Самооправдание или самообман Раскольникова, Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

            Дубаков Сергей, 132 гр.

  `САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВА

   Сочинение по роману Ф.М.Достоевского

        "Преступление и наказание"

      В своем романе "Преступление и  наказание"  Федор

Михайлович Достоевский поднимает проблему  вседозволен-

ности, возвышения одного человека над другим, "наполео-

низма". Он показывает, как эта, казалось  бы,  довольно

логичная и хорошо выстроенная  теория,  разбивается  на

практике, принося мучения, страдания и в  конце  концов

раскаяние главному герою романа.

      Впервые идея вседозволенности появляется  у  Дос-

тоевского на страницах романа "Двойник" и она  же  рас-

крывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В

обоих произведениях показано крушение этой теории.

      Что же собственно представляет из себя  эта  тео-

рия ? По замыслам  Раскольникова,  есть  люди,  которым

дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы.  Лю-

ди, которым дозволено даже убить.  И  вот  Раскольников

решает переступить черту, которая отделяет этих  "вели-

ких" людей от толпы. Этой самой чертой становится убий-

ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщи-

цы, которой уже нечего делать на этом свете (по  мыслям

Раскольникова, конечно).

      "Все в руках человека, и все-то он мимо носу про-

носит единственно от одной  трусости",  -  думает  Рас-

кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед  слы-

шит теорию, подобную его, о  том,  что  эту  старушонку

можно запросто убить и все за это только  спасибо  ска-

жут. Но в ответ на вопрос : "Убьешь ты  сам старуху  или

нет?" другой говорящий отвечает  :  "Разумеется,  нет".

Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да.  Но  на

самом деле... Мне кажется, что это элементарные челове-

ческие нравственные и моральные  нормы.  "Не  убий",  -

гласит одна из заповедей.  Вот  через  что  переступает

Раскольников, и именно за  это  преступление  последует

наказание.

      Два слова, вынесенные в название этого  сочинения

- "самооправдание" и "самообман"  все  отчетливее  сли-

ваются для Раскольникова по ходу действия романа.  Рас-

сказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур-

налов, в которой  Раскольников  выдвигает  свою  теорию

вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем  Со-

нечке, когда они уже  знают,  что  именно  он  совершил

убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.

Но эта теория была бы даже  интересна  и  занимательна,

если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.

      Ведь если сам Раскольников оправдывает свое прес-

тупление тем, что старуха - ростовщица приносила только

вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос-

тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни  в  чем  не

повинной, которая просто оказалась на пути  осуществле-

ния "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта  тео-

рия и дает первую брешь, во время практического  испол-

нения. Именно это губит  Раскольникова,  и  по  другому

быть, как мне кажется, не могло.

      Убийство Лизаветы заставляет задуматься над  тем,

а так ли хороша эта теория  ?  Ведь  если  случайность,

вкравшаяся в нее, может привести  к  столь  трагическим

последствиям, то может быть корень зла таится  в  самой

этой идее ? Не может зло, пусть  даже  по  отношению  к

бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

      Наказание  за  содеянное  оказывается  не   менее

страшным чем само преступление - что может быть  страш-

нее страданий и мучений человека, осознавшего свою  ви-

ну, и, к концу повествования, полностью  раскаившегося.

И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в

Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".

      Проблемы, поставленные Достоевским, остры  и  ак-

туальны в наше время нисколько не меньше, а может  быть

даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв-

ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы-

годе, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общес-

тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из  грехов

- убийству, не может быть нравственным и  никогда  люди

не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.