Религиозный (паломнический) туризм в Приморском крае

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности………………………………………………………………..

1.1.  Религиозный туризм в христианстве и паломничество……………

1.2.  Религиозный туризм в исламе……………………………………….

1.3.  Религиозный туризм в буддизме…………………………………….

1.4.  Формы религиозного туризма……………………………………….

1.5.  Специфика религиозного туризма в России………………………..

1.6.  Индустрия религиозного туризма…………………………………...

1.7.  Проблемы и потенциал современного религиозного туризма в России……………………………………………………………………….

Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в Приморском крае и Уссурийском городском округе…………………………………………..

2.1. Христианские ресурсы………………………………………………..

2.1.1. Православные ресурсы…..………………………………………….

2.1.1.1. Русская православная церковь……………………………………

2.1.1.2. Русская православная старообрядческая церковь...…………….

2.1.2. Католические ресурсы……………………………………………...

2.1.3. Протестантские ресурсы……………………………………………

2.1.4. Армяно-григорианские ресурсы……………………………………

2.1.5. Несторианские ресурсы…………………………………………….

2.2. Мусульманские ресурсы……………………………………………..

2.3. Буддийские ресурсы…………………………………………………..

2.4. Иудейские ресурсы…………………………………………………....

2.5. Шаманские ресурсы…………………………………………………..

2.6. Кришнаитские ресурсы ………………………………………………

2.7. Ресурсы религиозного туризма Уссурийского городского округа..

Глава 3. Маркетинговое исследование..…………………………………

3.1. Изучение спроса……………………………………………………….

3.2. Предложения турфирмами туров религиозной направленности…..

Глава 4. Разработка экскурсии…………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список источников и литературы ………………………………………..

Приложения………………………………………………………………..

Введение

В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Одни стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения, другие – ближе познакомиться с религией, приобщиться к духовным достижениям.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристские объекты, которые пользуются всё возрастающим спросом.

На сегодняшний день более 90% объектов туристского интереса в мире так или иначе связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время или уже утратившими свое значение, или забытыми [5: 216]. И это в первую очередь касается России - с ее многочисленными православными храмами и монастырями, а также культовыми сооружениями других религий.

Интенсивность потоков туристов, путешествующих по миру с паломническими и религиозными целями, ежегодно увеличивается. Если в 2001 г. уровень количества поездок с религиозными целями был примерно равен количеству поездок с целью обучения или лечения, то в 2005 г. он в 4 раза превысил эти направления в туризме и стал сопоставим с поездками с целью развлечения. Это не считая паломнических поездок.

В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур.

Рынок религиозного туризма в Приморском крае, как и в России еще очень молод. Это направление начало активно развиваться лишь в последнее десятилетие. Отчасти это происходит потому, что в отечественной литературе мало публикаций по данному виду туризма. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. Соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры – это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом.

Только за последние три–четыре года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а так же направляющихся за границу с религиозно–познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм [21: 49].

Все больший удельный вес стали занимать религиозные поездки, но сам процесс перемещения и проживания туристов «диким» образом не выводит этот вид туризма на должный уровень. Тема религиозного туризма рассматривается во многих популярных журналах по туризму, таких как «Вояж», «Туризм и отдых», «Иностранец» и т.д. С научной же точки зрения эта тема освещена крайне скромно.

 Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в Приморском крае,  его направлений и перспектив развития.

На основании поставленной цели были выделены задачи:

1.     Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Приморье.

2.     Изучить ресурсы религиозного туризма в Приморском крае в целом, и в Уссурийском городском округе в частности.

3.     Провести маркетинговое исследования для выявления востребованности религиозного туризма на территории Уссурийского городского округа.

4.     Разработать на основе полученных результатов тур на один из религиозных объектов.

Объектом исследования является религиозный туризм в Приморье и его ресурсы. В качестве предмета исследования выбрано изучение особенностей религиозного туризма в Приморье и реальный потенциал его использования.

Рабочей гипотезой является предположение, что разработка религиозных туров позволит повысить интерес населения к внутреннему туризму, активизирует туристскую привлекательность Приморского края.

Практическая значимость работы заключается в проведённом анализе туристского потенциала религиозных объектов и разработке на его основе экскурсии в женский монастырь.

Всемирная туристская организация (ВТО) объявила религиозный туризм самым перспективным направлением туризма в начале III тысячелетия [26: 24].

1  Религиозный туризм и его место в системе туристской деятельности

Термин «религиозный туризм» часто используют как синоним слова «паломничество». Говоря о паломничестве и религиозном туризме, необходимо определиться с терминологией и особенностями их употребления в туризме и церковной практике.

Само понятие паломнического туризма - поездок верующих к религиозным святыням - отрицается очень многими из тех, кто занимается его организацией: для них "паломничество" и "туризм" - понятия различные, иногда даже взаимоисключающие. Поэтому часто используется термин аналогичного содержания - религиозный туризм.

Термин "паломничество" в настоящее время употребляется во всех религиях, конфессиях и культах. И хотя само слово появилось только во времена крестовых походов, паломничество - как форма конкретно мотивированных путешествий - имеет очень давнюю историю. По этнографическим и письменным источникам известна практика древних греков и древних римлян совершать путешествия к отдаленным храмам для поклонения божествам, практика древних германцев путешествовать с целью паломничества в священные рощи.

"Религиозный туризм - это виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды" [52: 5]. Туристский терминологический словарь обходит данный термин, но определяет понятие паломничества, которое тесно сопряжено с религиозным туризмом и может рассматриваться как один из основных его видов: "паломничество - странствие верующих для поклонения святым местам... названо по обычаю древних христиан привозить из Палестины пальмовую ветвь" [16: 64]. Религиозный туризм имеет различные направленности. Так Иерей Михаил - историк и теоретик паломничества выделяет два направления, две специфические среды, в которых осуществляется организация религиозных туров: 1) путешествия, мотивированные религиозно с периферийной познавательной доминантой и 2) путешествия мотивированные познавательно с периферийной религиозной доминантой. Необходимо отметить, что оба типа путешествий имеют явное религиозное содержание, т.е. в равной степени могут рассматриваться как категории религиозного туризма, хотя многое и отличает их в своей специфики друг от друга [52: 26].

 В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для поклонения какой-нибудь святыне, участия в культовых действиях или посещения музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Концепция обычной среды вызывает споры среди специалистов – какое расстояние должен проехать человек и как часто посещать те или иные места, чтобы считаться туристом. Очевидно, что явление обычной среды различается по странам и может  отличаться для людей разных мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотиваций поездок. Места, которые человек посещает регулярно, даже если они находятся сравнительно далеко от места его проживания, являются элементами его обычной среды. Сюда можно отнести также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места проживания человека независимо от частоты их посещения (например, какой-нибудь музей или храм, расположенные в данном городе). Психологически они воспринимаются как элемент каждодневности.

В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых не превышает 12 месяцев. Если человек прожил в новом месте больше года, он переходит в категорию постоянных жителей. Т.е., паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, являются туристами*

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест религий.

Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к религиозным центрам, находящимся за пределами обычной среды [6: 46].

Туризм наряду с религиозным включает такие виды как культурно-познавательный, развлекательный, деловой, научный лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический, экзотический, экстремальный. У религиозного туризма, как и у других типов туризма, есть свои виды: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Виды и формы религиозного туризма.

Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Два последних направления на туристическом рынке отсутствуют [51: 135].

По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления:

а) монастыри и святыни, расположенные в России.

б) ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма).

б)  дальнего зарубежья.

Паломнические поездки по России можно условно разбить на:

а) однодневные

б) 2 – 3 дневные

в) длительные

Поездки к мусульманским святыням в Мекку и Медину (хадж), организуются единичными организациями. Ограниченность круга предложений связана  с рядом объективных трудностей – закрытостью Саудовской Аравии для туристов и жестким лимитом, устанавливаемым властями на количество паломников из каждой страны. Поездки к чтимым мусульманским святыням на территории России (находящаяся в г. Касимове Рязанской области - могила царицы Сююмбеки и др.) сегодня пользуются слабой популярностью. [51: 167-180].

Религиозный туризм имеет три формы:

а) паломничество

б) экскурсионные туры по религиозной тематике

в) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее десяти дней и чаще всего приходится на религиозные праздники. Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого.

При Московской Патриархии организована паломническая служба в Святую Землю [33: 104].

Поклонение является формой воздаяния чести Богу через посредство видимого образа. Святые места, и в первую очередь особенно те из них, которые связаны с земной жизнью Спасителя, являются также некими образами, через которые верующие люди воздают честь Первообразу. Таким образом, слово "поклонник", бывшее некогда в широком употреблении, глубоко связано с преданием Церкви, с ее вероучением. Оно также ясно показывает смысл паломничества, который заключается в поклонении святым местам. Поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений у чтимых святынь. Иное посещение святых мест не имеет отношения к каноническому паломничеству [23: 241].

Довольно обширный массив этого вида туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом.

1.1  РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ХРИСТИАНСТВЕ

Экскурсионные и паломнические поездки христиан играют заметную роль в потоках религиозных туристов. В христианстве существует многовековая традиция паломничества, а также популярны посещения религиозных объектов экскурсантами. Христианство – самая многочисленная по числу приверженцев религия в мире, насчитывающая почти 2 млрд. человек. Почти каждый третий житель Земли является христианином.

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство; многочисленные религиозные течения, движения, и деноминации. Представители христианских направлений и течений имеют свои собственные святые места. В них совершают религиозные паломничества адепты соответствующей церкви или организации. Что касается туристов, путешествующих с экскурсионно-познавательными целями, то они могут принадлежать какому-нибудь одному течению, а посетить религиозные объекты другого течения.

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности сознания верующих, которые тесно связаны с характером вероучения и культовой практикой христианства. Мотивами паломничества могут быть: желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедоваться в месте, сильном в духовном плане и (или) у известного религиозного деятеля, выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т.д. храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т.д. Это также желание излечиться от болезни, выполнить данное ранее обещание совершить паломничество в случае успеха в каком-нибудь деле, выздоровления родных и самого себя и т.д. Верующие Русской Православной Церкви (РПЦ) во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания.

 Особенности паломничества могут различаться в разных направлениях христианства, в разных течениях, церквах одного и того же направления (например, в Русской и Греческой православной церквах), в разных частях территорий проживания верующих. На характер экскурсионных и паломнических поездок, их интенсивность влияют также особенности экономического и политического положения в той или иной стране, уровень материального благосостояния граждан, их социальное и профессиональное положение. На особенности поездок религиозных туристов влияет история стран и народов, то, как складывались отношения между религиозными организациями (церквами) и государствами, представителей различных религий друг с другом. Важную роль играют географическое положение, характер погоды в местах поездок [47: 325].

Христианство является второй по времени возникновения мировой религией после буддизма с богатейшим духовным и культурным наследием. Во многих странах имеются многочисленные христианские святыни и памятники, объекты привлечения паломников и экскурсантов. Христианские культурные ценности представлены в музеях многих городов мира.

Необходимо быть внимательным при рассмотрении святых мест разных течений христианства. Паломники - представители разных течений могут молиться, участвовать в богослужении на одной и той же территории, в одном и том же храме (например, в храме Гроба Господня в Иерусалиме). Или одно и тоже место может почитаться как православными, так и католиками. Православные и католики почитают святых, мучеников, канонизированных до церковного раскола 1054 г. В этом случае они посещают одно и тоже место, в котором покоятся св. мощи, а службу проводят в своих храмах [47: 360].

Правила и особенности православного паломничества

 Перед паломниками часто может встать вопрос – куда ехать? Вопрос решается личными потребностями. Вопрос, когда поехать? можно решить по благословению духовного отца или самостоятельно – многие православные любят совершать паломничество в монастыри на церковные праздники. Паломники стараются, чтобы посещения святого места совпало с днем памяти угодника или празднованием чудотворной иконы [34: 115].

Отправиться в паломничество можно 1) самостоятельно, 2) от паломнических служб. Паломникам рекомендуется узнать есть ли у службы лицензия и действует ли она по благословению Церкви. Подготавливаясь к поездке, можно 1) взять на себя обеты, поститься, 2) просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений. При посещении монастыря следует вести себя скромно. Нельзя ходить по монашеским кельям, вступать с насельниками в праздные разговоры (общаться с паломниками могут только иеромонахи). Святое место требует скромности в одежде. Во время паломничества неплохо совершить исповедь и причаститься. Развлечения после причастия сведут на нет пользу от поездки.

При молитве перед ракой 1) можно использовать каноническую молитву, 2) обращаться к угоднику своими словами, но главное – молиться следует с полной верой. В настоящее время паломники привозят с собой лампадное масло, которое освящается на могиле святого. По окончании молебна паломники могут получить немного масла из неугасимой лампады над святым гробом [34: 220].

Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно на вездеходе или вертолетом.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники – мужчины, поскольку, по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма. Настоятелем женских монастырей является женщина.

По возрасту монастыря в контексте исторической эпохи. С одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны в дореволюционные годы. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10-15 лет. В наши дни создаются новые монастыри.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. Существуют:

1.            Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь (Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2.             Монастыри, а) принимающие паломников на ограниченный срок, б) специально не обговаривающие сроки пребывания.  Пафнутьев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева Лавра – на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл. Украины) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок – по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3.             Монастыри, а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания, б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра,  Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре как Троице-Сергиева лавра гостиницы – женский и мужской странноприимные дома не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, трудников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.) не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на турбазе «Сиверская».

4.                 Монастыри, принимающие а) только мужчин, б) паломников мужского и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

5.             Монастыри а) взимают, б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. В монастырях от паломников требуется выполнение работ или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) – подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил свои расценки [33: 412-425].

Имеется несколько различных подходов к паломничеству в различных религиозных культурах. Существует христианское понимание паломничества. Однако, христианский взгляд на паломничество не отличается внутренним единством. Понимание паломничества в православии существенно отличается от восприятия паломничества у западных христиан. В силу этого само понятие «православное паломничество» является оправданным. В западных языках паломничество - прежде всего путешествие. В большинстве европейских языков соответствующее слово происходит от латинского peregrinatio, что означает странствование. Понимание паломничества как поклонничества неведомо христианскому Западу. Причины этого коренятся в догматическом отличии Православной и Римско-Католической Церкви. Поэтому понимание паломничества у западных христиан носит принципиально иной характер. Пилигрим - это не паломник в православном смысле слова, то есть не поклонник. Пилигрим - это прежде всего странник, путешественник. Религиозная цель путешествия пилигрима является только одной из возможностей. Идея почитания святых мест в этом слове не присутствует вообще. Вот почему западные паломники, посещающие святые места, больше напоминают туристов, чем паломников в православном понимании этого слова [52: 58-59].

История паломничества

Традиции паломничества уходят корнями в далекую древность. В Индии испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Шримад-Бхагаватам, написанной много веков назад, сказано, что святые места, в которых почитаются божества нужно посещать и в них нужно молиться, чтобы достичь духовных результатов.  Посещение этих мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах [33: 61].

В Древней Греции к прорицательнице – пифии, жившей в храме в Дельфах, съезжались представители всего античного мира для получения предсказаний. В средние века сложилась традиция поездок христиан к Гробу Господню в Иерусалим. Эпоха крестовых походов стимулировала развитие паломничества. Крестовые походы проходили под флагом освобождения Святой Земли от неверных [40: 503].

Несмотря на то, что выражение "зарубежный религиозный туризм" появилось сравнительно недавно, само явление существует испокон веков, поскольку все мировые религии считают, что одни места более святы, чем другие. История зарубежного паломничества в нашей стране началась вскоре после Крещения Руси. Поскольку путешествие в Святую землю по тем временам было весьма дорогостоящим и опасным предприятием, первыми паломниками стали люди, располагавшие значительными средствами. Первым россиянином, совершившим паломничество к Гробу Господню, был игумен одного из черниговских монастырей по имени Даниил. Игумен прибыл в Палестину вскоре после ее завоевания крестоносцами - в 1104 году - и лично беседовал с королем крестоносцев Балдуином. Даниил честно "обходил всю землю Галилейскую" и присутствовал при схождении Благодатного огня в Иерусалиме, а кроме того, не отказывал себе в маленьких удовольствиях. Сам игумен впоследствии признавал, что "неподобно ходил по святым местам, во всякой лености и слабости, в пьянстве и творил всякие неподобные дела", так что Даниил может быть с полным основанием отнесен к категории отечественных туристов.

В 1167 году, когда преподобная Ефросиния Полоцкая, чтимая на Руси святая, шла в Иерусалим с молитвой: «Абы ми дойти Святого Града и поклониться Гробу Господню и всем Святым местам, видети и целовати, и тамо живот свой скончати…» – что и свершилось, преподобная Ефросиния была погреблена у Иерусалима. Тогда же появляются «калики – перехожие» – люди, странствующие по святым местам в течении всей своей жизни.

Паломническое движение в Святую Землю приобретает еще больший размах в XV-XVI вв. И в это время русские паломники тоже старались не скучать. Рассказ о "хождениях" в Царьград и Палестину московского купца Трифона Коробейникова с товарищами, состоявшихся в 1582 и 1593 годах, изобилует описанием всяческих иноземных диковин. Так, паломники с волнением осматривали индийских буйволов и с восхищением взирали на "строфокамила" (страуса) - птицу с "утячьей головой", которая "летает мало", но больно дерется ногами.

Наряду с глубоко верующими людьми под видом паломников в путешествие отправлялись купцы, ученые, политические и военные агенты королей.

В средние века и новое время российские цари и царицы совершали паломничества, часто пешии в различные монастыри и храмы России. Когда во время пеших походов монарх уставал идти, то его увозили на отдых в близлежащий путевой дворец [40: 98].

К XV веку число паломников возрастает, многие из них подробно описали свои путешествия. Взятие Константинополя турками становится переломным моментом для паломничества, на Руси складывается убеждение, что в чистоте своей православная вера сохранилась только здесь, и что Святая Русь является единственным православным царством.

В XVI – XVII веках Русь повсеместно признается как центр Православного мира. Московское государство становится местом паломничества представителями Поместных Православных Церквей. В своих записках они отмечают особую любовь русских людей к святыням, которая лежит в основе самого  паломничества. Как известно, протестанты, не признающие святынь, выступали против христианского паломничества.

Русские люди шли туда, где есть святыни: святые нетленные мощи, чудотворной иконы. В паломничество отправлялись на покаяние, существовали обетные паломничества – по обету данному богу. Были случаи паломничества по призванию: сам Господь или святой во сне или видении призвали человека посетить святыни [41: 224].

Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить «Матерь городов русских». В Киев шли даже из Сибири. Другим важным центром российского паломничества с XV века была Троице–Сергиева Лавра, куда поклониться преподобному Сергию по традиции ходили русские цари.

В начале XIX века появление русского паломника в Святой земле было еще довольно необычным делом. Так, когда в 1820 году в Палестину отправился богатый крепостной крестьянин Кир Бронников из Нижегородской губернии, его судьбой озаботился чуть ли не весь российский дипломатический корпус в Турции. Русское консульство в Стамбуле приставило к путешественнику янычара, который отгонял от него турецких таможенников, мечтавших заглянуть в его чемоданы. Более того, крестьянин путешествовал по стране с фирманом от самого султана, который ему выхлопотал российский консул. При этом Бронников вел себя вполне в соответствии с традициями русского паломничества - то есть развлекался на полную катушку: купался в море, ходил на скачки и посетил египетские пирамиды, где толпа арабов выпрашивала у него бакишису - денежного подарка. Единственным местным аттракционом, от которого Бронников отказался, было почетное право нацарапать что-нибудь на пирамиде Хеопса: "Я пожалел своего ножа, да и почел за ненужное, потому что сие место не святое". При этом крестьянин не забывал собирать справки со всех российских дипломатов в том, что он действительно молился и посещал святые места, а после возвращения на родину предъявил полученные документы своему хозяину графу Шереметьеву [40: 101].

В 1844 г. две крестьянки из Пермской губернии совершили легендарное паломничество в Бари (Италия), поклониться свт. Николаю (Николе Угоднику). До них Бари посещали некоторые российские чиновники, но массового паломничества, особенно простолюдинов не было. Опасались путешествия в страну с другой верой – католической. Эти выдающиеся русские подвижницы проложили тропу паломникам к Николе Угоднику [40: 104].

Новая эпоха в развитии религиозного туризма началась в 1847 году, когда стараниями канцлера Карла Нессельроде в Иерусалиме была учреждена российская духовная миссия, одной из главных задач которой было оказание помощи русским паломникам. Россия в ту пору преследовала далеко идущие цели на Ближнем Востоке и на Балканах, надеясь стать наследницей Османской империи, а потому стремилась всячески усилить свое влияние на православное население турецкой державы. Число паломников, правда, после этого не слишком увеличилось, потому что аристократия в те годы не стремилась на богомолье, а крепостных вроде Бронникова, отпускали путешествовать только в исключительных случаях.

В 1853 году попытки России утвердиться на Ближнем Востоке привели к Крымской войне, которая была проиграна. Правительство осознало, что военным путем восточный вопрос не решить, и решило утвердить российское присутствие в Палестине путем поощрения паломничества. В 1856 году при поддержке правительства было создано Российское общество пароходства и торговли, которое наладило постоянные рейсы для паломников по маршруту Одесса - Яффа. В 1859 году паломничество в Иерусалим совершил брат Александра II Константин Николаевич. Визит стал символом возвращения России на Восток, и в том же году под руководством Константина Николаевича был создан Палестинский комитет, призванный помогать паломникам. Отныне организацией паломнического движения и развитием инфраструктуры для его поддержки занимались на высшем государственном уровне. В 1866 году комитет сменила Палестинская комиссия при МИДе, и правительственное участие в деле обживания Святой земли стало вполне официальным. Для миссии приобретались обширные земельные владения, на которых строились крупные даже по сегодняшним меркам гостиничные комплексы, больницы, учебные заведения и т. п. В 1882 году Палестинскую комиссию дополнило Императорское православное палестинское общество (ИППО), которое собирало пожертвования, направлявшиеся на нужды русско-палестинского проекта. ИППО продавало богомольцам особые "паломнические книжки", предъявители которых получали существенные скидки на российских железных дорогах и пароходах. Благодаря совместным усилиям ИППО и русской духовной миссии в Иерусалиме, за которой стоял МИД, за последнюю треть XIX века Святую землю посетили более 86 тыс. богомольцев из России. К 1914 году в собственности обеих организаций оказалось около 150 гектаров земли, а ежегодный приток религиозных туристов составлял порядка 20 тыс. человек. В начале ХХ века русское культурное влияние в Палестине было велико. Один из тогдашних паломников свидетельствует: "На пути к Елеонской горе к нам стали приставать прокаженные... просящие милостыню на исковерканном русском языке... Благодаря тому, что ни из одной страны не бывает в Палестине такого количества богомольцев, как из России, русский язык пользуется там самым широким распространением, почти все торговцы говорят на нем и русские деньги ходят в некоторых случаях даже лучше турецких, особенно бумажные" [40: 105-106].

В XIX – и начале XX века центрами паломничества стали Саров и Оптина пустынь, которая не славилась святынями, ее посещали для общения со старцами [21: 235].

В паломничество отправлялись в теплое время года. Настоящим паломникам полагалось идти к святыням пешком, только очень знатные люди позволяли себе нарушить это правило. Императрица Екатерина, совершая паломничество к преподобному Сергию, также часть пути прошла пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличии от западных паломников – пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох и котомка с сухарями. У более состоятельных – сменная одежда и сосуд с водой, а в начале 20 века – чайник.

В дороге обычно постились, с собой же брали «копеечки», чтобы  в пути раздавать милостыню. Придя к цели паломничества, первым делом шли приложиться к святыне. Обязательно были на богослужении, исповедовались, на следующий день причащались. После этого осматривали достопримечательности [21: 235].

Если православным паломникам империя оказывала всяческую помощь, то "инославным" она порою мешала. Католики и иудаисты довольствовались в основном местными святынями. Одним из самых популярных у российских католиков маршрутов было паломничество в польский Ченстохов, находившийся в пределах Российской империи, где хранилась икона Божьей Матери "Матка Боска Ченстоховска". Евреи же, если ехали в Святую землю, то обычно не возвращались, стремясь "умереть в Иерусалиме", а потому были скорее эмигрантами, чем паломниками. К тому же хасиды, весьма склонные к паломничествам, предпочитали ездить к могиле Рабби Нахмана в украинской Умани, который перед смертью обещал "схватить за пейсы и вытащить из ада" каждого, кто поклонится его гробу [37: 96].

Иначе было с мусульманами, которые стремились совершить хадж в Мекку. Российские власти выдавали им паспорта с крайней неохотой, поскольку считали, что "хадж" приносит Турции громадную материальную пользу пожертвованиями... употребляемыми и на военные нужды", а также полагали, что "во время "хаджа" появляются и развиваются разные эпидемические болезни, главным образом холера и чума". Статистика, которую вела российская администрация, тоже вызывала беспокойство. Было установлено, что в 1898 году Мекку посетили 1795 российских подданных, причем около трех четвертей паломников из Средней Азии были выходцами из Ферганской долины, которая считалась неблагонадежным регионом, склонным к восстаниям. Однако паломники уходили в Мекку и без паспортов. Как отмечал один из тогдашних туркестанских журналов, "хаджии, снабженные по невозможности получения русских паспортов, бухарскими или даже китайскими билетами... подвергают себя со вступлением на авганскую территорию вплоть до Пешавера и Кветты всяким случайностям и целому ряду притеснений и невообразимых поборов". Те же, кто выбирался из Афганистана живым, становились объектом махинаций и злоупотреблений многочисленных проводников - "далилей" и местных чиновников [40: 200].

Начало первой мировой войны имело для российского религиозного туризма катастрофические последствия. Турция, вступившая в войну против России, выдворила русских паломников, а новые после 1917 года уже не могли приехать. Советская власть же всячески стремилась ограничить поток паломников, который почти полностью прекратился. Золотой век российского паломничества, начавшись благодаря государственному вмешательству, кончился благодаря государственному запрету.

Осложняло ситуацию то, что СССР так и не смог распространить свою юрисдикцию на собственность ИППО и русской миссии в Палестине и в итоге уступил ее Израилю за $4,5 млн., причем две трети от этой суммы согласился взять израильскими апельсинами. После смерти Сталина отдельные небольшие группы особо проверенных паломников стали выпускать за границу. А массовое паломническое движение стало возрождаться лишь в начале 1990-х годов, когда мусульман стали отпускать в Мекку. В 1992 году было воссоздано ИППО.

В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационного бума возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн. чел. ежегодно совершают паломничества.

В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения места [52: 150].

Специфика паломничества

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать прямо в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик и она более скромная.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты – горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества являются приуроченными к определенным праздникам [30: 19].

О духовно-паломническом туризме как разновидности паломнического говориться очень мало. Этот туризм пока имеет достаточно узкую социально-психологическую базу и географическую направленность.

Следует отметить близость духовно-паломнического туризма другим видам туризма. Возьмем два примера. В Индии существуют аюрведические курорты, куда приезжают на лечение индийцы и иностранцы. Аюрведа как комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний утверждает, что болезни являются следствием нарушения гармонии энергий человека и Вселенной. В Аюрведе для лечения могут использоваться мантры, а на философском уровне Аюрведа провозглашает необходимость осознания человеком своего единства с Богом. Так что поездки на лечение по Аюрведе будут содержать элементы религиозного туризма. Другой пример: каждый год организуются поездки из России для занятий цигун в Китай. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Такая поездка содержит элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма [51: 210-211].

Карта паломничеств в мире очень мозаична. На основании работ ученых можно выделить следующие макрорегионы паломничества:

-   Православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия;

-   Зарубежная Европа с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;

-   Северная Америка с доминирующим положением христианства;

-   Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

-   Северная Африка с преобладанием ислама;

-   Восточная и, частично, Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

-   Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

-   Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

-   Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;

-   Восточная Азия с господством буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

-   Средняя Азия с господством ислама; центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

     По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, гора Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля) [51: 98-101].

1.2  РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ИСЛАМЕ

В исламе существуют свои религиозные концепции и представления, свое понимание того, что такое паломничество и кто такой паломник. Представление о том, кто является паломником, а кто нет, может отличаться от научно-статистического понимания паломника как туриста, используемого ВТО и т.д.

Вообще религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж). Еще одна характерная черта – резкий всплеск числа паломников-мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, причем с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Мекку и Медину разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама [50: 201].

Особенности мусульманского паломничества

Паломничеством в исламе считается посещение двух священных городов – Мекки и Медины. Эти паломничества: хадж и умра. Посещения других мест, где могут находиться могилы мусульманских святых или знаменитые мечети паломничеством не считаются. В суннитском исламе подчеркивается, что человек приезжает не поклониться этому месту, но поклониться Аллаху в этом месте. Иначе возникнет идолопоклонство. В шиитском исламе велико почитание мощей имамов.

В мире насчитывается большое количество мечетей в совершенно разных странах мира. Наблюдается возрождение религиозной жизни в странах, где мусульмане составляют меньшинство населения. Мечети и другие религиозные объекты в других городах и странах мира также посещаются туристами.

Мекку ежегодно посещают около 2 млн. паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира – Харам бейт-Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится Черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу семь раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление. Святилище Кааба покрыто черным покрывалом – кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой - 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен Пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники Пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где Пророку было ниспослано первое Его видение, на гору Джабал ат-Таур, где он скрывался от жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат-Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность – в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.

Важной исламской святыней в Иерусалиме является мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А для мусульман она важна также тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил ночное путешествие на небеса. Мечеть халифа Омара является третьей по значимости в мусульманском мире после мечетей в Мекке и Медине. В центре мечети за двойной оградой – деревянной и чугунной черная скала – вершина горы Мориа. Посетители  по традиции обходят священную скалу семь раз.

Паломническими центрами шиитов являются Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, Кербела (Ирак), место гибели и могилы имама Хусейна, младшего сына халифа Али, Мешхед (Иран) (гробница имама Али ар-Ризы). Резиденции наиболее уважаемых муджтахидов (религиозных авторитетов, имеющих право высказывать самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам) находятся  в городах Кум (Иран) и Самарра (Ирак) [50: 212].

В мире есть ряд выдающихся мечетей, интересных во многих отношениях. Это: Голубая мечеть в Стамбуле (Турция), мечети Ибн-Тулуна и Султана Хасана в Каире (Египет), мечеть Омейядов в Дамаске (Сирия), Золотая мечеть в Багдаде (Ирак), мечеть Кувват Уль-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели (Индия) и другие [51: 216].

1.3  РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В БУДДИЗМЕ

Буддийский мир охватывает ряд стран  Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Эта религия начинает приобретать авторитет и влияние в ряде других стран. Существует много буддийских общин и храмов на Западе. На территории Азиатских стран находится много буддийских святынь, в том числе в местах рождения, жизни, просветления величайшего духовного учителя человечества - Будды Шакьямуни.

В буддизме также как и в двух других мировых религиях имеются свои религиозные святыни и сложились особенности их посещения паломниками и экскурсантами. Причем фактически ввел традицию паломничеств сам Будда. Уходя из этого мира, Он назвал места, куда следовало совершать паломничества его последователям. Современные буддийские паломничества имеют свои особенности в плане проведения и организации [46: 176].

В первые века нашей эры складывается ветвь буддизма - махаяна ("большая колесница"), называемая так в отличие от всех других буддийских школ, причисляемых ее сторонниками к хинаяне ("малой колеснице"). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, странах Центральной Азии и Дальнего Востока. Ему присущи переосмысление основных буддийских положений и разработка новых. По махаяне, "движение к нирване" вовсе не требует ухода в монашескую общину. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию (отсюда наименование - "большая колесница").

Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма. Ваджраяна ("алмазная колесница") оформилось в середине I века как продолжение махаянской традиции. Для ваджраяны характерна вера в быстрое достижение "просветления" в течение одной человеческой жизни, что отличало ее от присущей махаяне доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Ваджраяна стала культивировать специальную йогическую практику отождествления созерцателя с медитативным "просветленным" образом (формой).

В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.

Традиционными районами России, где исповедуется буддийская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Буддийские общины имеются также в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов России.      Буряты - наиболее многочисленный российский этнос, исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным ответвлением буддизма махаяны. В Бурятии, как и повсюду, буддийский культ вступал во взаимодействие с традиционными культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических верований: почитание духов земли, гор, рек и деревьев, культа святых мест.

В первые десятилетия советской власти буддисты, как и представители других религий, подверглись массовым репрессиям. К началу 40-х годов на территории Восточной Сибири не осталось ни одного действующего буддийского храма.

После 1945 г., организационная структура буддизма на территории СССР была восстановлена. На состоявшемся в 1946 г. в Улан-Удэ Соборе духовенства было избрано Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ).  Со второй половины 80-х годов началось возрождение буддизма в Бурятии.

Бурятия становится очагом распространения буддизма среди других сибирских народов. В 1993 г. в г. Нерюнгри (Республика Якутия-Саха) состоялось открытие дацана, вокруг которого сложилась буддийская община, начато возведение храмового комплекса.

 Состоявшийся в 1996 г. в Бурятии Духовный Собор служителей буддизма принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов России (ЦДУБ) переименовано в Традиционную буддийскую сантау (церковь) России.

Тувинцы - единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм. Распространение буддизма в Туве (горные районы Алтая и Саян) начинается с XIII в. В XVIII в. появляются первые передвижные храмы.

Буддистская община имеется и в Республике Алтай, где действует Горно-Алтайское буддийское религиозное объединение "Ак-Бурха".

Калмыки - единственный этнос в Европе, исповедующий буддизм. Они являются ветвью ойратов (западных монголов), населявших Джунгарию (ныне территория Северо-Западного Китая). Массовое распространение буддизма среди ойратов происходило на рубеже ХVI-ХVII вв., тогда же утвердился государственный статус этой ветви буддизма во всех ойратских улусах, были определены правовое положение буддийского духовенства и имущественные права хурулов (дацанов), составлен оригинальный калмыцко-ойратский алфавит, ставший основой старо-калмыцкой письменности, и начат перевод тибетской буддийской литературы.

В 1993 г. в Петербурге состоялась всероссийская буддийская конференция, на которой был выработан устав нового объединения "Буддийской Ассоциации Российской Федерации".

Особенности и история паломничеств в буддизме

Согласно канону «Трипитака» Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, территория современного Непала), получил Просветление (Бодхгая, шт. Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около города Варанаси, ш. Уттар-Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара около города Горакхпур, Уттар-Прадеш).

Известно, что в V, VI и VIII вв. состоялись паломничества китайских буддийских монахов в Индию.

Тело Будды после Его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на восемь частей и помещены в ступы*. Также в ряде мест были останки буддийских святых, находившиеся в монастырях, ступах, чайтьях**. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. История паломничеств в буддизме насчитывает более двух тысяч лет. Паломничества имеются в традициях, как махаяны, так и тхеравады [46: 32].

Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов поклонения и выражения почтения высшим силам. Паломничества в буддизме вначале были имитацией паломничеств индусов, но позже они приобрели свои индивидуальные черты. На санскрите и пали паломник обозначался как правраджья или пабаджья. Эти понятия обозначают отход от мирских дел.  В Дхаммападе сказано, что паломник – тот, кто отказался от мира. В буддийской литературе отход от мирского нужен для того, чтобы человек смог добиться ранга и статуса  члена буддийской сангкхи. Однако странствование аскетов не были бесцельными и заключались в посещении святых мест. Аскетические привычки буддийских монахов и странствующий образ жизни без постоянного места обитания способствовали пропаганде буддизма. Монахом вменялось находиться в одном месте только в сезон дождей и странствовать в другие сезоны. Таким образом странствования стали неотъемлемой частью канонов и обязанностей буддийских монахов. В более поздней буддийской литературе махаяны и тхеравады также говорится о паломничествах. Буддха чарита называет паломнические места лесенками, ведущими на небо. В буддизме почитаются священные реки. Благочестивым деянием считается сооружение чайтьи [46: 328].

1.4  ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

Религиозный туризм представлен различными формами. 

По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Заранее продавец и клиент обсудили маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).

При неорганизованных поездках туристы не прибегают к помощи фирм-посредников, реализующих свой туристский продукт. Они планируют и самостоятельно осуществляют свою поездку. Неорганизованные поездки имеют большое преимущество в том, что путешественник не привязан к определенной программе мероприятий и может на месте, спонтанно корректировать свой маршрут в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств. К внутренним обстоятельствам можно отнести психологические мотивы, влияющие на принятие решения посетить или не посещать те или иные места, внести корректировки в маршрут. К внешним обстоятельствам можно отнести финансовое состояние туриста, от которого зависят его возможности в оплате тех или иных услуг, поступление новой информации о различных объектах привлечения его интереса тогда, когда он уже находится в поездке. Сюда можно включить изменения погодных условий, а также возникновение или обострение различных религиозных и (или) политических конфликтов, которые происходят часто в наше время.

В зависимости от числа участников путешествия, выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1-5 человек, группового – от шести и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются два человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые могут длиться по несколько месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь, ашрам или другое место.

В зависимости от продолжительности поездки выделяются поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Однодневные поездки подразделяются на длящиеся: менее 3 часов, 3-5 часов, 6-8 часов, 9-11 часов, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночевкой бывают продолжительностью (ночей) 1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365.  

Путешественники в зависимости от их возраста могут быть детьми, путешествующими с родителями, молодежь (15-24 года), достаточно молодые, экономически активные люди (25-44 года), экономически активные люди среднего возраста (45-64 года), путешествующие обычно без детей, пенсионеры (от 65 лет).

Туристы во время путешествий пользуются различными средствами транспорта. Они могут добираться до мест назначения авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом. На различных этапах поездки могут использоваться разные виды транспорта. 

Религиозный туризм может относиться к ряду типов туризма в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. Если паломники или экскурсанты путешествуют в пределах своей страны, то это будет внутренний туризм. К въездному туризму отнесутся посещения той или иной страны гражданами других государств. Выездной туризм представляет собой отбытие граждан соответствующей страны в туристскую поездку по другим странам.

Сочетания этих типов приводит к формированию категорий туризма. Так путешествия по территории страны ее граждан, а также посетителей из других стран (то есть внутренний и въездной туризм) называются туризмом в пределах страны. Вся совокупность поездок экскурсантов и паломников какой-нибудь страны, как в ее пределах, так и по другим государствам (внутренний и выездной туризм) определяет национальный туризм. Въездной и выездной религиозный туризм, наряду с другими видами туризма входит в международный туризм [26: 398].

Классификации маршрутов

Маршруты классифицируются по нескольким признакам.

По сезонности действия маршруты бывают:

- Круглогодичные (многие экскурсионные и паломнические, когда объект религиозного поклонения посещается в течение года). Например, поездки в Троице-Сергиеву лавру под Москвой или ашрамы Учителя Сатья Саи Бабы в Индии;

- Сезонные (экскурсионные и паломнические в места, на посещение которых влияет климат и другие факторы). Например, паломнический сезон для въездных паломников и других туристов по святым местам Тибета и Гималаев – несколько месяцев в году. Экскурсии и паломничества в Валаамский и Соловецкий православные монастыри проходят летом;

- Разовые (событийные) (паломнические поездки, приуроченные к празднованию определенного церковного праздника, дню почитания местночтимого святого). Это всплеск паломнических прибытий на пасхальную проповедь Папы Римского в Ватикане. Хадж в Мекку, когда один раз в году в паломничество устремляются до 2 млн человек одновременно. Также паломнические и экскурсионные поездки для участия в ряде праздников, церемоний и карнавалов. Поездки в августе в Канди на Шри-Ланку на праздник Эсала Перахера.

По построению трассы существуют маршруты кольцевые, линейные радиальные, комбинированные.

Кольцевой маршрут – путь следования, при котором начало и конец  маршрута совпадают. Например, туристы прибыли в город Ченнаи  (Индия) и посетили храмовые города юга страны – Канчи, Чидамбарам, Танджавур, Мадурай, Рамешварам, Махабалипурам и вернулись обратно в Ченнаи.

Линейный маршрут – путь следования, при котором начало и окончание  маршрута не совпадают. Скажем, православные паломники из Москвы прибыли в украинский город Тернополь, посетили Лавру в Почаеве, отбыли в Киев и уже оттуда вернулись домой.

Радиальный маршрут – путь следования туристов, когда начало  и окончание  маршрута совпадают, но при этом туристы совершают перемещения в другие пункты, возвращаясь затем в начальный пункт пребывания. Например, паломники и экскурсанты могут прибыть в Москву, совершать однодневные поездки по городу и его окрестностям (Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский, Новоиерусалимский монастыри), возвращаясь на ночлег в Москву.

Комбинированный маршрут – путь следования, который содержит в себе элементы кольцевого, линейного и радиального маршрутов в различных вариациях.

По виду основного транспорта маршруты бывают:

-    Авиационные;

-    Автомобильные (автобусные);

-    Круизные (речные, морские);

-    Железнодорожные [26: 58].

1.5  СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные.

Как утверждают руководители ряда фирм, в последние годы резко выросла популярность дальних (недельных) паломнических поездок в первую очередь на Соловецкие острова, в Оптину пустынь. Вместо 1-2 в месяц в последнее время они стали проходить еженедельно. В связи с активным продвижением программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" растет популярность города на Сухоне и его монастырей. Несколько ниже цены на многодневные поездки у храмовых паломнических служб в провинции. Вместе с тем в регионах (в частности, в Вологодской области, где ранее активно работал в сотрудничестве с музеями в Кириллове и Белозерске молодежный паломнический центр при Московской Патриархии) активность паломнических служб снизилась.

Паломников интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломниками будут в основном являться люди, исповедующие ту религию, к святым местам которой они приехали приобщиться. Экскурсии, музеи, выставки для них могут являться вторичной, сопутствующей задачей или вообще мало интересовать.

В туристском бизнесе весна считается  межсезоньем, в религиозном же туре она – высокий сезон. В этом промежуточном времени  жители некоторых стран становятся потенциальными  туристами из-за большого количества нерабочих  праздничных дней. В последнее время в России отмечается  повышенный  интерес  к  религиозному туризму  и паломничеству. Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершают лишь около 1% от общего числа верующих.

Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.

Для снижения стоимости религиозного путешествия фондом "Русский путешественник" и страховым обществом "Жива" разработана система накопительного страхования.

Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот  турпродукт пользуется большим спросом и имеет большие перспективы [25: 198].

Принято также выделять и четыре основные типа туристов, путешествующих с религиозными целями:

1. Глубоко верующие люди (религиозная доминанта)

2. Верующие люди (религиозная доминанта и периферийная познавательная мотивация)

3. Верующие или неверующие люди (познавательная доминанта и периферийная религиозная мотивация). К этому типу туристов можно отнести и тех, кто осуществляет путешествия, определяемые как научный туризм религиозной тематики.

4. Представители иных религий и неверующие (исключительно познавательная доминанта).

Можно заключить, что первые два типа туристов в системе религиозного туризма являются паломниками, вторые два типа - туристами, осуществляющими путешествия в рамках религиозного туризма экскурсионной направленности [46: 231].

Особенности организации паломнических туров.

Принадлежность к какой-либо религиозной конфессии не является препятствием для осуществления туризма. Турист должен быть ознакомлен и уважать местные законы и обычаи. Это положение не обязывает его исполнять обряд, следовать, приобщаться к той или иной религии или культу, за исключением случаев, когда таковое является целью путешествия, то есть, паломничество. Если духовных сил по религиозным соображениям для уважения не хватает, то туристу следует отказаться от посещения культового объекта данной местности или страны.

По международным нормам турист имеет право на беспрепятственное отправление религиозных обрядов и молитв, однако, если это не мешает другим туристам и не нарушает местные обычаи и правила пребывания в отеле и других общественных местах. В крупных международных аэропортах имеется специальное помещение для отправления религиозных обрядов, обслуживаемое как минимум представителями трех конфессий. Любое посещение святых мест, храмов, иных культовых объектов и сооружений, находящихся под эгидой действующей конфессии или секты, в их владении, включенное в программу тура, должно быть согласовано с руководством этой религиозной общины, установлен порядок посещения объекта туристами, время посещения, не мешающее обрядам, или порядок присутствия на обрядах. Обычно монастыри, храмы и иные культовые сооружения доступны для посещения туристами, а общины и секты, владеющие ими, охотно пускают туристов из экономических соображений, взимания платы за такое посещение. Они устанавливают определенное правило для посетителей, в частности в отношении одежды, порядка следования, проведения фотосъемки, предоставление собственного экскурсовода. Следовательно, необходимо предварительно ознакомиться с обычаями всех общин и монастырей, через которые проходит маршрут.

В исламских странах к иностранным туристам предъявляются повышенные требования сообразно религиозным устоям и требованиям. За нарушение следует тюремное заточение, штраф или даже битье палками.

Религиозные ограничения распространяются и на пищу. Мусульмане и евреи не употребляют в пищу свинину. Религиозно настроенные евреи требуют кошерной пищи, приготовленной специально с соблюдением религиозных обрядов и правил, что также должно быть указано в туристической путевке. Многие религии устанавливают посты, периоды, когда ограничивается потребление отдельных видов пищи и даже развлечений. Все это следует учитывать при проектировании туристского продукта для определенных групп населения. Необходимо отметить, что отказ употребления свинины в пищу – явление распространенное, и, если турист выражает такое желание, то оно неукоснительно выполняется (однако это следует узнать до продажи тура). Аналогично требование предоставления вегетарианской еды. Кошерная еда предоставляется только за отдельную цену и по предварительному согласованию. Так как далеко не все предприятия общественного питания могут предоставить такой вид пищи. При организации туристического путешествия такие требования могут служить серьезным препятствием или приведут к существенному удорожанию тура или услуг питания [46: 214].

Это лишь малая толика того, что необходимо учитывать, организовывая религиозные туры, поэтому каждая туристическая фирма, занимающаяся этим видом деятельности, должна иметь четкую систему знаний об особенностях паломничества и культовых обрядах каждой из мировых религий.

1.6  ИНДУСТРИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дает определение туристской индустрии. Применительно к религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов; организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [52]. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить четыре сектора:

1. Сектор «Размещение». Это совокупность средств размещения – гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. Сектор «Питание». Сюда входят рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.

3. Сектор транспорта – транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. Сектор религиозные объекты. В этот сектор входят:

- культовые сооружения: монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

- природные объекты: святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;

- небольшие объекты культа: придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.;

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре России или отдельно. Многие святилища синтоизма включают культовые сооружения и природные объекты (храм в священной роще у воды). Существуют святые места религий и религиозные центры. Эти понятия перекликаются друг с другом. Можно сказать, что святое место  – место, имеющее очень большое значение для представителей религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В этом пункте раньше жил известный святой, Духовный Учитель (Гуру), аскет или стоит храм с чудотворной иконой или здесь раньше имели место исторические религиозные события и т.д. Религиозный центр – понятие более широкое, чем святое место. Здесь наряду со святынями находятся образовательные учреждения и (или) административные органы религиозной организации. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий невозможно. Например, понятие святого места для ислама практически неактуально, как, впрочем, и нахождение какого-либо священного предмета в религиозном центре. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни [21: 180].

Средства размещения

 ВТО выделяет две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на:

1. Гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием, меблированные комнаты и т.д.).

2. Специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения и т.д.).

3. Прочие средства размещения (комплексы домов и бунгало, палаточные городки для паломников, монастырские, ашрамовские и пр. общежития и т.д.).

Гостиницы – объекты, состоящие из номеров, число которых превышает некоторый минимум (7-10), сгруппированных в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и предоставляющие разнообразные гостиничные услуги (Юркина, 2002). Основным признаком гостиницы следует назвать наличие в ней номеров. Существует много классификаций гостиниц в зависимости от различных критериев классификации. По качеству и количеству предоставляемых услуг самой распространенной является французская или звездная (от