Рубеж 20 века индустриализация в России

          

                Уральский государственный технический университет

        

          Рубеж XX века: индустриализация в России.

                                                

                                     Реферат

 

     Студент I курса факультета заочного обучения, РТ

     Бабошин А.А.

    Научный руководитель – доцент кафедры истории России,

    Канд. Ист. Наук  И.Г. Носкова.

                                                                    2000 г. 

                                                           г. Екатеринбург

                                                          Содержание.                                           Стр.

Введение                                                                                                3

Глава I. Реформы начала – середины XIX века – первые попытки оздоровле­ния российского хозяйства                                                                    4

Глава II. Начало индустриализации в России. Программа

индустриализации (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, И.А. Вышнеградский).      6

Глава III. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте.                            9

Глава IV. Результаты индустриализации в России.                               12

Заключение.                                                                                          14

Список литературы.                                                                              15

Приложения.                                                                                          16

                                                   Введение

            За свою историю Россия знала несколько взлетов своего могущества -

Московское царство в первый период правления Ивана IV, империя Петра I,

 эпоха молодой Екатерины II,  "индустриальная революция" Александра III,

Советская Россия в конце Великой Отечественной Войны. Наибольший  ин-   терес, на мой взгляд, вызывает "промышленный рывок" 1885-1914 годов, когда Россия по показателям производительных сил и общей цивилизованно­сти страны вплотную подошла к уровню ведущих стран Запада (впервые за свою историю). Если  бы не сложившиеся роковым образом внешние и внут­ренние обстоятельства, наша страна, возможно,  заняла  бы лидирующие по­ложение в мире.

          Целью данной работы является исследования и анализ деятельности

реформаторов периода промышленного переворота в  России конца XIX - на­чала XX века.В ходе работы рассмотрены также события и реформы  начала-середины   ХIX века, предшествовавшие первой индустриализации России, отмечены особенности и отличия  русской модели развития экономики и промышленности от западных образцов.

          При работе над рефератом были использованы следующие источники:

монография В.Т. Рязанова «Экономическое развитие России, XIX-XX век» ма- териалы из сборника работ Московского отделения Российского Научного Фонда и конференции "Реформы и реформаторы в России: история и совре- менность",историко-биографический справочник «Деловой мир России»,   

журнальные статьи «Драма российской индустриализации» и «Король дипло- матов», а также книга «Великие реформаторы России».

                                                    Глава I

Реформы начала-середины XIX в - первые попытки оздоровления          российского хозяйства.

          С IX-XII веков и до второй половины XIX века аграрная колонизация

оставалась ведущей стратегией развития государства на Руси. Но, как

показывает исторический опыт Западной Европы, в успешно развиваю-

щемся обществе торговые и рыночные отношения могут стать устойчивым образованием лишь в результате завершения процесса экстенсивной внеш- ней аграрной колонизации. Тогда развитие государства идет уже за счет развития высоких технологий, квалифицированного труда и  накопления собственного капитала, а не за счет расширения территории при примитив- ной культуре земледелия. Самодержавные крепостнические поряд­ки  сильно сдерживали хозяйственное развитие России.

В своей монографии (1) В.Т. Рязанов выделяет три волны экономических ре­форм XIX века:

1.    Период 1801-1820гг - определялся реформаторской деятельностью Алек­сандра I;

2.    Вторая половина 50х-до середины 70-х годов - эпоха "Великих реформ" Александра II;

3.  Экономические реформы С. Ю. Витте середины - конца 90-х гг. XIX  века.     

        С приходом к  власти Александра I в правящей среде впервые появилось

понимание неразрывной взаимосвязи двух ключевых проблем, стоящих

 перед Россией: освобождение крестьянства  и   политическое  реформирова­ние страны, связанное с трансформацией самодержавной власти. В  этом направлении Александром I и его окружением были сделаны  следующие шаги.

          В 1803 году был издан указ "О вольных хлебопашцах",  хотя и  не дав­ший ожидаемого эффекта, но послуживший проверкой готовности помещи­ков к радикальным переменам. Ближайшим советником царя, М.М. Сперан­ским и его окружением в 1809 г был подготовлен по  существу первый общий план масштабных государственных преобразований  - " Введение к уложению государственных законов", означающий превращение монархии  из самодер­жавной в конституционную. Проект не был принят, хотя  был  одобрен импе­ратором. После победы в Отечественной Войне 1812г в атмосфере секретно­сти разрабатывается несколько планов экономических  и  политических реформ:

1.    1817-18гг. - начало работы над планом ликвидации крепостного права (под руководством Аракчеева)

2.    1818-1819гг - проект освобождения крестьян,  министра финансов Гурь­ева

3.    1819г - разработка проекта конституции Н.Н. Новосильцева (Уставная грамота Российской империи)

Секретность приводила к отстраненности общества от этой деятельно-сти, лишая ее социальной поддержки, и ни один из этих проектов  не был осуществлен. 

          Первая волна реформ в России характеризовалась не только подготови-

тельными  мерами и проектами, но и непосредственными действиями, ослабившими политическую реакцию и систему крепостничества в стране, запуская механизмы трансформации экономики и политического строя. В период  1816г. по 1819г. было практически уничтожено крепостное право в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Крестьяне были освобождены от кре-

постной зависимости, но без земли, пре­вратившись в арендаторов у помещи- ков. В 1815г. была дарована конститу­ция Царству Польскому.

          Но страна не вступила в полосу крупномасштабных реформ в силу раз­личных причин: во-первых, не удалось побудить основную массу дворянства к добровольному соглашению на освобождение крестьян и экономически за­интересовать их в этом; во-вторых, ещё были живы воспоминания о событиях 70-х годов XVIII века -бунте Пугачева (фактически гражданской войне), и в-третьих, революционные восстания в начале 20-х годов, сотряса­ющие Европу (Италия, Испания, Греция) убедили Александра I в несвоевре­менности каких-либо преобразования в России.

          Период 1820-1855 годов – фаза контрреформ. Но это время нельзя оценивать однозначно как годы открытой реакции. В сфере экономики

наблюдалось не только усиление крепостного хозяйствования, но и предпри­нимались меры по его ослаблению. По данным В.Т. Рязанова (1) с 1837года по 1842 год в ходе проводимой П.Д. Киселевым реформы государ­ственных крестьян было улучшено положение 18 млн. человек. В то  же время ( 30-40-е годы ) в стране отмечается начало промышленного переворота: увеличивает­ся количество фабрик с 5,2 тыс. ( 1825 год) до 10 тыс. (1854 год), число рабочих с 202 тыс. до 460 тыс. ( соответственно по годам ), объем про­дукции с 46,5 млн. руб. до 160 млн. руб. (Рязанов В.Т. (1)).

          Вторая волна реформ – с середины 50-х до середины 70-х годов. Цен­тральным событием в России  XIX века стал Манифест 1961 года, отменяю­щий 300-летнее крепостное право. Вместе с Манифестом прошла целая серия реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни. Обобщая, можно сказать, что результатом «либеральных» 1860-х к концу ХIХ века стало:

-   бурное развитие товарно-денежных отношений,

-          прогресс во многих отраслях Российского хозяйства,

-          активное железнодорожное строительство,

-          акционерное предпринимательство,

-          рост числа занятости населения в промышленности,

-          появление крепких кулацких хозяйств в деревне (но и разорение середня­ков).

          По данным В. Лапкина и В. Пантина (6, стр. 16) « если к началу 1861 года в стране насчитывалось 1488 км. Железных дорог, то далее их прирост по пятилетиям : 1861-1865 г.г. – 2055 км, 1866-1870 г.г. – 6659 км, 1871-1875 г.г. – 7424 км. Уверенно росла добыча угля ( с 18,3 млн. пудов в 1861 году до 109,1 млн. пудов в 1887 году)».

          Вместе с тем существовал ряд проблем, которые в свое время не были решены и спустя два десятилетия сыграли свою трагическую роль:оскудение деревни, большая зависимость зарождающегося класса буржуазии от госу­дарства и, как следствие этого, дестабилизация и разрыв социальных связей.

           Но, так или иначе, потенциал и предпосылки для коренного переу- строй­ства хозяйства страны были созданы.   

                                                  Глава II

        Начало индустриализации в России . Программа индустриализации   (Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте)

        Поражение в Крымской войне 1853 -1856 года и кровопролитная побе- да над Турцией на Балканах  в 1876 -1878 годах показали очевидную техни- ческую отсталость России. Промышленная революция в Англии и переход к крупному машинному производству делали бессмысленным дальнейшее “со- ревнование” традиционного аграрного хозяйства и капитала. К правитель- ству России приходило понимание необходимости во что бы то ни стало соз- дать в стране современную крупную промышленность.

        Дорога к капитализму была открыта реформами 60-70-х годов. В сере- дине 1881 года во главе Министерства Финансов, которым в то время во многом регулировалась хозяйственная жизнь страны, становится Николай Христофорович Бунге, ученый-экономист, бывший киевский профессор.

        Его взгляды на обустройство России во многом совпадали со взглядами М.Х. Рейнтерна* : нормализация финансов, стабилизация валютного курса рубля, вмешательство казны во все области хозяйства (В. Лапкин, В. Паньтин (6, стр. 11). Став министром финансов, Н.Х. Бунге стал проводить курс на: усиление государственного железнодорожного строительства, огосударствле­ние железных дорог ,находящихся до 1881 года преимущественно в частных руках, выкуп частных дорог и создание единой системы перевозки и тари­фов.  Рост правительственных заказов, порождаемый этим курсом и таможен­ными ограничениями, стал первым шагом к индустриализации страны.

         В это же время правительство принимает меры, при активном участии министра финансов, для решения аграрного вопроса. 18 мая 1882 года был учрежден Крестьянский Земельный Банк, с целью облегчения приобретения крестьянами земель в собственность, и издан закон о постепенной отмене по­душной подати – одной из самых тяжелых для крестьян. Реализация этих проектов неизбежно привела бы к отмене круговой поруки в общине и в дальнейшем к серьезным изменениям в общинной жизни. Но этого не  про­изошло, так как. министр внутренних дел  Д.А. Толстой повел курс на обособ­ление, опеку крестьян .

         Внешнеэкономические осложнения середины 1880-х годов (напряжен­ность вокруг Афганистана и угроза войны с Австро-Венгрией, при том, что во­енные расходы этого периода поглощали до 1/3 бюджета) ставят под угрозу все усилия по стабилизации финансов. Россия была вынуждена прибегнуть к внешним займам. Н.Х. Бунге признает, что «все ресурсы государства истоще­ны,  и он не видит источников для увеличения доходов».

         В 1888 году назначается новый министр финансов – Иван Алексеевич Вышнеградский. Это был  финансист нового типа, профессор Петербургского технологического института, механик, основоположник теории автоматиче­ского регулирования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

        Главной характеристикой политики И.А. Вышнеградского по улучше­нию финансов было увеличение вывоза хлеба. Экспорт хлеба, и без того взвинченный в предшествующую эпоху, форсируется до предела, до роко­вой, как это выяснилось в 1891 году, черты – с 15% общероссийского сбора в начале 1880-х годов до 20-22% в 1888-1891 годах. Это дало возмож­ность неслыхано улучшить баланс внешней торговли ( табл.. 1,2). Рекордное поло-

*М.Х.Рейнтерн –министр финансов в 1862-1878 годах.

жительное сальдо торгового баланса 1888 года (+ 398 млн.руб.) будет улучше-

но только в1903 году..

           Огромные урожаи в России 1887-1888 годов и связанное с этим увели­чение Российского экспорта и превышение вывоза над ввозом ( табл. 1), ук­репили доверие европейских финансистов к России. Французская биржа принимает решение в 1887 году о финансировании строительства Сибирской железной дороги, которая начинает строиться в 1891 году.

         Однако увеличение объема вывозимого товарного зерна достигалось чрезвычайными мерами финансового и полицейского характера. Крестьян­ство принуждалось к оплате податей сразу же после сбора урожая при наибо­лее неблагоприятных для них низких ценах на зерно. Крестьянин не всегда имел возможность обеспечить себя до весны не только хлебом, но и зерном для сева.  Неурожай 1891года, самый большой во второй половине XIX  века, подтвердил пагубность политики форсирования хлебного экспорта. Голод ох­ватил девятнадцать производящих губерний, унес миллион жителей России. Экстренные меры потребовали затраты 161 млн. руб. на продовольствие, по­глотили почти все свободные средства казначейства. Под угрозой оказалось доверие к финансовым обязательствам правительства и курс на стабилиза­цию российских финансов в целом. В 1892 году по предложению Вышне­градского Александр III назначает Министром Финансов Сергея Юлиевича Витте.

         С именем этого человека связывают тот мощный экономический рывок, который совершила Россия в середине-конце 90-х годов XIX века. Как гово­рит В.Т. Рязанов в своей монографии (1): « Витте доказал своей политикой невероятное : жизнеспособность,  феодальной по своей природе, власти в условиях индустриализации, возможность успешно развивать эконо­мику, ничего не меняя в системе экономических отношения и государ­ственного управления». Финансовая политика Витте характеризовалась усиле­нием косвенного налогообложения, введением винной монополии на продажу вод- ки, неограниченным использование государственного вмеша­тельства в экономическую жизнь страны. Все эти меры и эффективная фи­нансовая политика позволили ускорить хозяйственную модернизацию и уве­личить темпы индустриализации, в том числе и за счет привлечения ино­странного капитала.

         Еще в 1883 году, будучи членом правления « Общества Юго-Западных Железных Дорог»,   Витте в своей книге (внешне чисто специальной) «Прин­ципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» по существу развивает концепцию индустриальной модернизации России, где железные дороги-это

 кровеносная система рынка, стимул развития промышленности и торговли в « медвежьих углах» страны. В 1889 году Витте излагает комплексную программу перестройки хозяйства страны в брошюре «Нацио­нальная экономика и Фридрих Лист*». Суть этой программы:

-          твердый золотой рубль,

-          индустриализация, протекционизм при значительном вмешательстве пра­вительства в рыночную экономику,

-          активная внешняя торговля (свой мощный торговый флот).

-          Иностранные займы и привлечение иностранного капитала,

-          Модернизация сельского хозяйства.

Став в 1892 года министром  финансов,  и вплоть до отставки в августе 1903

             

*Ф.Лист – немецкий экономист начала ХIХ века.

года С.Ю. Витте попытался на практике реализовать свой план возрождения России.

         Итак, можно сказать следующее: планы индустриализации Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского, во многом отличаясь, в своей основе имели два основ­ных принципа успешного преобразования экономики. Это стабилизация фи­нансов, позволяющая привлечь иностранный капитал, и разветвленная сеть железных дорог, убыстряющая товарообмен внутренней и внешней торговли. Но только С.Ю. Витте с успехом его денежной реформы удалось достичь каче­ственных изменений в промышленности и экономике.

                                                  Глава III

                     Реформаторская деятельность С. Ю. Витте.

         Назначение на должность мини­стра финансов Сергея Юлиевича Витте состоялось после страшного голода 1891 года, когда казна оказалась истощенной. Чтобы увеличить доходы и положительное сальдо в балансе страны Витте пошел путем увеличения налогов с населения, 80% которых со­ставляли крестьяне. Он, не увеличивая прямые налоги (13,4% дохода в бюд­жет), ввел целую серия косвенных, которые к началу XX века давали почти половину поступлений в бюджет . Косвенным налогом облагались керосин,      сахар ,водка. Винная монополия (запрет частной про­дажи водки) впервые в виде опыта была введена в 1893 – 1894 годах в четы­рех восточных губерниях – Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, к 1902 году - во всей европейской части России, а с 1 июня 1904 года – и в Восточной Сибири. В 1894 году весь питейный доход составлял 297,4 млн. руб., в 1899 году – уже 421,1 млн. руб. В начале  1900-х годов доля питейного дохода составляла 28% бюджетных поступлений. 

         В программе модернизации экономики Витте особое место отводил тор­гово-финансовым связям с южными и дальневосточными соседями Россий­ской Империи. В апреле 1893 года перед особым совещанием Министерства Сергей Юлиевич изложил суть этой программы, которая включала в себя две основные части:

1.    Создание смешанных русско-азиатских  банков (с участием западного ка­питала),

2.    Ускоренное строительство железной дороги через Сибирь и на Дальнем Востоке.

         В ходе реформ этот план с успехом выполнялся.

         В 1894 году организовался Персидский учетно-ссудный банк с резиден­цией в Тегеране, к концу века ставший основным центром русско-иранской торговли.

         В 1895 году на Дальнем Востоке при активном участии правительства России был создан Русско -Китайский банк. Через него Витте форсировал за­вершение Транссиба и начал в 1900 году строительство двух железных дорог в Китае – КВЖД и ЮМЖД (Южно-манчжурская железная дорога).

         В 1897 году была предпринята попытка создания Русско-Корейского банка, окончившаяся неудачей из-за обострения русско-японских отноше­ний. Сопротивление англичан и американцев, которые контролировали «ке­росиновый» рынок Индии, помешало создать Русско-Индийский банк, ибо через этот банк Витте намеревался снабжать Индию из Баку керосином в об­мен на рис.

         Увеличение поступлений в казну с косвенных налогов, таможенная по­литика, успешное развитие банковского дела позволили  С.Ю. Витте осущест­вить его великую денежную реформу.                                                                                                                   

          Устойчивость  рубля  достигалась за счет  жесткого поддержания ак­тивного сальдо в бюджете, когда  благодаря соответствующей финансовой политике правительства золотые резервы Госбанка превышали наличную де­нежную массу в обращении.     

         Денежная реформа вводилась поэтапно в течение 1895 – 1897 годов. Окончательно она была введена в действие указом от 29 августа 1897 года.

По данны м  Л. Русевой (7), в 1888 году золотой запас России составил 45,8% к номинальной сумме кредитных  билетов, находившихся в обращении, к 1892 году  - возрос до 81,2%, к 1896 году он составил уже 103,2%. По данным

Сироткина В.Г. (2) в канун первой мировой войны в стране обращалось бу­мажных денег на 1630 млн. руб., а золота (золотых десяток с изображением Николая II) в подвалах Государствен­ного банка хранилось на 1749 млн. руб., т. е. соблюдалось активное сальдо.

         Введение в обращение золотых монет вместо бумажных купюр помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны.(Такую же политику проводили большевики при НЭПе : сначала ста­билизировали рубль, затем обратились за займами.)

         В 1898 году, по настоянию Витте, выходит закон «О промысловом на­логе», который привел к быстрой демократизации деловых отношений в Рос­сии.  ( Барышников М.Н.  (3, стр.11). Теперь человеку из простонародья, чтобы заниматься коммерческой деятельностью, уже не нужно было обяза­тельно записываться в купцы. Перед первой мировой войной около 40% сов­ладельцев торговых домов принадлежали к сословиям крестьян и мещан, ко­торые фактически являлись крупными предпринимателями. К 1914 году лишь каждый третий из руководителей акционерных компаний принадлежал к сословию купечества, а около половины были выходцами из социальных низов и представителями инженерно-технической интеллигенции.          

         90-е годы  XIX века – годы взлета Витте как министра финансов – были подлинным бумом железнодорожного строительства в России. За десять лет  протяженность железных дорог возросла на 70%. Укрепление финансов страны позволило Витте выкупать у частных убыточных обществ железные дороги и к концу века 60% дорог России оказались «казенными».

         Говоря об экономических реформах Сергея Юлиевича Витте, невоз­можно не упомянуть о его дипломатической деятельности. Эффективная тор­гово-промышленная политика и блестящий талант дипломата сделали этого человека выдающимся государственным деятелем , об этом рассказывается в статье (7) Л. Русевой.

         Дебют Витте на дипломатическом поприще состоялся в 1892 – 1894 го­дах, и получил название «таможенной войны» с Германией. В начале 90-х го­дов германское правительство установило два тарифа: минимальные ставки применялись к большинству держав - (прежде всего к тем, которые конкури­ровали с Россией) и максимальные взимались со всех  продуктов, шедших из России. Витте тоже предложил ввести двойной тариф : минимальный и мак­симальный. Максимальный - против германских товаров. Русский министр финансов предложил Германии начать переговоры о снижении ставок, – та ответила отказом. Тогда он ввел  максимальный тариф. Германия тут же взвинтила пошлины на сельскохозяйственные продукты России. Витте еще в два раза увеличил максимальный тариф. Такая стратегия грозила большими политическими и экономическими осложнениями. Министра пугали пораже­нием. Особенно нападали на него помещики и торговые фирмы, для которых Германия была главным экспортным рынком. Но благодаря поддержке Алек­сандра III и упорству Министра мир был, все-таки достигнут. Германия усту­пила,  и в 1894 году страны подписали очень выгодный для русского сель­ского хозяйства и германской промышленности договор. Таможенная поли­тика Витте дала положительные результаты. Если в 1891 году таможенный доход составлял 140 млн. руб. в год, то в 1899 году он составил 219 млн. руб., а в 1903 году, к концу десятилетнего русско-германского договора, 241 млн. руб., что соста­вило 14% доходной части государственного бюджета.   Вторым выступлением Витте в международной политике было получе­ние концессии на строительство Восточно-китайской железной дороги. Он хотел провести Сибирскую дорогу от Забайкалья не по русским владениям, где она делала бы

 большой круг по Амуру, а по китайской территории, то есть по Северной Манчжурии.

         После японо-китайской войны к Японии должен был отойти Ляодунский полуостров. Вмешался Витте и настоял, чтобы Россия поддержала «принцип целостности Китайской Империи» и потребовала от Японии отказа от полу­острова. Россию поддержали Германия и Франция, Япония уступила. Затем Витте устроил для Китая заем на парижском денежном рынке под россий­скую гарантию. Отношения с Китаем установились самые дружественные. Министр финансов начал переговоры о постройке железной дороги, которые увенчались полным успехом. Со своей стороны Россия обязывалась защищать Китай от нападения Японии. Обоюдный интерес был налицо.

         Вершиной успеха русского дипломата стал Портсмутский договор под-писанный  им в 1905 году. При заключении мира между Россией и Японией Витте повел переговоры с искусством, которое вызвало восхищение всех при­сяжных дипломатов: он сразу уступил по вопросам, по которым не мог не ус­тупить ( отдал Японии Квантунский полуостров и Корею, и без того уже ею занятые), но повел упорную борьбу по вопросу о Сахалине и о контрибуции. Ему удалось отстоять северную половину Сахалина, оборонять которую воен­ными средствами Россия не могла. 16 августа 1905 года мирный договор был подписан. Сам Витте считал, что спас империю Николая II от краха (и был недалек от истины).

         « Дипломатическая его деятельность, - писал о Витте историк Тарле, - началась блистательным успехом в Берлине в 1894 году, в год русско-герман­ского торгового договора, и закончилась блистательным успехом в Париже в 1906 году, в год миллиардного займа, и за все 12 лет, отделяющих две эти даты, всякий раз, когда русская политика шла не по той дороге, которую указывал Витте, дело кончалось неудачами и опаснейшими осложне­ниями…», цит. по (7, стр. 39).

         В марте 1915 года, когда умер Сергей Юлиевич Витте, деловая печать , выражая глубокое сожаление о великом реформаторе, напомнила всем о его заслугах: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир и Ма­нифест 17 октября, развитие  промышленности и строительство железных дорог, таможенные тарифы и приобщение России к мировому хозяйству.

                                                Глава IV

                              Итоги индустриализации.

         В начале XX века внешняя экономическая ситуация в России выглядела так: государственная программа железнодорожного строительства , подкреп­ленная соответствующими таможенными и финансовыми мероприятиями , сотворила невозможное -–был совершен колоссальный рывок в развитии рос­сийской промышленности, и прежде всего в тяжелой индустрии. По дан­ным В.А. Мельянцева (4, стр. 14) « В последние 25-30 лет перед первой миро­вой войной темпы роста основного капитала в России были весьма значи­тельные – около 3,5% в год. Если учесть , что темпы роста занятости в 1885-1913 годах составляли примерно 1,5-1,6% в год, то среднегодовой темп при­роста капиталовооруженности труда достигал 1,9-2,0%. По этому показателю царская Россия превосходила другие крупные страны Запада в период их промышленного рывка (в Великобритании в 1785-1845 годах 0,3%, во Фран­ции в 1820-1869 годах 1,2%, в Германии в 1850-1900 годах 1,3%, в США в 1840-1890 годах 1,7%), за исключением Италии ( в 1895-1938 годах 1,9%) и Японии ( в 1885-1938 годах 2,9%).»

         Несмотря на высокую степень монополизации отечественной эконо­мики и преобладании на внутреннем рынке государственных заказов, в Рос­сии начали формироваться классы национальной буржуазии и частного предпринимателя. Фабрично-заводская и горная промышленность, занимав­шая в целом ведущее место, обеспечивала валовой продукции 7,3 млн. руб. при числе предприятий 29,4 тыс. Мелкая промышленность выпускала про­дукции на 700 млн. руб. Число заведений – 150 тыс. ( данные Барышникова М.Н. (3, стр. 10)). Несмотря на это, в  модернизации экономики (особенно на первых порах, вплоть до событий 1905г.) огромную роль играли  не столько "чисто рыночные отношения", сколько государственные военно-технические заказы, переход от политики фритредерства (1960-1981гг) к системе протек­ционизма.

          Таким образом, вкладывая средства в развитие тяжелой промыш­ленности, в аграрном же секторе государство не имело четко выработанной про­граммы действий. Правительство шло за событиями, а не опережало их, что обусловило революцию 1905г..По мнению ряда авторов «в период с 1881г по 1904г была предрешена вся дальнейшая судьба России. Все потрясения XXв в нашей стране стали следствием нереализованных потенциалов реформа­торства конца XIX - начала XXвв в аграрном вопросе»,И.В.Скуратов, (5,стр.73). "После денежной реформы конца 90года XIXв оправданней было сделать главный акцент не на ускорение индустриализации страны, а на поиск при­емлемых вариантов завершения аграрной реформы с последующим развер­тыванием процессов в аграрной сфере", В.Т.Рязанов,(1).

          После Манифеста 17 октября 1905года , уравнявшего крестьян в правах с другими сословиями и отменившим зависимость крестьянского хозяйства от общины, начинается второй виток экономических и социальных преобра­зований. На темпы экономического роста повлияло также получение С.Ю Витте в 1906 г. у Франции миллиардного займа, а также начало в 1906г. Сто­лыпинской аграрной реформы, основные положения которой Витте разрабо­тал в 1903-1904гг. Сельское хозяйство стало развиваться более интенсивно. Темпы роста продукции впервые за историю России обгоняли темпы роста численности населения: в 1885-1900гг соответсвующие показатели составили 2,6-1,4% и в 1900- 1913гг 3,0-2,0% ,В.А.Мельянцев,(4).

 На этом фоне росла динамика промышленного производства. В 90-х  годах промышленное производство удвоилось, а  производство  средств производ- ства утроилось. Выплавка чугуна увеличилась почти втрое, стали –вшестеро, ,продукция машиностроения выросла в четыре раза, производство паровозов- в десять раз.

          Вместе с тем, к 1913г разрыв по уровню экономического развития ме­жду Россией и ведущими странами Запада увеличился. По размерам подуше­гого ВВП Россия существенно опередила Китай, Индию и Бразилию, практи­чески догнала Японию, но отстала от ведущих стран Запада почти втрое (таб­лица 3). Это объясняется ,возможно,тем,что российский «промышленный ры-

вок» едва насчитывал два десятка лет, в то время когда у ведущих стран За- пада аналогичный период занимал  почти столетие. На перестройку экономи-

ки в России влияло также засилие самодержавно-бюрократических порядков  невысокий уровень производственной и общей культуры , отсталость сельско- го хозяйства, колоссальное расслоение в обществе.

          Тем не менее при всех сложно­стях модернизации ,развернувшейся в империи в конце XIX-начале XXв, Россия накануне первой мировой войны представляла собой не слаборазвитую, полуколониальную страну, а сравнительно быстро индустриализующуюся державу.Это было общество, .            

активно «набиравшее буржуазность», нуждавшееся в черезвычайно грамот-                                  

ном, компетентном управлении.

 

                                                

                                                   Заключение.

   

     В ходе данной работы  можно прийти к следующим выводам: российская модернизация экономики разительно отличалась от аналогичных периодов промышленного развития стран Запада. В России индустриализация нача­лась, когда клана буржуазии практически еще не было. Так как инициатором реформ выступило государство, буржуазия, набирающая силу в ходе преоб­разований, искала в нем защиту от конкурентов и кризисных явлений. Рынок подменялся борьбой за государственные заказы, за протекционизм и благо­склонность монархии.

      Классический вариант индустриализации для западных держав конца XIX – начала XX веков – это когда внутренние ресурсы страны используются максимально, мобилизуя и используя капитал, технологии, в то время как внешняя колониальная система обеспечивает дешевые сырьевые и людские ресурсы. В России же засилье иностранных капиталов, поощряемое государ­ством, при сохранении архаичных аграрных отношений превращало русскую деревню во «внутреннюю колонию», обеспечивающую развитие индустрии.

         Земельная реформа, начатая правительством под руководством П.А. Столыпина после революции 1905 года, стабилизировала внутреннюю обста­новку и имела высокую экономическую и социальную результативность. Но несмотря на эту политику и высокую динамику развития промышленности к 1914 году ,Россия вступила в первую мировую войну неподготовленной к за­тяжным боевым действиям. Тех двадцати лет для спокойного эволюционного преобразования страны, о которых говорил П.А. Столыпин, уже не было. Раз­вивающийся в ходе мировой войны внутренний кризис государства, усиле-                       ние противостояния в обществе, а затем переворот 25 октября 1917 года лишили Россию шанса за­нять место мирового промышленного лидера.

                                        Список литературы.

1.Рязанов В. Т. Экономическое  развитие Росcии : реформы  и  российское                       

   хозяйство  в  ХIХ-ХХ  веке . Cпб. : Наука,1998.

2.Сироткин В. Г. Великие  реформаторы  России . М.: Знание,1991.

3. Барышников М. Н. Деловой  мир  России. М.,:1998 .

4. Мельянцев  В. А. Вопросы  истории  экономических  и  политических

    отношений  в  России  ХVIII-начала ХХ  века //Сборник  работ  Москов-    

    ского  отделения  Российского  Научного  Фонда. М.: 1996.

5.   Скуратов  И. В.  Проблема  аграрного  реформаторства  в  России в конце

XIX- начале XX веков // Конференция «Реформы и реформаторы в России: история и современность» Оренбуржского государственного университета, 1997.

6.  Лапкин В., Паньтин В. Драма российской индустриализаци // Знание -

     сила. 1993, № 5.

7.  Русева  Л. Король  дипломатов // Смена .1999,№ 3.

    

                                 

                                        ПРИЛОЖЕНИЯ

                                        Таблица 1

Среднегодовые (по пятилетиям) показатели внешней торговли России

                              Вывоз     Ввоз    Баланс              Вывоз хлеба

     Годы               ___________________________________________________________

                                      В млн. руб.                         млн. руб.  млн. пуд.

1861-1865              226         207         + 19               56,3               79,9

1866-1870              317         318         -  1                 95,1              130,1

1871-1875              471         566         - 95                172,4            194,1

1876-1880              527         518         +  9                 281,7            287,0

1881-1885              550         494         + 56                300,1            301,7

1886-1890              631         392         +239               332,1            413,7

1891-1895              621         464         +157               296,7            441,1

1896-1900              698         607         + 91                298,8            444,2

                                        Таблица 2

Хлебный вывоз России в период 1886-1895 годов

                Вывоз хлеба                          Прочий вывоз  Общий вывоз    Ввоз

Год   _______________________________________________________________________

           Млн.пуд. % от урожая Млн.руб.                     Млн. руб.

1886        274                            228              256                484                427

1887        386          15,2           285              332                 617               400

1888        541          21,1           434              350                 784               386

1889        462          22,5           371              380                 751               432

1890        413          18,4           334              348                 692               407

1891        385          21,9           348              359                 707               372

1892        184            8,7           161              315                 476               400

1893        398          13,4           289              310                 599               450

1894        630          21,2           373              296                 669               554

1895        608          22,7           312              377                 689               526

_____________________________________________________________________________

         Для таблиц  В.Лапкиным и  В.Панкиным в (6) использованы статистические данные, приведенные в следующих публикациях : « Крат-      кий очерк внешней торговли и таможенных доходов России за 1884- 1894 годы» под редакцией В.И. Покровского, Спб., 1896 год; энциклопедический словарь «Гранат», том 36, статья  « Россия » , 1913 год; А.Ф.Яковлев ,”Экономические кризисы России.», М., 1955.                    

                                           Таблица 3