Роль занятий гандболом в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни

       Роль занятий гандболом  в физическом развитии школьников и формировании здорового образа жизни.

                                                

                                                        Коробка Александр Владимирович, учитель физического воспитания, МОУСОШ № 2 станицы Выселки Краснодарского края

    В последние годы развитию спорта предаётся большое значение, как на федеральном, так и на краевом уровнях. Это в равной степени касается  как популяризации спорта, как основы здорового образа жизни, так и  укреплению материально-технической базы: спортивных залов, бассейнов, площадок. И, тем не менее, мне как учителю физкультуры часто приходится сталкиваться с непониманием родителями важности систематических занятий спортом для детей во внеурочное время. В прошлом я серьёзно занимался гандболом – играл за команду одного из клубов города Краснодара, вот уже семь лет я работаю учителем физического воспитания в средней школе, веду секцию гандбола.

Парадоксально, но факт: на протяжение всей моей преподавательско-тренерской деятельности мне приходится преодолевать сопротивление со стороны родителей. Каких только аргументов против занятий гандболом не услышишь от пап, а в особенности от мам: «Секция отнимает много времени», «Пусть лучше занимается музыкой, от вашего гандбола одни травмы» и т.д.

Цель данной статьи -  популяризация гандбола как полезного и увлекательного вида спорта. За основу  взята научная работа, начатая мной на кафедре футбола и гандбола Кубанской Государственной Академии Физической Культуры «Влияние занятий гандболом на антропометрические показатели и параметры общей физической подготовки детей 10-11 лет». Я искренне надеюсь, что научные данные, подтвержденные мнением авторитетных ученых, и мой личный опыт помогут мне убедить читателей в пользе игровых видов спорта, в частности, гандбола.

Средний школьный возраст характеризуется особенно интенсивным развитием всех систем организма. Это обусловливает особую значимость физического воспитания для формирования здорового ребёнка. Однако, основная организованная форма физического воспитания – уроки физической культуры, по данным многих специалистов (Р.И. Айзман, С.А. Рубанович,  1994 год.), обеспечивают лишь незначительную часть необходимого двигательного объема. Дети, имеющие достаточный объем двигательной активности, характеризуются высокими показателями функциональных систем, экономичной работой систем жизнеобеспечения высокими антропометрическими данными, повышенной иммунной устойчивостью, и наоборот, по мнению многих специалистов (Я.С. Вайнбаум, 1997 г., В.И. Осик 1998 г.), отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь негативно сказывается на индивидуальном развитии и может способствовать развитию таких болезней, как ожирение, сахарный диабет, плоскостопие, нарушение осанки; снижаются функциональные резервы сердечно – сосудистой и дыхательной систем,  устойчивость к различного рода инфекциям. А ущерб, нанесенный организму малоподвижным образом жизни в этот период развития ребенка, как правило, не удается компенсировать в зрелом возрасте даже путем систематических тренировок.   Одним из путей решения данной проблемы могут служить занятия гандболом – игрой, включающей в свой двигательный арсенал практически все естественные движения человека: ходьбу, бег, прыжки, метание. По данным некоторых исследователей     (Чегевадзе А.В., Дорохов Р.Н., 1991), систематические занятия спортом благоприятствуют росту организма в «ширину», в особенности, увеличению обхвата груди в период формирования организма.  Г. Гейксгеймер (1991 год) отмечал увеличение веса тела и объема мышц у мальчиков, занимающихся в течение нескольких месяцев лёгкой атлетикой.

Исследования, проведенные специалистами Шароненко П.С., Масюк С.А., Ермольевым В., Ивановым А.В. (1990 год), ещё раз указывают на положительное влияние систематических занятий спортом на морфологический статус детей. Сравнение морфологического статуса было проведено в двух группах детей одногодок (11 лет), первая из которых занималась по общеобразовательной программе, вторая - по программе учебно-тренировочных занятий по баскетболу. Анализ проводили методом стандартного сравнения. Наиболее значимыми были расхождения в базовых размерах тела: масса и длина тела маленьких спортсменов были увеличены соответственно на 13,7 %  и 10,3%! В связи с этим мне кажется своевременным  напомнить тот факт, что подавляющее большинство нынешних призывников страдает катастрофической нехваткой массы тела и роста.  Причина этого, на мой взгляд, кроется не только в плохом питании, но и  в недостаточных занятиях спортом.

В.И. Осик (1997 г.) выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный. Их совокупность обеспечивает высокую социальную дееспособность. Развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки школьников.

Особенно большое значение в детском возрасте должно уделяться  развитию быстроты во всех ее составляющих: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движения, быстрое переключение с одного действия на другое, стартовая и дистанционная скорость и т.п.  Нет нужды объяснять, что скорость реакции, стартовая скорость имеют важное значение для  жизни человека в целом, а не только как составляющие физического развития.

Столь же важна в детском возрасте и силовая подготовка. Общая силовая подготовка предусматривает целенаправленное воздействие на все группы мышц и совершенствование всего комплекса силовых проявлений. Это создает необходимый мышечный корсет, предохраняющий от случайных травм.

В настоящее время уделяется все возрастающее внимание развитию скоростно – силовых качеств у детей школьного возраста. Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физических качества постоянно связаны с движением и определяют его.

Следующим рассматриваемым нами качеством является выносливость. Физиологи характеризуют ее как способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. При различных формах двигательной активности выносливость проявляется в статических и динамических условиях работы.

Ловкость как качество двигательной активности представляет собой суммарное проявление высокой координации движений – быстроты, гибкости, чувства ритма и темпа, умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы, способности  вовремя и правильно выполнять необходимые движения в зависимости от конкретной, постоянно изменяющейся обстановки.

Под гибкостью понимается способность выполнять движения с максимальной амплитудой и определяется подвижностью звеньев опорно – двигательного аппарата.

Занятия гандболом, на мой взгляд, позволяют гармонично  развивать все физические качества в комплексе. У меня имелась возможность в течение года проводить контрольные измерения в 2 группах сверстников (10 лет), одна из которых занималась в секции гандбола, другая посещала только уроки физической культуры.  По результатом сравнения, проведенного по окончании годичного цикла, у спортсменов преобладает долихоморное строение туловища; поперечный и продольный размеры грудной клетки сужены на 4,5 %, ширина плеч- на 4,6%, обхват живота- на 2,3%. Выражены сегменты нижних конечностей, пропорциональная длина тазовой кости увеличена на 1%, бедра на 3,2%, голени на 3,2%. В данном случае прослеживается тенденция  стимулирующего действия занятий спортом на рост длины голени и стопы. Костная масса в группе спортсменов увеличилась в среднем на 3,4%, мышечная – на 5,1%, жировой компонент уменьшился на 1,6%. Снизилась заболеваемость ОРВИ, ОРЗ, гриппом. Практически отсутствовали обострения хронических заболеваний. Таким образом, сравнительная характеристика контрольной и экспериментальной групп показала достоверные различия по всем исследуемым параметрам у детей 10 лет по антропометрическим индексам. Анализ спортивно – педагогического тестирования по уровню физической подготовленности показал достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами к завершению годичного цикла.  

Даже несмотря на то, что антропометрические показатели у школьников 10-11 лет генетически предопределены,  представляется возможным сделать однозначные выводы о положительном влиянии занятий гандболом на эти показатели в годичном цикле.

Следует также остановиться и на других аспектах здоровья – психическом и социальном. 27% ребят из экспериментальной группы улучшили свои учебные показатели, 86% детей отметили, что сверстники стали относится к ним лучше, у них появился или повысился авторитет в классе. Двое  ребят, входивших в экспериментальную группу, были из так называемых «неблагополучных» семей, они состояли на учете в милиции за различные правонарушения, в поведении отмечались вспышки агрессии, конфликтные отношения со сверстниками и старшими товарищами, пропуски учебных занятий без уважительной причины. По свидетельству школьного психолога, сопровождавшего эксперимент, и классных руководителей этих учащихся в поведении ребят наметилась очевидная тенденция к социализации  - они почти не пропускают занятий, научились контролировать вспышки немотивированной агрессии, стали более ответственно относиться к выполнению домашних заданий. Один из ребят был снят с учета в милиции по ходатайству школы.

 Считаю также необходимым отметить, что 63% ребят из экспериментальной группы посещали, помимо занятий гандболом, музыкальную и художественную школы, хореографический кружок, другие спортивные секции. Таким образом, занятия спортом ни в коей мере не мешали общественной активности и эстетическому развитию исследуемой группы, а напротив,  способствовали более рациональному распределению времени, приучали к ответственности и самостоятельности.

Не всегда в школах есть возможность для занятий гандболом в специальных группах, но совершенно очевидно, что для повышения физической подготовленности детей следует увеличить моторную плотность уроков физической культуры. Считаю целесообразным с этой целью использовать следующие методические приемы:

- введение подвижных игр во вводную и заключительную части урока;

- проведение разминки поточным способом;

- использование наиболее интенсивных и «энергоемких» средств, позволяющих ребенку биологическую потребность в движении;

- применение определенных методических приемов, дающих дополнительные резервы времени (например, силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнить на уроках преимущественно по разделу гимнастики, а в поддерживающем объеме – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным играм);

- применение активного отдыха в паузах между выполнением основных нагрузок, предусмотренных планом занятий;

- рациональный подбор средств и методов обучения и соответствующего инвентаря.

Помимо этого необходим  насыщенный двигательный режим учебы и отдыха. В нашей школе он реализуется за счет ежедневной утренней зарядки для младших школьников, физминуток, которые проводятся на каждом уроке, командных игр на спортивной площадке школы в течение двух двадцатиминутных перемен и динамической паузы (40 минут) между основными и факультативными занятиями. Эти и другие несложные приемы помогут повысить двигательную активность ваших учащихся, а следовательно, помогут ребятам сохранить здоровье.  Именно в этом я вижу конечную цель уроков физического воспитания и внеурочных занятий спортом.

 

Список используемой литературы:

1.Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков.\\ Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью. – Краснодар, КГИФК – 1991г., с.5-16.

2.Айзман Р.И. Рубанович С.А. Возрастные изменения морфункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем двигательной  активности.\\ Физиология человека – М. – 1994 – Т.20 - №3 –с.136 -144.

3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. – Просвещение, 1991. – с. 64.

4.Осик В.И.  Валеология. – Краснодар, 1997г.

5.Осик В.И. Здоровый ребенок – большая радость.\\ Аргументы и факты. №42 – 1993г.

6.Проскура А.В. Оценка здоровья школьников.\\ Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения. Материалы к конференции.  – Ростов – на – Дону. – 1994г. – ч.2 – с. 78.