Роль религии в истории и современной жизни России

                                МПС РФ

                        Московский Университет

                        Путей Сообщения (МИИТ)

                        Реферат по политологии

           "Роль религии в истории и современной жизни России "

                                            Выполнил:

                                                 студент группы ПО-441

                                                 Михайлов Ю.Г.

                             МОСКВА 1995

.

                                - 2 -

     Описание религиозной  жизни России наверное следует начать с при-

нятия на Руси христианства.  Это случилось в  988  году.  Политическая

обстановка того  времени  требовала для выживания государства принятия

того или иного вероисповедания,  причем вероисповедания соседей, кото-

рые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез приш-

лось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориента-

ция на  Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад-

ную Европу.  Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное

в силу того,  что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот

в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал  видную  роль

"Дранг Нах Остен" - поход на Восток,  с крестом и мечом. Если бы тогда

была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоя-

тельное государство перестала бы существовать.

     Русь, приняв христианство,  еще долго оставалась под властью язы-

ческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе

с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчинен-

ности церкви  светским  правителям.

     Православная церковь не дала распасться Русской державе в  период

феодальной раздробленности  и монголо-татарского ига.  Ведь тогда Русь

представляла собой скопление мелких княжеств,  постоянно  враждовавших

между собой.  Но  церковь была одна,  подчиняющаяся одному митрополиту

Всея Руси.  Митрополия находилась до 1300 г.  в Киеве, затем некоторое

время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволи-

ла начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.

     Формирование государственности на Руси шло в направлении к  силь-

ной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции не-

посредственного управления.  Эпизодические попытки православной церкви

усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели.  Прио-

ритет государственной власти над церковной и определение статуса  пра-

вославной церкви как государственной религии получили правовое закреп-

ление в Соборном уложении 1649 г.

     В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но

произошедший церковный раскол позволил царской власти  взять  контроль

над церковью под предлогом защиты "правой веры".

                                - 3 -

     При Петре I была создана государственная система управления,  уп-

разднено патриаршество,  и даже тайна исповеди была включена в систему

государственной политики.

     Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589 г. она име-

ла митрополитанское устройство (т.е. высший иерарх - митрополит - наз-

начался Константинопольским патриархом),  с 1589 церковь стала автоке-

фальной (т.е.  независимой от Византии (которой уже не было)).  В 1721

году Петр Первый упразднил патриаршество и ввел Священный Синод,  под-

чиненный правительству.

     Согласно "Своду законов Российской империи" все религии на терри-

тории страны делились на три группы: государственную (православное ве-

роисповедание),  терпимые (староверы,  инославные,  т.е.  христианские

неправославные,  ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т.д.),

и  нетерпимые (различные секты).  Запрещенные секты в России (конец 19

века): молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня

и др.

     Все существовавшие в России и состоящие из  Российских  подданных

христианские неправославные церкви а также представители всех иных не-

запрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания сво-

ей религии,  но  без права проповеди своего вероучения. От духовенства

инославных и иноверных исповеданий российские  законы  требовали  осу-

ществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: веде-

ния записей о рождении, смерти, браке и т.д. Запрещались законом пере-

ходы из христианского вероисповедания в иноверное,  из православного -

вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не

был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения наклады-

вались и на браки.

     Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до нача-

ла прихода к власти большевиков.  Распространение атеистических взгля-

дов подвергалось уголовному преследованию.

     Временное правительство,  придя к власти, отменило все сословные,

религиозные и национальные ограничения.

                                - 4 -

     Декретом "О  земле"  большевистского  правительства от 26.10.1917

все монастырские и церковные земли были  "национализированы".  Другими

декретами православная церковь была отстранена от государства,  школы,

армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных

средств на  содержание  церквей и духовенства прекратилось,  наоборот,

большевики стали варварски грабить церковь.

     В конце  20-х  религиозные организации были объявлены враждебными

советской власти и  "классовыми  врагами",  началась  широкомасштабная

кампания по закрытию храмов.

     Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунис-

тическая  идеология СССР имела массу признаков религии:  своего бога и

его сподвижников,  мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле), и

другое.  И когда несколько лет назад была разрушена вера в В.И.Ленина,

т.е.  с метафизической точки зрения,  Ленин остался без энергетической

подпитки,  вся  советская магическая система рухнула.  Также,  как и в

случае разрушения дворца царя Кащея:  иголку выдернули - и дворец раз-

рушился.  Вообще очень многие учения,  даже не религиозного характера,

становятся религиями из-за потребности многих людей в  верить  во  что

либо,  верить  именно слепо.  Так "общечеловеческие ценности" и идеалы

демократии воспринимаются часто не критически а  догматически.  Что-то

может не  нравиться - но ведь так пишут в газетах и говорят по телеви-

зору ...  . Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассмат-

риваться как религия - учение о превосходстве одной нации. Коммунизм -

то же самое,  только мирового господства должна добиться не  нация,  а

класс.

     Государственный строй СССР - имел множество черт феодализма.

     В 1943,  после встречи И.В.Сталина с руководством Русской правос-

лавной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и

Всея Руси.  В  1945 религиозным организациям в СССР были предоставлены

права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс "потепления" от-

ношений между церковью и государством был приостановлен.

     В конце  1980-х были сняты многие ограничения на деятельность ре-

                                - 5 -

лигиозных организаций.  Практически все религиозные течения развернули

бурную деятельность.  Появились  и серьезно распространились различные

секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же

во многих  сектах  изменяет сознание человека так,  что он не способен

уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нра-

вится, чего нельзя сказать об окружающих.

     В настоящее  время  по  конституции  1993  года (глава 2,  статьи

14-19) Российская Федерация является светским государством,  в котором

никакая  религия  не  может устанавливаться в качестве государственной

или обязательной.  Религиозные объединения отделены от  государства  и

равны  перед  законом.  Государство закрепляет равенство прав и свобод

человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка,

происхождения,  имущественного и должностного положения, места житель-

ства,  отношения к религии,  убеждений,  принадлежности к общественным

объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граж-

дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или рели-

гиозной принадлежности.

     Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода со-

вести, свобода вероисповедания,  включая право исповедовать  индивиду-

ально или  совместно с другими любую религию или не исповедовать ника-

кой, свободно выбирать,  иметь и  распространять  религиозные  и  иные

убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).

     В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных ор-

ганизаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению  в  ка-

кое-либо объединение или пребывание в нем (Ст.30).

     Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, сог-

ласно которой гражданин Российской Федерации в случае,  если его убеж-

дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы,  имеет

право на замену ее альтернативной гражданской службой.

     Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допус-

кается пропаганда или агитация,  возбуждающие социальную, расовую, на-

циональную или религиозную ненависть и вражду.  Запрещается пропаганда

социального, расового,  национального, религиозного или языкового пре-

                                - 6 -

восходства (Ст.29).

     Вообще, каждая религия - форма  мироощущения.  Подавляющее  боль-

шинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они

просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и  выбирают

(  если есть такая возможность) тот вариант религии,  который отвечает

их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объеди-

нения  людей  по национальному признаку,  а существуют суперэтносы или

цивилизации - объединения людей по  сходству  мироощущений.  Например,

славяно-православная цивилизация объединяет русских,  украинцев, бело-

русов,  сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной

Америки,  имеющие  католическую и протестантскую религии,  туда входят

этнически разные народы,  но все они имеют схожую культуру. Можно быть

наполовину  французом  и наполовину арабом,  но нельзя быть наполовину

христианином и наполовину мусульманином.

     Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления

мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций.  У нас в

этом направлении работал Л.Н.Гумилев, на западе сейчас популярны рабо-

ты Сэмюэла Хантингтона.  Они весьма интересны, так как он является ди-

ректором института стратегических исследований при Гарвардском универ-

ситете, где сейчас и разрабатываются перспективные модели нового миро-

вого устройства.

     С точки зрения Хантингтона,  "Мировая политика вступает  в  новую

фазу, в  которой основным источником конфликтов будет уже не идеология

и не экономика.  Великие раздоры в среде человечества будут  порождены

культурно-историческими различиями.  Столкновение  цивилизаций  станет

доминирующим фактором в мировой политике.".  Среди существующих сейчас

цивилизаций профессор  указывает западно-христианскую,  мусульманскую,

славяно-православную, индуистскую,  конфуцианскую, японскую, африканс-

кую и  латиноамериканскую.  Самые серьезные и кровопролитные конфликты

будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.

     В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон  приво-

дит следующие доводы:

     1. Различия  между цивилизациями серьезнее и древнее любых других

                                - 7 -

делений человечества.  Они связаны с историей, языком, культурой, тра-

дициями, и самое главное - с религией.

     2. Мир становится более тесным.

     3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают

мировоззренческий вакуум,  который заполняется религиями, причем часто

в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным

мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века.

     4. Стремление  Запада  насадить по всей планете свои мировоззрен-

ческие идеалы - демократию и либерализм,  а также ставка на военное  и

экономическое превосходство  вызывают  во  всем остальном противодейс-

твие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.

     5. Устойчивость культурных и религиозных различий.  Если экономи-

ческие и политические противоречия могут быть  устранены,  то  русские

останутся русскими, а эстонцы - эстонцами.

     6. Экономическая интеграция отдельных регионов.  Примеры - Запад-

ная Европа, Юго-Восточная Азия.

     Все эти  исследования  проводятся,  конечно,  с  целью нахождения

стратегии сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией.  Для

этого Хантингтон считает необходимым:

     - включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и

Латинскую Америку;

     - в России и Японии поддерживать прозападные группировки;

     - всемерно  ограничить  военное развитие "потенциально враждебных

цивилизаций", то есть видимо всех остальных;

     - проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.

     Мне кажется во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему  остается

подавляющее большинство  людей.  Сложно жить полностью самостоятельно,

принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Навер-

ное это и не надо.  К сожалению,  в поисках своего пути многие обрати-

лись к различным сектам,  богоискателям типа Вл. Соловьева, С.Булгако-

ва, Л.Толстого и других, Православной же церковью их учения характери-

зуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называ-

емая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильст-

венное занятие этим.  А если что-то хорошее и получится,  то  в  ущерб

другому.

.

                                - 8 -

                             Литература:

     1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., "Мысль", 1993.

     2. Коммерсантъ N 36(147) за 1995 год.  Артемьев Р.  Лучше быть  в

Риме чем вне его.

     3. Современная Русская Идея и Государство.  М., "Рау-Корпорация",

1995.

     4. Основы Религиоведения. Учебник. М., "ВШ", 1994.