Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

ÓРассохина Настя, 11 А.

Kozyavka@inbox.ru

Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

В середине 50-х годов наступил новый этап в развитии нашей страны. Никита Сергеевич Хрущев, успешно раскритиковав культ личности Сталина, становится главой страны и наступает период так называемого "потепления".

В развитии культуры проявлялись противоречивые тенденции.  Общий подход к культурной       сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по гуманистическому звучанию повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". В ней ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот "простой советский человек", именем которого клялись сталинисты всех мастей.

Солженицын был среди первых писателей, открыто заговоривших о массовых репрессиях в нашей стране. За его плечами были уже годы преследований и опыт узника лагеря.

Его произведения поражают реализмом и глубиной мысли. Автор широко использует деталь - речевую, бытовую, психологическую. Он пишет простым языком, не прибегая к каким-либо сложным литературным приемам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказ написан с использованием именно лагерной лексики, характерных выражений и речевых оборотов.

Рассказ "Один день Ивана Денисовича" - небольшое произведение об одном из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока, но вмещает в себя жизнь всей страны, всю ее правду и горечь.

Солженицын показал всю лагерную жизнь одним днем. После чтения становится понятно, что этого одного единственного дня вполне достаточно, чтобы отразить всю лагерную жизнь. Как говорил сам автор, достаточно описать лишь один рядовой, ничем не примечательный день в мельчайших подробностях, день самого простого работяги и в нем отразится вся жизнь.

Интересен использованный при этом композиционный прием - замкнутость пространства: начало - герой просыпается, конец - засыпает. А внутри подробное описание всего того, что свершилось за день.

Лагерь - это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Писатель рассказывает о лагере как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную мораль и устоявшуюся дисциплину.

То, что описывает автор - это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобы не совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника, везде успеть, продумать каждый шаг.

Больше всего поражает то, что все это происходило не в войну, не с какими-нибудь злобными преступниками, врагами народа и т.д., а совершалось в мирное время, с обычными людьми, виновными не больше нас с вами. Просто они в нужное время оказались не в нужном месте, или при ненужных обстоятельствах. Тот же Шухов, сбежал из фашистского плена, чудом остался в живых, а его в Лагерь. За что? Этого, кажется, никто так и не понял. Просто какой-то дядя большой начальник испугался иностранных шпионов и решил всех, кто из плена бежал, в лагерь поместить, дабы секреты драгоценной Родины оставались секретами.

Получается что для страны "секреты" дороже людей. Человеческая жизнь не ценится и повсеместно приносится в жертву каким-то убеждениям, целям, задачам, в общем, найдут куда пожертвовать.

Вдобавок, все это сопровождалось отсутствием гласности. Половина страны разбросана по лагерям, и выживает в них. Другая половина живет мирной жизнью, не подозревая о существовании первой, строит социализм (вот как раз преодолела очередной рубеж!) и с благоговением и горящими патриотизмом глазами каждое первое мая выходит на площади с транспарантами: "Да здравствует великий, могучий Советский Союз и все к нему прилагающееся!".

Солженицын своим рассказом показал другую жизнь нашей страны, ее неприглядные стороны, которые долгое время никто не показывал. Красивая картинка коммунизма оказалась не такой привлекательной, какой ее описывали на протяжении всех 70 лет СССР, и Солженицын пытался показать и доказать это своими произведениями.

Он и показал, и доказал, но не всегда мог донести до широкой публики. Слишком это не вписывалось в политику тех лет. Он глубоко переживал за свою страну, которая так жестоко расправлялась с каждой его попыткой помочь ей.