Рынок ценных бумаг

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

Специальность 06.05.00

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

К у р с о в а я   р а б о т а

 По предмету     «Финансы и кредит»

Тема   «Рынок ценных бумаг»

         

Исполнитель: 

Студент группы ПБУА - 00 Смородина О.Л.

Руководитель:  Ленина В.В.

Допущен к защите ____________________________________________________________________

                                                              (дата, подписи)

Курсовая защищена ___________________________________________________________________

                                                                                                (дата, оценка, подписи)

г. Пермь 2001г.

Содержание

                                                                        Стр.     

Введение_________________________________________________________________ 2                                                                                                                                                       

Глава I.

Становление российского рынка ценных бумаг_________________________________ 3       

Глава II.

II.1. Виды рынков ценных бумаг _____________________________________________  8

II.2. Основные характеристики рынка ценных бумаг _____________________________ 8     

II.3. Характеристика участников рынка ценных бумаг ___________________________ 11

II.4. Виды ценных бумаг ____________________________________________________ 18

Глава III.

Современное состояние рынка ценных бумаг и перспективы его развития __________ 20

Заключение _______________________________________________________________ 24

Список использованной литературы __________________________________________  25  

Введение.

Российский рынок ценных бумаг в настоящее время представляет собой бурно развивающуюся сферу финансового рынка страны. Сегодня эта часть рынка еще не до конца сформирована с точки зрения законодательства, налогообложения и структуры. Именно поэтому, я считаю данную тему очень интересной для написания работы, здесь есть над чем подумать, что сравнить, даже делать предположения на ближайшее будущее.

Как и любой другой, рынок ценных бумаг очень сложен по своей структуре, а тем более в условиях развивающихся и совершенствующихся рыночных отношений.

Российскую экономику сложно сравнивать с экономикой любой другой страны в силу сотни различных причин. Но у России может  быть сколько угодно особых исторических путей, но от подчинения общим закономерностям ей все равно не уйти, поэтому финансовый рынок и в России, рынок на котором одни деньги и денежные средства продаются за другие, и ценные бумаги являются одним из объектов гражданских правоотношений. О становлении рынка ценных бумаг в России подробнее говорится в первой главе работы.

Во второй главе рассматриваются подробно вопросы структуры рынка. О разновидности рынков ценных бумаг, видах ценных бумаг также говорится в этой главе. Ценные бумаги - это инструмент для операций на финансовом рынке. “Выгодность” инструмента зависит от целей и возможностей. Есть инструменты для профессионалов и есть для “любителей”, есть для коротких операций и есть для вложений на большие сроки, есть для максимальной прибыли ( но с риском! ), а есть для любителей надежного дохода. Именно разнообразие ценных бумаг дает возможность подобрать наилучший инструмент для каждого конкретного случая.

Прогнозы специалистов о развитии российского рынка ценных бумаг довольно оптимистичны, несмотря на большие трудности связанные с защитой инвесторов и законодательной основой. О предполагаемых направлениях развития рынка ценных бумаг говорится в третьей главе моей работы.

Итак, цель моей работы: сделать общий обзор развития рынка ценных бумаг в России, а также проанализировать наиболее сильные и слабые его стороны.

Глава I.

   Становление российского рынка ценных бумаг.

Современное рыночное хозяйство включает в себя рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы и финансовый рынок. Все элементы системы рыночных отношений тесно связаны между собой: так, процессы, происходящие в сфере товарного рынка, отражаются на состоянии финансового рынка, и наоборот.

Уровень развития финансового рынка и его составных элементов - рынка ценных бумаг, валютного рынка, кредитного рынка и так далее - играет, без преувеличения, решающую роль в создании цивилизованной рыночной экономики.

Финансовый рынок России еще формируется, но уже сегодня обладает такими потенциальными возможностями и объемами, что способен привлекать пристальное внимание всего финансового мира. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка. Не случайно проведенная в июне 1995 года презентация российских государственных обязательств в мировых финансовых центрах - Лондоне и Нью-Йорке - собрала свыше 100 крупнейших западных инвесторов.

Для создания развитой системы рыночных финансовых отношений в России требуется не только введение в действие необходимых инструментов и механизмов, но и преодоление сложившегося за долгие годы менталитета.

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка и представляет рынок реально существующего капитала. Функционирование рынка ценных бумаг зависит от воздействия многих факторов различного характера.

                   Становление и развитие рынка ценных бумаг РФ можно разделить на несколько этапов:

Первый - 1991-1992 гг.

Второй - 1992-1994 гг.

Третий - 1994 г. - 4 квартал 1995 г.

Четвертый - 1996 г. — 17 августа 1998 гг.

Пятый — 17 августа 1998 г. — по настоящее время.

            До 17 августа 1998 г. рынок ценных бумаг, несмот­ря на недостатки, имел положительные тенденции своего развития. После непродуманных решений от 17 августа он перешел в новую фазу своего развития, которая будет довольно сложной и неопределен­ной.

Первый этап (1991 — 1992 гг.)

                   1991 год был первым годом интенсивного создания акционерных обществ, выпуска ценных бумаг, активизации участников рынка. Этот процесс стал возмо­жен благодаря разработке корпоративного законодательства. Однако имевшиеся в начале 1991 года прогнозы, предсказывающие лавинообразный рост предложения ценных бумаг корпораций и интенсивную их перепродажу с участием институ­тов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, не оправдались. Это объясняется неподготовленностью участников рынка, неотработанностью порядка операций с ценными бумагами, отсутствием механизма контроля за отчетностью акционерных обществ.

               Этот период также характеризуется началом законодательного регулирования рынка ценных бумаг: ставится вопрос о надежности ценных бумаг, определении их рейтинга и т.д.

         Первые фондовые биржи — Московская ЦФБ, Сибирская и Санкт-Петербур­гская — начали свою деятельность в третьем квартале 1991 г. Кроме того, стабильные операции проводили фондовые отделы РТСБ, товарно-фондовой биржи «Санкт-Петербург» и др.

На начальном этапе развития отечественного фондового рынка акции товарных бирж представляли основной сектор рынка. Это было вызвано, прежде всего, товар­ным дефицитом в стране в то время, и большая часть информации относительно спроса и предложения по различным группам товаров стекалась на эти биржи, где и заключались по ним высокорентабельные сделки.

Второй этап (1992 — 1994 гг.)

       Характеризуется выходом в обращение «именного приватизационного чека»» - ваучера. Выход в обращение ваучера внес значительный вклад в развитие рынка

ценных бумаг. Была предпринята попытка, с одной стороны, вовлечь значитель­ную часть населения в класс собственников (акционеров), а, с другой сторо­ны, — провести ускоренную массовую приватизацию с целью частичного снятия нагрузки с бюджета государства благодаря появлению большого количества акци­онерных обществ, которые в конкурентной борьбе между собой должны были бы улучшать качество выпускаемой продукции и насытить рынок необходимыми

товарами.

              Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инструмент. Одна из важных положительных особенностей ваучера — его инвестиционная привлекатель­ность, т.е. в случае покупки ваучера с целью дальнейшей перепродажи по более высокой цене и в случае последующего значительного снижения цены ваучер можно было использовать по прямому назначению — инвестировать в какое-либо предпри­ятие. Эти высокодоходные операции имели незначительный риск зафиксированного прямого убытка.

           Активно заработали инвестиционно-финансовые компании, финансовые бро­керы, фондовые отделы банков. Начали появляться чековые инвестиционные фон­ды, которые привлекали ваучеры населения, аккумулировали их и участвовали в чековых аукционах по приватизации предприятий. Правда, большинство из таких организаций кануло в лету. Многие руководители довели их до банкротства, не использовав уникальный шанс,(аккумуляция большого количества вкладчиков с выте­кающими из этого возможностями).

           Правительство ставило перед собой следующие цели:

• создание класса акционеров;

• обретение более эффективного собственника, что впоследствии позволило бы снять нагрузку с бюджета государства;

• ускоренное развитие структуры рынка ценных бумаг;

  увеличение поступлений в бюджет и др.

В результате:

         Неграмотные действия подорвали доверие к фондовому рынку. Отставание законодательной базы от реального развития рынка ценных бумаг привело к краху многих существовавших в то время финансовых пирамид. Миллионы вклад­чиков лишились своих сбережений. В большой степени в этом повинно государ­ство. Поставленные задачи не были достигнуты. В стране появилось значительное количество акционеров, но они в общей своей массе являлись пассивными уча­стниками рынка ценных бумаг.                      

Большое количество предприятий было акционировано, но эффективного соб­ственника получили лишь не более 10% предприятий.

            Как уже отмечалось, второй этап развития рынка ценных бумаг закончился крахом финансовых пирамид. Все акции понизились в цене, а акционеры полностью разочаровались в российском фондовом рынке.

Вывод: главная причина кризиса заключалось в несовершенстве российского законодательства и переоценке темпов развития данного рынка. Было также доказа­но, что рынок ценных бумаг, как и любой рынок в рыночной экономике, нужда­ется в регулировании и контроле со стороны государственных структур.

Третий этап (1994 г. — 4 квартал 1995 г.)  

                 Этот этап можно назвать депрессивным. Недавний крах финансовых пирамид и приближение парламентских выборов привели к еще более сильному падению акций приватизированных предприятий.

Четвертый этап (1996 г. — 17 августа 1998г.)

                 Его характеризуют два важных события — выпуск облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и введение валютного коридора. Несмотря на то, что государство уже имело долговые государственные бумаги, которые были представлены безналичными инструментами (ГКО, ОФЗ), выпуск ОГСЗ позволил переориентировать население с покупки наличного доллара США на покупку данного инструмента, доби­ваясь тем самым возобновления доверия к рынку ценных бумаг в целом.

Введение валютного коридора также благоприятно сказалось на развитии рынка ценных бумаг в РФ. Инвесторы начали получать значительную прибыль в долларах США, инвестируя финансовые ресурсы в покупку безрисковых государственных ценных бумаг. Доход по данным финансовым инструментам значительно превышал темпы девальвации рубля. Это была первая ошибка, так как доход по государственным ценным бумагам должен быть минимальным и находиться на уровне не более 15 — 20% годовых в СКВ. Фактически же доходность превышала порой 50% годовых, что вносило дисбаланс в фундаментальные качества государственных ценных бумаг и что, в свою очередь, ставило под сомнение полное выполнение обязательств по внутреннему долгу РФ.

Вводя валютный коридор, правительство ставило перед собой следующие зада­чи:

• снизить валютный риск при инвестировании, в большей степени прямых  инвестиций в различные сектора экономики;

• покрыть бюджетный дефицит за счет дополнительного размещения государ­ственных высокодоходных долговых обязательств;

 снизить доходность по безрисковым финансовым инструментам с дальнейшей переориентацией инвестиций в реальный сектор экономики.

Государство частично достигло желаемого результата. Доходность государственных ценных бумаг снизилась до 30% годовых в рублях. Произошла незначительная переориентация направления движения капитала, и часть инвестиций была направлена на рынок корпоративных акций, но, к сожале­нию, в качестве портфельных инвестиций. Количество акций выросло более чем в 5—15 раз. Отставание законодательной базы в области прямых инвестиций и отсутствие закона защиты прав инвесторов, в особенности иностранных, не позволили переориентировать инвестиции с портфельных на прямые. Была допущена стратегическая ошибка в сфере управления внутренним долгом. Необходимо было переходить на более длинные долговые инструменты со сроком погашения более чем 5 лет. Рынок был готов к данному переходу. Также при значи­тельном росте цены на корпоративные акции необходимо было продавать стратеги­ческим инвесторам неконтрольные пакеты акций предприятий, находившихся в го­сударственной собственности.

                  Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг оказал азиатский кризис и значительное падение цен на энергоресурсы — основной источник валютных по­ступлений. (Нужно сделать правильный вывод о роли стоимости сырьевых ресурсов на мировых рынках, и осознать, что сегодня экономическое будущее России, к сожалению, зависит от цены на нефть). За счет этого резко ухудшился платежный баланс страны, что в свою очередь вызвало у инвесторов сомнение в надежности валютного коридора и исполнении форвардных контрактов российскими банками на поставку долларов США. Появилась неопределенность в конечной доходности в СКВ многих финансовых инструментов. Началась массовая продажа ГКО, перевод рублей в доллары и вывоз их за пределы России. Была сделана очередная ошибка: вместо прекращения размещения новых выпусков ГКО по высо­кой доходности продолжали эмитировать новые выпуски данных ценных бумаг (пра­вительство пыталось высокой доходностью удержать инвесторов). Доходность при размещении доходила до 70% годовых в долларах США в случае сохранения валют­ного коридора, что. еще сильнее напугало инвесторов. Нужно же было в срочном порядке переходить с внут­реннего долга на внешний, который был более длинным (занимать доллары на внешнем рынке и гасить внутренние обязательства, что привело бы к падению до­ходности и укреплению доверия инвесторов). Через некоторое время была сделана очередная техническая ошибка: иностран­ным инвесторам было предложено перейти с рублевых коротких ГКО на более длин­ные валютные. Стратегически это было правильное решение, но тактически выпол­нено неверно. Многие инвесторы начали сомневаться в выполнении внутренних обязательств государства по погашению долговых ценных бумаг. Получение кредитов от МВФ помогло разрядить ситуацию, правда, не надолго. И здесь опять сделана очередная стратегическая ошибка. Вместо того, чтобы исполь­зовать данные средства для погашения ГКО или выкупа их на рынке с доходностью более 150% годовых, Банк России начал удерживать рубль от падения, истратив за короткий срок несколько миллиардов долларов США.

Результат: отказ от выполнения обязательств по внутреннему долгу и значитель­ная девальвация рубля. Что нужно было делать? При получении кредита от МВФ необходимо было девальвировать рубль (курс рубля к доллару установился бы на уровне 9—15 рублей за доллар, и он бы вполне устраивал основных экспортеров) и в обязательном порядке выполнить обязательства по внутреннему долгу за счет продажи нескольких миллиардов долларов валютных резервов и даже с частичной эмиссией денег. 

В том случае, если бы государство пошло по данному пути, то, несмотря на многие отрицательные последствия, в дальнейшем инвесторы (российские) начали бы хеджировать в обязательном порядке валютные риски. Это дало бы большой толчок развитию необходимых финансовых учреждений (фьючерсных бирж), появ­лению новых финансовых инструментов — опционов и т.д. Сохранилась бы важная экономическая аксиома: внутренние обязательства в национальной валюте считаются выполнимыми при любых обстоятельствах, так как государство имеет право напечатать необходимое количество денег для его погаше­ния. Этап закончился 17 августа 1998 г. объявлением Россией дефолта по внутренним долгам.

Последствия: российский рынок ценных бумаг впал в глубокую депрессию, и недоверие к российским ценным бумагам возросло многократно.

                 При объявлении дефолта по внутренним обязательствам России деньги потеря­ла самая консервативная часть инвесторов, которые не хотели рисковать вообще. И именно для такой категории граждан и существуют государственные долговые цен­ные бумаги и депозиты в крупных и надежных банках под минимальный процент дохода.

Пятый этап (с 17 августа 1998 г. по настоящее время)

                После 17 августа 1998 г. наступил новый этап развития российского рынка ценных бумаг. В настоящее время фундамен­тальных предпосылок для преодоления негативных последствий объявленного де­фолта по внутренним обязательствам нет. Как уже было сказано, был нарушен основной фундаментальный баланс исходных и необходимых условий для нормального разви­тия рынка ценных бумаг и экономики в целом. В настоящее время в России нет безрисковых финансовых инструментов, гарантирующих получение прибыли.

                Государственные ценные бумаги являлись базовыми финансовыми инструмен­тами с определенной доходностью, относительно которой инвесторы принимали решения об инвестировании денежных средств в те или иные активы, исходя из соотношения будущих доходов и возможных убытков. Сегодня инвестиции в РФ не могут быть объективно разделены на группы по степени риска. Все финансовые инструменты перешли в разряд повышенного риска, и вопрос сегодня заключается в том, где возможна полная потеря капитала, а где она составляет не более 80% от суммы инвестиций? А если затронуть вопрос о соотношении риск/прибыль, то вло­жение средств в рисковые операции будет намного целесообразнее, нежели вложе­ния в государственные ценные бумаги. Люди, принимавшие данное решение, пере­вели развивающийся российский рынок ценных бумаг в «рынок без каких-либо нормальных логичных цивилизованных правил».

         

 Глава II

II.1. Виды рынков ценных бумаг

             Финансовый рынок – рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений.

Финансовый  рынок (рынок ссудных капиталов)

 

            Денежный рынок                           Рынок капиталов

 

               Рынок ценных бумаг

                                               Первичный           Вторичный

                Биржевой         Внебиржевой

                Денежный рынок – рынок краткосрочных финансовых требований (со сроком до 1 года). Рынок капиталов – это рынок ценных бумаг со сроком действия более 1 года. Хотя такое деление и является довольно условным, в нем есть определенный смысл, т.к. на денежном рынке удовлетворяются потребности, главным образом в оборотном капитале, а на рынке капиталов потребности в основном капитале.

              Рынок капиталов – рынок, на котором обращаются бессрочные ценные бумаги или ценные бумаги до погашения которых остается более 1 года.

          II.2. Основные характеристики рынка ценных бумаг.

В сферу понятия "рынок ценных бумаг" включаются отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг существенно отличается от товарных, денежных или других видов рынков прежде всего особым характером товара, который на нем обращается. Этот товар - ценные бумаги, на которых обозначен их номинал, однако цена этого товара зависит не от величины номинала, а от реального капитала, который он представляет.

Как и любой другой рынок, рынок ценных бумаг складывается из спроса, предложения и уравновешивающей цены, Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает своих собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на рынке ценных бумаг заемщиками, а кредитором является население. Задача рынка ценных бумаг - обеспечить более полный и быстрый перелив сбережений в инвестиции по цене, которая устаивала бы обе стороны.

                   Порядок выпуска и обращение ценных бумаг на территории РФ, регламентация деятельности участников рынка ценных бумаг в целях защиты интересов инвесторов и содействия эффективному развитию экономику России осуществляется в соответствии с положением "О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года  №78.

                  В цепочке сделок по купле-продаже ценной бумаги одна всегда является первой (первичной), обеспечивающей поступление фондовой ценности на рынок. Все остальные носят вторичный (производный) характер, ибо они связаны с перепродажей уже поступившего на рынок инструмента другим субъектам. Учитывая существенные различия в способах первоначального размещения ценных бумаг и их последующего обращения, выделяют первичный и вторичный рынки ценных бумаг.

                  Законодательно первичный рынок ценных бумаг  определяется как отношения,  складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при  заключении  гражданско-правовых  сделок между  лицами,  принимающими  на  себя  обязательства  по иным ценным  бумагам,  и  первыми  инвесторами,   профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями. Таким образом,  первичный рынок  -  это  рынок  первых  и повторных  эмиссий ценных бумаг,  на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

                 Важнейшей чертой   первичного   рынка   является   полное раскрытие  информации  для  инвесторов,  позволяющее   сделать обоснованный   выбор   ценной  бумаги  для  вложения  денежных средств.  Вся  деятельность  на  первичном  рынке  служит  для раскрытия   информации:   подготовка  проспекта  эмиссии,  его регистрация и контроль  государственными  органами  с  позиций полноты  представленных данных,  публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

                Существует две  формы  первичного  рынка ценных бумаг: частное размещение и публичное предложение.

                Частное размещение   характеризуется  продажей  (обменом) ценных  бумаг  ограниченному  количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

                Публичное предложение - это размещение ценных  бумаг  при их  первичной  эмиссии  путем  публичных  объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

                Соотношение между   публичным   предложением   и  частным размещением   постоянно   меняется   и   зависит    от    типа финансирования,  который  избирают  предприятия в той или иной экономике,  от структурных  преобразований,  которые  проводит правительство,  и других факторов.  Так,  в России в 1990-1992 гг.  преобладало (до 90%) частное размещение  акций  (создание открытых   акционерных  обществ).  Основная  часть  публичного предложения  акций  приходилась  на  банки  и   инвестиционные институты. С началом масштабного процесса приватизации в конце 1992   г.   и    централизованным    преобразованием    многих государственных  предприятий  в акционерные общества открытого типа, доля публичного предложения акций резко увеличилась.

Вторичный рынок. Под вторичным  фондовым  рынком   понимаются   отношения, складывающиеся  при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.

                  Важнейшая черта  вторичного  рынка - это его ликвидность, т.е.  возможность успешной и  обширной  торговли,  способность поглощать  значительные  объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов  и  при  низких  издержках  на реализацию.

                  Вторичный рынок  ценных  бумаг   подразделяется   на: организованный (биржевой)    рынок  и неорганизованный (внебиржевой или "уличный") рынок.

Биржевой рынок. Организованный или  биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи,  как особого, институционально организованного рынка,  на  котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и  операции  на  котором  совершают  профессиональные участники рынка ценных бумаг.

                    Фондовая биржа  -  это  организованный рынок для торговли стандартными    финансовыми     инструментами,     создаваемая профессиональными  участниками  фондового  рынка  для взаимных оптовых операций.

                    Функции фондовой    биржи: 

     а)    создание    постоянно действующего рынка; 

     б) определение цен;

     в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена  и 

         условия  обращения; 

     г)  поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников;

     д)  выработка  правил;

     е)  индикация   состояния экономики, её товарных сегментов и фондового рынка.

                   Фондовая биржа,    по    российскому    законодательству, определяется   как   организация,   исключительным   предметом деятельности которой является обеспечение необходимых  условий нормального  обращения  ценных бумаг,  определение их рыночных цен и надлежащее распространение информации о них,  поддержание высокого уровня профессионализма  участников рынка ценных бумаг.

Фондовая биржа создается в форме закрытого акционерного общества и должна иметь не менее 3 членов. Членами фондовой биржи могут быть только ее акционеры. Фондовая биржа является некоммерческой организацией, не преследует цели получения собственной прибыли, основана на самоокупаемости и не выплачивает от своей деятельности своим членам.

На территории России фондовая биржа регистрируется в соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и получает лицензию на ведение биржевой деятельности с ценными бумагами в Министерстве  финансов РФ.

Фондовая биржа самостоятельно избирает и вырабатывает для себя порядок совершения сделок во время биржевых торгов, а также порядок сверки и расчетов по заключенным сделкам.

Финансирование деятельности фондовой биржи может осуществляться за счет:

·        продажи акций фондовой биржи, дающих право вступить в ее члены;

·        регулярных (как правило, ежегодных) членских взносов членов фондовой

      биржи;

·        биржевых сборов с каждой сделки, осуществленной на фондовой бирже;

·        иных доходов от деятельности биржи.

Доходы биржи полностью направляются на покрытие ее расходов, связанных с расширением и совершенствованием ее деятельности.

                   К котировке  на  фондовой бирже допускаются только ценные бумаги,   которые   прошли   листинг,    т.е.    удовлетворяют определенным   требованиям,  предъявляемым  к  ценным  бумагам данной биржей.  На разных биржах существуют различные критерии допуска  ценных бумаг к котировке.  Это правовой статус ценных бумаг, степень  капитализации  рынка,  минимальное   количество акций,  способы  распределения  акций у акционеров и т.п.

Внебиржевой рынок. Внебиржевой рынок охватывает  рынок  операций  с  ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи. Через этот  рынок  проходит:
а)   большинство   первичных размещений;
б) торговля бумагами худшего качества (в сравнении с зарегистрированными на бирже).
            Вместе с тем, существуют переходные формы, так называемые "прибиржевые" рынки,  которые размывают четкую  границу  между биржевыми и внебиржевыми       рынками. Это "вторые", "третьи", "параллельные" рынки,  создаваемые фондовыми биржами  и  находящиеся под их регулирующим воздействием.  Как правило,  подобные  рынки  имеют  более  низкие  требования  к качеству  ценных бумаг,  включают в себя акции малых и средних компаний,  поддерживая   при   этом   регулярность   торговли, котировки  и  единство правил.

         Следует отметить,  что  до 1993г.  российский внебиржевой рынок отличался спекулятивностью и большим количеством афер, и только   с  1993  г.  он  стал  приобретать  оптовый  характер (торговля   крупными   партиями   акций    для    установления контролирующего    влияния    и   т.п.)   и   развиваться   по цивилизованному пути.

       II.3. Характеристика участников рынка ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчёты по ним; это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников РЦБ:

·        эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение;

·        инвесторы – все те, кто покупает ценные бумаги, выпущенные в обращение;

·        фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг;

·        организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - могут включать организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка), расчётные центры (Расчётные палаты, Клиринговые центры), регистраторов, депозитарии, информационные органы или организации;

·        государственные органы регулирования и контроля – в РФ включают высшие органы управления (Президент, Правительство), министерства и ведомства (Минфин РФ, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, другие), Центральный банк РФ.

Основной мотив, которым руководствуется эмитент, выпуская ценные бумаги - это привлечение капитала (денежных ресурсов). Кроме того, продажа ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путём приватизации; позволяет провести секъюритизацию задолженности и т.п. На другой стороне рынка инвестор – покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении определённых прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса).

В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе имеют отношение к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты» или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая» жизнь часто лежит вне рынка ценных бумаг. Эмитенты обращаются к нему, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы, инвесторы обращаются к нему для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и преумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия.

Вторую группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это – организации, а в ряде стран – и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок.

Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг для всех пользователей фондового рынка. Всю совокупность этих организаций ещё именуют «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчётные организации, депозитарии и регистраторы и др.

Теперь рассмотрим каждого участника рынка ценных бумаг подробнее.

Эмитент. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» определяет его как «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар – ценную бумагу. Однако не следует думать, что эмитент уходит с рынка, поставив на него ценные бумаги. Он постоянно присутствует на нём, так как должен нести от своего имени обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу. Состав эмитентов можно представить следующим образом:

Ø 

¨     

¨     

¨     

Ø 

Ø 

¨     

¨     

¨     

¨     

Ø 

Ø 

Первенство среди российских эмитентов прочно удерживает государство. Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как невозможно банкротство государства, и оно будет нести свои обязательства всегда. При этом, государственные ценные бумаги, эмитируемые Правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.

Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы и т.д.

Акционерное общество, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределённостью экономических перспектив и малопредсказуемостью показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, таким эмитентам необходима техническая доступность реестра, существенные колебания курсовой стоимости их ценных бумаг.

Совсем по-другому «место под солнцем» на отечественном рынке ценных бумаг, а точнее средства инвесторов отвоевали компании, никогда и не предполагавшие вставать на трудный путь реального инвестирования. В результате деньги многих инвесторов ушли с отечественного фондового рынка вместе с исчезнувшими эмитентами. Такая ситуация на российском рынке ценных бумаг создаёт определённые трудности для эмитентов, причём даже для тех из них, за которыми стоят высококвалифицированные инвестиционные проекты.

Инвестор. Определяется Законом «О рынке ценных бумаг» как «лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец)». Кроме того, существует понятие «добросовестного приобретателя», которым считается «лицо, которое приобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в

 момент приобретения не знало и не могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказано иное».

Индивидуальные

Специализированные  фонды и компании (пенсионные фонды, страховые компании и т.д.

Профессионалы рынка

Фондовые посредники

Банки

Инвестиционные институты

Инвестиционные фонды

Инвестиционные компании

Специализированные институты

Корпоративные инвесторы

Государство

Институциональные

Инвесторы

Если основным эмитентом на рынке ценных бумаг является государство, то основным инвестором, определяющим состояние фондового рынка, - индивидуальный инвестор, т.е. физическое лицо, использующее свои сбережения для приобретения ценных бумаг.

Юридические лица, не имеющие лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве посредников, но приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счёт, составляют группу институциональных инвесторов.

Инвесторами выступают и профессионалы фондового рынка, осуществляющие весь комплекс операций на нём, но лишь в том случае, если они вкладывают собственные средства в ценные бумаги.

Классификацию инвесторов можно проводить в зависимости от цели инвестирования. Тогда их делят на стратегических и портфельных.

Стратегический инвестор предполагает получить собственность, завладев контролем над акционерным обществом, и рассчитывает получать доход от использования этой собственности, который, безусловно, будет превышать доход от простого владения акциями.

Портфельный инвестор рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ценных бумаг, поэтому вопросы: что покупать, как покупать, где покупать и когда покупать – для него всегда актуальны.

Прежде чем ответить на эти вопросы, инвестор должен определить с какой целью он осуществляет вложение средств в ценные бумаги, что для него важнее – безопасность вложения средств и их сохранение или высокий уровень доходности при соответственно высоком уровне риска вложений. Поэтому в основу дальнейшей классификации инвестора можно положить цель инвестирования и его отношение к риску.

Одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть управляющие компании (в форме юридического лица или частного предпринимателя), имеющие государственную лицензию на деятельность по управлению ценными бумагами, которая включает:

·       

·       

·       

Смысл функционирования управляющих компаний и их функционирования на рынке ценных бумаг состоит в том, что они обеспечивают:

·       

·       

·       

Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего. В случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством.

Брокером считают профессионального участника рынка ценных бумаг, который занимается брокерской деятельностью. В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» «брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре». В качестве брокера могут выступать как физические лица, так и организации. В обязанности брокера всходит добросовестное выполнение поручений клиентов. Он должен интересы клиентов ставить на первое место и выполнять их в порядке поступления.

Брокер и клиент свои отношения строят на договорной основе. При этом могут использоваться как договор поручения, так и договор комиссии. Если заключён договор поручения, то это означает, что брокер будет  выступать от имени клиента и за счёт клиента, т.е. стороной по заключённым сделкам является клиент и он несёт ответственность за исполнение сделки. Если же предпочтение отдаётся договору комиссии, то при заключении сделки брокер выступает от своего имени, но действует в интересах клиента и за его счёт. Стороной по сделке в этом случае выступает брокер и он несёт ответственность за ёё исполнение. По существующему законодательству клиент до исполнения договора имеет право в одностороннем порядке прекратить его действие. Исполнением договора поручения или комиссии считается передача клиенту официального извещения брокера о заключении сделки. Основной доход брокер получает за счёт комиссионных, взимаемых от суммы сделки.

Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бумаг (физическое лицо или организация), осуществляющий дилерскую деятельность. В Законе «О рынке ценных бумаг» определено, что «дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам». Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки. Выступая в роли оператора рынка, дилер объявляет цену продажи и покупки, минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.

Регистраторами на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестр владельцев ценных бумаг – это «…список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг». Реестр нужен эмитенту в первую очередь для того, чтобы тот мог исполнить свои обязанности перед владельцами выпущенных им ценных бумаг. Кроме того, реестр может понадобиться руководству эмитента для того, чтобы контролировать состав владельцев, отслеживать попытка массовой скупки акций и иные недружественные действия.

Функции регистратора может выполнять само акционерное общество но, если число владельцев превышает 500, то оно должно передать ведение реестра сторонней организации, профессионально оказывающей услуги по ведению реестров.

В реальности регистрационная деятельность может быть затруднена в России. Например, крайне неудобно, когда для регистрации каждой сделки приходится ездить к регистратору, особенно если тот расположен далеко. Это очень замедляет исполнение сделок и сильно повышает стоимость регистрации. По всем этим причинам широкое распространение должен получить институт «номинального держателя». Номинальный держатель – это лицо, на которое в реестре записано некоторое количество ценных бумаг, тогда как на самом деле он их собственником не является. Номинальный держатель сам ведёт учёт реальных собственников. Если старый и новый собственники ценной бумаги открыли счета у номинального держателя, то при купле-продаже меняется состояние счетов у номинального держателя, но общее количество ценных бумаг, записанных на него, остаётся неизменным и состояние его счёта у регистратора остаётся неизменным. Смена собственника оформляется у номинального держателя. В те моменты, когда эмитенту нежен полный реестр владельцев его бумаг, регистратор посылает запрос номинальному держателю и тот предоставляет ему полный список истинных собственников, чьи счета он ведёт.

Сейчас в России институт регистраторов развит достаточно сильно. Ведением реестров акционеров занимаются как банки, для которых эта деятельность является вспомогательной и служит для оказания дополнительных услуг своим клиентам, так и специализированные регистраторы, для которых этот вид деятельности является основным.

Депозитариями называются организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учёту прав собственности на ценные бумаги, т.е. депозитарий ведёт счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные  ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг. Счета, предназначенные для учёта ценных бумаг, называются «счетами депо».

Появление депозитариев и, как следствие этого, обезналичивание оборота ценных бумаг постепенно привело к тому, что ценная бумага в виде бумажного документа используется всё реже и реже. Роль документа (сертификата), удостоверяющего права собственника на ценную бумагу, начинает играть запись на счёте депо. В целом ряде стран такое положение закреплено законодательно. Следует помнить, что для одной ценной бумаги запись, устанавливающая её собственника, в каждый момент может находиться только в одном месте, т.е. не может быть так, чтобы право собственности на одну и ту же бумагу устанавливалось записями в двух депозитариях или в депозитарии и у регистратора. Клиент может иметь несколько счетов в разных депозитариях, но одна ценная бумага в каждый конкретный момент учитывается на каком-то одном из его счетов. Копии этого счёта могут в целях обеспечения надёжности храниться ещё где-то, но местонахождение оригинала фиксировано.

Итак, к основным функциям депозитария относятся: ведение счетов депо по договору с клиентом (такой договор называют депозитарным договором, или договором счёта депо); хранение сертификатов ценных бумаг; выполнение роли посредника между эмитентом и инвестором (например, при выплате дивидендов эмитент переводит в депозитарий сумму денег, соответствующую числу ценных бумаг, находящихся на счёте депозитария; депозитарий же в свою очередь перечисляет дивиденды своим клиентам в соответствии с количеством ценных бумаг этого выпуска, находившихся на их счетах депо). Поскольку счета депо клиентов находятся в депозитарии, то на базе этих счетов при определённой технологии их ведения не составляет особого труда подготовить для эмитента реестр. Именно это привело во многих странах к отмиранию регистраторов как таковых. Их функции перенимаются депозитарной системой, которая делает то же самое дешевле и эффективнее.

Расчётно-клиринговые организации. Совершение сделок с ценными бумагами сопровождается не только их передачей от одного владельца к другому или переучётом прав собственности на них у реестродержателей или в депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаги от их покупателя к продавцу. Если речь идёт о разовых или немногочисленных сделках, то расчёты по ним производятся обычным путём, как и при сделках купли-продажи других товаров. Однако на рынке ценных бумаг, организованном в форме биржевой торговли или на основе компьютерных систем торговли, число сделок и участников торговли очень велико, что объективно привело к выделению деятельности по расчётам с ценными бумагами в специфическую сферу с образованием присущих ей специализированных на указанных расчётах организациях – расчётно-клиринговых (они могут называться по разному: Расчётная палата, Клиринговая палата, Клиринговый центр и т.п.).

В самом общем плане Расчётно-клиринговая организация – это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчётное обслуживание участников рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются:

·       

·       

·       

Для выполнения последнего пункта, в соответствии со ст.6 Закона «О рынке ценных бумаг», Клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ценными бумагами, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами, минимальный размер которых устанавливается ФКЦБ по согласованию с ЦБ РФ.

Расчётно-клиринговая организация может обслуживать какую-либо одну фондовую биржу или сразу несколько фондовых бирж или рынков ценных бумаг. Последний вариант предпочтительнее, так как обычно профессиональные фондовые посредники работают сразу на многих фондовых биржах и для них удобнее и выгоднее, если расчётное обслуживание всех таких рынков ведётся в одном месте.

Расчётно-клиринговая деятельность, в частности, включает:

·       

·       

·       

·       

·       

·       

·       

Основные источники доходов Расчётно-клиринговой организации складываются из:

·       

·       

·       

·       

·       

Расчётно-клиринговые организации занимают центральное место в торговле производными ценными бумагами: фьючерсными контрактами и биржевыми опционами. Без них современный рынок ценных бумаг был бы просто невозможен.

Членами расчётно-клиринговой организации обычно являются крупные банки и крупные финансовые компании, а также фондовые и фьючерсные биржи. Взаимоотношения между ними и расчётно-клиринговой организацией строятся на основе соответствующих договоров.

          *   *   *

Фондовый рынок имеет свои внутренние конфликты, которые способствуют его развития. Основной из них – конфликт продавца и покупателя, в результате которого достигается справедливая цена, устраивающая обе стороны. Это конфликт положительный, он приводит к движению вперёд, однако встречаются и другие противоречия, не столь безобидные.

Одно из таких противоречий – противоречие между брокерской и дилерской деятельностью. Существовавший до весны 1996г. порядок лицензирования этих видов деятельности позволял инвестиционному институту одновременно получить лицензию на занятие как дилерской, так и брокерской деятельностью. Поэтому в существующей практике достаточно спокойно воспринимаются факты выставления брокером в информационных системах клиентских заявок от своего собственного имени. Другими словами, сейчас разделению брокерских и дилерских функций внутри одного инвестиционного института не оказывается должного внимания. В нестоящее время разделение этих функций остаётся чрезвычайно сложной проблемой не только в России, но и во всём мире.

Наиболее радикальный метод борьбы с возможными негативными моментами при пересечении этих видов деятельности – отделить департамент брокерских операций от других отделов инвестиционного института. Такой подход широко практикуется, например, в США.

В России всё несколько сложнее. Даже о простом физическом разделении брокерской и дилерской деятельности не может быть и речи. Большинство компаний просто не могут позволить себе такую роскошь. Необходима новая формулировка видов деятельности на фондовом рынке. Предложенное деление – не более чем попытка закрепить несовершенные стандарты, стихийно сложившиеся на российском фондовом рынке. Например, в нём сопрягаются такие «пережитки», как возможность получения частным лицом лицензии на брокерскую деятельность, в то время как дилером может быть только юридическое лицо.

Более разумным представляется введение лицензирования именно операций на фондовом рынке без разделения их на брокерские и дилерские. Такой подход позволит избежать неопределённости статуса инвестиционной компании, вынужденной принимать различные обличья при работе с клиентами, упростит контроль за действиями инвестиционной компании.

II.4. Виды ценных бумаг.

Ценная бумага представляет собой документ установленной формы и реквизитов, который отражает связанные с ним имущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода, выступает разновидностью денежного капитала.

В прошлом ценные бумаги существовали исключительно в физически осязаемой, бумажной форме и печатались типографским способом на специальных бланках с достаточно высокой степенью защищённости от возможных подделок. В последнее время многие из них стали оформляться в виде записей в книгах учёта, а также на счетах, ведущихся на магнитных и иных носителях информации, т.е. перешли в безналичную форму, физически неосязаемую (безбумажную форму). Объекты сделок на рынке ценных бумаг также называют инструментами рынка ценных бумаг, фондами (в значении «денежные фонды») или фондовыми ценностями.

Существуют различные классификации ценных бумаг:

I.

II.

1)

2)

3)

-

-

-

-

III.

1)

-

-   срок обращения свыше 1 года в пределах 5-10 лет;

-

2)

IV.

1)

2)

V.

1)

2)

VI.   одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя её владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре. Если именная ценная бумага передаётся другому лицу путём совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной.

VII.

VIII.   кроме как тому, кто её выпустил, и то через оговорённый срок. Такие бумаги являются нерыночными.

IX.

X.

Основными видами ценных бумаг с точки зрения из экономической сущности являются: АКЦИЯ – единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами. ОБЛИГАЦИЯ – единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определённого дохода. БАНКОВСКИЙ СЕРТИФИКАТ – свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок. ВЕКСЕЛЬ – письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством – вексельным правом. ЧЕК – письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в неё сумму денег. КОНОСАМЕНТ – документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение. ВАРРАНТ – а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определённого срока времени по установленной цене. ОПЦИОН – договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определённого срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определённой суммы денег, называемой премией. ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ – стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определённый срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.

Глава III. Современное состояние российского рынка ценных бумаг и

                      перспективы его развития

.

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

·

· необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

· ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

· создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

· гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

· создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

· государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

· приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

· перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

· срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

5. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

·        концентрация и централизация капиталов;

·        интернационализация и глобализация рынка;

·        повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

·        компьютеризация рынка ценных бумаг;

·        нововведения на рынке;

·        секьюритизация;

·        взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой  идет процесс выделения  крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка -  государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без  этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах  был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

·    новые инструменты данного рынка;

·    новые системы торговли ценными бумагами;

·    новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных  контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм  в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе  не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит  процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм  ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

Заключение.

Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных бумаг должен развиваться в следующих направлениях:

1. Развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы.

2. Консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей  законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки.

3. Законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций.

4. Особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

             Из рассмотренного материала я сделала вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

             Список использованной литературы:

1    Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995.

2    Булатова А.С. «Экономика», учебник по курсу «Экономическая теория» под редакцией 

      Москва, 1997

3    Галанов В.А. «Рынок ценных бумаг»1998г.

4    Литвиненко Л.Т. «Рынок государственных ценных бумаг» 1998г.

5    Инвестиционный климат в России. Доклад НФБ «Экспертный институт» Е. Ясин,

      А.Астапович. «Деньги и кредит» –1998 - №1.

6        Каратуев А.Г «Ценные бумаги»1998г.

7        Лауфер М. «Особенности развития современных фондовых бирж»//«Вопросы

      Экономики» –1999 – №5.

8    Беденков Д. «Рост рынка наметился:  время действовать?»//«Финансист» – 1999 - № 9.

9    Юрьев Е. «Фондовый рынок выведет экономику России из кризиса.»  //«Финансист»   –

      1999 - № 12.

10  Кравченко В.В. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг РФ

      «Менеджмент в России и за рубежом» – 2000 – №2.

11