся в целые ожерелья, протянувшись на миллионы километров вокруг Солнца. Для их строительства он предлагал использовать материал планет и астероидов. Каждая такая станция, по замыслу автора, будет строиться на Земле, а потом грузовыми ракетами доставляться на орбиту – для окончательной сборки.

            Циолковский предвидел, что невесомость, царящая на орбите, станет не помощницей, а помехой для нормальной жизни космонавтов-колонистов. Поэтому он предлагал раскручивать модули, создавая тем самым искусственную силу тяжести.

             В конце 20-х годов одним из самых активных единомышленников Циолковского   был Герман Ноордунг, который, скорее всего даже не подозревал о существовании «калужского учителя». В 1929 году Ноордунг выпустил в Берлине книгу под названием "Проблема путешествия в мировое пространство". Он предлагал создать над Землёй орбитальную обсерваторию для изучения космоса, а также как базу для межпланетных экспедиций. Кто знает, может быть отсюда  А.Беляев взял идею своих космических фантазий. Кто знает…

              Впрочем, имя самого Ноордунга покрыто завесой тайны. Историк ракетной техники Вилли Лей считает, что Ноордунг – это псевдоним, за которым скрывается австриец Поточник. Зачем скрывать своё имя? Да очень уж несерьёзным делом, по мнению многих современников, он занимался, выкладывая неуёмную фантазию на страницы своих книг.

              Некоторые повести и рассказы публиковались на страницах журналов только при жизни Беляева. К их числу относится и повесть "Замок ведьм". Она была написана в 1939.

           Все ощутимее становилась надвигающаяся угроза фашизма, вспыхнули первые искры будущего пожара мировой войны (когда писатель работал над повестью, фашисты уже захватили Судетскую область Чехословакии). И хотя еще не все человечество знало о тех великих бедствиях, что несет миру фашизм, о кровавых расправах над патриотами, о бесчеловечных опытах "ученых" нацистов над пленными в концлагерях, писатель-фантаст, умеющий заглядывать в будущее, и в повести "Замок ведьм" остался верен себе: зловещий образ Губермана как бы предвосхитил реальные образы фон Брауна, Мессершмитта, поставивших свои знания и способности служению нацизму, войне...

            «Замок ведьм» Александр Романович создал, ознакомившись с результатами исследований ленинградского профессора Г. И. Бабата, который в начале 40-х гг. XX в. приступил к изучению шаровой молнии... [ 17, стр.87]            Одна из самых излюбленных тем писателей-фантастов, причем не только американских, но и советских, различные способы воздействия на человеческую психику, управление человеческим сознанием с помощью различных технических (и не только технических) средств. Именно этой, широко изучаемой учёными и освещаемой в научных трудах теме, посвящён роман  А, Беляева "Властелин мира"(1929) .

            Итак, мы , надеюсь, достаточно определились и с истоками фантазии Беляева, лежащими в его биографии и судьбе, и с историей сюжетов и тем его произведений, существующих в реальной действительности. А теперь попробуем исследовать такую тему: а были ли у героев произведений А.Беляева реальные прототипы?

3. В мире героев А.Р.Беляева.

           А существовали ли реальные прототипы героев произведений А.Р.Беляева? На этот вопрос я также отвечу не иначе, как положительно. Вот, например, знаменитый русский  невролог и психолог профессор Григорий Россолимо, который в своё время учился на врача вместе с А.П.Чеховым. Григорий Иванович в мае 1922 года консультировал самого В.И. Ленина. Г.И.Россолимо считают одним из прототипов профессора, доктора психиатрической клиники  Стравинского, персонажа булгаковского «Мастера и Маргариты». Литературоведы убеждены также, что фамилия доктора Равино, возглавлявшего клинику в «Голове профессора Доуэля», не что иное, как производное от Россолимо. Итак, возможно, одним из героев знаменитой «Головы профессора Доуэля» стал известный врач Г.И.Россолимо. [ 3, прилож.- фото]

           А как же с героем другого, не менее известного, произведения «Человек- амфибия»? Однажды, в середине 20-х годов прошлого века, писатель-фантаст Александр Романович Беляев прочел в одной газете о судебном процессе, проходившем в Буэнос-Айресе. Судили профессора Сальватора, который проводил экспериментальные операции на детях с согласия их родителей. Хирурга обвинили в "искажении образа божьего" людей и дали десять лет тюрьмы. Именно эта заметка, попавшаяся на глаза "русскому Жюль Верну", и натолкнула, говорят, его  на мысль написать роман "Человек-амфибия", ставший на долгие годы одним из самых популярных произведений научной фантастики в России.

            В 1930 году, в Москве, где писатель жил с семьей с 1923 года по 1931 год, им был написан роман «Подводные земледельцы». В нём он описывает подводный дом на Дальнем Востоке, в Приморье, где герои романа Ванюша, Макар Иванович Конобеев и Волков выращивают водоросли для пищевых и промышленных целей.  Кто же такой Макар Конобеев, есть ли у него реальный прототип?

             Возможно, что фамилию Конобеев автор взял с карты южной части острова Сахалин, так как мыс и вершина Конобеева расположены на берегу залива Анива.                  Возможно также, что писатель, родившийся и выросший в г. Смоленске, знал о существовании в Смоленской губернии деревни Конобеево (29 км на север от г. Гжатска или 49км на запад от г. Можайска) и, увидев на карте о. Сахалин знакомое название, выбрал фамилию для одного из своих героев. Не исключено также, что он встречал или знал кого-то с довольно редкой фамилией Конобеев.    Впрочем, вряд ли он знал об истории дворянина Конобеева, чья фамилия вошла в географические атласы, так как никогда не бывал на Дальнем Востоке, хотя в образе героя «Подводных земледельцев» угадываются черты этого бесхитростного дворянина… Выбирая место действия своих героев, он, вероятно, прочитал книгу «Остров Сахалин» А.П. Чехова. А.П. Чехов, посетивший остров в 1890 г., писал, что в заливе Анива вначале японцы, а затем русские собирали пищевые водоросли, которые особенно охотно покупали китайцы. От этого уже и до «Подводных земледельцев» недалеко…

            А сейчас я хочу проникнуть мыслями в мир героев одного из лучших, на мой взгляд, произведений А.Р. Беляева – «Человек – амфибия».

            В одной из экзотических стран, в замке, построенном на скалистом морском берегу, живёт гениальный хирург доктор Сальватор. У одного из бедных аборигенов смертельно болен сын-подросток и отец отдаёт мальчика для лечения доктору Сальватору.  Хирург делает мальчику операцию, вживляет ему жабры акулы и он становится амфибией: может жить как на суше, так и в океане. Сальватор усыновляет мальчика и даёт ему имя Ихтиандр.

          И вот Ихтиандр, свободный, сильный, независимый, богатый и материально,  и духовно, становится воплощением человека будущего, человека, покорившего океанскую стихию. В этом романе есть всё: и сказочное описание подводного мира, и сильная любовь, и ненависть, и зависть, и столкновение сил добра и зла, и алчность, и стремление одного человека поработить другого, и беззаветная дружба, и удивительные приключения…

           Именно поэтому роман по - праву считается одним из лучших в творчестве А.Беляева. В конце - концов, Ихтиандру и Сальватору приходится тайком покинуть страну, где правят зло, насилие и власть денег, но всё же, как и во всех произведениях Беляева, между строк брезжит надежда на лучшее завтра…

            Мне импонирует светлый и целеустремлённый образ Гуттиэре. Ради своей любви к Ихтиандру она готова на всё!

            Педро Зурита – отрицательный персонаж. Он алчный, коварный, злой. Готов пойти на всё, на любые преступления, ради наживы.

            Жалок и смешон старый отец Гуттиэре, который, заботясь вроде бы о будущем дочери, выдаёт её замуж за Зуриту, делая девушку несчастной.

             Мне очень нравится образ журналиста, друга Гуттиэре. Судя по фамилии, он откуда-то из Скандинавии. Он сильный, мужественный, честный и очень добрый. Он – надёжный друг, всегда готовый придти на помощь.

              В общем-то это не только фантастический роман, но и повествование о человеческих судьбах и взаимоотношениях.

         

4. Мечты становятся реальностью.

          17 романов, несколько десятков рассказов, повести, сценарии кинофильмов, пьесы и бессчётное количество научно-популярных очерков – всё это оставил нам в наследство выдающийся русский (смоленский!!!) писатель-фантаст Александр Романович Беляев. Сравнительно недавно исследователи подсчитали, сколько научных идей, содержащихся в книгах выдающихся писателей-фантастов, осуществилось в реальной жизни. Итог оказался весьма любопытным.

           У французского мэтра фантастики Жюль Верна в настоящее время реализовалось около 85% гипотез, у англичанина Герберта Уэллса - 90%. Научные идеи Александра Беляева реализовались сегодня на 99%! [ 15 ]

            - Как всякий великий фантаст, Александр Беляев обладал даром предвидения будущих технологических возможностей человечества, - считает доктор физико-математических наук, профессор МГУ Вадим Пименов. - Многие его фантастические идеи сегодня или уже воплощены, или имеют такую возможность.

           Прежде всего это касается романа “Звезда КЭЦ”, где описывается постоянно действующая космическая станция. Мечта писателя стала реальностью: доказательством тому орбитальные комплексы “Мир”, “Салют” и ныне действующая МКС. Вполне реален главный герой “Человека-амфибии”: в стенах Института медико-биологических проблем РАН ведутся эксперименты, подобные описанным на страницах этого романа, только более гуманными способами.

           В "Человеке-амфибии" и "Голове профессора Доуэля" показаны чудеса трансплантологии, казавшиеся в то время недосягаемыми. А между тем, эти замечательные произведения выдержали испытание временем и оказались вовсе не псевдонаучными.

           Среди читателей Беляева был в студенческие годы известный  русский хирург профессор В. П. Демихов. Ещё в 1959 году он проводил успешные эксперименты, словно беляевский Сальватор, подсаживая собакам вторые головы. И они жили, эти вторые, и даже покусывали за ухо тех, к кому были “подселены”. При этом Демихов был убежден, что вполне реально поддерживать жизнь и в отделённой человеческой голове.

            Более того, отец мне рассказывал о главном враче Монастырщинской районной больницы ( Смоленская область), работавшем там в конце 70-х годов прошлого века, который творил скальпелем такие же чудеса, как и Демихов.

             Человеческой головы, живущей отдельно от тела, как в романе “Голова профессора Доуэля”, пока что, насколько мне известно, не существует, и слава Богу. Однако ведется активная работа в области трансплантологии, медики научились пересаживать кожу, сердце, печень, почки,  конечности, мягкие ткани, небольшие участки мозга.              

              Давайте ещё раз вспомним роман А.Беляева "Голова профессора Доуэля". Ученый Доуэль создал раствор, с помощью которого голова человека может вести относительно полноценную жизнь. Он убежден, что его открытие принесет людям благо - продление жизни. Но может ли человек жить отдельно от тела на самом деле?

           -Вздор, абсолютно нереально! - воскликнет достаточно образованный человек. Однако не спешите с выводами и не будьте столь категоричны.

            Владимиру Петровичу Демихову даже в страшном сне не могло привидеться, что подобный опыт проведен спецслужбами Франции еще за 11 лет до его экспериментов с собаками. Он был осуществлен в одной из тюрем. Исследователи хотели понять, что же испытывает отсеченная голова в последние минуты своей жизни. Для жуткого эксперимента была выбрана 32- летняя француженка, признанная виновной в сотрудничестве с нацистами в годы оккупации и приговоренная к смерти. Почему женщина? Оказалось, представительницы прекрасного пола обладают большей устойчивостью к выживанию. Опрос отрубленной головы проводил специалист, владеющий чтением речи по шевелению губ.

Итак, острый нож гильотины упал на шею несчастной. Голову подключили к аппарату искусственного кровообращения и стали ждать.Поражающий воображение диалог состоялся примерно через 30 секунд после этого. От вида говорящей головы один из участников эксперимента упал в обморок. На 11-й минуте исследователи зафиксировали у умирающей головы агонию. Перед самой ее смертью мимилонгофист прочитал с губ несчастной лишь "Ухожу". На 14-й минуте врач-патологоанатом установил смерть.

 Проводились ли в дальнейшем подобные эксперименты? Вопрос это непростой и связан с моральными проблемами. Поэтому такого рода информация всегда находится под покровом строжайшей секретности. Согласно имеющейся информации, американские ученые работают над вопросом пересадки головы от животного к животному.

Ну, а теперь о самом невероятном. В середине 70-х годов в печати промелькнуло сенсационное сообщение. Двум немецким нейрохирургам Вальнеру Крайтеру и Генри Куриджу удалось 20 дней поддерживать жизнь в ампутированной человеческой голове. Более того, врачи установили с головой контакт. Правда, голова не могла говорить, у нее не было горла, однако по движению губ ученые "прочитали" немало слов, из которых четко следовало, что она понимает происходящее с ней.

 Наконец, филадельфийский врач Труман Даути сделал, казалось бы, невозможное. В 1989 году у его супруги Бренды диагностировали рак. Страшное известие подтолкнуло Трумана на разработку прибора жизнеобеспечения. Болезнь стремительно прогрессировала, и эскулап потерял надежду спасти весь организм умиравшей. Он сделал попытку спасти голову. Самым трудным, как утверждает Даути, оказалось подключить голову супруги к созданному устройству. Прежде всего, эскулап подсоединил систему питания, а после начал осуществлять ампутацию головы. Вся операция заняла около шести часов. Даути прекрасно знал, что если это рискованное мероприятие закончится провалом, он неминуемо попадет за решетку по обвинению в убийстве. Врач рисковал, но, как оказалось, рисковал не зря. Фантастический эксперимент завершился триумфом. Кстати, Бренда ни минуты не сомневалась в необходимости операции и дала на нее согласие.

Несколько лет Труман скрывал, что голова его супруги живет и здравствует. Об этом знали лишь мать Бренды и ее лечащий врач. Лишь недавно мир узнал о невероятном событии. Как утверждает Даути, Бренда способна говорить с помощью специального устройства.

Информация о фантастическом эксперименте религиозными кругами была воспринята крайне отрицательно. "Они утверждают, что я взял на себя роль Бога! - говорит Т. Даути. - Думаю, истинная причина их критики в другом: невежество и черная зависть. Я всего лишь продлеваю жизнь своей супруги. Пусть говорят что угодно, но однажды они поймут, что я сделал первый шаг на пути, который коренным образом изменит наш мир".   [12]

 А теперь вспомним певичку кабаре из романа «Голова профессора Доуэля». Она приобрела чужие привычки вместе с пересаженным ей органом.

           Американский ученый, профессор психологии и медицины университета штата Аризона Гэри Шварц утверждает, что вместе с пересаженными органами человек получает часть личности донора. Это значит не что иное, как то, что человек, перенесший операцию по пересадке жизненно важных органов, может приобрести черты характера, присущие донору.  Исследования Шварца, опубликованные в марте 2006 года  в специализированных изданиях, уже вызвали сенсацию в мировой научной среде. По утверждению профессора Шварца, по меньшей мере у 10% людей, перенесших операцию по пересадке сердца, легких, почек или печени, наблюдаются странные изменения в психике. По его мнению, вместе с органами донора человек приобретает склонности и привычки их бывшего и естественного обладателя.  Свои теории о влиянии пересадки органов Шварц изложил 18-19 марта 2006 года на конференции Icons Of The Field, посвященной биоэнергетике, которая прошла в Лондоне. Помимо профессора Шварца, в конференции приняли участие именитый американский нейрохирург Карл Прибрам, всемирно известный физик Хал Пухофф, а также физик Константин Коротков из Санкт-Петербурга.

           Один примечательный случай касается восьмилетней девочки, которой пересадили сердце другой 10-летней девочки, ставшей жертвой жестокого убийства. После пересадки ребенку начали сниться кошмары, в которых ее убивали. Кошмары были такими реалистичными, что пришлось обратиться к психиатру.   Услышанное врачом, убедило его в том, что речь идет об обстоятельствах смерти девочки-донора. Эта информация, переданная полиции, оказалась настолько точной, что убийца был опознан и пойман. Поверить во все это трудно, потому что сказанное здесь находится за пределами вероятного. Но ясно одно: научные идеи А.Беляева стали реальностью.

           Сделать человека и Человечество счастливыми! Разве не эта глубоко понятная нам цель экспериментов профессора Сальватора является главной в книге Беляева «Человек- амфибия»? Главной и в наши дни, когда вполне реальный герой морских глубин – прославленный океанограф Жак Ив Кусто – публично заявляет: «Рано или поздно человечество поселится на дне моря; наш опыт – начало большого вторжения. В океане появятся города, больницы, театры… Я вижу новую расу “Гомо Акватикус” - грядущее поколение, рождённое в подводных деревнях и окончательно приспособившееся к новой окружающей среде.» [ 19, предисловие- стр.7]

Сегодня человечество в полной мере сталкивается с тем, что его потребности не могут быть полностью удовлетворены за счет суши. Это заставляет землянина проникать в глубины морей, где хранятся неисчерпаемые богатства. Первые шаги в освоении "мира без солнца" уже сделаны. Создаются искусственные плантации водорослей, пастбища рыб, ракообразных и моллюсков. А сравнительно недавнее открытие на дне океана огромных запасов марганца, железа и других полезных ископаемых стремительно приближает нас к тому времени, когда на континентальном шельфе будут воздвигнуты заводы и фабрики, заработают рудники, рядом с которыми раскинутся подводные поселения.

           Итак, человеку предстоит осваивать глубины океана. Но как это сделать? Известно, что лишь герою научно-фантастического романа А.Беляева "Человек- амфибия" - Ихтиандру, которому гениальный хирург пересадил жабры акулы, удалось без вредных последствий существовать под водой

            Нужно сказать, что вымысел А.Беляева был настолько привлекательным и казался столь правдоподобным, что отдельные люди еще в конце 40-х годов ХХ века приняли его как реальность. В своей увлекательной книге "Рассказы о хирургах" (1948) известный советский врач Ф.А.Копылов приводит любопытный факт.

           "Один из хирургов, работающих на окраине Советского Союза, рассказал, что к нему обратился деревенский парень с просьбой пересадить ему рыбьи жабры. Акулы в тех краях не водятся, а сомы есть. Парень облюбовал себе жабры сома. Чтобы часами плавать под водой, как изображено в романе, этот человек был готов на что угодно. Он все продумал и все предусмотрел. Парень предлагал даже выдать специальную расписку, чтобы хирурга не остановила возможность смертельного исхода операции".

          Сделать подобную операцию, несмотря на довольно высокий уровень развития медицины, до последнего времени считалось невозможным. Однако в 1999 году весь научный мир был потрясен сенсационным сообщением. В Кейптауне (ЮАР) в клинике, которой некогда руководил выдающийся хирург К. Барнард, впервые успешно осуществивший пересадку сердца человеку, в 1967 году проведена еще одна сногсшибательная операция.

          Негритянскому юноше, имя которого пока держится в тайне, пораженному легочной недостаточностью, явившейся результатом запущенного туберкулеза , были трансплантированы жабры акулы. Пациент отказался от пересадки донорского легкого, объясняя это тем, что он, во- первых, не имеет достаточно денег, чтобы оплатить стоимость данного органа и операции. А трансплантацию жабр селахии ему предложили сделать бесплатно, за счет научного фонда. Во-вторых, сам юноша разочаровался в своем образе жизни на земле и захотел начать все заново, уже в океане. По сообщению зарубежных информационных агентств, операция прошла удачно. Если все сказанное не информационная утка, то в океане, возможно, уже плавает настоящий Ихтиандр!

           В повести “Продавец воздуха” Беляев делает прогноз-предостережение: ставший дефицитным воздух удален с Голубой планеты в специальные хранилища, заключён в некие прозрачные шарики и каждый желающий может получить живительный глоток лишь за плату. Задаром дышать не положено. Страшная сказка может оказаться, а кое -где и оказывается явью, если мы не будем замечать и предотвращать признаков грозящей нам экологической катастрофы.

           По сюжету повести  капиталист Бэйли обосновался в советской Якутии и построил там завод по сбору и консервированию атмосферного воздуха, с тем, чтобы продавать его потом за доллары.             Однако автор и предположить не мог, что однажды продажей вышеупомянутого всеобщего продукта займутся простые украинские пролетарии, собирая и консервируя атмосферный вооздух на территории все того же многострадального - теперь уже бывшего - СССР, с тем, чтобы продавать его потом за доллары. А ведь сегодня это – наша реальность! В Санкт - Петербурге сегодня тоже продают на улице воздуx. На Невском. Кто не верит, съездите, убедитесь…

           В   романе «Ариэль» , последнем произведении Александра Беляева, впервые выпущенном отдельной книгой в 1941 году Ленинградским отделением издательства «Советский писатель»,  фантастическое изобретение доктора Хайда - управление броуновским движением молекул человеческого тела, давшее Ариэлю способность летать, - в отличие от  многих других идей Беляева, является, как многие считают, чистой литературной условностью.

           Впрочем, советский писатель-фантаст и известный теоретик изобретательства Генрих Альтов в своей статье «Гадкие утята фантастики», исследуя судьбы научно-фантастических гипотез и предвидений Александра Беляева, писал об «Ариэле»: «По мнению литературоведов, это чистейшая сказка. Что ж, можно согласиться - сказка... У подобных сказок есть удивительное свойство становиться реальностью...»

           Образ летающего человека широко распространен в фантастической литературе. Роман «Блистающий мир» Александра Грина (1923); рассказ чешского писателя Карела Чапека «Человек, который умел летать» (1938); рассказ советского фантаста Севера Гансовского «Мечта» (1967), повесть чешского писателя Александра Ломма «Ночной Орел» (1971); повесть болгарского писателя Павла Вежинова «Барьер» (1977) и многие другие. В этом ряду «Ариэль» занимает заметное место.

            С детства, как я уже упоминал,  Беляевым владела мечта о свободном - безо всяких аппаратов и механизмов - полете. Роман о летающем человеке - литературное воплощение этой мечты.  Как вспоминала вдова писателя Маргарита Константиновна Беляева, «Ариэль» был своеобразной полемикой с романом Александра Грина «Блистающий мир», главный герой которого, Друд, тоже летающий человек. Однако если Друд - герой романтический и трагический, то Ариэль - символ борьбы против порабощения в любых его формах. Сперва это бунт Ариэля против своих «гуру», лицемерных учителей, потом - против лживых моральных норм буржуазного общества и, наконец, протест против социальной несправедливости, против кастово-феодального устройства индийского общества и засилия британских колонизаторов в Индии.

           В этом ряду «сбывшихся»  роман «Ариэль» стоит как бы особняком. На какие факты опирался Беляев, написав о летающем человеке, неизвестно. Неужели изменил своему правилу? Оказывается, нет. Беляев не только читал о «фокусах левитации» индийских йогов, но и наверняка слышал о судьбе удивительного человека, одно время обитавшего не так далеко от ленинградца Беляева...            Сегодня в американском штате Флорида всякий знает о главной его достопримечательности - гигантском коралловом замке. Самые дотошные любители экзотики даже подсчитали что общий вес глыб, из которых он состоит, достигает 1100 тонн. Между тем построил его, можно сказать, голыми руками один человек, которого здесь и по сей день считают колдуном.             Эдвард Лидскалныньш родился в Латвии в 1886 г., окончил 4 класса местной гимназии - на большее у его родителей не было средств, затем пошел работать, но ему не удалось устроиться на хорошее и высокооплачиваемое место. А тут случилась драма в личной жизни: накануне свадьбы его бросила невеста Знакомые, правда, не удивились: жених был неказист внешне, мал ростом (едва достигал 150 см) и к тому же беден. Собрав пожитки, Эдвард в начале XX века покинул родину. Поскитавшись по миру, он в конце концов, осел в Америке, где за 12 долларов купил 4 акра земли и начал свое странное строительство.            Без транспорта и рабочей силы он доставлял с побережья Мексиканского залива коралловый камень, причем сам ворочал многотонные глыбы и обрабатывал их. Вездесущие мальчишки, ныне уже ставшие стариками, рассказывают, что глыбы у Эда летали по воздуху, точно снежинки Только раз за 20 лет строительства он нанял грузовик, чтобы перевезти обтесанные камни на строительную площадку. Водителю было строго-настрого запрещено присутствовать при погрузке огромных «кирпичей». Он приходил в назначенный час, и всякий раз машина была уже нагруженной.            Окрестные жители пытались выведать тайну Эдварда, но он отмалчивался, лишь однажды случайно обронил, что знает секрет египетских пирамид. За нелюдимость и аскетизм латыша прозвали Угрюмый Эд, а поскольку его чудачества никому не досаждали, отшельника оставили в покое.            Между тем Эдвард достроил свой замок и стал заниматься астрономией" здесь и поныне находятся один из самых точных в США телескопов и солнечные часы. Сам мастер жил в 10-метровой келье, где сейчас открыт маленький музей. Если посмотреть на жалкие орудия поистине титанического труда этого человека, возникает сомнение, а можно ли ими сделать хотя бы табуретку? Сохранились записи Эдварда, его расчеты, но по своей обрывочности они больше напоминают черновики школьника, чем научные труды. Лидскалныньш умер от туберкулеза в 1953 г и унес свои тайны в могилу. [ 5, стр.2-3]            Как полагает автор книги о коралловом замке Рэй Стонер, Эдвард вслед за древними строителями пирамид открыл секрет управления гравитацией. Согласно этой концепции, наша планета покрыта гигантской энергетической сеткой, и в местах пересечения силовых линий концентрируется внутренняя энергия Земли. Именно с ее помощью якобы и можно творить то, что мы воспринимаем как колдовство или чудо. Там, где Эдвард возвел свой замок, и находится одно такое пересечение. Иные считают, что речь здесь идёт о внеземных цивилизациях.            Данной гипотезой заинтересовался наш соотечественник, кандидат технических наук Владимир Заморока. Он пришел к выводу, что сооружением пирамид в Египте занимались вовсе не рабы. .По его мнению, при возведении пирамид древние строители использовали не только ручной труд, но иногда и прибегали к помощи загадочной машины, которая в Библии называется «Ковчег Завета». Там даже описано, как она действовала: из небольшого ящика вырывалось голубое пламя.            Владимир Заморока долго пытался понять принцип действия этих чудесных строительных машин Исследователь полагает, что египтяне использовали не электрические и магнитные поля, а гравитационные. После долгих вычислений ученый пришел к выводу, что основными составляющими египетских машин были водород, литий и гидрид лития.            Исследователь определил также размеры строительных машин. «Из трех известных нам приборов самым большим был «Ковчег Завета», он хранился в пирамиде Хеопса и весил около 30-40 кг, - рассказывал Заморока — Средний, «Дуга Завета», - в пирамиде Хе-френа, его вес составлял около 12-15 кг И наконец, маленький, «Хен-кок», находившийся в пирамиде Микерина, весил не больше 3-4 кг». Приборы были помещены в те самые саркофаги, которые ученые обнаружили в пирамидах Гизы.            В свое время болгарская прорицательница Ванга рассказывала, что в горах Болгарии спрятан саркофаг из Египта, в котором хранится такой прибор. Видимо, когда древнеегипетская цивилизация пришла в упадок, жрецы решили спрятать машины, а некоторые вообще уничтожить...» [ 5, стр.5]            Однако, история свидетельствует о то, что то, что было создано однажды, может быть затем повторено кем-то другим. Таким изобретателем и стал, видимо, Угрюмый Эд.             Впрочем, правда это или оригинальный способ привлечения туристов, пока не ясно, но посетителей замка, как уверяют люди, там побывавшие, ждут невероятные ощущения, которые можно назвать просветлением или озарением. Многие, например, чувствуют себя потом помолодевшими лет на десять.             По настоящему увлекательный и во многом пионерский роман "Борьба в эфире" (1928) был заново открыт совсем недавно, да и то в малодоступном издании. А роман и вправду представляет значительный интерес для любителей научной фантастики: он буквально напичкан оригинальными темами и идеями, растиражированными позже многими фантастами. К слову cказать, в годы "холодной войны" к книге этой (она была переведена и на английский язык) проявляло особый интерес ЦРУ! Любопытно, не правда ли? А дело все в том, что в романе (единственный случай в советской научной фантастике) Беляев дал описание войны... между СССР (в романе в состав Союза входит почти вся Европа и Азия) и США! Но не дай-то Бог, чтобы и это предсказание А.Беляева когда-нибудь сбылось! Пусть лучше оно так и останется среди 1% процента не сбывшихся пока провидений фантаста…

           Давайте же ещё раз, единым взором, окинем лишь некоторые из сбывшихся фантазий Александра Беляева. В "Вечном хлебе" пышным цветом расцветают тогда невиданные  достижения современной биохимии и генетики. Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо» предрекают грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования, генной инженерии. Роман «Человек-амфибия» — создано «искусственное лёгкое» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработаны физиологические технологии долговременного пребывания человека под водой, созданы подводные обитаемые дома. Роман «Властелин мира» — создание средств психотропного воздействия; психотропное оружие. Роман «Звезда КЭЦ» — создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство. Роман «Подводные земледельцы» — развитие мари-культуры, подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт в виде подводных лодок не боевого назначения. Роман «Остров погибших кораблей» — успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей. Роман «Продавец воздуха» — обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты, Киотский протокол по экологии и сохранности воздушного океана.

5.Художественные достоинства произведений Александра Беляева.

          Произведения Александра Беляева обладают несомненными художественными достоинствами, делающими всё, им написанное, изумительным образцом творчества. Не случайно они переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский  языки.

          Среди этих достоинств я бы отметил в первую очередь умение автора строить свой фантастический вымысел на базе реальной жизненной обстановки. То есть, читая его фантастические произведения, окунаешься не в мифический, а в реальный мир, а потому веришь, что так действительно могло быть, что фантазии автора не вымысел, а  реальность.

           Не менее важным достоинством произведений великого фантаста является красочность даваемых им картин: будь то описание природы, или исследование характера героев. Поражают необычайный кругозор, обширность знаний, глубина психологического проникновения автора в жизнь во всех её проявлениях.

           Явным достоинством всех произведений Беляева является их научность, то есть    сюжеты основаны на реальных научных открытиях или предвидениях. Я бы даже отметил выдающуюся способность писателя в особой форме повествования, доступным и образным языком  превращать научное в высокохудожественное.

            Я хочу также заметить, что до Беляева такого жанра, как научная фантастика в российской литературе не существовало. Он явился первооткрывателем, основателем этого жанра отечественной литературы. Тем значительнее его творчество, тем весомее вклад в эту литературную отрасль.

            Ещё одним достоинством является социальная направленность произведений фантаста. В «Ариэле» это борьба за свободу от колониального рабства. В «Человеке-амфибии» - решительный шаг к освоению глубин морей и океанов. В «Голове профессора Доуэля» - осуществление мечты о бессмертии. И так – в любом произведении! Всё в них направлено на то, чтобы сделать жизнь людей счастливой, свободной, независимой…

            Мне нравятся также лёгкость и занимательность повествования. И перо, и мысль А.Беляева находятся как бы в свободном полёте. Свободном, но подчинённом одной цели, общему замыслу. Фантаст, словно скульптор, буквально ваяет свои произведения выпуклыми, ощущаемыми всеми органами чувств, искрящимися игрой теней и света…

            Вот, собственно, какие достоинства делают, по- моему, произведения Александра Беляева выдающимися образцами отечественной фантастической прозы.

         

                                      

                                          III. Заключение.

           Вот и окончен мой реферат, посвящённый жизни и творчеству моего выдающегося земляка, писателя - фантаста Александра Беляева. Во время его подготовки я узнал много необычайно интересного и нового для себя. Мне кажется, что все эти новые факты и истории не могут не оставить своего следа ни в моей судьбе, ни в дальнейшей моей учёбе и работе.

           Жизнь – неизведанная и непредсказуемая штука! И мне теперь ещё ярче представляется, что вдруг, там – за поворотом - я встречу нечто неизведанное, описанное Александром Беляевым и это нечто вмиг перевернёт мою, нашу жизнь к лучшему, более светлому и счастливому.

            Я понял, что надо мечтать,  и мечты эти воплощать в реальность. И тогда, может быть, жизнь наша изменится к лучшему.

            И последнее… В суете наших будней мы как-то незаметно почти забыли о классике отечественной фантастики Александре Беляеве. Великолепен музей Александра Грина в Феодосии. Можно войти в дома-музеи Владимира Набокова, Алексея Толстого,  Михаила Булгакова. Я считаю, что не менее интересным мог бы стать и музей Александра Беляева в Смоленске. Достойной памятью о нашем выдающемся земляке мог бы стать и памятник его самым популярным героям — человеку двух стихий Ихтиандру, его возлюбленной Гуттиэре и дерзкому творцу профессору Сальватору.

             Будем считать это моей личной мечтой... Кто знает, может быть и я приложу руку к созданию этих памятников своему любимому фантасту!

 

         

                             IY. Список использованных источников.

1.С.А.Беляева, «Звезда мерцает за окном…», М., Молодая гвардия, 1984 г., сб. Фантастика-84, стр.312-347.

2. Н.Лескова, Д.Тихонов, «Голова писателя Беляева», Труд, №064 за 08.04-2004г.

3. Сеть Интернет, сайт «GALANET» 14.03-2006 г.

4. Н.Черкашин, «Фантаст Беляев исчез без следа», Советская Белоруссия №244 (21619), 19.10-2002 г.

5.М.Яблоков, статья в Интернете «Пирамиды летали по воздуху, 12.01-2006 г.

6. Б. Ляпунов, "Александр Беляев" - М. "Сов. писатель", 1967г.

7. А. Беляев, "Ариэль" , В кн. "Властелин мира" , Кишинев: "Штинница", 1982, с. 414.

8. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000 г.

9. В. Грибоедов, "Александр Беляев-артист" - "Смена", 1980, 4 декабря.

10.А. Бритиков, "Русский советский научно-фантастический роман" - Л. "Наука", 1970, с. 376

11. Э.Кудрявцев, «Переписка писателя-фантаста А.Р.Беляева с К.Э.Циолковским», ж. «Нева» №4, 2005 г.

12.Еженедельник «Друг для друга», №513, 03.08-2004 г. Планета загадок. «Голова профессора Доуэля: фантастика или реальность». Сайт в Интернете: htth://www.ddd.kursknet.ru/

13. С.Зигуненко, «Домик в небесах»,14.11-2001г., Интернет-газета «Космические новости» от 19.03-2006 г.

14. Газета «Новый Петербург»,№№645,659 (2004 г.).

15.Н. Черкашин, 10.02-05 статья в Интернете «Его так и называли «русский Жюль Верн».

16. С.Беляева, «Новое о писателе Беляеве», «За знания» ( К. –на-Амуре),  . №18 (387)за 11.06-1987г.

17. «Смотрящий вперёд» - предисловие писателя –фантаста А.Балабухи к научно-фантастической повести А.Беляева «Замок ведьм».

19. А.Беляев, «Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля», изд.Оникс-21 век, 2005г., стр.351

20. А.Беляев, «Последний человек из Атлантиды. Ариэль», Оникс-21 век, 2004 г., стр.336

21. А.Беляев, «Остров погибших кораблей», АСТ, 2005 г., 189 стр.

22. А.Беляев, Избранное, АСТ, 2003 г., 560 стр.

23.А.Беляев, «Властелин мира»( Хойти-Тойти, Над бездной, Светопреставление), Оникс-21 век, 2005 г., 365 стр.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

  

          

                       Y. Приложения – фотографии.

Александр Беляев.

 

  

Семья Беляевых.

Великий фантаст А.Беляев.

Дочь А.Беляева  писательница Светлана Беляева.

                                         

 

А.Беляев.

Прообраз доктора Равино из «Головы профессора Доуэля»  Г.Россолимо и А.П. Чехов.

А.Беляев.

 

Полузаброшенная могила А.Беляева

на Казанском кладбище в Царском селе

под Санкт-Петербургом.