Романы Ф.М. Достоевского "Идиот", "Бесы"
Жестокий талант
1) «жестокий талант»(Михайловский) – изобр концентр-ое зло(ср. «Человек проклят», Вересаев)
2) Луначарский, фрейдистская тз: «центральным движущим стимулом художественного творчества является половое чувство», «сладострастный мазохизм Д.»(термин л.!!): «наслаждение страданием, преступлением и унижением»
3) Мочульский: для Д. страдание - центральная категория эстетики хр трагедии, а не патологический фрейдистский садомазохизм.
4) В.В. Розанов Размолвка между Достоевским и Соловьевым1906
Состав «белого луча» в «темном Достоевском», тезис в противоположность всем антитезам:
- образ христа
- «народ-богоносец»(«Бесы»)*
- «нервно-моральные пантеизм»(«молюсь пауку»)
Роман-трагедия
1.1) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» -- Кокс РЛ «М-у землей и небом»
Вяч. Иванов(символист, декадент) – относил к «своим», несмотря на реализм.
Метафизический план |
Бытовой план |
Ч-к определяется |
Человек только проявляется |
Метафизич преступление – бунт против Б. Суд идет по нему |
Эмпирическое |
Человек психический |
Человек социальный(среда и тп) |
трагедия |
роман |
+ двойники
1.2) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» -- Кокс РЛ «М-у землей и небом»
основа трагедии – «незаслуженное страдание» + хр образ «страдающего бога»
ср. Шекспир: интеллектуальная, «павловская» традиция -- Д. – пророческая, иоанновская
см. Мочульский
2)Луначарский о Достоевском(1921): перевес идеи над формой, несовершенство формы, «равнодушно проходит мимо природы»
драматичность: «Достоевский пишет романы и повести. Но эти романы и повести в сущности драмы. Драмы, чрезвычайно сценичные притом. В них все основано на переживаниях человеческой души. Остальное задето мимоходом, вскользь. Его краткие отметки о костюмах действующих лиц, об обстановке похожи на ремарки».
3) Джонс Малькольм, «Достоевский и один из аспектов психологии Шиллера»// Новые зарубежные исследования о Д»
Композиция: «монологическая+полифоническая». «монистический принцип не исключается, а лишь иногда отступает на второй план»
--Шиллеровская психологическая теория:
1. динамическая психология противоборствующих сил
2. красота и искусства как средство обретения гармонии. Герой, совершивший добрый поступок, считает себя вправе судить других( vs христианину), «абстакная» любовь к дальнему вместо хр любви к ближнему
3. «русская идея» - (+) организующий, здоровый принцип, но в основном типы, зараженные идеями Запада, и не находящие организующего принципа(Ставрогин)
Отличие почвенничества Д. от классического «славянофильства»: 1)утрверждение личности, а не растворение ее в коллективе 2) чужда идея «искусства для искусства», кт разделяли многие славянофилы.
ИДИОТ. Роман в 4-х частях 1868 год(67-69), за границей, Русский Вестник, поджимали сроки, печать ║с созданием
Отличие от предыдущего романа ПиН: 1. +/-ный нравственный идеал
2. аристократия, дворянство вм. разночинцев
Система персонажей:
1. двойничество(Мыш вс рогожин/ лебедев, др…)
2. Шарден Ф.(фр.) «Роман светотени: «Идиот» Д-го»
Связи м-у персонажами: тендеция «да неестественного усиливать связи м-у персонажами»(ср. Бахтин – принцип полифонического романа)
Социальная классификация: все персонажи делятся на семьи(4) и «банды»(3 – НФ, Рогожин и Бурдовский с нигилистами). Мышкин – «ни там ни тут»
Рогожин и НФ – демонические герои?
3. Гроссфогел: Мышкин – изоляция!!! М – посредник м-у абсолютным добром и неабсолютным обществом, медиум
Главный герой Мышкин:
1. Задача: «изобразить положительно прекрасного человека»
Истоки: ДонКохот, Иисус, Пиквик, ЖанВальжан +?=) М.Фатрелл: «метафизика Д» - интерес к исламу, Мышкин-Эпилептик-Магомет(«Новые зарубежные исследования о Д.») но скорее всего, Д. просто спроецировал собственную эпилепсию
*функции эпилепсии по СимСал:1) препятствие для вхождения в обыденную жизнь
2) способ познания сверх-обыденного
*значение слова «идиот»: 1. Даль – «тупой, убогий…», 2. Кириллов – «кроткий, не подверженный припадкам бешенства, как иногда называют дурачок, дурень» 3. медицинский термин. Первоначально в богословнской лит-ре просто «невежда», «деревенский паренек», «мирянин», «частное лицо»
2. Выражает эстетический(+этический) идеал Д: а) «цельная, нерефлектирующая личность, несущая общественные идеалы братсва(соборности?), гармонии личного и общ-го»(Кашина).
ВН Белопольский. Д и философия: связи и параллели
1) Шеллинг: категория зла и кат свободы
зло? |
1. = добро, изначально |
2. случайность, искажение добра |
Человек: родовое(+)+индивид(-)
Зло= индивид vs родовое → своеволие, эгоизм
своеволие(-) vs подлинная свобода, учитывающая интересы рода
2) Шопенгауэр: идея сострадания, ценности всего живого.
Мышкин=1+2 настоящая реализовавшаяся личность!
3. Трансформация типа «мечтателя»: 1) детскость 2) существо среднего рода, неполноценен 3) за детскостью скрывается определенная идейная направленность, ему есть чему поучить 4) деятельное добро
4. Комическое снижение, «спорные мудрецы»:
Три варианта истолкования: 1) образ излишне возвыш, рафинированный
2) сообразуясь с действительностью, Д. вынужден был развенчать героя
3) изначально планировал неоднозначный образ: вторая сторона эст идеала – динамичность, а не мертвая статика
По Бахтину вообще: шут
Способы снижения(Н.В. Кашина, Эстетика Д.):
1) идиотизм сам по себе(грустно + смешно), он «мямлит», «лепечет»; внешне непрезентабелен, нет «жеста приличного»: распр. прием(ср. тлетворный дух от Зосимы)- осложняет положение (+) персонажей вместо того, чтобы помочь им. (-) герои, в противопложность, часто осанисты, внешне значительны. а) Идеал Мадонны(духовная красота) vs идеал содомский(телесная красота): ВАЖНО! проблема красоты вообще одна из центральных б) ч-к должен выбрать/узнать богочеловека свободно, без чуда//авторитета (║ с Христом, 69)
2) меркантильные детали(Кун, стр 14), происхождение(папаня – (-))
3) Осменяние:-за счет легкого комического налета снижает (+) героя: НО! во всех случаях осмеяния ему сочувствуют (Кунильский Опыт Истолкования лит. героя)
Функции комического снижения:
1) Кашина: чтоб был ближе к народу, реальнее, понятнее, милее
2) Кун-кий: ║ с Христом
-мышкин vs донкихот: м. понимает, что делает, понимает суть происходящего, но сознательно продолжает действовать таким же образом
5. ║ с Христом 1) безвидность 2) осмеяние 4) бессилие что-либо сделать. Ведь главное – не счастье и даже не жизнь 5) сем. параллели: Лев – символ Христа, Лев Николаевич Мышкин – «победительная сила слабости»
Х-во и язычество: романтическое язычество, Аглая, Епанчины(хорошо кушают, здоровые), стрстная любовь
Метод:
Лагерлёф К.Э.(швед) «экстатический реализм» в «Идиоте»: взрывы, разрушающие идиллию повседневности
полемика с Бахтиным об «идейном центре»: это идеальный образ Мышкина.
Полифоничность условна – делающий вывод голос отсутсвует только формально
Жанр:
Ричард Пирс. «ступени шутовства»
(мело)драма+фарс(интеллектуальная беседа-разбитая ваза: трагическое превращение)
шут/идиот – трагич. превращение. финальная сцена – комич прием двойничества + смешна сама сцена
Композиция:
Шарден Ф.(фр.) «Роман светотени: «Идиот» Д-го»
Композиция – классицистическая стройность. В 1 части – единство времени(24 ч) и места(питер), отличная экспозиция. Дальше на самом деле еще 2 части, а не 3(4 части из-за неблагоприятных условий публикации).
1. Принцип «чередования»: «Части»(кт. 3, а не 4) опеределяются чередованием «фаз затишья» и «сканадальных сцен». Чередование сильных(ясность виденья рассказчика, концентрир. действие) и слабых периодов(косв. рассказчик, скорее хроника, рассредоточенность действия). + чередование драматических сцен и комич. интермедий, сцен любви и ненависти и т.д.
2. Принцип повторения – чаще всего связано с фигурой мышкина - знакомство/неприязнь/симпатия, сцены с защитой женщин, сбывающиеся пророчества
Христианские символы(по Симонетте Сальвестрони):
- мало прямых цитат, и хотя в Ев. есть ответы на мучающих героев вопросы, прямого ответа или толкователя типа Зосимы нет
- Ев.цитирует прохвост Лебедев
- единственный образ Христа: труп на картине Гольбейна. Нарочитая анти-эстетичность! Не «содомский идеал» внешней красоты, а идеал любви и самопожертвования
Мышкин невинность Адам
Первые главы Рай Бытия
Питерское общество Апокалипсис
Апокалиптические образы: саранча в сне Ипполита
Жертвы: НФ(Барашкова!), Рогожин, Мышкин
М – как главный «агнец»: трагический финал, но ведь и это не утопия(хотя вариант хэппие-энда был), а трагичю роман, оставляет след в мировосприятии детей(как мари)
БЕСЫ, роман в 3-х частях, 71-72, Русский Вестник
! «Роман- предупреждение»
Эпиграфы: 1) строфы из «Бесов» Пушкина(«Сбились мы, что делать нам…»)
2) стихи 32-39 главы 8 Ев. от Луки
Прототипы:
провинциальный город |
Тверь(+ губернатор с женой и др) |
Зосима |
Тихон Задонский |
Петр Верховенский |
Нечаев |
Ставрогин |
Стешнев(лидер кружка петрашевцев) |
Кармазинов |
Тургенев |
Степан Трофимович со своей статьей "Об аравитянах" |
Грановский |
Документальная основа: в 69 году пять членов тайного об-ва «Народная расправа» во главе с Нечаевым убили студента Иванова, заподозренного в предательстве
+ собственный опыт в кружке петрашевцев
«Антизападничество»
-задумывался как памфлет на западников и нигилистов
-параллельно с другими «антинигилистическими» романам(Лесков, Крестовский и др.). Д. в них не устраивала «надуманность», «герои как с луны свалились». Бесы=продолжение традиции+полемика
В сопроводительном письме к одельному изданию для наследника престола ААРоманова : наши оторвались от корней, гоняясь за Европой, «Белинские и Грановские - прямые отцы Нечаева», хотя первые же отреклись бы от нечаевского дела
Суть – история идей:
/Н.В. Кашина, Эстетика Д./
а) собственно реализм скупой: детали однообразные, характеризуют тип(красота/безобразие/ничтожность), а не индивид; типовые жесты; скупое описание внешности
б) идеальное не менее реально, чем материальное – подробное описание идей, так как они часто оказываются важнее бытаё
-одержимость идеями-призраками(idee fixe), порабощение человека идеей(Кириллов)
Идеи:
-- народ-богоносец
-- соц. зло←нравственная деградация←забвение хр-ва
-«И»: «в отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного лишь себя»
преобразование л.бви к человечестви в ненависть к конкт человеку
- идея соборности против индивидуализма*
- новый человек(человекобог) – не шаг вперед, а шаг назад, в дочеловеческое: «Тогда историю будут делить на две части: от гориллы до уничтожения Бога и от уничтожения Бога… -До гориллы?=)»
Персонажная система:
1) В.В. Розанов, О происхождении некоторых типов Достоевского
(Верховенский - минус) уравновешивается группой лиц, в основном Шатов и Кириллов: «бродящие русские мальчики», мечтатели, «монашки», «бегуны»(секта), уходящие, неудовлетворенные действительностью, слишком эфирные(перевес идеи над формой)
Мышкин – то же самое – отроческая психология
Достоевский: ср. с Алеко, но теперь они уходят в социализм, а не в табор
2) Ставрогин
а)Интерпретация
1) одержимый, но не воплощение зла(Бердяев:)
2) Ставрогин – мировое зло, воплощение сатанизма (-)(Паничас, Лагерлёф)
3)Ю.Глазов.– демонический герой, двойничество и т.п.п (+/[-])
4)Холквист – Ст – жертва «кризиса гуманности»(скорее (+))
5) Ф.Ристен – Ставрогин-лжепророк
б) про Ивана-царевича:
*Бесы: коллективный индивидуализм→↓уровня представителей→потребность в мифе о вожде, обладающем исключ. качествами
Хронотоп, композиция
а) Лагерлёф К.Э.(швед)
«сценичность романа»: композиция – «система переднего и заднего планов». Передний план – рассказчик(друг отца Верховенского). /простенько/
б) Дж. Паничас: простанство – психологично и метафизично, бегание вверх-вниз по лестницам олицетворяет метания м-у Богом и Дьяволом
время – апокалипсично, неизбежноть рокового развития событий, «эпос-трагедия»
в) М. Холквист. Время – два уровня:
1. горизонтальное время детективного жанра
2. вертикальное время философской притчи. Конфликт м-у синхронией и диахронией, м-у структурой и историей – трагедия Ставрогина(«открытие в себе структуры, разрушающей их психологию, тк в ней не заложено времени для дальнейшего развития»)
Бесы – две плоскости: 1. настоящее, несущее повеств-сюжетную функцию 2. аморфное прошлое – «постоянный контрапункт»,
г) Почему у Д такое «аморфное» прошлое? Н.В. Кашина, Эстетика Д.:
-против абсолютизации среды→снятие ответвенности+уничтожение свободной воли личности. В романах нет генезиса, нет среды, прошлое дано незначительными ссылками, герой вступает в конфликт уже сформировавшимся. На первом месте – не среда, а нравств. прогресс. Ч-к= изначальная сущность+влияние среды. Хар-р vs среда. -обществ прогресс – эволюция личности
Жанр
а) эпос-трагедия(1)?
б) заявленный жанр: «провинциальная хроника(2)».
Почему именно хроника? 1) сама докум основа + любовь Д. к газете 2) налет «апокалиптичности»
Н.В. Кашина, Эстетика Д.: -интерес к системным, а не каузальным связям – явление в системе других явлений в фикируемый момент(включается в класс-в более высокий класс-вплоть до космогонических проблем). Расширение хроники до библейскийх масштабов(«масштаб в уголке карты»)
универсальное
трагедия апокалипсис
в) Долан П. Дж.(америк.). В «Б» две линии: «религиозная притча(3)» о Ставрогине, и сатирический памфлет(4) на нигилистов(Верхов.)
С. Сальвестрони:
Трансформация замысла
-параллельно с задумкой «Жития великого грешника»
- 1)первоначально главный персонаж Грановский=Верховенский-отец(западник), кт противопоставлен православному мыслителю(впоследствии Тихону)
2)потом акцент на Нечаеве=Верховенском-сыне. Мысль – западники прямые отцы Нечаева
3)и наконец – на Ставрогине, Великом Грешнике
Функциии Ев. отрывков: 1) ключ 2) вводят темы, кт потом развиваются и становятся лейтмотивами
Лейтмотивы:1) бесы, темнота, зло 2) ощущение Богоприсутсвия:
1)Полюс Бесов: «Премудрый Змий»(Ставрогин): сеет семена зла, развиваент худшее в героях; ср. судьба Мэри в идиоте и судьба Марьи Тимофеевны.
2)Богоявленская улица, где живут будущие жертвы. Ощущение Бога связано с детьми(у Кириллова, Шатов, воображаемый ребенок Марьи) Оба ребенка Ст. умирают
Ценральный эпизод: исповедь Ст. у Тихона: отражает состояние двойственности, процесс «схождения ума в сердце», обретения гармонии ч-з страдание, открытие «царства божиего внутри»
Послание Лаодикийской церкви: «ни горяч ни холоден»(СС, 109)
Ст. хочет экзальтированного публичного покаяния, кт сразу бы все изменило, а Тихон предлагает долгий путь дух. совершенствования. Значимо отсутствие второй части эпизода, где дается «рецепт»(СС, 111, 112)
+ Степана Верховенский – возрожедение в финале, понимание ничтожности своих идеалов и собственной нагости.