Роль односоставных предложений в рассказах И.С.Тургенева (по сборнику "Записки охотника")

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 19

Школьная научно-практическая работа

«Шанс для талантливых и амбициозных»

Секция: русский язык.

Название работы:

Роль односоставных предложений в рассказах И.С. Тургенева (по сборнику  «Записки охотника»)

Автор:

Лысенко Андрей,

 10 «Г» класс,

Лицей №19.

Научный руководитель:

Власова Светлана Евгеньевна,

преподаватель русского языка и литературы,

учитель высшей категории  лицея № 19.

Тольятти.

2006г.

Вступление.

       Давно ушла в прошлое эпоха Тургенева. Жизнь решила вопросы, которые тревожили писателя и его героев. Но произведения Тургенева  продолжают волновать мысли и чувства новых поколений. Любовь к родине, к передовой культуре , высокой нравственной чистотой, прогрессивными , гуманными идеями и  жизненной правдивостью своих произведений, чудесными образами родной природы, глубоким реалистическим искусством дорог Тургенев современному читателю.

       Прославленный мастер пейзажа, тонкий лирик, психолог, бытописатель, Тургенев заслуженно на протяжении многих лет привлекал внимание критики. «В каждом мельчайшем произведении Ивана Сергеевича можно угадать усиленное старание достигнуть возможной сжатости, заботливость о художественности…»- пишет один из критиков. Проникнуть в тайну тургеневской «художественности…» пытались такие исследователи его творчества, как С.М Петров, В.И. Кулешов, Н.В. Богословский, М.Ерёмин.

       Предметом исследования была проза, драматургия русского писателя, «Стихотворения в прозе». Непрекращающийся интерес к произведениям И.С.Тургенева связан, на наш взгляд, не только с потрясающей способностью создать характер, но и с удивительным языковым чутьем, интересно, что это отличительная особенность не только мастера, но и только начинающего свой путь писателя, из-под пера которого неожиданно для читательской публики один за другим появляются рассказы, позже вошедшие в сборник «Записки охотника».

        Внимание к языку, умение использовать запасы его кладовых, убежденность, что не должно искусственно «слишком гоняться за мужицким наречием, « придали особую языковую прелесть уже первому большому произведению русского писателя.

С «Записок охотника», фактически, начался творческий путь И.С. Тургенева. В это время формируется и его языковая манера. Интересно, как автор, используя доступные всем языковые средства, умеет создать психологически верные характеры, передать обстановку, настроение, дух эпохи.

       Объект исследования - синтаксис простого предложения на материале рассказов, вошедших в сборник «Записки охотника».

        Предмет исследования в нашей работе – избранные рассказы сборника «Записки охотника»

        Цель работы - определить роль односоставных предложений в прозе Тургенева (на материалах сборника).

                                                                  Задачи.

1.Изучить теорию односоставных предложений.

2.Познакомиться с рассказами сборника «Записки охотника».

3.Изучить и систематизировать литературу по исследуемой теме.

4.Анализ литературного материала.

Практическая значимость работы заключается в возможном использовании её на уроках, посвящённых изучению творчества И.С.Тургенева в десятом классе, или при изучении темы «Односоставные предложения» в восьмом классе

1.

Сборник «Записки охотника» в творчестве И.С. Тургенева.

Общая характеристика сборника.

        « Записки охотника» положили, по словам М.Е.Салтыкова - Щедрина, «начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды». Сборник «Записки охотника» - это двадцать пять рассказов, которые печатались на страницах «Современника» в течение 1847-1851 годов и в 1852 году вышли отдельным изданием. Современников писателя поразили образы мужиков, с такой психологической глубиной и симпатией нарисованные в рассказах. Перед читателем проходят разные люди из народа:  Хорь с его практической сметкой, трезвым и ясным умом; Калиныч – поэтическая, тонкая натура; суровый, но честный и великодушный Бирюк, крестьянские ребятишки ( «Бежин луг»), замечательный певец Яков Турок (« Певцы»). Обаятельные, овеянные поэзией образы крестьян противопоставлены в « Записках охотника» образам душевладельцев – людей глубоко безнравственных, умственно ограниченных, жестоких. Мы убеждаемся в духовном превосходстве закрепощённого народа над его  поработителями. Рисуя образы помещиков  и их сподручных, автор « Записок охотника» превращается в сатирика, «Никогда ещё раньше внутренняя жизнь помещичьего дома  не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть и отвращение»,- писал Герцен. Перед читателями проходят разные персонажи: старозаветный помещик Стегунов, «мерзавец с тонкими вкусами» (по определению Белинского) Аркадий Палыч Пеночкин, Полутыкин, Чертопханов и др.

       Поэтическая целостность сборника достигается единством художественной манеры. Все рассказы связаны образом охотника. Историю рассказывает то сам охотник, то этот же охотник  становится  слушателем целого повествования, то рассказ ведётся в форме беседы. Бытовой очерк, психологическая новелла,  картина с натуры,  лирический этюд,  пейзажная зарисовка, проникнутая философскими рассуждениями, - все эти жанры равно доступны автору сборника. «Тургенев навсегда останется в литературе как необычайный миниатюрист- художник. Бежин луг, Певцы, Хорь и Калиныч, Касьян и много, много других миниатюр как будто не нарисованы, а изваяны в неподражаемых, тонких барельефах!»- заметил однажды Гончаров.

       Богатству содержания и новеллистических форм «Записок охотника» соответствует необычайно разнообразная тональность: лиризм « Певцов» сменяется простотой  и задушевностью « Бежина луга»,  драматизм  повествования о Чертопханове гневом интонации в «Бурмистре». Всё это говорит об эмоциональном богатстве сборника.

«Записки охотника» сыграли важную роль в творческом развитии Тургенева. Ими завершился поворот  автора к реализму.

       Тургенев нашёл своё писательское призвание в правдивом изображении русской действительности, что стало могучим и неиссякаемым источником его реалистического искусства.

2.

Односоставные предложения как разновидность простых предложений в современном русском языке.

       Односоставное предложение - это  предложение, в котором один главный член (либо подлежащее, либо сказуемое), другой не подразумевается и не восстанавливается из контекста. К теории односоставного предложения обращались Н.Г. Греч, А.Х.Востошев,  А.М. Пешковский  и другие. В данной работе мы опирались на основные положения, теории, используемые в учебнике « Современный русский язык» под редакцией Д.Э.  Розенталя,  И.Б. Голуб,  М.А. Теленкова.                    

                                                             

                                                              Общие положения!                                                                                                                                                                                     Выделяются следующие виды односоставных предложений:

1.Определённо-личные.

2.Неопределённо-личные.

3.Обобщённо-личные.

4.Безличные.

5.Инфинитивные.

6.Номинативные.

       По вопросу о типах односоставных предложений и синтаксической природе некоторых из них среди учёных нет единого мнения. Одни совершенно не упоминают определённо-личных предложений, считая, что структурно они ничем не отличаются от двусоставных предложений с подлежащим – личным местоимением. Сказуемое, выраженное личной формой глагола, само по себе достаточно конкретно указывает на субъект действия, и наличие личного местоимения 1-го или 2-го лица создаёт плеоназм, выступая в роли своеобразного префикса. Не случайно в этих предложениях трудно установить, что с чем согласуется: форма глагола обусловлена личным местоимением или  личное местоимение «подгоняется» к форме глагола?

      Другие лингвисты не выделяют обобщённо-личных предложений, отмечая, что у этих предложений нет структурной специфики: они воспроизводят формы других типов и в классификационный ряд не попадают.

По-разному трактуются и номинативные предложения. По мнению одних исследователей, главным членом номинативных предложений является подлежащее, называющее предмет в его бытии, существовании в настоящее время или вне времени, поэтому номинативные предложения являются  бессказуемно - подлежащными. По мнению других, номинативное предложение следует рассматривать как эквивалент двусоставного предложения. В этой трактовке номинативные предложения являются бесподлежащно - сказуемными.

Неопределённо-личные предложения.

       Неопределённо-личным называется односоставное бесподлежащное предложение , главный член которого выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени или сослагательного наклонения и обозначает действие, совершаемое неопределёнными лицами ,  не обозначенными явно, - из-за того , что говорящий не знает их или не хочет  называть: Привели мне лошадь на дом; Постыдились бы при барине такое говорить. Такое умолчание возможно потому, что  определить лицо  по глагольному сказуемому нельзя.

       Модальность неопределённо-личных предложений различна: они выражают действие реальное, только возможное, невозможное, необходимое. По эмоциональной окрашенности неопределённо-личные предложения также могут быть различными.

В неопределённо-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблён в форме любого времени. Например: От него отказались как от человека, ни на какую работу не годного; И коня их сиятельству подведут.

3.

       Неопределённо-личные предложения могут иметь сказуемое. Состоящее из личного глагола и примыкающего к нему инфинитива (Да там, барин, пришли, изволят беспокоиться).

       Неопределённо-личные предложения образуются также  из сказуемых-глаголов  в форме сослагательного наклонения. Конструкции неопределённо-личных предложений могут быть распространёнными и нераспространёнными. Как и другие  типы предложений.

       Неопределённо-личные предложения менее продуктивны в современном русском языке, чем определённо-личные, сфера их употребления более узкая. Неопределенно-личные предложения почти не встречаются в научных трудах, в деловых документах,  так как язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой  неясности. Причины отсутствия подлежащего могут быть чисто стилистические:

1.)   

2.)   

3.)   

                                Определённо – личные предложения.

       Определённо- личным называется односоставное бесподлежащное предложение, главный член которого выражен глаголом в форме 1-го лица или 2-го лица настоящего – будущего времени. Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, т. к. в его форме уже заключено указание на вполне определённое лицо.

       Различаются 2 типа определённо-личных предложений в зависимости от формы выражения глагола-сказуемого:

  1. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: Кроме немногих ракит , всегда готовых к услугам, да двух-трёх  тощих берёз, деревца на версту кругом не увидишь; Нет , покорно вас благодарю: мне домой пора.
  2. Сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения: Ну , поставь их с богом на место; Дайте, братцы, откашляться маленько.

       Иногда появление в тексте определённо-личных предложений объясняется  стилистическими факторами. Но здесь играют роль не только стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие местоимения – подлежащего объясняется строем русского языка. В древнерусском языке глагольная   форма выражалась аналитически при помощи местоимения. Этот процесс особенно усилился в связи с исчезновением сложных форм прошедшего времени.

       Отсутствие Я, МЫ, ТЫ, ВЫ в качестве подлежащего при глаголе обусловлено различными стилистическими задачами. Так, например, опущение местоимения 1-го лица  в предложениях императивного характера придаёт им большую энергию и определённость: Уважайте чувства девушки.

       Более категорично звучит приказание, если опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите сюда! и Вы подойдите сюда. В предложении с вы значение императивности стирается, появляется значение    просьбы.

Итак ,  образование определённо – личных предложений объясняется  историческими факторами, а их применение- задачами стилистическими. Так как эти предложения:

1)     

2)        делают её более динамичной и выразительной;

3)     

4.

          Особенно часто опускаются местоимения в стихах, так как личное местоимение не прибавляет нового  смысла, но сделало бы контекст более громоздким. (Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас). Вряд ли было бы лучше, если бы было сюда прибавлено местоимение.

                               Обобщённо-личные предложения.

       Обобщённо-личным называется односоставное бесподлежащное предложение, главный член которого обычно выражен глаголом в форме 2-го лица единственного числа, реже – в форме 1-го и 3-го лица множественного числа и обозначает действие, потенциально  относимое к любому лицу. В этих  случаях говорящее лицо придаёт своему сообщению характер сентенции, подчёркивает типичность обозначаемого действия,  например: Что посеешь, то и пожнёшь.

       Основная функция обобщённо-личных предложений – выражение общих суждений, сентенций, часто воплощаемых  пословицы и поговорки: Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

       В обобщённо – личных предложениях может выражаться относимое к самому говорящему действие, происходящее регулярно , часто. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица,  мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются. Естественно, данное значение возможно только в предложениях со сказуемым во 2-м лице единственного числа настоящего времени. Впрочем, именно этот способ образования обобщённо-личных предложений является самым употребительным.

       Однако есть и другие способы образования:

1)     

2)     

3)     

       Примечание. Обобщённо-личные предложения со сказуемым, выраженным глаголом со значением давно прошедшего времени указывают на действия,  бывшие в прошлом и повторявшиеся не раз, например: Бывало, сидишь в зарослях, ждёшь его, и вдруг - одни охотники поймут меня, - вдруг в глубокой тишине раздаётся особого рода карканье и шипение… Такие предложения выражают действие самого говорящего, но в них употребляется глагол в форме 2-го лица - и этим обобщается характер действия, в котором объединяются говорящий и слушающий, т.к. такие действия может совершать любой человек. Нередко такие обобщённо-личные предложения со сказуемым в форме 2-го лица глагола выражают внутренние переживания самого говорящего.

       Особенно часто употребляются обобщённо-личные предложения , сказуемое которых образуется из глаголов в форме 2-го лица повелительного наклонения и которые выражают не приказ, а действие, обычное для всех или являющее необходимостью, например: Не родись красивым, а родись счастливым.

       Обобщённо-личные предложения образуются со сказуемым, выражающим значение условия в сложноподчинённых предложениях, например:  Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

       В обобщённо-личных предложениях используются устойчивые конструкции, характерные для разговорно-обиходной речи  с просторечным оттенком: хоть разорвись, хоть лопни, хоть убей и т.п. Например: Хоть убей меня, а клеветать не буду. Что ни скажешь всё сойдёт.

5.

                                          Безличные предложения.

       Одним из типов односоставных   бесподлежащных предложений  являются безличные предложения с одним главным членом-сказуемым в форме 3-го лица единственного числа или в инфинитиве. В безличных предложениях не только деятель не выражен, но и не мыслится.

       Безличные предложения в русском языке могут иметь следующие значения:

1.) Предложения, выражающие логическо-интеллектуальные восприятия действительности.

2.) Предложения, выражающие психологическо-эмоциональные восприятия и переживания.

3.) Предложения, выражающие состояние природы:

4.) Предложения, выражающие модально-волевые отношения людей.

       Каждая из этих групп распадается на многие подгруппы.

       По форме различаются следующие разновидности безличных предложений:

  1. Предложения со сказуемыми, выраженными глаголами в форме 3-го лица: Темнеет. Как у нас в Орле говорится. Чаще всего в предложениях этого типа встречаются возвратные глаголы.
  2. Безличные предложения со сказуемыми - кратким страдательным причастием: Сказано - сделано!
  3. Безличные предложения, образованные из  инфинитивных конструкций: - Да на что тебе тащиться в Чаплино, за десять вёрст?
  4. безличные предложения из предактивных слов разных типов:

     а) из предактивных слов на – о.

     б) из предактивных слов других видов.

5. Безличные предложения со сказуемым – словом нет (не было): В школе никого нет.

6. Безличные предложения образуются также из идиоматических сокращений: Как бы там ни было,…

       Все безличные предложения могут быть переведены в прошедшее время. К неинфинитивным  безличным  сказуемым могут присоединяться инфинитивы.

       По смыслу безличные предложения со сказуемым – безличным глаголом могут быть трёх типов:

  1. Безличные предложения, выражающие природно-физические понятия в самом течении времени или атмосферно-метеорологические явления природы. Эта группа предложений очень бедна в русском языке, в котором имеется небольшое количество глаголов для обозначения отдельных моментов времени. Предложения с такими глаголами немногочисленны, но довольно употребительны: Часам к восьми уже совсем рассвело.
  2. Безличные предложения, выражающие внутреннее или внешнее состояние человека.

       Среди них глаголы, выражающие психическое состояние: нравилось, хотелось, думается и т.д.

       Безличные сказуемые, выражающие действие неизвестной силы или недостоверное восприятие действительности, обычно представлены такими глаголами, как чудится, мерещится, грезится, снится, кажется.

       В предложениях с,  кажется, смысловая нагрузка может сместиться в придаточное предложение, и тогда, кажется, будет выступать в роли вводного слова.

  3. Безличные предложения, выражающие модально-волевые значения. Безличные предложения этой группы образуются из немногих глаголов частично устаревших: надлежит, подобает, следует, полагается, стоит и т. д.

       Безличные предложения со сказуемым, выраженным краткой формой страдательного причастия, могут иметь следующие значения.

6.

       Безличные предложения этого типа являются наиболее употребительными. В них выражается результат законченного действия.

       В безличных предложениях рассматриваемого типа употребляются причастия как несовершенного вида (бито, варено, говорено и др.), так и совершенного вида (брошено, съедено).

       Безличные предложения, сказуемое которых выражено причастной формой, делится на  следующие группы:

  1. Предложения, выражающие проявление чьей-то воли.
  2. Предложения, выражающие восприятие различных явлений  нашими органами чувств.
  3. Предложения, выражающие результат деятельности человека или природных сил

       Широко распространёнными являются безличные предложения, сказуемое которых образовано из краткой формы страдательного залога в сочетании с инфинитивом, например: Мне велено было уйти, я и ушёл.

       Как показывают примеры, причастия в этих конструкциях  выражают какие-то волевые акты: поручено, приказано, велено, запрещено, указано, решено, послано и др.

Безличные инфинитивные предложения. Они являются особой разновидностью безличных предложений; распадаются на следующие смысловые группы:

1. Предложения, выражающие возможность или невозможность со знанием неизбежности.  Объективная невозможность действия для кого-либо может быть обозначена дательным падежом. В инфинитивных предложениях  интонация утверждения и силовое напряжение падают на инфинитив

       Безличные  предложения, образованные из инфинитива, могут быть смешанного характера, то есть в первой части выражается отрицательное значение, а  во второй-противопологаемое ему положительно-утвердительное, например: Сколько верёвочке ни виться, а кончику быть.

  1. Будучи поставлены в вопросительную форму, эти предложения передают гипотетическую возможность с оттенками сомнения, нерешительности, недоверия и т. п. Такие предложения могут иметь различные модальные оттенки, особенно в эмоционально окрашенной речи, где различие оттенков гораздо богаче, чем  в спокойно-повествовательной речи: Тебе делать что ль, нечего?
  2. Предложения, выражающие значение необходимости. Они были близки на первый взгляд к предложениям, выражающим значение неизбежности, но разница между ними существует: Тебе бы повеселиться, а мне оброк потом отдавать.
  3. Предложения, выражающие желание и побуждение к действию.

      Безличные предложения со сказуемым, выраженным безлично-предикативным словом на  - о, чаще всего выражают субъективную оценку.

В сочетании с инфинитивом  состояние конкретизируется тем действием, при котором оно возникло. Эти  конструкции тоже выражают субъективную оценку. Правда, предложения такого рода иногда считают двусоставными.

                                          Номинативные предложения.

       Номинативными предложениями называются односоставные предложения, имеющие в своей структуре только один главный член, выраженный именем существительным в именительном  падеже, сочетанием слов: в именительном падеже с определением или словосочетаниями именительного с родительным, например: Рубль, два рубля… держи. Ночь! Красота! Утреннее ласковое солнце!

       Номинативные предложения по содержанию могут:

  1. Описывать природные явления: Жара… Сухость…
  2. Описывать среду и обстановку: Несколько табуреток, большой сундук.

7.

  1. К номинативным предложениям относим и описания внешнего вида живых существ и психологического состояния человека: Прекрасные, мягкие и белые руки, нежное румяное лицо.
  2. Выражение пожелания, приказа и приветствия: Добрый день, Хорь! Счастливый путь!

      По интонации и целевой направленности номинативные предложения могут быть:

  1. Повествовательно-описательными, например: Пруд, небольшие горы.
  2. Вопросительными, например: А летние туманные дни?
  3. Восклицательными, например: Какой вид! Круглые низкие холмы, распаханное поле.

       Независимо от того, как трактовать единственный главный член номинативного предложения, этот главный член выражается именем существительным, или субстантивированной частью речи в именительном падеже, либо словосочетанием, которое выражает единое понятие.

8.

Функции односоставных предложений в прозе Тургенева.

        И.А. Гончаров в одном из писем писал о тургеневских «Записках охотника»: « Как живо рассказано - прелесть!..  Тургенев истинный художник, творец.… И за этой высокой оценкой умение Тургенева рассказать о России так, как её видишь. Он  обладает удивительным мастерством в описании русского человека и русской природы.

        К.А. Федин считал: «Язык  художника относится к предметам, требующим долгого обдумывания даже от очень талантливого писателя» что же помогает Тургеневу быть точным, убедительным и одновременно доступным абсолютному большинству? По мнению исследователей, в языке «Записок охотника» нашло отражение «живое просторечие города, помещичьей усадьбы и русской деревни». Основой тургеневского языка является язык культурной части русского общества его времени. Но в языке «Записок охотника» автор использует и русское просторечие, слова и выражения орловского наречия («площадя», «бучило», «зеленя»), использует пословицы и поговорки, но не злоупотребляет использованием крестьянской речи. Петров С.М. утверждает, что крестьяне в «Записках охотника» говорят тем именно народным языком, который стал уже достоянием языка художественной литературы того времени.

       Попробуем провести анализ языка автора с точки зрения структуры предложения. Выбор рассказов объясняется личными пристрастиями и определённой логикой.

       Рассказы  «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Два помещика», «Бурмистр» тематически близки, в них даны образы  русских крепостных крестьян (Хорь, Калиныч, Ермолай, Арина, камердинер Фёдор, Антип, юшка, буфетчик Вася) и образы помещиков (Полутыкин, Пеночкин, Хвалынский, г. Зверков). На материале данных рассказов мы попытались определить особенности синтаксиса простого предложения, чем односоставные. Свои наблюдения мы представляем в следующих таблицах (Смотри таблицы).

       В ходе работы мы убедились, что различные виды односоставных предложений имеют свою сферу использования. Так безличные предложения,  используются в великолепных описаниях природы, в речи рассказчика, повествующего очередную историю, в диалогах.

9.

Хорь и Калиныч.

Двусоставные предложения.

Односоставные предложения

  1. Орловский мужик невелик ростом, живёт в дрянных осиновых избёнках.
  2. Калужская деревня большей частью окружена лесом…
  3. В Орловской губернии последние леса исчезнут лет через пять…
  4. Я познакомился с одним калужским помещиком…
  5. Он сватался за всех богатых невест губернии.
  6. Он пригласил меня к себе на ночь.
  7. Мы отправились к нему.
  8. Она состояла из нескольких сосновых срубов.
  9. Мы вошли в избу.
  10. «Нет, Хорь в город уехал».
  11. Молодой парень появился …
  12. Мальчик лет пятнадцати сидел кучером и с трудом удерживал сытого жеребца.
  13. Сидор уехал с Хорем в город…
  14. «Подсадить Астронома!» - воскликнул г-н Полутыкин.
  15. Федя поднял на воздух собаку…
  16. Вася дал вожжи лошади.
  17. Контора состояла из двух пустых комнат.
  18. Старик исчез…
  19. Мы сели в телегу…
  20. « Отчего Хорь у вас живёт отдельно от прочих крестьян?»
  21. «Он у меня мужик умный».
  22. Изба у него сгорела 25 лет назад.
  23. Я вам оброк хороший платить стану.
  24. Г-н Полутыкин  велел кучеру остановиться.
  25. Мы поехали шагом.
  26. ходил он не скоро, но большими шагами.
  27. Калиныч отворил нам избушку.
  28. Порыв ветерка разбудил меня…
  29. Я открыл глаза и увидел Калиныча.
  30. Мы опять пошли бродить до вечера.
  31. Хорь посмотрел на меня сбоку.
  32. Я прикажу бабам…
  33. Федя проводил меня в сарай.
  34. Я бросился на душистое сено.
  35. Федя разбудил меня.
  36. я слушал и наблюдал за ними.
  37. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина.
  38. Хорь говорил мало.
  39. Калиныч стоял ближе к природе.
  40. Бабы чутьём угадывают его приближение и крадутся ему навстречу.
  41. Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке.
  42. « Пчёлы бы жить не стали, батюшка».
  43. Вечером г-н Полутыкин прислал за мной.
  44. Вместе с Калинычем я сел в телегу.
  45. На другой день я покинул гостеприимный кров г-на Полутыкина.

1.Не знаю, чем я заслужил их доверие.

2.- знаешь, как про такое говорят

   - нет…

   - враки.

3.Кому случалось из Болховского уезда     перебираться в Жиздринский.

4.торгуем помаленьку маслишком да дегтишком.

5. «Ну, прощай, Хорь, будь здоров!»

6.  Бабы – народ глупый: говоришь им, говоришь, а они всё по-своему делают.

7.  Кроме двух немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух – трёх тощих берёз, деревца на версту кругом не увидишь.

8.  С тех пор хорем его и прозвали.

11.

Ермолай и мельничиха.

Двусоставные предложения

Односоставные предложения

  1. Вы отыскиваете  себе место где-нибудь подле опушки…
  2. Солнце село…
  3. Внутренность леса постепенно темнеет.
  4. Лесной запах усиливается…
  5. птицы засыпают…
  6. Деревья сливаются в большие чернеющие массы.
  7. Все птицы спят.
  8. Итак, мы с Ермолаем отправились на тягу.
  9. К кушаку подвязывались два мешка.
  10. Ермолай принадлежал одному из моих соседей…
  11. Он подвергался различным приключениям.
  12. Он ходил к ней раз в неделю.
  13. Последний дворовой человек чувствовал своё превосходство над этим бродягой…
  14.  Маленькие кулички- песочники со свистом перелётывают вдоль каменистых берегов.
  15. Мы стояли на тяге около часу.
  16. Мы вышли из рощи, спустились с холма.
  17. Река катила тёмно – синие волны.
  18. Мы слышали, как  работник вошёл в избу.
  19. «Хозяин не велит пускать».
  20. Он ушел, стуча сапогами.
  21.  Ермолай посулил ему разных неприятностей.
  22. Ермолай беспрекословно согласился.
  23. Мы растолковали ему, чего мы хотели
  24. Он пошёл посоветоваться с хозяином.
  25. Он согласился.
  26. Мельник побежал будить жену.
  27. Мельничиха принесла нам молока, яиц, хлеба…
  28. Скоро закипел самовар.
  29. Мы разложили небольшой огонёк.
  30. Лёгкий сдержанный шёпот разбудил меня.
  31. Мельничиха помолчала, потом вздохнула.
  32. Ермолай бросил несколько еловых веток в огонь.
  33. Мельничиха встала и исчезла во мраке.
  34. Арина  вернулась с небольшим графинчиком и стаканом.
  35. Я с удвоенным любопытством и участьем посмотрел на Арину.
  36. Он занимал довольно важное место.
  37. Девочка оказывает удивительные успехи.
  38. Я прогнал Арину.
  39. Я был возмущён.
  40. Жена моя лишилась отличной горничной.
  41. Я к её господам прежде хаживал.
  42. Стадо диких  уток со свистом промчалось над нами.
  43. Мы зарылись в сено и заснули.
  1. Пойду, скажу хозяину.
  2. Смотрю, а её уж ко сну клонит.
  3. Цыц, проклятые!.. Эк на вас погибели нет.
  4. От него очень сильно несло табаком и водкой.
  5. Не велено гостей принимать ночью, ещё испортят чего.
  6. Думается мне, что Ермолай не скоро вернётся.
  7. Хоть бы поросёночка мне подарили.
  8. Мне самому случалось подмечать в нём невольные признаки какой-то угрюмой свирепости.
  9. Спереди, у печки тихо шептались: это были Арина и мельник.
  10. Не раз бывало: посидишь у костра, погреешься, и на душе легче становится

13.

Два помещика.

Двусоставные предложения

Односоставные предложения

  1. Он выступает бойко…
  2. Носит он обыкновенно сюртук…
  3. человек очень добрый.
  4. Разговаривая с ними, он смотрит на них сбоку.
  5. С людьми же, стоящими на низших ступенях общества он обходится ещё страннее.
  6. Хлопотун он и жила огромный…
  7. Он приказал своим бабам носить…
  8. На выборах он играет значительную роль.
  9. Состоял он адъютантом…
  10. О не любит говорить о своём …
  11. Живёт он в небольшом домике.
  12. Сидит он по правую руку губернатора.
  13. Особенным даром слова он не владеет
  14. Один прокурор губернский позволяет себе улыбаться.
  15. Мардарий Апполоныч старичок низенький, пухленький, лысый.
  16. Живёт он совершенно на  старый лад.
  17. Выезжает он в домоделанной коляске в полтораста пуд.
  18. Гостей принимает он очень радушно.
  19. Приехал я к нему летом часов в семь.
  20. Он чрезвычайно радушно меня принял.
  21. Священник начал отказываться.
  22. Священник встал и взялся за шляпу.
  23. Священник начал кланяться.
  24. Мы вышли на балкон.
  25. Юшка побежал.
  26. Куры продолжали ходить.
  27. Они кричали, прыгали…
  28. И он расхохотался.
  29. Мы остались на балконе.
  30. Избёнки отведены скверные.
  31. Я простился с Мордарием Апполонычем.
  32.  Проезжая через деревню, увидел я буфетчика Васю.
  33. Он шёл по улице и грыз орехи.
  34. Я велел кучеру остановить лошадей и подозвал его.
  1. Кругом так дрёматно и тихо.
  2. Когда же ему случится играть с губернатором или каким- нибудь чиновным лицом…
  3. А в прочем, перейдём  теперь и к другому помещику.
  4.  Уж темнеет.
  5. Пора собираться в обратный путь.
  6. Тень и тишина.
  7. Ведь это грешно.

Бурмистр.

Двусоставные предложения

Односоставные предложения

  1. Верстах в пяти от моего имения живёт один мне знакомый человек.
  2. Он человек рассудительный и положительный…
  3. Ведь я тебя просил…
  4. Роста он небольшого, сложен щеголевато, собою весьма недурён…
  5. Смеётся он звучно и беззаботно, приветливо щурит карие глаза.
  6. Он удивительно хорошо себя держит…
  7. Музыку он тоже любит…
  8. По зимам он ездит в Петербург.
  9. Аркадий Павлыч говорит голосом мягким и приятным…
  10. Странное беспокойство овладевает вами в его доме.
  11. На другой день я рано утром велел заложить свою коляску…
  12. Два камердинера, в чистых белых перчатках, предупреждали наши желания.
  13. Мы сидели на персидском диване.
  14. Он пил чай, смеялся, рассматривал свои ногти.
  15. Камердинер помялся на месте, покрутил салфеткой и не сказал ни слова.
  16. Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья.
  17. Вошёл человек толстый, смуглый, черноволосый…
  18. Аркадий Павлыч запел какой-то французский романс.
  19. Охотники поймут моё нетерпенье.
  20. Аркадий Павлыч  любил побаловать себя…
  21. повар приехал несколькими минутами ранее нас.
  22. При самом въезде в околицу встретил нас староста.
  23. Староста проворно соскочил с лошади.
  24. Тревожное волнение распространялось по селу.
  25. Бурмистрова жена встретила нас с низким поклоном…
  26. Кучера начали вносить сундуки…
  27. Он расспрашивал старосту об урожае.
  28. Застучала телега и остановилась перед крыльцом: вошёл бурмистр.
  29. Аркадий Павлыч удовлетворил его желание.
  30. «Егор мне докладывал»,- важно заметил Аркадий Павлыч.
  31. Софрон только того и ждал.
  32. Пеночкин перебил его.
  33. Софрон вздохнул.
  34. Г-н Пеночкин много смеялся уловке своего бурмистра.
  35. мы встали довольно рано.
  36. я собрался ехать в Рябово, но…
  37. Явился бурмистр.
  38. Говорил он гораздо меньше вчерашнего, глядел зорко и пристально.
  39. Софрон выслушивал барскую речь со вниманием.
  40. увидали мы следующее зрелище.
  41. Земский Федосеич усердно хлопотал около них.
  42. Оба молча поклонились ему в ноги.
  43. Невзлюбил меня Софрон…
  44. Аркадий Павлыч вдруг вспыхнул.
  45. Аркадий Павлыч обернулся к ним спиной.
  46. Софрон отправился вслед за ним.
  47. Земский выпучил глаза…
  48. Староста выпугнул уток из лужи.
  49. Часа два спустя я уже был в Рябове.
  50. Я вспомнил про Антипа и рассказал ему, что видел.
  51. Староста теперь его забьёт.
  52. Мы отправились на охоту.
  1. Делать было нечего.
  2. Тебя не спрашивают, так ты молчи.
  3. Не дай вконец разориться, кормилец.
  4. Останьтесь, посидите ещё немного.
  5. Между тем на дворе совсем стемнело.
  6. Молчать, говорят тебе.
  7. …невтерпёж, знать пришлось…
  8. Между тем подали ужин.

  

16.

Безличные.

Сфера использования

Роль

Пейзаж

  1. … в лесу уже светло…
  2. … слегка повеяло сыростью.
  3. В лесу всё темней да темней.
  4. « Ветру не было»

   ( «Ермолай и мельничиха»)

Речь рассказчика.

  1. Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский…
  2. И для охотника в Калужской губернии лучше.
  3. Жаль мне было расставаться со стариком.

(« Хорь и Калиныч»)

  1. Известно, что…
  2. Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню…
  3. …как говорится у нас в Орле.
  4. …дрессировать собак терпенья недоставало.
  5. надобно сказать читателю, почему…

(«Ермолай и мельничиха»).

  1. Вообще аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии…
  2. Делать было нечего.

      («Бурмистр»)

  1. Когда же ему случится играть с              губернатором или каким – нибудь                   чиновным  лицом…

(«Два помещика»)

  1. Всё же лучше на свободе.
  2. Что борода? Борода – трава: скосить можно.
  3. …тележки мне не надо.
  4. Вам теперь соснуть не худо.

(«Хорь и Калиныч»)

  1. Нет, мне пора.
  2. …невтерпёж, знать пришлось…

(«Бурмистр»)

На фоне двусоставных простых предложений односоставных и безличных немного. Они обозначают явления природы.

В них ощутима некая стихийность, непроизвольность действия-состояния.

Для рассказчика характерна сказовая манера, что создаёт ситуацию вовлечения в беседу читателя. Имеет место субъективная оценка.

Ситуация отстранённого повествования, за которым скрыта ирония.

Характеристика героев.

17.

Определённо-личные.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения встречаются в речи рассказчика и активно в разговорной речи героев. (Смотри таблицу).

Сфера использования

Роль

Разговорная речь

  1. Смори же, Вася, …духом домчи: барина везёшь. Только на толчках – то, смотри, потише: и телегу – то попортишь,  да и барское черево обеспокоишь!
  2. Чем, батюшка, откупиться прикажешь?
  3. …если позволишь, останусь ночевать у тебя в сенном сарае.

(«Хорь и Калиныч»)

  1. Ночуем здесь.
  2. А ко мне зайди погостить.
  3. Ну, посудите сами…
  4. Ступайте же…

(«Ермолай и мельничиха»)

Речь рассказчика

  1. А в прочем, перейдём теперь и к другому помещику.

(«Два помещика»)

  1. … но извините, господа, … Вообразите себе человека лет сорока пяти…

(«Ермолай и мельничиха»)

Используются формы повелительного наклонения  второго  лица (просьба, распоряжение, напутствие), формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени (предложение действия, предположения, констатация факта)

Неопределённо-личные.

Сфера использования

Роль

Разговорная речь

      1.   С тех пор Хорем его и прозвали.

      («Хорь и Калиныч»)

      2 .   Как тебя зовут? Тебя не спрашивают…

      («Бурмистр»)

  1. Меня откупили.

(«Ермолай и мельничиха»)

Речь рассказчика

  1. От него отказались, как от  человека, ни на какую работу не годного…
  2. Нам принесли туда соломы, сена…

(«Ермолай и мельничиха»)

  1. Между тем подали ужин.

(«Бурмистр»)

Значительно меньше на общем фоне. Отсутствие подлежащего оправданно. В данном случае  имеют  обобщённое значение.

Подчёркивается лаконизм, категоричность. Важно само действие, а не лицо, которое его производит.

18.

       В ткань повествования рассказов включены пословицы, т. к. важное место отведено разговорной речи. Например: « Как волка ни корми, он всё в лес смотрит».

       На общем фоне самая малочисленная группа - номинативные предложения. В анализируемых нами рассказах их – 3.

  1. А вот это моя контора… («Хорь и Калиныч»)
  2. Вишь, толстый брюхач… («Ермолай и мельничиха»)
  3. «Сей скотный дфор…»  («Бурмистр»)

Функция номинативных предложений, на наш взгляд такова:

- детализация картины  (1);

- характеристика, данная действующему лицу (2);

- используется с иронией, как характеристика «усердия» Сафрона, т. к. надпись украшала скотный двор.

   Обратившись к особенностям синтаксиса  И.С. Тургенева, мы на собственном опыте убедились в необыкновенном языковом чутье автора, уровне его мастерства, невозможности в рамках одной работы сказать о том богатом арсенале языковых средств, которые и создают основу тургеневской «художественности».

19.

Выводы.

       И.С. Тургенев – признанный мастер художественного слова, один из создателей русского литературного языка. Задача нашей работы – привлечь внимание к языку сборника «Записки охотника». Анализ синтаксиса простых предложений в тексте позволил сделать следующие выводы:                                                                                                                         - автор в синтаксисе  чаще использует двусоставные простые предложения;                                               - односоставные виды имеют определённое отношение к той или иной сфере общения.

  • безличные используются для передачи состояния героя в речи рассказчика, участника событий,  в разговорной речи;
  • определённо – личные и неопределённо – личные чаще всего используются  в речи рассказчика или разговорной речи;
  • ярким эмоциональным типом являются инфинитивные предложения. Они составляют фонд разговорного синтаксиса.
  • использование номинативных предложений ограничено.

             речь героев индивидуализирована. Речь помещиков звучит повелительно -               крикливо.

       Таким образом, умелое использование односоставных предложений позволяет точнее и выразительнее сделать язык художественного произведения.       

20.

Библиография.

  1. Богословский Н.В. Тургенев. Жизнь замечательных людей, - М.; Молодая гвардия, 1964г.
  2. Ерёмин М. Книга судеб народных, - М.: Детская литература, 1981г.
  3. Кулешов В.  Тургенев – мастер рассказа и повести, вступительная статья к сборнику «Записки охотника», - М.: Художественная литература, 1979г.
  4. Пешковский А.М.  Русский  синтаксис в научном освещении, - М.: Учпедгиз, 1938г.
  5. Петров С. М.  И.С. Тургенев. Творческий путь, - М,: Государственное
    • Курсовая
    Генератор псевдослучайных чисел
    • Практическое занятие
    Структурные уровни организации материи. Микро, макро, мега миры
    • Диплом
    -->