Семья в жизни женщины
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Кафедра истории, теории и технологии социальной работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Гендерология и феминология»
Семья в жизни женщины
Дата: Выполнила:
Рег.№: студентка 4 курса
ф-т «Социальная работа»
гр. ЗС-01-02
Чистякова Светлана Александровна
Проверил:
Старший преподаватель
Васильева Л.Г.
Чебоксары 2005
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………3
- Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема …..5
- Многофункциональная роль женщины в современной семье ………………………9
- Реализация новой модели семейных отношений – проблема современности …….12
Заключение ……………………………………………………………………………………..15
Литература ……………………………………………………………………………………..16
Введение
Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт с присущими ему местом и ролью и выполняется целый ряд специфических функций, в первую очередь таких, как воспитание детей. В то же время семья – это малая социальная группа, которой свойственны такие характеристики, как сплоченность, ценностно-ориентационное единство членов и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей каждого человека.
Созданию семьи предшествует брак как парное отношение, основанное на взаимной привязанности, любви, заботе, интимных отношениях. А.Бабель брак назвал учреждением, связанным с существующими социальными условиями. Он определяется биологическими (возраст, физическое состояние), нравственными (подготовка к браку), психологическими (интимные отношения) и экономическими (материальное положение, наличие жилья) факторами.
Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует половую связь.
Это добровольный союз. К. Маркс писал: «Никто не принуждает к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец – природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступившего в брак, а наоборот, произвол вступившего в брак должен подчиняться сущности брака.*
Брак регулируется обычаями, традициями, религией, правовыми нормами. В его основе лежит забота, общение, совместное добывание средств для жизни, взаимная материальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, организация досуга.
*Маркс К. Проект закона о разводе//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.С.162.
Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношения супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.
Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.
1. Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема
Современная семья в России встречается с огромными проблемами, которые могут быть разделены на институционные, внутрисемейные и фоновые, непосредственно связанные с особенностями социально-экономической ситуации. Все эти проблемы, безусловно взаимосвязаны друг с другом и для смягчения их остроты требуется приоритетность семейной политики государства, а также обеспечение одинаковых прав мужчин и женщин во всех вопросах жизнедеятельности семьи.
Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.
Кризисное состояние социально-экономической сферы, обострение политических, демографических, межнациональных противоречий оказывают существенное влияние на качество жизни всех граждан и в первую очередь женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, одиноких родителей.
За годы экономических преобразования состав малоимущего населения страны структурно существенно изменился: значительно снизился удельный вес лиц старших возрастов и возросла доля экономически активного населения трудоспособного возраста, то есть в категорию бедных все более и более попадают семьи с детьми.
С проблемами семьи тесно связаны демографические процессы. Картина здесь
такова, что ежегодно население России сокращается в среднем на 700 тыс.
человек. В XXI век Россия вошла с населением 145,2 млн. человек или с
сокращением к
Демографическая ситуация усугубляется и тем, что за 10 лет более чем на 20% снизилась рождаемость у женщин в наиболее благоприятном детородном возрасте, 24% женщин этого возраста, то есть почти каждая четвертая, вообще не желают иметь детей.*
В условиях кризиса обостряется конфликт социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая её занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.
Социально-экономическая дифференциация общества приближается к черте, за которой может наступить резкая социальная поляризация населения, абсолютное обнищание значительной её части.
В настоящее время каждого третьего, проживающего в России, можно назвать неимущим, то есть его доходы ниже величины прожиточного минимума. В стране 9 млн. безработных. Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных, независимо от их возраста, уровня образования, семейного положения. Особенно велик он среди безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов с детства (более 70% этой категории безработных – женщины), безработных одиноких родителей (более 90% - женщины), многодетных родителей (около 80% - женщины).
Проблема бедности – это проблема социального неравенства, главное в ней – это неравенство возможностей, неравный доступ семей к ресурсам развития.
В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщины в благосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полного признания социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и воспитании детей, ибо это требует совместной ответственности мужчины женщины, а также всего общества в целом. Для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль, как мужчин, так и женщин в обществе и в семье.
Не остается без внимания проблема семьи и в Российской Федерации, где в Конституции (п.1 ст. 38) сказано: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». А в параграфе 2 четко определены роли родителей: «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей».
Перед женщиной стоит проблема: выжить и сохранить семью при создавшейся
*Ерусланова Р.И. О государственной политике в отношении семьи на современном этапе. Чебоксары.2003.С.5-6.
ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.
Вызывает озабоченность разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работающим женщинам совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. За 1988-1998 гг. удельный вес детей, посещавших дошкольные учреждения, снизился с 70 до 54%.
Широко распространенные патриархальные взгляды на место женщины в обществе создают дополнительные трудности. Довольно сложным являются отношения между супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитанию у детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельности родителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы. Широко распространяемая наркомания и алкоголизм приводят подчас к невозможности рациональной организации отдыха семьи, использования коллективных форм воспитания подрастающего поколения в сочетании с семейным.
Перед современной семьей стоит проблема нравственного воспитания, но, к сожалению, средства массовой информации не способствуют решению этой задачи, формированию чувства уважения. Угар секса оборачивается бездуховностью и опустошенностью. В обществе не находят осуждения гражданские, временные, подростковые, даже однополые браки. Врач-психиатр В.Барабаш справедливо отмечает, растление нации сейчас нацелено на самую незащищенную часть общества – на детей. Предлагается Российской ассоциацией «Планирование семьи» раннее половое воспитание, начиная с первоклашек. Однако известно, что «ранняя половая информированность уже через пять лет обучения технике безопасности секса» дала в США рост ранних абортов на 45% (причем нередко с потерей возможности когда-либо иметь детей)». Последствия всего этого драматичны: у девочек – пользователей контрацептивами возможно раковое заболевание; у мальчиков – подростковая импотенция. В Англии, США и других странах эти подростки автоматически исключаются из числа потенциальных отцов, способных к созданию полноценной семьи и рождению детей.*
__________________________________
* Барабаш В. Бесплодие с первого класса// «Правда».1997.2 августа
Для сохранения семьи и поднятия престижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин.
В Конвенции, в статье 5 четко определена сущность этой модели. Государства – участники принимают все соответствующие меры для изменения социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.*(1)
Российская Федерация также взяла на себя реализацию Конвенции. Принят и опубликован ряд документов, касающихся женщин, семьи и детей.*(2)
Новая модель предполагает общее участие в формировании личности ребенка, ответственность за воспитание детей, одинаковые права и обязанности родителей, преобладание интересов детей в семье, изменение существующих традиций в отношении женщин.*(3)
_____________________________________
*(1) См.: Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Ведомости Верховного Совета СССР.1982.№25.Статья 5.
*(2) Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 8 января 1996г.;Концепция государственной программы улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства//АН СССР, Госкомтруд СССР.М.,1991.
*(3) Ведомости Верховного Совета СССР.1982.№25.Статья 5.
2. Многофункциональная роль женщины в современной семье.
Функция (от лат. Function – исполнение) – выполнение определенной роли в социальной системе или в малой социальной группе-семье. Это зависимость между различными социальными процессами. Это действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и контролируемое определенной группой или обществом. Функция – это определенные действия по реализации потребностей. Она отражает связь семейной группы с обществом. В семье – это набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Семья, где осуществляются межличностные отношения, имеет свои законы развития и функции.
Большинство функций в семье выполняет женщина. Репродуктивная функция определена ей самой природой. Биологическое воспроизводство в обществе в первую очередь зависит от женщины. Однако сам процесс увеличения населения в стране зависит от многих факторов, в том числе от материального, нравственного, культурного, от характера отношений в семье и многих других.
Репродуктивная функция женщины – это естественный биологический процесс, в котором участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет незаменимую главную роль. Однако выполнение этой функции за последнее время заметно осложнилось. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что желание иметь в семье большое количество детей заметно снизилось. По данным за период 1992-1998 гг. примерно на 36% сократилось рождение детей. В последующие годы коэффициент рождаемости продолжал снижаться. Снижение уровня жизни большей части населения страны в годы экономического кризиса и политическая нестабильность явились главной причиной столь «обвального» снижения рождаемости в нашей стране в 90-х годах. Причем главным образом сокращение интенсивности рождений произошло не из-за отказа женщин от первого ребенка, а из-за сокращения числа рождений вторых, третьих и последующих детей. Социологические опросы показывают, что в Российской Федерации до 21% опрошенных семей хотели бы иметь 3 детей и более, но могут этого себе позволить.
Выполнение репродуктивной функции тесно связано с состоянием здоровья женщин. В последние годы ухудшились показатели заболеваемости женского населения эндометриозом, воспалительными заболеваниями и женским бесплодием. Выросло количество осложнений беременности, родов и послеродового периода. Рост инфекций, передаваемых половым путем, высокий уровень абортов являются чаще всего причиной бесплодия в браке. В настоящее время около 15% супружеских пар страдают бесплодием, в структуре которого 50-60% составляет женское бесплодие.
Раннее начало половой жизни
привело к увеличению частоты беременности в юном возрасте – в последние годы
каждый 10-й ребенок рождается у матери моложе 20 лет. Более того, потребность
рождения ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось
количество внебрачно рожденных детей – в
Репродуктивная функция связана с воспитательной. Несмотря на рекомендации новой модели семейных отношений, эта функция до сих пор остается за женщиной. Проблема воспитания приобрела совершенно новый характер в условиях реформирования российского общества. Практически воспитание в раннем возрасте не выходит за рамки семьи, а часто и улицы, поскольку большинство дошкольных детских учреждений, успешно справляющихся с этой задачей, ликвидированы. Отсутствует ярко выраженное социальное воздействие на ребенка.
Воспитательная функция должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Присутствие интеллекта, эмоций, вкусов, собственных взглядов, привычек родителей – залог воспитания при обязательном присутствии супружеской и родительской любви, собственного положительного примера, а также умелого словесного воздействия, через непосредственное общение, трудовую деятельность, личный пример окружающих, поощрение и наказание, оценку реального поведения.
Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего) при наличии неполной семьи. В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных.
Воспроизводство рода не означает только выполнение функции деторождения в её социальном содержании. Необходимы также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, поскольку она имеет природно-биологическую сторону, детерминированную существующим экономическим базисом, а также уровнем духовной культуры.
Хозяйственно-бытовая – удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных её членов.
Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на её социальный статус в семье, в основе которого лежит её подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве. Женщины выполняют более 2/3, а мужчины менее 1/3 неоплачиваемой домашней работы и деятельности, связанной с воспитанием детей и по уходу за ними. В 71% семей забота о членах семьи и работ по домашнему хозяйству является прерогативой женщин. У женщин стирка белья, глажение, мытье полов, приготовление пищи, чистка одежды отнимает более 140 рабочих (продолжительностью 8 часов) дней или почти семь рабочих месяцев (при 21 рабочем дне в месяц).* Культура домашних отношений воспитывается на основе общих принципов этики и эстетики нашего общества.
Функция первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения.
Эту функцию также выполняет, прежде всего женщина. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении моральных норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуры общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается предоставление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в его изменении.
Досуговая функция – предполагает организацию рационального досуга, духовное общение, поддержание гармонии в семье между её членами, проведение праздников, вечеров отдыха, туристических походов, чтение художественной и научной литературы, просмотр телепередач, прослушивание радио, посещение кино, театров, музеев и др.
Досуг – это смена деятельности, исключающая праздное времяпрепровождение. Если человек не знает, что ему делать в свободное время, то у него, по словам К.Д.Ушинского, портятся голова, сердце и нравственность.
К сожалению, этой функции мало уделяют внимания родители, особенно отцы. В большей степени это осознает женщина. Организация досуга – это социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи. Особенно важно поддержание стремления детей к общению в клубах, походах и др. общение с природой, по словам К.Д.Ушинского, по силе своего влияния на формирование человека настолько велико, что с ним не может соперничать даже педагог. Пробудить лю-
* Шведова Н.А.О гендерной модернизации власти.С.13.
бовь к природе, чуткое отношение к ней, уметь видеть красоту – чрезвычайно важный момент в воспитательной деятельности семьи.
Увеличение досуга связано с увеличением свободного времени, представляющего меру богатства общества, предназначенного для образования, интеллектуального развития, общения, духовного совершенствования. Увеличение свободного времени и рациональное его использование – проблема большой социальной важности, показатель прогресса общества.
Сексуальная функция – соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях.
С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители. Широкое распространение в стране получила проституция, торговля женщинами и их эксплуатация. Наше общество – практически единственное в Европе, где в общественном сознании, особенно среди молодежи, так высок рейтинг проституции. Воспитанию в семье противостоят средства массовой информации, фактически поддерживающие это тревожное социальное явление.
Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщин в малой социальной группе и создание условий для практического применения в жизни эгалитарной теории.
3. Реализация модели семейных отношений – проблема современности
Новая модель семейных отношений предполагает обеспечить условия для общественно-производственной деятельности женщины и вернуть мужчину в семью как равноправного её члена. Для этого необходимо изменить экономические условия в стране, создать возможности реализовать себя в трудовой деятельности с такой заработной платой, которая обеспечивала бы прожиточный минимум. Новые условия приведут к ликвидации феминизации бедности и патриархатной политики. Государство должно принять ряд законов об использовании женского труда в соответствии с образованием и квалификацией.
Средства массовой информации должны в корне изменить свое отношение к женщине и обеспечить объективное представление о её деятельности не только в семье, но и на производстве, и в политике. В 90-е годы XX столетия в Российской Федерации стала формироваться новая государственная семейная политика. Были утверждены «Основные направления государственной семейной политики», которые предусматривали обеспечение необходимых условий для реализации семьёй её функций и повышения качества жизни всех членов семьи. Патернализм государства по отношению к семье необходимо заменить принципами партнерства и разделения ответственности, мужчины и женщины равноправны в возможностях самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.
Принят национальный план улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе. Принят Трудовой кодекс Российской Федерации, содержащий новые гендерные подходы к распределению семейных обязанностей работающих мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей.
Новые подходы к проблеме совмещения профессиональных и семейных
обязанностей отцом и матерью заложены в Конвенции МОТ №156 «О равном обращении
и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными
обязанностями», которую Российская Федерация ратифицировала в октябре
С 1 марта
Принятый Семейный кодекс следует широко пропагандировать, что обеспечит соблюдение закона о браке и семье и будет способствовать созданию качественно отличного от прежнего общественного мнения. Неплохо было бы использовать западный опыт, где проблема равенства приобрела новое звучание.
В условиях становления рыночных отношений особое значение приобретает создание системы социального обслуживания населения, представляющей определенный спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых услуг лицам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. В 1994-2001 гг. число специализированных центров социального обслуживания семьи и детей в РФ возросло со 107 до 2744. В содержании таких центров участвуют не только государственные органы, но и благотворительные фонды, женские, религиозные и международные организации, национальные общины и землячества.
В
Кадровое обеспечение деятельности указанных учреждений социального назначения квалифицированными специалистами тесно связано с развитием социального образования, флагманом которого является Российский государственный социальный университет.
Необходимо совершенствовать программу подготовки социальных работников, чтобы с каждым годом расширялась и обогащалась работа по социальной помощи не только престарелым, детям, а также работающим женщинам, которые, как известно, несут двойную нагрузку.
Государственная семейная политика должна быть адекватной к новым социально-экономическим и политическим реалиям российского общества, направлена на выполнение международных документов, в том числе и Конвенции ООН, посвященных женщинам. Должны быть долгосрочные перспективы на укрепление и развитие семьи, формирование равенства и уважения.
Соблюдение и расширение принципов семейной политики всеми институтами общества является залогом стабильности семьи. Повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи зависит не только от активности женщины, но мужчины – отца детей. Необходим поиск оптимального решения данной проблемы. Только активное вмешательство общества, соответствующих организаций может обеспечить укрепление семьи и формирование новых семейных отношений.
Заключение
Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношения супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.
Положение семьи, уровень её благополучия и стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последних десятилетий негативно повлияли на уровень жизни населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличением числа разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности, растет опасность социальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении многих веков одной из господствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регулятором общества.
Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщин в малой социальной группе и создание условий для практического применения в жизни эгалитарной теории.
Государственная семейная политика должна быть адекватной к новым социально-экономическим и политическим реалиям российского общества, направлена на выполнение международных документов, в том числе и Конвенции ООН, посвященных женщинам. Должны быть долгосрочные перспективы на укрепление и развитие семьи, формирование равенства и уважения.
Соблюдение и расширение принципов семейной политики всеми институтами общества является залогом стабильности семьи. Повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи зависит не только от активности женщины, но мужчины – отца детей. Необходим поиск оптимального решения данной проблемы. Только активное вмешательство общества, соответствующих организаций может обеспечить укрепление семьи и формирование новых семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.