Русская революция 1917г. от февраля к октябрю
Введение
В данной работе рассмотрен период развития и изменения Российского государства и права с февраля по сентябрь 1917г., который получил неоднозначную оценку историков, современников и политиков.
В работе использовалась учебно-методическая литература (список литературы приведен в конце работы).
1. Государственно-политический кризис 1916-1917гг.
Небывалые миллионные потери, многомесячные отступления и уроганный огонь германской артелерии, на который нечем было ответить, деморализовал солдат на фронтах. Кадровая армия была практически выведена из строя: офицерами становились наскоро обученные гимназисты, студенты, учителя, врачи.
В этой ситуации очень многое зависело от согласия между властью и обществом. Начало войны знаменовалось национальным единением: резко пошло на спад число стачек и волнений в деревне.
Но мир между властями и либерально-буржуазными кругами был недолгим. После поражения и отступления русских войск общественность заговорила о неспособности царской бюрократии управлять страной. В августе 1915г. большинство депутатов Думы – кадеты, октябристы, прочие либералы, часть правой партии националистов объединилась в прогрессивный блок во главе с лидером кадетов П.Н. Милюковым. Блок потребовал укрепить начала законности, реформировать земство и местную администрацию, а главное – создать «министерство общественного доверия» (правительство из деятелей, близких у либерально-буржуазным кругам).
Царь же был убежден, что лишь монархия пользуется доверием народа и может решить великие задачи мировой войны. Почувствовав покушение на свои права, Николай II стал назначать правительство сановников охранительного тока и смещать министров, склонным к уступкам Думе. Возникла «министерская чехорда»: за 1915-1916гг. сменились четыре председателя Совета министров, четыре военных министра, шесть министров внутренних дел, четыре министра юстиции.
Все меньше доверия ближнему окружению, царь, находившись на фронте, стал поручать важные государственные дела императрице Александре Федоровне.
Все большее влияние приобретал в это время Распутин.
В обществе поползли темные слухи о германских симпатиях императрицы – урожденной немецкой принцессы, о том, что правительство и командование целиком попали под власть Распутина и других фаворитов. Милюков выступил в думе с громовой критикой правительства, завершая ее риторическим вопросами: «Что это – глупость или измена?»(2)
Либерально-буржуазные круги были глубоко уверены, что царское окружение и бюрократия своим неумелым управление толкают страну к революции. Однако они сами невольно приближали эту революцию, выступая с гласной критикой правительства. Стремясь образумить власть, общественные деятели начали прибегать к внепарламентским, нелегальным методам: в декабре 1916г. великосветские заговорщики во главе с видным правовым деятелем В.М. Пушкаревым убили Распутина. В это же время Гучков и близкие к нему генералы разрабатывали план военного переворота: захватить царский поезд и принудить Николая II подписать отречение в пользу наследника Алексея при регенстве брата царя Михаила Александровича. А тем временем за стенами думы и великосветских салонов нарастало массовое движение. Все чаще происходили стачки и волнения в деревне, были случаи неповиновения войск, антивоенная пропаганда большевиков привлекала все больше сторонников(3).
2. Свержение монархии и провозглашение республики
27 февраля 1917г. 2-ая буржуазная революция в России победила. Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство.
28 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов. В совет вошли представители различных политических партий.
Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она не разошлась. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. начал формировать Временное правительство. Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета.(5)
Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так же застрял по дороге (в Пскове в ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского).
2 марта 1917г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату- Михаилу Александровичу.
3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.
Отречение Николая II от престола создало вакуум политической власти, в который хлынуло множество политических партий и движений. Борьба за власть стала одной из главных особенностей политического развития России в 1917 г.
Вместе с тем быстрый распад старой политической системы и неспособность новых политических сил установить эффективное государственное управление предопределили распад единого централизованного государства. Эти две тенденции были ведущими в политическом развитии страны в 1917 году.
3. Временное правительство.
2 марта 1917 г. Временный комитет членов Государственной Думы во главе с М.В.Родзянко объявил о создании Временного правительства. Возглавил правительство близкий к кадетам князь Г.Е.Львов.
В состав Временного правительства вошли министры — иностранных дел П.Н.Милюков (кадет), военный и морской А.И.Гучков (октябрист), путей сообщения Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности А.И.Коновалов (прогрессист), финансов М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения А.А.Мануйлов (кадет, бывший ректор Московского университета), земледелия А.И.Шингарев (кадет), юстиции А.Ф.Керенский (трудовик, с марта эсер) и др. Резиденцией Временного правительства стал Мариинский дворец, а с июля — Зимний дворец.(5)
Соперником правительства в борьбе за политическое влияние выступил Петроградский Совет рабочих депутатов. Формируемый из числа рабочих он быстро терял работоспособность из-за огромного количества депутатов (2 тысячи человек). Поэтому решающую роль в определении политики Петросовета играл Исполком (ИК). Он создавался как путем выборов, так и путем представительства от центральных комитетов социалистических партий. Возглавили Исполком А.Ф.Керенский и меньшевики М.И.Скобелев и Н.С.Чхеидзе. Последний в конце марта был избран председателем ИК. В июне 1917 г. возник Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (председатель Чхеидзе), созданный Первым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов (3-24 июня 1917 г.). Наряду с ними существовал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) крестьянских депутатов. Его председателем стал эсер Н.Д.Авксентьев. Резиденцией Петросовета , а затем и ВЦИК стал Таврический дворец , а с 4 августа — Смольный институт . Первым и главным документом Февральской революции стал "Приказ № 1" Петросовета по Петроградскому военному округу от 1 марта 1917 г. Согласно приказу, в армии и на флоте из представителей "нижних чинов" создавались выборные комитеты, подчиненные непосредственно Совету. Боевое оружие находилось в непосредственном распоряжении этих комитетов и "ни в коем случае" не выдавалось офицерам. Солдатам и матросам "вне службы и строя" предоставлялись политические и гражданские права, запрещалось грубое к ним обращение, в т.ч. обращение на "ты"; наконец, отменялось титулование офицеров "ваше превосходительство", "благородие" и т.п., вводилось единое обращение "господин". Положения "Приказа" вскоре распространились на все вооруженные силы страны.(5)
Поддержав солдатские массы, Советы стали с их помощью реальными, а затем и единственными органами государственной власти. В то же время двоевластие в вооруженных силах подрывало их боеспособность, сеяло семена раздора, который перерос рамки борьбы за власть и вылился в кровавую гражданскую войну. "Человек с ружьем" был втянут в активную общественно-политическую жизнь, и остался в ней на долгие годы.
В февральские дни Советы взяли власть фактически. Они смогли пустить заводы, транспорт, наладить выпуск газет, бороться с бандитизмом и спекуляцией, установить порядок в городе. Однако формально, юридически государственная власть была в руках Временного правительства. Оно ведало назначениями, издавало декреты и воззвания, которые обретали силу закона при поддержке Совета. В противном случае правительство теряло опору. Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета стремилось не допустить этого и обеспечить правительству полную поддержку. Возникшее двоевластие составило главную особенность Февральской буржуазно-демократической революции.
За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего. Первое, однородное правительство князя Г.Е.Львова просуществовало ровно два месяца. Апрельский кризис, вызванный нотой Милюкова, привел к его отставке. 5 мая было создано первое коалиционное правительство из министров "капиталистов" и министров-социалистов.
В его состав вошли: министр-председатель и министр внутренних дел Г.Е.Львов, министры — военный и морской Керенский, юстиции П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел Терещенко, путей сообщения Некрасов, торговли и промышленности Коновалов, просвещения Мануйлов, финансов Шингарсв, земледелия В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов И ГЦеретели (меньшевик), труда М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия А.В.Пешехонов (народный социалист), государственного призрения князь Д.И.Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода В.Н.Львов и юс. контролер Годнее. В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 — у социалистов (3).
Первое коалиционное правительство просуществовало около двух месяцев (5 мая — 2 июля). В июне оно пережило политический кризис, который был связан с забастовкой рабочих 29 заводов Петрограда. Большевики пытались использовать недовольство трудового Питера для организации 10 июня антиправительственной демонстрации. I Всероссийский съезд Советов (2-24 июня) запретил ее проведение, одновременно решив провести 18 июня свою демонстрацию на Марсовом поле для возложения венков на могилы жертв Февральской революции. Она состоялась (участвовало около 500 тыс. человек), но под антиправительственными лозунгами — "Вся власть Советам!", "Долой 10 министров-капиталистов!", "Хлеба, мира, свободы!". Под такими же лозунгами прошли демонстрации в Москве, Твери, Иваново-Вознесенске, Харькове, Минске и др. городах. Развернув в тот же день наступление на фронте, правительство смогло с помощью национал-патриотов сбить антиправительственную волну. Однако вскоре третий, июльский кризис оно не пережило.
А) Июльский кризис. Конец двоевластия
Кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украинским "сепаратистам". Чрезвычайную остроту он приобрел 3-4 июля, когда в столице прошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Однако ВЦИК объявил демонстрацию "большевистским заговором" и отклонил требования масс. Главнокомандующий Петроградским военным округом приказал юнкерам и казакам разогнать демонстрантов. С этой же целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16тыс. человек. Командующему Балтийским флотом было приказано прислать в столицу боевые корабли, но тот не подчинился приказу. Члены контрреволюционных организаций ("Военной лиги", Комитета борьбы с большевизмом и анархизмом и др.) обстреляли демонстрантов. Было убито 56 и ранено 650 человек. Петроград был объявлен на военном положении. Начались аресты большевиков, разоружение рабочих, расформирования "мятежных" воинских частей. 6 июля Керенский отдал приказ об аресте В.И.Ленина, который успел скрыться. Его обвинили как в организации "вооруженного мятежа", так и в шпионаже в пользу Германии. Одновременно лидеры ВЦИК признали за Временным правительством "неограниченные полномочия и неограниченную власть".
Двоевластие закончилось поражением Советов, но правительственный кризис не был разрешен. Он усугубился после полученного 7 июля сообщения о поражении на фронте и отступлении русских войск. Это привело к отставке премьер-министра Г.Е.Львова. Главой правительства стал А.Ф.Керенский. Правительственный кризис завершился созданием второй коалиции, в которой восемь мест было у капиталистов, семь — у социалистов. Вторая коалиция просуществовала немногим более месяца (24июля — 26 августа). Ситуация развивалась в сторону военной диктатуры. Военному министру и министру внутренних дел были предоставлены исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Новый Верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов настаивал на введении смертной казни в тылу (на фронте она была введена 12 июля, чтобы сдержать отступление).
Б) Корниловский мятеж.
Чтобы упрочить положение правительства, по инициативе Керенского в Москве было проведено Государственное совещание (12-15 августа 1917 г.). На нем присутствовало около 2500 человек: депутаты Государственной Думы всех созывов, делегаты от кооперации, торгово-промышленных кругов и банков, профсоюзов, городских дум, земств, армии и флота, Советов, научных организаций, интеллигенции, национально-патриотических организаций, духовенства, а также комиссары и члены Временного правительства (5).
В выступлениях Л.Г.Корнилова, П.Н.Милюкова и др. была сформулирована программа правых сил: ликвидация Советов, полновластие командного состава, отмена "Приказа № 1", упразднение общественных организаций в армии, война до победного конца, восстановление смертной казни не только на фронте, но и в тылу, военная дисциплина на фабриках и заводах и т.п.(5)
Государственное совещание убедило правых, что слова останутся словами, если не прибегнуть к "сильной руке" военных для наведения порядка в стране. На роль такой "руки" был намечен генерал Корнилов.
25 августа Корнилов двинул войска на Петроград, потребовав отставки Временного правительства и выезда в Ставку Керенского. Главной боевой силой был 3-й конный корпус генерала А.М.Крымова. Его намечалось ввести в столицу для подавления вооруженных рабочих отрядов, разгона Советов, установления открытой военной диктатуры (5).
Корнилова" поддержали все командующие фронтами. Только главнокомандующий Кавказским фронтом генерал А.М.Пржевальский и командующий Московским военным округом А.И.Верховский заявили, что находятся на стороне правительства.
В критический час Керенский шатнулся влево, объявил Корнилова мятежником и отстранил от должности Верховного главнокомандующего. В свою очередь, министры-кадеты, выражая свою солидарность с Корниловым, 27 августа подали в отставку. Разразился новый, затянувшийся почти на месяц правительственный кризис. Вместе с ним возник кризис политический, переросший в общенациональный и завершившийся переворотом слева.
По призыву Керенского, ВЦИК и Петросовета на, защиту столицы выступили солдаты революционных частей Петроградского гарнизона, моряки Балтфлота, Красной гвардии. На вооружение трудового Петрограда было передано из арсенала более 20 тыс. винтовок, что позднее сыграло решающую роль в организации Октябрьского вооруженного восстания. К 30 августа корниловские части были остановлены, в них началось разложение. В тот же день Главнокомандующим был назначен Керенский. Убедившись в поражении, генерал Крымов застрелился, Корнилов был арестован. Попытка правого государственного переворота оказалась неудачной. В результате еще более окрепли левые силы, составив новую реальную опасность для Временного правительства (5).
В) кризис в сентябре-октябре 1917 года
До создания нового правительства власть перешла к "Совету пяти" (Директории): министр-председатель Керенский, министр иностранных дел Терещенко, военный министр генерал А.И.Верховский (назначен 30 августа, меньшевик), морской министр контр-адмирал Д.Н.Вердеровский (назначен 30 августа), министр почт и телеграфов Никитин.
Для решения вопроса об организации государственной власти в новых условиях было созвано Всероссийское демократическое совещание (Петроград, 14-22 сентября 1917 г.). На нем присутствовали 1582 делегата (от Советов всех уровней, профсоюзов, армейских и флотских организаций, кооперации, национальных организаций и т.д.). Делегаты решили, что будущее правительство должно быть ответственным перед представительным органом демократии — Предпарламентом, формируемым из числа депутатов Демократического совещания.
Параллельно лидеры Советов договорились с кадетами о создании новой правительственной коалиции.
25 сентября было сформировано третье коалиционное правительство — десять мест у социалистов, шесть у "капиталистов" (министр-председатель и Главковерх Керенский). В декларации от 26 сентября Временное правительство заявило о намерении стать "твердой властью" и силой остановить "волны- анархии".
2 октября Временное правительство утвердило положение о Предпарламенте, получившем наименование Временного Совета Российской Республики. Этот политический институт мог придать государственному развитию страны форму парламентской республики, но был превращен в совещательный орган при правительстве. Председателем Временного Совета республики стал Н.Д.Авксентьев, заместителем — В.Д.Набоков (кадет).
7 октября, в первый день работы Предпарламента, большевики во главе с Троцким по требованию Ленина демонстративно покинули его.
Третья коалиция просуществовала всего месяц в чрезвычайных условиях фактического двоевластия. Реальная власть в городе все более концентрировалась в руках большевистского Петросовета.
24 октября Керенский заявил, что Петроград находится в "состоянии восстания". Предпарламент выступил с требованием подавить восстание. Но было поздно. Вскоре министры Временного правительства были препровождены в камеры Петропавловской крепости, куда весной 1917 г. были отправлены министры царского правительства.
4. Законодательная политика временного правительства.
Депутаты Думы подчинились царскому Указу о роспуске Думы, но собрались 27 февраля на неофициальное заседание, на котором создан Временный комитет Государственной думы «для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». Председателем комитета был избран октябрист М.В. Родзянко, в состав членов вошли бюро «прогрессивного блока» (П.Н. Милюков, Н.В, Некрасов, В.В. Шульгин и др.), меньшевик Н.С. Чхеидзе и «трудовик» А.Ф. Керенский.
Временный комитет взял под свой контроль деятельность военной комиссии, образованной Петроградским советом. В Сенат, министерства и градоначальство были направлены комиссары. Командующим войсками Петроградского военного округа был назначен генерал Л.Г. Корнилов, объявивший о принятии им верховной военной власти всеми фронта и флотами.
Председатели губернских и земских управ были предупреждены о «падании в ближайшее время Временного правительства.
Городская дума Петрограда (по поручению Временного комитета) начала формировать отряды милиции.
Временный комитет начал переговоры с исполкомом Петроградского совета о создании правительства, которое было сформировано в ночь на 2 марта.
2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и Манифестом от 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.
Были упразднены жандармерия, полиция и управление печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранились особые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.
В составе Сената упразднялись Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.
8 марта Совет министров был переименован во Временное правительство (и здесь подчеркивались правопреемственность и легитимность).
В составе Министерства внутренних дел были упразднены штаб отдельного Корпуса жандармов, Департамент полиции и Главное управление по делам печати. Было создано Главное управление по делам милиции. Функции уголовного розыска передавались Министерству юстиции. Политический розыск был передан Осведомительному отделу Главного управления.
После упразднения Главного управления по делам печати регистра-дня изданий стала осуществляться Всероссийской книжной палатой.
В составе Министерства внутренних дел был образован отдел по делам местного управления, руководивший деятельностью комиссаров Временного правительства. В тесном сотрудничестве с отделом находилось Особое совещание по местной реформе, готовившее законопроекты о комиссарах, милиции, административной юстиции, земствах и т.п.
3 июля большевики предприняли попытку вооруженного восстания в Петрограде, которая окончилась неудачей. Это заставило «умеренных социалистов» (меньшевиков и эсеров) из «советской демократии» вступить в коалицию с либеральными партиями. Во втором коалиционной правительстве социалисты оказались в большинстве.(1)
Правительство стало искать политическую опору в умеренных кругах общества. Верховным главнокомандующим был назначен генерал Л. Г. Корнилов, популярный в патриотических кругах.
Осенью Временное правительство (социалистическое по составу) осуществило более важные преобразования в системе органов власти и управления.
В мае была упразднена назначаемая часть членов Государственного совета. В октябре распущены выборные члены Государственного совета, тогда же распущена и сама Государственная дума (ее «частные совещания»), пытавшаяся оказывать влияние на правительство. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.
Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако кризисы в правительстве привели к переформированию его состава: первое коалиционное правительство было образовано 5 мая, второе — 24 июля, третье — 25 сентября 1917 г. За время своей деятельности Временное правительство включило в свой состав ряд вновь образованных ведомств: Министерство труда (главной целью которого было примирение труда и капитала, развитие системы социального страхования); Министерство продовольствия, унаследовавшее задачи Министерства земледелия; Министерство государственного призрения, принявшее на себя функции благотворительных органов.
В августе 1917 г. вместо Синода создано Министерство по делам вероисповеданий, действовавшее в рамках правового статуса церковных организаций (сформированного в августе на церковном Соборе).
Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни» созданы Экономический совет и Главный экономический комитет под председательством Львова (из 36 мест 9 в нем отводилось профсоюзам). Положение об этих органа было принято в июне 1917 г.
В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета. Функции Комитета: руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.
Совет создавался «для выработки общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни».
Главный экономический комитет учреждался «для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны».(1)
Для координации законотворческой деятельности министерств Временного правительства сформировало Юридическое совещание.
При Юридическом совещании действовала Особая комиссия по составлению проекта Основных государственных законов (под председательством Н.И. Лазаревского и В.М. Гессена), работавшая над проектом конституции.
В России предполагалось учредить президентскую республику с двухпалатным парламентом. Комиссия работала во второй половине октября. (После октябрьской революции члены Комиссии дорабатывали проект Конституции Российского государства уже в Париже в 1919 г.)
В мае 1917 г. принято новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 г. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств стала милиция. Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.
Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.
После ликвидации на местах дореволюционных органов управления (губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, земских начальников я др.) основными органами местного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства и их канцелярии. В начале марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.
В марте Особое совещание по местным реформам при Министерстве внутренних дел разработало проект положения о комиссарах, обнародованное только в конце сентября. Назначение комиссаров осуществлялось по согласованию с «комитетами общественных организаций», в состав которых входили представители земств, городских органов самоуправления, общественных организаций и союзов.
Комиссары Временного правительства были представителями власти на местах, под их контролем действовали волостные комитеты.
Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создавал фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры права предъявлять иски и вступать в обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.
Его органы: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.
В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных и санитарных мероприятий, устройство бирж труда.(1)
Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.
Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные им сборы, договоры и займы.
В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае и июне 1917 г. приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.(1)
В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.
В мае принят Закон «О временном устройстве местного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, их список утверждался мировым съездом.
В мае 1917 г. в стране возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.
В апреле 1917 г. вместо полиции была создана милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного ведомства и военным органам. Милиция отчитывалась перед уездными земскими и городскими управами, а через них — перед думами.
В Петрограде в июле создано Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания осуществлялось в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усилить за ними контроль общественности и представительных органов.
В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.
Земельные комитеты на губернском, Земельные органы уездном и волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, поставленная перед ними, подготовить земельную реформу для ее окончательного утверждения на Учредительном собрании. В задачи земельных комитетов входил сбор сведений поземельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.
К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов — подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении.
Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.
В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.
В сентябре 1917г. были созданы полевые земельные суды, призванные решать дела о земельных спорах и беспорядках.
В начале апреля создана сеть губернских, уездных, городских и военных продовольственных комитетов (в составе Министерства земледелия), призванных бороться со спекуляцией, монополией хлебной торговли, спекулятивним ростом цен.
Заключение
Период событий февраля-октября 1917г. получил неоднозначную оценку истории. В официальных советских историографических источниках они значились как переход от двоевластия к Великой Октябрьской социалистической революции, а эмигрантская и западная наука трактовала их как государственный переворот, насильственное свержение законной власти.
Литература:
1. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 1999 г.
2. История государства и права СССР. Под редакцией Титова Ю.П. Часть 1. - М.: Юридическая литература, 1988 г.
3. Титов Ю.П.,Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. - М.: Юридическая литература, 1990 г.
4. Краснов Ю.К. История государства и права России. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997 г.
5. Хрестоматия по курсу «История России» Под редакцией Орлова А.С. Георгиева В.А. и др. М. «