Рецензия на книгу Э. Эриксона "Молодой Лютер"
Федеральное агентство по образованию и науки
ГОУ ВПО НГПУ
Кафедра всеобщей истории, историографии и источниковедения
Рецензия
на
книгу Э. Эриксона «Молодой Лютер»
Работу выполнил: студент 52 гр.
Работу проверила: Черноверская Т. А.
Новосибирск 2006.
Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон ; Пер. с англ. А. М. Каримского. - М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. – 560с.
История создания книги
Толчком к написанию этой работы, по признанию самого Эриксона, был его личный опыт. Во время юношеских странствий в глухих деревнях Германии начала века ему довелось своими глазами видеть тех лютеран, которые в чистоте сохранили дух Реформации. Общение с ними подтолкнуло его к написанию историко-психологического портрета Лютера.
После прихода к власти фашистов в Германии, Эриксон покинул страну и поселился в США. Здесь он встает на путь психоаналитических исследований, его больше всего интересует исследование эмоциональных отклонений у лиц до и непосредственно после двадцатилетнего возраста а так же вопросы идентичности. С проблемой идентичности он сталкивался и во время полевых исследований среди индейцев, и во время работы с вернувшимися домой ветеранами второй мировой войны. "Кризис идентичности" делается очевидным в 50-60-е гг., когда у целого поколения молодежи США возникает своя молодежная субкультура, а затем прокатываются студенческие волнения. Концепция Эриксона становится популярной, его книги издаются миллионными тиражами, он делается одним из самых читаемых психоаналитиков. Клиническую работу с молодыми людьми с резко выраженными отклонениями он вел главным образом в Остин Риггз Центре в Стокбридже, штат Массачусетс, и Западном психиатрическом институте в Школе медицины Питсбургского университета. Поэтому, приступая к работе над книгой, Эриксон имел богатый опыт.
Исследование о молодом Лютере поначалу планировалось в качестве главы книги, по священной эмоциональным кризисам в поздней юности и раннем совершеннолетии. Однако Лютер оказался слишком крупной личностью, чтобы дело ограничилось лишь одной главой, и работа переросла в отдельную книгу.
Написание этой книги стало возможным благодаря субсидии Фонда содействия исследованиям в психиатрии, которая на целый год освободила Эриксона от клинических и академических обязанностей.
Изданная в США в 1958 году книга имела большой успех расходилася огромными тиражами и неоднократно переиздавалась.
Перевод русского издания был сделан доктором философских наук А. М. Каримским с американского издания 1962г. А.М.Каримский не успел закончить комментарии. Поэтому вся работа по подготовке книги к печати легла на плечи вдовы - Н.Н.Каримской. Помощь в переводе и уточнении латинских фраз, в изобилии приводимых Эриксоном, оказал профессор А.Ч. Козаржевский, заведующий кафедрой древних языков Исторического факультета МГУ. Для российских читателей книга была издана в 1996 году, Московским философским фондом.
Предмет исследования
Предметом исследования стал жизненный путь Мартина Лютера от детства до завершения юности, на фоне разворачивавшейся исторической ситуации. Автор проследил какие психологические особенности и противоречия сопровождали развитие Мартина, и что привело его к созданию своей теологии. Рассмотрел как случилось, что Мартин встал во главе Реформации. Таким образом Эриксон показал как произошло совмещение индивидуального и исторического кризисов, итогом которых оказалась новая идентичность миллионов жителей Европы.
Это исследование того каким образом индивидуальный случай превращается в значительное историческое явление осмысление кризиса духовной и политической идентичности в северном христианстве во времена Лютера. Эриксон пишет: "Исследование юношеского кризиса идентичности имеет стратегический характер, поскольку тут мы имеем дело с той стадией жизни, когда организм находится на вершинах жизненной силы и своих потенций, личность должна интегрировать широкие перспективы и самый интенсивный опыт; социальный порядок должен предложить обновленную идентичность своим новым членам, дабы заново утвердить -, или обновить - свою коллективную идентичность". Роль великих личностей в истории не
обязательно связана с политическими или военными деяниями. Человеческая история представляет собой историю духа и смысла. Новая идентичность рождается в одном человеке, а затем передается массам и следующим поколениям.
В этой книге Эриксон показал, как в период между наступлением половой зрелости и взрослым состоянием силы традиции сливаются с новыми внутренними силами, чтобы создать нечто совершенно иное: новую личность вместе с новой личностью - новое поколение a вместе с последним новую
эпоху.
Источниковая база исследования
Работая над книгой, Эриксон опирался на опубликованные многочисленные речи Лютера, его работы и переписку, так же он использовал самые разнообразные средневековые тексты (меню средневековых училищ и т.д.), в переводе которых ему помогали специалисты. В основном, Эриксон брал факты для своей работы из материалов изданных следующими авторами о Мартине Лютере: Отто Шеель – один из ранних издателей источников о жизни Лютера; Коклейс, написавший биографию Лютера в 1540 году ; переписка Лютера опубликованная Презервде Смитом .
Методология
Эриксон является основоположником психоистории, как независимой научной дисциплин. Его книга «Молодой Лютер» явилась первым применение психоисторического метода и ознаменовала рождение психоистории в ее современной форме.
Э. Эриксон определял психоисторию как изучение истории, которое опирается на комбинированные методы психоанализа и истории. Психоистория позволяет объяснить групповые процессы с опорой, на психологические законы, которые объясняют мотивацию и поведение индивида. Это своего рода переосмысление определенного периода истории и понимания его с точки зрения психоанализа. Психоистория может помочь историкам понять почему определенные события произошли именно тогда, а не в другое время. Одной из важных сфер применения психоисторических методов является изучение всякого рода “иррациональных явлений”, например, религиозных движений. Этот метод исторического исследования, использует несколько научных приемов, а именно: исторический анализ, модели социальных наук, психодинамические теории и клинические методы психиатрии.
В качестве методологической основы психоистории выступает психоанализ.
Важное место занимает опыт клинических исследований автора, именно на них он основывается, при проработке и анализе исторических источников.
Эриксон в своей работе опирается на фундаментальные разработки в области психоанализа З. Фрейда, а так же исследования в области детства и защитных механизмов его дочери А. Фрейд и других эго-психологов. Эриксон не ограничивается их разработками, зачастую указывая на слабые места в теории Фрейда, и вносит много нового в понимании юношеского периода жизни человека, кризисов протекающих в это время.
Вот что пишет во введении сам автор по поводу совмещения им исторической и психоаналитической методологии: «Конечно, я мог бы избежать вполне естественных методологических неопределенностей и осложнений, если бы ограничился привычным для меня клиническим случаем, а историческое явление оставил в распоряжении тех, кто, в свою очередь, рассматривал бы клиническую историю как случайный аксессуар исторического явления. Но мы, клиницисты, в последние годы поняли, что не можем отделить клиническую историю от собственно истории, как понимаем и то, что историки, пытаясь отделить логику исторических событий от логики индивидуальной истории, оставляют без внимания целый ряд жизненно важных проблем. Поэтому мы должны пойти на риск определенной не строгости анализа которой чревато соединение психического и исторического, равно как любых других комплексных подходов. Такие подходы суть компостные кучи современных междисциплинарных усилий, которые помогут удобрить новые поля и взрастить будущие цветы новой методологической строгости».
Концепция автора.
Эриксон был одним из немногих психоаналитиков успешно соединявших индивидуальную психологию и социальные науки.
Основное внимание Эриксон уделил кризису подростково-юношеского периода (13-19 лет). В это время человек начинает входить в профессиональные группы, у него появляется собственный социальный статус, он приспосабливается к социальным ролям начинает поиск своего призвания.
Входящий в социальный мир молодой человек теряется среди конфликтующих предписаний, ролей, идей. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем. Таким образом, по Эриксону, идентичность входит в три порядка: 1) соматический - организм стремится сохранить свою целостность в постоянном взаимодействии с внешним миром; 2) личностный - интегрирующий внешний и внутренний опыт в сознании и поведении; 3) социальный - совместно поддерживаемый людьми и их поддерживающий порядок. Все три порядка дополняют друг друга, но они никогда не являются полностью совместимыми.
В некоторые периоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного цикла человек нуждается (пока не будет изобретено что-либо лучшее) в новой идеологической ориентации так же сильно и остро, как он нуждается в воздухе и пище.
Имеются периоды истории когда радикально меняется образ мира, традиционные идеологии пребывают в упадке, рушится социальный порядок. Индивиды испытывают страх, тревогу, бессмысленность существования - необходим новый ответ на вопросы, которые ставит история. Продуктивный ответ может на века определить групповую идентичность. В истории случались кризисы групповой идентичности, которые проходили сравнительно незаметно и безболезненно, но бывали периоды "шума и ярости", крушения старых и выдвижения новых кумиров. Личностный кризис идентичности отягощается, если он происходит во время кризиса исторического.
У некоторых молодых людей и классов и в такие периоды истории этот кризис может быть минимальной силы; у других людей, классов и в иные периоды кризис явно обретает черты критического состояния, становится чем-то вроде "второго рождения", отягощенным либо широко распространенным неврозом, либо острой идеологической смутой. Одни молодые люди капитулируют перед кризисом посредством невротического, психотического или преступного поведения; другие разрешают кризис, самоотверженно участвуя в идеологических движениях, связанных с религией или политикой, природной средой или искусством. Однако есть и такие, кто, терпя страдания оказываются способными внести оригинальный вклад в рождающийся стиль жизни. Сама ощущаемая ими опасность заставляет их мобилизовать свои способности видеть и говорить, мечтать и рассчитывать, проектировать и созидать по-новому.
По-видимому, Лютер одно время был довольно боязливым молодым человеком с синдромом конфликтов, признаки которых мы теперь научились распознавать, а компоненты анализировать. Он нашел их духовное разрешение, - не без своевременно оказанной помощи терапевтически умного наставника по ордену августинцев. Этот исход в какой-то мере заполнил политический и психологический вакуум, который исторически сложился в значительной части западного христианства. Такое совпадение, если оно сочетается с дальнейшим совершенствованием высокой личной одаренности, как раз и создает историческое "величие".
Место работы «Молодой Лютер» в творчестве Э. Эриксона и научном наследии эпохи.
«Молодой Лютер» это первый из историко-психологических портретов великих исторических личностей написанных Эриксоном. Позже (в 1969году) из под его пера вышла книга «Истина Ганди» (которая к сожалению еще не была переведена на русский язык). Эриксона интересовали люди создавшие свою идентичность и передавшие ее миллионам других людей. Эта книга, с одной стороны подвела итог определенного этапа исследования проблем поздней юности и раннего совершеннолетия, интересовавшего Эриксона многие годы, а с другой - является уникальным примером исследования выполненного в рамках новой методологии психоистории. Ее издание, по сути, означало рождение психоистории, как отдельной дисциплины и научного подхода к изучению истории.