Реформы Петра Великого и их значение
- 2 -
_РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
П Л А Н
Введение.
Раздел 1. Военные реформы Петра I.
Раздел 2. Административные преобразования.
Раздел 3. Церковная реформа.
Раздел 4. Экономические преобразования.
Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об-
ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований
уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования
того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер-
жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата
абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости
усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,
централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп-
равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами
власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во-
енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по-
давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри-
дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить
ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это
в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах
деятельности государства.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о
значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки
зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был
один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю
ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос-
сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам
интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная
же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос-
сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
- 4 -
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер-
ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико-
го, писал: " 1Различие взглядов... происходило от громадности дела,
1совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем зна-
1чительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и
1мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают
1на себе его влияние".
Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились
преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия
изменяется, становясь более централизованной, система государствен-
ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра-
ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились
зачатки регулярной армии -полки 7 0иноземного 7 0строя. 7 0Происходили 7 0 из-
менения в культуре: 7 0появились театр, 7 0первое высшее учебное заведе-
ние. 7 0Русские начинают более тесно 7 0соприкасаться с представителями
других культур, 7 0особенно после присоединения Украины и Белоруссии
(временно), 7 0воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения.
Знаменитая Немецкая слобода, 7 0оказавшая на юного Петра такое сильное
воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред-
шествовали те или иные государственные начинания 7 0XVII в., они имели
безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725
г. Россия была на пути превращения совсем 7 0в другую страну: из Мос-
ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог-
раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели-
чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую
страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение
"прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Веха-
ми на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство
- 5 -
новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро-
пейскую политику.
Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна-
комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской
цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса
ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они
затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос-
сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание
новой столицы - все это становилось делом всей страны.
Раздел 1. Военные реформы Петра I.
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобра-
зований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений
и организации постоянной боеспособной армии с единообразной струк-
турой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали
юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно
насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному)
мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда бы-
ли главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важ-
ны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень
большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государс-
тва. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Оси-
пович Ключевский писал: " 1Война указала порядок реформы, сообщила ей
1темп и самые приемы" 0.
"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с
- 6 -
конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г.
Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, нес-
колько небольших кораблей под руководством голландских мастеров.
Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновс-
кий и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные манев-
ры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоян-
ной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов
1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое
крещение которого также приходится на это время. В казне не было
необходимых средств, и строительство флота поручалось так называе-
мым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных
землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание перек-
лючается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство
кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Пет-
ра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48
линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию
регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей -
дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований
(стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменени-
ем было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - пе-
риодические созывы ополчения были заменены систематическими рек-
рутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сослов-
но-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на
население, платившее подати и несшее государственные повинности. В
1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы
узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако
- 7 -
в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки
солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала
русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обу-
чавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организо-
ванных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортифи-
кационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,
а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевоо-
ружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную
армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая поз-
волила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти
на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в
мире, которая дала России возможность воевать со своими основными
противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Мен-
шиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного флота;
- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесто-
чайшего выжимания средств из народа.
Раздел 2. Административные преобразования.
В.О.Ключевский писал: " 1Преобразование управления - едва ли не
1самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности
1Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность" 0. Клю-
чевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критичес-
ки, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограмм-
- 8 -
но. Те или иные изменения в государственном управлении, администра-
тивно-территориальном делении России диктовались военной необходи-
мостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выко-
лачивание средств из народа для покрытия все растущих военных рас-
ходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-рефор-
матора было также характерно стремление перенести военные принципы
на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма
показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный им-
ператором в Сенат:
" 1Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат
1в Петербурхе и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией во-
1инских людей, аднакож 3касается и до всех правителей земских 1". 0Петр
относился к государственному учреждению как к воинскому подразделе-
нию, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к
военнослужащему. Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал:
" 1Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как
1солдат" 0.
Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления,
приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или
сводились на нет бесконечными переменами в государственных учрежде-
ниях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям.
Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские
названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы
управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на фи-
зическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми
членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составлен-
ная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным совет-
ником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника,
- 9 -
"злой тиран, пьяный по вся дни".
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особо-
го ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городс-
кого купечества, а также для населения поморских городов. Отменя-
лась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные
бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская рату-
ша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные
поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор
за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял
обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту
должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает
доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению
перенести основную массу управления на места, так как "человеку
трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления
обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд
государства, а после окончания Северной войны должна была упростить
процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г.
начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается
создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись на
провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-
бургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской,
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли гене-
рал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись во-
еводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия
как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710
г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведав-
ший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, гу-
- 10 -
бернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а
Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское
учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус-
тановлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна
была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во-
енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались
новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в
средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соот-
ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре-
денленное количество полков.
Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война
затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не
удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч-
ву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Ап-
раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве-
домости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп-
равления. В результате губернской реформы была уничтожена система
приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,
так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",
которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией минист-
ров".
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласив-
ший создание нового органа государственной власти - Сената. Фор-
мальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ
гласил:
" 1Указ, что по отбытии нашем делать.
- 11 -
11. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-
1ем чести и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть
1во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отс-
1тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери-
1ею войны; 4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче
1тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских
1грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте;
16. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, ос-
1мотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и
1потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,
1отдать; 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, прилас-
1кать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль-
1шева их приезду. 3 Петр. 1"
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца-
ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор-
ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как са-
мому царю.
Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.
создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обя-
занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени-
ях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практи-
чески безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал
половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для
расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.
Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом
Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро-
ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре
за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об-
суждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной
- 12 -
власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената
еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы
государственного управления Петр избрал шведское государственное
устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразо-
вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им
западноевропейского опыта.
Шведская государственная система была построена на принципах ка-
мерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего расп-
ространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт,
весьма привлекательных для Петра:
1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал
создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;
2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой
регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского
труда, установления единообразия штатов и жалованья.
Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило,
вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от
28 апреля 1718 г. гласит: " 1Всем колегиям надлежит ныне 3на основании
3шведского устава 1сочинять во всех делах и порядках по пунктам, 3а
3которыя пункты в шведском регламенте неудобны, 1или с сетуациею сего
1государства несходны и оныя 3ставить по своему разсуждению. 1И, пос-
1тавя 3 об оных, докладывать, так ли их быть 1".
В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу
коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23
марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязаннос-
тей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и
Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,
когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразова-
- 13 -
ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто-
вал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-
ются президенты и вице-президенты коллегий:
┌────────────────┬───────────────────────┬──────────────────────┐
│ Коллегия │ Президент │ Вице-президент │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Чужестранных │ Канцлер граф │ Вице-канцлер барон │
│ дел │ Г.И.Головкин │ Шафиров │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Камер │ Князь Д.М.Голицын │ Барон Нирот │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Юстиция │ Тайный советник │ Бревер │
│ │ А.А.Матвеев │ │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Ревизион │ Князь Я.Долгорукий │ - │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Военная │ Князь А.Д.Меншиков │ Генерал А.А.Вейде │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Адмиралтейская │ Генерал-адмирал │ Крейс │
│ │ Ф.М.Апраксин │ │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Коммерц │ П.А.Толстой │ Шмидт │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Штатс │ Граф И.А.Мусин-Пушкин │ - │
├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤
│ Берг и Ману- │ Я.В.Брюс │ - │
│ фактур │ │ │
└────────────────┴───────────────────────┴──────────────────────┘
- 14 -
Документ от 12 декабря 1718 года: " 1Реестр коллегиям. О должнос-
1ти, что в которой управляти надлежит...
11. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иност-
1ранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-
1твы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных
1иноземцев.
12. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение
1доходов денежных всего государства.
13. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыск-
1ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
14. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
15. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были
1ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
16. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к
1тому принадлежащими морскими делами и управлении.
17. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
18. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных
1расходов.
19. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и
1рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" 0.
С появлением коллегий прекращали свое существование многие из
сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых
учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью
коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер дея-
тельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: " 1В
1коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не
1постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный уви-
1дит" 0. Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при
жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Ду-
- 15 -
ховная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената,
в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле-
гию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия
для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле-
гии получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя-
ющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и
компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она
функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.
После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу рефор-
мировать и местное управление. Началась очередная реформа местного
административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были
отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на
провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых
стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.
Городское управление было передано в руки городских верхов.
Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось
на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных
мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)
и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на-
селения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления -
магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения -
члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятель-
ность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г.
Главный магистрат.
Наряду с разделением городского населения, были проведены преоб-
разования и в отношении многочисленного класса некрепостного насе-
ления - оно объединялось в сословие государственных крестьян со
значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг.
- 16 -
было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными
крестьянами.
Новая система органов управления создала мощный слой чиновничь-
его дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрокра-
тический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян
(поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно
превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. пре-
дотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не
была.
Своеобразным итогом административных преобразований Петра I ста-
ла принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке го-
сударственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объяв-
ляла службу единственным способом получения любого государственного
чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выход-
цев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присво-
ение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы
управления. Петр отмечал в указе о Табели: " 1Мы для того никому ни-
1какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг
1не покажут и за оные характера не получат" 0. По Табели все должности
делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артилле-
рия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.
Выдержки из Табели о рангах:
┌────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Чины │
│ Ранг ├────────────────────────┬─────────────────────────┤
│ │ Военные сухопутные │ Статские │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ I │ Генерал-фельдмаршал │ Канцлер │
└────────┴────────────────────────┴─────────────────────────┘
- 17 -
┌────────┬────────────────────────┬─────────────────────────┐
│ II │ Генерал │ Действительный тайный │
│ │ │ советник │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ III │ Генерал-лейтенант │ Генерал-прокурор │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ IV │ Генерал-майор │ Президент коллегии, │
│ │ │ тайный советник, │
│ │ │ обер-прокурор │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ V │ Бригадир, генерал- │ Вице-президент коллегии │
│ │ провиантмейстер │ │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ VI │ Полковник, обер-про- │ Прокурор │
│ │ виантмейстер │ │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ VII │ Подполковник │ Обер-секретарь │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ VIII │ Майор │ Асессор коллегии │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ IX │ Капитан, флигель-адъ- │ Советник коллегии │
│ │ ютант при генерал- │ │
│ │ фельдмаршале │ │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ X │ Капитан-лейтенант │ Секретарь коллегии │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ XI │ отсутствует │ отсутствует │
└────────┴────────────────────────┴─────────────────────────┘
- 18 -
┌────────┬────────────────────────┬─────────────────────────┐
│ XII │ Лейтенант │ Камерир, секретарь │
│ │ │ надворного суда │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ XIII │ Унтер-лейтенант │ Протоколист, переводчик │
├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤
│ XIV │ Фендрик, флигель-адъ- │ Юнкер коллегии │
│ │ ютант при генерал-лей- │ │
│ │ тенанте или бригадире │ │
└────────┴────────────────────────┴─────────────────────────┘
Многие историки считают административные преобразования наиболее
слабым местом Петровских реформ. Известный российский историк
В.Я.Уланов писал: " 1Все эти преобразования, непрерывным потоком сле-
1довавшие одно за другим... не тоько не вели население к материаль-
1ному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступав-
1шим войне Петровского времени" 0.
Раздел 3. Церковная реформа.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа
Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной
церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финан-
совую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние
патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили
политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах го-
сударственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более
эффективное использование церкви для нужд государства, а если конк-
ретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы,
- 19 -
прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах" см. Раздел 1).
После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает
еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриа-
на. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Пат-
риаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупот-
реблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же
самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоб-
люстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский
приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Цер-
ковь начинает терять свою независимость от государства, право рас-
поряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном бла-
ге, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества,
разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский
указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь
нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя
появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных сол-
дат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставит-
ся в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового
юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи
Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, котрый предусмат-
ривал уничтожение института патриаршества и образование нового ор-
гана - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Свя-
тейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с
Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Фео-
досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом
абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,
- 20 -
в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Совре-
менник сообщает, что когда русские церковные деятели пытались про-
тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил: "Вот вам
духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на
стол кинжал) булатный патриарх".
Принятие Духовного регламента фактически превратило русских свя-
щеннослужителей в государственных чиновников, тем более что для
надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.
Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой,
проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были
переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже-
городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения
Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священ-
ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Поста-
новление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям
вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была
возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.
В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть
своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата,
строго контролируемую и управляемую светской властью.
Раздел 4. Экономические преобразования.
В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промыш-
ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо-
зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду-
щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали
крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор,
оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в
- 21 -
отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью
применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из
дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических
культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс-
тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-
ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в
сырье для российской промышленности привели к широкому распростра-
нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-
щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел-
копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс-
тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также
овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две
зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы
переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в
город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло-
дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению
барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами
строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.
крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек-
рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводилсиь новые.
Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно
больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718
г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-
мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70
копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
- 22 -
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс-
тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до
12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких
крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было
основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-
дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-
лодой российской промышленности от конкуренции со стороны запдноев-
ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен-
ный устав 1724 г.)
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но
использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,
приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием.
В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту-
ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш-
ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления
их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государствен-
ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас-
теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал-
лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших
преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион-
ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По-
мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по-
мещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в
самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос-
сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот:
металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотня-
- 23 -
ные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность,
создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма-
нуфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о
передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня-
ной мануфактуры Петр писал: " 1А буде они оной завод радением своим
1умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость" 0.
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, порохо-
вой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су-
конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и
многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промыш-
ленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым рас-
положением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на
базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс-
твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од-
но из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России
выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс.
пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. -
более 2 млн. пудов.
К концу царствования Петра в России существовала развитая много-
отраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура-
ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал,
петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха-
мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле-
ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос-
сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо,
полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос-
тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,
мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря
- 24 -
этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за
сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная
полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не
зависящая от импорта.
Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее
противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы
предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зару-
бежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские
культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую
эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия -
первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность
Петра была революционной. В.Я.Уланов писал: " 1Новым в постановке
1культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура
1была признана созидательной силой не только в области специальной
1техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не
1только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к
1широким массам народа" 0.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в
составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении
Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различ-
ных специальностей, главным образом для овладения морскими науками.
Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Моск-
ве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких
наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем
Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магниц-
- 25 -
кий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженер-
ная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возник-
шую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и
Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700
г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится
1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1
января.
В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" -
первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Кунш-
та для создания театра.
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переде-
лавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В
1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учеб-
ник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собра-
ния по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходи-
ли исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как
для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный харак-
тер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел
к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, на-
чинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех
смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким
деталям процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ-
ление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение
- 26 -
в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императо-
ром, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом
было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования -
создание государства со стройной системой управления, сильной арми-
ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ-
ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя-
зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво-
их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст-
ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че-
ловека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные
воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,
центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес-
те с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы
осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и при-
нуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы
не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель-
зя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фи-
гур мировой истории.
В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:
" 3... и хотя нет более Петра Великого с нами, одна-
3ко дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находитьсч
3при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному
3богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце на-
3шем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него 0".
- 27 -
Список использованной литературы.
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.
2. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы.
- М.:Высшая школа,1985.
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови-
не XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.
5. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.