Росписи Успенского собора Княгинина монастыря XVII века в г. Владимире. История создания памятника.

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ХУДОЖЕСТВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ

ИМЕНИ И. Е. РЕПИНА

ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Отделение заочного обучения

Курсовая работа

Росписи Успенского собора Княгинина монастыря XVII века в г. Владимире.

История создания памятника.

V курс

Выполнила студентка

V курса ФТИИ ОЗО

Красулина С. В.

Научный руководитель: доцент  Шилов В. С.

Санкт-Петербург

2000 г. ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Обоснование темы и анализ литературы ...........  

2

ГЛАВА I. История создания Княгинина монастыря в г. Владимире  ................................................................................

    4

ГЛАВА II. Успенский собор Княгинина монастыря

1. История создания храма  ........................................................

9

2. Перестройки и реставрация собора ......................................

10

3. Современный облик собора ...................................................

11

ГЛАВА III. Монументальная роспись Успенского собора Княгинина монастыря

1. Анализ литературы по теме  ...................................................

12

2. Реставрационные работы и поновления живописи  ............

15

3. Техника исполнения и материалы живописи  .......................

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .............................................................................

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ........................

25

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ  .........................................................

27

ИЛЛЮСТРАЦИИ  ..........................................................................

28

ВВЕДЕНИЕ

Предметом моего дипломного исследования будет стенопись Успенского собора Княгинина монастыря города Владимира. Фресковый ансамбль храма создан в середине XVII века бригадой московских мастеров под руководством Марка Матвеева. В XIX веке соборная стенопись оказалась под слоем грубой росписи, в результате чего на долгие годы ее фресковые циклы выпали из поля зрения ученых, занимавшихся вопросами развития русской монументальной живописи XVII столетия.

Реставрационные мероприятия, начавшиеся в храме в конце 40‑х годов, продолжались несколько десятилетий. В настоящее время поздние записи со стен, сводов и столбов храма удалены полностью. В процессе реставрации специалистами Владимирской реставрационной мастерской были произведены фотофиксация и картограммирование росписи.

Настоящая работа посвящена истории изучения и реставрации живописного ансамбля — систематизации и анализу документов и письменных источников, освещающих историю бытования памятника, выявлению противоречий, существующих в научной литературе относительно времени создания церковной росписи.

В своем анализе я использую труды владимирских краеведов XIX века, неоднократно обращавшихся к истории монастырских строений, публикации искусствоведов советского времени, исследовавших и атрибутировавших фрески, а также архивные материалы Владимирской реставрационной мастерской, включая исторические справки и результаты технико-технологических исследований живописи.

Главная цель моего исследования, помимо собственно искусствоведческого анализа фресковых циклов и композиций успенской  стенописи, будет состоять в публикации и введении в научный оборот новых материалов, освещающих историю создания и реставрации живописного ансамбля.

ГЛАВА I.

История создания Княгинина монастыря в г. Владимире

Успенский Княгинин монастырь во Владимире находится на северо-восточной стороне города, на высоком холме. С высот монастыря открывался широкий вид на долину протекавшей здесь ранее реки Лыбедь. Располагаясь в непосредственной близости от Орининых ворот, монастырь, вероятно, играл и стратегическую роль, представляя собой одну из оборонительных точек Владимира. Он был основан в то время, когда занималась политическая жизнь северо-восточной Руси, когда город Владимир приобрел новое политическое значение, став столицей великого княжества. Основательницей монастыря стала первая супруга Владимирского Великого князя Всеволода III — княгиня Мария Шваровна. Летописи не дают точных сведений о происхождении Великой княгини Марии. Одни источники (Нестерова, Никонова летописи, Степенная книга) называют ее дочерью чешского князя Шварна, другие (например, Игнатьевская летопись) указывают на ее происхождение от одного из князей кочевавшего по югу Руси племени ясов, возможно, взятого в плен и принявшего христианскую веру [1]. Мария Шваровна была матерью восьмерых сыновей и четырех дочерей Всеволода. Поводом к основанию монастыря стала болезнь Великой княгини после рождения сына Иоанна, в силу чего она решает уйти в монастырь и принять иночество.

О приобретении княгиней земли для монастыря говорится в Никоновской летописи и Степенной книге: «Боголюбивая великая княгиня Мария сотворила дело достойное памяти: подражая праву праведного Авраама, она купила ценою часть земли на строение церкви и монастыря во славу Богу и пречистой Богородице» [2]. Из книги архимандрита Порфирия мы узнаём точную дату основания монастыря: «каменный монастырский храм был заложен 15-го июля 1200 го­да самим Великим князем Всеволодом и епископом Иоанном, а освящен 9 сентября 1202 года, вероятно, тем же самым епископом» [3]. А в житии святого Георгия так описывается это событие: «В лето 1200 Великий князь Всеволод Георгиевич совет положил со своею Великою княгиней Мариею, и с благословления блаженного епископа Иоанна создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения в монастыре Княгинине; и составили обитель монахиням, и всяким довольством и имением снабдили» [4].

Тяжело заболев, Великая княгиня решает постричься в новом монастыре. С тех пор монастырь получает имя Княгинина и служит местом захоронения Владимирских княгинь и княжон. В некрополе Успенской церкви похоронены обе супруги Всеволода III, жена и дочь Александра Невского, а также находились мощи святого мученика Авраамия. До XVI века не известны никакие письменные источники, говорящие о дальнейшей судьбе монастыря, кроме нескольких летописных сказаний об устройстве и освящении Успенского храма, о лицах, погребенных в нем, и о перенесении мощей святого мученика Авраамия.

Причиной отсутствия каких-либо документов о деятельности монастыря в период XIV – XV веков является польско-литовское нашествие. Тогда же из монастырских кладовых пропали все ценнейшие архивные материалы. В жалованной грамоте царя Алексея Михайловича 1650 года говорится: «Как Литва в Успенском девичем монастыре стояли и монастырь без остатку разоря, и в то время в Литовское разорение те государевы грамоты и данные и всякие крепости пропали» [5].

Но все же по некоторым косвенным источникам и сохранившимся грамотам можно проследить историю Княгинина монастыря вплоть до XVI века.

В 1238 году Русь подверглась нападению монголов. В феврале того же года татары взяли город Владимир и предали его «огню и мечу». Неприятельского разгрома не избежал, конечно, и Княгинин монастырь. После татарского нашествия Владимир не мог вполне восстановиться. Значение его уменьшается, так как столица великого княжества в XIV веке была перенесена в Москву. Эти изменения отразились и на судьбе Княгинина женского монастыря. Он не мог уже вернуть себе прежнего величия, и постепенно его название исчезает со страниц летописей. Очевидно, связь его с великокняжеским двором утратилась и была забыта. В 1512 году монастырю была дана жалованная грамота царем Василием III. «Се аз князь великий всея Руси пожаловал есми причистыя нового монастыря, что в Владимире, игумению Марфу, да старцу» [6]. Так начинается эта грамота, в которой сам монастырь называется «новым», что дает основание говорить о начавшемся в XVI веке возрождении монастыря. Из Владимирских епархиальных ведомостей за 1900 год получены данные о проживании в монастыре второй супруги сына царя Ивана Васильевича Грозного, дочери Михаила Тимофеевича Солового — Пелагии Михайловны [7]. Она была пострижена в Белозерском монастыре и во Владимире проходила послушание уже под именем Прасковии. Затем была переведена в Московский Ивановский монастырь, где и скончалась в 1620 году. Так же в Княгинином монастыре некоторое время жила дочь царя Бориса Федоровича Годунова — Ксения, которая под именем инокини-старицы Ольги скончалась и была погребена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Из расходных тетрадей 1629 года можно узнать, что в монастыре были «особые царицыны хоромы и их смотрел воевода Владимирский» [8].

Наибольшей известности и процветания достиг монастырь во второй половине XVII века при предшественнике Никона — патриархе Иосифе. «Он все ветхое исправил, недостающее восполнил за свой счет».

Безбедное существование монастыря закончилось в конце XVIII века. В 1764 году, в связи с реформами земель, проводимыми Екатериной II, монастырь лишился своих вотчин, а затем был приписан в разряд второклассных монастырей. В таком статусе он просуществовал до 1920 года, а затем был разорен Советской властью. Часть строений была снесена, храм Казанской Божией Матери «обезглавлен» и в нем, а также в Успенском соборе Княгинина монастыря находился архив. В 90-х годах ХХ века иноческая жизнь монастыря была восстановлена, и женский Княгинин монастырь ныне действует. В Успенском соборе проводятся богослужения, территория монастыря восстанавливается, благоустраивается, ведутся строительные работы.

ГЛАВА II.

Успенский собор Княгинина монастыря.

1. История создания храма.

Успенская церковь была первым храмом в Княгинином монастыре. Собор был заложен по инициативе княгини Марии Шваровны, супруги Великого князи Всеволода III. В Лаврентьевской летописи так отмечается это событие: «В лето 6708 (1200) того же месяца июлия в 15, на память святого мученика Кирика и Улиты, заложил благоверный князь великий Всеволод Гюревич церковь камену, во имя святое Богородицы Успение, в монастыри княгинине, при блаженном епископе Иоанне» [9].

В отличие от белокаменных сооружений этого периода, собор был сделан из плоского плиточного кирпича размером 12–20 ×12–25 × 3,5–6 см, на крепком известковом растворе со швами 3–5,5 см, носившего название плинфы и сохранившегося до настоящего времени в нижних частях стен этого памятника. Таким образом, по материалам раскопок 1957–58 годов, в нижних частях стен кладка выполнена по киевско-византийской системе.

Начальные архитектурные формы XII – XIII вв. этого сооружения до нас не дошли. Вероятнее всего, как пишет в своей книге «Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря» И. А. Столетов, они повторяли сложившиеся формы владимиро-суздальских храмов этого периода, и, в частности, формы Дмитриевского собора, но с более простой архитектурной обработкой, отвечавшей как монастырскому характеру этого собора, так и новому материалу — кирпичу [10]. Храм был богато украшен на средства Великой княгини. О судьбе собора в последующие столетия мы мало что знаем. На протяжении веков он подвергался неоднократным переделкам.

2. Перестройки и реставрации собора

В 1411 году Успенский собор, как и весь монастырь, был разграблен и разрушен татарами. В XV – XVI веках на основании древнего здания был воздвигнут новый храм, ставший одним из лучших образцов раннемосковского зодчества. Собор очень сильно пострадал во время пожара 1855 года, и в последующие годы постепенно восстанавливался. В конце XIX века внешний вид Успенского собора сильно изменился — верхняя его часть с двумя ярусами кокошников была разобрана, и на ее месте сооружена простая четырехскатная кровля. Также был надстроен второй барабан (ил.    ).

После закрытия Княгинина монастыря в 1923 г. Успенский собор, как памятник архитектуры, был закреплен за музеем, который сдавал его в аренду: сначала военкомату, а с 1931 года — под склад зерна.

Храм неоднократно реставрировали известные мастера: в 1924 году — П. Д. Барановский, в шестидесятые годы работы проводились под руководством А. В. и А. И. Столетовых. [11]

3. Современный облик собора

Современное здание Успенского собора является, в основном, постройкой рубежа XV – XVI веков. Это четырехстолпный одноглавый храм с широким членением фасадов, тремя мощными алтарными аспидами. С южной и северной сторон его пристроены приделы. Внутри собора о его глубокой древности напоминают крестчатые столбы, полукружья аспид и маленький аркосолий в северной стене. Но характер интерьера связан с позднейшей порой существующего здания, концом XV — началом XVI века. Пространство собора характеризуется свободой и воздушностью. Стены не расчленены лопатками, их широкая гладь усиливает ощущение единства пространства; подпружные арки опираются на встроенные в стены профилированные консоли и широкие двухъярусные карнизы столбов. Арки, несущие купол, ступенчато повышены по отношению к сводам боковых нефов, создавая движение пространства кверху и лучшие условия для его освещения из окон барабана. Эта система сводов и нашла свое выражение в ступенчатом ярусном верхе здания, о котором говорилось выше.

ГЛАВА III.

Монументальная роспись Успенского собора Княгинина монастыря.

1. Анализ литературы.

Интерьер собора украшен росписью, покрывающей всю поверхность стен храма. Когда в 1931 году в соборе был устроен склад зерна, нижний пояс росписи погиб. Живопись Успенского собора Княгинина монастыря выполнена в середине XVII века. Монастырская опись прямо говорит, что «в той же церкви Успения Пресвятыя Богородицы и в алтаре писано вновь стенным письмом, краски и золотом» [12].

Относительно точной даты выполнения росписи литература дает следующие свидетельства.

А. В. Винтер в книге «Материалы и техника монументально-декоративной живописи» пишет: «Стенная живопись Владимирского Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена в XVII веке. Работы были начаты весной 1647 и закончены осенью 1648 г.» [13]

Ту же дату называет и Н. Н. Воронин в своем «Спутнике по древним городам Владимирской земли» [14]. Однако, оба автора не дают ссылок на источники, поэтому неясно, откуда они взяли эту дату. «История русского искусства» дает совсем другую дату написания живописи — 1642–43 гг., тоже без ссылки на источник [15]. В статье, посвященной истории Успенского собора Княгинина монастыря, опубликованной в «Памятной книге Владимирской губернии на 1862 год», имеется следующее сообщение: «В недавнее время в алтаре стенное письмо возобновлено по прежним рисункам, а в самом храме сохранилось прежнее, только лет двадцать тому назад закрашена кайма летописью, свидетельствовавшею о времени расписания храма в 1652 году, усердием патриарха Иосифа» [16].

Итак, существуют три версии относительно точной датировки стенописи Успенского собора Княгинина монастыря: первая — 1642–1643 гг., вторая — 1647–1648 гг., третья — 1652 год.

Автором и руководителем росписи Н. Н. Воронин в книге «Спутник по древним городам Владимирской земли» называет Марка Матвеева, «жалованного государева иконописца» [17], работавшим до этого с московской артелью иконописцев над росписью Московского Успенского собора.

На этих же живописцев указывает и А. Н. Виннер. «Стенная живопись Успенского собора Княгинина монастыря была выполнена артелью мастеров Московского оружейного приказа под руководством государева иконописца Марка Матвеева» [18].

И. Е. Данилова в разделе «Живопись XVII века» из истории русского искусства приводит следующие данные: «Роспись собора Княгинина монастыря во Владимире выполнена в 1647–1648 годах группой художников», а в сносках указывает: «Имена мастеров имелись в надписи, находившейся в нижней части северной стены жертвенника собора Княгинина монастыря. До настоящего времени уцелели фрагменты надписи: „...си Иванъ... р... Федоро.. мелов.... Григо..р...i..тэ..лю бру...” Надпись сообщена Н. П. Сычевым» [19].

В. Г. Брюсова в книге «Русская живопись XVII века» пишет: «Под заметным влиянием фресок московского Успенского собора возникла стенопись Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире (1647–1648 г.). Несомненно, участие Стефана Евфимьева и Себастьяна Дмитриева в качестве ведущих мастеров в стенописи собора... наряду, вероятно, с московскими иконописцами» [20]. (Стефан Евфимьев и Севастьян Дмитриев — ярославские мастера XVII века).

В результате проведения реставрационных работ в 1968 году была открыта подпись мастера. В газете «Неделя» от 14 ноября 1968 года сообщалось: «В соборе Княгинина монастыря во Владимире художники-реставраторы, убирая многочисленные поновления с настенной живописи XVII века, открыли многоплановые красочные композиции древних фресок, на одной из них обнаружив надпись: „Исполнил... Марк Матвеев со товарищи в 16...”» [21]

В словаре А. И. Успенского «Царские иконописцы и живописцы XVII века» об авторе росписи написано следующее: «Марк Матвеев — жалованный иконописец, в 1642-3 г. писал стенное письмо в Успенском соборе. По справке от 4 мая 1648 года значится умершим» [22].

Марк Матвеев принимал участие в росписи Успенского собора Московского Кремля в период с 1642 по 1643 год. Таким образом, сопоставляя дату окончания работ в Москве и дату смерти иконописца, можно сделать вывод о том, что роспись в Успенском соборе Княгинина монастыря выполнена в период с 1643 по 1648 годы, и, следовательно, дата, названная А. В. Виннером, является, возможно, наиболее точной.

2. Реставрационные работы и поновления живописи

Искусство первой половины столетия, в целом, развивалось в сторону реставрации уже сложившихся жанровых и стилевых форм. Характерным явлением стало систематически проводимое «возобновление» древних росписей храмов «по старым очеркам» или «по старым переводам».

Подобные поновления произошли и в Успенском соборе Княгинина монастыря. Монастырская опись за 1777 год очень скупо говорит о стенной живописи собора: «А в святом алтаре и в церкви стенное письмо красками с золотом» [23]. Архив монастыря не дает никаких сведений об изменениях и поновлениях живописи в XVIII веке. Возможно, в этот период с ней не происходило ничего существенного. Иная картина наблюдалась в XIX веке. В уже цитированном отрывке из «Памятной книги Владимирской губернии за 1862 год» указывалось: «В недавнее время в алтаре стенное письмо возобновлено по прежним рисункам, а в самом храме сохранилось прежнее, только лет двадцать тому назад закрашена кайма с летописью» [24]. Следовательно, самые ранние сведения об изменениях в живописи XVII века, известные нам, относятся к 1861 году. В указе Синода от 29 апреля 1861 года во Владимирскую духовную консисторию приводилось мнение председателя Императорской археологической комиссии графа Строганова о фресках XVII века в Успенском соборе Княгинина монастыря: «Стенная живопись относится к царствованию Алексея Михайловича и хотя по своей древности не имеет особого значения, но тем не менее обращает на себя внимание тем, что покрывает совершенно весь храм, нигде не переписана и вся отлично сохранилась в верхних ярусах. В нижних же от сырости краски поблекли и проржавела штукатурка» [25]. На это сообщение, как указывалось далее, царь наложил следующую резолюцию: «Всю строительную часть по перестройке упомянутого храма возложить на строительную контору Министерства императорского двора, наблюдение же за сохранением и, где следует, возобновлением древней живописи в оном, поручить Археологической комиссии. Что касается возобновления живописи в Успенском монастыре, то его величество полагает отложить эту работу до более удобного времени, но с тем, чтобы в этой живописи отнюдь не было делаемо никаких исправлений без предварительного о том сношения с Археологическою комиссиею» [26].

Из рапорта игуменьи Марии от 1 июля 1866 года можно узнать, что «внутри холодного храма штукатурка, державшаяся на гвоздях вместе с оными от древности лет в некоторых местах отпадает, от чего стенная живопись начала портиться и принимать неблагообразный вид». Разрешено было «живопись эту промыть и места отвалившиеся вновь подштукатурить и по оной для сохранения типа живописи подправить» [27]. Стены, закопченные во время пожара 1858 года, были промыты, обвалявшаяся штукатурка исправлена, и сама живопись на вновь отштукатуренных местах была возобновлена с сохранением типа древних фресок. [28]

Первая серьезная реставрация живописи XVII века в XX веке в Успенском соборе Княгинина монастыря производилась в 1945–1946 годах московскими реставраторами во главе с А. В. Виннером. Состояние росписи к этому времени было тяжелым. Живопись во многих местах осыпалась; стены, главным образом, в нижних частях — покрыты пылью, а некоторые фрагменты живописи почернели. «Было проведено восстановление от поздних записей 1867–1869 годов с предварительной очисткой от пыли, грязи, удалением цементных и масляных наслоений, и производством обортовки краев фресковой росписи» [29].

Бригада реставраторов ВСЭНРПМ во главе с А. П. Некрасовым, проводившая реставрационные работы в 1966 г. по обследованию состояния живописи, обнаружила на южной стороне в аспиде под сводами надпись, нацарапанную металлическим предметом: «Июнь-июль 1945 г. Бригада художников-реставраторов производила общую реставрацию храма. Работали: Виннер, Домбровская, Очинников, Воркудова, Щенова, Попова, Мантурова, Штейман, Григорьев» [30].

Работы 1946 года не охватили всей поверхности фресковой росписи стен собора. Арка, своды, барабан, купол и часть стен остались не расчищенными от поздних записей XIX века. В 1949 году были проведены работы по раскрытию от масляных и клеевых записей XIX в. западного портала. Работы проводились бригадой художников-реставраторов: А. Г. Силина, Д. П. Липина, А. П. Некрасова и А. М. Смирнова, под общим наблюдением Н. П. Сычева. [31] Последними реставрационными мероприятиями были работы с 1966 по 1983 годы, проводимые «Владреставрацией» под руководством А. П. Некрасова, после чего в соборе был открыт музей «Православия и атеизма», а в 1992 году собор был передан Владимирской епархии.

3. Техника исполнения и материалы живописи

А. В. Виннер в книге «Материалы и техника монументально-декоративной живописи», указывает, что «роспись фресками в древнерусских храмах обычно производилась артелью, состоящей из нескольких художников: главного мастера, двух-трех его помощников и подмастерьев-учеников. При росписи больших храмов, особенно в XVII веке, работы велись исключительно крупными артелями художников» [32]. «Расписывая храмы областных городов и монастырские церкви, московские, ярославские и костромские иконописцы трудятся вместе. Им удается почти ежегодно создавать новый ансамбль росписей» [33].

Во главе артели стоял наиболее талантливый и опытный художник, под руководством которого и велись все работы.

Роспись храма обычно начинали с верхних его частей — с купола, после чего переходили на барабан, паруса, арки, своды, затем на стены. А. В. Виннер пишет: «В конце XVI и на всем протяжении XVII века технические приемы живописи изменяются. Художник наносит все основные краски и прокладочные тона техникой чистой фрески; дополнительные же тона, света и полутени наносит красками, растворенными на темпере. Связующими этих красок служили желтковая, а также и растительная эмульсия. Смешанной техникой — чистой фрески и темперы — исполнено большинство стенописей Ярославля, Ростова Великого, Москвы и др. В изменении техники письма сыграло известную роль и введение в палитру художников XVI – XVII веков новых, искусственных и органических красочных пигментов, нестойких к действию извести и требовавших в качестве связующего вещества не воды, а растительного клея» [34]

По данным исследований художников-реставраторов из «Влад­реставрации», стенопись Успенского собора Княгинина монастыря исполнена на чисто известковом грунте, нанесенном на сложенные из большемерного кирпича стены, в один прием, слоем толщиной в 7 мм. [35]

Живопись была выполнена в смешанной технике живописи и росписи по сухой штукатурке темперой, с несомненным преобладанием чистой фрески. Красочная палитра росписи отличается большим разнообразием ярких, чистых по своим тонам, как природных земляных красок отечественного происхождения, так и различных минеральных природных и искусственных красок. В стенописи применялись следующие красящие вещества. Белые: известковые белила, свинцовые белила. Желтые: золотисто-желтые охры различных оттенков, желтые охры, оранжевые охры, темно-желтые охры, неаполитанская желтая, сиена натуральная. Красные: розовые земли, красные земли, вишневые земли, натуральная горная киноварь, венецианский бакан. Синие: лазуритовая лазурь, азуритовая лазурь. Зеленые: зеленая земля, зеленая земля темная, горная зелень. Коричневые: коричневая земля различных оттенков, умбра натуральная, умбра жженая, сиена жженая. Черные: минеральная черная, древесная чернь. Голубые, синие, киноварные, баканные тона, а также неаполитанская желтая и горная зелень наносилась исключительно темперой, связующим веществом которой был растительный пшеничный или льняной клей. Эти краски наносились не сразу на белую поверхность грунта, а на предварительно проложенные по нему темно-серые, почти черные рефтяные подкладки.

Тщательно проработанный и тонко выполненный изящный рисунок переводили на поверхность грунта припорохом, затем по контурам рисунок прочерчивался тонко нанесенной грифьей, неглубоко проникавшей в массу грунта.

После перевода рисунка мастер приступал к наложению основных тонов роскрыши, исключительно земляными красками на еще влажную поверхность известкового грунта. Таким образом мастера наносили основные вишневые, темно-красные, зеленые, желтые тона одежд, палат, архитектуры и т. д., работая в технике чистой фрески. Одновременно наносились по сырому и темно-серые рефтяные подкладки под природные и искусственные минеральные краски — баканы, киновари, неаполитанскую желтую, лазурь и горную зелень.

Далее художник приступал к моделировке и лепке форм, наносил тени и полутени, делал высветления белилами и разбеленными охрами, нанося пятна и блики.

Техника письма ликов, рук и обнаженного тела заключалась в том, что сперва по влажной поверхности известкового грунта в технике чистой фрески наносилась плотными слоями желтовато-охряная санкирная подготовка, после чего мастер приступал к постепенному высветлению посредством послойного нанесения вохрений. Они наносились золотисто-желтыми, в различной степени разбела, и желтыми охрами с натуральной сиеной. Завершалось написание ликов нанесением световых бликов и движков белилами, а зрачки писались чернью, смешанной с яичной эмульсией. В такой технике выполнено большинство лиц и обнаженных фигур. Но несколько лиц в алтаре на северной стороне исполнены в несколько иной технике: сперва был проложен лиловато-красный санкирь, а затем наносились лиловато-красные, разбеленные белилами вохрения. Эти лики так же органично вписываются в общий колорит росписи.

«Требования синтеза монументальной живописи и архитектуры определяли и красочную палитру росписей, которая ограничивалась определенным набором красок, причем одни из них употреблялись преимущественно в палатном письме, другие — в фонах и пейзаже, третьи — в одеждах. Стенопись приближена к иконе. Отсюда — более тщательная разработка стенного письма, уплотненность цветовой гаммы, включение во фреску орнаментальных мотивов, а наряду с этим — бережное отношение к сочетанию крупных цветовых пятен, локальности цвета» [36].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения живописи Успенского собора Княгинина монастыря были исследованы работы владимирских краеведов и труды известных искусствоведов в области русской живописи XVII века. Начиная с XIX века, освещалась история памятника, его поновления и реставрация. Благодаря работам А. В. Виннера и Н. Н. Воронина сделан анализ техники живописи, материалов ее исполнения. В. Г. Брюсова в книге «Русская живопись XVII века» сообщает дополнительные сведения об участии в росписи ярославских мастеров, расширяя тем самым сведения об авторах росписи. В процессе изучения работ А. И. Успенского получены данные о Марке Матвееве, более точно определяющие время создания живописи.

В результате реставрационных мероприятий, проведенных реставраторами Владимирской мастерской с 1968 по 1983 годы, было сделано описание сохранности живописи Успенского собора Княгинина монастыря, проведена фотофиксация росписи, исследована техника живописи, выполнены картограммы. Л. В. Дудоровой была написана историческая справка. Все это является дополнительным материалом к изучению создания росписи, помогает более подробно исследовать иконографию сюжетных композиций и выявить особенности исполнения живописи собора. Анализ литературы по описанию памятника, проведенный мною в работе, помог сделать вывод о том, что некоторые циклы росписей не совсем исследованы, точки зрения искусствоведов не всегда совпадают, вследствие чего живопись Успенского собора Княгинина монастыря требует более подробного изучения.

Живопись XVII века вызывает разносторонние оценки исследователей. Эта эпоха отличалась своеобразием и являлась переходной. В стиле, созданном XVII веком, завершались многовековые традиции древнерусского искусства и зарождалось искусство нового времени. Роспись Успенского собора Княгинина монастыря является одним из интереснейших памятников XVII века.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.           

2.           

3.           

4.           

5.           

6.            Владимир: Типо-литография Н. А. Паркова, 1896.

7.           

8.           

9.           

10.      

11.      

12.         Т. 1.

13.      

14.      

15.      

16.      

17.      

18.      

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ


[1] Тихонравов К. Н. Успенский Княгинин монастырь во Владимире на Клязьме. Владимир, 1861.

[2] Св. Флоринский Н. И. Сведения о Владимирском женском монастыре, в котором почивают мощи святого мученика Авраамия. Владимир, 1891.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире. М., 1900.

[6] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире. М., 1900.

[7] Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1900.

[8] Историческая справка. Описание живописи до реставрации. Т. 1 // Архив ВСЭНРПМ, 1968.

[9] Отчетная документация «Владреставрации» с 1966–1980. Ист. справка Л. В. Дудоровой. Т. 1. С. 11.

[10] Столетов И. А. Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря. М., 1953.

[11] Воронин Н. Н. Владимир. Богомолово. Суздаль. Юрьев-Польский. М., 1965. С. 94–102.

[12] Памятная книга Владимирской губернии за 1862 год. С. 4.

[13] Виннер А. В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. М., 1953. С. 276.

[14] Воронин Н. Н. Указ. соч. С. 99.

[15] История русского искусства. Т. 1. М., 1957. С. 145.

[16] Памятная книга Владимирской губернии за 1862 г. С. 27.

[17] Воронин Н. Н. Указ. соч. С. 99.

[18] Виннер А. В. Указ. соч. С. 270.

[19] Данилова И. Е., Мнева Н. Е. Живопись XVII века. История русского искусства. Т. 1. М., 1959. С. 350.

[20] Брюсова В. Г. Русская живопись XVII в. М., 1984. С. 111.

[21] Реставрация живописи Успенского собора Княгинина монастыря. «Неделя», 14 ноября 1968.

[22] Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910 –1916.

[23] ГАВО, ф. 568, оп. 1, д. 95, л. 56.

[24] Памятная книга Владимирской губернии за 1862 г. С. 27.

[25] ГАВО, ф. 568, оп. 1, д. 431, л. 22.

[26] ГАВО, ф. 568, оп. 1, д. 431, л. 22, 23.

[27] ГАВО, ф. 568, оп. 1, д. 448, л. 30.

[28] Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире. М., 1900. С. 107.

[29] Виннер А. В. Указ. соч.

[30] Описание состояния настенной живописи XVII в. Успенского собора Княгинина монастыря г. Владимира до реставрации. Кн. 1. 1968 // Архив ВСЭНРПМ. С. 7.

[31] Там же.

[32] Виннер А. В. Указ. соч.

[33] Брюсова В. Г. Указ. соч. С. 24.

[34] Виннер А. В. Указ. соч.

[35] Описание состояния настенной живописи XVII в. Успенского собора Княгинина монастыря г. Владимира до реставрации. Кн. 1. 1968 // Архив ВСЭНРПМ. С. 44-46.

[36] Брюсова В. Г. Указ. соч.