Русская риторика
(С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)
В рамках проекта "Работай головой!"
РУССКАЯ РИТОРИКА
ПЛАН
1. Введение.
2. Из истории русской риторики.
3. Риторика на Руси до 17 века.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Повышение речевой эрудиции - один из основных путей
формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овла-
дев основами риторики - науки об убедительной и оптимальной
речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой
бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном
деле как ораторское и искусство.
До недавнего времени нам были более или менее известны
труды античных риторов - основоположников теории красноречия
Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Важность изучения риторики становиться в наши дни все
более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеоб-
щий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторско-
му мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется
сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений
всегда влекут за собой преобразования в теории риторики,
поскольку новая общественно - речевая практика требует обоб-
щения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.
Если рассматривать историю русской риторики, то эта
связь революционно - общественных преобразований с теориями
- 2 -
публичного красноречия можно увидеть на всех этапах нашей
государственной истории. После сложного для Руси Сметного
времени, эпохи междуцарствования в начале 17 века, избрания
нового царя (Михаила Федоровича Романова в 1613 году) и
возвращения к мирной жизни естественным было требование раз-
вивать словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь по-
сылается грамота с побуждением к поиску монахов, которые
"грамматику и риторию умеют", и, видимо, именно в это время
создается первая русская риторика.
Эпоха петровских преобразований вызывает к жизни серию
блестящих руководств по ораторскому искусству - наиболее по-
пулярные из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, ос-
нователя и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в
1698 году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Нау-
ка проповедей" Андрея Белобоцкого начала 18 века и др. Эти
учебники риторики переписывались и сохранились сейчас в на-
ших архивах во множестве списках, являясь образцами школьно-
го преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор не из-
даны и мало изучены.
Кроме риторик на русском языке, которые расходились в
большом количестве списков, существовали также латинские ри-
торики, поскольку традиционным языком преподавания наук был
латинский. Каждый учитель риторики в духовной академии дол-
жен был знать свой курс, рукописью которого могли бы пользо-
ваться ученики, поэтому отделы рукописей в Москве, Киеве,
Ленинграде хранят множество рукописных учебников. Ученики же
тренировались в составлении поздравительных речей (ораций),
писали проповеди. Вот, например, какие темы предлагались
ученикам в Славяно-греко-латинской академии: "О принятии
- 3 -
учения", "В похвалу философии", "О добродетели", "О разуме и
чувствах" и т.д.
До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были
рукописными, и его "Краткое руководство к красноречию" 1747
года стала и первым печатным учебником, и первым фундамен-
тальным научным трудом, переработавшим предшествующие сочи-
нения и предложившим стиль риторических описаний в России не
только 18 веку, но векам последующим.
Временем расцвета русской риторики следует считать 1
половину 19 века, и особенно период после войны 1812 года,
кода подъем общественных и патриотических настроений побуж-
дал к развитию словесных наук, и прежде всего риторики, ко-
торая как описывала общие правила создания сочинений (общая
риторика), так и представляла правила отдельных видов и ро-
дов словесности (частная риторика).
Вторую половину 19 века можно назвать временем посте-
пенного упадка риторики как науки о прозе (деловой, научной,
ораторской). Русская филологическая мысль все больше повора-
чивалась в сторону изучения художественной литературы и поэ-
тических форм речи. Эволюция курсов теории словесности начи-
ная с 1850 до 1917 года заключается в постепенном изгнании
из школы всего связанного с прозаически деловыми, научными,
ораторскими видами речи и в обращении к поэтическим и эсте-
тическим видам речи, когда при изучении языку и литературе
используются только художественные тексты. К 20 годам нашего
столетия этот процесс завершился вполне, и даже несмотря на
революционное переустройство общества, в школе по-прежнему
проходили язык "литературных героев" и "узнавали жизнь в ро-
мане".
- 4 -
Плоды такого образования мы пожинаем доселе, когда ви-
дим, что наши школьники (а вследствие этого и взрослые) сла-
бо подготовлены в бытовой речи, не знают правил речевого
этикета, не владеют правилами документации, основами ора-
торского искусства, не могут выступить на собрании и т.д.
(между тем на каждом уроке они занимаются "рассказом", "диа-
логом", "убеждением" учителя в своих знаниях), зато их сразу
пытаются обучать толковать об образах, идеях, эстетике худо-
жественного произведения, на воображаемом материале научить
говорить о предметах серьезных и жизненно необходимых.
Между тем именно в послеоктябрьский период ясно наблю-
даются попытки возродить риторику, как учение о прозе, тео-
рию ораторского искусства. И это закономерно: социальные из-
менения рождают новые формы речи - так, Октябрьская револю-
ция увеличила объем совещательной речи (классический термин
риторики для обозначения дискуссионной речи в собрании, на
форуме с целью решения государственных вопросов), а с разви-
тием средств массовой информации и пропаганды потребовалось
дать конкретные рекомендации к введению речи в этих сферах
общения. Это и было понятно многим филологам, разработавшим
проблемы речи, публичного выступления.
Сравним: что характерно для времен так называемого об-
щественного застоя? Прежде всего отсутствие подлинной пуб-
личной речи и интереса к ее разработке. Она оказывается как
бы и ненужна, и общество продолжает пользоваться теми выра-
ботанными в эпохи "подъема" рекомендациями, которые зафикси-
рованы в наиболее авторитетных учебниках риторики, нормали-
зующих прозаическую речь. Правда, многие положительные идеи
прошлого, воспринятые догматически, могут не только не реа-
- 5 -
лизоваться, но и прямо искажаться. Сказанное - только общая
схема, а жизнь куда богаче всяких схем. Но не ее ли реализа-
цией является тот факт, что весь длительный период царство-
вания "тишайшего царя Алексея Михайловича" на Руси пользуют-
ся "Риторикой" 1620 года? Что после петровского расцвета
русских рукописных риторик (1690-1710 гг.) наступает период
подражания стилю речи, созданному этими руководствами? После
"Риторики" М.В. Ломоносова период если не риторического зас-
тоя, то риторического равновесия (вся 2 половина 18 века).
То же самое повторяется и во 2 половине 19 века с ее перио-
дами реакции и попыток затормозить развитие общественной
мысли, результатом чего было и падение интереса к риторике
как искусству прозаической ораторской речи.
Наконец, приходится констатировать, что активизация
сталинских репрессий в 30-е годы не могла не повлечь за со-
бой свертывание общественно-публичных форм речи и, как
следствие этого, отсутствие разработок риторической речи.
Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов
писал о необходимости изучения принципов построения, на ко-
торых основано языковое внушение, убеждение слушателя (как
бы в соответствии с "общей риторикой" начала 19 века).
В настоящее время приходится констатировать факт в на-
шей отсталости в развитии риторики по сравнению с другими
цивилизованными странами, например, США, Японией, Францией,
где разработка проблем речевого убеждения, словесной культу-
ры, "языкового существования", нормализации прозаической ре-
чи оказалась прямо связанной с дальнейшим общественным и
экономическим прогрессом. Очевиден сейчас и большой интерес
к вопросам риторики и ораторского мастерства, о чем говорит
- 6 -
не только рост числа публикаций, но и последовательно веду-
щиеся в наиболее крупных научных организациях разработки по
проблемам риторического мастерства и культуры речи (отдел
культуры речи в Институте русского языка под руководством
профессора Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им. Ломо-
носова - группа ученых под руководством профессора Рождест-
венского, комиссия по лекторскому мастерству Всероссийского
общества "Знание" и др.). Добавим сюда регулярно проводимые
конференции, занятия по риторике с руководителями предприя-
тий и министерств с лекторами-пропагандистами в областных
организациях общества "Знание", курса риторики МГУ, МГИМО,
МВТУ и т.д., наконец, возросший интерес средств массовой ин-
формации к проблемам риторики, языкового мастерства, норма-
лизации речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется,
будет достаточно внушительной.
И тем не менее мы находимся только в начале пути, веду-
щего к возрождению риторической традиции и построению новой
российской риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фун-
даментальных исследований по истории русской риторики. А,
естественно, чтобы не "изобретать велосипед", мы должны вни-
мательно проработать то, что сделано нашими предшественника-
ми, которые поражают нас не только богатством мыслей, вели-
колепием и своеобразием стиля, - мы чувствуем с ними кровную
историческую связь, даже не зная их, можно не сомневаться в
том, что в нас заложен этот риторический "ген", а незнание
своего родства было бы постыдным.
РИТОРИКА НА РУСИ ДО 17 ВЕКА
- 7 -
Слово "риторика" ассоциируется с понятиями "многоречи-
вость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи
красивой речи увести аудиторию от правильного освещения
действительности. В тоже время у каждого ученого, педагога,
пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпа-
тии к словам "риторика", "красноречие", потому что именно
средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха,
вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жиз-
ненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются
все хорошие дела.
Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду,
требуется владение речевым искусством как орудием защиты и
достижения определенных интересов.
Античные риторы (античное знание было не только основой
средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оста-
ваться историческим фундаментом для современной науки) ясно
понимали эту двойственную природу речи. Уже Платон доказы-
вал, что риторику как искусство речи часто используют в лож-
ных целях, когда риторы "вместо истины больше предпочитают
правдоподобное... силою своего слова они заставляют малое
казаться большим, большое малым... по любому поводу у них
наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи". Но
это не только не должно останавливать, а наоборот - побуж-
дать к занятиям риторикой:
1. Чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется
доказательствами несогласно с истиной;
2. Поскольку с помощью одной и той же особенности мы
познаем истину и подобие истины, необходимо учиться тому,
чтобы речь служила истине, благу и справедливости;
- 8 -
3. Едва ли кто из современных ораторов отказался ты от
того, чтобы иметь "наготове то сжатые, то беспредельно
пространные речи.
Представление о риторике на Руси имеют, конечно, исто-
рическим источником греко-латино-византийскую культуру. И
дело не просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что
сущность предмета риторики как научной и педагогической дис-
циплины перешла в средневековые руководства от античных фи-
лософов, риторов и педагогов.
Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, по
крайней мере нет данных о наличии учебников по риторике. Там
не менее можно говорить о существовании практической ритори-
ки как искусства владения убеждающим и действенным словом.
Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя
из анализа тех сочинений, которые дошли до нас как наиболее
авторитетные. Через анализ ораторики Древней Руси можно уви-
деть богатство приемов, которыми пользовались говорящие.
Многие сочинения, касающиеся практического бытового поведе-
ния, относятся к правилам речи и показывают общую стилистику
общения и стиль обращения со словом, характерные для наших
предков.
Впрочем, отсутствие учебников риторики еще не говорит о
незнании самой науки - скорее напротив, начиная с 11 века
встречаются слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство,
глаголание, и это показывает, что вопросы правил построения
речи и обучения ритории не могли не ставиться, что существо-
вал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой
слова. Стиль этот во многом связан с проникновением на Русь
христианства и его книжной культуры.
- 9 -
Риторические знания входили на Русь вместе с сочинения-
ми христианско-византийской учености.
Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая нау-
ка, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знания
грамматического, но и риторического художества. Ораторская
практика в Древней Руси показывает прекрасную риторическую
подготовку, сведения о которой пока крайне скудны. Один из
способов сбора этих сведения - реконструкция риторико-педа-
гогичекской теории обучения речи из риторической практики
произнесения речей и писания сочинений. Так, "Слово в новую
неделю после пасхи" К. Туровского построена по строгим зако-
нам красноречия, которые выводятся из анализа произведения.
Прежде всего весь материал "Слова" построен на сквозном
сравнении радующейся "церкви Христовой" с окружающей приро-
дой, которая пробуждается весной подобно миру, обновленному
и преображенному Христом.
Современному исследователю и читателю может показаться
чрезмерно сложной метафорика и нагромождение словесных фи-
гур, но с восприятием такого плетения слов хочется, чтобы
современный читатель осознал те функции, которые предлага-
лись учителю и ученику, те правила жизненного поведения, ко-
торым должно было следовать в соответствии с христианс-
ко-этической нормой жизни.
Правила бытового поведения фиксируются и записываюся в
различных пословицах и поговорках, изречениях и афоризмах,
знакомясь с которыми человек формирует образ своей речи.
Чтобы ответить на вопрос: "Каков же был образ речи древне-
русского человека?" - пришлось бы, видимо, обращаться ко
множеству сочинений, поэтому мы ограничим нашу задачу пока-
- 10 -
зом фрагмента решения этой проблемы и реконструкции правил
речевого поведения и отношения к слову.
Сборники под названием "ПЧЕЛА" содержали множество из-
речений о житейской мудрости и добродетели - почти половина
из них могла бы быть отнесена к правилам практической рито-
рики, т.е. нормам речевого поведения, записанным в наставле-
ниях античных и христианских писателей. Например, из кратких
офоризмов, рассказов и наставлений выводятся следующие пра-
вила:
- предпочтение говорения слушанию ("Апостол рече: будь
всяк человек скор на послушание,а ленив на глодание...");
совершенство человека связано с уместностью и правильностью
его речевых поступков ("И ели кто словом не согрешает, то
свершен есть");
- правильный выбор аудитории или собеседника, запрет на
ведение диалога с глупыми людьми ("Саломон рече: во уши бе-
зумного ничего же не глаголи, егда похулит твои мудрые сло-
веса");
- осторожность в обращении со словом, слово должно со-
ответствовать делу - дело должно быть сопровождаемо скромны-
ми словами, слово должно быть правильно;
- запрет на праздные и пустые слова; - учить должно не
столько словом, сколько личностью учителя и
примером "доброго жития", соответствием мудрых слов хорошим
делам ("Уча учи нравам, а не словом; кто словом мудр, а дела
его несовершенны, тот хром есть...");
- человек выявляется и просвещается его речью ("Фотий :
Слово подобно зерцалу, как тем образ телесный и личный явля-
ется, такоже и беседою душевный образ выражается...");
- 11 -
- речь может содержать опасность для человека, поэтому
надо правильно осуществлять выбор собеседника ("Менандр: Уши
свои не ко всем преклоняй словам, ибо злое слово злому делу
наставник есть...");
- но слово же может быть благом при правильном обраще-
нии с ним ("Слово как благим житьем одевает душу образом...
Ласточки тишину проповедуют весеннюю, а мудрые слова - бес-
печалие");
- именно словом человек отличен от прочих животных ("То
его знаменье, то же его град, то же его сила, то же оружье,
то же и стена...").
Любопытно, что очень многие рассуждения христианских
писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали
определенный образ оратора, тип речевого поведения, общения
с аудиторией (собеседниками). Конечно, за такой риторикой
стоит определенная философия,в частности, философия "смирен-
номудрия", которой, как известно, придерживался Андрей Руб-
лев. Вот каковы рекомендации (их вполне можно назвать рито-
рическими) Василия Великого к достижению "смиренномудрия":
"Да не будет у тебя софистических прикрас о слове...
речей горделивых и решительных, но во всем отсекай велича-
вость. Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлобив
на дерзких, человеколюбив к смиренным, утешай злощастных,
посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветс-
твуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь
благосклонен, доступен, не пускайся в похвалу самому себе,
не вынуждай и других говорить о тебе, прикрывай, сколько
можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не
жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай
- 12 -
не скоро и не со страстным движением, ибо это - признак вы-
сокомерия; не осуждай за маловажное, как будто сам ты стро-
гий праведник...".
Это, как сказали бы мы сегодня, программа речевого по-
ведения и одновременно речевого воспитания, ибо рекомендуе-
мые действия имеют отношение или к речи, или к созданию об-
раза говорящего, поскольку называют качества человека, такие
как доброта, краткость, не памятозлобивость, человеколюбие,
предпологающие определенный тип речи.
Правила речевого поведения в быту также регламентирова-
лись: можно не сомневаться в их похожести на современные со-
веты в научно-популярных книгах о вежливости, правилах эти-
кета и т.д. Вот каковы советы женам относительно их поведе-
ния:
- в гости приходить и к себе звать, общаться с кем ве-
лит муж; - беседовать о рукоделии и домашнем строении
(как порядок навести
и какое рукоделие как делать). "Или у себя во дворе, у какой
гостьи, услышав добрую пословице:
как добрые жены живут, и как порядок наводят, и как дома
свои устраивают, и как детей и слуг учат, и как мужей своих
слушают, и как с ними советуются, и как повинуются им во
всем - всему тому прилежно внимать; а чего хорошего не зна-
ют, об этом спрашивать вежливо. С такими то добрыми женами
пригоже сходиться: не ради еды и пития, а для доброй ради
беседы и для науки; да внимать впрок себе, а не пересмеи-
ваться и ни о ком не переговаривать; а спросят, о чем, про
кого и когда и начнут ум испытывать, то отвечать: "не ведаю
я ничего того, и не слыхала, и не знаю; и сама о ненадобном
- 13 -
не спрашиваю, ни о княжнах, ни о боярынях, ни о соседях не
пересужаю".
Какой риторический урок можно вывести из "Домостроя"? В
нем записана норма бытовой риторики, речевого этикета Древ-
ней Руси. Как ни далеко шагнула мировая и отечественная ци-
вилизация, но изначальные формы общения в семье и в быту
сохранились - и приходится сказать что именно подобных пра-
вил и рекомендаций подчас не хватает современному человеку.
Кстати, письма на радио в ответ на передачи о риторике пока-
зывают, что современный речедеятель подчас ждет той же рег-
ламентации, тех же советов.
Показанные правила обращения с речью явились фактически
общей и частной риторикой Древней Руси (общей - когда мы го-
ворим о правилах, относящихся ко всем видам речи, и частной
- когда исследуем правила отдельных видов словесности: ора-
торской, ученой, церковной, бытовой и т.д. прозы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надо честно признать, что история отечественной ритори-
ки только начинает нам открываться. Попробуем же хотя бы пе-
речислить возможные направления исследований, рукописные и
печатные учебники, которые, хотелось бы, чтобы опубликовали.
1. Конечно, 17 век не исчерпывается описанной в этой
работе первой русской "Риторикой". Мы почти не затронули
преподавание риторики в Киевской духовной академии, в укра-
инских и белорусских братских школах. Между тем известно ог-
ромное количество латинских учебников риторики, по которым
учились здесь в 17-18 веках.
- 14 -
2. К сожалению, до нас дошло мало работ петровского
времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Рито-
рика", "Риторика" Михаила Усачева, "О силе риторичестей"
Софрония Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афо-
ноиверского, "Наука проповедей" и "Книга сия философская"
Андрея Белобоцкого и другие.
Огромный интерес представляет анализ "методики" ритори-
ческого обучения в духовных академиях и старообрядческих об-
щинах - в наших отделах рукописей хранится множество сборни-
ков с риторическими статьями и школьными, приветственными
речами.
3. Ломоносовский период в истории риторики по-настояще-
му не оценен. Между тем многие идеи М.В. Ломоносова свежи и
дают много пищи для размышлений любому человеку, желающему
учиться риторике. Несколько замечательных работ конца 18 ве-
ка (в частности, "Правила высшего красноречия М.М. Сперанс-
кого) также ждут своего исследования.
4. Первая половина 19 века дала невиданный взлет рито-
рической мысли. В выдающихся трудах И.И. Рижского, Я.В. Тол-
мачева, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленетского
разрабатываются философские и логические основания риторики,
вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой
практики своего времени.
5. Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соот-
нести опыт нормирования общественной речи и риторической
учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторс-
кому мастерству. Думается, работы А.В. Миртова, В. Гофмана и
других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагоги-
ческий опыт Института живого слова давно ждут своего глубо-
- 15 -
кого осмысления, выдержав проверку временем.
Все эти труды требуют внимательного прочтения, переиз-
дания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет
(и должен) научиться правильно и убедительно говорить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Аннушкин, Первая русская "риторика",Зна-
ние,М.:1989.
2. В.И. Андреев, Деловая риторика,Народное
образование,М.:1995.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В. Дудников, Методичка изучения грамматики, Просвещение,
М.:1988.
2. Л.П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.:1973.
3. А.К. Федоров, Трудные вопросы русского языка, М.:1972.