Роман А.Н.Толстого "Петр Первый"

      Роман  А.Н.Толстого  “Петр  Первый”

                                      Шемякина  Людмила

                                                  11 кл.

   Роман  А.Н.Толстого " Петр Первый "  А.М.Горький  назвал " первым

 в  нашей  литературе  настоящим  историческим  романом ", " книгой -

 надолго ".

   Отразивший  одну  из  интереснейших  эпох  в  развитии  России -

 эпоху  коренной  ломки  патриархальной  России  и  борьбы  русского

 народа  за  свою  независимость, роман  А.Н.Толстого " Петр Первый"

 всегда  будет  привлекать  читателей  своим патриотизмом, необыкно-

 венной  свежестью  и  высоким  художественным  мастерством.

   Этот  роман  знакомит  читателя  с  жизнью  России  конца  XVII -

 начала  XVII века, рисует  борьбу  новой  молодой  России, стремя-

 щейся  к  прогрессу, с  Россией старой, патриархальной, цепляющейся

 за  старину, утверждает  неодолимость  нового. " Петр Первый "- это

 огромное  историческое  полотно, широчайшая  картина  нравов, но

 прежде  всего - это, по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о русском

 характере.

   Личность  Петра  и  его  эпоха  волновали  воображение  писателей,

 художников, композиторов  многих  поколений. От  Ломоносова  до на-

 ших  дней  тема  Петра  не  сходит  со  страниц  художественной ли-

 тературы. К ней  обращались  Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

   Свыше  двадцати  лет  волновала  тема  Петра  и Алексея Толстого:

 рассказ  " День  Петра "  был  написан  в  1917 году, последние гла-

 вы  его  исторического  романа  " Петр  Первый " - в  1945. Не сразу

 сумел  А.Н.Толстой  глубоко, правдиво  и  всесторонне нарисовать Пет-

 ровскую  эпох, показать  характер  петровских  преобразований.

   " На  Петра  я  нацеливался  давно, еще  с  начала  февральской

 революции, - писал  А.Н.Толстой.- Я  видел все  пятна  на  его  кам-

 золе,- но  все  же  Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане ".

 Об  этом  свидетельствуют  и  его  рассказ " День  Петра ", и  тра-

 гедия  " На  дыбе " (1928).

   Характерно, что  к  Петровской  эпохе  А.Н.Толстой  обратился  в

 1917  году; в  далеком  прошлом  пытался  он  найти  ответы  на  му-

 чившие  его  вопросы  о  судьбах  родины  и  народа. Почему  именно

 к  этой  эпохе  обратился  писатель? Петровская  эпоха - время  пре-

 образовательных  реформ, коренной  ломки  патриархальной  Руси- вос-

 принималась  им  как  нечто  напоминавшее  1917  год.

   В  рассказе  " День  Петра "  Толстой  стремился  показать  Петра

 Первого  своевольным  помещиком, который  хочет изменить  жизнь род-

 ной  страны. " Да, полно,- пишет  он , хотел  ли  добра  России царь

 Петр? Что  была  Россия  ему, царю, хозяину, загоревшемуся  досадой

 и  ревностью: как  это  его  двор  и  скот, батраки  и  все  хозяй-

 ство  хуже, глупее  соседского? " Отрицательное  отношение  к Петру

 и  его  преобразовательской  деятельности  связано  было, как  пола-

 гают  исследователи, с  неприятием  и  непониманием  А.Н.Толстым  в

 1917  году  Октябрьской  революции.

   В  пьесе  " На  дыбе "  дана  более  широкая  характеристика  вре-

 мени  Петра  и  его  окружения. Эпоха  дается  по-прежнему  в  мрач-

 ных  тонах. Через  ряд  эпизодов  проходит  мотив  трагического оди-

 ночества  Петра. Он  одинок  в  своей  огромной  стране, ради  кото-

 рой  " живота  не  жалел "; народ  против  преобразователя. Одинок

 Петр  и  в среде  своих  " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

 все  лгуны  и  воры. Одинок  Петр  и  в  своей  семье - ему изменяет

 Екатерина. Несмотря  на  то, что  в трагедии  " На  дыбе " (на  ды-

 бу  поднята  Петром  вся  Русь) Петр  нарисован  уже  большим  го-

 сударственным  деятелем,  он  по-прежнему  оставался  для  Толстого

 загадкой - отсюда  и  утверждение  писателем  бесперспективности его

 преобразовательской  деятельности  и  изображение  краха  всех  его

 многолетних  трудов. Стихия  побеждает  Петра, а  не  наоборот , как

 у  Пушкина  в  поэме  " Медный  всадник ".

   Одним  из  лучших произведений  советской  литературы  на  истори-

 ческую  тему  стал  "превосходный",  по  словам  А.М.Горького,  роман

 А.Н.Толстого  "Петр  Первый".

   Начало  работы  над  этим  романом  совпадает  с  событиями,  важ-

 ными  в  жизни  нашей  страны. 1929  год - год  исторического  перелома.

   Именно  в  это  время  Толстой  снова  обращается  к  изображению

 Петровской  эпохи.  Он  ощущает  перекличку  далекого  Петровского,

 "когда  трещит  и  рушится  старый  мир",  с  нашим  временем,  чув-

 ствует  определенное  созвучие  между  этими  двумя  эпохами.

               ИДЕЙНЫЙ  ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА  "ПЕТР  ПЕРВЫЙ"

   1. Прежде  всего  писателю  нужно  было  определить,  что  будет

 для  него  основным  в  романе,  и  с  этих  позиций  отбирать  соот-

 ветствующий  материал  в  трудах  историков,  исторических  документах,

 мемуарах.  Этим  основным  для  Толстого,  по  его  словам,  явилось

 "становление  личности  в  эпохе".  Об  этом  он  говорил  и  в  беседе

 с  коллективом  редакции  журнала  "Смена":  "Становление   личности

 в  исторической  эпохе - вещь  очень  сложная. Это  одна  из  задач

 моего  романа".

   2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

 ход  повествования,  вся  система  художественных  образов  должны

 были  подчеркнуть  прогрессивное  значение  преобразовательских  меро-

 приятий,  их  историческую  закономерность  и  необходимость.

   3. Одной  из  важнейших  задач  было  для  Толстого  "выявление

 двигающих  сил  эпохи" - разрешение  проблемы  народа,  его  истори-

 ческой  роли  во  всех  преобразованиях  страны,  наконец,  изображение

 сложных  взаимоотношений  Петра  и  народа.

   Таковы  основные  задачи,  к  разрешению  которых  Толстой  смог

 подойти  лишь  в  конце  20-х  годов.  Идейный  замысел  романа  нашел

 соответствующее  выражение  в  композиции  произведения,  во  всех  ее

 компонентах.

                    КОМПОЗИЦИЯ  И  СЮЖЕТ  РОМАНА

   "Исторический  роман  не  может  писаться  в  виде  хроники,  в  виде

 истории...  Нужна  прежде  всего,  как  и  во  всяком  художественном

 полотне, - композиция,  архитектоника  произведения.  Что  это  такое -

 композиция?  Это  прежде  всего  установление  центра,  центра  зрения

 художника...  В  моем  романе  центром  является  фигура  Петра I."

   Итак,  в  центре  повествования  Толстого - Петр,  формирование  его

 личности.  Однако  роман  не  стал  пусть  и  мастерски  написанной

 биографией  Петра.  Почему?  Толстому  важно  было  показать  не  только

 Петра  как  большого  исторического  деятеля,  но  и  эпоху,  которая

 способствовала  формированию  этого  деятеля.

   Становление    личности  Петра  и  изображение  эпохи  в  ее  истори-

 ческом  движении  определило  композиционные  особенности  романа.

 Толстой  не  ограничивается  изображением  жизни  и  деятельности

 своего  героя,  он  создает  многоплановую  композицию, что  дает  ему

 возможность  показать  жизнь  самых  различных  слоев  населения России,

 жизнь  народных  масс.  Все  классы  и  группы  русского  общества

 представлены  в  романе:  крестьяне,  солдаты,  стрельцы,  ремесленники,

 дворяне,  бояре.  Россия  показана  в  бурном  потоке  исторических

 событий,  в  столкновении  общественных  сил.

   Поражает  широкий  охват  событий  Петровской эпохи,  разнообразие

 созданных  персонажей.

   Действие  переносится  из  бедной  крестьянской  избы  Ивашки  Бров-

 кина  на  шумные  площади  старой  Москвы;  из  светлицы  властной,

 хищной  царевны  Софьи - на  Красное  крыльцо  в  Кремле,  где  малень-

 кий  Петр  становится  очевидцем  жестокой  расправы  стрельцов с Мат-

 веевым;  из  покоев  Натальи  Кириловны  в  Преображенском  дворце -

 в  Немецкую  слободу,  оттуда  в  выжженные  южным  солнцем  степи,

 по  которым  медленно  двигается  войско  Голицина;  из Троицко-Сер-

 гиевской  лавры,  куда  ночью  из  Преображенского  дворца  бежал

 Петр, - в  Архангельск,  под  Азов,  за  границу.

  Первые  главы  романа  рисуют  ожесточенную  борьбу  за  власть  между

 двумя  боярскими  группами - Милославскими  и  Нарышкиными,  представляю-

 щими  старую ,  боярскую,  допетровскую  Русь.  Ни  ту,  ни  другую

 группу  не  интересовали  ни  интересы  госсударства,  ни  судьба народа.

 Толстой  почеркивает  это  почти  однотипными  замечаниями,  оценивающими

 правление  одних  и  других. " И  все  пошло  по-старому. Ничего  не

 случилось. Над  Москвой,  над  городами,  над  сотнями  уездов ...

 кислые  столетние  сумерки - нищета , холопство,  безделье" ( после

 победы  Милославских ); но  вот  победили  Нарышкины - "...стали ду-

 мать  и  править  по прежнему  обычаю. Перемен  особенных  не случилось"

 Это понимает  и  сам  народ: "Что  Василий  Голицын ,  что  Борис -

 одна  от  них  радость".

  Толстой  показывает, что  народ  играет решающую  роль  и  в  тех

 событиях,  которые  разыгрываются  в  Кремле. Только  при  поддержке

 народа  Нарышкиным  удается  сломить  Милославских  и  т.  д. Недовольство

 народа  своим положением  проявляется  в  ряде  массовых  сцен.

  Примерно  с  четвертой  главы  первой  книги  Толстой  показывает,

 как  все  более обостряются  отношения  между  возмужавшим  Петром

 и  Софьей,  что  приводит  в  дальнейшем  к  падению  былой  правительницы.

 Петр  станоновится  самодержавным  правителем и  со  свойственной  ему

 решительностью,  преодолевая  сопротивление боярства,  начинает борьбу

 с  византийской  Русью. "Упиралась  вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились

 перемен, "ненавидели  быстроту и  жестокость  нововводимого не  только

 боярство,  но  и поместное  дворянство,  и  духовенство, и  стрельцы:

 "Стал  не мир, а  кабак,  все  ломают,  всех  тревожат... Не  живут -

 торопятся... В  бездну  катимся..."  Сопротивлялся  и  народ - "мало

 было  прежней  тяготы - волокли  на  новую  непонятную работу - на

 судостроительные  верфи  в  Воронеже". Бегство  в  леса  дремучие,

 на  Дон - ответ  народа  на все  тяготы  жизни  в  период  правления

 Петра.

  Первая  книга  кончается  жестоким  подавлением  Петром  стрелецкого

 мятежа. Ее  финал  лучше  прочесть  вслух:"Всю  зиму  были  пытки  и

 казни... Ужасом  была  охвачена  вся  страна.  Старое  забилось по

 темным  углам.  Кончалась  византийская  Русь.  В  мартовском  ветре

 чудились  за  балтийскими  побережьями  призраки  торговых  кораблей".

  Вторая  книга,  по  словам  самого  Толстого "более  монументальна,

 более  психологична",  она  рассказывает о  том  как  сдвинулась  с

 места Русь - начинается  с  изображения "неохотно"  пробуждающейся

 Москвы,  кончается  картиной  строящегося  Петербурга.

  Монументальность  романа  проявляется  не  в  изображении  больших

 событий  крупным  планом,  а  в  изображении  строительства  новой

 России. Борьба  старого  и  нового    становится  определяющей  в

 развитии  действия  романа.  Толстой  показывает  в  каких  сложных

 условиях  возникает  молодая  Россия,  какие  трудности пришлось  пре-

 одолевать  Петру  на  пути  преобразования  Руси.

  Во  второй  книге  по  сравнению  с  первой  изображено  меньше

 исторических  событий,  действие  концентрируется  вокруг  подкотовки

 к  Северной  войне,  ее  начал  "нарвская  конфузия",  лихорадочная

 деятельность  по  укреплению  обороны,  строительство  заводов,  первые

 успехи  в  войне  со  шведами  - взятие  Нотебурга,  выход  к  устью

 Невы  и  основание  города-крепости,  которую  решено  было  назвать

 Питербурх.

  Большое  место  отведено  в  этой  книге  психологическим  характе-

 ристикам.  Каждый  из  эпизодов  частной  и  общественной  жизни  помогает

 ярче  представить  ту или  иную  сторону  эпохи  Петра,  его  преобра-

 зований  (  например,  описание  жизни  семей  Буйносовых  и  Бровкиных

 и  др.) Толстой  показывает  как  новое  врывается  в  быт, рушит  старые

 устои.Прогрессивный характер  петровских  преобразований  подчеркивается

 Толстым  в  изображении  общего оживления  страны,  в  появлении вокруг

 Петра  новых людей  идущих  в  ногу  со  временем  и  понимающих

 нужды  Росии.  Среди  них  и выходцы  из народной  среды: Меньшиков,

 семья  Бровкиных,  Федосей  Скляев,  Воробьев.

  "Птенцы  гнезда  Петрова",  люди  энергичные,  воспитаные  Петром,

 противопоставлены  старому  московскому  боярству - Буйносову,  Лыкову

 и  другим,  изображенным  Толстым  с  иронией. Боярство  внешне  смирилось,

 но продолжало  ненавидеть  Петра  и  его  нововведения.

  Во  второй  книге  с  еще  большей  силой  звучит  мотив социального

 протеста  народа. Раздражение  звучит  и  в  разговоре  мужиков в  кабаке

 на  Варварке,  и  в  поведении  мухиков,  в  их  недобрых  взглядах,

 в  выкриках,  в  открытой  ненависти  крестьян  к  помещикам  и боярам.

 Толстой  показывает  глухо  бурлящий  в народе  протест, который  должен

 был  вылиться  в  восстание  на  Дону  под  предводительством  Булавина.

  Чтоб  жить " по  воле,  а  не  по  указу  государеву", люди  бегут  в

 леса.  Движение  раскольников,  хотя  и реакционое  по  своей  сути,

 является  одной  из  форм  протеста  против  усилившегося гнета  в

 период  правления  Петра.

  В устье  Невы  заложен  город-крепость.  Желанное  море  теперь  отсюда -

 подать  рукой,  началось  преобразование  армии  для решительной  победы

 над  шведами  и  возвращения  исконо  русских  земель - Юрьева  и  Нарвы.

  Третья  книга  романа  посвящена  борьбе  за  Юрьев  и  Нарву.

 " Третья  книга - писал  сам  Толстой,- самая  главная  часть  романа  о

 Петре, она  относится  к  наиболее  интересному  периоду  жизни  Петра.

 В  ней  будет  показана  законодательная  деятельность  Петра, его  нова-

 торство  в  области  изменений  уклада  русской  жизни, поездки  царя  за

 границу, его  окружение, общество  времени. В  третьей  части  будут  даны

 картины  не  только  русской  жизни, но и  Запада  того  времени - Франции,

 Польши, Голландии. Все  основные  задачи, которые  я  ставил, приступая к

 роману, будут  осуществлены  в  этой  части."

  Третья  книга, как  и  вторая, начинается  с  описания  Москвы. Прошло не

 так  много  времени, но  перед  нами  другая, обновленная Москва. Во второй

 книге  показана  неторопливая, во  многом  косная  жизнь  в  столице, и, хо-

 тя  обитатели  ее  чувствуют, что  назревают  большие  события, что  жить

 становится  все  тревожнее, тем  не  менее  жизнь  города  течет  пока  по-

 прежнему. В  третьей  книге  Москва  предстает  иной: крутые  перемены  про-

 изошли  в  ее  жизни. Новое  ворвалось  в  жизнь, изменило  привычное  ее

 теченние. Нет  больше  челяди  у  боярских  дворов, " ворота  закрыты  наглу-

 хо, на  широком  дворе - тихо, людишки  взяты  на  войну, боярские  сыновья

 или  зятья  в  полках  унтер-офицерами  либо  усланы  за  море,  недоросли

 отданы  в  школы." Чувствуется, что  жизнь  уходит  в  новую  столицу - Пе-

 тербург.

  Третья  книга - это  книга  о  блестяще  одержанных  победах  русскими  над

 войсками  Карла XII. В  ней  поставлена  проблема  культурного  развития Рос-

 сии, проблема  формирования  новой  интеллигенции. Особенно  ярко  показан

 образ  молодой  России, победившей  в  нелегкой  борьбе.

  Однако  и  в  этой  книге  не  ослабевает, а, наоборот, звучит  с  новой  си-

 лой  социальный  конфликт - рост  противоречий  между  Петром  и  народом.

 Книга  осталась, к  сожалению, незавершенной.

  " Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно  как  исторический  отрезок  времени -

 можно понять  только  диалектически - в  движении, в борьбе, в  противоречии".

 Так  он  изображает  Петровскую  эпоху - в  движении, в  борьбе  нового  со

 старым.

  В  тексте  нет  указаний  на  определенные  даты, нет  ссылок  на  числа, ме-

 сяцы, и  все-таки  движиние  времени  ощущается  во  всем: в  том, как  растет

 и  мужает  Петр, как  изменяется  жизнь  страны  в  целом  и  Москвы  в  част-

 ности, как  новое, с  трудом  воспринимавшееся  ранее, прочно  входит  в  быт

 людей. Изменяется  внешность  людей, их  характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-

 киных и  князь  Буйносов). Стремительный  бег  времени  проявляется  в  общем

 оживлении  жизни  страны, в  том, как " представители  одних  слоев  поднимают-

 ся  быстро  вверх, другие  не  в  силах  поспеть  за  бурным  темпом  событий

 и  оказываются  отброшенными  резко  назад".

  В  романе  Толстого, в  каждой  строчке  его  чувствуется  биение  пульса  большой  страны, движение  народа, который  с  честью  выходил  из  всех  суровых испытаний: и  в  созидательном  труде  и  в борьбе  добывал  славу  своей  родине.

  А.С.Макаренко  восхищался  бодрым  звучанием  романа  Толстого: " Самое  главное и  самое  прекрасное, что есть  в  книге, - это  живое  движение  живых  людей...-это  здоровое  и  всегда  жизнерадостное  движение  русского  народа".