Рынок зерна в Самарской области

                                             ВВЕДЕНИЕ

Надежное обеспечение населения продуктами питания и в целом его жизненный уровень в первую очередь зависят от эффективности функционирования зернового рынка, во многом определяющего решение зерновой проблемы в стране. Региональный рынок зерна, являясь составной частью национального зернового рынка, представляет собой сложную экономическую систему, совокупность организационно-экономических, отношений, посредством которых в регионе осуществляется купля-продажа зерна и продуктов его переработки, удовлетворяется потребность в них различных групп населения.

Важность исследования зернового рынка определяется тем, что зерно служит основным источником дохода для большинства товаропроизводителей, позволяющим им в условиях многоотраслевого хозяйствования и убыточности производства других видов сельскохозяйственной продукции вести простое или расширенное воспроизводство в зерновой отрасли. Состояние зернового хозяйства в значительной степени определяет развитие других отраслей АПК. От стабильности зернового хозяйства зависят объемы производства перерабатывающих отраслей АПК и общее состояние экономики.

Зерно и его рынок по своей стратегической, социально-экономической

значимости, объемам производства и товарооборота во многом определяют решение  целого  спектра  вопросов  не  только  отраслевого  характера,  но  и эффективности  функционирования  рынка  в  целом,  обеспечения продовольственной  безопасности  страны.  Цены  на  зерно  служат своеобразным индикатором и, в значительной мере, формируют уровень цен на  продукцию  сопряженных  с  зерновым  хозяйством  отраслей  экономики, затрагивают  межотраслевые  отношения,  межрегиональные  и

межгосударственные  продовольственные  связи. 

 Целью курсовой работы является на основе системного анализа рынка зерна выявить особенности его структуры и инфраструктуры, проблемы функционирования в российской экономике, Самарской области и определить направления совершенствования.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения комплекса задач:

1.     Определение понятия, структуры и функций регионального рынка зерна

2.     Анализ состояния рынка зерна в Самарской области

3.     Определение спроса и предложения зерна в Самарской области

4.     Характеристика рынка зерновых в целом по России

5.     Выделить основные направления политики по улучшению состояния регионального зернового рынка

Курсовая работа  состоит из трех глав. В первой главе дано определение понятия регионального рынка зерна, его значение, структура, функции. Во второй главе дан анализ состояния зернового рынка в Самарской области и в России в целом, определен спрос и предложение зерна на рынке. Третья глава посвящена рассмотрению многоуровневой системы  регулирования рынка зерна, исследованию инструментов регулирования зернового рынка, а также анализу методов и инструментов регулирования, что позволило определить влияние данных инструментов на изменение структуры рынка зерна в России.

 Глава 1. Состояние производства и реализации зерна

1.1 Сущность и содержание рынка зерна

Рынок зерна представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему, в которой субъекты реализуют свои экономические интересы по поводу купли-продажи зерна и продуктов его переработки посредством механизма конкуренции.

Условием эффективного развития рынка зерна выступает рациональное сочетание его структуры и функций, а также наличие адекватной инфраструктуры, обеспечивающей разностороннее обслуживание всех его элементов, связей и механизма взаимодействия субъектов.

 Рынок зерна обладает системными характеристиками. Такими как: целостность, иерархичность, интегративность; его элементы образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности. Основной его функцией является -  удовлетворение потребностей населения в различных видах зерна и продуктах его переработки по рыночной цене. Дополнительные функции – интегрирующая, регулирующая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая, посредническая, информационная. [1]

Объектом рынка зерна является дифференцированная продукция зернового хозяйства, предназначенная для пищевой и перерабатывающей промышленности, внутреннего потребления на семена и корма, производства биотоплива.

Субъектами зернового рынка в зависимости от стадий движения товара выступают производители зерна, первичные покупатели зерна, конечные покупатели зерна, включая покупателей зернопродуктов. В зависимости от стадий движения товара на зерновом рынке и выполняемых функций, субъектов можно включить в три группы: производители зерна (сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности); первичные покупатели зерна (заготовительные организации в лице элеваторов брокерские фирмы, участники бартерных сделок); конечные покупатели зерна (мукомольные, комбикормовые, спиртовые, крахмалопаточные, пивоваренные и крупяные), включая покупателей зернопродуктов (хлебопекарные предприятия, макаронные и кондитерские фабрики, пищеконцентратные предприятия и т.д.).

Экономические отношения между субъектами зернового рынка возникают и формируются в процессе производственной деятельности, реализации системы договорных отношений, осуществления маркетинговой деятельности, использования рыночного ценового механизма, распределения прибыли и ренты, осуществления взаиморасчетов, материального стимулирования и оплаты труда работников, а также финансирования деятельности хозяйствующих субъектов.

Зерновой рынок является системным феноменом, включается в систему зернового хозяйства и в систему агропромышленного производства, представляя третью сферу АПК: отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье и обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса. Соответственно, в рамках зернового рынка возникают экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения, обмена и потребления зерновой продукции, закономерно вытекающие из отношений производства и логически завершающие их.

Систему зернового рынка можно рассматривать как совокупность объектов и процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой по поводу обращения зерна, образующих единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности. Целевая функция системы зернового рынка задается извне и показывает какую роль данная система выполняет по отношению к системе более высокого порядка, в которую она включена составной частью наряду с другими системами, выступающими средой. Она состоит в удовлетворении потребностей населения в зерне и продуктах его переработки, реализуемых по рыночной цене.

Важнейшими экономическими категориями рынка зерна являются спрос, предложение и цена, носителями, которых выступают его субъекты. В классическом рыночном хозяйстве на сельскохозяйственном рынке спрос формируют конечные потребители (население) и сфера обмена (оптово-розничная торговля), а предложение - товаропроизводители и сфера переработки.

Зерновое хозяйство является основой сельскохозяйственного производства. Зерновые культуры возделывают почти повсеместно, что объясняется их большой ценностью и разнообразным использованием. Возделываемые зерновые культуры относят к трем ботаническим семействам - злаковых, гречишных и бобовых. Семейство злаковых: пшеница, рожь, овес, кукуруза, рис, просо, сорго- класс однодольных растений. Различают две формы злаковых - яровые и озимые. Яровые растения высевают весной, за летние месяцы они проходят полный цикл развития и осенью дают урожай. Озимые растения сеют осенью, до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чем яровые. Озимую и яровую формы имеют пшеница, рожь, ячмень и тритикале. Все остальные злаки бывают только яровыми. Озимые сорта, как правило, дают более высокий урожай, однако их можно выращивать в районах с высоким снежным покровом и достаточно мягкими зимами. Семейство гречишных в зерновом хозяйстве представлено единственной культурой – гречихой. Бобовые культуры: семейство мотыльковых. В нашей стране пищевое использование имеют однолетние травянистые растения - горох, фасоль, соя, чечевица, чина, нут, бобы, вигна.

 От успешного решения зерновой проблемы зависит подъем всех отраслей сельского хозяйства и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания растительного и животного происхождения, а также создание необходимых государственных резервов зерна. Эффективное функционирование зерновой отрасли зависит, главным образом, от ее ресурсного потенциала и его рационального использования.

Ресурсный потенциал зернового хозяйства является обобщающей характеристикой функционирования отрасли. Он включает в себя не только ресурсы как таковые, но и оптимальное их сочетание и использование для достижения конечной цели любого производства – получения продукции, а после ее сбыта – получения прибыли для возможностей расширенного воспроизводства. Главную роль в функционировании зернового хозяйства играет земля – основное средство производства во всем сельском хозяйстве. Взаимодействие системообразующих ресурсов влечет за собой существование всего многообразия ресурсов, используемых в процессе производства, влияющих на это производство, являющихся стимулом для повышения эффективности зернового хозяйства. В составе ресурсного потенциала зернового хозяйства можно выделить следующие группы ресурсов:

Во-первых, это ресурсы природного характера. В нее включаются, прежде всего, агробиоклиматические ресурсы. Эти ресурсы не зависят от человека и от экономических условий производства, но иногда оказывают приоритетное влияние на результаты функционирования сельского хозяйства, в особенности, в растениеводстве. Территория России, имея огромные масштабы, расположена в различных климатических поясах. Многие регионы России сильно отличаются друг от друга по количеству солнечных дней в году, по обилию осадков, имеют более мягкий или суровый климат. Эти факторы оказывают влияние на возможности и объем производства зерна в регионах России.

Развитие зернового хозяйства в регионах России определяется не только экономическими факторами, наличием ресурсов, площадью возделываемой пашни, но и испытывает влияние природных факторов. Воздействие природных факторов на производство зерна в регионах России проявляется как в природно-климатических условиях данной территории (засушливость, количество солнечных дней, температурные характеристики), так и в конкретных погодных условиях каждого года (количество осадков, количество засушливых дней, степень вызревания озимых культур из-за большого или недостаточного количества снежного покрова в зимний период). Конкретные погодные условия могут отличаться год от года и таким образом влияют на урожай зерновых культур.[2]

Изменчивость ежегодных погодных условий и расположение регионов России в разных природно-климатических зонах обусловливают различную степень влияния природных процессов на урожайность зерновых культур в зависимости от конкретного региона и конкретного года.

Вторая группа ресурсов – производственно-финансовые, куда входят материально-технические, информационные, финансовые, инвестиционные ресурсы и ресурсы транспортной инфраструктуры и хранения. Они обеспечивают процесс зернового производства необходимыми средствами, создают общеэкономические рамки деятельности производственных предприятий.

В-третьих, это группа, объединяющая ресурсы, на которые оказывает большое влияние человеческий фактор: демографические, трудовые, организационно-управленческие ресурсы и ресурсы предпринимательской деятельности на селе. Человеческий труд является ключевым фактором в процессе производства материальных благ. В условиях рыночной экономики большую роль играют предпринимательские способности человека, которые часто рассматриваются в качестве четвертого системообразующего ресурса любого производства.

Ресурсы рыночной инфраструктуры обеспечивают деятельность всего зернового хозяйства через механизм функционирования зерновых бирж, оптовых рынков зерна, создания и распределения запасов федерального и региональных продовольственных фондов, страхования урожая и товарных операций на зерновом рынке.

Использование ресурсов внешнеэкономической деятельности позволяет повысить эффективность зернового хозяйства страны за счет внешнего рынка, за счет вовлечения страны в мировое хозяйство и международное разделение труда. Позиции зернового хозяйства России на международном рынке зависят, в первую очередь, от качества и конкурентоспособности продукции. Все государства активно используют инструменты внешнеторговой политики (главным образом, таможенные и валютные) для регулирования платежного и торгового баланса, для защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции иностранных производителей. В агропродовольственной сфере основной целью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является обеспечение продовольственной безопасности.

В формировании и использовании ресурсного потенциала самым действенным ресурсом является государственная поддержка производителей товарного зерна. С помощью дотаций, субсидий, предоставления льгот по налогообложению и кредитованию государство активно влияет на ресурсный потенциал зернового хозяйства. Проведение государственных закупочных и товарных интервенций стабилизирует рынок зерна, поддерживает доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает рост цен на зерно и продукты его переработки.

         1.2 Состояние рынка зерна в Самарской области

   Самарская область — регион относительно сильный по многим параметрам, в том числе и сельскохозяйственным. Ее можно отнести к числу основных житниц России. Агропромышленный комплекс Самарской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует около 500 коллективных сельскохозяйственных организаций, 2882 крестьянских (фермерских) хозяйства, 261,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 организаций  пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю приходится 5–7% стоимости валового регионального продукта и около 3% основных фондов. Предприятиями агропромышленного комплекса производится  6,2% валового общественного продукта, более 70% потребительских товаров для населения, здесь сосредоточено 10% основных фондов. Преимущества АПК области связаны с относительно благоприятными природными условиями, высокой степенью ее урбанизированности, наличием мощной агломерации (население Самары с Тольятти 1,9 млн человек), положительное влияние которой проявляется как напрямую через связи с городами, так и опосредованно, поскольку в пригородах всегда лучшая трудовая и инвестиционная обеспеченность, лучшая инфраструктурная обустроенность территории, лучшие кадры. 

Зернопроизводство относится к приоритетным отраслям агропромышленного комплекса, поскольку зерновые ресурсы определяют экономическое развитие страны и продовольственную безопасность государства.

 Зерновое производство, является одной из важнейших составляющих аграрной экономики Самарской области.  С ним  связано до 40 % агропромышленного производства. Состояние зернового хозяйства в значительной степени определяет развитие других отраслей АПК и, прежде всего, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Доходы от реализации зерна являются основным источником финансовых средств, получаемых сельхозтоваропроизводителями.

Самарская область расположена в зоне рискованного земледелия, но   зерновое производство здесь является приносящей прибыль отраслью. Вместе с тем, уровень рентабельности зерна имеет неустойчивую тенденцию: за девятилетний период колебания значений данного показателя составляли от 18  до 49 процентов.

По объему валовой продукции, произведенной в хозяйствах всех категорий, зерновое производство находится на втором месте среди растениеводческих отраслей. От стабильности зернового хозяйства (поскольку от 50 до 60 % зерновых ресурсов подлежит переработке) зависят объемы производства перерабатывающих отраслей АПК и общее состояние экономики.

Зерно является основной товарной культурой  на сельскохозяйственном рынке Самарской области, наполняя более чем на треть емкость внутреннего  рынка. Для подавляющего большинства (89 % от общего количества) муниципальных районов зерновое производство является одной из главных отраслей, в том числе в 8 районах (30 %) доля зерна в структуре стоимости товарной продукции превышает 50 %, и лишь в трёх районах области  она составляет 20 % и менее.

По уровню производства зерна Самарская область занимает 5 место в Приволжском регионе после Республик Татарстан и Башкортостан, Саратовской и Оренбургской областей.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Самарской области составляет более 4 млн. га, из них пашни – 3 млн. га, пастбищ – 0,8 млн. га. АПК области имеет возможность производить до 3,5 миллиона тонн зерна (в том числе, продовольственных пшениц -до 1,5 миллиона тонн), картофеля - до 600 тысяч тонн, овощей - свыше 200 тысяч тонн. Это позволяет за счет собственного производства на 100% удовлетворить потребности населения области в хлебе, в растительном масле, в картофеле и в овощах.

Основными производителями зерна остаются сельскохозяйственные предприятия, на их долю приходится до 90 % посевных площадей, занятых зерновыми и зернобобовыми культурами. В Самарской области средний размер фермерского участка больше среднероссийского (91 гектар против 69), что связано с большей долей фермеров, занимающихся зерновым хозяйством. В южных районах области фермеры имеют еще большие наделы, и среднерайонные размеры участков даже превышают 500—600 гектаров. Две трети всех фермерских посевных площадей засеяны зерновыми, которые, наряду с подсолнечником, и дают основной доход фермерским хозяйствам. Фермеры занимают 7,5% сельскохозяйственных угодий области и производят по 11% зерна и подсолнечника и чуть более 1% картофеля, овощей и молока.

 Предложение зерна на рынке зависит от собранного урожая и определяется как объем товарного зерна, который при данном уровне цен может быть предъявлен к реализации на конкретном региональном рынке всеми товаропроизводителями (включая и возможный ввоз из других регионов).

 В 2002 году валовой сбор зерна в Самарской области составил около 2,2 млн. тонн при средней урожайности - 17,5 ц/га. Посевная площадь зерновых культур в 2006 году составила 1198,8 тыс. га. Уборочная площадь - 1109,5 тыс.га. В связи с неблагоприятными погодными условиями погибло и списано 89 тыс. га посевов зерновых культур. При уровне урожайности 11,7 ц/га, валовой сбор зерна - 1300 тыс. тонн в первоначально оприходованном весе. Для сравнения: 2005 год - уборочная площадь зерновых 1053,1 тыс. га, урожайность 11,4 ц/га, валовой сбор 1197,9 тыс. тонн в первоначально оприходованном весе, в весе после доработки - 1101,8 тыс. тонн. [3]

Лучшие показатели по урожайности зерновых культур в Ставропольском (20,1 ц/га), Кошкинском (17,0 ц/га) и Сызранском (16,8 ц/га) районах.

В Самарской области в 2008 г. собрано более 2 млн тонн зерна, а потребности региона в подсолнечнике обеспечены на 300%. За последнее десятилетие зерновой баланс области на 2 – 18 % формировался за счет  привозного зерна. При этом следует подчеркнуть, что  качество производимой в Самарской области продукции позволяет выходить с ней на внешний рынок. Экспорт зерновой продукции улучшает экономику региона в целом. Необходимо заметить, что в течение нескольких предыдущих лет вывоз зерна из области превышал его ввоз.

Отличительной особенностью зернового производства является зависимость его от множества природных, экономических и других факторов, следствием воздействия которых становится колеблемость урожайности и валовых сборов зерновых культур, а также рыночной конъюнктуры. Это приводит к  возникновению диспропорций в зернопродуктовом подкомплексе, нестабильности в работе перерабатывающих отраслей и, в конечном счете, сказывается на уровне потребления продуктов питания человеком. Поэтому в настоящее время оценка влияния факторов различного порядка на устойчивость зернового производства является наиболее актуальной, так как только на основе изучения факторов возможно эффективное управление отраслью. Исключительно важное значение имеет повышение устойчивости отрасли в зернопроизводящих зонах рискованного земледелия, к которым относится и Самарская область. Именно здесь наиболее ярко выражено неблагоприятное воздействие факторов внешней среды, а уровень развития зерновой отрасли определяет состояние всей аграрной экономики.

Самарская область характеризуется значительной неоднородностью природных условий и почвенного покрова. Климат области континентальный: ему свойственны резкие температурные контрасты, дефицит влаги, интенсивная ветровая деятельность, высокая инсоляция. Количество тепла и продолжительность безморозного периода обеспечивают выращивание большинства зерновых и овощных культур. Природные условия территории оказывают влияние на размещение сельскохозяйственного производства и уровень урожайности сельскохозяйственных культур. Территория области разделена на 4 агроклиматических района и на 3 природно-экономические зоны с характерной специализацией сельскохозяйственного производства. Районы, близкие по природно-ресурсному потенциалу, имеют разный уровень развития сельскохозяйственного производства. По природно-экономическим зонам первое место по площадям посева зерновых и зернобобовых культур занимает Южная – 39%, 35% площадей принадлежит Центральной зоне и 26%  - Северной.

Наиболее характерными признаками развитого рынка зерна являются удовлетворенный спрос и его активизация у потребителей; гибкость системы экономических отношений в цепочке «производство - потребление» продовольствия и сырья для производства; сочетание невмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов сельскохозяйственного рынка с его регулированием на региональном, межрегиональном и национальном уровнях; наличие адекватной условиям рыночных отношений нормативно-правовой базы, опирающейся на комплексную взаимоувязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер.

Особое значение в повышении конкурентоспособности и экономической эффективности регионального зернового производства имеет внутрирегиональный спрос на зерно. Согласно концепции глобальных конкурентных преимуществ, именно он оказывает существенное стимулирующее воздействие на развитие конкуренции и инновационной активности в отрасли. В настоящее время оценки состояния внутреннего спроса на зерно в Самарской области существенно расходятся: от констатации бездефицитного баланса зерна в регионе до существенной его нехватки. Для объективной оценки спроса на зерно в Самарской области определим величину спроса по товарным группам зерновых культур (рис. 1):

Рис. 1. Товарные группы зерна

Величина регионального спроса на продовольственное зерно определяется потреблением хлебных продуктов, которое в Самарской области в последние годы устойчиво сокращалось. За период с 1995 по 2005 годы ежегодно каждый житель Самарской области исключал из своего рациона в среднем 1,27 кг хлеба. Это связано с существенным изменением структуры питания самарцев, в которой устойчиво возрастает удельный вес животноводческих продуктов. Сопоставлением расчетных значений объема спроса с фактическим использованием зерна на пищевые цели было установлено, что в 1999-2005 годы на региональном рынке продовольственного зерна существовали устойчивые диспропорции.

Увеличение потребления продовольственного зерна сопровождалось сокращением его использования на продовольственные нужды. Это свидетельствует о том, что значительная часть регионального спроса на хлебные продукты удовлетворяется за счет зерна, муки и хлебопродуктов из других регионов.

Региональный объем спроса на кормовое зерно определяется количеством фуражного зерна, которое потребляют жители Самарской области с основными животноводческими продуктами: мясом различных видов, молоком, яйцами. В Самарской области наблюдается значительный дисбаланс между объемами использования зерна на кормовые цели и его потреблением с продуктами животноводства. В 2005 году дефицит фуражного зерна в абсолютном выражении превысил 700 тыс. тонн. Потребление зерна с продукцией животноводства за анализируемый период в области увеличилось на 12,5%, что связано с улучшением режима питания жителей региона. В частности, в 2000-2005 годы потребление мяса и мясопродуктов в расчете на 1 жителя области увеличилось с 41 до 54 кг, молочных продуктов - со 196 до 240 кг, яиц - с 207 до 254 шт. При оптимальном потреблении животноводческих продуктов, соответствующих нормам Российской академии медицинских наук (РАМН), региональный объем спроса на фуражное зерно может составить до 1921,4 тыс. тонн зерна, что в 2,6 раза больше его фактического использования на кормовые цели в 2005 году.

Спрос на семенное зерно определяется на основании структуры посевных площадей и норм высева семян, рекомендованных для данного региона. При этом в семенной фонд необходимо включать затраты семян озимых культур под урожай будущего года. Анализ показывает, что объем потенциального спроса на зерно значительно ниже его реального объема. Это связано с тем, что зернопроизводящие хозяйства производят сортообновление нерегулярно, тем самым нанося серьезный ущерб технологическим параметрам производства, используют семенной материал низкого качества, что приводит к увеличению норм высева, не формируют резервные фонды.          Спрос на зерно для промышленной переработки определяется имеющимися в регионе мощностями промышленных предприятий соответствующих видов деятельности. В Самарской области зерно в качестве исходного сырья используют в основном организации спиртовой и пивоваренной промышленности. На основании технологических норм расхода сырья и данных об объемах производства спирта и пива была определена расчетная потребность в зерне предприятий промышленной переработки.

Таким образом, основными тенденциями развития спроса на зерновом рынке Самарской области являются:

1. Совокупный расчетный региональный объем спроса на зерно за рассматриваемый период ежегодно снижался в среднем на 1,48%, что обусловлено товарозамещением хлебных продуктов на другие виды продукции. 2. Спрос на продовольственное зерно в 1995-2005 годы в среднем ежегодно снижался на 1,14%. 3. Существует значительный дефицит фуражного зерна, что во многом определяется значительной долей импортных мясных и молочных продуктов в структуре потребления продукции животноводства. 4. Спрос на семенное зерно оставался относительно постоянным в течение всего периода исследования. 5. Дефицит зерна для промышленной переработки на протяжении всего периода исследования объясняется тем, что в области практически не производится пивоваренный ячмень.

Сопоставление объемов производства и потребления зерна на региональном рынке выявило серьезные диспропорции в его развитии (Рис. 2):

Рис. 2. Соотношение спроса и предложения зерна в Самарской области, тыс. т

Рост спроса на зерно в Самарской области в последние годы сопровождается сокращением объемов его производства. В 2005 году производство зерна в регионе было в 2,1 раза меньше объемов его потребления и в 2,5 раза меньше потенциального спроса. Таким образом, стратегическим направлением маркетинговой деятельности производителей зерна Самарской области должна стать ориентация на внутриобластной рынок и максимальное удовлетворение региональных потребностей в нем.

Таким образом, перспективным направлением регионального зернового хозяйства должно стать удовлетворение потребностей внутреннего рынка за счет повышения конкурентоспособности отрасли. Достижение поставленной цели возможно только при условии вывода на новый качественный уровень взаимодействия производителей зерна с его потребителями, перехода от стихийной продажи зерна к долгосрочным договорным отношениям.

Глава 2. Государственное регулирование зернового рынка: формы и методы 

2.1 Повышение эффективности зернового хозяйства Самарской области

Повышение эффективности производства зерна зависит от решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:

- отсутствие эффективных форм организации и хозяйствования непосредственно в самих сельскохозяйственных предприятиях, в первую очередь

- нерешенность организационно - правовых вопросов хозяйствования и связанных с ними вопросов собственности,

- несовершенство внутрихозяйственных экономических механизмов и системы управления,

- отсутствие целенаправленной инновационной политики;

- недостаточность и отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств для осуществления расширенного воспроизводства вследствие:

- низкой доходности производства большинства видов сельскохозяйственной продукции,

- ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства,

- недоступности получения кредитных ресурсов коммерческих банков из-за высоких процентных ставок, наличия большой просроченной кредиторской задолженности, отсутствия высоколиквидных залогов и приемлемой для сельхозтоваропроизводителей системы страхования сельскохозяйственных культур;

- отсутствие эффективной системы сбыта продукции:

- недостаточное развитие инфраструктуры зернового рынка,

- отсутствие у производителей достоверной информации о реальных ценах спроса и состоянии рынка зерна,

- несовершенство нормативно - правовой базы по вопросам регламентирования деятельности участников зернового рынка.

Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, неэквивалентному обмену зерна на промышленные средства производства с ущемлением интересов сельхозтоваропроизводителей, снижению связи между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными потоками продукции и ее качеством, способствует созданию условий для криминализации торговли зерном, появлению теневого рынка зерна, ведению хозяйствами двойной бухгалтерии.

В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития рынка зерна необходимы реализация на федеральном и областном уровнях ряда организационно - правовых мероприятий и принятие нормативно - правовых решений.

Важнейшими мероприятиями являются:

1. Проведение реформирования хозяйств с целью обеспечения эффективного управления производственной, экономической и финансовой деятельностью. Реструктуризация задолженности хозяйств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, реструктуризация их кредиторской задолженности естественным монополиям. Для проведения реального реформирования сельскохозяйственных предприятий необходимо принятие на федеральном уровне нормативно - правовых актов по регистрации земельной собственности и по регулированию земельного оборота, разработка нормативно - правовых документов, определяющих порядок и особенности банкротства сельхозтоваропроизводителей, организация единого статистического учета сельхозтоваропроизводителей всех организационно - правовых форм, обеспечивающего сопоставимость оценок показателей.

2. Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно - правовые акты по созданию благоприятных условий производства и регулированию рынка зерна: принятие земельного кодекса, регламентирующего, кроме всего прочего, экономически обоснованный оборот сельскохозяйственных земель;

сертификация элеваторов; принятие нормативных актов, регламентирующих залог зерна и осуществление оборота двойных складских свидетельств на зерно; освобождение производителей сельскохозяйственной продукции от уплаты налога на добавленную стоимость; осуществление протекционистской политики в интересах отечественных производителей зерна, в т. ч. гибкое применение мер таможенно - тарифного регулирования; разработка условий и регламента проведения электронных биржевых торгов и обеспечение гарантий безопасности проводимых сделок.

3. Создание электронных зерновых бирж, обеспечение производителей достоверной информацией о ценах на зерно и продукты его переработки, создание механизма форвардных сделок с зерном для получения дополнительного источника инвестирования средств в производство зерна.

4. Создание стабильно функционирующей кредитно - финансовой системы, ориентированной на сельхозтоваропроизводителя, обеспечение доступности сельхозтоваропроизводителей к краткосрочным и долгосрочным кредитным ресурсам, предоставляемым своевременно и на приемлемых для них условиях.

5. Создание государственной системы страхования сельхозтоваропроизводителей.

6. Развитие сельскохозяйственного машиностроения, соответствующего мировому уровню и требованиям применения ресурсосберегающих технологий.

7. Создание эффективно функционирующей транспортнологистической системы обеспечения рынка зерна.

8. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сельскохозяйственных предприятий, усиление налоговых и других форм контроля за деятельностью сельхозтоваропроизводителей, создание аудиторских консалтинговых, инжиниринговых фирм.

Реализация этих мероприятий создаст эффективные условия для устойчивого расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях, притока в них инвестиций, увеличения их платежеспособности, благоприятно скажется на развитии зернового комплекса области, а также в смежных с ним отраслях сельского хозяйства.

Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна предусматривает осуществление системы мероприятий, предполагающей поэтапное и многоуровневое решение имеющихся проблем и проблем, возникновение которых вероятно в будущем.[4]

Для повышения инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий Самарской области необходима последовательная деятельность органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по нижеперечисленным направлениям:

1. Системная работа по реформированию сельскохозяйственных предприятий, восстановлению эффективного управления и платежеспособности. До принятия соответствующих решений на федеральном уровне необходимо осуществлять формирование внешних условий и экономического механизма, инициирующих и стимулирующих процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий области. Для этого должен быть проведен анализ производственно - финансового состояния сельскохозяйственных предприятий области и определение дальнейших перспектив их развития. Осуществление этих мер позволит провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных предприятий различного рода кредиторам (бюджету и внебюджетным фондам, естественным монополиям, физическим и юридическим лицам), заключение мировых соглашений с предприятиями - банкротами.

2. Государственная поддержка и эффективное использование научного потенциала области, налаживание взаимовыгодного сотрудничества сельхозтоваропроизводителей с научно - исследовательскими организациями в сфере разработки и внедрения научно - обоснованных систем ведения сельскохозяйственного производства, направленных на более полное использование в рыночных условиях имеющихся производственных ресурсов, сохранение плодородия почвы и экологического равновесия, создание новых сортов и технологий. Необходимо создать нормативно - правовой и финансово - экономический механизм внедрения в производство системы полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов, адаптированных к биоклиматическим, агроландшафтным и ресурсным условиям конкретных сельскохозяйственных зон области. Особое внимание следует уделить совершенствованию структуры посевов кормовых культур в направлении увеличения в севооборотах доли высокобелковых сельскохозяйственных культур (кукурузы на зерно, гороха, сои, нута), расширению посевов многолетних трав. Это позволит значительно увеличить объемы производства высококачественных кормов, сбалансировать рационы кормления скота и птицы и на этой основе обеспечить дальнейшее развитие животноводства области.

3. Ускорение процесса кооперирования сельхозтоваропроизводителей и формирования интегрированных структур производителей зерна с перерабатывающими и промышленными предприятиями, коммерческими банками, предпринимателями, животноводческими комплексами. Это позволит привлечь в зерновое производство дополнительные финансовые ресурсы, в том числе частные инвестиции. Последнее весьма вероятно и очень перспективно.

4. Создание единого фонда кредитования предприятий АПК. Источниками формирования фонда должны стать все бюджетные ресурсы, ежегодно направляемые на финансирование АПК, реструктуризированная задолженность сельхозпредприятий, внебюджетные средства, включая частные инвестиции. Для привлечения кредитных ресурсов банков используются гарантии и поручительства Администрации области за счет средств областного бюджета, в дальнейшем, при условии создания областного залогового фонда - за счет залога областного имущества. Часть средств фонда будет направляться на компенсацию процентных ставок кредитов коммерческих банков для обеспечения доступности этих кредитов сельхозтоваропроизводителям. Учредителями данного фонда должны стать органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления сельских районов, коммерческие банки, крупные операторы зернового рынка, ассоциации производителей зерна. Фонд осуществляет работу с операторами зернового рынка и платежеспособными сельскохозяйственными предприятиями, животноводческими комплексами, а также с предприятиями перерабатывающей промышленности и их объединениями. Таким образом, появляется возможность вытеснения с зернового рынка теневых посреднических структур, минимизации рисков для коммерческих банков, участвующих в кредитовании сельхозтоваропроизводителей, расширения налогооблагаемой базы за счет увеличения числа легальных сделок с зерном.

5. Создание отраслевых ассоциаций из предприятий - производителей зерна и других участников рынка. Это позволит вырабатывать единую структурную, ценовую и сбытовую политику; обеспечить добросовестную конкуренцию на зерновом рынке; создать с участием государства единую информационную систему рынка зерна; сократить удельный вес теневых операций. Взаимодействие ассоциаций производителей зерна с органами исполнительной власти дает возможность сочетать меры государственного и негосударственного регулирования зернового рынка. Важной мерой в этом направлении должна стать организация совместно с научно - исследовательскими учреждениями области ассоциации семеноводческих предприятий с целью создания прочной научной и производственной основы для внедрения новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур, практической организации производства и реализации сортовых семян, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества между учеными - селекционерами и сельхозтоваропроизводителями.

6. Совершенствование механизма формирования и использования регионального продовольственного фонда. В настоящее время сфера прямого государственного регулирования на зерновом рынке ограничивается закупками зерна в региональный продовольственный фонд и непосредственно зависит от объема бюджетных средств, направленных на кредитование сельхозтоваропроизводителей. Существующая система формирования регионального продовольственного фонда выполняет две основные функции: обеспечение производителей оборотными средствами;

создание страхового запаса зерна. В плане стабилизации и расширения сферы государственного регулирования зернового рынка необходимо разработать положение о формировании и использовании регионального продовольственного фонда, способы, порядок и условия его размещения, источники и объемы финансирования, порядок осуществления контроля, условия предоставления льгот исполнителям.

7. Внедрение механизма оборота складских свидетельств. В настоящее время в рамках реализации проекта "Введение в систему финансирования складских свидетельств в зерновом секторе Российской Федерации" на территории Самарской области проведены работы по формированию соответствующей инфраструктуры: подготовлена необходимая документация, включая бланки простых и складских свидетельств, реестр складских свидетельств и товаров на товарном складе; разработана система регистрации и обращения складских свидетельств в зерновом хозяйстве области; создана специальная схема обучения, согласно которой проводилась информационная и обучающая работа по использованию складских свидетельств на зерновом рынке Самарской области со всеми участниками этого рынка включая сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающие предприятия, элеваторы, банки, торговые и страховые компании; сформирована потенциальная база пользователей системы складских свидетельств среди владельцев зерна (торговых и перерабатывающих предприятий, а также сельхозтоваропроизводителей); проведены переговоры с банками, работающими на территории Самарской области, о возможном участии в финансировании владельцев зерна под залог складских свидетельств. Девять банков Самарской области выразили свою заинтересованность и готовность участвовать в системе оборота складских свидетельств; впервые в Российской Федерации в Самарской области выписаны и запущены в оборот первые складские свидетельства; имеется возможность получения от Общего фонда по сырьевым товарам ООН одним из банков, действующих на территории Самарской области, кредитной линии для финансирования владельцев зерна под залог складских свидетельств. Введение складских свидетельств позволит сгладить сезонные колебания цен на зерно, предоставит возможность производителям зерна и всем участникам зернового рынка находить надежные источники финансирования своих хозяйственных операций и выбирать наиболее подходящее время для реализации зерна, а также быть участником зерновой биржи.

8. Организация деятельности Самарской электронной зерновой биржи.

Это ключевое звено в формировании цивилизованного рынка зерна в области, так как именно здесь в процессе реальной конкуренции формируется объективная цена зерна. Введение на рынке зерна такого инструмента, как зерновая биржа, позволяет: создать механизмы, обеспечивающие приток инвестиций в сельскохозяйственное производство, что снизит финансовую нагрузку на бюджет; увеличить объемы налоговых поступлений от операций с зерном; ориентировать участников зернового рынка при заключении сделок между собой на реально складывающиеся цены на зерно. Организация и развитие "срочного" рынка зерна даст возможность перейти от системы сезонного льготного кредитования под поставку зерна к формированию регионального продовольственного фонда через приобретение форвардных контрактов на бирже. Введение в оборот "срочных" инструментов позволит расширить круг потенциальных участников зернового рынка и, следовательно, привлечет дополнительные финансовые ресурсы. Одним из необходимых условий организации полноценной и успешной работы Самарской электронной зерновой биржи является расширение сферы ее деятельности на другие регионы Поволжья и придание ей статуса межрегиональной.[5]

Предлагаемые основные направления эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна требуют принятия комплексных мер и координации деятельности федеральных и региональных органов власти и управления, обеспечения соответствующей законодательной, материально - технической и экономической поддержки со стороны государственных структур.

В зоне особого внимания зернопроизводящих хозяйств Самарской области должны быть вопросы внедрения прогрессивных ресурсо - и влагосберегающих технологий производства зерна, которые зарекомендовали себя как менее восприимчивые к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Как показывают расчеты, повышению устойчивости зерновой отрасли может способствовать и рост уровня интенсивности ведения отрасли.

Немаловажное значение имеют и факторы макроэкономического порядка: государственная поддержка, ценовая, инвестиционная, налоговая и кредитная политика, а также система страхования.

Межотраслевые пропорции в развитии регионального агропромышленного комплекса во многом определяют цены реализации зерна сельскими товаропроизводителями. Главным условием стабильности экономической системы, основанной на товарных отношениях, является совершенствование  действия механизма рыночного ценообразования.

Диверсификация сельскохозяйственного производства позитивно влияет на финансово-экономическое положение как отдельно взятых хозяйств, так и любого сельского муниципального образования. В Самарской области оправдывает себя практика  финансового оздоровления дееспособных сельскохозяйственных организаций методом «зачистки» экономического пространства от «нежизнеспособных» предприятий.

Достаточно полезной можно признать практику делового сотрудничества производства с отраслевой сельскохозяйственной и экономической наукой. Уже сейчас многое делается по привлечению на село молодых специалистов, выпускников Самарского государственного экономического университета и Самарской государственной сельскохозяйственной академии, формированию из них команды современных управленческих кадров сельскохозяйственных предприятий.

Необходимо придерживаться также стратегии укрепления межхозяйственных связей сельских муниципальных районов Самарской области и территориально соседствующих с ней областей и республик Российской Федерации.

Следует отметить ряд шагов, уже сделанных в Самарской области по созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, освоению новых эффективных технологий, организации инфраструктуры производства и сбыта зерна. К ним, в первую очередь, можно отнести создание агентства по регулированию продовольственного рынка, осуществление программы совершенствования производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающей технологии и образование в рамках реализации этой программы Самарской ассоциации производителей зерна, Самарской зерновой компании, созданной товаропроизводителями, а также Самарской лизинговой компании.

 

 

 

2.2 Политика в области государственного регулирования рынка зерна в Самарской области

Рассмотрев рынок зерна мы выяснили, что зерновой рынок – это стержень развития аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.

С учетом масштабов и полноты элементов экономических отношений зерновой рынок может служить в качестве своеобразной модели развития для других рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Вместе с тем, как сложная многофункциональная и динамичная система, включающая широкий спектр народнохозяйственных функций, зерновое хозяйство требует приоритетного внимания к своему развитию со стороны государства.

Особенностью законодательного регулирования рынка зерна в Российской Федерации является наличие институтов государственных закупочных и товарных интервенций, порядок проведения которых установлен в соответствующих постановлениях Правительства РФ, а также законодательное закрепление государственной поддержки производства и переработки зерна в форме компенсаций производителям зерна понесенных ими расходов. Наиболее значимыми условиями воздействия государства на рассматриваемый рынок является поддержка сельскохозяйственных производителей, закупки зерна для государственных нужд, формирование рыночных земельных отношений.

Для эффективного функционирования зернового рынка следует решить следующие задачи:

1. Обеспечить многоканальную систему реализации зерна

2. Особое значение должно быть уделено развитию биржевой торговли

3. Требуется помощь в материально-техническом оснащении бирж

4. Необходимы существенные изменения в системе учета, статистической отчетности по продовольственной пшенице и продуктам ее переработки

Обязательным дополнением к натуральным показателям о ресурсах и движении зерна должна стать информация об уровнях мировых и внутренних рыночных цен на различные виды зерна и продукты его переработки, издержках производства, тарифах на перевозку и хранение. Эта информация должна быть доступна заинтересованным товаропроизводителям, субъектам инфраструктурных рынков и органам исполнительной власти. Цель государственного регулирования рынка зерна - самообеспечение страны пшеницей как основа ее продовольственной безопасности - должна достигаться силами собственного сельскохозяйственного производства и за счет структурной перестройки зернового хозяйства.

Государственное регулирование зернового рынка требует разграничения полномочий федеральных и региональных органов управления. На федеральном уровне должны рассматриваться основы ценовой, кредитной и налоговой политики, условия экспортных и импортных операций, реализация целевых программ, имеющих общегосударственное значение. В компетенцию региональных органов входит решение местных проблем развития зернового хозяйства и рынка зерна на основе использования собственных ресурсов и учета специфических условий ведения зерновой отрасли.

Для поддержки сельскохозяйственных производителей в России принят приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса", который включает в себя три направления: "Ускоренное развитие животноводства", "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе".

Концепция Развития Зернового Рынка России.  Меры государственной поддержки формирования цивилизованного эффективно работающего рынка зерна должны включать в себя:

1) создание адекватной условиям рыночных отношений законодательной базы, состоящей из законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства, каждый из которых должен сопровождаться простым и доступным механизмом реализации, незамедлительно принимаемым Правительством. На первом месте стоит Земельный Кодекс. Действующее в настоящее время земельное законодательство дает зернопроизводителям право владения и право пользования сельскохозяйственной землей, но лишает их права распоряжения землей. В результате сельскохозяйственная земля не имеет реальной цены, складывающейся на рынке, и, следовательно, сохраняется практика изъятия реальной стоимости земли из стоимости основных фондов зернопроизводителей. Поэтому важно принятие такого Земельного Кодекса, по которому обладатели права пользования землей получили бы право распоряжения землей, включающее в себя сдачу в аренду и залог в специально созданных для этого ипотечных банках. 

2) комплексную последовательную систему льготного налогообложения отдельных групп действующих субъектов зернового и смежных с ним рынков;

3) программу гибких протекционистских мер по защите отечественного производителя;

4) программу государственной поддержки банкам и инвестиционным компаниям, биржам и оптовым рынкам, страховым компаниям, специализирующимся на предоставлении соответствующих услуг субъектам зернового рынка;

5) пересмотр действующей неэффективной практики предоставления прямых государственных дотаций и льготного кредитования производителей;

6) изменение механизма поставок в формируемые за счет государственных средств федеральные и региональные продовольственные фонды и порядка финансирования этих поставок;

7) комплекс мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата для производителей и переработчиков зерна;

8) программу широкой продажи нерентабельных субъектов зернового рынка;

9) комплекс мер, стимулирующих создание крупных частных и акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю;

10) последовательные антимонопольные меры;

11) меры по поддержке спроса на зерно;

12) создание информационной базы зернового рынка.

Главной целью концепции является формирование зернового рынка России, который должен обеспечить: создание условий для роста производства зерна в России, на основе его окупаемости; удовлетворение потребностей России собственным зерном и создание запасов зерна, необходимых для продовольственной безопасности России; возрождение экспортного потенциала России и превращение ее из зерноимпортирующей в зерноэкспортирующую державу. [6]

В условиях рыночной экономики на эффективность деятельности хозяйствующих субъектов большое влияние оказывает организация системы сбыта продукции. От хозяйствующих субъектов требуется не только произвести востребованный на рынке товар, но и реализовать его с достаточной маржой, которая обеспечивала бы поддержание процессов расширенного воспроизводства. Спрос и цена на продукцию каждого хозяйства определяется предпочтениями потребителей, которые хотят получать качественные товары по минимальным ценам. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, отсутствие квалифицированных кадров и необходимого оборудования не позволяет им самостоятельно проводить весь комплекс маркетинговых мероприятий. Произведенная продукция реализуется при этом торговым посредникам по более низким ценам, чем это возможно. Большая кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей также вынуждает их реализовывать растениеводческую продукцию в период наиболее низких цен – сразу после сбора урожая, так как основная масса кредитов выдается не на перспективу, а именно «под урожай». Многие хозяйства вынуждены реализовывать продукцию с поля по низким ценам еще и потому, что у них отсутствуют базы для хранения.

К числу приоритетных направлений развития инфраструктуры продвижения сельскохозяйственной продукции относятся:

• поддержка и расширение строительства новых хранилищ, позволяющих обеспечить продолжительное и качественное хранение произведенной сельскохозяйственной продукции;

• участие организаций АПК Самарской области в торговых и закупочных интервенциях на рыке сельскохозяйственной продукции, проводимых уполномоченными организациями, в тендерах на закупки продовольствия для государственных нужд;

• дальнейшее развитие биржевых торгов в регионе, широкое применение форвардных и фьючерсных контрактов;

• широкое использование в хозяйственной практике механизма двойных складских свидетельств, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию;

• развитие системы оптовых продовольственных рынков в регионе, создание условий для непосредственного контакта сельхозтоваропроизводителей и потребителей продукции;

• дальнейшая информатизация аграрного рынка, обеспечение крестьян актуальной информацией о состоянии продовольственного рынка области, других регионов и за рубежом;

• развитие экспортного потенциала Самарской области и оптимальный выход продукции АПК на внешний рынок

Задачей органов государственной власти является поддержка и развитие конкурентной среды, создание новых, более эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции, формирование маркетинговых и консалтинговых служб на областном и районных уровнях, создание общей базы данных о сельскохозяйственном рынке, а также введение в хозяйственную практику новых инструментов, позволяющих сгладить сезонные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию.

В Самарской области более 3 млн га пашни. АПК области имеет возможность производить до 3,5 миллиона тонн зерна (в том числе, продовольственных пшениц -до 1,5 миллиона тонн), картофеля - до 600 тысяч тонн, овощей - свыше 200 тысяч тонн. Это позволяет за счет собственного производства на 100% удовлетворить потребности населения области в хлебе, в растительном масле, в картофеле и в овощах.

Перспективы развития АПК Самарской области и средства их достижения определены в «Комплексной программе развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004 - 2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года» с учётом дополнений, внесённых с принятием государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2006 – 2012 г.г. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» создала оптимальные стартовые условия для стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств.

Рассмотрим областную  целевую программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009-2013 годы от 28.05.2008.  Цели  программы:  устойчивое развитие сельских территорий Самарской области;

создание общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области; ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства Самарской области; совершенствование мер государственной поддержки развития кадрового потенциала   агропромышленного комплекса;

достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Самарской области; регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области.

Задачи Программы: повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК Самарской области; создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий Самарской области, восстановления и наращивания социальной и инженерной инфраструктуры села; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства Самарской области; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала; создание условий для повышения качества продукции АПК Самарской области, формирования цивилизованного рынка оборота сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и развития рыночных отношений в сфере АПК Самарской области; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Самарской области; повышение занятости и уровня жизни сельского населения Самарской области.

Реализация Программы координируется министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

АПК Самарской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует около 500 коллективных сельскохозяйственных организаций, 2882 крестьянских (фермерских) хозяйства, 261,3 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 организаций  пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю приходится 5–7% стоимости валового регионального продукта и около 3% основных фондов.

В сельской местности проживает 622,3 тыс. человек или 19,6%  всего населения Самарской области, из них 35,8 тыс. человек заняты в общественном секторе сельскохозяйственного производства. Анализ деятельности аграрной сферы экономики Самарской области за период с 1990 по 2007 год свидетельствует о резком снижении ресурсного обеспечения отрасли и значительном сокращении производства сельскохозяйственной продукции.

 В последние годы идет процесс улучшения технической оснащенности АПК Самарской области, но коэффициент обновления техники очень низок (2–4%), в то время как выбытие устаревшей техники составляет 6–8%. Посевные площади сельскохозяйственных культур за 17 лет сократились на 34%, в том числе занимаемые зерновыми культурами – на 27%.  Внесение минеральных удобрений уменьшилось в 2,9 раза. Минеральных удобрений в 1990 году вносилось на каждый гектар по 51 кг в действующем веществе, в 2007 году – по 17,6 кг в действующем веществе, что привело к значительному ухудшению почвенного плодородия. Из-за снижения посевных площадей и урожайности снизилось на 54%  производство зерна.

Предпринятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях меры, направленные на развитие АПК, позволили стабилизировать производственный потенциал, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечили рост индекса физического объема производства валовой продукции сельского хозяйства и улучшение финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В среднем за три года прирост производства валовой продукции сельского хозяйства составил 2,3%, а в 2007 году – 3,6%. Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует рост внебюджетных средств, привлеченных в АПК, с 3,0 млрд. рублей в 2005 году до 6,5 млрд. рублей в 2007 году. По итогам 2007 года получено 1618,7 млн. рублей прибыли с уровнем рентабельности 18,5%. Более 86% сельскохозяйственных организаций  рентабельны.

Программно-целевой метод необходим для того, чтобы сконцентрировать в рамках Программы государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в АПК Самарской области, обеспечить сбалансированность и последовательность решения стоящих задач.

Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Самарской области с учетом их взаимосвязи с общими задачами региональной социально-экономической политики на долгосрочную перспективу.

 При разработке Программы учтены положения Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

Табл 1. Ресурсное обеспечение программы

 

2009

2010

2011

2012

2013

Общая стоимость программы (млн. руб)

8732,79

9181,54

9912,18

10615,32

11256,11

Из областного бюджета (млн. руб)

1859,94

2128,02

2569,45

2730,32

2895,58

Из федерального бюджета (млн. руб)

1323,69

1417,98

1512,57

1617,42

1723,43

Месные бюджеты (млн. руб)

1,12

2,16

Из внебюджетных источников (млн. руб)

5548,04

5633,38

5830,16

6267,58

6637,1

Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в виде ассигнований на оплату государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, социальное обеспечение населения, субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, межбюджетных трансфертов. 

Реализация поставленных Программой задач по выполнению предусмотренных мероприятий обеспечит достижение намеченных целей, будет способствовать значительному подъему сельского хозяйства Самарской области, повышению его экономической эффективности и социальному развитию сельских территорий. Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, наращивание производственного потенциала, внедрение ресурсосберегающих технологий создаст основу для обеспечения производства сельскохозяйственной продукции к 2013 году во всех категориях хозяйств  в следующих объемах: зерно – 2400,0  тыс. тонн; подсолнечник – 310,0  тыс. тонн; картофель –  530,0 тыс. тонн; овощи – 460,0  тыс. тонн; сахарная свекла – 350,0 тыс. тонн;

Оптимизация структуры посевных площадей, более совершенная технология возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных обеспечит рост урожайности и продуктивности.

Урожайность зерновых культур возрастет на 27% к уровню 2007 года, подсолнечника –  на 46%, картофеля –  на 19%, овощей, выращиваемых в открытом грунте –   на 21%, надой от одной коровы увеличится на 21%, среднесуточный привес КРС возрастет  на 28%, свиней – на 22%.

Для выполнения комплекса предстоящих посевных работ хозяйствам Самарской области требуется 47 тысяч тонн ГСМ на сумму 670 миллионов рублей. В качестве государственной поддержки (в виде компенсации части затрат на приобретение ГСМ) сельхозтоваропроизводителям области до конца 2007 года планируется за счет средств федерального и областного бюджета выплатить 267 миллионов рублей, покрыв до 40% данного вида расходов на проведение весенних полевых работ.

Современные методы реализации государственной экономической политики призваны стать гарантами устойчивого развития, стабилизации, эффективности и инвестиционной привлекательности всех и каждого составляющего элемента экономического пространства, что даст реальный шанс национальной экономике повысить рейтинг конкурентоспособности в системе координат мирового рынка.

                                                    Заключение

Рассмотрев рынок зерновых в Самарской области можно сделать выводы:

1. производство зерна - основное направление аграрной специализации сельского хозяйства Самарской области. От уровня развития зернового хозяйства зависит не только финансово- экономическое состояние значительной части сельхозтоваропроизводителей, но и темпы развития смежных и взаимосвязанных отраслей, состояние регионального продовольственного рынка.

2. зерно является важнейшим стратегическим товаром, производство, обращение и потребление которого выступает важным фактором стабильности национальной экономики и основой продовольственной безопасности страны.

Анализ конъюнктуры российского рынка зерна за последние 10 лет позволил выявить современные тенденции в изменении спроса и предложения зерна.

Фактический совокупный спрос на зерно, включающий общий внутренний нормативный, внутренний рациональный и внешний спрос, зависит от платежеспособности покупателей, изменения доходов населения, структуры рынка, эластичности спроса по ценам, каналов распределения, темпов роста потребления, конкуренции поставщиков аналогичных товаров. В структуре спроса проявились следующие изменения: сократились закупки зерна фирмами–экспортерами в связи с большими его запасами в их хранилищах; уменьшился внутренний рациональный спрос на мучные изделия в силу повышения общего уровня доходов и изменения структуры потребления населения; невысок потенциал роста потребления зерна на фуражные цели; повысился внешний спрос, несмотря на введение экспортных пошлин на вывоз зерна.

Предложение зерна определяется природно-ресурсным потенциалом регионов, производственными возможностями зерновых хозяйств, мощностями элеваторов, объемом резервного запаса зерна и характеризуется нестабильным состоянием. Колебания предложения вызваны изменениями посевных площадей и валового сбора зерна, скачками урожайности и ее резким различием по отдельным регионам, низкими остатками зерна в хозяйствах.

Совершенствование структуры зернового рынка должно обеспечить соблюдение национальных интересов России с учетом международных требований. Государственная поддержка рынка зерна в РФ должна осуществляться в двух направлениях: совершенствование установления и применения интервенционных цен (развитие биржевой торговли; нормативно-правовое закрепление методологических подходов к расчету и применению интервенционных цен; создание системы планирования ресурсного обеспечения интервенционных операций; совершенствование дифференцирования интервенционных цен для регионов с различными условиями сельскохозяйственной деятельности; предварительное декларирование ценовых ориентиров) и реализация мероприятий по поддержке зернового экспорта (ускорение темпов строительства и реконструкции объектов трансформационной инфраструктуры; финансовая и организационная поддержка экспортеров; развитие институциональной среды).[7]

Всемерное увеличение производства зерна - главная задача сельского хозяйства. Для успешного решения этих задач необходимо улучшать использование агротехники, шире внедрять высокоурожайные сорта и гибриды, совершенствовать структуру посевных площадей. Большое значение придается также эффективному использованию удобрений, расширению посевов на мелиорированных землях и в зонах достаточного увлажнения.

За последние 5 лет (2002 - 2006 г.г.) более 13 миллиардов рублей областного бюджета были направлены на развитие сельскохозяйственного производства. Только в 2006 году уровень бюджетного финансирования по всем направлениям самарского АПК составил 3,4 миллиарда рублей.

Общая потребность в финансовых ресурсах на проведение всего комплекса сезонных работ 2007 года в целом по области оценивается на сумму 5,6 миллиарда рублей. В рамках оказания мер государственной поддержки за счет средств областного бюджета на безвозвратной основе в виде субсидий сельхозтоваропроизводителям в текущем году будет профинансировано 569 миллионов рублей, что на 1 гектар посева составит 320 рублей. Это почти в 1,8 раза превышает аналогичный показатель 2006 года. В 2007 году по лизингу планируется приобрести сельхозтехнику на сумму 752 млн рублей.

Можно дать общее определение региональному зерновому рынку - совокупность экономических отношений в сфере производства, обмена и потребления, посредством которых осуществляется реализация продукции АПК на территории региона. Он охватывает все виды отношений, формы продуктообмена и является экономической системой, в которой осуществляется обмен продуктами труда по всей воспроизводственной цепи: производство - потребление.


[1] Демьянов Н. С Обзор рынка зерна // экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2002.- №9. – с. 55-57

[2] Алтухов, А. Зерновой рынок России: состояние и нереализованные

[3] Чудилин Г.И Зерновой подкомплекс Самарской области в региональном рейтинге с/х производства. Факты, прогнозы// вопросы статистики.- 2006.- №4.- с.80-86

[4] Чудилин Г.И Зерновой подкомплекс : условия устойчивости.- М. : ИИЦ "Статистика России", 2007. - 397с

[5] Факторы повышения устойчивости зерновой отрасли / Соколова Т.П, Чудилин Г.И., Щуцкая А.В. - М. : ИИЦ "Статистика России", 2004. - 330с.

[6] Петриков А. Приоритетный национальный проект" Развитие АПК и нормативно-правовое обеспечение аграрного сектора экономики // АПК:экономика,упр. - 2006.-№5. - с.6-8

[7] Семенов В. Рынком зерна нужно управлять: Экономическая политика // Человек и труд. - 2003.-№7. - с.57-58