Русская культура девятнадцатого века
Оглавление
TOC \o "1-1" \h \z \u 1. Сфера просвещения. \h 1
2. Достижения в области географии. \h 4
4. Изобразительное искусство. \h 6
5. Архитектура. Скульптура. \h 7
1. Сфера просвещения.
Рост национального самосознания,
который стал прямым следствием победы в войне
В сфере просвещения продолжался
процесс формирования единой системы народного образования. Её основными
звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища
(для представителей всех сословий) – начальная ступень; гимназии (за
исключением крепостных) – средняя ступень; университеты и технические учебные
заведения – высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве,
Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав
В 50-е гг. при университетах открываются педагогические институты и специальные пансионы, которые готовили к поступлению в высшие учебные заведения. Высшее образование предоставляли также и специальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты Горный, Технологический, Инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в Лицеях (Петербурге, Одессе, Ярославле) – привилегированных учебных заведениях с программой высшей и средней школы. Развитие и совершенствование системы образования было прямым следствием экономического развития страны и увеличения численности аппарата управления.
Значительные успехи были достигнуты в науке. Особенно интенсивно и эффективно развивалась университетская наука. Университеты становятся крупными научными центрами. Мировое признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (Казанский университет) – создатель неевклидовой геометрии, П.Л.Чебышева (Петербургский университет) доказал закон больших чисел; М.В.Остроградский и В.Я. Буняковский (Академия наук) изучали проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым (Казанский университет). Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В.В.Петрова, Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби (Академия наук). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, положившего начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии.
Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского университета Т.Н. Грановского.
Реформы 60-70-х гг., экономическое развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и революционное движение – всё это в значительной степени способствовало развитию культуры, определяло её приоритеты.
Экономический рост, активизация
общественной и политической жизни в стране приводят к дальнейшему развитию и
совершенствованию системы образования. Уровень грамотности к концу 19 в. по
отношению к началу 60-х гг. возрос на 15% и составил 21%. Церковноприходские и
земские школы предоставляли начальное образование с 3-4-летним циклом обучения.
Первые финансировались государством, вторые – земствами. В городах действовали воскресные
школы для взрослых. Основу среднего образования по-прежнему составляли
гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в
университет давали только в гимназии. В стране существовало около 100 высших
учебных заведений – университетов и институтов. В
Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся учёных. В области математики продолжал свои работы П.Л.Чебышев, мировое признание получили открытие А.М. Ляпунова, деятельность С.В. Ковалевской. В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.
Крупные научные открытия были сделаны в физике. А.Г. Столетов исследовал и описал фотоэлектрические явления. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и впервые осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин сконструировал лампу накаливания. Основным направлением научной деятельности А.С. Попова было изучение электрических явлений, её итогом стало изобретение радиотелеграфа. Большое значение для становления авиастроения и практического воздухоплавания имели труды Н.И. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэромеханики. Первые опыты по конструированию летательных аппаратов (самолётов) были произведены А.Ф. Можайским.
Биологические науки в этот период развивались под влиянием эволюционного учения. Работы И.И. Мечникова по эволюционной эмбриологии, патологии и иммунологии были признаны учёными всего мира. У истоков отечественной физиологической школы стоял И.М. Сеченов. Одним из направлений его научной деятельности было изучение психики человека. И.П. Павлов осуществил широкие экспериментальные исследования в области высшей нервной деятельности и сформулировал основные положения теории условных рефлексов. Развитие агрономической науки связано с именами В.В. Докучаева (основоположник современного почвоведения) и К.А. Тимирязева (исследователя физиологии растений).
Появляются новые обобщающие труды по русской истории, ставшие явлением не только в исторической науке, но и культурной жизни России: 29-томная «История России с древнейших времён» С.М. Соловьёва и «Курс русской истории» его ученика В.О. Ключевского. Начинают свою научную, педагогическую и общественную деятельность такие яркие представители русской исторической науки как П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский, В.И. Семевский, М.Н. Покровский. Заметным событием научной жизни стали работы М.М. Ковалевского по всеобщей истории.
2. Достижения в области географии.
В первой половине 19 в.
предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в истории
России кругосветное путешествие было совершено под командованием И.Ф.
Крузенштерна и Ф.Ю. Лисянского в 1803-1806 гг. Были открыты новые острова в
Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические
сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В
Во второй половине XIX в. русские географы и путешественники продолжают исследования малоизученных территорий нашей планеты. Адмирал Ф.П. Литке осуществил обследование Камчатки, Чукотки и некоторых островов в северной части Тихого океана. Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, П.П. Семёнов-Тяньшанский во время своих путешествий изучали районы Центральной и Средней Азии. Н.Н. Миклухо-Маклай – побережье Новой Гвинеи и острова Тихого океана.
3. Литература.
Тенденции развития русского искусства во многом определялись сложным, но достаточно интенсивным процессом смены одних стилей и направлений другими: сентиментализма – романтизмом, романтизма – реализмом. Господствующей областью искусства и духовной жизни становится литература. Сентиментализм в русской литературе утверждается на рубеже 18-19 вв. Его основоположником и наиболее ярким представителем стал Н.М. Карамзин. Становление и развитие романтизма во втором десятилетии 19 в. связано с творчеством В.А. Жуковского. Переводы Жуковского открыли отечественному читателю лучшие произведения западноевропейской романтической поэзии. К данному направлению следует отнести поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского. Идеи романтизма пронизывают и ранние произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. С 30-х гг. в русской литературе начинает утверждаться реализм.
У его истоков стояли А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. А.С. Пушкин не только основатель русского реализма, но вместе с Н.М. Карамзиным ему принадлежат значительные заслуги в становлении и развитии современного литературного языка. Русская литература вступала в свой «золотой век».
Вторая половина 19 в. – важнейший этап в развитии отечественной литературы. Творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева оказало огромное влияние не только на русскую литературу, в которой утверждается критический реализм, но и мировую. В 70-80-е гг. создаёт основные свои произведения выдающийся писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. К лучшим образцам русской лирической поэзии принадлежат стихи А.А. Фета.
4. Изобразительное искусство.
Изобразительное искусство было представлено двумя основными направлениями – классицизмом и романтизмом. Традиции классицизма развивали в своих произведениях Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстой. Сюжетами для их картин служили главным образом библейские и мифологические темы. Влияние романтизма особенно проявлялось в портретной и пейзажной живописи. Черты романтизма присущи портретным работам О.А. Кипренского и пейзажам итальянской природы С.Ф. Щедрина. Жанровые сюжеты, идеалистическое изображение простых людей, и в первую очередь крепостных крестьян, было характерно для творчества А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Романтическая трактовка образов в сочетании с элементами и традициями академической живописи отличала произведения выдающегося художника первой половины 19 в. К.П. Брюлова. Более 20 лет работал над созданием своего монументального полотна «Явление Христа народу» А.А. Иванов. Многочисленные этюды и пейзажи к картине оказали влияние на становление реалистического искусства. Идеи реализма получают развитие в жанровой живописи ученика Брюллова П.А. Федотова.
В живописи, как в литературе,
доминирующим становится реалистическое направление. В
5. Архитектура. Скульптура.
Первая половина 19 в. характеризуется
развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс
был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом
национального самосознания, вызванного победой в войне
Русские зодчие первой половины 19 в. внесли выдающийся вклад
в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие получили
основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием патриотического
подъёма, вызванного победой в войне
По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермака», «Нестора-летописца», «Ивана Грозного».
По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружён памятник «Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину – в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).
Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.
Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика.
Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль, пришедший на смену русско-византийскому. Он вобрал в себя элементы древнерусского зодчества, народного декоративного искусства (резьба, вышивка), крестьянской деревянной архитектуры. Образчиками данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).
6. Театр и музыка.
Важнейшими составными частями
культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. Начало 19
в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных
трупп. В
С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка – автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.
Для самых широких слоёв русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актёрском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актёры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.
Заключение
Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.
Список литературы.
1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.
2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебное пособие, СПб., Издательство «Лань», 2001.
3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
4. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв.: учебное пособие, М., 1996.