Роль Бразилии в мировой экономике
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o \f \t "ЗАГОЛОВОК 4;4" \* MERGEFORMAT Введение............................................................................................................................................. 3
Глава 1. Особенности экономического развития........................................................................... 3
1.1. Темпы роста.............................................................................................................................. 5
1.2. Условия и факторы роста........................................................................................................ 6
1.3. Структурные сдвиги в хозяйстве........................................................................................... 7
1.4. Региональные и социальные диспропорции........................................................................ 8
Глава 2. Этапы экономического развития...................................................................................... 9
Глава 3. Основные черты социально-экономической структуры.............................................. 11
3.1. Общие черты.......................................................................................................................... 11
3.2. Роль государства.................................................................................................................... 12
3.3. Особенности структуры частного сектора......................................................................... 13
Глава 4. Внешнеэкономические связи Бразилии......................................................................... 13
4.1. Позиции в мировой торговле............................................................................................... 13
4.2. Позиции страны в движении капитала............................................................................... 19
4.3. Позиции в международной миграции рабочей силы……………………………………..22
4.4. Позиции в международном разделении труда…………………………………………… 24
4.5. Позиции в международном движении капитала………………………………………….25
4.6. Наличие и особенности развития свободных экономических зон. …. 29
4.7. Участие Бразилии в процессах международной экономической интеграции…………..30
Список литературы………………………………………………………………………………...33
TC Введение
Бразилия — крупнейшая страна Латинской Америки. По размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. Население превышает 160 млн. человек, составляя 2,6% населения планеты. Страна производит порядка 2% ВМП. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленного потенциала Южной Америки, свыше половины научно-технического потенциала
Объем ВВП Бразилии равен половине валового продукта КНР, но в два раза превышает индийский, в 1,7 раза — российский.
По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она входит в число новых индустриальных стран.
TC Глава 1. Особенности экономического развития.
Основа нынешнего
экономического потенциала Бразилии создавалась в период относительно
стабильного развития, начиная с середины 60-х. годов, когда в ее экономику шли
крупные вливания иностранного капитала, новых технологий и техники. В эти годы
была создана современная автомобильная промышленность (6 место в мире; 1,5-1,7
млн. в год), собственное авиастроение – пассажирский самолет ЭРЖ-145 компании
«Эмбраэр» (в США поставлено более 100 таких самолетов), нефтедобыча (Бразилия
входит в число 20 стран - крупнейших производителей нефти и 10 стран,
обладающих наиболее развитой нефтепереработкой); аэрокосмический комплекс. В
пределах жизни одного поколения (с середины 70-х годов до середины 90-х годов)
Бразилия сделала резкий скачок в своем развитии. ВВП вырос с 74 млрд. долл. (в
1975 году) до 750 млрд. долл. (в 1995 году), т.е. в 10 раз, в расчете на душу
населения – с 715 долл. до 4,7 тыс. долл.
Основные отрасли бразильской экономики:
Машиностроение сконцентрировано
в двух главных промышленных комплексах страны – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.
Наибольшее значение имеет транспортное машиностроение (автомобиле- и
судостроение). Судостроительная индустрия развивается опережающими темпами по
сравнению с другими отраслями и насчитывает около 20 верфей. Все крупные верфи
находятся в бухте Гуанабара.
Самолетостроение. Компания
«Эмбраэр», основанная государством и первоначально производящая небольшие
самолеты, теперь экспортирует самолеты разных типов. В наши дни правительство
поощряет развитие отраслей микроэлектроники и производство персональных
компьютеров.
Добывающая промышленность. Почти
в каждом штате Бразилии ведется добыча полезных ископаемых. Лидером
горнодобывающей промышленности является штат Минас-Жерайс. В недавнее время к
экспорту минас-жерайской железной руды добавился экспорт паранской железной
руды. Исключая алюминий и марганцовые руды из штата Амазонас и железную руду,
бразильская промышленность потребляет большую часть остальных добываемых
минеральных ископаемых. Это хром, магний и кварц из Байи, медь и свинец из Байи
и Риу-Гранди-ду-Сул, асбест из Гояс, никель из Гояс и Минас-Жерайс. Последний
штат - основной в Бразилии поставщик цинка и меди. К Югу от реки Амазонки
найдены месторождения оловянных руд, месторождения вольфрама найдены в
Риу-Гранди-ду-Норти, серебра в Паране и Байе. Добыча угля в Санта-Катарине
покрывает более половины потребностей всей страны. Штат Минас-Жерайс
специализируется на добыче золота и драгоценных камней, а штаты Байя и
Эспириту-Санту - на добыче только драгоценных камней: топазов, аметистов,
опалов, аквамаринов, турмалинов, изумрудов и других разновидностей
полудрагоценных камней.
С 1940 года, когда началась коммерческая разработка нефтяных месторождений, по
1965 года добыча нефти велась в штате Байя, к Северу от города Сальвадор.
Впоследствии были найдены новые месторождения в районе от Форталеза до Сантус.
Добыча природного газа ведется в штатах Сержипи и Байя. В 1987 году была
пробурена первая скважина в штате Амазонас, в
TC 1.1. Темпы роста.
За последние 50 лет Бразилия достигла среднего уровня развития. Длительное время ее хозяйство демонстрировало относительно высокий динамизм. За 1950—1995 гг. ВВП увеличился в 11,4 раза, составив около 6% в среднем в год. Данные темпы опережали прирост населения, что позволило увеличить производство валового продукта на душу населения примерно в 2,5 раза (табл. 1.).
Таблица 1. Темпы прироста ВВП на душу населения, %
1960-1970 1970-1980 1980-1990 1990-2000 |
|
Бразилия |
3,1 2,4 -2,3 0,2 |
Латинская Америка |
2,8 3,1 -0,4 1,3 |
По показателю ВВП на душу населения страна в 7,8 раза уступает промышленно развитым государствам, несколько ниже по уровню всех латиноамериканских государств, но в 2,3 раза выше всех развивающихся стран.
TC 1.2. Условия и факторы роста.
Экономическое
развитие Бразилии значительно отличалось от ряда развивающихся стран. Здесь
экономический рост сопровождался быстрым увеличением численности населения. В
Значительные
темпы хозяйственного роста обычно обеспечиваются повышением нормы сбережений и
капиталовложений. Норма накопления в
Бразилии неуклонно возрастала до середины 70-х годов, достигнув 25,5% ВВП (
На
протяжении 50—70-х годов ускоренная индустриализация в значительной степени
обеспечивалась за счет дефицитного
финансирования. Вопросы финансовой стабильности рассматривались как
вторичные. Предпринимавшиеся антиинфляционные меры, как правило, заканчивались
без видимых результатов, а кратковременные периоды замедления роста цен
сменялись новым витком. Если в 60-е годы среднегодовые темпы прироста цен
составляли простые цифры, то в 70-е — двузначные, в 80-е — трехзначные, а в
первой половине 90-х годов — четырехзначные (
Значительные темпы хозяйственного роста обеспечивались достаточно обильными трудовыми ресурсами. Темпы роста экономически активного населения превосходили темпы роста всего населения. Несмотря на долговременные выгоды со стороны предложения, непосредственный эффект быстрого роста рабочей силы усиливал давление на занятость. В частности, любое снижение темпов хозяйственного роста оказывало сильное влияние на наполнение рынка труда.
Основная масса рабочей силы до сих пор не отличается высокой общеобразовательной подготовкой. По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда латиноамериканских стран. Больше внимание уделялось высшему образованию, часто за счет финансирования начального и среднего образования, что увеличивало общую стоимость образования. Низкие расходы на образование привели к тому, что 20% населения остается неграмотным, среднее образование имеют 39%, а высшее — 12% соответствующих возрастных групп. По этим показателям Бразилия уступает ряду других латиноамериканских стран.
Важной чертой
развития Бразилии выступает урбанизация. Численность
горожан за 1950-1995 гг. возросла почти в семь раз и превысила 80% населения
против 36% в
Современное хозяйственное развитие непосредственно связано с наращиванием научно-технического потенциала. В эпоху НТП Бразилия вступила с бременем нерешенных проблем, связанных с промышленной революцией, которая в Западной Европе и США завершилась в последней трети XIX в. В современный период организация НИОКР является трудным и рискованным делом. Инвестиции в этой сфере дают отдачу в длительный срок, высока стоимость опытно-экспериментальной базы, большая потребность в высококвалифицированных кадрах.
В 50—60-х
годах бразильская экономика почти полностью зависела от закупок технологии за
границей. В 70-е годы началось расширение расходов на создание национальной
научно-исследовательской базы. Абсолютная сумма затрат на эти цели была
небольшой:
Развитие научно-исследовательских работ в Бразилии соответствует их уровню в Турции и Мексике. Оно значительно уступает промышленно развитым странам по показателям доли ВВП, выделяемой на НИОКР (0,7%), числу исследователей на тысячу жителей (9,3 на тысячу жителей, а в Швеции — 50, Южной Кореи — 38) и т.д. Результат — 84% патентов зарегистрировано не бразильцами.
TC 1.3. Структурные сдвиги в хозяйстве.
Еще в 70-е годы Бразилия превратилась в индустриально-аграрную страну, обладающую значительным комплексом современных отраслей промышленности. Доля обрабатывающей промышленности в конце 80-х годов достигала 30% ВВП. На некоторых направлениях бразильские предприятия (черная металлургия, нефтехимия) приблизились к мировым стандартам. Страна существенно продвинулась в области судостроения, авиастроения. На высоком технологическом уровне осуществляется производство вооружений, в самостоятельную отрасль выделилось изготовление микро- и мини-ЭВМ. Видное место среди отраслей машиностроения занимает станкостроение, которое в состоянии удовлетворять спрос на большинство видов станков. Бразилия входит в число крупных производителей химической промышленности.
Таблица 2. Структура экономики, %
1950 |
1960 |
1970 |
1980 |
1995 |
2000 |
|
Сельское хозяйство |
27,0 |
22,6 |
12,4 |
10,9 |
11,8 |
12,2 |
Горнодобывающая промышленность |
- |
0,4 |
0,8 |
1,1 |
2,2 |
1,0 |
Обрабатывающая промышленность |
- |
21,8 |
29,3 |
33,7 |
29,0 |
22,0 |
Электроэнергетика |
- |
1,7 |
2,4 |
1,9 |
3,2 |
2,5 |
Строительство |
- |
1,5 |
5,8 |
7,3 |
8,9 |
8,0 |
Услуги |
50,0 |
52,0 |
49,3 |
47,1 |
45,2 |
54,3 |
Транспорт, связь |
7,0 |
6,4 |
4,6 |
5,0 |
5,3 |
5,5 |
Торговля |
18,0 |
15,0 |
17,5 |
11,7 |
8,6 |
6,7 |
В
горнодобывающей промышленности крупной по мировым масштабам является добыча
марганца (10,7%), железной руды, хрома, олова, цинка (2—3% в
Сельское хозяйство традиционно занимает важное место в хозяйстве страны. В разные периоды сахарный тростник, хлопок, кофе являлись источником промышленного развития. Удельный вес сельского хозяйства во внутреннем производстве понизился до 11—12%, но аграрная сфера играет огромное значение в занятости населения. Там сосредоточено 23% рабочей силы, чуть больше, чем в промышленности. Сельское хозяйство росло достаточно высокими темпами (70-е годы — 4,9%, 80-е годы — 2,8%, 1990—1995 гг. — 2,5% в год). Большие сдвиги произошли в производстве сои, цитрусовых, в птицеводстве, цветоводстве. Производство зерновых достигло 73—80 млн. т, что дало возможность Бразилии отказаться от международной продовольственной помощи. По сбору кукурузы она уступает только США, сои — США и КНР. Более века Бразилия является крупнейшим производителем кофе, и только в последние годы к ней приблизилась Колумбия (2,5—3 млн. т). После Индии она — крупнейший производитель тростникового сахара.
Основное место в производстве занимают плантационные хозяйства экспортного направления. Наряду с ними сохраняются другие архаичные формы поземельных отношений. Безземелье, бедность большой массы сельского населения являются результатом феодальных пережитков. Арендная плата высока, нередко носит натуральный характер, в глубинных районах сохраняются отработки. Лучшие и удобные земли с колониальных времен сосредоточены в огромных латифундиях. В Бразилии до сих пор остается самым высоким показатель концентрации землевладения: 45% пригодной для обработки земли принадлежит 1% собственников, при этом в крупнейших хозяйствах не используется более 40% земель. Несправедливое распределение земель ведет к острым социальным конфликтам, увеличивается число прямых вооруженных столкновений безземельных сельских жителей с полицией.
Сельское хозяйство сохраняет двойственность социальной структуры. Рыночные отношения с трудом прокладывают себе дорогу. До 40% занятых там не получают денежной оплаты. Правящие режимы предпринимали определенные меры по ослаблению противоречий в аграрных отношениях. Главное внимание уделялось освоению северных (Амазония) и Центрально-Западных районов страны. Результаты проведенных преобразований весьма скромны.
TC 1.4. Региональные и социальные диспропорции.
Одной из особенностей хозяйственной жизни Бразилии выступают резкие различия в региональном развитии, особенно между Северо-Востоком и Югом. Юго-Восток сосредоточивает свыше 70% обрабатывающей промышленности. Один штат Сан-Паулу дает 59% всего промышленного производства. В начале 90-х годов уровень оплаты на Севере-Востоке был вдвое ниже, чем на Юге, продолжительность жизни на 10 лет короче, число неграмотных в два раза выше. В этом районе проживает 30% населения страны, но он производит 15% ВВП.
Экономический рост и модернизация в Бразилии не сократили неравенства в распределении личных доходов. Несмотря на общее повышение доходов, различия в их уровнях практически увеличились. 10% самого богатого населения концентрирует в своих руках около 50% доходов, а пятая часть самых бедных жителей обходится только 2%. Число очень бедных с доходом менее 50 долл. в месяц за первую половину 90-х годов, со ставило 13% населения. Считается, что примерно 60% населения живет вне современного хозяйства. Узость внутреннего рынка представляет собой «ахиллесову пяту» бразильской модели развития.
TC Глава 2. Этапы экономического развития.
История
независимой Бразилии, бывшей португальской колонии, берет начало с
Период
30—40-х годов ознаменовался серьезными структурными
изменениями в хозяйстве. Однако машинное производство полностью не охватило
даже сферу изготовления орудий труда, технический уровень оставался низким.
Экономическое развитие основывалось на индустриализации в рамках политики
импортзамещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях
промышленности, в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению
позиций иностранного капитала. Если в
С 50-х годов отмечается новый период в развитии бразильского хозяйства. Тогда начала проводиться целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко сократилась в результате уменьшения экспортных доходов от кофе. Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За 1949—1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления.
На втором этапе индустриализация охватила производство предметов потребления длительного пользования. Методы крупного машинного производства заняли ведущее место. Произошло укрепление товарно-денежных отношений. Развитию внутреннего рынка способствовала стагнация экспортного сектора. Среднегодовой темп экспорта за 1947—1963 гг. составлял 1,2%. Усилились государственный сектор и внешнеэкономическое регулирование. Была установлена государственная монополия на нефтедобычу и нефтепереработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.
Во второй половине 50-х годов усилился приток иностранного капитала. Отчасти это было связано завершением структурной перестройки и послевоенного восстановления хозяйства Западной Европы и Японии. В это время основали свои филиалы и дочерние компании американские и германские автомобильные корпорации. Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в прибыльную сферу производства предметов длительного пользования, обеспечивали с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли. При этом внешнее кредитование давало определенную возможность осуществления национальных интересов.
Темпы экономического роста возросли: 1947—1957 гг. — 6,4%, 1957—1961 гг. — 8,3% в год. Одновременно быстро нарастала внутренняя и внешняя задолженность. Дефицитное финансирование стало характерной чертой бразильского хозяйственного развития.
Очередной
этап экономического развития и включения
бразильского хозяйства в мирохозяйственные связи начался после военного переворота
В обеспечении экономического роста важная роль отводилась государству, на долю которого приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в базовых, инфраструктурных .отраслях и добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным — современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы в доходах возросли.
Внешнеэкономическая политика после военного переворота была направлена на стимулирование экспорта и либерализацию импорта. Содействие экспортной торговле включало установление «реалистической» учетной ставки, финансовую и кредитную поддержку, упрощение таможенных процедур. Это способствовало повышению темпов прироста экспорта — свыше 22% в 70-е годы и 38% для обработанных товаров. Экспорт превратился в двигатель экономического роста. Темп прироста ВВП за 1968—1978 гг. превысил 9%. Импортная торговля увеличивалась быстрее экспорта.
В возрастающих
масштабах привлекался иностранный капитал. Бразильское правительство стремилось
нивелировать последствия нефтяного шока
Ключевым
элементом хозяйственной жизни этого периода явилось возникновение современного
сектора производства средств производства и создание самовоспроизводящегося
хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила сельское
хозяйство и сферу услуг. Социальная цена экономического развития 60—70 годов
была высокой. Доля заработной платы в ВВП изменилась мало (34,5% в
Начало следующего этапа экономического развития связано с кризисом внешней задолженности. Общеэкономический и долговой кризис Бразилии приобрел глубокий структурный характер и привел к изменению условий воспроизводства в стране и характера участия в МРТ. Долговой кризис показал сильную зависимость Бразилии от промышленно развитых стран. Практика 80—90-х годов по урегулированию внешней задолженности показала, что даже страна с крупным экономическим потенциалом не смогла поддерживать высокий экономический рост и одновременно обслуживать огромный внешний долг.
80-е годы характеризовались дестабилизацией экономики, падением темпов роста, резким увеличением инфляции, достигшей четырехзначных величин. Эти годы получили название потерянного десятилетия. Семь лет происходило сокращение ВВП на душу населения.
В 90-е годы модель развития экономики вновь была изменена, что определялось снижением
роли государства как предпринимателя и внедрением открытой внешнеэкономической
стратегии. Частный капитал получил доступ в инфраструктурные и горнодобывающие
отрасли. Прошла либерализация внешнеэкономической сферы. Средний тариф был
снижен с 52% в
Бразилии в 90-е годы не удалось восстановить свои позиции в мировом хозяйстве, ослабленные в предыдущем десятилетии. Низкий уровень национальных сбережений и накоплений, их замедленный рост представляет один из тормозов экономического развития. Либерализация внешнеэкономических связей и усиление иностранной конкуренции, особенно на рынках промышленных потребительских товаров, осложнили положение бразильских производителей. Начался процесс структурной перестройки хозяйства и деиндустриализации. Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного времени движущей силой хозяйственного развития, утрачивает эту роль. Происходит сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья и продовольственных товаров.
TC Глава 3. Основные черты социально-экономической структуры.
TC 3.1. Общие черты.
Ряд черт хозяйственного механизма, включающего социальную структуру хозяйства, имеет много общего с другими странами Латинской Америки. Это позволяет определять его как латиноамериканскую модель. По процессу развития товарно-денежных отношений и этапам хозяйственного развития Бразилия существенно отличается от классической модели западноевропейских стран. Возникшая под влиянием позднего португальского феодализма, бразильская экономика с самого начала складывалась разнородно, включая колониальное рабство, бывшее фактором первоначального накопления капитала. Здесь возникло крупное плантационное хозяйство, полностью ориентированное на экспорт. Характерной чертой этого хозяйства была монокультурность, которая предопределила его зависимость от мирового рынка и господствующих на нем крупнейших компаний ведущих западных стран.
Сложившаяся в стране структура предпринимательства неоднородна по составу. В частном предпринимательском секторе одни хозяйственные объединения взошли на основе теснейшего сотрудничества с государством или приватизации, другие представляют иностранный капитал. По масштабам производства ведущее положение занимают мелкие предприятия с числом занятых до 100 человек и крупные — соответственно 24,4 и 32,2%. При этом доля мельчайших предприятий с числом занятых до 10 человек сократилась, а число средних (200—499 человек) поднялась с 16% до 21% за 1960—1985 гг. (табл. 3).
Концентрация производства в промышленности на уровне компаний значительно выше, чем на уровне предприятий. Здесь сложились довольно мощные промышленно-финансовые группы, которые можно разделить по национальной принадлежности капитала. В начале 80-х годов удельный вес национальных по капиталу групп был относительно небольшой — 16% среди крупнейших 102. 37% приходилось на иностранные и 47% — на ассоциированные. Усиление позиций «ассоциированных» групп произошло в результате перехода от филиальной организации иностранного капитала к организации совместных предприятий с частным и государственным капиталом. Ассоциированная форма стала преобладающей среди крупнейших предпринимательских групп Бразилии уже к началу 80-х годов.
Таблица 3. Социальная структура бразильской промышленности, добавленная стоимость, %
Предприятия по численности занятых |
1999 |
2002 |
2005 |
1-4 |
1,8 |
1,6 |
1,0 |
5-19 |
8,9 |
6,5 |
4,9 |
20-49 |
10,2 |
10,4 |
8,1 |
50-99 |
10,7 |
12,1 |
10,4 |
100-199 |
18,3 |
22,2 |
22,0 |
200-499 |
15,7 |
14,9 |
21,4 |
500 и более |
34,4 |
27,3 |
32,2 |
Характерной чертой бразильского хозяйства является огромный неформальный сектор, который быстро рос с конца 70-х годов. По оценкам к началу 90-х годов в нем было занято свыше 1/3 трудоспособного населения. Рост неформального и теневого секторов связан с огромным относительным перенаселением и превращением отдельных предприятий его в субподрядчиков крупных промышленных компаний.
TC 3.2. Роль государства.
Разнородность социальной структуры хозяйства вызывала повышение роли государства. Бразильское государство, решая проблемы индустриализации, пыталось преодолеть противоречия между потребностями развития производительных сил и его ограничениями, налагаемыми производственными отношениями, недостаточным накоплением частного капитала. Оно было системообразующим фактором социально-экономического развития. Государство «сверху» насаждало рыночные, капиталистические отношения, подталкивало промышленных объектов, обеспечивая ему всевозможные льготы.
Государство выполняло роль локомотива экономического развития, прямо и косвенно осуществляло финансирование экономики, индикативное планирование. Государственный сектор является одним из самых значительных в Латинской Америке. Государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях хозяйства, включая сектор коммунальных услуг, нефтехимию, горнодобывающую промышленность (коммунальные услуги — 99%, транспорт, складское хозяйство — 90, добыча полезных ископаемых — 70, металлургия — 65, химия и фармацевтическая промышленность — 54, услуги — 65%). На государственных предприятиях создавалось 27% ВВП. Государственные предприятия занимали ведущее место среди крупнейших компаний. В числе первых ста компаний насчитывалось 59 государственных, которые сосредоточивали 85% суммарных активов. Государственные компании доминировали в кредитной сфере. 108 государственных банков и других кредитных учреждений сосредоточивали более 50% активов кредитно-финансовых учреждений страны. Только на долю «Банку ду Бразил» приходилось более четверти депозитов всех коммерческих банков страны.
Государство принимало активное участие в регулировании отношений между предпринимательским сектором и трудом. Стратегия индустриализации включала социальные компоненты. Были приняты кодексы о труде, создана система корпоративных профсоюзов, установлен минимум заработной платы. Это способствовало налаживанию взаимоотношений между трудом и капиталом.ъ
3.3. Особенности структуры частного сектора.
Сложившаяся в стране структура предпринимательства неоднородна по составу. В частном предпринимательском секторе одни хозяйственные объединения взошли на основе теснейшего сотрудничества с государством или приватизации, другие представляют иностранный капитал. По масштабам производства ведущее положение занимают мелкие предприятия с числом занятых до 100 человек и крупные — соответственно 24,4 и 32,2%. При этом доля мельчайших предприятий с числом занятых до 10 человек сократилась, а число средних (200—499 человек) поднялась с 16% до 21% за 1960—1985 гг. (табл. 3).
Концентрация производства в промышленности на уровне компаний значительно выше, чем на уровне предприятий. Здесь сложились довольно мощные промышленно-финансовые группы, которые можно разделить по национальной принадлежности капитала. В начале 80-х годов удельный вес национальных по капиталу групп был относительно небольшой — 16% среди крупнейших 102. 37% приходилось на иностранные и 47% — на ассоциированные. Усиление позиций «ассоциированных» групп произошло в результате перехода от филиальной организации иностранного капитала к организации совместных предприятий с частным и государственным капиталом. Ассоциированная форма стала преобладающей среди крупнейших предпринимательских групп Бразилии уже к началу 80-х годов.
Таблица 3. Социальная структура бразильской промышленности, добавленная стоимость, %
Предприятия по численности занятых |
1999 |
2002 |
2005 |
1-4 |
1,8 |
1,6 |
1,0 |
5-19 |
8,9 |
6,5 |
4,9 |
20-49 |
10,2 |
10,4 |
8,1 |
50-99 |
10,7 |
12,1 |
10,4 |
100-199 |
18,3 |
22,2 |
22,0 |
200-499 |
15,7 |
14,9 |
21,4 |
500 и более |
34,4 |
27,3 |
32,2 |
Характерной чертой бразильского хозяйства является огромный неформальный сектор, который быстро рос с конца 70-х годов. По оценкам к началу 90-х годов в нем было занято свыше 1/3 трудоспособного населения. Рост неформального и теневого секторов связан с огромным относительным перенаселением и превращением отдельных предприятий его в субподрядчиков крупных промышленных компаний.
TC Глава 4. Внешнеэкономические связи Бразилии.
Одной из характерных черт бразильской экономики является быстрое развитие ее мирохозяйственных связей. Ведущую роль среди них играет внешняя торговля.
TC 4.1. Позиции в мировой торговле.
Международная торговля имеет огромное значение и является очень мощным источником развития стран. Внешнеторговая статистика показывает, что в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, все в страны все сильнее втягиваются в систему международного разделения труда. Эта тенденция присуща и Бразилии. Одной из характерных черт бразильской экономики в последние годы является быстрое развитие ее мирохозяйственных связей. Ведущую роль, среди которых играет внешняя торговля. Если во второй половине 80-х годов среднегодовые темпы прироста экспорта составляли 3% в связи со снижением цен на сырьевые товары, то в 90-е годы они повысились до 7,1% в год. Существенные сдвиги, произошедшие во внешней торговли, как считает Романова, были связаны с изменением модели развития экономики Бразилии. Динамика и структура бразильской внешней торговли в 90-е годы в значительной степени определялась политикой правительства, направленной на либерализацию внешнеэкономической деятельности (включая отмену импортных лицензий и снижение средней ставки таможенной пошлины более чем в три раза) и ускорение интеграционных процессов рамках МЕРКОСУР. В. К. Ломакин добавляет, что под воздействием процессов индустриализации и структурных изменений в хозяйстве произошли существенные сдвиги в структуре торговли. В течение полстолетия Бразилия преодолела монокультурность экспорта. И в 90-е годы свыше 75% продаж составляли промышленные изделия. За 1991 – 1997 года объем внешней торговли Бразилии увеличился более чем в два раза и составил 111,5 млрд. долларов. Рост торговли в эти годы обеспечивался главным образом за счет динамичного развития импорта, объем которого возрос почти в три раза; экспорт увеличился на 63%. Недостаточно высокие темпы роста экспорта были связаны с относительным снижением конкурентоспособности бразильских товаров в условиях завышенного курса реала и высокой стоимости инфраструктурных услуг. На динамики экспорта негативно сказалось и вызванное реформой увеличение потребления в самой Бразилии, а так же незавершенность процессов модернизации базовых отраслей промышленности. В 1997 году наметились некоторые положительные сдвиги: Экспорт товаров увеличился на 8% по сравнению с 2,5% в 1996 году наибольший прирост отмечался в экспорте в страны МЕРКОСУР (около 25% за год). Наряду с впечатляющим ростом объемов продаж сельскохозяйственных товаров: сои и соепродуктов, апельсинового сока, кофе, битой птицы – в среднем на 50% - улучшилось ситуация с поставками на внешний рынок продукции обрабатывающей промышленности, дающей свыше половины экспортных поступлений страны. Объем экспорта данной группы товаров увеличился в среднем на 10%, а по статье «автомобили» - более чем на 100%. Существенную роль в этом сыграли меры по стимулированию экспорта и повышению конкурентоспособности экспортных отраслей, включая: освобождение экспортеров промышленных товаров от уплаты 25%-ного налога на добавленную стоимость, введение системы гарантии экспортных кредитов и открытие кредитной линии в 1 млрд. долларов для производителей продукции
обрабатывающих промышленности (в том числе
обуви, одежды, запчастей для автомобилей, электробытовой техники).
Основными покупателями продукции обрабатывающей промышленности Бразилии в 96 –
97 годах выступали страны – члены МЕРКОСУР, на которые приходилось до 30%
объема экспорта данной группы товаров, а так же США – 20% и государства ЕС
-16%.
В 1997 году импорт вырос на 11%.
В целом за период 1995 -1997 годов на долю Бразилии приходилось 0,8% мирового
экспорта.
Как уже упоминалось ранее, 1998 год, согласно Otaviano Canuto, связан с
некоторыми негативными тенденциями в Бразильской экономике. Азиатский
финансовый кризис в 1997 году, сопровождаемый мораторием России в середине 1998
года, привел к сокращению притока иностранного капитала в развивающиеся страны,
в том числе Бразилию, что в свою очередь привело страну, особо нуждающуюся в
инвестициях, в 1998 году к валютно-финансовому кризису.
Более того, влияние международных финансовых кризисов серьезно отразилось на
положении во внешней торговле Бразилии в виде падения спроса на бразильские
товары, снижения цен на мировом рынке на основные товары бразильского экспорта.
Объем экспорта снизился с 53 млрд. дол. США в
сбалансированность. В итоге в торговом
балансе шестой год подряд образовался дефицит, который сегодня составляет
порядка 691 миллиона долларов. Однако положительным является тот факт, что
размер дефицита постепенно снижается с 1997 года.
Весной 2001 года проблемы в энергоснабжении снова воспрепятствовали подъему
бразильской экономики.
С июня 2000 года по июнь 2001 года, несмотря на то, что реал девальвировался на
28% (что должно было существенным образом стимулировать экспортеров);
рентабельность браз. экспорта возросла в среднем на 0,8%. По данным FUNCEX из
26 экспортирующих секторов браз. экономики в I пол.
4.2. Позиции в международном обмене технологиями.
Современное хозяйственное развитие Бразилии непосредственно связано с наращиванием научно-технического потенциала. В эпоху научно- технического прогресса Бразилия вступила с бременем нерешенных проблем, связанных с промышленной революцией, которая в Западной Европе и США завершилась в последней трети XIX в. В современный период организация НИОКР является трудным и рискованным делом. Инвестиции в этой сфере дают отдачу в длительный срок, высока стоимость опытно-экспериментальной базы, большая потребность в высококвалифицированных кадрах. В 50-60-х годах бразильская экономика почти полностью зависела от закупок технологии за границей. В 70-е годы началось расширение расходов на создание национальной научно-исследовательской базы. Абсолютная сумма затрат на эти цели была небольшой: 1978 год — 989 млн. долл., что не превышало 0,6% ВВП. За последнее десятилетие Бразилия продвинулась в развитии НИОКР, создала механизм внедрения передовой технологии в экономику. Развитие научно-исследовательских работ в Бразилии соответствует их уровню в Турции и Мексике. Оно значительно уступает промышленно развитым странам по показателям доли ВВП, выделяемой на НИОКР (0,7%), числу исследователей на тысячу жителей (9,3 на тысячу жителей, а в Швеции — 50, Южной Корее — 38) и т.д. Результат — 84% патентов зарегистрировано не бразильцами. В настоящее время в структуре экспорта Бразилии на товары высокой технологии приходится всего 8%. Мировым стандартным требованиям к товарам высокой технологии в настоящее время в Бразилии соответствует только продукция автомобильной промышленности. И то в этой отрасли доминирующее положение продолжают занимать иностранные компании. Позиции, которых особенно прочны в производстве автомобилей, тракторов и запасных частей к ним, ведущая роль принадлежит таким транснациональным гигантам, как «Форд», «Фиат», «Дженерал Моторс», «Мерседес-Бенц», «Тойота». Если рассмотрим структуру экспорта готовой продукции, то увидим, что в 1999 году, в структуре продаж готовых изделий лидировали самолёты, которые составляли основную статью экспорта готовых изделий. Продажа самолетов принесла стране US$ 3,1 миллиарда (компания «Эмбраэр» и её филиалы); пассажирский автотранспорт дал US$ 1,8 миллиарда; приёмной и передающей аппаратуры было продано на сумму US$ 1,6 миллиарда; запасные части для автомобилей внесли вклад в размере US$ 1,2 миллиарда; моторы для транспортных средств -US$ 1,1 миллиарда.
Таблица 1. Экспорт высокотехнологической продукции Бразилии в 1999-2000 гг. в млн. долл. США
|
В мире наиболее динамично развиваются такие высокотехнологичные отрасли промышленности, как электроника, информатика и телекоммуникация, в то время как Бразилия ежегодно закупает в больших объемах компьютеры, телевизоры, электронное оборудование и другую высокотехнологичную продукцию. Так в 2000 году Бразилия импортировала микросхемы на сумму 1,7 миллиарда дол., комплектующие и аксессуары к автомобилям-1,6 миллиарда, телефонное оборудование -1,3 миллиарда, автотранспорт для перевозки пассажиров (1,3 миллиарда). По расчетам специалистов Минфина Бразилии, стоимость 1 компьютера последнего поколения, включая периферийные принадлежности к нему, составляет 4 тыс. долл., что эквивалентно экспорту 200 т.железной руды, 15 т.стали и 4 т.мяса птицы. С целью увеличения выпуска отечественной высокотехнологичной продукции правительство страны разработало программу, предусматривающую отечественное и зарубежное инвестирование в больших объемах в электронную, электротехническую промышленность, в информатику и телекоммуникацию. Так в 1997 году основные сферы зарубежного инвестирования охватывали: автомобилестроение (15% от совокупного объема иностранных капиталовложений), машиностроение и отрасли металлообработки (10%), электронную, электротехническую и индустрию информатики (10%). Электротехническая промышленность внутри Бразилии наиболее развита в Кампинасе (шт. Сан-Паулу) и Рио-де-Жанейро. Бразилия производит электронно-вычислительную технику и поставляет на мировой рынок микросхемы, полупроводники и другую продукцию (крупнейший центр – Кампинас), хотя в число стран, в которые направляется экспорт, развитым странам принадлежит незначительная доля. Существуют данные, что предприятия страны обеспечивают свыше 50% внутренних потребностей в средствах информатики. В стране реализуются космическая и ядерная программы. В структуре импорта готовой продукции, в категории средств производства, импорт которых составил US$ 13,6 миллиарда, во главе списка идут станки для промышленности (US$ 3,9 миллиарда) и офисное оборудование (US$ 2,6 миллиарда).
Таблица 2
Импорт продукции в 1999-2000 гг. в млн. долл. США
|
Таким образом, можно сделать вывод: хотя в настоящий момент Бразилия занимает не лучшее место в международном обмене технологиями, являясь в основном импортером. Но есть надежды, что в дальнейшем ситуация улучшиться. В настоящее время в развитие науки и техники вкладывается 0.7% его Валового национального продукта. В стране проживают около 60,000 активных ученых и технологов. Хотя этот показатель достаточно мало сравнению с населением Бразилии, но если сравнивать его значение с предыдущими десятилетиями, то можно отметить ощутимый прогресс. Так же следует отметить, что в Бразилии быстрыми темпами растет число пользователей Интернета. В Бразилии находиться девятый по величине рынок Интернета, по этому показателю она занимает первое место в Латинской Америке. Кроме того, правительство планирует осуществить программу PROGEX – оснащение крупных и средних предприятий технологиями, делающими их конкурентоспособными на межд. рынке. Подготовлена в Институте тех. исследований в Сан-Пауло. Правительство объявило, что PROGEX получает статус фед. программы. Для участия в ней предполагается проводить аккредитацию нац. НИИ.
4.3. Позиции в международной миграции рабочей силы.
Миграционные движения всегда были свойственны Бразилии. Но говорить о целенаправленной иммиграции рабочей силы можно лишь начиная с 19 века. С выходом Бразилии в качестве крупнейшего поставщика кофе на мировой рынок в стране стала ощущаться острая нехватка рабочей силы. Чтобы удовлетворить растущий спрос на нее в сельском хозяйстве, еще в 1810-х годах Бразилия пыталась привлекать иммигрантов, но эти попытки не увенчались успехом. Только в 1860-х – начале 1870-х годов в страну устремились европейские переселенцы. В это же время там обосновались 4 тыс. североамериканцев, сторонников конфедерации, а в 1880-х годах Бразилию заполонили иммигранты из Португалии, Италии, Испании, Германии и других стран Европы. Иммигранты осели преимущественно в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, двух крупных районах сосредоточения кофейных плантаций. В периферийных районах Сан-Паулу плантации росли как грибы, так как иммигранты покупали дешевые целинные земли и начинали выращивать там кофе и другие продовольственные культуры. В начале 20 в. северные и западные приграничные районы Сан-Паулу стали вотчиной новых плантаторов. На этот же период пришлась волна эмиграции в Бразилию из России. Переселенцы из России отправлялись в Бразилию по экономическим мотивам. В основном это были безземельные крестьяне, батраки, уезжавшие в Юж. Америку в поисках лучшей доли. В Бразилии они занимались земледелием. Ими было основано поселение Кампина дас Миссоэс, в шт. Рио Гранде ду Сул, получившее в 1963 году статус города. В настоящее время 20% населения муниципального округа Кампина дас Миссоэс – потомки выходцев из России. Новая волна иммигрантов была связана с решительными экономическими и социальными изменениями в истории республики, которые произошли в десятилетие после Первой мировой войны. В первые два десятилетия 20 в. в Бразилию хлынул поток иммигрантов, включая даже японцев, которые поселялись небольшими общинами. Новые города, семейные фермы и железные дороги были построены в пограничных районах на севере и западе штата Сан-Паулу. К концу 1920-х годов южная граница этого штата сомкнулась с границей штата Парана, который полвека спустя обогнал Сан-Паулу и вышел на первое место по производству кофе. Главным миграционным источником из Европы и Азии традиционно является Португалия, за ней следуют Италия, Ливан (потомков ливанцев в Бразилии больше, чем население Ливана – 10 млн. чел.) и Германия. В I пол. XX в., в результате войны и эконом. кризиса, в Бразилию прибыло значит. число иммигрантов из Японии. К 1969 году насчитывалось 274 тыс. японцев. В Бразилии проживают более 100 тыс. выходцев из России. Характерной особенностью современной миграции в Бразилии является то, что ее потоки состоят из двух направлений, то есть государство является как страной-донором, так и страной-реципиентом. Основными странами, в которые направляются бразильцы, являются США, Канада (около 5 млн. человек). В настоящее время Бразилия являются регионом, в котором доля мигрантов близка к нулю, доля временных рабочих составляет приблизительно 6,2%. Бразилия испытывает острый недостаток в квалифицированной рабочей силе и поэтому субсидирует специальные программы по привлечению мигрантов из Восточной Европы и СНГ. Бразильское законодательство допускает иммиграцию в страну квалифицированной рабочей силы, однако в основу действующих законов об иммиграции положен «выборочный» принцип и установлены иммиграционные квоты. Правом на оплачиваемый труд или осуществление коммерческой деятельности наделяются иностранцы, находящиеся в стране по так называемой «временной» визе, и лица, имеющие статус иностранца, постоянно проживающего в стране («постоянная» виза). При этом в зависимости от категории визы четко ограничивается область их возможной трудовой деятельности. Ведение какой-либо коммерческой деятельности иностранцами, находящимися в Бразилии по транзитным, туристическим, служебным, дипломатическим визам не допускается. «Временная» виза предоставляется иностранным гражданам, въезжающим в Бразилию в качестве артистов, спортсменов, научных работников, преподавателей вузов, инженеров и профессионально-технических специалистов. «Постоянная» виза предоставляется иностранным гражданам, соответствующим нормам и критериям отбора иммигрантов, устанавливаемым Национальным советом по иммиграции. Следуя своему курсу на всемерное поощрение притока иностранного капитала, бразильские власти в последнее время стремятся предпринимать меры по смягчению существующего в Бразилии довольно жесткого визового режима. В 1992 году была принята резолюция, предоставляющая право на получение "постоянной" визы иностранцам, которые намерены постоянно проживать в Бразилии в целях вложения своих средств в деятельность, способствующую национальному развитию. Основным условием предоставления подобной визы являются инвестиции иностранца, минимально равные сумме в национальной валюте, эквивалентной 200 тыс. дол. США, либо в новое дело, либо в уже существующее предприятие со штатом не менее 10 человек и, кроме того, дополнительные финансовые средства на собственное содержание в размере 25% от вышеуказанной суммы (т. е. 50 тыс. дол.). Устанавливается, что пребывание иностранца-инвестора в стране обусловлено состоянием дел в его бизнесе, послужившим основанием для выдачи ему "постоянной" визы. Конкретным обстоятельством, ускорившим принятие резолюции, стало стремление правительства привлечь в страну капиталы богатых арабских иммигрантов, в особенности из Ливана, въезд которых в страны Латинской Америки в последнее время резко возрос. Согласно бразильским официальным данным, в стране существует многочисленная колония выходцев с Арабского Востока (до 9 млн. человек), а также китайцев из Гонконга. Для облегчения процесса поиска свободных рабочих мест в Бразилии создана и успешно функционирует Национальная система по трудоустройству. Региональные учреждения этой системы располагают информацией о спросе на рабочую силу и в соответствии с ней предлагают нуждающимся свободные места. Анализ складывающейся конъюнктуры на национальном рынке рабочей силы показывает, что определенный спрос, оцениваемый всего в несколько десятков рабочих мест, существует на такие профессии, как администратор, адвокат, бухгалтер, медик, инженер-электрик, строитель, программист, химик, преподаватель, психолог. С точки зрения иммиграции наибольший интерес представляет бразильский «золотой треугольник»: Рио—де-Жанейро – Сан Паулу-Белу – Оризонти. Это самый важный с экономической и политической точки зрения район страны, современный индустриальный и торговый центр не только Бразилии, но и всей Южной Америки. Достаточно сказать, что из 170 миллионов человек, населяющих Бразилию, 80 миллионов проживает именно в «золотом треугольнике».
4.4. Позиции в международном разделении труда
Хотя сельское хозяйство в Бразилии и уступило промышленности место ведущей отрасли экономики в стране, в международном разделении труда Бразилия остается преимущественно поставщиком продуктов сельского хозяйства, имеющего ярко выраженную экспортную направленность. По объему сельскохозяйственного экспорта Бразилия уступает только США и Франции. На долю основных экспортных культур – кофе, какао-бобов, хлопчатника, сахарного тростника и сои – приходится свыше трети посевных площадей. В наши дни менее трети всего экономически активного населения Бразилии занято в сельском хозяйстве. Бразилия самостоятельна в обеспечении себя продовольствие, более того страна - ведущий экспортер тропических зерновых культур. В отличие от других стран Латинской Америки, Бразилия увеличила сельскохозяйственное производство, не особенно увеличив число обрабатываемых земель. Пригодны для обработки не более 9% всех земель, и при этом солидная доля земель обрабатывается с помощью примитивных технологий. Бразилия - первый в мире производитель кофе, что является его основной частью экспорта. Сан-Паулу и Минас-Жерайс - основные "кофейные" штаты, за ними следуют Парана и Эспириту-Санту. Соя и ее продукты (корма для животных) - еще одна важная часть экспорта. Большая часть урожаев сои собирается в штатах Парана и Рио-Гранди-ду-Сул. Расширение механизации хозяйств и возросшая ценность сои вывели в национальные лидеры по производству штат Мату-Гросу-ду-Сул. Старейшие отрасли бразильского сельского хозяйства отвечают на современные запросы национального хозяйства. Пример этого является быстрый рост плантаций сахарного тростника в штате Сан-Паулу и на северо-восточном побережье. Бразилия вышла на первое место по поставкам сахарного тростника в связи с частичной заменой кубинского сахара на мировом рынке и быстрым ростом производства этанола. Бразилия - мировой лидер в производстве кассавы. Более того, Бразилия является мировым лидером в производстве бананов, бобов, занимает второе место в мире по производству сои и какао, является крупнейшим в Западном полушарии производителем риса. Большая часть этих культур поступает на внутренний рынок, но часть экспортируется, подобно черному и джутовому перцу со штата Амазонас, пальмового масла с северо-восточного побережья, чеснока - со штата Минас-Жерайс, чая - из Сан-Паулу, табака - из Санта-Катарины и Риу-Гранди-ду-Сул. Последний штат является центром мясоперерабатывающей промышленности Бразилии, ведь страна располагает одним из крупнейших в мире поголовьем скота. Так же страна занимает третье место по производству кукурузы. По сбору бананов и апельсинов Бразилия лидирует на мировом рынке.
TC 4.5. Позиции страны в международном движении капитала.
Я считаю, что реализация инвестиционной политики как инструмента развития экономики является одним из основных направлений деятельности современного бразильского правительства. Стимулирование инвестиций создает условия, способствующие расширению притока иностранных ресурсов в страну, что обеспечивает устойчивый экономический рост. Одним из наиболее эффективных источников финансирования инвестиционных потребностей бразильской экономики являются прямые иностранные инвестиции, содействующие технологическому обновлению основных фондов. Как указывает Ломакин, ещё с 50-х годов Бразилия проводила в этом отношении благоприятную экономическую политику, в частности, освобождала от налогообложения поступления иностранного капитала в страну, а также перевод дивидендов за границу. Она стала одной из самых привлекательных для иностранного капитала развивающихся стран. Кроме дешевизны рабочей силы, обширного внутреннего рынка, богатых минеральных ресурсов, привлечению прямых иностранных капиталовложений способствовала политическая стабильность. А. П. Шакиров не соглашается с ним по этому вопросу, он полагает, что до 90-х годов инвестиционный спрос в Бразилии был достаточно низким из-за проводимой протекционистской политики, выражавшейся в применение высоких импортных пошлин и нетарифных ограничений, а также политики импортозамещения, принятой в 70-е годы после мирового нефтяного кризиса. В начале 90-х годов Бразилия после открытия своих рынков стала неотъемлемой частью мирового рынка капитала. Рост инвестиционного спроса был вызван увеличением внутренних доходов, которое было связано с подавлением инфляционных процессов в 1994 году, а так же с возобновлением эффективной работы кредитной системы. Так же положительную роль в увеличении ПЗИ в бразильскую экономику сыграли либерализация внешней торговли в начале 90-х годов и введение “Плана Реал”. Отмена фиксированного и введение плавающего валютного курса в 1999 году, неоднократная девальвация бразильского реала послужили основой падения эффективности импортных операций. Это побудило иностранных инвесторов организовывать производство на территории Бразилии. В период с 1980 по 1994 года Бразилия в среднем получала 1,5 млрд. ПЗИ, при этом на приватизационные сделки приходилось около 25% привлеченных инвестиций. Е. Дурманова добавляет, что положительное воздействие на поток ПИИ в 1995-2000 годах оказывала политика правительства Бразилии, направленная на продолжение:
1. приватизации государственного сектора и либерализации инвестиционной политики;
2. реформирования налоговой системы, системы социального обеспечения и управления;
3. переосмысления правительственных функций на уровне штатов.
В результате проводимых реформ приток ПИИ в Бразильскую экономику неуклонно возрастал: в1994 году их объем составлял 1,7 млрд. долл., в 1995 году - 3,9 млрд. долл., в 1996 году - 9,8 млрд. дол., в 1997 году они выросли на 72,4% и достигли 17 млрд. долл. Основная часть прямых инвестиций предназначалась для строительства новых предприятий или модернизации и расширения уже действующих фабрик и заводов, приобретения национальных компаний и участия в приватизации государственных предприятий. В 1996 году 2,6 млрд. долл. иностранных инвестиций были использованы в приватизационных целях. В 1997 году объем таких инвестиций вырос в два раза – 5,25 млрд. долл. В 1998 – 1999 годах произошли некоторые негативные изменения, связанные с азиатским кризисом. Наметилась тенденция к снижению объема прямых иностранных инвестиций. Отток иностранных портфельных инвестиций за 1998 году составил 1,8 млрд. долларов. Спровоцированная кризисом в России новая волна кризиса привела к тому, что только за август – сентябрь 1998 года из Бразилии “сбежал” капитал на сумму 29 млрд. долларов. В. Семенов и Л. Симонова выделили следующие причины оттока капитали: снижение доверия международных инвесторов к бразильскому и другим развивающимся рынкам; продажа крупными международными банками своих активов в Бразилии с целью покрытия своих убытков в других регионах мира. Кроме того, выводу ресурсов из страны способствовали опасения инвесторов, что в условиях сужения получения новых внешних заимствований в Бразилии произойдет девальвация реала и будут введены ограничения на вывоз капитала. В. В. Кривохита отмечает, что Центральный банк Бразилии провел ряд мер, направленных на нейтрализацию последствий потрясений на мировом рынке и защиту валютных резервов страны, которые пришлось расходовать, чтобы противостоять давлению, вызванному финансовым кризисом в России. Было разрешено поступление в страну ПИИ в приватизации раньше предусмотренных сроков, произошло изменение минимального срока привлечения внешних ресурсов. В результате проведенных мер, золотовалютные резервы страны снизились с 70 до 43 млрд. долларов. Толчком к новому финансовому кризису, который вызвал новую волну бегства капитала, послужило заявление, сделанное 6 января 1999 года губернатором штата Минос - Жерайс Франко о моратории на погашение долга штата в размере 18,5 млрд. долларов. В результате 13 января было объявлено о расширении валютного коридора, что означало фактическую девальвацию реала более чем на 8%. Только за 13 – 14 января 1999 года объем изъятых с рынка этой страны финансовых средств оценивался в 2,5 – 5 млрд. долларов. Сегодня, благодаря современному производственному сектору и эффективной институциональной системе, в Бразилии сложилась благоприятная инвестиционная среда. Вместе с легкостью доступа на рынок и законами, обеспечивающими высокую защиту прав интеллектуальной собственности, это сделало страну одним из наиболее привлекательных мест назначения для прямых иностранных инвестиций. Кроме того, Бразилия имеет довольно квалифицированную рабочую силу, что делает ее привлекательной для инвесторов в высокотехнологические отрасли. В 2000 году Бразилия получила рекордную сумму прямых иностранных инвестиций в $33,5 млрд. Значительная доля инвестиций, поступающих в Бразилию, привлекается сюда проводимой приватизацией государственных компаний, таких как банки и компании, в области телекоммуникационных услуг. Однако даже «неприватизационные» инвестиции в 2000 году в Бразилию увеличились на 20%, что чрезвычайно важно для Бразилии, которая не может долго зависеть от поступлений от приватизации. В это же время, значительная нехватка инвестиций в 2000 году ощущалась в инфраструктуре. По мнению аналитиков, именно нехватка инвестиций в этом секторе может стать тормозом экономического роста Бразилии в будущем. Шакиров указывает, что в 2001 году экономика Бразилии столкнулась с некоторыми проблемами. В этом году наблюдалось снижение притока ПИИ в Бразилию, связанное как с внутренними (связанные с политикой экономии электроэнергии, как указывалось выше), так и внешними причинами (замедление темпов роста мировой экономики). По оценкам ЮНКТАД, объемы ПЗИ сократились во всем мире на 40%. Однако продолжительный экономический спад в соседней Аргентине и глобальное замедление темпов экономического роста привели к усилению инфляционного давления в Бразилии и обострили угрозу, исходящую от значительного дефицита счета текущих операций, вследствие чего центральный банк Бразилии в конце апреля принял решение о повышении на пол процентных пункта краткосрочной ставки межбанковского кредитования – до 16,25%. В 2001 году в бразильскую экономику было инвестировано всего 22,6 млрд. дол., что на 30% меньше, чем в 2000 году одной из причин снижение инвестиций явилось отсутствие крупных инвестиционных сделок. Из привлеченных в 2001 году 4,3 млрд. дол. ПЗИ – это корвентированная в инвестиции кредиторская задолженность бразильских организаций перед иностранными партнерами. Наиболее крупной операцией такого рода стал возврат кредиторской задолженности компании Portugal Telecom перед своей материнской компанией в размере 0,95 млрд. дол. Из-за высоких процентных платежей по внешнему долгу и переводов прибылей за границу в Бразилии наблюдается один из наиболее высоких в Латинской Америке показателей дефицита платежного баланса по счету текущих операций, который в 2001 году составил 23,2 млрд. дол. Этот дефицит финансируется чистым притоком средств на счет движения капитала, прежде всего благодаря привлечению иностранных инвестиций - в последние годы ПЗИ составляли около 5% ПЗИ ежегодно. Среди секторов экономики основными реципиентами ПЗИ в 2001 году были: сфера услуг – 60%, главным образом телекоммуникация, финансовые услуги, жилищно-коммунальное хозяйство; промышленность – 33%: автомобилестроение, химическая промышленность, пищевая промышленность; сельское хозяйство -7%. Распределение ПЗИ претерпевало в 1996-2000 годах значительные изменения: доля промышленности сократилась с 23 до 17%, доля сектора услуг увеличилась с 76 до 81%. Однако в 2001 году ситуация вновь вернулась к середине 90-х: увеличились инвестиции в промышленность, в основном в экспортоориентированные отрасли, при этом произошло снижение инвестиций в сферу услуг. Основными странами – инвесторами в 2001 году стали: США – 20%, Испания – 12%, Франция – 9%, Нидерланды – 9%, Каймановы острова – 8%, Португалия -7%. Что касается портфельных инвестиций, то в 2001 году их объем существенно снизился и составил 872 млн. дол. по сравнению с 8,7 млрд. дол. в 2000 году. Относительно приватизационных процессов, следует отметить, что на долю иностранных инвесторов приходиться 48,2% полученных от приватизации средств. В том числе доля США составляет 16,5%, Испании - 14,9%, Португалии - 5,7%, Италии – 3,1%, Чили - 1,2%, Бельгии – 1%. Относительно недавно стало известно, что крупнейшие мировые банки, такие как Citigroup, J.P. Morgan Chase & Co., Deutsche Bank AG и 13 других, намерены возобновить инвестиции в бразильскую экономику после решения о приостановке этой деятельности в конце 2001 – начале 2002-го года. Так же хотелось бы отметить, что в последние десятилетия существенно изменилась роль Бразилии в сфере движения капитала, она стала его экспортером. Выход бразильского капитала на внешние рынки произошел в середине 70-х годов. Он заполнил свободные промышленные ниши, которые обходил предпринимательский капитал из западных стран. В обрабатывающей промышленности приоритет отдавался нефтеперерабатывающей и строительной отраслям. Зоной инвестиционной деятельности стали, прежде всего, развивающиеся страны. Зарубежные капиталовложения бразильских компаний относительно невелики, на их долю приходится 0,2% мирового вывоза инвестиций, 3% всех зарубежных капиталовложений стран Третьего мира, но 26% всех латиноамериканских компаний. Но, не смотря на кажущееся благополучие, Алан Бадов и Петр Михальчук указывают на наличие серьезных проблем в финансовой сфере. “Политика импортозамещающей индустриализации, ставшая стратегией развития в 70-е годы, сопровождалась усилением роли государства. Создавая тепличные условия для национальных производителей, бразильские власти шли на широкое и не всегда эффективное использование бюджетных средств. Бюджетный дефицит покрывался за счет новых внешних заимствований. А завышенный курс реала привел к увеличению отрицательного сальдо платежного баланса, что усугубило зависимость страны от внешних источников финансирования. В итоге эта политика привела к тому, что на н. 1996 года внешний долг страны достигал уже 178 млрд. долларов. С тех пор для решения конкретных задач в экономике и для финансирования текущего долговых выплат Бразилия только увеличивает задолженность – до сегодняшних 260 млрд. долларов”. Долг не только огромен, но и дорог в обслуживании. “Бразилия столкнулась с проблемой сложной структуры долга и высоких процентных ставок. Последние 8 лет ставка составляла 16% годовых. В этом году она намного выше”. Долговая пирамида рано или поздно должна рухнуть. В 2002 году соотношение государственного долга с ВВП выглядит хуже, чем в Аргентине перед дефолтом – госдолг в 335 млрд. долларов составляет 62% ВВП Бразилии (в 2001 году в Аргентине госдолг 130 млрд. долларов составлял 54% ВВП). Ситуация с госдолгом усугубляется девальвацией национальной валюты. В 2002 году реал подешевел на 44%. А так как 80% всех бразильских облигаций привязано к доллару то растет долговая нагрузка (только за счет этого фактора в июле она возросла на 9,8%). Внешняя задолженность увеличивается, что подрывает веру инвесторов в способность государства рассчитываться по своим долгам, а, следовательно, падает кредитный рейтинг страны. Таким образом, нельзя однозначно судить о месте Бразилии в международном движении капитала так как, с одной стороны она остается одной из наиболее привлекательных развивающихся стран для иностранных инвесторов, осуществляющих долгосрочные капиталовложения. Но, с другой стороны, в экономике существует значительная проблема, связанная с величиной госдолга, которая угрожает вылиться в серьезный финансовый кризис.
4.6. Наличие и особенности развития свободных экономических зон в Бразилии.
Свободные экономические зоны важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. СЭЗ используются как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Правительство Бразилии использует создание зон свободной торговли в качестве одного из направлений государственной поддержки экспорта в Бразилии. Основной из них является СЭЗ Манауса, одной из главных задач которой является производство экспортной продукции. Для выполнения данной задачи предприятия зоны освобождены от уплаты налогов на экспортную продукцию и на прибыль. Итак, деятельности Свободной Зоны Манаус в 2004 году исполнилось 37 лет. На сегодняшний день она занимает территорию 3,6 млн. кв. км., объединяет 2 тыс. торговых фирм 22 отраслей, которые обеспечивают занятость 50 тыс. рабочих и служащих, производят разнообразную готовую продукцию на сумму 13,2 млрд. долл., импортируют различные товары (главным образом узлы, детали и компоненты) из-за рубежа на сумму 3,1 млрд. долл., ввозят национальную продукцию с внутреннего рынка в размере 3,6 млрд. долл. США. В отраслевом разрезе 75% стоимости продукции зоны приходится на продукцию электронной и электротехнической промышленности (включая средства информатики) и на сборку мотоциклов. Кроме того, зона Манаус является важным «полюсом» притяжения иностранных инвестиции. На территории зоны действует льготный импортный режим на товары, ввозимые в Свободную Зону Манаус, которые используются на сборочных предприятиях (льготы не распространяются на алкогольные напитки, табачные изделия, духи и ароматические вещества парфюмерного назначения, вооружения и автомобили). Освобождаются от таможенных пошлин сырье, полуфабрикаты, узлы и детали, ввозимые в страну в рамках режима drawback, импорт которых осуществляется для нужд экспортно-ориентированных предприятий и для производства экспортной продукции (за исключением алкогольных напитков, табачных изделий, духов, военной техники, автомобилей). В настоящее время в предпринимательских кругах Бразилии получила развитие дискуссия относительно перспектив зоны, срок льготного режима которой действует до 2013 года. Основным объектом критики зоны является ее относительно узкая специализация, а также сравнительно невысокий процент участия в национальном экспорте. Это, однако, не всегда входит в планы иностранных ТНК, которые обосновались в зоне с целью проникновения на рынок Бразилии. Национальные резиденты зоны указывают на достаточно высокие издержки транспортировки продукции из зоны на внешние рынки в качестве сдерживающего фактора для наращивания экспорта. Так же хотелось бы упомянуть, что в настоящее время Бразилией ведутся переговоры об условиях создания Американской зоны свободной торговли (ALCA). Бразилия, как и другие страны Лат. Америки, подвергается нажиму США с целью досрочного (до 2005 года) создания ALCA. До сих пор Бразилии удавалось противостоять этому давлению США, отстаивая свою позицию – важна не дата, а взаимовыгодные условия участия всех стран в создаваемом экономическом блоке. Позиция Бразилии была поддержана руководителями других стран-членов МЕРКОСУР (Аргентина, Уругвай, Парагвай). Кроме того, Бразилия играет важную роль в процессе создания еще одной зоны свободной торговли Америки – FTTA. Хотя этот процесс вызывает у нее некоторую обеспокоенность. Бразилия задается вопросом, какое влияние открытие рынков для внутриконтинентальной торговли окажет на ее производителей. Данные исследования, проведенного Национальной конфедерацией промышленников Бразилии, не дают однозначного ответа на вопрос о благотворном влиянии на ее экономику участия в FTAA. Так ряд отраслей ее экономики является высоко конкурентоспособным и только лишь выиграет от участия Бразилии в FTAA. Это, в первую очередь, текстильная промышленность, а также сельское хозяйство, металлургическая отрасль и производство керамики. Однако очевидно, что такие отрасли экономики Бразилии, как автомобилестроение и производство электроники, не смогут выстоять под напором конкурентных сил на континенте в условиях свободной торговли. Эти отрасли традиционно защищались правительством Бразилии при помощи высоких тарифных ставок, вследствие чего у них не было особого стимула беспокоиться о продуктивности, новых технологиях и маркетинге. Итак, в заключении, хотелось бы отметить, что, несмотря на фин. кризисы последних лет и связанные с этим экономические трудности, Бразилия продолжает играть ведущую роль в интеграционном процессе на латиноамериканском континенте. Бразилия успешно отстаивает свои позиции в качестве лидера латиноамериканских стран на заседаниях ВТО, на переговорах по образованию Зоны свободной торговли на южноамериканском континенте (AMERCOSUL), в процессе сближения МЕРКОСУР с ЕС.
4.7. Участие Бразилии в процессах международной экономической интеграции.
Действенным средством расширения внешних рынков правящие круги Бразилии рассматривают создание региональных экономических объединений. Бразилия принимала активное участие в образовании Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), учрежденной в 1960 году, и преобразовании ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции (1980 год). Неудовлетворенность низкими темпами хозяйственного сближения и медленным развитием внутритональной торговли вызвала активизацию отношений с Аргентиной. В марте 1991 года было подписано соглашение о создании общего рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Итак, представляя собой, важнейший внешнеполитический проект Бразилии, по прошествии десяти лет со времени подписания «Ассунсьонского договора» МЕРКОСУР превратился в политически стабильную организацию регионального сотрудничества со стремительно развивающейся экономикой. В настоящее время МЕРКОСУР обладает четвертой по величине экономикой в мире, уступая первенство лишь странам ЕС, США и Японии. Сегодняшний МЕРКОСУР - это один из наиболее динамично развивающихся потребительских рынков мира с населением 200 млн. человек и суммарным ВВП, превышающим 1 трлн. долларов. Успешно завершено выполнение программы либерализации взаимной торговли между четырьмя странами-членами МЕРКОСУР, начало которой было положено "Ассунсьонским договором" в 1991 году. Сегодня в торговле между странами-членами МЕРКОСУР не существует квот на поставку товаров, за исключением продукции автомобильной промышленности. Постепенно снимаются другие нетарифные меры регулирования торговли. Программа либерализации дала мощный толчок развитию торговли на региональном уровне: с 1990 по 1998 года ее объем увеличился на 300% и достиг 21 млрд. долларов. Средние темпы роста внешнеторгового оборота Бразилии с партнерами по МЕРКОСУР составили около 20% в год. Совместно со своим главным партнером по МЕРКОСУР, Аргентиной, Бразилия инвестировала за последние годы около 2-х млрд. долларов в создание порядка 400 совместных предприятий. Достигнутые успехи внесли весомый вклад в процесс интеграции. Проект МЕРКОСУР явился своего рода катализатором активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности зарубежных компаний, которые все более активно выходят на региональный рынок, который открывает для них широкие коммерческие и инвестиционные возможности. В расчете на получение высоких прибылей от общего рынка четырех государств транснациональные компании расширяют свое присутствие в странах-членах МЕРКОСУР. 1-го января 1995 года стал реальностью Таможенный союз стран-членов МЕРКОСУР. Это качественно новая ступень интеграции в сравнении с зоной свободной торговли. Таможенный союз действует на основе единой торговой политики в отношении третьих стран. Основным элементом Таможенного союза является Единый внешнеторговый тариф (ЕВТ), устанавливающий пределы защитного таможенного тарифа в отношении товаров, происходящих из третьих стран. Помимо ЕВТ в рамках Таможенного союза действуют единые правила в отношении происхождения товаров, единая конкурентная политика и единые меры в отношении недобросовестной практики во внешней торговле, что полностью соответствует нормам ВТО. Увеличилось значение МЕРКОСУР на международной арене. На фоне впечатляющих результатов роста товарооборота между странами-членами МЕРКОСУР отмечается увеличение объема торговли со странами, не входящими в этот блок. Со времени создания Таможенного союза международная повестка МЕРКОСУР стала еще более насыщенной. В 1996 году были заключены соглашения с Чили и Боливией о создании зоны свободной торговли; продолжаются переговоры со странами-членами Андского содружества; расширяется диалог с ЕС о либерализации торговли; МЕРКОСУР является активным участником переговоров о создании Зоны свободной торговли обеих Америк. Помимо этого идут консультации с другими партнерами МЕРКОСУР, включая SADC (Южно-африканское содружество по развитию), CER (Торговое соглашение Австралии и Новой Зеландии), Содружество Независимых Государств (СНГ), Индию, Китай и Израиль. Помимо Меркосула следует упомянуть следующие международные объединения, членом которых является Бразилия:
1. ALADI - Latin American Association of Integration (Латиноамериканская Ассоциация Интеграции). Способствует принятию торговых соглашений между членами ассоциации: Бразилия Уругвай, Аргентина, Парагвай, Чили, Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Венесуэла и Мексика. Проводит политику создания общего внешнего тарифа стран Mercosur и принятия общей торговой политики относительно третьих государств.
2. IBERO - форум для обсуждения политических вопросов.
3. Группа Рио-де-Жанейро - механизм политической координации, был создан в 1986 в Рио-де-Жанейро. В состав входят: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Панама, Парагвай, Перу, Венесуэла, Уругвай и представители Карибского Сообщества (CARICOM). Главные цели: расширение и систематизация политического сотрудничества государств – участников; исследование возможных международных проблем и выработка общих решений; организация более эффективного Латиноамериканского сотрудничества и усиление интеграции.
4. OAS - Организация Американских Государств. Организация, которая была создана решением IX межамериканской конференции по проблемам войны и мира в 1945 году сейчас работает над такими вопросами как торговля и интеграция, и такими проблемами, как распространение наркотиков, международный терроризм, коррупция и т.д. В настоящее время в OAS входит 35 государств, среди которых: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская республика, Сальвадор, Эквадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу.
5. SELA - Латиноамериканская Экономическая Система, была сформирована в 1975 году с целями: 1).координировать правительственные позиции государств – участников на международных форумах; 2). Поощрять сотрудничество между странами региона; 3). Поддерживать процессы интеграции в регионе и координировать взаимоотношения внутри них.
Список Литературы:
1. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов.- М.: Финансы, 1998. - 717 с.
2. Новичков В.Б. Америка, Австралия, Океания. - М.: Современная педагогика, 2003. - 128 с.
3. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 503 с.
4. Бадов А., Михальчук П. Долговой навес // Эксперт. - 2002. - № 38. - С. 65 - 68.
5. Килячков Н.А. Социально - экономические преобразования в Бразилии в 1990-е годы // Финансы и кредит. - 2000. - № 10. - С. 49-58.
6. Кривохита В.В. Влияние финансового кризиса в Бразилии на перспективы региональной интеграции // Латинская Америка. - 1999. - № 12. - С. 57 - 71.
7. На рынке кофе Бразилии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002.- № 41 - С. 6.
8. ОЭСР о перспективах экономического развития Бразилии и Мексики // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002.- № 30 - С. 4.
9. Проблемы развития экономики Бразилии // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2002.- № 2 - 3. - С. 1,4.
10. Романова. Бразилия: опыт перестройки // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7.- С.- 11.
11. Семенов В., Симонова Л. Бразилия: через две кризисные волны // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 1999.- № 8.- С. 81-85.
12. Шакиров А.Р. Иностранные инвестиции в Бразильской экономике // Внешнеэкономический бюллетень. - 2003. - № 3. - С. 26 - 34.
13. Шакиров А.Р.Бразильская экономика и финансовая система в 2001 - 2002 гг.// Латинская Америка.- 2003 - № 5 - С. 38 - 46.
14. Алтайского отделения Международной Академии информатизации. - http://www.aomai.ab.ru/
15. Аналитика. Информационная поддержка бизнеса. - http://www.analitika.fis.ru
16. Бразилия. Эмиграция в Бразилию.- http://www.brazil.ru/Emigration/
17. Всемирная торговая организация.- http://www.wto.org
18. Всемирный банк.- http://www.worldbank.org
19. Генеральное консульство Российской Федерации в Рио-де-Жанейро.- http://www.consrio.narod.ru/
20. Информационная система Мира, 180 стран.- http://www.infa.ru/map/world
21. Краткие и аналитические справки по странам мира.- http://www.geoport.ru/country
22. Международная торговая администрация (Intarnational Trade Administration). http://www.trade.gov/
23. Министерство Внешних Связей Бразилии.- http://www.mre.gov.br
24. Мировые дискуссии.- http://www.wdi.ru
25. Новости Бразилии и мира.- http://www.brazilpost.com
26. Новости для экспортеров.- http://www.polpred.com
27. Обширный сайт по Бразилии.- http://www.brazilia.com
28. Официальный сайт Бразилии.- http://www.brasil.gov.br
29. Официальный сайт центрального банка Бразилии.- http://www.bcb.gov.br
30. Посольство Бразилии в Вашингтоне.- http://www.brasilemb.org
31. Посольство Бразилии в Москве.- http://www.brazemb.msk.ru
32. Работа, поиск работы, подбор персонала.- http://www.zarplata.ru
33. Сайт о Бразилии.- http://www.brazil.com
34. Справочная информация о Бразилии.- http://www.brasilia.polpred.com
35. Справочник по странам мира.- http://www.allworld.wallst.ru
36. Торгово-промышленная Палата РФ.- http://www.rbcnet.ru/
37. Туристический сайт.- http://www.archieve.travel.ru
38. Энциклопедия кругосвет. Страны мира.- http://www.krugosvet.ru