Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов
РОЛЬ НАУКИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ №34
Без серьезных научных исследований современного состояния взаимодействия природы и общества невозможно не только преодоление, но и простое осмысление сути глобальных проблем современности. Очевидно, что роль всего комплекса современного естествознания в его взаимодействии, а также технических наук в этом процессе огромна. Однако не следует забывать и о значении гуманитарных дисциплин и, прежде всего, этики. Нравственное отношение к природе – это в первую очередь не страх за возможные штрафы, а осознание природы как огромной ценности, если хотите, как продолжения собственного тела: нанести урон природе для меня также невероятно как отрубить себе палец.
Методологической основой изучения глобальных проблем современности выступает философия, анализирующая и смысл основных понятий, историю и перспективы функционирования процесса взаимодействия природы и общества.
Анализируя данный вопрос необходимо: 1. определить основные понятия; 2. раскрыть историю взаимодействия природы и общества; 3. показать пути преодоления противоречий между ними.
Глобальными – называются проблемы, нерешенность которых создает угрозу для будущего существования человеческого общества. Изучают их экология, философия глобальных проблем. Здесь рассматривается сущность глобальных проблем современности, кризисов в развитии человечества, изучаются пути решения этих проблем и предупреждения кризисов.
Термин «природа» в научной литературе употребляется в двух значениях:
1) В широком смысле под природой понимается вся существующая объективная реальность. В этом значении природу обычно называют – материя, Вселенная.
2) В узком смысле под природой понимают совокупность естественных условий, необходимых для возникновения, существования и развития человечества. Синоним термина «природа» в этом значении – окружающая среда.
В окружающую среду входят следующие элементы: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера, техносфера, социосфера.
1. ЛИТОСФЕРА включает в себя следующие элементы:
-
ЗЕМНАЯ КОРА (ее толщина от
-
ВЕРХНЯЯ
МАНТИЯ (от подошвы земной коры до глубины
-
НИЖНЯЯ
МАНТИЯ - до глубины
- ЯДРО – находится НИЖЕ мантии. Температура здесь около 5000 градусов. Давление в центре Земли около 3,5 млн. атмосфер.
2. ГИДРОСФЕРА – это все химически не связанные воды планеты. Водные ресурсы Земли в ЖИДКОМ, ГАЗООБРАЗНОМ и ТВЕРДОМ состоянии исчисляются в 1,5 млрд. км3
3. АТМОСФЕРА - это воздушная оболочка Земли. Она имеет границу с
Космосом примерно на высоте 20 тысяч км. Почти 99 % всей массы атмосферного
воздуха заключено в слое от поверхности Земли до высоты
4. БИОСФЕРА - это совокупность всех живых организмов, включая человека, а также продукты, созданные ими, например, торф, известняки, уголь, нефть.
5. НООСФЕРА – точный перевод «сфера разума». Особенность современного этапа развития человечества связана с нарастанием темпов трансформации биосферы в НООСФЕРУ. Этот термин появился в начале ХХ – ого века. Французские ученые Тейяр де Шарден и Э. Леруа считали, что ноосфера это облекающая Землю «мыслящая» оболочка, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания. Со времени В. Вернадского понятие ноосфера стало означать сферу взаимодействия природы и общества, где разумная человеческая деятельность, воплощенная в науке и технике, становится главным и определяющим фактором развития. Итак, ноосфера – это новая стадия развития биосферы, характеризующаяся тем, что человечество с помощью разума, науки и техники, становится силой, сопоставимой по масштабам с геологическими силами. Тем самым человечество начинает оказывать определяющее влияние на ход земных процессов, существенно изменять их.
6. ТЕХНОСФЕРА – это вся сумма техники и преобразованные техническим воздействием ландшафты.
7. СОЦИОСФЕРА – это человеческое общество с созданными им учреждениями, социальными структурами, институтами, а также все технические сооружения, так называемая «вторая, рукотворная природа».
Природа и общество находятся в диалектическом единстве.
Что такое природа мы уже выяснили.
Общество – это одновременно и часть природы и обособившееся от природы специфическое материальное образование, представляющее собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей
Диалектическое единство – это единство и различие, сосуществование противоположностей. Рассмотрим с этих позиций диалектику природы и общества.
Единство природы и общества раскрывается, прежде всего, в генетическом аспекте, то есть они едины по происхождению. Это станет вполне ясно, если рассмотреть основные этапы развития природы на планете Земля.
1. Этап добиологической истории нашей планеты. В этот период были подготовлены условия для крупнейшего качественного скачка – появления жизни.
2. Возникновение жизни, начало развития и становления БИОСФЕРЫ, т.е. поверхностной оболочки Земли, в пределах которой существует и развивается жизнь во всех многообразных формах ее проявления. В течение миллиардов лет жизнедеятельность живых организмов преобразила лик Земли. Биосфера функционирует как грандиозный, безотходный химический комбинат.
3. Возникновение человека и появление общества. К этому величайшему скачку в развитии привела эволюция живого на Земле. Жизнедеятельность общества – это фактор еще более активный, чем жизнедеятельность живых организмов, хотя биомасса человечества незначительна по сравнению со всей совокупностью живых организмов планеты. Но не биологическая активность стала определять роль общества в истории Земли. Главным стал не биологический обмен с окружающей средой, а новый тип материальных отношений – трудовая деятельность, производство средств к жизни. Если животные приспосабливаются к среде обитания, то люди в процессе труда, с помощью орудий труда приспосабливают природу к своим жизненным потребностям. Итак, взаимодействие общества с природой, осуществляемое в материальном производстве, стало важнейшим и все возрастающим фактором эволюции планеты, влияющим на биосферу. «С появлением на нашей планете озаренного разумом живого существа, - отмечал В.И.Вернадский, - планета переходит в новую стадию своей истории – биосфера переходит в НООСФЕРУ», сферу организованного разумной человеческой деятельностью взаимодействия природы и общества.
Различие природы и общества. Единство природы и общества, объективно существующее со времени возникновения человечества, ВНУТРЕННЕ ПРОТИВОРЕЧИВО.
1. Противоречиво само материальное производство:
- с одной стороны, оно противопоставляет общество природе, обеспечивает свою независимость от природы, даже господство над ней;
- с другой стороны, материальное производство является выражением нерасторжимой связи общества и природы. Власть человека над природой возможна лишь на основе знания ее законов, подчинения им и правильного предвидения воздействий общества на природу. То есть это господство, основанное на подчинении, внутренне противоречивое господство.
2. Противоречива роль природы. Она участвует в производстве не только как нечто пассивное, противостоящее обществу, но и как действенный фактор. Поэтому любой изготовленный человеком предмет – это одновременно и «изделие» человека из материала природы (здесь природа выступает как нечто пассивное) и «изделие» самой природы, результат естественных процессов, используемых человеком в производстве.
Таким образом, ПРИРОДА и ОБЩЕСТВО не противостоят друг другу как чисто внешние, внутренне независимые друг от друга стороны отношения, а органически, внутренне противоречиво связаны воедино. Кратко ДИАЛЕКТИКУ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ можно сформулировать следующим образом:
- с одной стороны, развитие производства увеличивает независимость общества от природы, позволяет преодолевать неблагоприятные условия окружающей среды;
- с другой – общество и природа все теснее и глубже связываются, что происходит, например, за счет все большего использования природных веществ, источников энергии, законов природы, вовлекаемых в производство.
Каждый шаг, увеличивающий независимость общества от природы одновременно умножает и углубляет связи общества с природой.
В структуре взаимодействия природы и общества следует выделить этапы.
1. Присваивающая экономика. В этот период предлюди (архантропы) и люди занимались преимущественно собирательством, охотой, рыболовством. Суть присваивающей экономики - вырвал у природы кусок и употребил, присвоил. Продолжительность этого этапа составляет примерно 2,5 миллиона лет. Человек не оказывал в это время существенного влияния на природу, он органично входил в нее, был как-бы ее продолжением, ее частью.
Главную роль в развитии общества в данный период играло естественное богатство средств жизни – обилие дичи, рыбы, плодовых деревьев.
2. Производящая экономика. Этот этап начинается около 10 тысяч лет назад с появления, земледелия, скотоводства, металлургии, первых цивилизаций и продолжается до наших дней, претерпевая существенные изменения. Главную роль здесь играет богатство средств производства, то есть того, что необходимо для его развития, например, полезных ископаемых, плодородных почв, источников энергии.
На протяжении многих тысячелетий существования азиатского, античного, феодального общества земледелие (а в ряде стран скотоводство) были основными видами производственной деятельности. Воздействие общества на природу в этот период усиливается, иногда настолько, что происходит даже локальное разрушение естественных природных комплексов: засоление земель, наступление пустынь и т. п. Однако, в целом, воздействие общества на природу оставалось еще не значительным.
Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения. Это предполагало создание оросительных систем, что приводило иногда к возникновению локальных экологических катастроф, например, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. А это, в свою очередь, вело к ослаблению и даже гибели отдельных государств в результате эрозии и засоления почв. Такие катастрофы бывают и сейчас: в мире заброшенно из-за ирригационного засоления больше земель, чем используется для орошения.
В дальнейшем
земледелие продвигалось на территории достаточного увлажнения, то есть в зоны
лесостепи и леса. В результате началась интенсивная вырубка леса. Это резко сокращало
влагооборот и способствовало увеличению площади пустынь. Кстати, сейчас пустыни
расширяются со скоростью до
3. Третий этап взаимодействия общества и природы начинается с промышленной революции конца ХУП – ХУШ веков. С этого момента основное влияние на природу люди оказывают с помощью промышленности, индустрии, что не только значительно увеличило возможности преобразования окружающей среды в интересах человека, но и усилило возможность нарушения экологического равновесия.
4. Четвертый этап взаимодействия природы и общества начинается с середины ХХ века, когда началась научно-техническая революция, приведшая к тому, что, с одной стороны, значительно усилилось господство человека над природой, а с другой – возникла угроза того, что природа может подчинить себе человека: она стала стремительно превращаться в подлинного тирана человечества. Пока будут преобладать идеи типа «Нам нельзя ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача» (Мичурин), то есть человек будет осознавать себя завоевателем, а природу – врагом, ни о какой гармонизации взаимодействия системы «природа-общество» речи быть не может. Конечно, в последние десятилетия в большинстве развитых стран мира подобный подход к природе ушел в далекое прошлое. Однако и ныне в системе «общество – природа» далеко не все обстоит благополучно. Если общество представить в виде коня, а природу - в виде привязанного за телегой флегматичного бычка, то получится следующее: конь тянет изо всех сил, бычок, не выдерживая аллюра, задыхается, упирается, но вынужден трусить следом. Обоим тяжело, но развязать веревку не в их власти. В конце концов, их взаимодействие должно привести к выработке скорости, приемлемой для обоих. Если этого не случится, хозяин рискует получить в финале бездыханную тушу одного из животных или даже обоих.
Во второй половине ХХ века во взаимоотношениях общества и природы возникают различного рода угрозы, проявляющиеся, например, в следующем:
1) возрастает уровень опасности для жизни и здоровья людей на Земле;
2) возникают глобальные проблемы.
Рассмотрим содержание этих двух аспектов.
Первый аспект. Кризис современной цивилизации характеризуется возрастанием уровня опасности жизни людей на Земле, что вызывает у многих беспокойство, стрессы, чувство беспомощности, рискованности существования. Риск вообще проникает сегодня во многие сферы социума. Для характеристики этого в литературе стали даже использовать термин «общество риска».
Социологическая теория «общества риска» появилась в середине 80-х годов ХХ века. Ее основателем является немецкий ученый Ульрих Бек. Согласно этой теории человечество в последней трети прошлого века вступило в новую фазу своего развития - «общество риска». Сравним данный этап развития и предыдущий – индустриальный:
Для индустриального общества основным было распределение благ.
Для общества риска – распределение опасностей.
Эволюция индустриального общества, в основном, сопровождалась появлением факторов, улучшающих жизнь людей: рост урожайности сельскохозяйственных культур, прогресс в медицине, автоматизация производства, развитие средств связи и транспорта. То есть, в индустриальном обществе распределялось между людьми то, что приносило, в основном «хорошее».
В обществе риска иная ситуация: по мере его развития появляется все больше опасностей, то есть «плохого» и оно также распределяется между людьми. В таком обществе неуклонно снижается уровень безопасности.
Второй аспект современного взаимодействия общества и природы заключается в возникновении проблем, которые стали называться глобальными
К числу глобальных проблем относятся, в частности:
- угроза ядерной войны и военного уничтожения жизни, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая проблемы, экологический кризис, дифференциация населения (бедные, богатые страны), рост преступности и терроризма, «взрыв» инфекционных и генетических болезней.
Исторически первой возникла проблема опасности ядерной войны - 40 – 50-е годы ХХ столетия.
Смысл демографической проблемы заключается в том, что постоянный рост населения мира требует возрастания производства пищи и энергии, увеличения потребления минеральных ресурсов. Это усиливает «давление» на биосферу планеты.
В 60-е годы ХХ века появляется глобальная проблема, которая стала называться «экологический кризис». Ее главный смысл в том, что в настоящее время вторжение человека в природу превышает ее восстановительные возможности.
Экологический кризис реализует себя в следующих явлениях.
ВО-ПЕРВЫХ, происходит интенсивное загрязнение и ухудшение качества окружающей среды. Это касается воздуха, воды, почвы, пищи.
ВО-ВТОРЫХ, экологическая опасность связана с трудно предсказуемыми последствиями человеческой деятельности в области преобразования природы. Воздействуя на природу, человечество, само того неосознавая, может вызвать явления, называемые ползучими катастрофами – опасность подкрадывается незаметно. Например, воздействие человека на состояние Мирового океана может привести к уничтожению фитопланктона, без которого, как считают специалисты, едва ли возможно существование человеческого рода. Опасно для существования человечества также как уменьшение средней температуры на 3,5 – 4 градуса, так и ее увеличение на 4 – 5 градусов. В последнем случае начнется резкое таяние запасов льда на Земле и катастрофическое повышение уровня океана, затопление значительной части суши.
ИТАК: Экологическая опасность заключается в том, что своим вмешательством в природу человек воздействует на общепланетные жизненно-важные физические, геологические, химические, климатические, биологические связи. Такая деятельность способна привести к разрушению взаимодействий, которые имеют решающее значение для всей системы жизнеобеспечения планеты, и вызвать непоправимые катастрофические последствия.
В условиях резкого повышения уровня опасности для жизни людей на Земле, появления глобальных проблем современности, возникновения экологического кризиса нарастает потребность использования новых подходов для решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия природы и общества.
Рассмотрим некоторые из них.
1. ИДЕИ «Римского клуба» - международной неправительственной организации ученых, политических и общественных деятелей многих стран мира. Клуб был создан в 1968 году по инициативе итальянского экономиста и специалиста в области управления промышленностью доктора А. ПЕЧЧЕИ. Первоначально собралась группа из 30 ученых, представляющих 10 стран. Сюда входили математики, естественникики, экономисты, социологи, промышленники, служащие государственных учреждений, собравшиеся, чтобы обсудить настоящие и будущие трудности человечества. Эта группа и получила название - «Римский клуб». С этого времени издается серия «Доклады Римского клуба» под общим названием «Затруднения человечества». Первый доклад: «Пределы роста» – был подготовлен в 1972 году группой ученых Массачусетского университета под руководством супругов Д. и Д. МЕДОУЗ. Группа предприняла попытку выяснить, что ожидает человечество в будущем при сохранении современных экономических и политических методов организации взаимодействия общества и природы. Результаты оказались неутешительны: промышленный рост, потребление ресурсов будут продолжать увеличиваться ускоряющимися темпами наряду с ростом численности населения и увеличением потребления энергии до тех пор, пока не будет достигнут некий предел. Затем произойдет катастрофа.
Книга Медоузов стала бестселлером: было продано 9 млн. экземпляров. Это была, по существу, первая работа, которая привлекла внимание общественности к трудностям современного развития человечества, к пониманию того, что надо искать выход, чтобы избежать грядущей катастрофы. Было предложено прекратить промышленный рост и изменить весь стиль современной жизни.
За первым докладом последовали другие. В них были сделаны попытки не только описать существующую ситуацию и предсказать варианты будущего развития человечества, но и обосновать действия необходимые для избегания катастрофы. Благодаря усилиям «Римского клуба» выросла международная осведомленность о сути современных глобальных проблем. Клуб первым перешел от анализа и диагностики состояния нашей цивилизации к поиску средств и путей выхода из критической ситуации.
2. Концепция «нулевого роста». Создателем этой концепции является американский социолог О. Тоффлер. В его книге «Шок будущего» утверждается, что глобальные проблемы современности могут быть решены лишь ценой нулевого роста экономики и населения Земного шара. Выжить в складывающихся катастрофических условиях человечеству поможет переход к новым принципам и нормам организации жизни. Вот некоторые из них:
- отказ от бурного развития промышленности и технологий,
- приоритет новых ценностей, прежде всего свободного времени, заполненного различными видами нетрудовой деятельности: художественным и техническим творчеством, неформальными межличностными отношениями;
- приход на смену крупным государственным организациям более мелких самоуправляющихся структур.
3. Концепция устойчивого развития была принята на конференции ООН по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 году на уровне глав государств и правительств. Основная причина появления этой концепции – высокая вероятность возникновения в будущем экологической катастрофы на Земле. Документ, в котором изложена концепция устойчивого развития, получил название «Забота о Земле – стратегия устойчивого существования». Он состоит из трех частей.
В первой части сформулированы ПРИНЦИПЫ устойчивого развития:
- повышение качества жизни,
- сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем,
- предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов,
- изменение сознания человека и стереотипов его поведения,
- выработка национальных концепций охраны окружающей среды,
- достижение единства действий на мировом уровне.
Во ВТОРОЙ и ТРЕТЬЕЙ частях даны РЕКОМЕНДАЦИИ по претворению этих принципов в жизнь.
Устойчивое развитие – это НОВАЯ МОДЕЛЬ развития человечества. Она является альтернативой индустриальному пути. Ее стратегическая задача: выживание человечества. Под влиянием форума в Рио-де-Жанейро Указом Президента России от 1 апреля 1996 года №440 утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В ней, в частности, отмечается, что «Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды. Этого можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение к цели каждая страна должна самостоятельно».
Устойчивое развитие предполагает достижение двух основных целей:
1. Повышение качества жизни людей.
2. Обеспечение безопасности человека (прежде всего здоровья) и окружающей среды.
Для этого НЕОБХОДИМО:
а) чтобы развитие производства происходило с учетом, экологического фактора и обеспечения природно-технологической безопасности;
б) чтобы не подвергалась необоснованному риску способность технологической и окружающей среды обеспечивать безопасность будущих поколений. Это возможно, например, через создание безопасных технологий.
При управлении системой «природа – общество» в условиях КРИЗИСА большое значение имеет выбор тактики и стратегии этого управления.
Можно преложить три варианта таких тактик управления.
ПЕРВЫЙ - КРАТКОСРОЧНАЯ МУДРОСТЬ лиц, принимающих решения. Она направляет общество по пути получения максимальных ДОХОДОВ в ближайшие годы. При этом возрастает риск утраты возможностей безболезненного выхода из возможных кризисных ситуаций в следующие десятилетия.
ВТОРОЙ - СРЕДНЕСРОЧНАЯ МУДРОСТЬ учитывает эту опасность и направляет часть полученных средств на предотвращение деградации природы еще до того, как кризисные явления начинают проявляться в снижении объемов производства.
ТРЕТИЙ - ДОЛГОСРОЧНАЯ МУДРОСТЬ предвидит неизбежный предел снижения эффективности ресурсоиспользования и принимает меры по переориентации общества с безграничного роста потребления материальных благ на иные пути развития. Одним из сценариев такого пути и является концепция устойчивого развития.