Все время существования на одной шестой суши
русского государства (как бы оно не называлось) средь его жителей велись споры
о том, в какую сторону идти, кому подражать, от кого ждать помощи, а от кого
войны. Само начало русской государственности очень спорно: «привозная» она, или
«наша».
Две точки зрения, два направления тянут
Россию в разные стороны: традиционалистский Восток, и прогрессивный,
переменчивый Запад. Вся жизнь русских зависела от такой внешней политики. Каком
маятник в народной культуре, таков и во внешней политике. Естественно, что
влияние так называемых «соседей» России было значительным. Но как различаются
исторический эпохи, так рознятся и «волны» иноземного влияния.
Влияние основывалось на стратегической
инициативе, и большинство стран как Востока, так и Запада, изначально смотрели
на Россию, как на «сырьевой придаток». И ходили иноземцы в Россию именно из
корысти, и не из пользы местному населению и просвещенья ради. Варяги
рассчитывали создать еще одно «свое» государство, но теперь уже на
Востоке.
Они ходили в Персию и видели ее богатства,
видели богатства Константинополя и именно через русскую землю им был проход «в
греки», на Восток. Византия, когда она лишилась былого могущества, видела в
русской земле как будущую основу нового православного государства, так и
мощного политического союзника.
Очень большие споры в современной
историографии возникают по поводу Татаро-монгольского ига: было оно или это был
всего лишь культурный обмен в период общеевразийской феодальной раздробленности,
очередная волна культурного влияния? Военная история говорит о том, что было
сильное вооруженное противостояние, но факты дипломатии с Востоком,
определенные социальные и культурные явления заставляют хорошенько
призадуматься над тем, как надо правильно понимать русско-монгольские отношения
в период феодальной раздробленности.
После объединения государства, Московия
вобрав в себя старые феодальные традиции и культурные элементы Востока удивляла
приезжавших с запада в Россию по торговым и дипломатическим делам иностранцев.
Уже в западных сочинениях XVI-XVII веков образ России очень популярен. Среди тех, кто написал о
нашей стране в это время, были англичане, австрияки, итальянцы, немцы, шведы,
датчане, поляки, голландцы, французы, персы. Прежде всего, это были дипломаты,
купцы, врачи, художники, писатели. Все они дивились чудной Московии и пытались
описать увиденное. Очень большой интерес проявляли иностранцы прежде всего к
нравам, традициям русских людей. На западе появился даже определенный литературный
жанр – «Россика», - заметки о Московии.
Так как поначалу иностранцев приезжало в Московию
мало, то и особого культурного влияния они оказать не могли. Но очень бурная
торговая деятельность и тесное сотрудничество в области перевооружения армии с
западными странами все же давали о себе знать. В России появились мастера по
взрывному делу, по литью пушек. Уже при Иване IV Грозном находился немецкий мастер –
инженер по взрывному делу. Именно под его руководством был заложен заряд в
подкоп под стеной казанской крепости.
Известно, что при последующих царях еще до
Петра I были приглашены
военные инженеры, генералы, и наконец были созданы так называемые «полки иноземного
строя», - это были полки, где русские солдаты ходили под началом австрийских, датских,
голландских офицеров. В основном это
была пехота, были они вооружены мушкетами, а не самопалами и бердышами как
стрельцы. Эти полки были первым постоянным родом войск в российских вооруженных
силах.
Однако в сфере медицины русские были насторожены
к иноземному влиянию: профессиональных лекарей на Руси не было, господствовала
народная медицина, основанная на применении трав, настоев. Хирургических
операций большинством также не умели производить.
В сфере образования вообще не допускалось
какое-либо иноземное вмешательство, так как эта сфера целиком принадлежала
церкви. Лишь дворяне могли пользоваться частью западной системы образования –
книгами на латыни, греческом, немецком и английском языках. Русских «толмачей»,
- переводчиков посылали заграницу учиться языку вместе с ехавшими в Европу
купцами.
В XVI-XVII
веках русские цари и духовенство вели политическую линию, направленную на
сохранение традиций и обычаев русских. Это отмечали многие иностранцы,
приезжавшие на Московию по дипломатическим делам. Возьмем, в частности, заметки
по этому поводу английского посланника Дж. Флетчера. В главе двадцать девятой
своего сочинения с названием «О государстве русском» он отмечает следующее:
«…русские обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех
средств, какие есть у других народов для развития дарований воспитанием и
наукой. Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от поляков и других
соседей их, но уклоняются русские от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи
обычаям иноземных стран. Отчасти причина этому и в том, что образ их
воспитания, чуждый всякого основательного образования и гражданственности,
признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с
их образом правления, которое народ едва ли стал бы переносить, если бы получил
какое-нибудь образование и лучшее понятие о боге, равно как и хорошее устройство.
С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не
допускать ничего иноземного, что могло бы изменить их туземные обычаи…».
Замкнутость в культурном плане
соблюдалась еще более строго после смутного времени. Повторное становление
самодержавия уже не допускало ошибок прошлого. Больше внимания уделяли
идеологической обоснованности царской власти, что в девятнадцатом веке превратиться
в теорию официальной народности, сохранению народных традиций…
Некая замкнутость в культурном плане была
совершенно справедлива особенно для времени буржуазно-демократической революции
в Англии.
Влияние иностранцев усилилось к концу XVII века,
когда к власти пришел Петр Алексеевич, и стал уделять достижениям западной
цивилизации большее внимание.