Аудит оплаты труда

План

Ведение.

1.

1.

Цели и задачи аудита. Аудит оплаты труда.

3-4.

2.

Ознакомление с финансово-производственной деятельностью организации.

5-9.

3.

Организация процесса аудиторской проверки.

10-5.

Заключение.

16-17.

Литература.

19.

ВВЕДЕНИЕ.

        

         В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

         Собственники и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

         Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

         Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

         Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

         1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ее и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

         2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

         3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

         4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

         Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

         Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА. АУДИТ ОПЛАТЫ ТРУДА.

         Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

         -постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

         -составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

         -анализ финансово-хозяйственной деятельности;

         -оценка активов и пассивов экономического субъекта;

         -консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и   иного хозяйственного законодательства;

         -обучение;

         -и др.

         Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Украины, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

         Цель аудита - решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента.

         Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.       

         Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержания из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.

         Задачи аудитора:

         1. Проверяя правильность оплаты труда, аудитор должен проверить

         -наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;

         -соответствие показателей аналитического учета по счету 661 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.

         2. При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить:

         -соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;

         -своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;

         -утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;

         -правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;

         -правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).

2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФИНАНСОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

Общие положения.

           Предприятие «Темп» зарегистрировано исполкомом Центрального района г. Симферополя 29.06.99г № регистрации 65075 ю 2567. Предприятие «Темп» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства Украины

           Местонахождение общества: г. Симферополь

           Учредителями предприятия «Темп» являются: физические лица – Петрова А.В. и Свердлова А.Н.  Основным видом деятельности предприятия «Темп» является производство консервной продукции.

           Предприятие «Темп» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета, фирменное наименование, круглую печать. Предприятие «Темп» приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Предприятие «Темп» для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие «Темп» отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом; а его учредители несут риски по обязательствам в пределах своей доли взноса в уставный фонд.

            Предприятие действует в условиях полной самостоятельности и самоуправления, хозрасчета и самофинансирования, на основе демократических принципов. Экономическую основу предприятия составляет коллективная собственность на средства производства. Предприятие «Темп» не имеет вышестоящей организации.

       Численность работающих на предприятии – 25 человек

Аудиторский риск.

         После определения целей и задач аудита, необходимо определить уровень аудиторского риска.

         Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

         Существуют два основных метода оценки аудиторского риска:

         1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся в настоящее время аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания клиента определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита;

         2) количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска (будет произведен ниже).

         Предпринимательский риск - влияние не зависящих от аудитора обстоятельств деловой активности клиента на ухудшение его финансовых позиций, в то время как аудитор подтвердил их устойчивость.

         Аудиторский риск является предпринимательским риском аудиторской фирмы, поэтому его величина отражает положение фирмы на рынке аудиторских услуг и степень конкурентности рынка.

         Предварительно установленная величина аудиторского риска отражает склонность аудитора к риску, его представление о той экономической среде, в которой он действует.

         Для того, чтобы определить предпринимательский риск, воспользуемся критериями оценки предпринимательского риска (табл.1).

Таблица 1.

Критерии оценки предпринимательского риска.

Фактор риска

Оценка фактора риска

Уровень предпринимательского риска

Определение экономической ситуации, в которой функционирует предприятие

Депрессия

Высокий

Определение отрасли функционирования компании

Стабильная

Низкий

Политика управления на предприятии

Пассивная

Низкий

Система контроля на предприятии

Слабый контроль

Высокий

Результаты аудита прошлых лет

Не было проверки

Высокий

Частота смены руководства

Низкая

Низкий

Финансовое положение компании

Слабое

Высокий

Вероятность возникновения судебных споров

Несущественная

Низкий

Репутация управляющих и владельцев

Плохая

Высокий

Их опыт работы

Низкий уровень

Высокий

Собственность

Акционерная

Низкий

Понимание клиентом роли и ответственности аудита

Смутное

Высокий

Место расположения компании

Небольшой населенный пункт

Высокий

         Из приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что уровень предпринимательского риска выше среднего.

         Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен (более точно аудиторский риск будет определен после проверки организации СВК (гл.3)).

Факторная модель аудиторского риска:

АР=НР*КР*ДР, где

         АР - аудиторский риск.

         НР - наследственный (присущий) риск. Это степень восприимчивости отчетности к материальным ошибкам в результате влияния ряда субъективных и объективных факторов.

         КР - риск контроля. Это оценка аудитором структуры внутреннего контроля клиента с целью определения ее эффективности при предотвращении или исправлении ошибок в учете и отчетности.

         ДР - детекционный риск. Это риск, который аудитор желает определить на случай, если он не сумеет найти материальной ошибки в отчетности.

         Воспользовавшись опытом зарубежных специалистов (в России аудиторский риск таким способом еще не определяется), будем считать, что:

         НР равен 50%;

         КР равен 40%;

     АР равен 2%.

         Отсюда:

0.02=0.5*0.4*ДР,

 

         следовательно, ДР равен 0.1

         Так как аудиторский риск невысок, то есть необходимость проверить большое количество информации.

         Также, из полученного аудиторского риска, делаем вывод, что уровень материальности будет высок.

         Материальность - предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатов в целом, или максимально допустимый размер ошибочной сумме, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, то есть не вводящая пользователей в заблуждение.

         Для определения материальности, как и для определения аудиторского риска, воспользуемся опытом зарубежных специалистов и примем ее на уровне 3%.

         Необходимо отметить, что материальность в данном случае будет количественной, так как ее можно подсчитать.

Определение последовательности проверки расчетов по оплате труда.

         Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 661 Расчеты по заработной плате первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.

         Необходимо:

         1. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:

         -проследить рост оплаты труда, оформлено ли это протоколами заседания Правления АО, приказами руководителя;

         -пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда.

         2. Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 661 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе.

         3. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах не оговоренных исправлений и подчисток.

         4. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда:

          -подтвердить документально начисления и удержания;

          -пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;

         5. Проверить правильность удержания подоходного налога, взносов в пенсионный фонд, в фонд занятости.

         6. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.

         7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату.

         8. Проверить удержания из оплаты труда:

            -сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;

            -соблюдение законодательства по налогам с физических лиц;

            -изучение удержания по отдельным наемным работникам;

            -регулярность перечисления налогов в бюджет.

        

Определение объема аудиторской выборки.

         Для проведения аудита необходимо просмотреть первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.

         Из первичных документов в выборку должны попасть:

         - различные формы учетных листов (учетный лист труда и выполненных работ, табель учета рабочего времени).

         - расчет по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении;

         - листки нетрудоспособности.

         Обобщение и группировка данных по учету труда на предприятии «Темп» в условиях частичной автоматизации производится на ЭВМ. Поэтому здесь используются только:

         - табели учета рабочего времени;

         - расчетно-платежные ведомости;

         - платежные ведомости на аванс;

         - платежные ведомости на зарплату;

         - расчетные листки на каждого работника.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ.

Проверка организации СВК.

         Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.

         Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии - упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;

         - выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства;

         - сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.

         При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:

         - круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;

         - наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;

         - наличие технических средств контроля;

         - наличие технологии контроля;

         - контролируемые параметры.

                            СВК предусматривает наличие:

         1) компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями;

         2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету)

         3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции.

         4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);

         5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом);

         6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит).

         Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы и блок-схемы (табл.2).

Таблица 2.

Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда.

№ п/п

Содержание

Ответы

 

Условия

 

1

Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу?

нет

 

2

Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда главным бухгалтером?

нет

 

3

Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?

да

 

4

Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением оплаты труда?

нет

 

5

Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда?

нет

 

Реальность

 

6

Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию?

да

 

7

Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату заработной платы со сведениями из личных дел служащих?

нет

 

8

Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением?

да

 

9

Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет "Депонированная оплата труда"?

нет

 

10

Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой "Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и удержанию оплаты труда?

да

 

№ п/п

Содержание

Ответы

 

Полнота

 

11

Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников?

да

 

12

Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости?

да

 

Полномочия

 

13

Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя?

да

 

14

Сохраняются ли распоряжения об удержании с оплаты труда?

да

 

15

Подписывают ли ведомости лица, составившие их?

да

 

Точность

16

Проверяют ли периодически начисления по оплате труда внутренние контролеры?

нет

17

Сопоставляются ли данные хронометража, объема выполненных работ с данными учета затрат времени и начисленной оплатой труда?

нет

Классификация

18

Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержанию с оплаты труда?

нет

Учет

19

Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, пенсионному фонду, отчислениями во внебюджетные фонды?

да

Периодизация

20

Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда?

да

         Выявить сильные стороны контроля можно, используя следующие вопросы:

         1. Учет заработной платы ведется отдельно от учета кадров и учета рабочего времени. (НЕТ).

         2. Табеля учета рабочего времени подписывает определенный круг лиц. (ДА).

         3. Жалобы работников по поводу оплаты труда рассматриваются периодически и по ним принимаются решения. На все жалобы имеются заявления. (ДА).

         4. Списки вновь поступивших и уволенных работников отдел кадров своевременно передает в бухгалтерию. (ДА).

         5. Ставки по оплате труда устанавливаются приказом руководителя. (ДА).

         6. Расчеты по оплате труда проверяют лица, не имеющие отношения к их осуществлению. (НЕТ).

         7. Итоговые данные в ведомости сверяют с итоговыми данными о выплате оплаты труда, отраженными в Главной книге. (НЕТ).

         8. Периодически определяется правильность распределения оплаты труда по объектам затрат (центрам возникновения). (НЕТ).

         9. Расходы на оплату труда сопоставляются с себестоимостью продукции, работ и услуг. (НЕТ).

         10. Все начисления и удержания проверяет в конце месяца внутренний аудитор. (НЕТ).

         11. Оплата труда начисляется (ДА), выплачивается (НЕТ) и в учете отражается ежемесячно (ДА).

         Таким образом определяем, что система СВК работает слабо и риск контроля можно оставить на прежнем уровне.

         Так как бухгалтерский учет в предприятии «Темп» ведется с помощью ЭВМ, необходимо рассмотреть следующие вопросы:

         1) концентрация функций и знаний: имеет ли персонал, занятый обработкой данных, детальные знания о взаимосвязи источников данных, процесса их получения, распределения и использования, недостатках СВК? (смутное).

         2) концентрация программ и данных: существует ли возможность доступа посторонних лиц к компьютерным программам и угроза изменения самих программ или данных? (нет).

         3) отсутствие ввода документов: выдается ли письменное подтверждение на ввод данных? (да).

Проверка соответствия записей первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

        

         Начнем проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда на предприятии «Темп»” с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 661 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого сверим сальдо по счету 661 на первое января 2000 года в Главной книге и в балансе предприятия.

         В балансе по счету 661 развернутое сальдо: кредитовое, отражающее задолженность хозяйства рабочим и служащим по заработной плате (руководство объясняет его отсутствием денег на расчетном счете), и дебетовое, показывающее задолженность рабочих и служащих хозяйству по заработной плате, что свидетельствует о плохой организации расчетов с работниками (выплачено больше, чем причитается). Сумма по дебету баланса равна 1262 грн

           по кредиту она равна -  415грн  

         Контрольная сверка показала, что эти суммы совпадают с данными Главной книги. В самой же Главной книге обнаружено много исправлений; бухгалтер по оплате труда объясняет это неточностью подсчетов еще в первичных документах... (все исправления подписаны бухгалтером).

         Убедившись, что данные Главной книги и баланса совпадают, можно продолжить дальнейшую сверку. Для этого сравним данные Главной книги со сводом начислений и удержания (табл.3).

Таблица 3.

Соответствие задолженности по оплате труда, значащейся в расчетно-платежных ведомостях и Главной книге.

Данные несоответствия бухгалтер объяснить не может (говорит, что просто описалась).

         В расчетно-платежной ведомости по графам удержания показаны отчисления в Пенсионный фонд, страхование на случай безработицы и подоходный налог; проценты отчислений высчитаны верно, их суммы совпадают с данными расчетных листков по каждому работнику (льготы по подоходному налогу определены верно).

         Платежных ведомостей на аванс аудитору представлено не было: авансы уже давно не платятся.

         Данные о начисленной заработной плате в расчетно-платежной ведомости, а также данные платежной ведомости на заработную плату и расчетных листков по каждому работнику совпадают. Расписки в получении начисленных сумм присутствуют, все подписи разные.

         Книгу учета депонированной заработной платы аудитору не предоставили.

         При проверке периодичности и своевременности выплаты заработной платы установлено, что начисление заработной платы производится своевременно, а ее выплата регулярно задерживается на 2-3 месяца по объективным причинам: денежные средства на предприятие «Темп»” не поступают вовремя.

         Несмотря на все недостатки в учете, расчет с бюджетом производится правильно, проценты за несвоевременность уплаты начислены верно.

         Взяв наугад несколько личных дел, делаем вывод, что информация о дате найма и ставках оплаты труда присутствует; рост оплаты труда оформлен приказами руководителя, бухгалтера этой информацией для начисления и удержания из заработной платы руководствуются.       

          На предприятии должен быть создан резерв на оплату отпусков, что зафиксировано в учетной политике. Однако аудитором он обнаружен не был. Бухгалтер объясняет это отсутствием денежных средств. Аудитор предложил при написании следующей учетной политики учесть этот момент.

Проверка техники заполнения первичных документов.

                  

         Следующим этапом является проверка табелей учета рабочего времени. Здесь установим, что случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц нет, так как в нарядах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава. Случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения одних и тех лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях не обнаружено.

         При проверке первичных документов аудитор обнаружил следующие недостатки:

         -не во всех учетных листах труда и выполненных работ стоит подпись начальника цеха (2 из 5 проверенных документов содержат только подпись бухгалтера);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сбор аудиторских доказательств.

        

         Результаты аудита расчетов по оплате труда целесообразно отразить в таблицах.

Таблица 4.

Проверка правильности начисления оплаты труда

по данным первичных документов.

№п/п

Ф.И.О.

Наименование документа

Начислено, грн

Следует начислить, грн.

Переплата, грн.

Недоплата, грн.

1.

Петров Д.П.

табель учета рабочего времени

460

441

19

0

2

Шапошникова Г.П

Табель учета рабочего времени

335

345

0

10

3.

Итого:

795

786

19

10

        

Таблица 5.

Соответствие начисленной оплаты труда, значащейся

в первичных документах и расчетно-платежных ведомостях.

№п/п

Ф.И.О.

Начислено по первичным документам

Отражено в ведомостях, грн.

Отклонения, +

Отклонения, -

1

Бескусных М.П.

151

115

36

2

Валерин Г.Н.

377

737

360

3

Иванова Л.П.

168

186

18

Итого

 =SUM(ABOVE) 696

 =SUM(ABOVE) 1038

 =SUM(ABOVE) 378

 =SUM(ABOVE) 36

         В результате проверки правильности начисления оплаты труда 15 человек, были выявлены случаи расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и первичных документах. Издержки производства увеличены на сумму 3426-54 грн. на эту же сумму уменьшена балансовая прибыль.

Отчет аудитора исполнительному органу  предприятия «Темп»

         1. Мною проведен аудит оплаты труда Предприятия «Темп»” за 2000 г

         2. При планировании и проведении аудита оплаты труда мной рассмотрено состояние внутреннего контроля на предприятии «Темп». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет исполнительный орган предприятия «Темп»

         3. Я рассмотрел состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля предприятия «Темп» с целью выявления всех возможных недостатков.

         4. В процессе аудита мною не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля предприятия «Темп» масштабам и характеру его деятельности.

         5. Мое мнение о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности оплаты труда приведено в следующей части Аудиторского заключения. Мною не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по оплате труда, отраженных в бухгалтерской отчетности.

         6. При проведении аудита оплаты труда, указанной в параграфе 1 настоящей части, мною рассмотрено соблюдение на предприятии «Темп» применимого законодательства Украины при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Украины при свершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган предприятия «Темп»

         7. Было проверено соответствие ряда совершенных предприятием «Темп»" финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что отраженная в бухгалтерской отчетности информация об оплате труда не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного мной аудита оплаты труда не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности предприятию Темп»" законодательству.

         8. Результаты проведенной мной проверки показывают, что проведенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись на предприятии «Темп»", во всех существенных отношениях, в соответствии с указанным в предыдущем параграфе настоящей части законодательством.

Заключение аудитора об отражении в бухгалтерской отчетности оплаты труда  предприятия «Темп» за 2000 год.

  

         1. Мной проведен аудит оплаты труда предприятия «Темп» за 2000 год. Данные в бухгалтерской отчетности подготовлены исполнительным органом предприятия «Темп» исходя из Положения о бухгалтерском учете и отчетности на Украине.

         2. Ответственность за подготовку данных бухгалтерской отчетности по оплате труда несет исполнительный орган предприятия «Темп». Моя обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности в части оплаты труда на основе проведенного аудита.

         3. Аудит проведен в соответствии с Положениями  (Стандартами )бухгалтерского учета в Украине, Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части оплаты труда не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по оплате труда. Я полагаю, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.

         В результате проверки были случаи незначительного расхождения записей в расчетно-платежных ведомостях и первичных документах, неправильное отражение начисленной оплаты труда, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, множество исправлений в Главной Книге (подписанных).

         4. По моему мнению, если оставить в стороне любые поправки, которые могли бы быть признаны необходимыми при возможности получить достаточные подтверждения в отношении обстоятельств, указанных в предыдущих параграфах настоящего Заключения, проверенная бухгалтерская отчетность в части оплаты труда достоверна т.е., подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение оплаты труда на предприятии «Темп» по состоянию на 1 января 2001 года.

ЛИТЕРАТУРА.

1.    Барышников Н.П. “Организация и методика проведения общего аудита”, Москва, 1996 год. Информационный издательский дом “Филин”.

2.    «Бухгалтерский учет и аудит» Ж; 2000г;

3.    «Налоги и бухгалтерский учет» Ж 2000г»

4.     «Бизнес» Газета №1-3 (416-418 ) 15.01.2001г;

5.     План счетов бухгалтерского учета и Инструкция о его применении

6.     Аудит ревизия и контроль: нормативные документы, комментарии, методические рекомендации. К., 1995. №2 с 52-67; №3 с 45-65.