Русская литература ХІХ века
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра социальных теорий
Контрольная работа
на тему: « Русская литература ХІХ века »
Студента І курса заочного отделения, гр. № 3 факультета гражданского права
Афанасьева Анатолия Александровича
Одесса
2004
План.
І. Введение.
ІІ. Русско-украинские литературные связи.
ІІІ. Общественное движение и литература:
а) первой четверти ХІХ века;
б) 30-х – первой половины 50-х годов;
в) второй половины 50-х – 70-х годов;
г) 80-х – 90-х годов.
ІV. Заключение.
Мы любим великорусский народ и желаем ему всего самого доброго, любим и изучаем его язык… И русских писателей, великих светочей в духовном царстве, мы знаем и любим…
И.Франко
Подготовка грамотного специалиста в любой сфере человеческой деятельности, равно как и просто воспитание культурного и высоконравственного человека немыслимы без глубокого изучения русской классической литературы с ее огромным идейно-эстетическим и нравственным потенциалом.
В произведениях русских писателей ХІХ века нашли глубокое отражение сложнейшие интеллектуальные и моральные искания, свойственные передовой части общества. Тем самым русская литература, сохраняя огромное познавательное значение, способствовала идейно-нравственному и эстетическому воспитанию читателей как в ХІХ веке, так и в наше время. Высокоидейные, художественно совершенные произведения классиков русской литературы продолжают жить в сознании все новых и новых поколений, помогая бороться с проповедью антигуманистических идей, с бездуховностью, с потребительским отношением к жизни. Великие писатели содействовали и содействуют пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного неприятия зла, честности, совестливости, порядочности. Именно поэтому так велика роль литературы в воспитании высоких общественных и моральных качеств людей, в повышении духовного и культурного потенциала нашего общества.
Именно в этом и заключается актуальность данной темы, ибо утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики – всегда современной, обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах. Именно там, в ХІХ веке, мы можем почерпнуть многое из того, что могло бы стать стержнем украинской национальной идеи, о которой сейчас говорится как о главном условии возрождения украинской нации. Не примитивный национализм, не животная ненависть ко всему русскому, не бесконечные споры о языках, не повальная американизация, а построение государства социальной справедливости, основанного на общечеловеческих ценностях, утверждение мира на земле, – вот основополагающие принципы нашей национальной идеи, без которой невозможно говорить о сохранении независимости нашего государства. Вот так, ни бельше, ни меньше!
Изучением русской литературы ХІХ века занимались многие ученые. Например, Крутикова Н.Е., одним из основных предметов изучения которой являлись литературные связи русского и украинского народов (Литературные связи русского и украинского народов. М.1954, Творчість А.П.Чехова та її значення для розвитку української літератури. К.1954). Заславский И.Я. изучал тему связей великих русских поэтов с Украиной (Пушкин и Украина: Украинские связи поэта. К.1982, Лермонтов и Украина: Литературно-критический очерк. К. 1989). Кулешова В.И. интересовали самые разнообразные темы. Это и творчество А.С.Пушкина (Пушкин.М.1987), и вопросы натуральной школы (Натуральная школа в русской литературе ХІХ века, М.1982), и русская литература ХІХ века вообще (Русская демократическая литература 50-60 годов ХІХ века, История русской литературы (1870-1890 годы). М.1987). Прийма Ф.Я. изучал творчество конкретных писателей в контексте русской литературы (Шевченко и русская литература ХІХ века. М.1961, Некрасов и русская литература. Л.1987). Вопросами изучения русской литературыХІХ века занимались Ревякин А.И., Соколов А.Н., Поспелов Г.Н. Русской литературе и русско-украинским литературным связям посвящен 4 том Собрания трудов Белецкого А., изданное в Киеве на украинском языке. В настоящей работе указана лишь малая часть ученых и научных трудов, посвященных великой русской литературе ХІХ века. А вообще-то начиналось все с работ В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова, которые – что интересно – сами являются неотъемлемой частью русской литературы ХІХ века, и одновременно были первыми критиками и историками русской литературы ХІХ века, без автортитетного мнения которых не обходиться ни один исследователь (Полное собрание сочинений в 13 т. М.1953-1959, Сочинения в 9 т. М.,Л. 1961-1964 соответственно).
Источниками русской литературы ХІХ века являются выдающиеся произведения писателей и поэтов, живших и творивших в то время. Среди них и полные собрания сочинений, и собрания сочинений, и отдельные издания, а также литература о жизненом и творческом пути писателей и поэтов ХІХ века. В СССР все это систематически издавалось и переиздавалось огромными тиражами, в полных объемах обеспечивались литературой общественные библиотеки. И хотя в независимой Украине ввиду негласной политики произведения русских писателей и о русских писателях ХІХ века не издаються, все-таки они остаются в библиотеках и пока досутпны широким кругам населения. Кроме того, в Украине в свободную продажу поступает множество изданий Российской Федерации. Это произведения и Пушкина, и Лермонтова, и Достоевского, и Толстого, а также многих других классиков русской литературы, что лишний раз свидетельствует об устойчивом спросе на эту литературу, о ее непреходящем значении.
Главным методом изучения русской литературы ХІХ века является чтение первоисточников – произведений великих русских писателей и поэтов. Очень хороший результат дает параллельное изучение первоисточников и критических работ, посвященных данной теме. Это позволяет глубже понять смысл и значение многих идей, выраженных в произведениях классиков, а то и понять целые произведения (ведь, не секрет, как тяжело дается многим понимание крупнейших произведений, например, Ф.М.Достоевского).
Основной задачей данной работы является попытка раскрыть в пределах ограниченного объема огромное значение русской литературы ХІХ века для наших дней, раскрыть русско-украинские литературные связи, показать присущие русской литературе гуманизм и демократизм, неразрывную связь социальной проблематики русской литературы с общечеловеческими идеалами, утверждению которых русские писатели способствовали всей силой своего таланта.
Еще советским литературоведением было установлено, что чем более зрелой, оригинальной является национальная литература, тем активней она обращается к достижениям прогрессивной духовной культуры других народов. Именно при таких условиях возникают произведения, которые наиболее полно выражают духовные интересы своего народа и всего человечества. Особый интерес в этом плане ( и теоретический, и практический ) представляет изучение тесных и постоянных взаимосвязей, которые существовали на протяжении всего ХІХ века между литературами русского и украинского народов, как указывал “немодный” нынче В.И.Ленин народов “столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории”[1].
Постоянные связи русской и украинской литератур достаточно хорошо известны. Процесс этот был взаимным. Речь в данном случае должна идти о взаимообогащении, взаимовлиянии, обмене духовными ценностями. Достаточно вспомнить о прямых творческих контактах между отдельными писателями, непосредственное участие ряда украинских поэтов и прозаиков в русском литературном процессе, а также постоянный интерес выдающихся деятелей русской литературы к жизни украинского народа, украинскому фольклору, культуре. взаимные переводы и т.д.
Уже в начале ХІХ века в русской литературе широкое распространение получила украинская тема. Это проявилось, в частности, в творчестве В.Нарежного, у поэтов-декабристов, у великого Пушкина. Чрезвычайно велика в истории русско-украинских литературных связей была роль Гоголя, внесшего в русскую литературу сильный заряд украинской национальной культуры. И в дальнейшем развитии русской литературы внимание к истории, жизни, обычаям и нравам украинского народа осталось столь же постоянным. В этой связи можно вспомнить устойчивый интерес к Украине, ее людям, ее культуре у Тургенева, Лескова, Чехова, Короленко. Последнего, кстати, в наше время многие вообще считают украинским русскоязычным писателем.
Отдельной темой в истории литературных связей русского и украинского народов является тема “Шевченко и русская литература”. Далеко не случайно русские революционные демократы (Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов) горячо поддерживали и пропагандировали творчество великого сына украинского народа, подчеркивая органическую народность и революционный пафос его стихов. Творчество Шевченко усиливало демократические тенденции в русской литературе, влияло на развитие русского освободительного движения. Вместе с тем хорошо известна роль, которую сыграла русская литература в формировании и укреплении таланта великого украинского поэта.
Украинские писатели ориентировались на те творческие достижения и художественные открытия русской литературы, которые помогали им широко и разнообразно развивать передовые традиции своей национальной культуры. Показательно, что выдающиеся украинские писатели (Г. Квитка-Основьяненко, Е.Гребенка, Т.Шевченко, Марко Вовчок) некоторые свои произведения создавали на русском языке.
Постоянным пропагандистом передовой русской литературы на Западной Украине был И.Франко. В его статьях, рецензиях, письмах часто встречаются отзывы на новейшие произведения русских писателей.
Передовые идейно-художественные традиции русской классической литературы сыграли большую роль в развитии талантов М.Вовчок, П.Мирного, Л.Украинки, М.Коцюбинского, который писал: “…Совместное существование обеих родственных литератур нам представляется могучим условием культурного роста двух, взаимно дополняющих друг друга, народностей”1.
В ХХ веке этот процесс продолжался и расширялся, однако истоки его относятся к литературе ХІХ века. Именно там отчетливо проявились тенденции, которые оказались длительными и животворными, т.к. способствовали творческому обогащению, дружбе и идейно-эстетическому объединению представителей двух народов.
Историческая эпоха начала ХІХ века отличалась особой сложностью. Кризис феодализма, явственное проявление капиталистических тенденций приводит к обострению классовых противоречий. Содействовала пробуждению политического и национального самосознания Отечественная война 1812 года. В понимании ее главными героями – солдатами, ополченцами, партизанами – социальной несправедливости заключаются истоки 1825 года.
В это время утрачивает свои позиции классицизм, все большее влияние набирал сентиментализм, утверждавший свои идейно-исторические позиции в полемике с классицизмом. Это был шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой скрывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателя на выражение своей индивидуальности. По целому ряду идейно-эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверджение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромантизмом.
Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Романтики утверджали, что высшей ценнюстью является человеческая личность, которая не может и не должна подчинять себя власти сословно-феодальной морали. Романтическая концепция человеческого характера строится на противопоставлении героя среде, с которой он находтся во враждебных отношениях, и в силу этого обречен на трагическое одиночество и часто гибель. Так возникает типично романтический конфликт, который основывается на столкновении идеального, духовного, прекрасного с низменным, материальным, бездуховным.
Одним из первых русских романтиков, подготовившим почву для дальнейшего качественно нового этапа литературного развития был Василий Андреевич Жуковский (1783-1852). Читателей сразу же увлекла внутренняя правдивость его стихов, их глубокий личный характер. В раннем своем творчестве Жуковский выступает как сентименталист, однако сравнительно быстро он перешел на позиции романтизма. Уже в ранних стихах Жуковского раскрывались богатые возможности русского поэтического языка, его мелодичность и звучность. Характерная для романтиков тема любви также дана у Жуковского в элегических тонах скорби, печали. Новые пути освоения литературой народного быта, обрядов, гаданий открыли баллады Жуковского, которых он написал более тридцати. Его опыт открыл новые традиции, успешно использованные последующими поэтами. Жуковский обогатил литературный язык, расширил представление о поэтических возможностях слова, придавал ему гибкость, певучесть.
К середине 20-х годов ХІХ века сложились некоторые предпосылки для оформления в русской литературе реализма как особой художественной формы. В отличие от романтизма реализм не отрывался от реальной почвы. При этом действительность изображалась не в статике, а в динамике, в ведущих тенденциях. Широта и подлинная свобода в изображении действительности помогли реалистам увидеть жизнь в ее неоднозначности, сложности, противоречивости. Все эти процессы нашли отражение прежде всего у Пушкина. Ближайшими сподвижниками Пушкина-реалиста в русской литературе были Крылов и Грибоедов.
В памяти целого ряда поколений Иван Андреевич Крылов (1769-1844) остался прежде всего как баснописец. Басни Крылова отличаются подлинной народностью, сатирической направленностью, высоким художественным совершенством. Басни Крылова внесли новую, свежую струю в литературу начала ХІХ века. Величие Крылова заключается в том, что он перерастает рамки просветительского реализма с его нравоучительными тенденциями. С поразительным лаконизмом он воссоздает типичные жизненные ситуации. За многочисленными басенными зверушками, птицами или насекомыми легко угадываются люди с их характерами, привычками, нравами, поступками. Кто не знает его знаменитого “Квартета” ! А как смело и беспощадно обличает Крылов крепостническое общество в баснях “Рыбьи пляски”, “Волки и овцы”, “Волк и ягненок”, “Крестьяне и река” и др. ! Басни Крылова, теснейшим образом связанные с народной мудростью, нарлодным опытом, в свою очередь обогащали художественное сознание народы. В русский язык перешло множество крылатых выражений из басен: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил” и многие другие. Даже некоторые заглавия стали нарицательными: “Тришкин кафтан”, “Слон и моська”. творчество крылова сыграло важную роль и в развитии басни как одного из ведущих жанров украинской поэзии ХІХ века.
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1827) являлся автором ряда комедий, написанных как им самим, так и в соавторстве с П.Я.Катениным. Однако в памяти потомков он остался прежде всего как автор великой комедии “Горе от ума”, которая по праву считается первой русской реалистической комедией, что и определяет ее важнейшее значение в историко-литературном процессе. Одно из шлавных достоинств этой бессмертной комедии – ее блестящий язык. Свободное владение всеми оттенками языка, высокий ораторский пафос, богатейшая лексика, разнообразие интонаций – все это помогает драматургу создать реалистический образ героя-гражданина Чацкого. Комедия Грибоедова сыграла важную роль в общественной борьбе своего времени и содействовала дальнейшему развитию русской литературы на путях реализма.
Новый этап в истории русской литературы начался с Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), который сыграл великую роль в развитии не только русской культуры, но и культуры всего человечества.
В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 году он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании “Литературной газеты”. В последний год жизни Пушкин издавал журнал “Современник”.
Знаменательно, что Пушкин родился в последний год ХVІІІ века. Он подвел итоги всем достижениям предшествующего этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в ее истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к жудожественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянских судьбах и крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германа, Самсона вырина и Пугачева, Татьяны лариной и Маши Мироновой надолго приковали к себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом.
Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы – и романтические, и реалистические – были новым словом в истории литературы. Пушкин создал уникальный роман в стихах “Евгений Онегин”, подобного которому, по сущуству, нет до сих пор. Пушкин был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл пушкин и в истории русского фольклоризма. Созданные им “Сказка о попе и о работнике его Балде”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке” раскрыли новые возможности обогазения литературы.
Уроки Пушкина – это уроки патриотизма, высокой нравственности. В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает ценну этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано”1. Это солнце русской поэзии продолжает и поныне светить народам всего мира! А как пронзительно отозвался на гибель Пушкина Н.В.Гоголь в одном из своих писем: “Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его пред собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало и одушевляло мои силы. Тайный трепет не вкушаемого на земле удовольствия обнимал мою душу… Боже! Нынешний труд мой, внушенный им, его создание… Я не в силах продолжать его. Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска!..”2
Поражение восстания декабристов в 1825 году привело к большим изменениям как в политической жизни России, так и в идеологической сфере. Идейные искания 30-х годов были связаны с осознанием кризиса дворянской революционности и постепенным формированием идеологии демократической. Процесс этот был длительным и противоречивым. Прежде всего нужно было глубоко осмыслить уроки прошлого, а они свидетельствовали о непреодоленном разрыве между народом и передовым отрядом дворянской интеллигенции. Только до поражения декабристов возможно было соединение в русской литературе просветительских и романтических тенденций, открытых призывов к свободе и т.д. В новых условиях восприятие действительности стало иным. В романтическом типе сознания исчезает былой оптимизм, вера в возможность осуществления просветительских идеалов. На первый план выдвигается стремление понять общие. глобальные процессы жизни, закономерность бытия в философском плане.
Поэтам этого времени (Д.В.Веневитинов, С.П.Шевырев, А.С.Хомяков, В.Ф.Одоевский, Е.А.Баратынский, А.В.Кольцов) свойственно увлечение философской проблематикой, стремление понять, осмыслить, выразить в поэтическом слове отношения человека и природы, человека и вселенной, воспринимаемых в их единстве, попытка разгадать тайны исторического развития человечества.
Новую страницу в истории русской литературы открыл Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). В свое время Белинский отмечал, что “Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”3. Безверие, отсутствие надежды, леденящие душу вопросы – вот основа лирики Лермонтова, которой он, в принципе, остался верен до конца своих дней. Вот пример пессимистической лирики Лермонтова.
Как страшно в жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы.
Никто не хочет грусть делить.
…
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем…
(“Одиночество”)
В этом мире поэт, проникнутый высокими помыслами, призванный возвестить идеалы добра и красоты, оказывается непонятым, ненужным и одиноким. Мысль о высоком предназначении поэта всегда присутствовала в творчестве Лермонтова. Он чувствовал себя обязанным рассказать миру о своих сомнениях и тревогах, он избран для этого, такова его миссия, и выполнить выпавшее на его долю предназначение он считает своей святой обязанностью, своим долгом:
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
(“Нет, я не Байрон...”, 1832)
Лермонтов стал выразителем идей и насторений новой эпохи, что предопределило особую остроту, драматизм, страстность его поэзии, драматургии, прозы. Лермонтовская поэзия содержит такую энергию отрицания и вместе с тем такое познание внутреннего мира человека, тонкость психологического анализа и самоанализа, каких не было ни у одного из его предшественников и современников. Воздействие, которое Лермонтов оказал на дальнейшее развитие русской литературы, огромно. В поэзии Некрасова, крупнейшего поэта следующего революционно-демократического периода, получили дальнейшее развитие традиции Лермонтова, его гражданственность, патриотизм, энергия мысли, мастерство в использовании фольклора. Лирика Лермонтова, раскрывающая душевные переживания человека, и тем более роман “Герой нашего времени” сыграли очень большую роль в развитии русской психологической прозы.
Бессмертные произведения Лермонтова и сегодня доставляют нам художественное наслаждение, захватывая остротой нравственной проблематики, заставляя задуматься над смыслом жизни, о своем предназначении, о любви… Очень красивые слова скзал о Лермонтове один из ведущих лермонтоведов Ираклий Андронников: “И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого”1.
Огромное воздействие не только на литературный процес, но и на демократизацию общественного самосознания, объективно способствуя росту и укреплению освободительного движения в России, оказало творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), олицетворявшего собой целый период в русской литературе. Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений – все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской литературы, в утверждении принципов критического реализма, в развитии демократического общественного самосознания. Опираясь на творческие достижения своих славных предшественников (Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина), Гоголь прокладывал новые пути в литературе, продолжая и развивая ее замечательные традиции: связь с жизнью, народность, гуманизм.
Суровые и мудрые уроки Гоголя, столь важные и нужные нынешним поколениям, - это уроки любви к родине, уважения и восхищения ее историей, природой людьми, это предостережение о той грозной опасности, которую несет с собой утрата нравственных критериев, бездуховность, всегда сопровождающая приобретателей, хищников, людей, поглощенных погоней за чинами или богатством, чуждых высоких духовных интересов. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Миргород”, “Ревизор”, “Мертвые души” не перестают интересовать, удивлять и поучать нас и сегодня.
В некоторых работах современных украинских критиков Гоголя называют “украинским русскоязычным писателем”. С этим, по-видимому, нельзя согласиться. Творчество Гоголя – это блестящий пример духовного единства русского и украинского народов, взаимопроникновения их культур. В одном из писем писатель отмечал: “…Я сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только одно, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро наделены богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую”1.
Начало формированию революционно-демократического направления в русской общественной мысли ХІХ века положил Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), который во многих отношениях опередил свою эпоху. Белинский был основоположником русской литературной эстетики и литературной критики. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы, т.е.мысли”2. Теоретические суждения Белинского по многим вопросам и сегодня не потеряли живого актуального значения. Он создал ту концепцию реализма, которая в своих основных чертах оказалась справедливой для последующего развития русской литературы. Эта концепция была неотделима у Белинского от идеи народности литературы.
Велико критическое мастерство Белинского. Он использовал самые различные жанры: статьи обзорные и проблемные, создавал блестящие памфлеты, прибегал к средствам иронии и пародии.
Белинский вошел в историю русской культуры как создатель замечательных революционно-демократических традиций, которые были подхвачены его преемниками – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворное влияние на все последующее развитие русской литературной критики.
Александр Иванович Герцен (1812-1870) вошел в ситорию русской и мировой общественной жизни и литературы как замечательный политический деятель, талантливый публицист, философ, социолог, писатель. Наиболее полно место Грцена в русской истории определил В.И.Ленин, который считал, что Герцен “сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени”1. Работа Герцена “О развитии революционных идей в России” является важнейшим документом, свидетельствующим о росте политического самосознания у представителей русского освободительного движения. А роман “Кто виноват?”, над которым Герцен работал 6 лет, стал суровым приговором всей самодержавно-крепостнической системе, уродующей и искажающей сознание и жизнь людей. Роль Герцена в истории демократической печати и русской литературы чрезвычайно высока. Издатель альманаха “Полярная звезда”, газеты “Колокол”, Герцен не забывал о собственном творчестве: повести “Сорока-воровка”, “Доктор Крупов”, мемуары “Былое и думы” вошли в сокровищницу русской литературы. А.И.Герцен явился прямым предшественником таких писателей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Короленко, М.Горький. Многие представители русской и зарубежной литератур с восторгом говорили о выдающемся значении Герцена-публициста, о его художественном таланте, великолепном стилистическом мастерстве.
Характерной особенностью литературного процесса 60-х годов является формирование целого отряда демократических писателей, наиболее видными представителями которого являются: Н.Г.Помяловский, Ф.М.Решетников, В.А.Слепцов, Н.В.Успенский, Г.И.Успенский и др. По-новому раскрывалась в демократической литературе проблема народа, которой молодые писатели уделяли в своих произведениях гораздо больше внимания, чем их литературные предшественники. Революционным демократам была чужда идеализация народа, они отвергали барскую снисходительность и высокомерное умиление при его описании. Напртив, горькая правда, сказанная о забитости и пассивности народа, имела главной целью пробудить его к активной, сознательной борьбе за освобождение.
Острая идейная борьба на рубеже 50-60-х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. Утверждая новое представление о сущности и назначении поэзии, они обращались к насущным общественно-политическим проблемам, не отгораживались от “злобы дня”. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями. В особенности это относится к поэзии В.С.Курочкина, Д.В.Минаева, В.И.Богданова, Н.П.Огарева, И.С.Никитина. Огромный вклад в русскую литературу внесли А.А.Фет, который был проповедником “искусства для искусства”, Ф.И.Тютчев.
В этот период процветала и реальная критика, основоположником которой являлся Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Одним из главных принципов литературной критики Добролюбова был принцип историзма, т.е. необходимость подсказывать читателям, какой смысл имеет произведение для русского общества в данный момент. Статьи, рецензии, памфлеты Добролюбова всегда отличались остротой и злободневностью. Пламенные революционные выступления критика, его нравственная чистота, идейная твердость, принципиальность и бескомпромиссность навсегда остались в памяти современников.
Среди выдающихся деятелей 60-х годов ХІХ века видное место занимал Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Его статьи, исполненные большого эмоционального подъема, резкие и страстные, а в силу этого порою и ошибочные, пользовались большой популярностью у демократической молодежи, вызывали споры, будили мысль, содействовали постановке и обсуждению актуальных вопросов общественного и литературного развития. Творческое наследие Писарева важно и поучительно и для сегодняшних поколений. Его многогранная деятельность во многих отношениях является драгоценным уроком. С помощью Писарева мы лучше узнаем бурное, сложное, противоречивое время, представителем которого он являлся.
Выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы сыграл Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). С его именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья народа. Появление на страницах “Современника” романа Чернышевского “Что делать?” было событием громадной важности как в плане общественно-политическом, так и литературном. На всю Россию прозвучало пламенное слово писателя, призывавшего к борьбе за новое общество, за новую жизнь, построенную на началах разума, за подлинно человеческие отношения между людьми, за гуманизм. Деятельность Чернышевского оказала огромное воздействие на развитие революционного движения в России. С его именем связаны замечательные достижения в области материалистической философии и политической экономии, эстетики, литературной критики и художественной литературы.
Крупнейшим русским поэтом второй половины ХІХ века был Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Он внес большой вклад в развитие всей русской литературы и общественной мысли, являясь редактором двух лучших демократических журналов ХІХ века – “Современника” и “Отечественных записок”. Весомый след в истории литературы оставило его стихотворение “Поєт и гражданин”, в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства, утверждал мысль о единстве революционного слова и дела. Лирические стихи Некрасова несли на себе отпечаток поэтической оригинальности и новаторства. Прямое агитационное значение имело стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. Смелое разоблачение господствующих классов и горестные раздумья о положении и судьбах народа, контрастная композиция – все это способствовало созданию одного из лучших произведений русской поэзии ХІХ в. В поэме “Мороз, Красный нос” всесторонне изображена народная жизнь, образ русской крестьянки стал воплощением лучших черт национального характера.
Однако, главное место в творчестве Некрасова занимает поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Сам Некрасов говорил, что в эту поэму он “хотел внести…весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение 20 лет”1. Историко-литературное значение центрального произведения Некрасова исключительно велико. Выработанные поэтом принципы изображения народной жизни, народных характеров, его художественные открытия оказались очень важными и для его современников, и для его наследников в более поздней литературе.
Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. Он способствовал развитию русского литературного языка, обогащал его новыми речевыми элементами. Важное значение имели и созданные им поэмы – народные, историко-революционные, сатирические, - которые явились подлинным вкладом в историю русской поэзии.
С именем Александра Николаевича Островского (1829-1886) связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного для всего народа. Его “Гроза” по существу представляет собой новый жанр, дотоле неведомый в русской драматургии. Это трагедия, построенная не на историческом, а на современном материале. Это явление большого эстетического масштаба. Трагедия отличается от бытовой или психологической драмы не только объективно-трагическим конфликтом, но и особым художественным способом отражения жизни, особым поэтическим строем повествования. “На всякого мудреца довольно простоты”, “Бешеные деньги”, “Бесприданница”, “Без вины виноватые” и сейчас с огромным успехом идут на сценах многих театров на всем постсоветском пространстве. Роль, сыгранная Островским в развитии русского театра и драматургии, вполне может быть сопоставлена с тем значением, которое имели Шекспир для английской культуры, а Мольер – для французской.
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины ХІХ века. Неуклонное следование “правде жизни” помогло ему создать замечательные художественные произведения, сыгравшие значительную роль в формировании общественного самосознания, в эстетическом и нравственном воспитании многих поколений читателей. Еще при жизни писателя его творчество приобрело мировую известность. В романе “Рудин” Тургенев воссоздал идеологическую картину эпохи, характеры героев раскрываются здесь прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Восторженно встречали читатели “Дворянское гнездо”. Однако невиданные в истории русской литературы ожесточенные споры вызвало появление романа “Отцы и дети”. Это явилось одной из вершин художественного мастерства писателя. Тургенев был мастером самых различных литературных жанров, но он вошел в историю мировой литературы прежде всего как один из создателей русского реалистического романа.
Тургенев был первым русским писателем, получившим мировую известность при своей жизни. Начиная с “Записок охотника”, которые стали подлинным откровением для зарубежных читателей, почти каждое новое произведение Тургенева вызывало самый заинтересованный отклик у выдающихся представителей мирового искусства. В 70-е годы Тургенев сблизился с группрой известных французских писателей: Флобером, Доде, Золя, Гонкуром. Они составили “кружок пяти”, к которому вскоре примкнул Мопассан, признававший себя учеником Тургенева. Творчество великого русского писателя получило широкое признание также в других странах мира. Так, в советское время на украинский язык были переведены практически все наиболее значительные произведения писателя.
70-е годы являются качественно новым этапом в общественно-политической и литературной жизни. В это время окончательно сформировалась народническая идеология, основанная на утверждении, что Россия сумеет прийти к социализму особым путем – через крестьянскую общину, минуя капитализм. Антибуржуазный пафос, всегда присущий русской литературе, особенно отразился в литературном движении 70-х годов.
Своеобразным явлением в литературном процессе 70-х годов было творчество писателей-народников – Н.И.Наумова, П.В. Засодимского, Ф.Д.Нефедова, Н.Н.Златовратского, Н.Е.Каронина-Петропавловского, С.М.Степняка-Кравчинского. Большой след в литературе этого периода оставили Г.И.Успенский, в своих произведениях отражавший прогрессивные общественно-политические взгляды, и особенно Н.А.Лесков, который, по словам М.Горького “вполне достоин стоять рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров”1.
Почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры, занимает Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889). Одно из центральных мест в творчестве Салтыкова-Щедрина занимает “История одного города”. Это яркий образец политической сатиры, в которой подвергаются бескомпромиссной критике самые основы самодержавия, разоблачаются любые формы деспотизма, выражен решительный протест против идеологии смирения, покорности и пассивности. “История одного города”, в которой художественная манера автора была доведена до высокой степени совершенства, является одним из шедевров русской и мировой сатиры.
Громадное впечатление на современников произвел роман Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, в особенности образ его главного действующего лица. По богатству реалистического содержания, психологическому мастерству, широте обобщения Иудушка Головлев является одним из наиболее совершенных образов в мировой классической литературе.
Большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимали сказки, к которым он впервые обратился в 1869 году. В них он обновил и переосмыслил жанровую форму, став создателем политической сказки нового типа.
Не было во второй половине ХІХ века ни в русской, ни в мировой литературах сатирика, равного по масштабу Салтыкову_щедрину. Его сатира включала в себя изображение действительности в формах самой жизни, глубокий психологизм, тонкость анализа внутреннего мира человека и одновременно гротескность, деформацию привычных пропорций, переосмысление ситуаций и героев из иных литературных источников.
Салтыков-Щедрин оказал благотворное влияние на дальнейшее развитие русской демократической литературы.
Искусство конца ХІХ и ХХ веков во многом развивается на основе художественных открытий великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881), внесшего огромный вклад в историю мировой культуры. Максим Горький говорил, что “гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру”2.
В центре многих произведений Достоевского – социальные и психологические контрасты капиталистического города. Он сам сознавал себя писателем новой социальной среды. Через все творчество писателя проходит мечта о “золотом веке”. Он верил в возможность счастья на земле, а не только в “загробном мире”, верил в человека и мучительно искал пути к достижению гармонии и подлинного расцвета человеческой личности. Ненавидя собственнический мир, Достоевский был убежден, что Россия не примет капиталистический порядок и сможет указать человечеству иной путь, ведущий к более высокому общественному устройству. Он не мог себе ясно представить, как именно это может произойти, какие реальные движущие силы смогут содействовать осуществлению его мечты, даже надеялся в этом случае на религию. Но мечта была. и связана она была прежде всего с думами о счастье всего народа.
Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших весьма заметным явлением в истории этого жанра. “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Братья Карамазовы” вошли в золотой фонд мировой литературы. Романы писателя отличались проникновением в глубины человеческой души и постижением социальной природы общества.
Творчество великого писателя, традиции его социально-психологических и философских романов нашли отражение в произведениях целого ряда выдающихся представителей мировой литературы: Т.Драйзера, У. Фолкнера, Т.Манна, Ф.Кафки, С.Цвейга и др.
В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого (1823-1910).
В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу. Толстой выдвинул новые принципы изображения человека во всей его сложности, в противоречивом диалектическом развитии. Толстой придавал громадное значение стихийным, эмоциональным началам в психике человека, но это вовсе не означало умаления разума. Напротив, стремление к добру, истине, справедливости – важнейшие проявления именно сферы сознания. Чистота нравственного чувства, отмеченная еще Чернышевским, находится у Толстого в неразрывной связи с тончайшим анализом “диалектики души” человека.
Реализм Толстого, основанный на творческом использовании лучших традиций русской классической литературы, оказал громадное воздействие на процесс ее дальнейшего развития. Все великие писатели признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.
Являясь законным наследником и продолжателем лучших традиций рус-ской литературы ХІХ века, но уже в преддверии новой исторической эпохи и нового искусства стоял Антон Павлович Чехов (1860-1904). На провозглашенных Пушкиным достоинствах прозы – точности и краткости – строилась проза Чехова. Он сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если она далека от нормы, лишена “общей идеи”.
Чехов вошел в русскую литературу как замечательный мастер новых жанровых форм. Его рассказы и повести, сравнительно небольшие по объему, были построены на строгом отборе жизненного материала, на использовании новых приемов сюжетосложения. Проза Чехова – это замечательный вклад в развитие русской литературы.
Таким образом, рассмотрев основные этапы развития русской литературы ХІХ века, мы можем сделать вывод о том, что на всех этапах развития литературы передовые писатели и критики утверждали мысль о высоком предназначении искусства. Решая задачи, выдвигаемые конкретно-исторической действительностью, русские писатели вместе с тем не отрывали социальную проблематику от общечеловеческих идеалов, утверждению которой они способствовали всей силой своего таланта. И именно в ХІХ веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. Закончить работу хочется словами М.Горького: “Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России... И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его! В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое, - значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой”1
Список использованной литературы.
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. М. 1953-1959.
2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений (изд. 5-е).
3. Горький М. Соч. в 30 т. М. 1951-1955.
4. История русской литературы ХІХ века (Вторая половина). Под ред. Скатова Н.Н. М. Просвещение. 1987.
5. Коцюбинский М. Твори: В 7 т. – К.: Наукова думка. 1975.
6. Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 т.
7. Последний год жизни Пушкина, Сост. В.В.Кунин. М.Издательство “Правда”.1988.
8. Ревякин А.И. История русской литературы ХІХ века (Первая половина). М. Просвещение. 1985.
9. Теплинский М.В. История русской литературы ХІХ века. К. Выща школа. 1991.
[1]Ленин В.И. Полное собрание сочинений (изд. 5-е). Т. 32. С. 342.
1 Коцюбинский М. Твори: В 7 т. – К.: Наукова думка. 1975. – Т. 4. – С. 120.
1 Цит. по: Теплинский М.В. История русской литературы ХІХ века. К. Выща школа. 1991. С. 73.
2 Цит. по: Последний год жизни Пушкина, Сост. В.В.Кунин. М.Издательство “Правда”.1988.С.597.
3 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. М. 1953-1959. – Т.4. – С.503.
1 Цит. по: М.Ю.Лермонтов. Соч. в 2 т. Т.1. С.22.
1 Цит. по: Теплинский М.В. История русской литературы ХІХ века. К. Выща школа. 1991. С. 140.
2 Белинский В.Г. Указ. соч. Т. 10. С. 311.
1 Ленин В.И. Указ.соч. Т. 21. С. 256.
1 Цит. по: Теплинский М.В. История русской литературы ХІХ века. К. Выща школа. 1991. С. 220.
1 М.Горький. Соч. в 30 т. Т. 24. С. 235.
2 Там же. Т. 27. С. 314.
1 М.Горький. Указ соч. Т. 24. С. 64-65.