Реформация Эхнатона

                      Московский городской дворец детского (юношеского) творчества.

«Реформация Эхнатона»

Автор: Кукушкин Н.С.

Ученик 7 «А» класса

Школы № 22

          Совместно с: Абрамов А.П.

                                                    

                                                    

                                                             Москва 2005

 1.Вступление

Больше других из истории древнего мира меня всегда волновал Древний Египет. Это, как всем известно, одна из древнейших цивилизаций на земле и одновременно период истории с которым до сих пор связано, может быть, самое большое количество загадок и тайн. А  выяснение истины – одна из задач археологии и истории.

Именно поэтому я выбрал для своих исследований период расцвета Египетской цивилизации и один из самых уникальных и необычных эпизодов истории «Черной станы» - так называли ее древние обитатели долины Нила-правление фараона Аменхотепа 4,более известного как Эхнатон.

Готовя этот доклад, я обнаружил, что эта тема интересует не только меня, а об Эхнатоне написано множество монографий и статей. Причем авторы, используя практически одни и те же археологические данные, приходят подчас к самым противоположным и даже фантастическим мнениям  о личности Эхнатона и роли его реформ.

Так, британский египтолог Николас Ривс говорит о реформах фараона как об умышленных злодеяниях. Зигмунд Фрейд выдвигает теорию о возможности отождествления Эхнатона и библейского Моисея, есть и гипотеза, объясняющая радикальные реформы фараона необходимостью в условиях глобальной природной катастрофы – серии извержений на о. Санторин.

В любом случае деятельность фараона совершенно уникальна для той эпохи, а я согласен с мнением крупнейшего американского египтолога Д.Г. Брэстеда, который называет Эхнатона самым замечательным из всех фараонов и  первой личностью в истории человечества. В чем же его уникальность?

             2.Что было до Эхнатона?

Египетская религия базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков.

Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян, душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Изида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Изиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

Каждую весну могучий Нил заливает большие территории на целые месяцы, даря плодородие полям, тем самым, рождая в сознании местных жителей ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни.

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла.

Если удалось создать на земле такую все себе подчиняющую мощь Египта, неужели нельзя ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти? Ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха: но и это не смерть, ибо затем Нил разливается вновь.

Надежда на то, что со смертью можно справиться, породила культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусства древнего Египта. А так как больше всех о своем бессмертии заботился фараон, то идея цикличности жизни переплелась с обожествленным верховным правителем Египта. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решения, оно уже сравнительно мало видоизменялось.

Воплощенная в боге Осирисе идея произрастания и созревания побудила религиозное сознание сделать из него символ зарождения жизни. Таким образом, зерно, которое раскалывается, чтобы освободить росток жизни, приобрело двойную аллегорию смерти и возрождения. Затем жрецы делают Осириса богом-защитником мертвых.

Солнце умирает только для того, чтобы ожить. Осирис превращается в растерзанный труп только для триумфального восстановления. Сама природа преподносит идею циклического течения жизни.

Веря в свое чудесное Воскрешение, египтяне брали с собой в могилу все, что, как им казалось, может пригодиться в загробной жизни, начиная от кроватей и кушеток до ручных зеркалец и флаконов с духами. По мере того, как развивался этот обычай, богатые и власть имущие стали брать с собой в могилу так называемых "слуг", но не живых людей, а резные фигурки, которые, как им представлялось, возьмут на себя все заботы о них в потустороннем мире.

Твердая вера египтян в жизнь после смерти была той силой, с помощью которой им удавалось возводить сооружения таких монументальных масштабов.

Восходящее солнце ассоциировалось с рождением и новой жизнью. Богом восходящего солнца был Гор. Богом солнца в зените был Ра. Солнце представлялось древним египтянам неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Дух фараона после смерти взбирался в небо по наклонной линии солнечного луча. "Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтоб Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра".

Каждый правящий фараон считался живым воплощением бога Гора, божества изображавшегося в виде человека с головой ястреба. При погребении фараона произносилась молитва: "И ястреб улетел в небеса, и вот уже другой на его месте". Это заклинание утверждает преемственность событий.

Храмы главных богов владели громадными имениями и жрецы имели большое влияние на жизнь государства и даже на фараона.

Таков был Египет до правления Аменхотепа 4.В чем же заключались его реформы?

      3.Реформы Эхнатона

                 

Уже через год после воцарения Аменхотеп IV добавил к своему тронному имени слова "Единственный для Ра". Он осмелился покуситься на религиозную традицию - самую консервативную силу того времени.

Несомненно, что начинающий реформатор был незаурядным мыслителем, обладающим к тому же большим поэтическим даром. Он создает философскую концепцию мира - "слова Ра были познаны мною в сердце". Он приписывает веру Ра, как ее источнику и объявляет себя самого проводником его откровений.

Молодой царь принял титул "Великого ясновидца", который носил и верховный жрец Ра в Гелиополе. Внешний символ нового бога Атона вошел в резкое противоречие с традицией, но он был доступен пониманию каждого. Не позднее второго года местопребывание двора в Фивах получило название "Замок ликования на небосклоне". Новое божество не могло обходиться без святилища и Аменхотеп IV строит храм Атона в Фивах, в саду Амона между Луксором и Карнаком - величественное здание "Сияние Атона Великого". Завистливо смотрело жречество Амона на возвышение и растущее богатство чуждого им бога, но остановить обладающего сильным характером правителя, опиравшегося на поддержку жрецов Мемфиса и Гелиополя, не могло.

Однако в народе новые веяния почти не ощущались, никаких видимых признаков отрицания старых богов незаметно и в конце третьего года царствования. Солнце изображалось еще в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом.

В конце четвертого года правления отношение царя к солнцу и старым богам резко изменилось. Солнечное имя стали писать в двух картушах, как и имя царя. Вслед за "воцарением Солнца" резко изменилось и его изображение - теперь это круг с Уреем - священной змеей - спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах - образ зримого солнца.

Кардинально изменились и изображения самого царя. Если раньше фараоны представали в образе бога с мощным телом, с торжественной осанкой, с идеализированными портретными чертами, то колоссальные статуи Аменхотепа IV (их было около ста, которые когда-то обрамляли двор храма Атона) демонстрируют явный разрыв с тысячелетними канонами. Фараон изображен необычно, традиционны лишь одеяние, головной убор, да скрещенные руки на груди с атрибутами власти - плетью и жезлом. Царь показан болезненным человеком с исхудавшим лицом, длинной тощей шеей, одутловатым животом. Тонкая талия резко контрастирует с пухлыми бедрами. Большой нос, полузакрытые веками глаза, крупный рот с отвислой нижней губой и слегка выступающей верхней - все это, несомненно, воспроизводило подлинные черты Аменхотепа IV, но было передано с явно подчеркнутой заостренностью, заключало в себе элементы шаржа.

Можно представить, какое недоумение, возмущение и страх вызвала подобная манера изображения у современников - фараон - слабый человек! Между тем, несомненно, что требование именно такого решения образа, предельно близкого к натуре, беспощадного в стремлении к искренности, исходило от самого "живущего правдой" - излюбленный эпитет к имени Аменхотепа IV. Специалисты - искусствоведы (М.Э. Матье и др.) считают, что для реформатора, вступившего в серьезную борьбу, хороши все средства для подрыва авторитета жрецов и введение нового стиля было закономерным шагом на пути разрушения закостеневшего набора догм в религии и искусстве.

Необычная трактовка образа царя вызвала яростное негодование жречества и старой аристократии. Вряд ли этот шаг получил одобрение и у широких масс - нелегко было пошатнуть тысячелетние культы старых богов и связанные с ними привычные представления. Логическим следствием этого могло быть нарастание ожесточенной борьбы - жрецы объявили царя еретиком, а царь решил окончательно порвать со старыми богами и традициями. Недовольство фиванского жречества лишь ускорила принятие фараоном крутых мер - Аменхотеп IV решил сделать Атона фактически единственным богом и порвать со старой столицей.

 В стремлении покончить с многобожием. Фараон решительно рвет с культом Амона и других богов, оставляет ненавистные Фивы и начинает строительство новой столицы. Из титула царя  было убрано все, что напоминало о прежней столице и ее боге. Вместо Аменхотеп ("Амон доволен"), царь принял имя Эхнатон (что означало "Полезный Атону", "Угодный Солнцу").

Место для новой столицы было выбрано в Среднем Египте, в 450 км от Фив, на правом (восточном) берегу Нила. Эхнатон объявил, что место для нового города указано ему самим Солнцем. Фараон поклялся построить здесь храмы, дворцы и гробницы и назвал будущую столицу Ахетатон - "Горизонт Атона" или "Небосклон солнца". Об этом событии повествуют нам красноречивые свидетели далекого прошлого – четырнадцать каменных плит, обозначавших границы столичного округа.

  Положение Эхнатона было необычайным даже для египетского фараона, подданные молились и Солнцу, и его сыну, и великой царице. Изображения царского семейства под лучезарным Солнцем помещали в парадных залах и жилых домах для поклонения им. Главные жрецы прислуживали царю у солнечных жертвенников, согнувшись в три погибели, сам верховный сановник бежал перед колесницей. Вельможи хором воспевали царя как источник богатства, как свое повседневное питание, как свою благую судьбу. Среди окружавших фараона лиц много выходцев из "немху", которые составили прочную опору царя-преобразователя.

    Огромные богатства сосредотачиваются теперь в хозяйствах солнечных храмов - их было несколько в Фивах, Мемфисе, Гелиополе, в городах Атона в Нубии и Сирии. Солнце имеет свою житницу, свое казнохранилище, свой флот и мастерские, стада, пашни и виноградники. Знание единственного бога было достоянием одного Эхнатона, только он может открыть имя бога. Солнце посвятило его в свои замыслы и явило свою силу. В сложенном самим фараоном гимне он восклицал: "Твоя сила, твоя мощь остаются в моем сердце".

Незадолго до начала двенадцатого года Эхнатон решил окончательно порвать с прошлым. Объявлена война всем старым богам, переделано имя Солнца - в титуле остались только слова "Ра-отец, пришедший как Атон". Имя отверженного Амона истреблялось везде: на стенах храмов, на вершинах колонн, в гробницах, на изваяниях, на погребальных плитах, на предметах дворцового обихода, даже клинописных посланиях иноземных властителей. Не пощадил Эхнатон имен отца и прадеда. Уничтожались изображения старых богов и иероглифы, обозначающие само слово "боги", стесывались даже изображения гуся и барана: из письма изгонялись знаки, отождествляемые с Амоном,  Мут,  Хонсу,  Маат и другими богами.

  Конец самого Эхнатона тоже окутан флером тайны. Некоторые исследователи не исключают, что великий реформатор пал жертвой козней своих противников. Другие же убеждены, что смерть пришла к Эхнатону на 18-м году правления вполне естественным путем. Все семейство фараона, в том числе и он сам, не отличались крепким здоровьем. Последствия брачного союза сестер и братьев обычно сказывались через несколько поколений династии - в этом причина болезненности царственной семьи и не вполне нормального их сложения.

Мы не знаем, отказался ли Эхнатон от чрезмерно сурового и последовательного следования единобожию, пошел ли он на уступки традиционной идеологии в последнее время своей жизни. Многое говорит за то, что реставрация культов старых богов произошла не сразу, некоторые сдвиги в религии наметились еще при Эхнатоне. К этому побуждала фараона-преобразователя прежде всего внешнеполитическая обстановка.   Ослабление "мирового" владычества, конечно, вызвало недовольство, прежде всего военной знати.

   В последний год своего правления фараон назначил Сменхкара своим соправителем. Первый преемник Эхнатона в своих первоначальных надписях ссылается на любовь к нему фараона - "властителя доброго". Однако вскоре после смерти тестя Сменхкара вынужден был пойти на компромисс с приверженцами старины - из царской титулатуры исчезают ссылки на Атона и на любовь Эхнатона. Однако новая столица не покинута, продолжаются строительные работы во дворце и на вельможном кладбище. В стране начинает складываться своеобразное двоеверие.

Молодой фараон ненадолго пережил своего тестя, он царствовал не более четырех лет и внезапно исчез, как и его жена.

Второй преемник и зять, 8-9-летний Тутанхамон, продолжал поклоняться лучистому солнцу, хотя и чтил одновременно старых богов. Позже он вернул старые порядки и стал называться  Тутанхамоном. Начинается восстановление старых храмов и возвращение  их местной знати.

  Ненависть к Эхнатону и торжество победившей реакции наиболее полно проявились в попытке уничтожить всякую память о реформаторе и его деяниях. Покинутый Ахетатон был разрушен до основания, великолепные статуи и рельефы были разбиты, гробницы опустошены. Враги Эхнатона позаботились и о том, чтобы даже имени его не осталось в памяти потомства. Имя Аменхотепа IV было вычеркнуто из официальных летописей; в случае необходимости (например, на суде) его называли не иначе как "преступник из Ахетатона". В одном гимне, дошедшем до нас со времен торжества реакции, поэт, видя запустение Ахетатона, восклицает: "Ты настигаешь того, кто преступает против тебя. Горе восстающему на тебя!  Твой град непоколебим, а преступивший против тебя повержен. Мерзок восстающий на тебя, где бы то ни было. Солнце незнающего тебя заходит..., двор преступающего против тебя во мраке, когда вся земля освещена".

    Немилость сторонников старых порядков навлекли на себя и Сменхкара, и Тутанхамон, и Эйе. Что им поставили в вину - причастность ли к делу Эхнатона, уважение ли его памяти и почитание Солнца, или просто родственные узы - установить невозможно. Но только все четверо не считались впоследствии законными фараонами. Их годы правления прибавлены к годам царствования Хоремхеба, который в списке Манефона наследует сразу Аменхотепу III.

4.Искусство Египта во время правления Эхнатона

По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «Амарнским».

Арабское селение, название которого происходит от слова Телль («холм») и наименования арабского племени аль-Амран, на восточном берегу Нила, недалеко от города Маллави в Среднем Египте. В этом пустынном месте, с одной стороны граничащем с обрабатываемыми землями и защищенном горами с востока, Аменхотеп IV основал новую столицу государства. Это произошло после того, как, приняв имя Эхнатона, он порвал со жрецами Амона и установил государственный культ бога Атона (солнечного диска). Место для столицы в XV номе Верхнего Египта было выбрано не случайно - оно располагалось на полпути от древнего Мемфиса к Фивам и прежде не было посвящено какому-либо божеству.

Город был окружен пограничными стелами, одиннадцать из которых сохранились на своих местах на склонах гор, окружающих город с востока. Еще три были найдены на западном берегу Нила: фараон включил в территорию города часть плодородных земель на левом берегу реки. Три стелы относятся к четвертому году правления фараона, остальные — к шестому. Тексты на стелах рассказывают о мерах, предпринятых для обозначения границ города, и предостерегают тех, кто вознамерится разрушить стелы. На стеле, относящейся к восьмому году правления Эхнатона, высечена клятва царя не расширять границы территории Атона. Весь город вместе с храмовым комплексом и царским дворцом был построен за неполных 10 лет. После смерти царя город был заброшен — его преемник вновь сделал столицей Фивы. Последний фараон XVIII династии, Хоремхеб, велел разрушить святилище Атона. Короткий период Амарнской реформы был весьма существен для культуры Египта. На клинописных табличках из царских архивов сохранилась переписка с вавилонскими, хеттскими, Митаннийскими царями, а также сирийскими и финикийскими вассалами Египта: эти памятники представляют собой бесценный исторический документ. Они были найдены в 1897 г. феллахами, долгие годы распоряжавшимися ими по своему усмотрению. Было обнаружено около 320 табличек, что побудило продолжить здесь систематические раскопки.            Эти археологические работы открыли новую страницу в истории Египта. Эпиграфические документы и замечательные произведения искусства позволяют сегодня более или менее точно восстановить уникальную страницу египетской истории: восстание царя против многовековых религиозных традиций. И по сей день в истории правления Аменхотепа IV- Эхнатона остается много неясного. Неизвестна точная продолжительность его правления, поскольку неизвестно сколько лет он царствовал совместно со своим отцом, Аменхотепом III. Неясны и его родственные связи с преемниками, Семнехкара и Тутанхамоном. Не менее темен вопрос и о его совместном правлении со Семнехкара. Неясен и заключительный период Амарнской реформы. По всей видимости, в последние годы правления Эхнатона царица Нефертити впала в немилость и жила вместе с Тутанхамоном в «северном дворце». Там она и умерла, и ее имя в надписях позднее было заменено именем ее дочери Меритатон.

Самое интересное сооружение Амарны — большой храм, посвященный Атону. Он состоял из нескольких независимых священных ансамблей, занимавших  значительную территорию, ориентированную с запада на восток. Внешний облик храма известен благодаря изображениям на стенах Амарнских гробниц. План храма удалось восстановить благодаря тому, что Амарнские зодчие прорубили в скальном грунте траншеи для фундамента храмовых стен. Траншеи заполнялись известкой, на которую черной краской наносились четкие контуры стен всех будущих построек. После закладки фундамента вся поверхность была покрыта песком до уровня, обозначенного слоем нильского ила. Стены в Амарне строились из небольших известняковых блоков, скреплявшихся тем же раствором, что и фундамент. Слой ила не выдержал разрушительного натиска врагов Атона, но под слоем песка сохранился детальный план всех сооружений.                 Его тщательное изучение позволило восстановить и внешний вид, и план этого уникального сооружения. За пилоном с мачтами находился гипостильный зал, над центральным нефом которого не было перекрытия. Далее располагались многочисленные дворы, разделенные пилонами без мачт или портиками. Внутри дворов находилось множество алтарей, иногда стоявших на цоколях из сырцового кирпича; они были ориентированы по оси храма, по четыре в ряд. Последний зал, называвшийся Гем-Атон, предназначался для литургической церемонии встречи с Атоном. По сторонам от храма располагались две прямоугольные платформы. На южной находился  «Дом хвалы», где Атону делались приношения. В северной части комплекса, за алтарем для заклания жертвенных животных и залом для подношений, находилось святилище, где Атону поклонялся и приносил жертвы сам царь.            В горах к востоку от Амарны найдены двадцать пять скальных гробниц, некоторые с прекрасными колоннами, высеченными в скале. Основываясь на планах и форме погребальных камер и колодцев, среди них выделяют пять типов гробниц. Одной из самых  важных является гробница казначея и смотрителя царского гарема Хуиа, слуги «великой царской супруги» Тэйе. За ней следует гробница царского писца Мерира и другого Мерира — великого жреца солнечного диска, а также гробница начальника полиции Маху. И, наконец, гробница жреца и носителя царского опахала Эйе, ставшего позднее царем и построившего себе вторую гробницу в Фивах. В его Амарнской гробнице найден текст «гимна Атону», автором которого был, скорее всего, сам Эхнатон.               Когда столица была перенесена из Ахетатона, город был разрушен по приказу Хоремхеба. От более поздних времен не сохранилось никаких следов жилых построек, только маленький храм на берегу Нила в южной части города, реконструированный при XX и XXVI династиях. Во времена римлян между остатками города и храмом Мару Атон был построен военный лагерь.             Копты превратили в часовню одну из самых примечательных скальных гробниц, принадлежавшую Панехеси, «великому служителю Атона», «второму пророку», «смотрителю стад и зернохранилищ Атона» и верховному сановнику царя Нижнего Египта. Они пристроили к ее фасаду стену и расширили одну из погребальных ниш, превратив ее в баптистерий.

 Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния.

Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния. Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру.

            5.Гробница Эхнатона

 Нам по сей день неизвестно, где и когда умер Эхнатон, основатель «Горизонта Атона» и творец Амарнской реформы. Гробница, обнаруженная Дэвисом в 1907 г. в Долине Царей между гробницами Хоремхеба, Тутмоса IV и Мернептаха, прежде считалась принадлежащей либо царице Тэйе, матери Аменхотепа IV, либо ему самому, либо Семнехкара.

Знаменитый английский антрополог Эллиот Смит счел найденную там мумию мумией Эхнатона, но спустя несколько лет другой антрополог, Д. Э. Берри определил ее как мумию гораздо более молодого человека (Семнехкара).

Есть еще одно возможное объяснение загадки гробницы Эхнатона. Барсанти при раскопках в Амарне обнаружил скальную гробницу, предназначавшуюся для всей царской семьи. Ничего удивительного в этом нет: царь, всячески подчеркивавший свою любовь к жене и детям, приготовил себе гробницу, согласно традиции своих предшественников, но хотел быть погребенным в ней вместе со своей семьей.

Найденная в Амарне гробница Эхнатона была полностью разрушена. Обломки гранитного саркофага с именем Мекетатон позволяют считать, что принцесса все-таки была здесь похоронена. Можно предположить, что первоначально здесь был также погребен сам царь. Позднее Хоремхеб, стремясь уничтожить все следы Амарнской реформы, разрушил и залил известью все святилища Эхнатона. Тогда верные прежнему фараону люди перенесли его мумию в Фивы и похоронили в гробнице царицы Тэйе. Возможно, во время перевозки и тайных похорон мумию фараона перепутали с мумией его наследника. Такое решение проблемы кажется приемлемым.

          По мнению Николаса  Ривса, одного из самых авторитетных исследователей  истории Древнего Египта, большая часть сокровищ из найденной в 1922 г. в Долине Царей гробницы Тутанхамона - около 80% великолепных образцов искусства Древнего Египта, на протяжении уже почти ста лет поражающих воображение нескольких поколений посетителей музеев - использовалась для погребения вторично. Эти вещи были частично переработаны, а изначально они предназначались для других царственных покойников: Эхнатона и его жены Нефертити.

  Вот как Н.Ривс реконструирует события той эпохи: Тутанхамон занимает престол после смерти Эхнатона и его загадочного наследника Сменхкары, - вероятнее всего, это была Нефертити, взявшая себе мужское имя. Спустя некоторое время останки царской семьи из некрополя в Эль-Амарне, которая была практически полностью заброшена, перевозятся в традиционное место захоронения фараонов и цариц - в Долину Царей, вблизи Фив. Но внезапная смерть Тутанхамона прервала перезахоронение останков, и часть погребальных сокровищ, принадлежавших предшественникам молодого царя, мумии которых ожидали погребения в долине, досталась молодому фараону, которому не успели подготовить ни саркофага, ни необходимого содержимого для него. Оставшиеся невостребованными сокровища из гробниц Эхнатона и его супруги помещают в новые усыпальницы, созданные для перезахоронения давно умерших царей.

Возможно, тайна гробницы Эхнатона так и останется неразгаданной, пока не будут найдены новые находки…

                                 6. Выводы

За первые двенадцать лет правления Аменхотепа IV в Египте произошел настоящий переворот. Потрясены были древние устои, уничтожено вековое господство Фив. Столицей стал новый город, выросший со сказочной быстротой в пустынном захолустье. Амон сделался предметом преследования, вместо сонма тысячи богов почитали одно Солнце, да и то под новым именем и в невиданном образе. Изобразительное искусство отошло от многовековых канонов. В литературный египетский язык влился разговорный новоегипетский.           Громадные изменения за короткий срок! Однако пределы человеческой жизни слишком малы, чтобы втиснуть в них коренные изменения в обычаях и вере народа.           Солнцепоклоннический переворот не смог истребить тысячелетние догмы - реформа не дала ничего существенного средним слоям, а бедняков лишила надежды на заступничество Амона и загробное воздаяние в царстве Осириса. Господство номовой знати и жречества имело весьма прочные корни в экономике и идеологии.           Однако тут же оказалось, что полный возврат к прошлому в сфере общественно-политических отношений, в области идеологии и культуры невозможен.           Новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, бюрократией и жречеством утвердились после ликвидации Амарнской реформы. Прежде всего, новый фараон Хоремхеб не допустил террора и насилия по отношению к новым выдвинувшимся слоям. Решительными мерами пресекаются казнокрадство, взяточничество и лихоимство должностных лиц.  Более того, Хоремхеб по сути продолжил политику Эхнатона по выдвижению на государственную службу многих представителей средних слоев. Еще более жизненным оказалось наследие Ахетатона в области культуры и искусства.                      Однако мне не хотелось бы оценивать роль реформ Эхнатона в рамках истории древнего Египта. Мне кажется  удивительным сам факт возникновения идеи единобожия в эпоху господства языческой культуры и многобожия, а история человечества пока не знает личностей, выдвигавших  монотеистические лозунги ранее Эхнатона. Его переворот отразился на духовной жизни всего древнего мира. Художники и скульпторы не могли забыть то, что дало им освобождение от застывших канонов. Вспышки свободомыслия, формирование монотеизма, поэтическое творчество авторов библейских текстов - все это возникло не без воздействия деятельности и интеллекта фараона-солнцепоклонника. Брэстед даже называет его "первой личностью в истории", пропагандировавшей идеи, далеко превосходившие понимание его века. До сих пор не утихают споры вокруг Эхнатона. Одни считают его фанатиком, чьи бредовые идеи могли принести только раздоры и ослабление государства; другие, наоборот  восхищаются этим необычным фараоном - поэтом и бесстрашным человеком, восставшим против традиции.           Мы видим, что истребить память о фараоне-реформаторе  не удалось. Противники считали, что от новшества "мятежника из Ахетатона" ничего не останется, и даже имя его навсегда забудут. К счастью, они просчитались. Удивительный человек, живший 34 века назад, по-прежнему волнует наше воображение.

                                                 

                                     

                                   ЛИТЕРАТУРА

1. Н.И.Майоров  Самый замечательный из всех фараонов…

2. Афанасьева З.К. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

3. Брэстед Д.Г. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания М., 1915.

4. Гулиа Г. Фараон Эхнатон. М., 1982.

5. Монтэ П.   Египет Рамсесов    М., 2002.

6. Кацнельсон И.С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М., 1979.

7. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.

8. Лауэр Ж.- Ф. Загадки древнеегипетских пирамид. М., 1966.

9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.-Л., 1965.

10. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. М.,1996

11. К. В. Керам   Боги, гробницы, ученые М., 2002