Реформы Петра Великого

                РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

                     Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................. 1

1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА ПЕТРА ВЕЛИКОГО......... 1

2. ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ................. 2

3. ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ................................. 4

4. ВОЕННАЯ РЕФОРМА................................... 5

     4.1. МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ........... 5

     4.2. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ................ 5

     4.3. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ............................ 6

     4.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ................... 7

5. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ............... 8

6. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ.................................. 10

7. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА................................ 11

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО....... 12

                   ВВЕДЕНИЕ

    В первой четверти  XVII  в.  был  осуществлен  целый

комплекс реформ,  связанных c перестройкой центральных и

местных органов власти и управления, областей культуры и

быта,  а  также происходит коренная реорганизация воору-

женных сил. Почти все эти изменения происходили во время

правления Петра  I и имели огромное прогрессивное значе-

ние.

          1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И РЕФОРМА ПЕТРА ВЕЛИКОГО.

    Огромное влияние  на  реформы Петра имела война.  Он

почти не знал мира:  весь свой век он воевал  с  кем-ни-

будь:  то  с  сестрой,  то  с Турцией,  Швецией,  даже с

Персией. Петру достались от его предшественников две за-

дачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы

обеспечить внешнюю безопасность  государства:  во-первых

надо  было  довершить  политическое объединение русского

народа, едва не половина которого находилась за предела-

ми Русского государства;  во-вторых предстояло исправить

границы государственной территории,  которые с некоторых

сторон  были  слишком открыты для нападения.  Разрешение

этих задач до Петра было только начато.  Вторая  задача,

территориальная,  еще до него приводило Московское госу-

дарство к столкновениям с двумя врагами:  со Швецией,  у

которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского

моря, и с крымскими татарами, т. е. с Турцией. Петр, на-

чиная  свою деятельность,  прямо вступил в это сочетание

международных отношений,  до него создавшееся.  В начале

царствования он также обратил все свои усилия и народные

силы на юг,  следовательно, поставил своей ближайшей за-

дачей  исправление  и  ограждение  южной  границы  госу-

дарственной территории.  Для этого надо было укрепить за

собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. На

Азовском море появился первый русский флот; там возникли

верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе пе-

                         - 2 -

ременились.  В северной и средней Европе после Тридцати-

летней  войны  в международных отношениях главенствовала

маленькая Швеция.  Ее преобладание тяжелым гнетом  ложи-

лось особенно на государства,  близкие к Балтийскому мо-

рю,  на Данию,  Польшу и Московию. Дания и Польша искали

себе третьего союзника в Московии,  которая считала себя

обобранной после Кардисского мира 1661 г.,  невозвратив-

шего ей ни Ингрии,  ни Карелии.  Это заставило Петра по-

вернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского  морей

к Балтийскому морю,  перегнать туда народные силы,  нап-

равленные на внешнюю борьбу.  Новой столицей государства

суждено  было стать не Азову или Таганрогу,  а С.-Петер-

бургу.  Таким образом,  задача исправления южной границы

была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.

          2. ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ НА РЕФОРМЫ.

    Самое глубокое Полтавской  победы  сказалось  не  на

внешней  политике,  а в ходе внутренних дел.  На очередь

стало гражданское  правление.  Обер-инспектор  ратушного

правления предупреждал Петра, что война приблизила народ

к конечному разорению и  необходимо  ослабить  взыскание

накопившихся недоимок, от которого идет "превеликий все-

народный вопль".  До этого момента все  управление  было

направленно  к  целям войны и превратилось в генеральный

штаб и военную кассу.  До Полтавы можно отметить  только

два законодательных акта устроительного характера: указы

30 января 1699 г.  - о восстановлении земских учреждений

и  18 декабря 1708 г.  - о разделении государства на гу-

бернии. Петр не получил такого политического воспитания,

чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недои-

мок мог сам  по  себе  его  тронуть.  Но  другие,  менее

чувствительные соображения побуждали его обратить внима-

ние на эту проблему.  Он по-прежнему оставался туг к по-

ниманию  нужд  народа,  но  стал более чутким к условиям

своего международного положения. Победы при Лесной и под

Полтавой показали,  что главное дело было сделано, регу-

                         - 3 -

лярная армия создана;  создался и балтийский флот.  Ту и

другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уров-

не и даже приподнимать по возможности.  Полтава выводила

Петра  на  большую европейскую дорогу,  грозившую новыми

расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступа-

ла новым международным могуществом, следовательно приоб-

ретала врагов во всех старых друзьях. Военный и диплома-

тический  престиж надобно было дорого оплачивать.  Между

тем источники государственных доходов истощались, накоп-

лялись  многолетние недоимки.  Курбатов,  обер-инспектор

ратушного правления,  грозил, что при строгом их взыска-

нии многие плательщики скоро совсем выбьются из сил. Че-

рез пять месяцев после Полтавы  Петр  указал  взыскивать

только  за  два прошедших года (1707 и 1708).  В 1710 г.

сосчитали приход и расход за 1705-1707  гг.  и  открыли,

что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих

расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. весь этот де-

фицит  раскладывался на плательщиков в виде дополнитель-

ного налога.  С каждым шагом становилось яснее, что вели

игру  не  по  карману.  Это поворачивало мысль от боевой

границы вовнутрь,  от военных операций к изысканию новых

источников казенного дохода.  Их можно было найти только

путем лучшего устроения народного труда и  государствен-

ного хозяйства.  Этот поворот и отмечен в сборнике мате-

риалов по истории Северной войны,  который  редактировал

сам  Петр.  В этот период очень заметен подъем законода-

тельной деятельности.  С 1700 г. по 1709 г. включительно

было  издано более 500 актов,  а в следующее десятилетие

их число дошло до 1238 и почти столько же их  напечатано

за  одно  пятилетие 1720-1725.  Все наиболее капитальные

законоположения Петра  относятся  ко  второй,  послепол-

тавской половине его царствования.  Война превратила его

из корабельного мастера и войскового организатора в мно-

гостороннего преобразователя.

                         - 4 -

          3. ОБЩИЙ ПЛАН РЕФОРМ.

    На первый  взгляд  преобразовательная   деятельность

Петра представляется лишенной всякого плана и последова-

тельности. Постепенно расширяясь она захватила все части

государственного строя, коснулась самых различных сторон

народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сра-

зу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа

подступала по нескольку раз,  в разное время касаясь  ее

по частям,  по мере надобности.  Преобразовательные меры

следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали

их потребности, навязанные войной. Она поставила на пер-

вую очередь преобразование военных сил  страны.  Военная

реформа повлекла за собой два рядя мер,  из которых одни

направленны были на поддержание регулярного строя преоб-

разованной  армии  и  новосозданного флота,  а другие на

обеспечение их содержанию.  Меры того и другого  порядка

изменяли положение и взаимные отношения сословий, усили-

вали напряжение и производительность народного труда как

источника государственного дохода. Нововведения военные,

социальные и экономические требовали от управления такой

усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные

и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его

прежнем  строе  и составе.  Поэтому рука об руку с этими

нововведениями и частью даже впереди их шла  постепенная

перестройка  управления  всей  правительственной машины,

как необходимое общее условие проведения прочих  реформ.

Другим  таким  общим  условием была подготовка дельцов и

умов к реформе.Для успешного действия нового управления,

как  и других нововведений,  необходимы были исполнители

подготовленные к делу,  обладающие нужными для того зна-

ниями,  необходимо было и общество, готовое поддерживать

дело преобразования,  понимающие его  сущность  и  цели.

Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного

знания, о заведении общеобразовательных и профессиональ-

ных, технических школ.

    Таков общий план реформы,  ее порядок, установленный

не  наперед обдуманными предначертаниями Петра,  а самим

ходом дела и гнетом обстоятельств.  Война  была  главным

движущим рычагом преобразовательной деятельности,  воен-

                         - 5 -

ная реформа - ее начальным моментом,  а  устройство  фи-

нансов - ее конечной целью.

          4. ВОЕННАЯ РЕФОРМА.

    Военная реформа была первоочередным  преобразованием

Петра,  наиболее продолжительным и самым тяжелым как для

него самого,  так и для народа.  Она имеет очень  важное

значение  в нашей истории;  это не просто вопрос о госу-

дарственной обороне:  реформа оказала глубокое  действие

на склад общества и дальнейший ход событий.

          4.1. МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ.

    Петр застал  русское  войско  в полном расстройстве.

Прежде солдатские и рейтарские,  распущенные по домам на

мирное  время призывались на службу в случае надобности.

Это был уже призыв отпускных или запасных,  бывалых  лю-

дей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии

для борьбы со Швецией такого запаса уже почти не остава-

лось.  Полки  пополнялись двумя способами:  или "кликали

вольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рек-

рутов по числу крестьянских дворов. Петр приказал писать

в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян,  годных к

службе,  и  даже  дал  холопам  свободу поступать в сол-

датские полки без отпуска  господ.  При  такой  вербовке

наскоро  составленные,  наскоро  обученные немцами полки

новобранцев,  по выражению бывшего в Москве в  1698-1699

г.  секретаря  австрийского  посольства Корба,  являлись

сбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей чер-

ни.  Подобным же способом составлена была и первая армия

Петра в Северную войну.  Нарва обнаружила их боевое  ка-

чество.

          4.2. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ

    После Нарвы началась неимоверная трата людей. Наско-

                         - 6 -

ро собираемые полки быстро таяли в боях,  от голода, бо-

лезней,  массовых побегов, а между тем расширение театра

военных действий требовало усиления  численного  состава

армии.  Для пополнения убыли и усиления армейского комп-

лекта один за другим следовали частичные  наборы  добро-

вольцев  и  рекрутов из всех классов общества,  из детей

боярских, из посадских и дворовых, из стрелецких детей и

даже из детей духовенства.  Армия постепенно становилась

всесословной, но в нее ставилось кое-как на ходу выправ-

ленное или совсем не боевое сырье.  Отсюда возникла пот-

ребность в другом порядке комплектования,  который давал

бы заранее и правильно подготовленный запас. Случайный и

беспорядочный набор охотников и даточных был заменен пе-

риодическими общими рекрутскими наборами, хотя и при них

иногда  повторялись  старые  приемы  вербовки.  Рекрутов

распределяли по "станциям", сборным пунктам, в ближайших

городах партиями человек в  500-1000,  расквартировывали

по постоялым дворам,  назначали из них же капралов и еф-

рейторов для ежедневного пересмотра и надзора и отдавали

их отставным, по причине ран и болезней, офицерам и сол-

датам "учить военному солдатскому строф по артикулу неп-

рестанно".  С  этих  сборных  учебных  пунктов  рекрутов

рассылали, куда требовалось, "на упалые места ", для по-

полнения  старых  полков и создания новых.  Первый такой

общий набор был произведен в 1705 г.; он повторялся еже-

годно  до 1709 г.  К концу царствования Петра всех регу-

лярных войск,  пехоты и конницы,  числилось уже  до  212

тысяч,  да 110 тысяч казаков.  Притом была создана новая

вооруженная сила, незнакомая древней Руси, - флот,

          4.3. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

    С началом северной войны азовская эскадра была  заб-

рошена потом потеряно и само азовское море. Поэтому, все

усилия Петра обратились на создание  балтийского  флота.

Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет 80 боль-

ших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодей-

нопольская  верфь  спустила 6 фрегатов:  это была первая

                         - 7 -

русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу

царствования  балтийский флот насчитывал в своем составе

48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких  су-

дов с 28 тысячами экипажа.

    Для управления, комплектования, обучения, содержания

и  обмундирования этой регулярной армии был создан слож-

ный военно-административный механизм с коллегиями  Воен-

ной,  Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с гене-

рал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцеля-

рией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным

комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для

приема  рекрутов и их размещения по полкам,  для раздачи

войску жалования и снабжения его оружием, обмундировани-

ем и лошадьми.  Сюда надо еще прибавить генеральный штаб

во главе с генералитетом.  Расходы на  содержание  армии

составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.

          4.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

    Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом

военной истории России,  если бы она не отпечаталась так

сильно  на социальном и нравственном складе русского об-

щества и даже на ходе политических событий. Она требова-

ла средств для содержания преобразованных и дорогих воо-

руженных сил и особых мер по поддержанию их  регулярного

строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повин-

ность  на  неслужилые  классы,   сообщая   новой   армии

всесословный состав,  изменяли установившиеся обществен-

ные  соотношения.  Дворянству,  составлявшему   основную

массу прежнего войска,  приходилось занять новое служеб-

ное положение,  когда в ряды преобразованной армии стали

его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и хо-

лопами своих господ,  а такими же рядовыми, какими начи-

нали службу сами дворяне.

                         - 8 -

          5. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

    С 1708 г.  Петр начал  перестраивать  старые  органы

власти и управления и заменять их новыми. В результате к

концу  первой  четверти  XVIII  в.  сложилась  следующая

система органов власти и управления.

    Вся полнота законодательной,  исполнительной,  и су-

дебной  власти  сосредоточилась  в руках Петра,  который

после завершения Северной войны получил титул  императо-

ра.  В 1711 г.был создан новый высший орган исполнитель-

ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны-

ми  законодательными  функциями.  Он принципиально отли-

чался от своего предшественника - Боярской думы.

    Члены совета назначались императором. В порядке осу-

ществления исполнительной власти  Сенат  издавал  указы,

имевшие  силу  закона.  В  1722  г.  во главе Сената был

поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт-

роль за деятельностью всех правительственных учреждений.

Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу-

дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров,

назначаемых во все правительственные учреждения.  В пер-

вой  четверти  XVIII в.  к системе прокуроров добавилась

система фискалов,  возглавляемая оберфискалом. В обязан-

ности  фискалов входило донесение обо всех злоупотребле-

ниях учреждений и должностных лиц,  нарушавших "казенный

интерес".

    Никак не соответствовали новым  условиям  и  задачам

приказная система,  сложившаяся при Боярской думе.  Воз-

никшие в разное время приказы  (Посольский,  Стрелецкий,

Поместный,  Сибирский,  Казанский, Малороссийский и др.)

сильно  различались  по  своему  характеру  и  функциям.

Распоряжения  и  указы  приказов  зачастую противоречили

друг другу,  создавая невообразимую путаницу  и  надолго

задерживая решение неотложных вопросов.

    Взамен устаревшей системе приказов в  1717-1718  гг.

было создано 12 коллегий, каждая из которой ведала опре-

деленной отраслью или сферой  управления  и  подчинялась

Сенату.  Главными  считались три коллегии:  Иностранная,

Военная и Адмиралтейство.  В компетенцию Комерц-,  Ману-

фактур-  и  Берг-коллегии входил вопросы торговли и про-

                         - 9 -

мышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле-

гия  - доходами,  Штатс-коллегия - расходами,  а Ревизи-

он-коллегия контролировала поступления доходов, сбор по-

датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж-

дениями отпущенных им сумм.  Юстиц-коллегия ведала граж-

данским   судопроизводством,   а  Вотчинная, учрежденная

несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан

еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени-

ем;  ему подчинялись магистраты и ратуши  всех  городов.

Коллегии  получили право издавать указы по тем вопросам,

которые входили в их ведение.

    Кроме коллегий  было создано известное число контор,

канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы-

ли также четко разграничены.  Одни из них,  например Ге-

рольдмейстерская  контора,  ведавшая  службой  и  произ-

водством  в чины дворян;  Преображенский приказ и Тайная

канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле-

ниях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент,

Соляная контора,  Межевая канцелярия и др. - подчинялись

одной из коллегий.

    В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка  органов

власти и управления на местах.  Страна была разделена на

8 губерний,  различавшихся по  территории  и  количеству

населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии

своим размером мало отличались от современных  областей,

а  Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный

центр,  территорию современных Владимирской, Ивановской,

Калужской,  Калининской,  Костромской,  Московской,  Ря-

занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи-

ла почти половина всего населения страны. В число губер-

ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и

Сибирская.

    Во главе губернии стоял назначаемый  царем  губерна-

тор,  сосредоточивавший  в  своих руках исполнительную и

судебную власть. При губернаторе существовала губернская

канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор

подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол-

легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоре-

                         - 10 -

чили друг другу.

    Губернии в  1719  г.  были  разделены  на провинции,

число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во-

евода с канцелярией при нем.  Провинции, в свою очередь,

делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной  кан-

целярией.  Некоторое  время в царствование Петра уездная

администрация была заменена на выборным земским комисса-

ром из местных дворян или отставных офицеров.  Его функ-

ции ограничивались сбором подушной  подати,  наблюдением

за выполнением казенных повинностей,  задержанием беглых

крестьян.  Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной

канцелярии.  В  1713  г.  местному  дворянству было пре-

доставлено выбирать по  8-12  ландратов  (советников  от

дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по-

душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро-

вавшие в  них воинские части наблюдали за сбором податей

и пресекали  проявления  недовольства  и  антифеодальные

выступления.

          6. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

    Роспись чинов 24 января 1722 г.,  Табель  о  рангах,

вводила новую классификацию служащего люда.  Все новоуч-

режденные должности - все с иностранными названиями, ла-

тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены

по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и

придворный,  с  разделением  каждого  на 14 рангов,  или

классов:  6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до ка-

питана в армии и от коллежского регистратора до титуляр-

ного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских -

от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора

до статского советника в  гражданской  службе;  3  гене-

ральских  -  от генерал-майора до фельдмаршала в армии и

от действительного статского советника до действительно-

го  тайного советника в гражданской службе.  Аналогичная

лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид-

ворной службе.

                         - 11 -

    Этот учредительный акт реформированного русского чи-

новничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и

выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро-

дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та-

бели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по

себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку

никакого положения:  людям знатной породы никакого поло-

жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не

покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдаш-

нему  словотолкованию)  не  получат".  Потомки русских и

иностранцев,  зачисленные по этой табели в первые 8 ран-

гов  (до  майора  и  коллежского асессора включительно),

причислялись к "лучшему старшему  дворянству  во  всяких

достоинствах  и авантажах,  хотя б они низкой породы бы-

ли".  Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к

дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

          7. ЦЕРКОВНАЯ  РЕФОРМА

    Церковная реформа играла важную роль  в  утверждении

абсолютизма. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр зап-

ретил избирать ему преемника.  Управление церковью пору-

чалось одному   из  митрополитов,  выполнявшему  функции

"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патри-

аршество было ликвидировано, для управления церковью был

создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная

коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой

Духовной коллегии являлся обер-прокурор, назначаемый им-

ператором из числа высокопоставленных чиновников.

    Сторонник петровских преобразований архиепископ Фео-

фан Прокопович  написал  "Духовный регламент",  изданный

как законодательный акт.  В нем обосновывалась церковная

реформа, определялись  функции Синода по управлению цер-

ковью. Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоя-

тельной роли церкви.

    Параллельно с этим государство усилило  контроль  за

доходами церкви с монастырских крестьян,  систематически

                         - 12 -

изымало значительную часть их  на  строительство  флота,

содержание армии,  школ и др. Запрещалось создание новых

монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.

Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной ие-

рархии и черного духовенства и явились одной из  главных

причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

          8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

    Это далеко не полный обзор преобразовательской  дея-

тельности Петра,  здесь  не упомянуты ни меры по общест-

венному благоустройству и народному образованию,  ни пе-

ремены в понятиях и нравах,  вообще в духовной жизни на-

рода. Как было выше сказано, реформа по своему исходному

моменту была военно-финансовая. Но рассмотрение развития

России в первой четверти XVIII  в.  показывает  масштабы

изменений, которые произошли за этот период. Значительно

выросла территория страны, после многих веков борьбы она

получила выход к морю,  ликвидировав политическую и эко-

номическую изоляцию,  вышла  на  международную  арену  и

превратилась в великую европейскую державу.