Сексуальные жизнь времен Древних цивилизаций
Министерство общего и профессионального образования РФ
Государственный Санкт-Петербургский Электротехнический университет «ЛЭТИ» имени Ульянова (Ленина)
Кафедра ИКГП
Реферат по культурологи
«Сексуальная жизнь времен Древних цивилизаций»
Выполнил: Антонов В.В.
Факультет: КТИ
Кафедра: АПУ
Группа: 3322
Преподаватель: Пученков А.С.
Санкт-Петербург. 2003
TOC o "1-3" h z u Введение. h 2
Гомосексуальные отношения. h 3
Гетеросексуальные отношения. h 3
Сегодня на семинаре по культурологии тема нашей с Вами беседы будет весьма неожиданна: секс и сексуальные отношения. Вообще говоря, о сексе можно и нужно говорить долго и обстоятельно (как серьезно, так и не серьезно), но наше время, увы, ограничено строгими рамками двадцати минут. Поэтому я предлагаю обратиться к сексуальной жизни времен Древних цивилизаций: Египта, Греции, Рима, Китая и некоторых других. Начнем с небольшого вступления…
Введение
В чисто физиологических отношениях человеческий род, вероятно, мало что добавил к разнообразию сексуального поведения животного мира. Люди наивно полагают, что разнообразие сексуальных связей является их изобретением, тогда как они изначально практиковались другими живыми созданиями. Существует бесконечный ряд поведений, описанных как с точки зрения психологии, так и социальной жизни. Одни живые организмы являются бесполыми (самое известное такое существо — простая амеба), другие — двуполыми (многие черви). Кроме того, множество животных воспроизводятся путем совокупления. Наряду с гетеросексуальными парными связями, которые мы считаем более обычными, природа дает нам примеры семей с одним родителем (например, среди котов) и даже гомосексуальные семьи. В 1977 г. было установлено, что 14 процентов чаек на острове неподалеку от побережья Калифорнии были лесбиянками. Самки ритуально ухаживали друг за другом, уединялись парами вить гнезда и откладывать (хотя и бесполезно) яйца и оставались верными друг другу на протяжении нескольких сезонов.
Даже брак не является священным в том смысле, что моногамия не есть изобретение человека. Наши далекие родственники гиббоны — обезьяны, живущие на деревьях в тропических лесах Юго-Восточной Азии — также выбирают себе постоянного сексуального партнера.
То, что изобрел человек, является лишь оболочкой сексуальной жизни во всем многообразии ее организаций, ритуалов и других мелочей. Постоянный интерес к этой теме, естественно, свойствен исключительно нам. Так, значительная часть истории общества и религии была сосредоточена на "правильной или неправильной" сексуальной ориентации и поиске того, что является природным" и "естественным" способом нашего поведения.
Гомосексуальные отношения
Гомосексуализм, например, считался в древних обществах обычным явлением. В Афинах и Спарте в V в. до н. э. и позже гомосексуальные отношения между старшими и молодыми любовниками считались полезными с точки зрения передачи опыта. Спартанцы, по-видимому, верили, что сексуальная связь с испытанным и проверенным воином способствует возмужанию. В Афинах особое значение придавали нравственным и эстетическим аспектам таких отношений. Гомосексуализм эфебов, как и спартанцев, имел военную подоплеку. "Священный отряд эфебов" представлял собой пехотный строй, полностью состоявший из любовных пар мужчин. На протяжении 40 лет он постоянно одерживал победы, пока не был уничтожен Филиппом II Македонским в 338 г. до н. э. в битве при Херонее: все 300 членов отряда пали замертво или получили смертельные ранения. Подобная традиция не улучшила спартанскую демографию — раздельное обучение мальчиков и девочек поощряло такие связи и между женщинами, что приводило к поздним бракам. Спартанцы были элитным классом, владевшим огромным числом крестьян. Со временем из-за низкой рождаемости и больших потерь в непрерывных войнах они полностью исчезли.
Критяне постоянно поощряли гомосексуализм как средство контроля за приростом населения. В классические времена для критских подростков считалось вполне нормальным принимать ухаживания старших мужчин, и после обязательного обмена подарками и формальных встреч с родителями мальчик уходил и жил со своим любовником. Таким образом, последний должен был нести ответственность за содержание и обучение мальчика. Только когда мужчине было далеко за 20 или он переступил 30-летний рубеж, ему следовало подумать о браке, создать семью и обзавестись детьми.
Гетеросексуальные отношения
Конечно, многие общества рассматривали гетеросексуальный брак как самый приемлемый и наилучший способ воспроизводства, однако в различных цивилизациях его форма сильно варьируется. Современное общество неодобрительно отнеслось бы к ритуализированному многоженству, однако это была обычная форма брака китайских императоров. Во времена правления династии Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.) китайскому императору полагалось иметь одну императрицу, 3 супруги первого ранга, 9 вторых по рангу жен, 27 жен третьего ранга и 81 наложницу. Эти числа в китайской нумерологии имеют магическое значение. Некоторые придворные дамы были "секс-секретарями", их работа заключалась в том, чтобы в нужный день император имел сексуальные отношения с соответствующей партнершей. Отсчет начинался с партнерши низшего ранга. Дни и часы таких брачных отношений заносились в дневник, каждая женщина в целях контроля обязана была носить серебряное кольцо, которое переодевалось с правой руки на левую после исполнения своего долга. Считалось, что таким образом император в течение месяца усиливал свою половую энергию путем систематического поглощения половых энергий своих партнерш. Эта тема стала доминирующей в литературе по сексу, которая начала появляться в Китае тех времен. Во времена династии Хань либерально относились к гомосексуализму, как и к сексуальности вообще, несмотря на то, что небылицы о средствах, усиливающих удовольствия во время физической близости, были широко распространены.
Во времена монгольских правителей (1260—1368 гг.) Китай коренным образом изменился, от стал пуританским обществом. Одним из проявлений этого нового настроения стала любопытная схема, известная под названием "Табель заслуг и дурных деяний", в которой перечислялись хорошие и плохие поступки и приводились баллы за различные виды оскорблений: "неподобающее содержание большого числа жен и наложниц" — 50 отрицательных баллов; "случайное касание руки женщины", если это действительно произошло "случайно" — 1 отрицательный балл, если с "похотливым намерением" — 10 отрицательных баллов, "если это произошло для оказания помощи в критическом положении" — 0 отрицательных баллов, но "если такая помощь вызвала вожделение" — 10 отрицательных баллов; "рассказывание женщинам непристойных историй" — 20 отрицательных баллов, но "если они рассказываются для того, чтобы устыдить женщин" — 0 отрицательных баллов.
Китай из известной позитивно ориентированной на секс культуры изменился в прямо противоположную сторону. В последующие века китайская стыдливость достигла такой степени, что даже не разрешала женщинам снимать одежды для медицинского осмотра и лечения (см. "Иглоукалывание" в разделе Медицина). К настоящему времени в мире осталось несколько обществ со свободными взглядами на секс. (Одним из них является Таиланд, поэтому сейчас он становится несчастной жертвой эпидемии СПИДа в результате секс-туризма.) Причины такого изменения отношения к сексу трудно определить. На Западе христианство (особенно римский католицизм) с его принципиально негативным отношением к сексу в значительной степени несет за это ответственность. Иудаизм и ислам разделяют это обвинение в меньшей степени, они (по крайней мере, первоначально) были менее одержимы "виной" за секс, которую христианство внушило человеку.
Что же касается средневекового периода истории, то примеры странного отношения христианства того времени к сексу найти довольно легко. В 585 г. н. э. церковный совет Макона постановил, что ни одно тело умершего мужчины нельзя похоронить рядом с женским телом до тех пор, пока последнее не истлеет. Примерно в это время церковь наложила запрет на отношения между супругами в течение 48 дней, предшествующих Рождеству и Пасхе, 9 дней после Троицы, накануне Великого поста, по воскресеньям, средам и пятницам, во время беременности, в течение 30 дней после рождения мальчика, 40 дней после рождения девочки и, наконец, в течение 5 дней перед причастием. Христиане в средние века, возможно, не следовали этим правилам, которые в условиях высокой смертности могли серьезно подорвать шансы общества на воспроизведение.
Трудно делать какие-либо обобщения, однако многие великие цивилизации прошлого стремились иметь более свободные и, следовательно, более чувственные и изобретательные сексуальные отношения, чем современное западное общество. Это касается и проституции, которая является если не самой древней профессией в мире, то, должно быть, второй по древности происхождения после профессии колдуна или шамана, которые восходят к древнему каменному веку.
Проституция
Во многих древних обществах проституция была признана даже священной деятельностью. Древнейшие свидетельства о проституции происходят из Древнего Ирака, где в таких известных текстах, как "Сказание о Гильгамени", утверждается, что проституция была неотъемлемой (и очень уважаемой) частью жизни вавилонских храмов во II в. до н. э.; самым наглядным свидетельством являются живописные глиняные таблички тысячелетней давности, найденные при раскопках храмов. По свидетельству греческого историка Геродота, посетившего Вавилон около 450 г. до н. э., проституция была священной обязанностью всех жительниц города:
"Каждая вавилонянка однажды в жизни должна была отправиться в храм Афродиты и отдаться там чужеземцу. Сидящей здесь женщине не разрешалось возвращаться домой до тех пор, пока какой-нибудь мужчина не бросит ей в подол серебряную монету и не соединится с ней за пределами храма. Бросив монету, мужчине следовало сказать: «От имени Милитгы (Афродиты)»... Достоинство монеты не имело значения. Женщина обязана была следовать за первым человеком, который бросил ей деньги. После совокупления ее долг перед богиней был выполнен, и она могла возвратиться домой".
Проституция помогла вавилонским храмам приобрести богатства, которые положили начало развитию крупных финансовых центров (см. "Банки" в разделе Городская жизнь). Конечно, существовали и чисто коммерческие публичные дома, такие как Порнейон, открытый Солоном в Афинах около 570 лет до н. э. для удовлетворения похоти молодых людей. Храм богини любви Афродиты был построен на деньги этих домов. Позднее греческие и римские публичные дома получали патент и находились под надзором властей. В III в. н. э. в Риме было 45 публичных домов, которым разрешалось обслуживать клиентов только после 3 часов пополудни, т. е. после рабочего дня. На Ближнем Востоке проститутки, облаченные в кричащие одежды и бижутерию, садились на скамейки у публичного дома с нарисованными или выгравированными на дверях фаллическими символами.
Металлические жетоны также с не вызывающими сомнения мотивами были специально отчеканены для посетителей. Несомненно, римские публичные дома имели свой имидж в большом городе. По сведениям официального полицейского журнала, в Риме в начале I в. н. э. было зарегистрировано 32 тысячи проституток. Эту цифру можно сравнить с 35 тысячами проституток в Нью-Йорке 1890-х гг.
"Красный фонарь", по-видимому, был изобретен в Древнем Китае во времена правления династии Сун (960— 1279 гг. н. э.), где "винные дома" были одновременно и публичными домами (многие из них контролировались императорским департаментом сборов) и выставляли красный фонарь. Писатель того времени заметил:
"У входа в такие специальные винные дома подвешивались бамбуковые лампы из красного шелка, их выставляли как в сухую, так и в дождливую погоду, они были зачехлены плетенками из листьев бамбука. По одним лампам можно было опознать эти специальные винные дома".
Малоизвестный религиозный культ, возникший в Сирии около 250 г. н. э., широко использовал сексуальные зрелища в публичных местах. Во время церемоний, происходивших в мелких бассейнах на открытом воздухе, многочисленные обнаженные молодые женщины резвились в воде. Не в меру стыдливые римские императоры запретили представления, а отцы церкви осудили эти зрелища. В конце Г/ в. святой Иоанн Хризостом (по-гречески "Златоуст") из Антиохии пришел в отчаяние от своей паствы, которая "предпочитала смотреть на обнаженных, ничего не скрывающих женщин", а не ходить в церковь. Несмотря на то что такие зрелища зачастую официально не одобрялись, они продолжались вплоть до VI в. н. э.
Надо отметить, что кастрация являлась заурядной операцией в римской и китайской цивилизациях, где некогда было столько евнухов, что по абсолютному количеству их можно было посчитать за "третий пол". Мальчиков с привлекательной внешностью брали в рабство и кастрировали, чтобы превратить их в сексуальные игрушки богатых или в безбородые домашние украшения, почитаемые за юношескую красоту.
Тем не менее, евнух в древних обществах играл важную политическую роль. Евнухи были превосходными хранителями гаремов и надежными спутниками и секретарями императорских жен. На них возлагали высочайшие государственные обязанности, не опасаясь, что они могут основать свои собственные династии. Менее других мужчин они были подвержены коррупции и сексуальным обольщениям и являлись идеальными политиками и гражданскими служащими. Их репутация не могла быть запятнана обвинениями в изнасиловании, исками об отцовстве и другими скандальными делами, которые так часто портят карьеру общественным деятелям.
Первой цивилизацией, специально отбиравшей евнухов в качестве государственных чиновников, была Ассирийская империя, которая господствовала на Ближнем Востоке в начале I в. до н. э. Эту практику продолжали ее преемники, включая Персидскую империю, основанную Киром Великим (559—529 гг. до н. э.), который, по свидетельству греческого писателя Ксенофонта, "лично выбирал евнухов на каждую должность, начиная от привратника". До него лидийский царь (Западная Турция) благоволил к евнухам женского пола, которым перед поступлением на службу удаляли яичники.
В то же время евнухи становятся мощной силой в Китае. В текстах VI—V вв. до н. э. ссылаются на то, что евнухи, равно как и женщины, слишком вмешиваются в государственные дела. Особенно сильное влияние евнухи приобрели во времена правления династии Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.), когда некоторые из них сосредоточили в своих руках огромную власть благодаря своей внешности, а для императоров считалось нормальным явлением иметь такое же магическое число фаворитов мужчин, как и жен. Большинство из них были всесторонне профессионально подготовлены для карьеры в правительстве.
Римская империя также держала на гражданской службе евнухов, несмотря на запреты кастрации, наложенные различными императорами. И хотя обычай кастрации был осужден также церковью, "могущество евнухов" в римском мире на самом деле достигло зенита после принятия христианства во времена Восточно-Римской (Византийской) империи, которая управлялась из Константинополя (Стамбула) в период с 395 по 1435 гг. Тысячи молодых людей, подвергнувшись кастрации, поступали на государственную службу, обеспечив империю некоторыми самыми видными министрами, генералами и даже главами церкви. К X в. ев-. взяли верх над нормальными людьми при Византииком дворе, удачно названном средневековым историком «веном Рансиманом "раем евнухов".
Большинство евнухов кастрировались насильно или соглашались на кастрацию в целях дальнейшей карьеры после уговоров своих семей (не так давно младших сыновей насильно принуждали уйти в лоно церкви). Можно предположить, что некоторый процент юношей шел на это добровольно. В средневековом арабском тексте IX в. н. э. обсуждается вопрос о переодевании евнухов — "мужчин, пожелавших стать женщинами", которые работали певцами, танцорами и проститутками. Существовали также древние религиозные культы, поощрявшие кастрацию. Поклонники Ки-белы (фригийской богини), например, наводили ужас на граждан Рима, кастрируя себя публично. Под грохот тарелок с песнями они бродили по улицам совсем как члены движения Хари Кришны и, когда доходили до исступления, острыми кусками битой глиняной посуды отрезали себе половые органы и бросали их в окна ничего не подозревавших римских домовладельцев.
Приверженец другого восточного культа — сирийского бога солнца — в 218 г. н. э. в возрасте 14 лет стал преемником римского трона. Известный под именем Элагабал, он в богатом женском платье, в разукрашенной колеснице и в окружении пляшущих евнухов устроил триумфальный въезд в столицу (см. "Косметика" в разделе Личные вещи и украшения). Римляне были шокированы его сумасбродством (см. "Сохранение пищи путем ее охлаждения" в разделе Пища, напитки, наркотики), откровенно женским поведением, пристрастием к любовникам-мужчинам и явным желанием, чтобы с ним обращались как с женщиной. Два римских писателя-современника рассказывают, что он потребовал от докторов хирургическим путем сделать ему влагалище. К сожалению, ни в одном отчете не приводится никаких деталей. Была ли когда-либо сделана операция? Невероятно, хотя этот эпизод показывает, что мысль о возможности изменения пола хирургическими средствами не есть изобретение XX в., ей почти 2000 лет.
Понимание пола в древнем мире вышло далеко за пределы простых физиологических различий между мужчинами и женщинами. Анализы по определению беременности древними египтянами еще в XIII в. свидетельствуют, что они уже имели практическое представление о некоторых элементарных биохимических законах.
В Древнем Китае такие знания невероятно продвинулись вперед. Мы не знаем, каким образом китайцы приобрели их, однако ко II в. н. э. они, по-видимому, извлекали половые и гипофизные гормоны из мочи, чтобы использовать их в различных медицинских препаратах. Текст, относящийся к 1025 г. н. э., ясно излагает методы по их извлечению, прежде всего выжариванием в кастрюлях (тем же способом, что и извлечение соли из рассола — см. "Бурение и горные работы" в разделе Обработка земли и добыча полезных ископаемых). Дальнейшее нагревание и переработка позволяли выделить из мочи соли, сохраняя кристаллическое вещество, которое китайцы назвали "осенним минералом" — оно состояло из половых и гипофизных гормонов. Затем кристаллы вводили в состав лекарств для лечения различных половых болезней. Стимулируя выделение гормонов у пациентов, эти препараты использовались для лечения ряда заболеваний, начиная от импотенции и до гермафродитизма, и даже принимались для стимуляции роста бороды. Этот замечательный древнекитайский метод был открыт на Западе лишь в 1927 г. Производство мужских и женских половых гормонов из мочи в настоящее время является обычным. По-видимому, ничто не ново под луной, и понимание вопросов секса не является исключением.
Снадобья
Человечество постоянно искало снадобье, которое продлило бы удовольствие при физической близости либо возбудило желание другого партнера. Идея создания средств, повышающих половое влечение, является, наверное, непревзойденной, а ряд веществ и методов, рекомендованных мудрецами древних культур, просто шокирует. Простейший рецепт иногда претендовал на самый огромный успех.
Ибн Баттута, великий арабский географ XIV в. н. э., предпринял тщательное изучение этих вопросов во время своих дальних путешествий по Азии. Он полностью перешел на пищу из рыбы и кокосовых орехов, которую принимали жители Мальдивских островов в Индийском океане. Еще до того, как ими заинтересовался Ибн Баттута, они явно преуспели в вопросах секса. Находясь на Мальдивских островах, географ обратил внимание на то, что жители имели "поразительную и непревзойденную силу при половом сношении. Островитяне достигли удивительных успехов". Он остался здесь на некоторое время, питался местной пищей и был явно поражен результатами. "У меня было четыре законных жены, не считая любовниц. На всех них я находил силу каждый день, и, кроме того, я проводил целую ночь с любой из них по очереди. Так я прожил полтора года."
Даже если допустить, что Баттута преувеличивает, результаты впечатляют. Укрепил ли его свежий воздух во время длительного, а также многочисленного любовного романа, или кокосовые орехи и рыбная пища действительно повлияли на его либидо? Кокосовые орехи и блюда из морской рыбы и моллюсков до настоящего времени некоторые общества все еще рекомендуют как средство для возбуждения полового влечения. В действительности их влияние никогда не было исследовано серьезно. Хотя представление о том, что устрицы делают вас влюбчивым, банально, научным образом их воздействие довольно трудно оценить. Некоторые вещи не поддаются проверке в лаборатории (классический пример — почему и когда мурлыкают коты). С людьми происходит то же самое, и проверка возбуждающих половое влечение свойств пищи не может быть сделана путем простого потребления человеком двух унций* кокосового ореха и анализа его спермы.
Во многих случаях единственным доказательством является то, что ученые называют анекдотом — рассказы людей и традиция. В западном мире устрицы и блюда из морской рыбы и моллюсков все еще пользуются репутацией возбуждающих половое влечение средств. Добавим, что этому домыслу по крайней мере 2000 лет. Рецепт был настолько хорошо усвоен ко II в. н. э., что римский писатель Апулей был действительно доставлен в суд истцами богатой вдовы за то, что побуждал ее обманом вступить в брак, подавая блюда из каракатиц, приправленных устриц, морских ежей и омаров.
Возбуждающие возможности одной из разновидностей испанской мушки все еще часто являются предметом дискуссий в бульварной прессе. Подобно устрицам, испанская мушка имеет долгую историю. Римская императрица Ливия, интриганка, супруга Августа (31 г. до н. э.— 14 г. н. э.), якобы незаметно добавляла снадобье в пищу членам императорской семьи, чтобы вызвать половую несдержанность, которая впоследствии могла быть использована против них.
Римляне также пользовались огромным количеством трав для продления удовольствия при физической близости. Они делали эротическую мазь из харда, благовонного восточного растения из семейства валериановых, а также возбуждающее вино из редкой травы горечавки. Другой возбуждающий напиток, по-видимому, содержал травы, смешанные с выделениями из репродуктивных органов жеребцов и кобыл. Считалось, что человек, выпивший этот напиток, будет иметь такую же потенцию, как жеребец. Подобно римлянам, греки пользовались растением за1угюп, имевшим красные листья и раздвоенный корень с высоким мясистым стеблем. Греки обычно добавляли его в вино, но считали его настолько сильным, что достаточно было просто подержать его в руке, чтобы оно начало действовать. Также считалось, что помогает кустарниковая полынь (вид горькой полыни), если положить ее под кровать. Суеверие или древний пример аромо-терапии? Другими предпочитаемыми средствами были поручейник сахарный — растение со съедобным клубнем, которое император Тиберий (14—37 гг. н. э.) привез из Германии, и крапивное масло (использовалось как мазь). Некоторые римляне, возможно, от отчаяния хлестали свои органы жгучей крапивой, чтобы привести их в "настроение".
Для тех, кто хочет испытать римские способы, древние латинские тексты также рекомендуют большое количество обычных трав и овощей. Марциал, поэт, живший в I в. н. э., писал: "Если ваша жена стара и ваш член истощен, ешьте в избытке лук". Римский врач Гален (II в. н. э.) также верил в лук, он предписывал измельченные в порошок семена лука смешивать с медом и принимать натощак как средство для разжигания половой страсти. Великий чревоугодник Апикий (см. "Поваренные книги" в разделе Пища, напитки, наркотики) также рекомендовал лук, тушенный с сосновыми семенами на воде или с перцем в крессовом соусе. Кресс пользовался большим успехом, если судить по многочисленным упоминаниям римских писателей, в том числе и врача Мар-цела Эмпирика, который приписывал микстуру из равных пропорций кресса, красного лука, сосновых семян и индийского нарда (сорт бальзамина) для лечения импотенции. Считалось также, что кервель и душистая трава сатурея, которая и теперь часто используется при приготовлении пищи, способствуют возбуждению полового влечения. Историк-естествоиспытатель Плиний писал, что кервель "придает особую бодрость мужскому телу, истощенному половым желанием". Он также рекомендовал пастернак, преимущественно дикий, проросший на каменистой почве. Капуста, вымоченная в козьем молоке, и даже обычная морковь очень высоко ценились римлянами.
Средства для усиления полового влечения в странах Древнего Востока обычно были более тщательно разработаны, чем в Риме. Во времена правления династии Тан (618— 906 гг. н. э.) лечивший травами врач Ван Тао включил в свою "Коллекцию тайных рецептов" четыре средства для употребления в разные времена года. Это были медовые таблетки, в состав которых входили измельченные в порошок различные травы. Некоторым мужчинам предписывалось принимать дюжину таких таблеток в день для поддержания потенции. В другой книге того же времени под названием "Важнейшие рекомендации Жадеитовой комнаты" содержатся ссылки на различные возбуждающие средства. Это были в основном порошки с прелестными названиями для припудривания полового члена и влагалища. Три из них, предназначавшиеся женщинам, назывались "Красота поставит на головку мужчину", "Пудра счастья" и "Очаровательная улыбка". Один из порошков для мужчин позволял якобы удовлетворять более десяти женщин каждую ночь.
Римский презерватив?
Считается, что слово condom (презерватив) произошло от фамилии доктора Кондома, жившего во второй половине XVII в., которому приписывается изобретение. Он был печально известным волокитой, которому, говорят, докучали его незаконнорожденные дети. Однако тщательные попытки найти какое-нибудь свидетельство о такой личности, как доктор Кондом, оказались безуспешными. В настоящее время выяснилось, что изобретение презерватива восходит к временам гораздо более древним, чем XVII в. Первое достоверное описание презерватива было найдено в труде великого итальянского ученого-анатома Фаллопия в 1564 г. Он утверждал, что придумал, как пользоваться небольшими льняными чехлами, которые следовало надевать на крайнюю плоть, чтобы избежать заражения сифилисом. Большинство экспертов по данному вопросу сходились на том, что изобретение Фаллопия было усовершенствованием ранее изобретенного приспособления, однако в целом вопрос оставался покрытым тайной. Согласно одной теории, презервативами пользовались уже в средние века, а их название было шутки ради заимствовано неким эрудитом от персидского слова, которое обозначало продолговатый сосуд из кишок животных для хранения зерна. Именно поэтому, вероятнее всего, презерватив был изобретен в Персии, и его название пришло оттуда.
Часто приходится слышать утверждения, что настоящими изобретателями презерватива были древние римляне. Едва ли нижеприведенное описание поможет разрешить спор, однако оно любопытно. Это описание взято из предания о Миносе у римского писателя Антонина Либерала (около II в. н. э.). Минос был легендарным царем, который правил примерно в 1400 г. до и. э., его именем названа минойская цивилизация доисторического Крита. Согласно легенде Либерала, семя у Миноса состояло из змей и скорпионов, поэтому, чтобы уцелеть, женщины вынуждены были помещать в себя козий мочевой пузырь. Миф действительно говорит о том, что скорее женщина, нежели мужчина, предохраняла себя, хотя суть принципа не меняется. Норман Хаймс, великий ученый в области истории противозачаточных средств XX в., считал, что это лишь единичное использование защитных презервативов из внутренностей животных в римские времена.
Итак, самым распространенным материалом для изготовления презервативов до изобретения вулканизированной резины в середине XIX в. были внутренности животных, наподобие мочевого пузыря, которым пользовался Минос. Однако если в легенде, написанной Антонином Либералом, речь идет о древних презервативах, то она слишком неправдоподобна. Могло ли это означать, что эти сведения гораздо древнее римских и действительно исходят из минойской цивилизации, существовавшей на 1500 лет раньше?
Как ни странно, но определение беременности было обычным явлением на древнем Ближнем Востоке еще за сотни лет до рождения Христа.
Вавилонская табличка (примерно 700 г. до н. э.) приводит метод, который использовался в Древнем Ираке. Анализ делали акушерки, чьи познания и умения были гораздо шире, нежели только оказание помощи при родах. Они вводили во влагалище женщины шерстяной тампон, пропитанный соком определенного растения. Тампон устанавливался сроком на три дня, в это время следовало избегать половой близости. Затем акушерка извлекала тампон и анализировала его цвет. В зависимости от того, экстракт какого растения использовался, акушерка могла определить беременность. Например, если какое-то "белое растение" растворяли в растворе квасцов (минеральной соли) и тампон становился красным, это означало, что женщина беременна. Анализ точен, потому что значение рН (степени кислотности или щелочности) женских секреций при беременности изменяется. Растения выбирались в зависимости от их способности реагировать на кислоты и щелочи, а тампоны были подобны лакмусовой бумаге в лаборатории.
Заключение
В заключение нашей беседы мне хотелось бы отметить две вещи.
Во-первых, у многих из Вас мог возникнуть вопрос: а зачем же мы изучаем сексуальную жизнь наших далеких предков? Насколько это важно? На самом деле, эти исследования играют большую роль. Они позволяют гораздо лучше познать самого человека, позволяют использовать накопленный опыт ведения сексуальных отношений и избежать при этом многих досадных ошибок.
Во-вторых. Сейчас, как впрочем, и во все времена, секс использовался многими людьми для достижения своих сугубо корыстных целей, например для овладения денежным состоянием потенциального супруга, или же для продвижения по служебной лестнице. История знает не мало таких примеров. Однако, как уже говорилось в начале этой работы, секс всегда играл и играет сейчас важную роль в жизни человека. Он не только является неотъемлемой чертой процесса продолжения рода (что само по себе уже очень важно), но и тесно связан с духовным состоянием человека. Секс призван для выражения своих эмоций по отношению к другому человеку. Именно поэтому необходимо всегда сохранять связь своей сексуальной жизни со своими чувствами. Мне очень хотелось бы, чтобы секс доставлял нам и будущим поколениям только лишь наслаждение и радость, но не боль и разочарование.
На этой оптимистической ноте мне хотелось бы завершить сегодняшнюю нашу беседу, посвященную небольшому исследованию сексуальной жизни во времена Древних цивилизаций. Надеюсь, что рассказ мой был для Вас интересен и полезен. Благодарю всех за оказанное мне внимание.
Библиография
Древние изобретения. Питер Джеймс, Ник Торп. – Минск: Попурри, 1997. – 754 с.: ил. ISBN 985-438-139-0 (рус), 0-345-36476-7 (англ.)