Русская риторика

 (С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net)

     В рамках проекта "Работай головой!"

                      РУССКАЯ РИТОРИКА

                            ПЛАН

     1. Введение.

     2. Из истории русской риторики.

     3. Риторика на Руси до 17 века.

     4. Заключение.

     5. Список литературы.

     Повышение речевой эрудиции -  один  из  основных  путей

формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овла-

дев основами риторики - науки об убедительной и  оптимальной

речи.  Всякая  наука имеет свою историю,  без знания которой

бесполезно рассчитывать на успех,  тем более в таком сложном

деле как ораторское и искусство.

     До недавнего времени нам были более или менее  известны

труды античных риторов - основоположников теории красноречия

Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

     Важность изучения  риторики  становиться в наши дни все

более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеоб-

щий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторско-

му мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется

сейчас,  и  быть  не могло:  все эпохи социальных обновлений

всегда влекут за собой  преобразования  в  теории  риторики,

поскольку новая общественно - речевая практика требует обоб-

щения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

     Если рассматривать  историю  русской  риторики,  то эта

связь революционно - общественных преобразований с  теориями

                           - 2 -

публичного  красноречия  можно  увидеть на всех этапах нашей

государственной истории.  После сложного для  Руси  Сметного

времени,  эпохи междуцарствования в начале 17 века, избрания

нового царя (Михаила Федоровича  Романова  в  1613  году)  и

возвращения к мирной жизни естественным было требование раз-

вивать словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь по-

сылается  грамота  с  побуждением к поиску монахов,  которые

"грамматику и риторию умеют",  и, видимо, именно в это время

создается первая русская риторика.

     Эпоха петровских преобразований вызывает к жизни  серию

блестящих руководств по ораторскому искусству - наиболее по-

пулярные из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, ос-

нователя  и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в

1698 году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Нау-

ка  проповедей" Андрея Белобоцкого начала 18 века и др.  Эти

учебники риторики переписывались и сохранились сейчас в  на-

ших архивах во множестве списках, являясь образцами школьно-

го преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор не из-

даны и мало изучены.

     Кроме риторик на русском языке,  которые расходились  в

большом количестве списков, существовали также латинские ри-

торики,  поскольку традиционным языком преподавания наук был

латинский.  Каждый учитель риторики в духовной академии дол-

жен был знать свой курс, рукописью которого могли бы пользо-

ваться  ученики,  поэтому отделы рукописей в Москве,  Киеве,

Ленинграде хранят множество рукописных учебников. Ученики же

тренировались  в составлении поздравительных речей (ораций),

писали проповеди.  Вот,  например,  какие темы  предлагались

ученикам  в  Славяно-греко-латинской  академии:  "О принятии

                           - 3 -

учения", "В похвалу философии", "О добродетели", "О разуме и

чувствах" и т.д.

     До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были

рукописными,  и его "Краткое руководство к красноречию" 1747

года стала и первым печатным учебником,  и первым  фундамен-

тальным научным трудом,  переработавшим предшествующие сочи-

нения и предложившим стиль риторических описаний в России не

только 18 веку, но векам последующим.

     Временем расцвета русской риторики  следует  считать  1

половину  19 века,  и особенно период после войны 1812 года,

кода подъем общественных и патриотических настроений  побуж-

дал к развитию словесных наук,  и прежде всего риторики, ко-

торая как описывала общие правила создания сочинений  (общая

риторика),  так и представляла правила отдельных видов и ро-

дов словесности (частная риторика).

     Вторую половину  19  века можно назвать временем посте-

пенного упадка риторики как науки о прозе (деловой, научной,

ораторской). Русская филологическая мысль все больше повора-

чивалась в сторону изучения художественной литературы и поэ-

тических форм речи. Эволюция курсов теории словесности начи-

ная с 1850 до 1917 года заключается в  постепенном  изгнании

из школы всего связанного с прозаически деловыми,  научными,

ораторскими видами речи и в обращении к поэтическим и  эсте-

тическим  видам речи,  когда при изучении языку и литературе

используются только художественные тексты. К 20 годам нашего

столетия этот процесс завершился вполне,  и даже несмотря на

революционное переустройство общества,  в школе  по-прежнему

проходили язык "литературных героев" и "узнавали жизнь в ро-

мане".

                           - 4 -

     Плоды такого образования мы пожинаем доселе,  когда ви-

дим, что наши школьники (а вследствие этого и взрослые) сла-

бо  подготовлены  в  бытовой речи,  не знают правил речевого

этикета,  не владеют правилами документации,  основами  ора-

торского  искусства,  не  могут выступить на собрании и т.д.

(между тем на каждом уроке они занимаются "рассказом", "диа-

логом", "убеждением" учителя в своих знаниях), зато их сразу

пытаются обучать толковать об образах, идеях, эстетике худо-

жественного произведения,  на воображаемом материале научить

говорить о предметах серьезных и жизненно необходимых.

     Между тем  именно в послеоктябрьский период ясно наблю-

даются попытки возродить риторику,  как учение о прозе, тео-

рию ораторского искусства. И это закономерно: социальные из-

менения рождают новые формы речи - так,  Октябрьская револю-

ция  увеличила объем совещательной речи (классический термин

риторики для обозначения дискуссионной речи в  собрании,  на

форуме с целью решения государственных вопросов), а с разви-

тием средств массовой информации и пропаганды  потребовалось

дать  конкретные  рекомендации к введению речи в этих сферах

общения.  Это и было понятно многим филологам, разработавшим

проблемы речи, публичного выступления.

     Сравним: что характерно для времен так называемого  об-

щественного  застоя?  Прежде всего отсутствие подлинной пуб-

личной речи и интереса к ее разработке.  Она оказывается как

бы и ненужна,  и общество продолжает пользоваться теми выра-

ботанными в эпохи "подъема" рекомендациями, которые зафикси-

рованы в наиболее авторитетных учебниках риторики,  нормали-

зующих прозаическую речь.  Правда, многие положительные идеи

прошлого,  воспринятые догматически, могут не только не реа-

                           - 5 -

лизоваться,  но и прямо искажаться. Сказанное - только общая

схема, а жизнь куда богаче всяких схем. Но не ее ли реализа-

цией является тот факт,  что весь длительный период царство-

вания "тишайшего царя Алексея Михайловича" на Руси пользуют-

ся "Риторикой" 1620 года?  Что  после  петровского  расцвета

русских  рукописных риторик (1690-1710 гг.) наступает период

подражания стилю речи, созданному этими руководствами? После

"Риторики" М.В. Ломоносова период если не риторического зас-

тоя,  то риторического равновесия (вся 2 половина 18  века).

То  же самое повторяется и во 2 половине 19 века с ее перио-

дами реакции и  попыток  затормозить  развитие  общественной

мысли,  результатом  чего было и падение интереса к риторике

как искусству прозаической ораторской речи.

     Наконец, приходится   констатировать,  что  активизация

сталинских репрессий в 30-е годы не могла не повлечь за  со-

бой  свертывание  общественно-публичных  форм  речи  и,  как

следствие этого,  отсутствие разработок  риторической  речи.

Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов

писал о необходимости изучения принципов построения,  на ко-

торых  основано языковое внушение,  убеждение слушателя (как

бы в соответствии с "общей риторикой" начала 19 века).

     В настоящее  время приходится констатировать факт в на-

шей отсталости в развитии риторики по  сравнению  с  другими

цивилизованными странами,  например, США, Японией, Францией,

где разработка проблем речевого убеждения, словесной культу-

ры, "языкового существования", нормализации прозаической ре-

чи оказалась прямо связанной  с  дальнейшим  общественным  и

экономическим прогрессом.  Очевиден сейчас и большой интерес

к вопросам риторики и ораторского мастерства,  о чем говорит

                           - 6 -

не только рост числа публикаций,  но и последовательно веду-

щиеся в наиболее крупных научных организациях разработки  по

проблемам  риторического  мастерства  и культуры речи (отдел

культуры речи в Институте русского  языка  под  руководством

профессора Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им. Ломо-

носова - группа ученых под руководством профессора  Рождест-

венского,  комиссия по лекторскому мастерству Всероссийского

общества "Знание" и др.).  Добавим сюда регулярно проводимые

конференции,  занятия по риторике с руководителями предприя-

тий и министерств с  лекторами-пропагандистами  в  областных

организациях общества "Знание",  курса риторики МГУ,  МГИМО,

МВТУ и т.д., наконец, возросший интерес средств массовой ин-

формации к проблемам риторики,  языкового мастерства, норма-

лизации речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется,

будет достаточно внушительной.

     И тем не менее мы находимся только в начале пути, веду-

щего  к возрождению риторической традиции и построению новой

российской риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фун-

даментальных  исследований  по истории русской риторики.  А,

естественно, чтобы не "изобретать велосипед", мы должны вни-

мательно проработать то, что сделано нашими предшественника-

ми,  которые поражают нас не только богатством мыслей, вели-

колепием и своеобразием стиля, - мы чувствуем с ними кровную

историческую связь,  даже не зная их, можно не сомневаться в

том,  что в нас заложен этот риторический "ген",  а незнание

своего родства было бы постыдным.

                 РИТОРИКА НА РУСИ ДО 17 ВЕКА

                           - 7 -

     Слово "риторика" ассоциируется с понятиями  "многоречи-

вость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи

красивой речи  увести  аудиторию  от  правильного  освещения

действительности.  В тоже время у каждого ученого, педагога,

пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпа-

тии  к словам "риторика",  "красноречие",  потому что именно

средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха,

вовремя  найденным и умело сказанным словом разрешаются жиз-

ненные проблемы и противоречия,  начинаются и сопровождаются

все хорошие дела.

     Значит, чтобы не быть битым,  чтобы не попасть в  беду,

требуется  владение  речевым искусством как орудием защиты и

достижения определенных интересов.

     Античные риторы (античное знание было не только основой

средневекового знания в Древней Руси,  но  продолжает  оста-

ваться  историческим фундаментом для современной науки) ясно

понимали эту двойственную природу речи.  Уже Платон  доказы-

вал, что риторику как искусство речи часто используют в лож-

ных целях,  когда риторы "вместо истины больше  предпочитают

правдоподобное...  силою  своего  слова они заставляют малое

казаться большим,  большое малым...  по любому поводу у  них

наготове  то сжатые,  то беспредельно пространные речи".  Но

это не только не должно останавливать,  а наоборот -  побуж-

дать к занятиям риторикой:

     1. Чтобы уметь опровергнуть,  если кто-либо  пользуется

доказательствами несогласно с истиной;

     2. Поскольку с помощью одной и той  же  особенности  мы

познаем  истину  и подобие истины,  необходимо учиться тому,

чтобы речь служила истине, благу и справедливости;

                           - 8 -

     3. Едва  ли кто из современных ораторов отказался ты от

того,  чтобы иметь  "наготове  то  сжатые,  то  беспредельно

пространные речи.

     Представление о риторике на Руси имеют,  конечно, исто-

рическим  источником  греко-латино-византийскую культуру.  И

дело не просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что

сущность предмета риторики как научной и педагогической дис-

циплины перешла в средневековые руководства от античных  фи-

лософов, риторов и педагогов.

     Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, по

крайней мере нет данных о наличии учебников по риторике. Там

не менее можно говорить о существовании практической ритори-

ки  как  искусства владения убеждающим и действенным словом.

Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя

из анализа тех сочинений,  которые дошли до нас как наиболее

авторитетные. Через анализ ораторики Древней Руси можно уви-

деть  богатство  приемов,  которыми  пользовались говорящие.

Многие сочинения,  касающиеся практического бытового поведе-

ния, относятся к правилам речи и показывают общую стилистику

общения и стиль обращения со словом,  характерные для  наших

предков.

     Впрочем, отсутствие учебников риторики еще не говорит о

незнании  самой  науки - скорее напротив,  начиная с 11 века

встречаются слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство,

глаголание,  и это показывает, что вопросы правил построения

речи и обучения ритории не могли не ставиться, что существо-

вал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой

слова.  Стиль этот во многом связан с проникновением на Русь

христианства и его книжной культуры.

                           - 9 -

     Риторические знания входили на Русь вместе с сочинения-

ми христианско-византийской учености.

     Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая нау-

ка,  приезжие  ученые греки восхвалялись не только за знания

грамматического,  но и риторического художества.  Ораторская

практика  в  Древней Руси показывает прекрасную риторическую

подготовку,  сведения о которой пока крайне скудны.  Один из

способов  сбора этих сведения - реконструкция риторико-педа-

гогичекской теории обучения речи  из  риторической  практики

произнесения речей и писания сочинений.  Так, "Слово в новую

неделю после пасхи" К. Туровского построена по строгим зако-

нам красноречия,  которые выводятся из анализа произведения.

Прежде всего весь  материал  "Слова"  построен  на  сквозном

сравнении  радующейся "церкви Христовой" с окружающей приро-

дой,  которая пробуждается весной подобно миру, обновленному

и преображенному Христом.

     Современному исследователю и читателю может  показаться

чрезмерно  сложной  метафорика и нагромождение словесных фи-

гур,  но с восприятием такого плетения слов  хочется,  чтобы

современный  читатель осознал те функции,  которые предлага-

лись учителю и ученику, те правила жизненного поведения, ко-

торым  должно  было  следовать  в  соответствии с христианс-

ко-этической нормой жизни.

     Правила бытового  поведения фиксируются и записываюся в

различных пословицах и поговорках,  изречениях и  афоризмах,

знакомясь  с  которыми  человек  формирует образ своей речи.

Чтобы ответить на вопрос:  "Каков же был образ речи  древне-

русского  человека?"  - пришлось бы,  видимо,  обращаться ко

множеству сочинений,  поэтому мы ограничим нашу задачу пока-

                           - 10 -

зом  фрагмента  решения этой проблемы и реконструкции правил

речевого поведения и отношения к слову.

     Сборники под  названием "ПЧЕЛА" содержали множество из-

речений о житейской мудрости и добродетели - почти  половина

из  них могла бы быть отнесена к правилам практической рито-

рики, т.е. нормам речевого поведения, записанным в наставле-

ниях античных и христианских писателей. Например, из кратких

офоризмов,  рассказов и наставлений выводятся следующие пра-

вила:

     - предпочтение говорения слушанию ("Апостол рече:  будь

всяк  человек  скор  на послушание,а ленив на глодание...");

совершенство человека связано с уместностью и  правильностью

его  речевых  поступков ("И ели кто словом не согрешает,  то

свершен есть");

     - правильный выбор аудитории или собеседника, запрет на

ведение диалога с глупыми людьми ("Саломон рече:  во уши бе-

зумного ничего же не глаголи,  егда похулит твои мудрые сло-

веса");

     - осторожность в обращении со словом,  слово должно со-

ответствовать делу - дело должно быть сопровождаемо скромны-

ми словами, слово должно быть правильно;

     - запрет на праздные и пустые слова;  - учить должно не

     столько словом, сколько личностью учителя и

примером "доброго жития",  соответствием мудрых слов хорошим

делам ("Уча учи нравам, а не словом; кто словом мудр, а дела

его несовершенны, тот хром есть...");

     - человек выявляется и просвещается его речью ("Фотий :

Слово подобно зерцалу, как тем образ телесный и личный явля-

ется, такоже и беседою душевный образ выражается...");

                           - 11 -

     - речь может содержать опасность для человека,  поэтому

надо правильно осуществлять выбор собеседника ("Менандр: Уши

свои не ко всем преклоняй словам,  ибо злое слово злому делу

наставник есть...");

     - но слово же может быть благом при правильном  обраще-

нии  с ним ("Слово как благим житьем одевает душу образом...

Ласточки тишину проповедуют весеннюю,  а мудрые слова - бес-

печалие");

     - именно словом человек отличен от прочих животных ("То

его знаменье,  то же его град, то же его сила, то же оружье,

то же и стена...").

     Любопытно, что  очень  многие  рассуждения христианских

писателей, переведенные на древнерусский язык, рекомендовали

определенный образ оратора,  тип речевого поведения, общения

с аудиторией (собеседниками).  Конечно,  за такой  риторикой

стоит определенная философия,в частности, философия "смирен-

номудрия",  которой, как известно, придерживался Андрей Руб-

лев.  Вот каковы рекомендации (их вполне можно назвать рито-

рическими) Василия Великого к достижению "смиренномудрия":

     "Да не  будет  у  тебя софистических прикрас о слове...

речей горделивых и решительных,  но во всем отсекай  велича-

вость.  Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлобив

на дерзких,  человеколюбив к смиренным,  утешай  злощастных,

посещай болезнующих, совершенно никого не презирай, приветс-

твуй с приятностью,  отвечай со светлым лицом,  ко всем будь

благосклонен,  доступен,  не пускайся в похвалу самому себе,

не вынуждай и других говорить  о  тебе,  прикрывай,  сколько

можно,  свои преимущества,  а в грехах сам себя обвиняй и не

жди обличения от других.  Не будь тяжел в выговорах, обличай

                           - 12 -

не скоро и не со страстным движением,  ибо это - признак вы-

сокомерия;  не осуждай за маловажное, как будто сам ты стро-

гий праведник...".

     Это, как сказали бы мы сегодня,  программа речевого по-

ведения и одновременно речевого воспитания,  ибо рекомендуе-

мые действия имеют отношение или к речи,  или к созданию об-

раза говорящего, поскольку называют качества человека, такие

как доброта,  краткость, не памятозлобивость, человеколюбие,

предпологающие определенный тип речи.

     Правила речевого поведения в быту также регламентирова-

лись: можно не сомневаться в их похожести на современные со-

веты в научно-популярных книгах о вежливости,  правилах эти-

кета и т.д.  Вот каковы советы женам относительно их поведе-

ния:

     - в гости приходить и к себе звать,  общаться с кем ве-

     лит муж;  - беседовать о рукоделии и домашнем  строении

     (как порядок навести

и какое рукоделие как делать). "Или у себя во дворе, у какой

     гостьи, услышав добрую пословице:

как добрые жены живут,  и как порядок наводят,  и  как  дома

свои устраивают,  и как детей и слуг учат, и как мужей своих

слушают,  и как с ними советуются,  и как повинуются  им  во

всем - всему тому прилежно внимать;  а чего хорошего не зна-

ют,  об этом спрашивать вежливо.  С такими то добрыми женами

пригоже  сходиться:  не ради еды и пития,  а для доброй ради

беседы и для науки;  да внимать впрок себе,  а не  пересмеи-

ваться и ни о ком не переговаривать;  а спросят,  о чем, про

кого и когда и начнут ум испытывать,  то отвечать: "не ведаю

я ничего того,  и не слыхала, и не знаю; и сама о ненадобном

                           - 13 -

не спрашиваю,  ни о княжнах,  ни о боярынях, ни о соседях не

пересужаю".

     Какой риторический урок можно вывести из "Домостроя"? В

нем записана норма бытовой риторики,  речевого этикета Древ-

ней Руси.  Как ни далеко шагнула мировая и отечественная ци-

вилизация,  но  изначальные  формы  общения в семье и в быту

сохранились - и приходится сказать что именно подобных  пра-

вил  и рекомендаций подчас не хватает современному человеку.

Кстати, письма на радио в ответ на передачи о риторике пока-

зывают,  что современный речедеятель подчас ждет той же рег-

ламентации, тех же советов.

     Показанные правила обращения с речью явились фактически

общей и частной риторикой Древней Руси (общей - когда мы го-

ворим о правилах,  относящихся ко всем видам речи, и частной

- когда исследуем правила отдельных видов словесности:  ора-

торской, ученой, церковной, бытовой и т.д. прозы).

                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Надо честно признать, что история отечественной ритори-

ки только начинает нам открываться. Попробуем же хотя бы пе-

речислить  возможные направления исследований,  рукописные и

печатные учебники, которые, хотелось бы, чтобы опубликовали.

     1. Конечно,  17  век  не исчерпывается описанной в этой

работе первой русской "Риторикой".  Мы  почти  не  затронули

преподавание риторики в Киевской духовной академии,  в укра-

инских и белорусских братских школах. Между тем известно ог-

ромное  количество латинских учебников риторики,  по которым

учились здесь в 17-18 веках.

                           - 14 -

     2. К  сожалению,  до  нас  дошло мало работ петровского

времени.  Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Рито-

рика",  "Риторика"  Михаила  Усачева,  "О силе риторичестей"

Софрония Лихуда, "Книга всекрасного златословия" Козьмы Афо-

ноиверского,  "Наука  проповедей"  и "Книга сия философская"

Андрея Белобоцкого и другие.

     Огромный интерес представляет анализ "методики" ритори-

ческого обучения в духовных академиях и старообрядческих об-

щинах - в наших отделах рукописей хранится множество сборни-

ков с риторическими статьями  и  школьными,  приветственными

речами.

     3. Ломоносовский период в истории риторики по-настояще-

му не оценен.  Между тем многие идеи М.В. Ломоносова свежи и

дают много пищи для размышлений любому  человеку,  желающему

учиться риторике. Несколько замечательных работ конца 18 ве-

ка (в частности,  "Правила высшего красноречия М.М. Сперанс-

кого) также ждут своего исследования.

     4. Первая половина 19 века дала невиданный взлет  рито-

рической мысли. В выдающихся трудах И.И. Рижского, Я.В. Тол-

мачева,  А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленетского

разрабатываются философские и логические основания риторики,

вместе с тем дан  анализ  конкретной  общественной  языковой

практики своего времени.

     5. Возвращаясь к ленинским нормам жизни, нам важно соот-

нести  опыт  нормирования  общественной  речи и риторической

учебы 20-х годов с современными проблемами обучения лекторс-

кому мастерству. Думается, работы А.В. Миртова, В. Гофмана и

других теоретиков ораторского искусства,  риторико-педагоги-

ческий  опыт Института живого слова давно ждут своего глубо-

                           - 15 -

кого осмысления, выдержав проверку временем.

     Все эти труды требуют внимательного прочтения,  переиз-

дания,  научного комментирования,  изучения всеми, кто хочет

(и должен) научиться правильно и убедительно говорить.

                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. В.И.  Аннушкин,   Первая   русская   "риторика",Зна-

     ние,М.:1989.

     2. В.И. Андреев, Деловая риторика,Народное

     образование,М.:1995.

                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     1. А.В. Дудников,  Методичка  изучения  грамматики,   Просвещение,

        М.:1988.

     2. Л.П. Федоренко, Принципы обучения русскому языку, М.:1973.

     3. А.К. Федоров, Трудные вопросы русского языка, М.:1972.