Сексуальные жизнь времен Древних цивилизаций

Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственный Санкт-Петербургский Электротехнический университет «ЛЭТИ» имени Ульянова (Ленина)

Кафедра ИКГП

Реферат по культурологи

«Сексуальная жизнь времен Древних цивилизаций»

Выполнил: Антонов В.В.

Факультет: КТИ

Кафедра: АПУ

Группа: 3322

Преподаватель: Пученков А.С.

Санкт-Петербург. 2003

 TOC o "1-3" h z u Введение. h 2

Гомосексуальные отношения. h 3

Гетеросексуальные отношения. h 3

Проституция. h 4

Снадобья. h 7

Римский презерватив?. h 9

Заключение. h 10

Библиография. h 10

Сегодня на семинаре по культурологии тема нашей с Вами беседы будет весьма неожиданна: секс и сексуальные отношения. Вообще говоря, о сексе можно и нужно говорить долго и обстоятельно (как серьезно, так и не серьезно), но наше время, увы, ограничено строгими рамками двадцати минут. Поэтому я предлагаю обратиться к сексуальной жизни времен Древних цивилизаций: Египта, Греции, Рима, Китая и некоторых других. Начнем с небольшого вступления…

Введение

В чисто физиологических отношениях человеческий род, вероятно, мало что добавил к разнообразию сексуального поведения животного мира. Люди наивно полагают, что разнообразие сексуальных связей яв­ляется их изобретением, тогда как они изначально практи­ковались другими живыми созданиями. Существует беско­нечный ряд поведений, описанных как с точки зрения пси­хологии, так и социальной жизни. Одни живые организмы являются бесполыми (самое известное такое существо — простая амеба), другие — двуполыми (многие черви). Кро­ме того, множество животных воспроизводятся путем сово­купления. Наряду с гетеросексуальными парными связями, которые мы считаем более обычными, природа дает нам примеры семей с одним родителем (например, среди ко­тов) и даже гомосексуальные семьи. В 1977 г. было установ­лено, что 14 процентов чаек на острове неподалеку от побе­режья Калифорнии были лесбиянками. Самки ритуально ухаживали друг за другом, уединялись парами вить гнезда и откладывать (хотя и бесполезно) яйца и оставались верны­ми друг другу на протяжении нескольких сезонов.

Даже брак не является священным в том смысле, что моногамия не есть изобретение человека. Наши далекие родственники гиббоны — обезьяны, живущие на деревьях в тропических лесах Юго-Восточной Азии — также выбирают себе постоянного сексуального партнера.

То, что изобрел человек, является лишь оболочкой сек­суальной жизни во всем многообразии ее организаций, ри­туалов и других мелочей. Постоянный интерес к этой теме, естественно, свойствен исключительно нам. Так, значитель­ная часть истории общества и религии была сосредоточена на "правильной или неправильной" сексуальной ориентации и поиске того, что является природным" и "естест­венным" способом нашего поведения.

Гомосексуальные отношения

Гомосексуализм, например, считался в древних общест­вах обычным явлением. В Афинах и Спарте в V в. до н. э. и позже гомосексуальные отношения между старшими и моло­дыми любовниками считались полезными с точки зрения передачи опыта. Спартанцы, по-видимому, верили, что сексуальная связь с испытанным и проверенным воином способствует воз­мужанию. В Афинах особое значение придавали нравствен­ным и эстетическим аспектам таких отношений. Гомосек­суализм эфебов, как и спартанцев, имел военную подоплеку. "Священный отряд эфебов" представлял собой пехотный строй, полностью состоявший из любовных пар мужчин. На протяжении 40 лет он постоянно одерживал победы, пока не был уничтожен Филиппом II Македонским в 338 г. до н. э. в битве при Херонее: все 300 членов отряда пали замертво или получили смертельные ранения. Подобная традиция не улучшила спартанскую демографию — раздельное обучение мальчиков и девочек поощряло такие связи и между жен­щинами, что приводило к поздним бракам. Спартанцы были элитным классом, владевшим огромным числом крестьян. Со временем из-за низкой рождаемости и больших потерь в непрерывных войнах они полностью исчезли.

Критяне постоянно поощряли гомосексуализм как сред­ство контроля за приростом населения. В классические вре­мена для критских подростков считалось вполне нормаль­ным принимать ухаживания старших мужчин, и после обяза­тельного обмена подарками и формальных встреч с родителя­ми мальчик уходил и жил со своим любовником. Таким образом, последний должен был нести ответственность за содержание и обучение мальчика. Только когда мужчине было далеко за 20 или он переступил 30-летний рубеж, ему следовало подумать о браке, создать семью и обзавестись детьми.

Гетеросексуальные отношения

Конечно, многие общества рассматривали гетеросексу­альный брак как самый приемлемый и наилучший способ воспроизводства, однако в различных цивилизациях его форма сильно варьируется. Современное общество неодоб­рительно отнеслось бы к ритуализированному многоженству, однако это была обычная форма брака китайских императо­ров. Во времена правления династии Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.) китайскому императору полагалось иметь одну императрицу, 3 супруги первого ранга, 9 вторых по рангу жен, 27 жен третьего ранга и 81 наложницу. Эти числа в китайской нумерологии имеют магическое значение. Не­которые придворные дамы были "секс-секретарями", их работа заключалась в том, чтобы в нужный день император имел сексуальные отношения с соответствующей партнершей. Отсчет начинался с партнерши низшего ранга. Дни и часы таких брачных отношений заносились в дневник, каждая женщина в целях контроля обязана была носить серебря­ное кольцо, которое переодевалось с правой руки на левую после исполнения своего долга. Считалось, что таким обра­зом император в течение месяца усиливал свою половую энергию путем систематического поглощения половых энер­гий своих партнерш. Эта тема стала доминирующей в лите­ратуре по сексу, которая начала появляться в Китае тех вре­мен. Во времена династии Хань либерально относились к гомосексуализму, как и к сексуальности вообще, несмотря на то, что небылицы о средствах, усиливающих удовольст­вия во время физической близости, были широко распрос­транены.

Во времена монгольских правителей (1260—1368 гг.) Китай коренным образом изменился, от стал пуританским обществом. Одним из проявлений этого нового настроения стала любопытная схема, известная под названием "Табель заслуг и дурных деяний", в которой перечислялись хоро­шие и плохие поступки и приводились баллы за различные виды оскорблений: "неподобающее содержание большого числа жен и наложниц" — 50 отрицательных баллов; "слу­чайное касание руки женщины", если это действительно произошло "случайно" — 1 отрицательный балл, если с "похотливым намерением" — 10 отрицательных баллов, "если это произошло для оказания помощи в критическом положении" — 0 отрицательных баллов, но "если такая по­мощь вызвала вожделение" — 10 отрицательных баллов; "рассказывание женщинам непристойных историй" — 20 от­рицательных баллов, но "если они рассказываются для того, чтобы устыдить женщин" — 0 отрицательных баллов.

Китай из известной позитивно ориентированной на секс культуры изменился в прямо противоположную сторону. В последующие века китайская стыдливость достигла такой степени, что даже не разрешала женщинам снимать одеж­ды для медицинского осмотра и лечения (см. "Иглоукалы­вание" в разделе Медицина). К настоящему времени в мире осталось несколько обществ со свободными взглядами на секс. (Одним из них является Таиланд, поэтому сейчас он становится несчастной жертвой эпидемии СПИДа в резуль­тате секс-туризма.) Причины такого изменения отношения к сексу трудно определить. На Западе христианство (осо­бенно римский католицизм) с его принципиально негатив­ным отношением к сексу в значительной степени несет за это ответственность. Иудаизм и ислам разделяют это обви­нение в меньшей степени, они (по крайней мере, первона­чально) были менее одержимы "виной" за секс, которую христианство внушило человеку.

Что же касается средневекового периода истории, то примеры странного отношения хрис­тианства того времени к сексу найти довольно легко. В 585 г. н. э. цер­ковный совет Макона постановил, что ни одно тело умер­шего мужчины нельзя похоронить рядом с женским телом до тех пор, пока последнее не истлеет. Примерно в это вре­мя церковь наложила запрет на отношения между супруга­ми в течение 48 дней, предшествующих Рождеству и Пасхе, 9 дней после Троицы, накануне Великого поста, по воскре­сеньям, средам и пятницам, во время беременности, в тече­ние 30 дней после рождения мальчика, 40 дней после рож­дения девочки и, наконец, в течение 5 дней перед причас­тием. Христиане в средние века, возможно, не следовали этим правилам, которые в условиях высокой смертности могли серьезно подорвать шансы общества на воспроизве­дение.

Трудно делать какие-либо обобщения, однако многие великие цивилизации прошлого стремились иметь более свободные и, следователь­но, более чувственные и изобретательные сексуальные от­ношения, чем современное западное общество. Это касает­ся и проституции, которая является если не самой древней профессией в мире, то, должно быть, второй по древности происхождения после профессии колдуна или шамана, ко­торые восходят к древнему каменному веку.

Проституция

Во многих древних обществах проституция была призна­на даже священной деятельностью. Древнейшие свидетельст­ва о проституции происходят из Древнего Ирака, где в таких известных текстах, как "Сказание о Гильгамени", утвержда­ется, что проституция была неотъемлемой (и очень уважае­мой) частью жизни вавилонских храмов во II в. до н. э.; самым наглядным свидетельством являются живописные глиняные таблички тысячелетней давности, найденные при раскопках храмов. По свидетельству греческого историка Геродота, посетившего Вавилон около 450 г. до н. э., прости­туция была священной обязанностью всех жительниц города:

"Каждая вавилонянка однажды в жизни должна была от­правиться в храм Афродиты и отдаться там чужеземцу. Сидящей здесь женщине не разрешалось возвращаться до­мой до тех пор, пока какой-нибудь мужчина не бросит ей в подол серебряную монету и не соединится с ней за преде­лами храма. Бросив монету, мужчине следовало сказать: «От имени Милитгы (Афродиты)»... Достоинство монеты не имело значения. Женщина обязана была следовать за первым человеком, который бросил ей деньги. После со­вокупления ее долг перед богиней был выполнен, и она могла возвратиться домой".

Проституция помогла вавилонским храмам приобрести богатства, которые положили начало развитию крупных финансовых центров (см. "Банки" в разделе Городская жизнь). Конечно, существовали и чисто коммерческие пуб­личные дома, такие как Порнейон, открытый Солоном в Афинах около 570 лет до н. э. для удовлетворения похоти молодых людей. Храм богини любви Афродиты был построен на деньги этих домов. Позднее греческие и римские публич­ные дома получали патент и находились под надзором влас­тей. В III в. н. э. в Риме было 45 публичных домов, которым разрешалось обслуживать клиентов только после 3 часов пополудни, т. е. после рабочего дня. На Ближнем Востоке проститутки, облаченные в кричащие одежды и бижутерию, садились на скамейки у публичного дома с нарисованными или выгравированными на дверях фаллическими символами.

Металлические жетоны также с не вызывающими сомне­ния мотивами были специально отчеканены для посетителей. Несомненно, римские публичные дома имели свой имидж в большом городе. По сведениям официального полицей­ского журнала, в Риме в начале I в. н. э. было зарегистриро­вано 32 тысячи проституток. Эту цифру можно сравнить с 35 тысячами проституток в Нью-Йорке 1890-х гг.

"Красный фонарь", по-видимому, был изобретен в Древ­нем Китае во времена правления династии Сун (960— 1279 гг. н. э.), где "винные дома" были одновременно и публичными домами (многие из них контролировались им­ператорским департаментом сборов) и выставляли красный фонарь. Писатель того времени заметил:

"У входа в такие специальные винные дома подвешива­лись бамбуковые лампы из красного шелка, их выставля­ли как в сухую, так и в дождливую погоду, они были за­чехлены плетенками из листьев бамбука. По одним лам­пам можно было опознать эти специальные винные дома".

Малоизвестный религиозный культ, возникший в Си­рии около 250 г. н. э., широко использовал сексуальные зрелища в публичных местах. Во время церемоний, происхо­дивших в мелких бассейнах на открытом воздухе, многочис­ленные обнаженные молодые женщины резвились в воде. Не в меру стыдливые римские императоры запретили пред­ставления, а отцы церкви осудили эти зрелища. В конце Г/ в. святой Иоанн Хризостом (по-гречески "Златоуст") из Антиохии пришел в отчаяние от своей паствы, которая "предпочитала смотреть на обнаженных, ничего не скрыва­ющих женщин", а не ходить в церковь. Несмотря на то что такие зрелища зачастую официально не одобрялись, они продолжались вплоть до VI в. н. э.

Надо отметить, что кастрация являлась заурядной операцией в римской и китайской цивилизациях, где некогда было столько евну­хов, что по абсолютному количеству их можно было посчи­тать за "третий пол". Мальчиков с привлекательной внеш­ностью брали в рабство и кастрировали, чтобы превратить их в сексуальные игрушки богатых или в безбородые до­машние украшения, почитаемые за юношескую красоту.

Тем не менее, евнух в древних обществах играл важную политическую роль. Евнухи были превосходными храните­лями гаремов и надежными спутниками и секретарями им­ператорских жен. На них возлагали высочайшие государ­ственные обязанности, не опасаясь, что они могут основать свои собственные династии. Менее других мужчин они были подвержены коррупции и сексуальным обольщениям и яв­лялись идеальными политиками и гражданскими служащими. Их репутация не могла быть запятнана обвинениями в изнасиловании, исками об отцовстве и другими скандаль­ными делами, которые так часто портят карьеру обществен­ным деятелям.

Первой цивилизацией, специально отбиравшей евну­хов в качестве государственных чиновников, была Ассирий­ская империя, которая господствовала на Ближнем Востоке в начале I в. до н. э. Эту практику продолжали ее преемни­ки, включая Персидскую империю, основанную Киром Великим (559—529 гг. до н. э.), который, по свидетельству греческого писателя Ксенофонта, "лично выбирал евнухов на каждую должность, начиная от привратника". До него лидийский царь (Западная Турция) благоволил к евнухам женского пола, которым перед поступлением на службу удаляли яичники.

В то же время евнухи становятся мощной силой в Китае. В текстах VI—V вв. до н. э. ссылаются на то, что евнухи, равно как и женщины, слишком вмешиваются в государ­ственные дела. Особенно сильное влияние евнухи приобре­ли во времена правления династии Хань (202 г. до н. э.— 220 г. н. э.), когда некоторые из них сосредоточили в своих руках огромную власть благодаря своей внешности, а для императоров считалось нормальным явлением иметь такое же магическое число фаворитов мужчин, как и жен. Боль­шинство из них были всесторонне профессионально под­готовлены для карьеры в правительстве.

Римская империя также держала на гражданской служ­бе евнухов, несмотря на запреты кастрации, наложенные различными императорами. И хотя обычай кастрации был осужден также церковью, "могущество евнухов" в римском мире на самом деле достигло зенита после принятия хрис­тианства во времена Восточно-Римской (Византийской) империи, которая управлялась из Константинополя (Стам­була) в период с 395 по 1435 гг. Тысячи молодых людей, подвергнувшись кастрации, поступали на государственную службу, обеспечив империю некоторыми самыми видными министрами, генералами и даже главами церкви. К X в. ев-. взяли верх над нормальными людьми при Византииком дворе, удачно названном средневековым историком «веном Рансиманом "раем евнухов".

Большинство евнухов кастрировались насильно или со­глашались на кастрацию в целях дальнейшей карьеры после уговоров своих семей (не так давно младших сыновей на­сильно принуждали уйти в лоно церкви). Можно предположить, что некоторый процент юношей шел на это добро­вольно. В средневековом арабском тексте IX в. н. э. обсуж­дается вопрос о переодевании евнухов — "мужчин, поже­лавших стать женщинами", которые работали певцами, тан­цорами и проститутками. Существовали также древние рели­гиозные культы, поощрявшие кастрацию. Поклонники Ки-белы (фригийской богини), например, наводили ужас на граждан Рима, кастрируя себя публично. Под грохот таре­лок с песнями они бродили по улицам совсем как члены движения Хари Кришны и, когда доходили до исступле­ния, острыми кусками битой глиняной посуды отрезали себе половые органы и бросали их в окна ничего не подозревав­ших римских домовладельцев.

Приверженец другого восточного культа — сирийского бога солнца — в 218 г. н. э. в возрасте 14 лет стал преемни­ком римского трона. Известный под именем Элагабал, он в богатом женском платье, в разукрашенной колеснице и в окружении пляшущих евнухов устроил триумфальный въезд в столицу (см. "Косметика" в разделе Личные вещи и укра­шения). Римляне были шокированы его сумасбродством (см. "Сохранение пищи путем ее охлаждения" в разделе Пища, напитки, наркотики), откровенно женским поведением, при­страстием к любовникам-мужчинам и явным желанием, чтобы с ним обращались как с женщиной. Два римских писателя-современника рассказывают, что он потребовал от докторов хирургическим путем сделать ему влагалище. К сожалению, ни в одном отчете не приводится никаких де­талей. Была ли когда-либо сделана операция? Невероятно, хотя этот эпизод показывает, что мысль о возможности из­менения пола хирургическими средствами не есть изобре­тение XX в., ей почти 2000 лет.

Понимание пола в древнем мире вышло далеко за пре­делы простых физиологических различий между мужчинами и женщинами. Анализы по определению беременности древ­ними египтянами еще в XIII в. свидетельствуют, что они уже имели практическое представление о некоторых эле­ментарных биохимических законах.

В Древнем Китае такие знания невероятно продвину­лись вперед. Мы не знаем, каким образом китайцы приоб­рели их, однако ко II в. н. э. они, по-видимому, извлекали половые и гипофизные гормоны из мочи, чтобы использо­вать их в различных медицинских препаратах. Текст, отно­сящийся к 1025 г. н. э., ясно излагает методы по их извлече­нию, прежде всего выжариванием в кастрюлях (тем же спо­собом, что и извлечение соли из рассола — см. "Бурение и горные работы" в разделе Обработка земли и добыча полез­ных ископаемых). Дальнейшее нагревание и переработка поз­воляли выделить из мочи соли, сохраняя кристаллическое вещество, которое китайцы назвали "осенним минералом" — оно состояло из половых и гипофизных гормонов. Затем кристаллы вводили в состав лекарств для лечения различ­ных половых болезней. Стимулируя выделение гормонов у пациентов, эти препараты использовались для лечения ряда заболеваний, начиная от импотенции и до гермафродитиз­ма, и даже принимались для стимуляции роста бороды. Этот замечательный древнекитайский метод был открыт на За­паде лишь в 1927 г. Производство мужских и женских пол­овых гормонов из мочи в настоящее время является обыч­ным. По-видимому, ничто не ново под луной, и понимание вопросов секса не является исключением.

Снадобья

Человечество постоянно искало снадобье, которое про­длило бы удовольствие при физической близости либо воз­будило желание другого партнера. Идея создания средств, повышающих половое влечение, является, наверное, непре­взойденной, а ряд веществ и методов, рекомендованных мудрецами древних культур, просто шокирует. Простейший рецепт иногда претендовал на самый огромный успех.

Ибн Баттута, великий арабский географ XIV в. н. э., предпринял тщательное изучение этих вопросов во время своих дальних путешествий по Азии. Он полностью пере­шел на пищу из рыбы и кокосовых орехов, которую прини­мали жители Мальдивских островов в Индийском океане. Еще до того, как ими заинтересовался Ибн Баттута, они яв­но преуспели в вопросах секса. Находясь на Мальдивских островах, географ обратил внимание на то, что жители име­ли "поразительную и непревзойденную силу при половом сношении. Островитяне достигли удивительных успехов". Он остался здесь на некоторое время, питался местной пи­щей и был явно поражен результатами. "У меня было четыре законных жены, не считая любовниц. На всех них я находил силу каждый день, и, кроме того, я проводил целую ночь с любой из них по очереди. Так я прожил полтора года."

Даже если допустить, что Баттута преувеличивает, ре­зультаты впечатляют. Укрепил ли его свежий воздух во вре­мя длительного, а также многочисленного любовного ро­мана, или кокосовые орехи и рыбная пища действительно повлияли на его либидо? Кокосовые орехи и блюда из мор­ской рыбы и моллюсков до настоящего времени некоторые общества все еще рекомендуют как средство для возбужде­ния полового влечения. В действительности их влияние никогда не было исследовано серьезно. Хотя представле­ние о том, что устрицы делают вас влюбчивым, банально, научным образом их воздействие довольно трудно оценить. Некоторые вещи не поддаются проверке в лаборатории (классический пример — почему и когда мурлыкают коты). С людьми происходит то же самое, и проверка возбуждаю­щих половое влечение свойств пищи не может быть сдела­на путем простого потребления человеком двух унций* ко­косового ореха и анализа его спермы.

Во многих случаях единственным доказательством явля­ется то, что ученые называют анекдотом — рассказы людей и традиция. В западном мире устрицы и блюда из морской рыбы и моллюсков все еще пользуются репутацией возбуж­дающих половое влечение средств. Добавим, что этому домыс­лу по крайней мере 2000 лет. Рецепт был настолько хорошо усвоен ко II в. н. э., что римский писатель Апулей был дей­ствительно доставлен в суд истцами богатой вдовы за то, что побуждал ее обманом вступить в брак, подавая блюда из каракатиц, приправленных устриц, морских ежей и омаров.

Возбуждающие возможности одной из разновидностей испанской мушки все еще часто являются предметом дискус­сий в бульварной прессе. Подобно устрицам, испанская мушка имеет долгую историю. Римская императрица Ливия, интриганка, супруга Августа (31 г. до н. э.— 14 г. н. э.), яко­бы незаметно добавляла снадобье в пищу членам импера­торской семьи, чтобы вызвать половую несдержанность, ко­торая впоследствии могла быть использована против них.

Римляне также пользовались огромным количеством трав для продления удовольствия при физической близости. Они делали эротическую мазь из харда, благовонного восточ­ного растения из семейства валериановых, а также возбужда­ющее вино из редкой травы горечавки. Другой возбуждающий напиток, по-видимому, содержал травы, смешанные с выде­лениями из репродуктивных органов жеребцов и кобыл. Счи­талось, что человек, выпивший этот напиток, будет иметь такую же потенцию, как жеребец. Подобно римлянам, греки пользовались растением за1угюп, имевшим красные листья и раздвоенный корень с высоким мясистым стеблем. Греки обычно добавляли его в вино, но считали его настолько сильным, что достаточно было просто подержать его в руке, чтобы оно начало действовать. Также считалось, что помо­гает кустарниковая полынь (вид горькой полыни), если поло­жить ее под кровать. Суеверие или древний пример аромо-терапии? Другими предпочитаемыми средствами были по­ручейник сахарный — растение со съедобным клубнем, ко­торое император Тиберий (14—37 гг. н. э.) привез из Герма­нии, и крапивное масло (использовалось как мазь). Неко­торые римляне, возможно, от отчаяния хлестали свои орга­ны жгучей крапивой, чтобы привести их в "настроение".

Для тех, кто хочет испытать римские способы, древние латинские тексты также рекомендуют большое количество обычных трав и овощей. Марциал, поэт, живший в I в. н. э., писал: "Если ваша жена стара и ваш член истощен, ешьте в избытке лук". Римский врач Гален (II в. н. э.) также верил в лук, он предписывал измельченные в порошок семена лука смешивать с медом и принимать натощак как средство для разжигания половой страсти. Великий чревоугодник Апикий (см. "Поваренные книги" в разделе Пища, напитки, нарко­тики) также рекомендовал лук, тушенный с сосновыми се­менами на воде или с перцем в крессовом соусе. Кресс поль­зовался большим успехом, если судить по многочисленным упоминаниям римских писателей, в том числе и врача Мар-цела Эмпирика, который приписывал микстуру из равных пропорций кресса, красного лука, сосновых семян и ин­дийского нарда (сорт бальзамина) для лечения импотен­ции. Считалось также, что кервель и душистая трава сату­рея, которая и теперь часто используется при приготовле­нии пищи, способствуют возбуждению полового влечения. Историк-естествоиспытатель Плиний писал, что кервель "придает особую бодрость мужскому телу, истощенному половым желанием". Он также рекомендовал пастернак, пре­имущественно дикий, проросший на каменистой почве. Капуста, вымоченная в козьем молоке, и даже обычная мор­ковь очень высоко ценились римлянами.

Средства для усиления полового влечения в странах Древнего Востока обычно были более тщательно разрабо­таны, чем в Риме. Во времена правления династии Тан (618— 906 гг. н. э.) лечивший травами врач Ван Тао включил в свою "Коллекцию тайных рецептов" четыре средства для употребления в разные времена года. Это были медовые таблетки, в состав которых входили измельченные в поро­шок различные травы. Некоторым мужчинам предписыва­лось принимать дюжину таких таблеток в день для поддержания потенции. В другой книге того же времени под назва­нием "Важнейшие рекомендации Жадеитовой комнаты" со­держатся ссылки на различные возбуждающие средства. Это были в основном порошки с прелестными названиями для припудривания полового члена и влагалища. Три из них, предназначавшиеся женщинам, назывались "Красота по­ставит на головку мужчину", "Пудра счастья" и "Очарова­тельная улыбка". Один из порошков для мужчин позволял якобы удовлетворять более десяти женщин каждую ночь.

Римский презерватив?

Считается, что слово condom (презерватив) произошло от фа­милии доктора Кондома, жившего во второй половине XVII в., которому приписывается изобретение. Он был печально извест­ным волокитой, которому, говорят, докучали его незаконнорожден­ные дети. Однако тщательные попытки найти какое-нибудь сви­детельство о такой личности, как доктор Кондом, оказались безус­пешными. В настоящее время выяснилось, что изобретение пре­зерватива восходит к временам гораздо более древним, чем XVII в. Первое достоверное описание презерватива было найдено в труде великого итальянского ученого-анатома Фаллопия в 1564 г. Он утверждал, что придумал, как пользоваться небольшими льня­ными чехлами, которые следовало надевать на крайнюю плоть, чтобы избежать заражения сифилисом. Большинство экспертов по данному вопросу сходились на том, что изобретение Фаллопия было усовершенствованием ранее изобретенного приспособления, одна­ко в целом вопрос оставался покрытым тайной. Согласно одной теории, презервативами пользовались уже в средние века, а их название было шутки ради заимствовано неким эрудитом от пер­сидского слова, которое обозначало продолгова­тый сосуд из кишок животных для хранения зерна. Именно поэто­му, вероятнее всего, презерватив был изобретен в Персии, и его название пришло оттуда.

Часто приходится слышать утверждения, что настоящими изобретателями презерватива были древние римляне. Едва ли ни­жеприведенное описание поможет разрешить спор, однако оно лю­бопытно. Это описание взято из предания о Миносе у римского писателя Антонина Либерала (около II в. н. э.). Минос был леген­дарным царем, который правил примерно в 1400 г. до и. э., его именем названа минойская цивилизация доисторического Крита. Согласно легенде Либерала, семя у Миноса состояло из змей и скорпионов, поэтому, чтобы уцелеть, женщины вынуждены были помещать в себя козий мочевой пузырь. Миф действительно гово­рит о том, что скорее женщина, нежели мужчина, предохраняла себя, хотя суть принципа не меняется. Норман Хаймс, великий ученый в области истории противозачаточных средств XX в., счи­тал, что это лишь единичное использование защитных презервати­вов из внутренностей животных в римские времена.

Итак, самым распространенным материалом для изготовле­ния презервативов до изобретения вулканизированной резины в середине XIX в. были внутренности животных, наподобие мочевого пузыря, которым пользовался Минос. Однако если в легенде, на­писанной Антонином Либералом, речь идет о древних презервати­вах, то она слишком неправдоподобна. Могло ли это означать, что эти сведения гораздо древнее римских и действительно исходят из минойской цивилизации, существовавшей на 1500 лет раньше?

Как ни странно, но определение беременности было обычным явлением на древнем Ближнем Востоке еще за сотни лет до рождения Христа.

Вавилонская табличка (примерно 700 г. до н. э.) приво­дит метод, который использовался в Древнем Ираке. Ана­лиз делали акушерки, чьи познания и умения были гораздо шире, нежели только оказание помощи при родах. Они вво­дили во влагалище женщины шерстяной тампон, пропитан­ный соком определенного растения. Тампон устанавливал­ся сроком на три дня, в это время следовало избегать поло­вой близости. Затем акушерка извлекала тампон и анализи­ровала его цвет. В зависимости от того, экстракт какого рас­тения использовался, акушерка могла определить беремен­ность. Например, если какое-то "белое растение" раство­ряли в растворе квасцов (минеральной соли) и тампон ста­новился красным, это означало, что женщина беременна. Анализ точен, потому что значение рН (степени кислот­ности или щелочности) женских секреций при беременности изменяется. Растения выбирались в зависимости от их спо­собности реагировать на кислоты и щелочи, а тампоны были подобны лакмусовой бумаге в лаборатории.

Заключение

В заключение нашей беседы мне хотелось бы отметить две вещи.

Во-первых, у многих из Вас мог возникнуть вопрос: а зачем же мы изучаем сексуальную жизнь наших далеких предков? Насколько это важно? На самом деле, эти исследования играют большую роль. Они позволяют гораздо лучше познать самого человека, позволяют использовать накопленный опыт ведения сексуальных отношений и избежать при этом многих досадных ошибок.

Во-вторых. Сейчас, как впрочем, и во все времена, секс использовался многими людьми для достижения своих сугубо корыстных целей, например для овладения денежным состоянием потенциального супруга, или же для продвижения по служебной лестнице. История знает не мало таких примеров. Однако, как уже говорилось в начале этой работы, секс всегда играл и играет сейчас важную роль в жизни человека. Он не только является неотъемлемой чертой процесса продолжения рода (что само по себе уже очень важно), но и тесно связан с духовным состоянием человека. Секс призван для выражения своих эмоций по отношению к другому человеку. Именно поэтому необходимо всегда сохранять связь своей сексуальной жизни со своими чувствами. Мне очень хотелось бы, чтобы секс доставлял нам и будущим поколениям только лишь наслаждение и радость, но не боль и разочарование.

На этой оптимистической ноте мне хотелось бы завершить сегодняшнюю нашу беседу, посвященную небольшому исследованию сексуальной жизни во времена Древних цивилизаций. Надеюсь, что рассказ мой был для Вас интересен и полезен. Благодарю всех за оказанное мне внимание.

Библиография

Древние изобретения. Питер Джеймс, Ник Торп. – Минск: Попурри, 1997. – 754 с.: ил. ISBN 985-438-139-0 (рус), 0-345-36476-7 (англ.)