Реформы Петра Великого и их значение

                                  - 2 -

                    _РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

                                 П Л А Н

     Введение.

     Раздел 1. Военные реформы Петра I.

     Раздел 2. Административные преобразования.

     Раздел 3. Церковная реформа.

     Раздел 4. Экономические преобразования.

     Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.

     Заключение.

     Список использованной литературы.

                                - 3 -

                               ВВЕДЕНИЕ

     В царствование  Петра Первого были проведены реформы во всех об-

  ластях государственной жизни страны.  Многие из этих преобразований

  уходят  корнями в XVII век - социально-экономические преобразования

  того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер-

  жанием  которых  было  формирование дворянско-чиновничьего аппарата

  абсолютизма.

     Обостряющиеся классовые  противоречия  привели  к  необходимости

  усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,

  централизации управления,  построения стройной и гибкой системы уп-

  равленческого аппарата,  строго  контролируемого  высшими  органами

  власти.  Необходимо было также создание боеспособной регулярной во-

  енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и  по-

  давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри-

  дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить

  ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это

  в совокупности и обусловило проведение реформ  в  различных  сферах

  деятельности государства.

     Два с половиной столетия историки,  философы и писатели спорят о

  значении  Петровских  преобразований,  но  вне зависимости от точки

  зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это  был

  один из наиважнейших этапов истории России,  благодаря которому всю

  ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.  В рос-

  сийской  истории  трудно найти деятеля,  равного Петру по масштабам

  интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретная

  же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос-

  сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.

                                - 4 -

     Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев,  который,  навер-

  ное,  наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико-

  го,  писал:  " 1Различие взглядов... происходило от громадности дела,

   1совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем зна-

   1чительнее  какое-нибудь явление,  тем более разноречивых взглядов и

   1мнений порождает оно,  и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают

   1на себе его влияние".

     Как уже было сказано,  предпосылками петровских  реформ  явились

  преобразования  конца XVII века.  Во второй половине этого столетия

  изменяется, становясь более централизованной, система государствен-

  ного управления.  Предпринимались также попытки более четко разгра-

  ничить функции и сферы деятельности различных  приказов,  появились

  зачатки регулярной армии -полки 7  0иноземного 7  0строя. 7   0Происходили 7  0 из-

  менения в культуре: 7   0появились театр, 7  0первое высшее учебное заведе-

  ние. 7   0Русские  начинают более тесно 7  0соприкасаться с представителями

  других культур, 7   0особенно после присоединения Украины и  Белоруссии

  (временно),  7  0воспринявших идеи и  новые традиции эпохи Возрождения.

  Знаменитая Немецкая слобода, 7  0оказавшая на юного Петра такое сильное

  воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.

     Но несмотря на то,  что почти всем реформам Петра Великого пред-

  шествовали те или иные государственные начинания 7  0XVII в., они имели

  безусловно революционный характер.  После смерти императора в  1725

  г.  Россия была на пути превращения совсем 7  0в другую страну: из Мос-

  ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог-

  раниченными,  она превратилась в Российскую империю - одну из вели-

  чайших держав мира.  Петр превратил Россию в  подлинно  европейскую

  страну  (во всяком случае,  как он это понимал) - недаром выражение

  "прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Веха-

  ми  на  этом пути стали завоевание выхода к Балтике,  строительство

                                - 5 -

  новой столицы - Санкт-Петербурга,  активное вмешательство  в  евро-

  пейскую политику.

     Деятельность Петра создала все условия для более  широкого  зна-

  комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской

  цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса

  ломки норм и представлений Московской Руси.

     Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они

  затронули  все слои общества,  в отличие от предыдущих попыток рос-

  сийских правителей.  Строительство флота,  Северная война, создание

  новой столицы - все это становилось делом всей страны.

                  Раздел 1. Военные реформы Петра I.

     Военные реформы  занимают особое место среди Петровских преобра-

  зований.  Они имели наиболее ярко  выраженный  классовый  характер.

  Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений

  и организации постоянной боеспособной армии с единообразной  струк-

  турой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

     Задачи создания современной боеспособной армии и флота  занимали

  юного царя еще до того,  как он стал полновластным государем. Можно

  насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному)

  мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда бы-

  ли главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важ-

  ны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень

  большое,  часто решающее, влияние на другие стороны жизни государс-

  тва.  Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Оси-

  пович Ключевский писал: " 1Война указала порядок реформы, сообщила ей

   1темп и самые приемы" 0.

     "Игра в солдатики",  которой отдавал все свое время юный Петр, с

                                - 6 -

  конца 1680-х гг.  становится все более и более серьезной. В 1689 г.

  Петр строит на Плещеевом озере,  около Переславля-Залесского,  нес-

  колько  небольших  кораблей  под руководством голландских мастеров.

  Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" -  Семеновс-

  кий и Преображенский.  Петр начинает вести настоящие военные манев-

  ры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".

     Семеновский и  Преображенский полки стали ядром будущей постоян-

  ной (регулярной) армии и проявили себя во  время  Азовских  походов

  1695-1696 гг.  Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое

  крещение которого также приходится на это время.  В казне  не  было

  необходимых средств,  и строительство флота поручалось так называе-

  мым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям  светских  и  духовных

  землевладельцев.  С началом Северной войны основное внимание перек-

  лючается на Балтику,  а с основанием Санкт-Петербурга строительство

  кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Пет-

  ра,  Россия стала одной из сильнейших морских держав мира,  имея 48

  линейных и 788 галерных и прочих судов.

     Начало Северной войны стало толчком  к  окончательному  созданию

  регулярной армии.  До Петра армия состояла из двух главных частей -

  дворянского  ополчения  и  различных  полурегулярных   формирований

  (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменени-

  ем было то,  что Петр ввел новый принцип комплектования армии - пе-

  риодические  созывы  ополчения  были заменены систематическими рек-

  рутскими наборами.  В основу рекрутской системы был положен сослов-

  но-крепостнический  принцип.  Рекрутские наборы распространялись на

  население,  платившее подати и несшее государственные повинности. В

  1699 г.  был произведен первый рекрутский набор,  с 1705 г.  наборы

  узаконены соответствующим указом и стали ежегодными.  С  20  дворов

  брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако

                                - 7 -

  в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки

  солдат  и  матросов).  Более всего от рекрутских наборов пострадала

  русская деревня.  Срок службы рекрута практически не был ограничен.

  Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян,  обу-

  чавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организо-

  ванных школах (пушкарская,  артиллерийская, навигационная, фортифи-

  кационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,

  а в 1720 г.  - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевоо-

  ружение армии.  К концу Северной войны Петр имел  огромную  сильную

  армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая поз-

  волила России одержать победу в изнурительной,  растянувшейся почти

  на четверть века войне.

     Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

     - создание боеспособной регулярной армии,  одной из сильнейших в

  мире,  которая дала России возможность воевать со своими  основными

  противниками и побеждать их;

     - появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Мен-

  шиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);

     - создание мощного военного флота;

     - гигантский  рост военных расходов и покрытие их за счет жесто-

  чайшего выжимания средств из народа.

              Раздел 2. Административные преобразования.

     В.О.Ключевский писал:  " 1Преобразование управления - едва  ли  не

   1самая  показная,  фасадная  сторона преобразовательной деятельности

   1Петра;  по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность" 0. Клю-

  чевский,  вообще относившийся к деятельности Петра весьма критичес-

  ки, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограмм-

                                - 8 -

  но. Те или иные изменения в государственном управлении, администра-

  тивно-территориальном делении России диктовались военной  необходи-

  мостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выко-

  лачивание средств из народа для покрытия все растущих военных  рас-

  ходов (сам Петр называл деньги "артериею войны").  Для Петра-рефор-

  матора было также характерно стремление перенести военные  принципы

  на  сферу  гражданской жизни и государственного управления.  Весьма

  показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г.,  присланный им-

  ператором в Сенат:

     " 1Господа Сенат!  Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат

   1в Петербурхе и ныне совершен)...  И понеже оной хотя основанией во-

   1инских людей,  аднакож  3касается и до всех правителей земских 1".  0Петр

  относился к государственному учреждению как к воинскому подразделе-

  нию,  к регламенту - как к военному уставу,  а к чиновнику - как  к

  военнослужащему.  Американский  исследователь  Д.Крайкрафт отмечал:

  " 1Петр не только одевался как солдат,  но и действовал и  думал  как

   1солдат" 0.

     Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления,

  приказы сменялись одно другим,  часто  прямо  противоположным,  или

  сводились на нет бесконечными переменами в государственных учрежде-

  ниях, иногда учреждения дублировали друг друга по  своим  функциям.

  Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские

  названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

     Уже в  первые  годы царствования Петра изменились стиль и методы

  управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на  фи-

  зическое вымирание,  своим  указом прекратив пополнение думы новыми

  членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составлен-

  ная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным совет-

  ником Петра был князь Федор Ромодановский,  по словам современника,

                                - 9 -

  "злой тиран, пьяный по вся дни".

     Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особо-

  го ведомства городов.  Указами вводилось самоуправление для городс-

  кого купечества,  а также для населения поморских городов.  Отменя-

  лась власть  воевод,  отныне судом и сбором налогов ведали выборные

  бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская  рату-

  ша, выбираемая купцами Москвы.  В ведении Ратуши находились главные

  поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор

  за действиями   органов   самоуправления.  Во  главе  Ратуши  стоял

  обер-инспектор ратушного правления.  Первым человеком, занявшим эту

  должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.

     Но с ростом государственных расходов Петр постепенно  утрачивает

  доверие к  финансовым возможностям Ратуши.  Царь приходит к решению

  перенести основную массу управления на  места,  так  как  "человеку

  трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления

  обеспечивала более высокую степень удовлетворения  финансовых  нужд

  государства, а после окончания Северной войны должна была упростить

  процесс размещения и обеспечения регулярных войск.  В конце 1707 г.

  начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается

  создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись на

  провинции: Московской,  Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-

  бургской), Киевской,  Смоленской,  Архангелогородской,   Казанской,

  Азовской и  Сибирской.  Во  главе пограничных губерний стояли гене-

  рал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись во-

  еводами, при  губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия

  как орган,  приводящий в исполнения распоряжения и приказы;  с 1710

  г. воеводы  стали называться уездными комендантами.  В подчинении у

  губернатора были вице-губернатор (заместитель),  ландрихтер, ведав-

  ший судом,  провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,  гу-

                                - 10 -

  бернская реформа фактически упразднила преобразования  1699  г.,  а

  Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское

  учреждение.

     В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус-

  тановлена особая платежная единица в 5536  дворов,  которая  должна

  была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во-

  енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались

  новые "доли"  во главе с ландратами - в больших губерниях по 12,  в

  средних - по 10,  в меньших - по 8.  Предусматривалось, что в соот-

  ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре-

  денленное количество полков.

     Однако и  эта реформа не дала желаемого эффекта,  Северная война

  затянулась, и разместить в губерниях приписанные  к  ним  полки  не

  удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч-

  ву для различных махинаций.  Так, губернатор Казанской губернии Ап-

  раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве-

  домости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.

     Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп-

  равления. В результате губернской  реформы была уничтожена  система

  приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,

  так как Москва перестала ею быть,  а Санкт-Петербург еще  не  стал.

  Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",

  которая называлась то "ближней канцелярией",  то "консилией минист-

  ров".

     Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г.,  провозгласив-

  ший создание  нового  органа государственной власти - Сената.  Фор-

  мальной причиной послужил отъезд Петра на  войну  с  Турцией.  Указ

  гласил:

     " 1Указ, что по отбытии нашем делать.

                                - 11 -

      11. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-

   1ем чести и всего имения,  тож и ябедником да последует; 2. Смотреть

   1во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные,  отс-

   1тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери-

   1ею войны;  4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче

   1тех, которые кроются,  сыскать; також тысячю человек людей боярских

   1грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте;

   16. Товары,  которые на откупах или по канцеляриям и губерниям,  ос-

   1мотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и

   1потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,

   1отдать; 9.  Персицкой торг умножить и армян,  как возможно, прилас-

   1кать и облехчить,  в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль-

   1шева их приезду. 3 Петр. 1"

     В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца-

  ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор-

  ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться,  как са-

  мому царю.

     Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.

  создает систему фискалов,  которые подчинялись обер-фискалу. В обя-

  занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени-

  ях и неблаговидных поступках должностных лиц.  Фискалы были практи-

  чески безнаказанны,  но если их донос подтверждался, фискал получал

  половину имущества виновного.  Институт фискалов создал условия для

  расцвета коррупции и дал широкие возможности для  сведения  счетов.

  Стал печально  известен  этим обер-фискал Нестеров.  Однако на этом

  Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро-

  ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре

  за Сенатом,  теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об-

  суждения. Таким  образом,  роль  Сената  как органа государственной

                                - 12 -

  власти была резко снижена.

     Но новый  централизованный  аппарат  власти с учреждением Сената

  еще только начинал создаваться,  и образцом для дальнейшей  реформы

  государственного управления  Петр  избрал  шведское государственное

  устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразо-

  вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им

  западноевропейского опыта.

     Шведская государственная система была построена на принципах ка-

  мерализма - учения о бюрократическом управлении,  получившего расп-

  ространение в  Европе в XVI-XVII вв.  Камерализм содержал ряд черт,

  весьма привлекательных для Петра:

     1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал

  создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;

     2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности,  четкой

  регламентации обязанностей чиновников,  специализации канцелярского

  труда, установления единообразия штатов и жалованья.

     Используя шведский опыт и шведские образцы,  Петр,  как правило,

  вносил обусловленные особенностями России изменения.  Указ Петра от

  28 апреля 1718 г. гласит: " 1Всем колегиям надлежит ныне  3на основании

   3шведского устава   1сочинять  во всех делах и порядках по пунктам,   3а

   3которыя пункты в шведском регламенте неудобны,  1или с сетуациею сего

   1государства несходны и оныя  3ставить по своему разсуждению.   1И, пос-

   1тавя 3 об оных, докладывать, так ли их быть 1".

     В 1712  г.  у Петра появляется идея создать по шведскому образцу

  коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к  23

  марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязаннос-

  тей: Юстиции,  Иностранных дел,  Адмиралтейская, Воинская, Камер- и

  Коммерц-коллегии. Реформа  началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,

  когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразова-

                                - 13 -

  ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто-

  вал их руководящим составом.  Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-

  ются президенты и вице-президенты коллегий:

   ┌────────────────┬───────────────────────┬──────────────────────┐

   │    Коллегия    │       Президент       │     Вице-президент   │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Чужестранных   │ Канцлер граф          │ Вице-канцлер барон   │

   │      дел       │    Г.И.Головкин       │        Шафиров       │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Камер          │ Князь Д.М.Голицын     │ Барон Нирот          │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Юстиция        │ Тайный советник       │    Бревер            │

   │                │      А.А.Матвеев      │                      │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Ревизион       │ Князь Я.Долгорукий    │         -            │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Военная        │ Князь А.Д.Меншиков    │ Генерал А.А.Вейде    │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Адмиралтейская │ Генерал-адмирал       │      Крейс           │

   │                │        Ф.М.Апраксин   │                      │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Коммерц        │ П.А.Толстой           │      Шмидт           │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Штатс          │ Граф И.А.Мусин-Пушкин │          -           │

   ├────────────────┼───────────────────────┼──────────────────────┤

   │ Берг и Ману-   │        Я.В.Брюс       │          -           │

   │     фактур     │                       │                      │

   └────────────────┴───────────────────────┴──────────────────────┘

                                - 14 -

     Документ от 12 декабря 1718 года:  " 1Реестр коллегиям. О должнос-

   1ти, что в которой управляти надлежит...

      11. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ).  Всякия иност-

   1ранныя и  посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-

   1твы и приезды послов и  посланников,  и  приезды  курьеров  и  иных

   1иноземцев.

      12. Камор (или казенных сборов).  Всякое расположение  и  ведение

   1доходов денежных всего государства.

      13. Юстиция (то есть расправа гражданских дел).  Судныя и розыск-

   1ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.

      14. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.

      15. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были

   1ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.

      16. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к

   1тому принадлежащими морскими делами и управлении.

      17. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.

      18. Штатс-контор (Казенный  дом).  Ведение  всех  государственных

   1расходов.

      19. Берг и Мануфактур.  Рудокопные заводы и все прочия ремесла  и

   1рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия" 0.

     С появлением коллегий прекращали свое  существование  многие  из

  сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых

  учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью

  коллегиальной системы  стало  более  четкое разграничение сфер дея-

  тельности и совещательный порядок ведения дел.  Сам Петр писал:  " 1В

   1коллегии предложенную  нужду разбирают умы многие,  и,  что один не

   1постигнет, то постигнет другий,  а чего не увидит сей, то оный уви-

   1дит" 0. Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при

  жизни Петра неоднократно изменялся.  В 1721 г.  была образована Ду-

                                - 15 -

  ховная коллегия - Синод,  который был выведен из подчинения Сената,

  в 1722 г.  Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле-

  гию и Мануфактур-коллегию,  была образована Малороссийская коллегия

  для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле-

  гии получила статус коллегии.

     В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя-

  ющий штаты  коллегий,  окончательно  разграничивавший  их функции и

  компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она

  функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

     После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу рефор-

  мировать и местное управление.  Началась очередная реформа местного

  административно-территориального устройства.  В 1719-1720  г.  были

  отменены "доли" и должности ландратов,  губернии теперь делились на

  провинции, а те,  в свою очередь,  на дистрикты,  во главе  которых

  стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

     Городское управление было  передано  в  руки  городских  верхов.

  Должность бурмистров  отменялась.  Все посадское население делилось

  на три части:  1-ю гильдию (богатые купцы и  владельцы  ремесленных

  мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)

  и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на-

  селения.  Правом выбора  в новые органы городского самоуправления -

  магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения  -

  члены гильдий,  избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.  Деятель-

  ность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720  г.

  Главный магистрат.

     Наряду с разделением городского населения, были проведены преоб-

  разования и  в отношении многочисленного класса некрепостного насе-

  ления - оно объединялось в  сословие  государственных  крестьян  со

  значительным сужением прав и возможностей.  Переписью 1719-1724 гг.

                                - 16 -

  было ликвидировано  холопство  путем  слияния  его  с   крепостными

  крестьянами.

     Новая система органов управления создала мощный слой  чиновничь-

  его дворянства в России,  сложился разветвленный дворянско-бюрокра-

  тический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян

  (поместий) и  бояр  (вотчин)  дворянское землевладение окончательно

  превратилось в господствующее,  причем указ о майорате 1714 г. пре-

  дотвратил дроблений владений.  Но эта мера полностью реализована не

  была.

     Своеобразным итогом административных преобразований Петра I ста-

  ла принятая в 1722 г.  Табель о рангах - свод законов о порядке го-

  сударственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объяв-

  ляла службу единственным способом получения любого государственного

  чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выход-

  цев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присво-

  ение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы

  управления. Петр отмечал в указе о Табели:  " 1Мы для того никому ни-

   1какого ранга  не позволяем,  пока они нам и отечеству никаких услуг

   1не покажут и за оные характера не получат" 0. По Табели все должности

  делились на шесть частей -  военные (сухопутные,  гвардия, артилле-

  рия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

     Выдержки из Табели о рангах:

     ┌────────┬──────────────────────────────────────────────────┐

     │        │                      Чины                        │

     │  Ранг  ├────────────────────────┬─────────────────────────┤

     │        │   Военные сухопутные   │        Статские         │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   I    │ Генерал-фельдмаршал    │ Канцлер                 │

     └────────┴────────────────────────┴─────────────────────────┘

                                - 17 -

     ┌────────┬────────────────────────┬─────────────────────────┐

     │   II   │ Генерал                │ Действительный тайный   │

     │        │                        │         советник        │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │  III   │ Генерал-лейтенант      │ Генерал-прокурор        │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   IV   │ Генерал-майор          │ Президент коллегии,     │

     │        │                        │ тайный советник,        │

     │        │                        │ обер-прокурор           │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   V    │ Бригадир, генерал-     │ Вице-президент коллегии │

     │        │ провиантмейстер        │                         │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   VI   │ Полковник, обер-про-   │ Прокурор                │

     │        │ виантмейстер           │                         │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │  VII   │ Подполковник           │ Обер-секретарь          │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │  VIII  │ Майор                  │ Асессор коллегии        │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   IX   │ Капитан, флигель-адъ-  │ Советник коллегии       │

     │        │ ютант при генерал-     │                         │

     │        │ фельдмаршале           │                         │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   X    │ Капитан-лейтенант      │ Секретарь коллегии      │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │   XI   │    отсутствует         │      отсутствует        │

     └────────┴────────────────────────┴─────────────────────────┘

                                - 18 -

     ┌────────┬────────────────────────┬─────────────────────────┐

     │  XII   │ Лейтенант              │ Камерир, секретарь      │

     │        │                        │ надворного суда         │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │  XIII  │ Унтер-лейтенант        │ Протоколист, переводчик │

     ├────────┼────────────────────────┼─────────────────────────┤

     │  XIV   │ Фендрик, флигель-адъ-  │ Юнкер коллегии          │

     │        │ ютант при генерал-лей- │                         │

     │        │ тенанте или бригадире  │                         │

     └────────┴────────────────────────┴─────────────────────────┘

     Многие историки считают административные преобразования наиболее

  слабым местом   Петровских  реформ.  Известный  российский  историк

  В.Я.Уланов писал: " 1Все эти преобразования, непрерывным потоком сле-

   1довавшие одно за другим...  не тоько не вели население к материаль-

   1ному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступав-

   1шим войне Петровского времени" 0.

                     Раздел 3. Церковная реформа.

     Важную роль  в  утверждении абсолютизма играла церковная реформа

  Петра. Во второй половине  XVII  в.  позиции  Русской  православной

  церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финан-

  совую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние

  патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили

  политику, направленную на укрепление этих позиций.

     Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах го-

  сударственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более

  эффективное использование церкви для нужд государства, а если конк-

  ретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы,

                                - 19 -

  прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах" см. Раздел 1).

  После путешествия Петра в составе Великого посольства его  занимает

  еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

     Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриа-

  на. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Пат-

  риаршего дома.  Воспользовавшись информацией о выявленных  злоупот-

  реблениях, Петр  отменяет выборы нового патриарха,  поручая в то же

  самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост  "местоб-

  люстителя патриаршего  престола". В 1701 г. образуется Монастырский

  приказ - светское  учреждение - для  управления делами церкви. Цер-

  ковь начинает терять свою независимость от государства,  право рас-

  поряжаться своей собственностью.

     Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном бла-

  ге, для которого необходим продуктивный труд всех членов  общества,

  разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский

  указ ограничивает число монахов:  за разрешением на постриг  теперь

  нужно было  обращаться  в Монастырский приказ.  Впоследствии у царя

  появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных сол-

  дат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставит-

  ся в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

     Сложившиеся отношения  между церковью и властью требовали нового

  юридического оформления.  В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи

  Феофан Прокопович составляет Духовный регламент,  котрый предусмат-

  ривал уничтожение института патриаршества и образование нового  ор-

  гана - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Свя-

  тейший правительственный Синод",  официально уравненный в правах  с

  Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Фео-

  досий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом

  абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть,

                                - 20 -

  в том числе и церковная,  была сосредоточена в руках Петра.  Совре-

  менник сообщает,  что когда русские церковные деятели пытались про-

  тестовать, Петр указал им на Духовный регламент и заявил:  "Вот вам

  духовный патриарх, а если он вам не нравится, то вот вам (бросив на

  стол кинжал) булатный патриарх".

     Принятие Духовного регламента фактически превратило русских свя-

  щеннослужителей в государственных чиновников,  тем  более  что  для

  надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

     Реформа церкви осуществлялась параллельно с  податной  реформой,

  проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были

  переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Ниже-

  городской и Астраханской губерний (образованы в результате членения

  Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священ-

  ника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Поста-

  новление Синода от 17 мая 1722 года,  в котором  священнослужителям

  вменялось в  обязанность  нарушать тайну исповеди,  если у них была

  возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

     В результате  церковной  реформы церковь потеряла огромную часть

  своего влияния и превратилась в  часть  государственного  аппарата,

  строго контролируемую и управляемую светской властью.

                Раздел 4. Экономические преобразования.

     В Петровскую эпоху российская экономика,  и прежде всего промыш-

  ленность совершила гигантский скачок.  В то же время  развитие  хо-

  зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду-

  щим периодом.  В Московском государстве  XVI-XVII  в.  существовали

  крупные промышленные  предприятия  - Пушечный двор,  Печатный двор,

  оружейные заводы в Туле,  верфь в Дединове и др.  Политика Петра  в

                                - 21 -

  отношении экономической  жизни  характеризовалась  высокой степенью

  применения командных и протекционистских методов.

     В сельском  хозяйстве возможности совершенствования черпались из

  дальнейшего освоения плодородных земель,  возделывания  технических

  культур, дававших  сырье для промышленности,  развития животноводс-

  тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-

  ной эксплуатации  крестьян.  Возросшие  потребности  государства  в

  сырье для российской промышленности привели к широкому  распростра-

  нению таких культур,  как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-

  щивание льна и конопли,  а также табака,  тутовых деревьев для шел-

  копрядов. Указ 1712 г.  предписывал создавать коневодческие хозяйс-

  тва в Казанской,  Азовской и Киевской губерниях,  поощрялось  также

  овцеводство.

     В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две

  зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы

  переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в

  город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и  пло-

  дородный Юг,  где дворяне-землевладельцы  стремились  к  расширению

  барщины.

     Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами

  строились города  (на  строительстве  Петербурга  работали  40 тыс.

  крестьян), мануфактуры,  мосты,  дороги; проводились ежегодные рек-

  рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводилсиь новые.

  Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно

  больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

     Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718

  г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-

  мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70

  копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб.  10 коп.  в год).

                                - 22 -

  Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы  государс-

  тва (примерно  в 4 раза;  к концу правления Петра они составляли до

  12 млн. руб. в год).

     В промышленности   произошла   резкая  переориентация  с  мелких

  крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры.  При Петре было

  основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-

  дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-

  лодой российской промышленности от конкуренции со стороны запдноев-

  ропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин  (Таможен-

  ный устав 1724 г.)

     Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но

  использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,

  приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием.

  В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту-

  ры делились на казенные,  купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш-

  ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления

  их за предприятием (посессионные крестьяне).

     Государственные казенные заводы использовали труд  государствен-

  ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас-

  теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность  -  метал-

  лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших

  преимущественно товары широкого потребления,  работали и посессион-

  ные, и оброчные крестьяне,  а также вольнонаемная рабочая сила. По-

  мещичьи предприятия  полностью обеспечивались силами крепостных по-

  мещика-владельца.

     Протекционистская политика  Петра  вела к появлению мануфактур в

  самых разных отраслях промышленности,  зачастую появлявшихся в Рос-

  сии впервые.  Основными были те,  которые работали на армию и флот:

  металлургические, оружейные,  судостроительные,  суконные, полотня-

                                - 23 -

  ные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность,

  создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма-

  нуфактуры или брали в аренду государственные.  В 1711 г.  в указе о

  передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотня-

  ной мануфактуры  Петр писал:  " 1А буде они оной завод радением своим

   1умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость" 0.

     Возникают мануфактуры  во многих отраслях - стекольной,  порохо-

  вой, бумагоделательной,  парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, су-

  конной, кожевенной,  канатной,  шляпной,  красочной,  лесопильной и

  многих других.  Огромный вклад в развитие металлургической  промыш-

  ленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым рас-

  положением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на

  базе уральских руд,  строительство Вышневолоцкого канала,  способс-

  твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од-

  но из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России

  выплавляли около 150 тыс.  пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс.

  пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. -

  более 2 млн. пудов.

     К концу царствования Петра в России существовала развитая много-

  отраслевая промышленность с центрами в Петербурге,  Москве, на Ура-

  ле. Крупнейшими  предприятиями были Адмиралтейская верфь,  Арсенал,

  петербургские пороховые заводы,  металлургические заводы Урала, Ха-

  мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле-

  ние капитала благодаря меркантилистской политике государства.  Рос-

  сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо,

  полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

     Тысячи россиян  проходили  в Европе обучение разным специальнос-

  тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги,

  мастера шлюзного  дела  нанимались на российскую службу.  Благодаря

                                - 24 -

  этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

     В результате  Петровской  политики  в  экономической  области за

  сверхкороткий срок была создана  мощная  промышленность,  способная

  полностью обеспечить  военные и государственные нужды и ни в чем не

  зависящая от импорта.

         Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.

     Процесс европеизации России в эпоху Петра  Великого  -  наиболее

  противоречивая часть  Петровских реформ.  Еще до Петра были созданы

  предпосылки широкой европеизации,  заметно усилились связи с  зару-

  бежными странами,  в Россию постепенно проникают западноевропейские

  культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую

  эпоху. В  1687  г.  была открыта Славяно-греко-латинская академия -

  первое высшее учебное заведение в России.  И  все  же  деятельность

  Петра была  революционной.  В.Я.Уланов  писал:  " 1Новым в постановке

   1культурного вопроса при Петре Великом было то,  что теперь культура

   1была признана  созидательной  силой не только в области специальной

   1техники, но и в ее  широких  культурно-бытовых  проявлениях,  и  не

   1только в  приложении  к избранному обществу...  но и по отношению к

   1широким массам народа" 0.

     Важнейшим этапом  в  проведении  реформ стало посещение Петром в

  составе Великого посольства ряда европейских стран.  По возвращении

  Петр направляет  много молодых дворян в Европу для изучения различ-

  ных специальностей, главным образом для овладения морскими науками.

  Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Моск-

  ве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких

  наук во  главе  с  профессором Абердинского университета шотландцем

  Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магниц-

                                - 25 -

  кий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженер-

  ная школа.

     Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возник-

  шую еще со времен татаро-монгольского ига  разобщенность  России  и

  Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700

  г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208  год  становится

  1700-м, а  празднование  Нового  года переносится с 1 сентября на 1

  января.

     В 1703  г.  в  Москве  выходит первый номер газеты "Ведомости" -

  первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Кунш-

  та для создания  театра.

     Происходили важные изменения в быту российских  дворян,  переде-

  лавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского.  В

  1717 г.  выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учеб-

  ник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собра-

  ния по образцу европейских.

     Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходи-

  ли исключительно сверху,  а потому были достаточно  болезненны  как

  для высших,  так и для низших слоев общества. Насильственный харак-

  тер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и  вел

  к резкому неприятию остальных,  пусть даже самых прогрессивных, на-

  чинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во  всех

  смыслах этого  слова  и придавал большое значение даже самым мелким

  деталям процесса.

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установ-

  ление в России режима абсолютизма,  венцом которого стало изменение

                                - 26 -

  в 1721 г.  титула российского монарха - Петр объявил себя императо-

  ром, а  страна стала называться Российской Империей.  Таким образом

  было оформлено то,  к чему шел Петр все годы своего царствования  -

  создание государства со стройной системой управления, сильной арми-

  ей и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международ-

  ную политику. В результате Петровских реформ государство не было свя-

  зано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения сво-

  их целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного уст-

  ройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного че-

  ловека - капитана,  и успел вывести этот корабль из болота в бурные

  воды океана, обходя все рифы и мели.

     Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,

  центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вмес-

  те с тем отсталость России не была полностью преодолена,  а реформы

  осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации  и  при-

  нуждения.

     Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить.  Как бы

  не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нель-

  зя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных  фи-

  гур мировой истории.

     В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:

                   " 3... и хотя нет более Петра Великого с нами, одна-

   3ко дух его в душах наших живет,  и мы,  имевшие счастие  находитьсч

   3при сем монархе,  умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному

   3богу погребем вместе с собой.  Мы без страха возглашаем об отце на-

   3шем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него 0".

                                - 27 -

     Список использованной литературы.

     1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

     2. Мальков В.В.  Пособие по истории СССР для поступающих в вузы.

  - М.:Высшая школа,1985.

     3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

     4. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови-

  не XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

     5. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.:Мысль,1990.