Россияне - лауреаты Нобелевской премии по литературе (И.Бунин и Б.Пастернак)

            Россияне – лауреаты

Нобелевской премии по литературе

 

  В мире нема­ло почетных званий, наград и премий, самой престижной из которых считается Нобелевская. Альфред Бернхард Нобель родил­ся 21 октября 1833 года в семье преуспевающего шведского про­мышленника.

В 1895 году Нобель обнародовал в

  А. Нобель                Париже свое ставшее знаменитым "Заве­щание", согласно которому весь его капитал, достигший к тому времени 30 миллионов крон (около 10 миллионов долларов по тогдашнему курсу), обращался в особый фонд. Проценты с него должны были ежегодно присуж­даться в виде именных премий за научные открытия предыдущего года, наиболее способствовав­шие прогрессу и процветанию человечества.

Поначалу Нобель учредил че­тыре премии: в области матема­тики, физики, химии, медицины и физиологии. Позже добавил также литературную премию — за создание произведений, наиболее полно отражающих "стремление к идеалу". Нобель не был чужд литературе: сам писал и оставил потомкам несколько неопубли­кованных поэм и романов.

Итого премий стало пять. Но почему же математика — "цари­ца наук" — была лишена "сво­ей" премии? Легенда гласит, что в свое время Нобель и шведский ученый Миттаг-Леффлер свата­лись к одной особе, которая предпочла талантливого мате­матика. И тогда Нобель вычерк­нул математику из списка своих премий.

Премии Нобеля вручаются в Концертном зале столицы Шве­ции — Стокгольме. Здание было построено в 1923 году. Зал вме­щает до двух тысяч гостей. Именно в этом зале получал премию И. А. Бунин, описавший церемо­нию вручения награды в очерке "Нобелевские дни"! Первые пре­мии вручал король Оскар II.

 Король Карл XVI Густав внес в торжественную церемонию существенные изменения. Те­перь король с королевой Силь­вией находятся с лауреатами на сцене. Памятный диплом в пап­ке из тисненной кожи и золотая медаль в футляре красного дере­ва вручаются в центре белого круга, вытканного на синем ко­вре. На медалях с одной сторо­ны отчеканены профиль Нобе­ля с датами его рождения и смерти, а на другой — аллегори­ческие фигуры, символизирую­щие различные области знания. На медали, вручаемой лауреатам по литературе, изображена муза поэзии — Эрато, перед ней — фигура поэта, под ними надпись по-латыни: "Шведская академия"".

Именно Шведская академия выносит каждый год решение о награждении того или иного ла­уреата. Академия была основана 5 апреля 1786 года королем Гус­тавом III.

Согласно официальному спи­ску, Нобелевскими премиями награждены 17 россиян.

Литературной премией Нобе­ля отмечены пять граждан Рос­сии: И. А. Бунин (1933), Б. Л. Па­стернак (1958), М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

 Иван Бунин – первый нобелевский лауреат!

  Каждое поколение читателей заново открывает для себя Буни­на, — первого русского лауреата Нобелевской премии. Он возвра­щается к нам из своего далекого, добровольно-вынужденного из­гнания. Об этом из­гнании широкому кругу читате­лей рассказал литературовед В. В. Лавров в книге "Катастро­фа". В эпиграф книги вынесены проникновенные слова Бунина о любви к родной земле: "Разве мо­жем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она — в луще. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает". Жизнь Бунина сложилась трудно. Он не принял революцию 1917 года и в феврале 1920 года покинул Россию навсегда.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора

Сказать прости родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом,

С своей уж ветхою котомкой.

                       (написано Буниным в 1922 г.)

Попал в Париж. Этот город в последствии называли городом Бунина. Там он жил, встречался с друзьями, читал им свои повести, рассказы, иногда – стихи. Он очень любил Россию и писал только о ней.

  « Я не сразу смог вернуться к творчеству, - позднее вспоминал Бунин. – Всё оказалось не то и не так. Всё чужое, не своё. Всё, что я писал в то время, наполнено грустью и горечью. Всё моё творчество за границей построено на русском материале. На чужбине я вспоминал Родину, её поля, деревни, природу. У меня был богатый запас наблюдений и воспоминаний о России. Я не мог писать о другом. Я не мог обрести свою вторую Родину здесь. Я пишу о смысле жизни, о любви, о будущем.»

  Самое трудное для писателя в эмиграции — это остаться самим собой. Бывает так, что, покинув Родину из-за необходимости идти на сомнительные компромиссы, он опять вынужден умерщвлять дух, чтобы выжить. К счастью, эта участь миновала Бунина. Несмот­ря ни на какие испытания, Бунин всегда оставался верен себе.

В 1922 году жена Ивана Алексеевича — Вера Николаевна Муромцева записала в дневнике, что Ромен Роллан выставил кандидатуру Бунина на получение Нобелевской премии. С той поры Иван Алексеевич жил надеждами, что когда-нибудь он будет отмечен этой премией.   1933 год. Все газеты Парижа 10 ноября вышли с крупными за­головками: "Бунин — Нобелев­ский лауреат". Каждый русский в Париже, даже грузчик на заводе "Рено", сроду не читавший Буни­на, восприняли это как личный праздник. Ибо самым лучшим, са­мым талантливым оказался сооте­чественник! В парижских кабач­ках и ресторанах в тот вечер были русские, которые порой на по­следние гроши пили за "своего".

В день присуждения премии 9 ноября Иван Алексеевич Бунин в "синема" смотрел "веселую глу­пость" — "Бэби". Вдруг темноту зала прорезал узкий луч фонарика. Это разыскивали Бунина. Его вы­зывали по телефону из Стокгольма.

 "И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не ис­пытывая ничего, кроме сожале­ния, что не удалось посмотреть фильм. Но нет. Не верить нельзя: весь дом светится огнями. И сердце у меня сжимается какою-то грустью... Какой-то перелом в моей жизни", — вспоминал И. А.Бунин.

 Волнующие дни в Швеции. В концертном зале в присутствии короля, после до­клада писателя, члена шведской академии Петра Гальстрема о творчестве Бунина, ему вручена папка с Нобелевским дипломом, медаль и чек на 715 тысяч француз­ских франков. Возвратившись во Францию, Бунин чувствует себя богачом и, не жалея денег, раздает "пособия" эмигрантам, жертвует средства для поддержки различ­ных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, вкладывает ос­тавшуюся сумму в "беспроигрыш­ное дело" и остается ни с чем.

Друг Бунина, поэтесса и проза­ик Зинаида Шаховская в мемуар­ной книге "Отражение" заметила:

"При умении и малой доле прак­тичности премии должно было хватить до конца. Но Бунины не купили ни квартиры, ни виллы..."

В отличие от М. Горького, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, Иван Алексеевич не вернулся в Россию, несмотря на увещевания  московских "гонцов". Не приезжал на Родину никогда, даже туристом.

...Бунин спит вечным сном в окружении тех, кто был близок ему своей судьбой. На кладбище Сент-Женевьев де Буа похороне­ны Шмелев, Тэффи, Георгий Иванов... Все они страстно любили Россию. И мечтали вернуться…

             Борис Пастернак

Бориса Лео­нидовича Пастернака сравнивали с рекой, которая вдруг изменила свое русло и потекла в других бе­регах, но в том же направлении. Он начал жизнь как композитор, и окружающие долгое время были уверены, что его будущее опреде­лено замечательным музыкаль­ным дарованием.

О роли музыки в своей жизни Пастернак писал: "Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина". С ним семья дружила, как и с Рахмани­новым. В квартире Пастернаков устраивались небольшие домаш­ние концерты.

Друзья Пастернака рассказы­вали, что когда Борис Леонидо­вич особенно одухотворенно им­провизировал, он заливался сле­зами и исторгал их у слушателей.

Еще учась в гимназии, Пастернак за шесть лет прошел курс композиторско­го факультета консерватории. В 1919 году он окончил философ­ское отделение историко-фило­логического факультета Москов­ского университета, затем в Гер­мании занимался философией в Марбургском университете. Но философия, как и музыка, была оставлена им ради литературы.

Первые стихи Пастернака бы­ли помещены в 1919 году в сбор­нике "Лирика", а известность принесла ему книга стихов "Сес­тра моя — жизнь", вышедшая в 1922 году. В ней была, по словам Осипа Мандельштама, "полнота звука, полнота жизни, половодье образов и чувств". С 30-х годов Пастернак за­нимается переводами. По прось­бе режиссера Всеволода Мейер­хольда переводит "Гамлета" В. Шекспира, затем стихотворе­ния Шандора Петефи, Шиллера. Перевод "Фауста" Гете, принад­лежащий Пастернаку, считается одним из лучших.

С конца 20-х годов Борис Пастернак начинает писать прозу. С 1945 года в тече­ние 10 лет создавался роман "Док­тор Живаго". Впервые в России "Доктор Живаго" был опублико­ван только в 1988 году в журнале "Новый мир". Это произведе­ние — о незащищенности творче­ской личности в переломные мо­менты истории. Пастернак считал написание романа "исполнением своего долга" перед соотечествен­никами, загубленными жестокой жизнью, он радовался, что на страницах "Доктора Живаго" ему "посчастливилось высказаться полностью". Публикация романа за рубежом стала поводом для ис­ключения Пастернака из Союза писателей.

В 1958 году Б. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе "за выдающиеся до­стижения в современной лиричес­кой поэзии и на традиционном по­прище великой русской прозы".

Пастернак был вынужден от­казаться от премии из-за начав­шейся травли. В Шведскую академию наук по случаю присуждения Нобелевской премии он лишь послал телеграмму, где были такие слова: ,,Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлён, смущён”.  Ему предлагали покинуть страну, но поэт отве­чал, что не мыслит себя без Рос­сии, вне Родины.

Весной 1960 года Пастернак заболел раком легких. Слабеющий день ото дня поэт все же продолжал писать давно задуманную пьесу — "Сле­пая красавица". 30 мая 1960 года жизнь Бориса Леонидовича Пас­тернака оборвалась.

Это были первые русские писатели, получившие самую престижную премию мира – Нобелевскую!