Сэр Фрэнсис Дрейк (1543-1596)

Сэр

Фрэнсис

Дрейк

(1543-1596)

                                                                    г.Петрозаводск  школа № 11                                                                

                                                                              Легаев Олег   

    Самый известный англичанин своего времени, Дрейк захватил огромное количество ценных трофеев. Мореплаватель высшего класса, он был вторым капитаном, совершившим кругосветное плавание(впервые это сделал в 1522 Хуан Себастьян дель Кано, первый помошник Фердинанда Магеллана).

   Старший сын девонширского фермера, Дрейк имел родственные связи. С Джоном Хоукинсом, пославшим его в 1566 году на невольничьем судне Джона Лавелла в Карибское море. В 1567 году Дрейк служил офицером крупной эскадры, которую вёл сам Хоукинс. Корабли Хоукинса добывали рабов в африканских деревнях и грабежом португальских судов. Вскоре Дрейк стал капитаном захваченной каравеллы. После того как они захватили колонистов в Венесуэле купить их груз, работорговцев подстерегли на обратном пути у Сан  Хуан – де - Улуа(Мексика).Хотя испанцы повредили большинство кораблей эскадры, Хоукинс и Дрейк благополучно привели их в Англию.

Набеги на Испанскую Америку

   После неудачной экспедиции 1567 года Хоукинс прекратил невольничьи рейсы. С 1570 до 1572 года Дрейк каждый год ходил в Карибское море, отрыто занимаясь грабежом. До этого в Карибском море хозяйничали французы, нападения Дрейка были первыми, совершенными английским капитаном. Истинный протестант, Дрейк ненавидел испанских католиков и, кроме того, горел желание отомстить за Сан – Хуан – де - Улуа. Но адмиралтейский суд отказал ему в выдаче свидетельства о репрессалиях. С юридической точки зрения, самовольные рейсы Дрейка в мирное время были ничем иным, как пиратством.

   О первой экспедиции Дрейка 1571 года известно очень мало. Его рейс 1571 года оказался крайне прибыльным. Имея лишь 25-тонный «Сван», он захватил два фрегата и около 20 небольших судов. Поднявшись по реке Чагрес, он совершил налёт на Вента –де- Крусес, всего в 20 милях от Панамы.

   После этих рейсов Дрейк понял, что Панамский перешеек является самым слабым местом в обороне испанцев. Каждый год американское золото и серебро, доставленное морем в Панаму, на вьючных мулах или баржах, переправляли в Номбре - де - Диос, порт Карибского моря. Хотя Испанская Империя жила за счёт этих сокровищ, она не уделяла должного внимания защите ни Номбре -де - Диос, ни маршруту через Перешеек.

  Отплыв в мае 1572 года в Панаму, Дрейк испытал серьёзные трудности, прежде чем, наконец, завладеть «сокровищем мира». Он лично командовал 70-тонным кораблём «Паша», принадлежащим Хоукинсу, а его брат Джон был капитаном «Свана». Вместе с ними в рейс отправились 73 человека, рассчитывающие на богатую добычу.

   Высадившись на побережье Панамы 29 июня, Дрейк временно объединился с Джоном Раунзом. 19 июля во время ночного налёта им удалось захватить Номбре – де - Диос. Некоторые испанцы оказали яростное сопротивление, и сначала налётчикам пришлось в беспорядке отступить. При этом Дрейка ранили в ногу. Захватчикам достались тяжёлые слитки серебра, но испанская флотилия с золотом и драгоценностями успела уйти.

   Раунз отправился в Америку, а Дрейк расположился лагерем на ближайшем острове. Следующие полгода его корабли курсировали вдоль побережья и захватывали несколько призов. Но много людей умерло от болезней, и Дрейку пришлось потопить «Сван». Экспедицию удалось спасти путём заключения союза с симарронами, бежавшими африканскими рабами, которые знали о рейсах испанского Казначейского флота. В конце января 1573 года  симарронские разведчики узнали, что в Панаму прибыла другая флотилия этого флота. Дрейк выступил с 30 африканцами и 17 англичанами. Пройдя трудный путь, Дрейка и Джона Оксенхэма достиг Тихого океана, где их ждал корабль. В середине феврали шайка Дрейка подстерегла караван мулов. Но испанцы заранее узнали о засаде и спасли основную часть ценностей.

   Ожидая новой возможности для нападения, Дрейк снова начал охоту за кораблями. В начале апреля он встретил французское судно под командованием Гийома Ле Тесю. Два капитана объединили свои силы и договорились о разделе прибыли (симарроны не требовали доли в добыче).

   Примерно неделю спустя английские, французские и африканские налётчики неожиданно обнаружили испанский караван мулов всего лишь в миле от   Номбре - де - Диос. Они перебили охрану, закопали серебро и взяли с собой  столько золота, сколько могли унести. Ле Тесту был убит во время боя, а испанские  войска позднее обнаружили закопанное серебро. Но большинство английских и французских  пиратов благополучно добрались до своих кораблей и поровну разделили добычу. Дрейк и его команда вернулась в Англию в августе 1573 года со своей долей, стоимость которой, возможно, составляла 20000 фунтов стерлингов.

Кругосветное плавание

   В декабре 1577 года Дрейк предпринял самую известную свою экспедицию. Двумя годами раньше он командовал в Ирландии кораблями графа Эссекса, фаворита королевы Елизаветы. Представленный через Эссекса ко двору, Дрейк добился поддержки королевы и высших государственных чиновников. Частные инвесторы финансировали плавание, причём сама королева, как позднее упоминал Дрейк, вложила тысячу крон.

   Экспедиция Дрейка 1577 года к восточному побережью Южной Америки имела как объявленные, так и тайные цели. Официально, Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие участки для колоний и тем же путём вернуться в Англию. В то же время королева надеялась, что он совершит налёты на перуанские порты, где загружались ценностями флотилии испанского казначейского флота. Так как Англия и Испания находились в состоянии мира, пиратские планы Дрейка не упоминались в письменной форме, и ему не было выдано каперское свидетельство. В случае его захвата, Елизавете могла сослаться на то, что он превысил свои полномочия.

   Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 года, командуя «Пеликаном» (позднее переименованный в «Голден Хайнд» ), четырьмя небольшими суднами, примерно 160 матросами и юнгами, а также дюжиной «искателей приключений», вложивших средства в экспедицию. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десятка испанских и португальских кораблей. У Островов Зелёного Мыса Дрейк похитил португальского лоцмана, знакомого с маршрутом в Южную Америку.

   После трудного плавания флотилия 20 июня 1578 года достигла Порт – Сент - Хулиана, вблизи Магелланова пролива. Там Дрейк повркдил два своих корабля и повесил капитана Томаса Доути, обвинив его в подстрекательстве к мятежу и колдовстве. Когда они прошли пролив, жестокий шторм 50 дней гнал их на юг. Один корабль потонул, другой вернулся в Англию. Оставался только «Голден Хайнд».

   Дрейк повернул на север и 5 декабря прибыл в Вальпараисо (Чили), захватив ценный испанский приз и разграбив город. Месяц затратили кренгование «Голден Хайнд» и подготовки к решительным действиям. Дрейк уже год посвятил выполнению официальной задачи по исследованию побережья. Теперь он был готов его грабить. Так как испанцы не ожидали  встретить  в Тихом океане английских пиратов, много кораблей удалось захватить врасплох.

   5 февраля 1579 года Дрейк достиг Африки, откуда перуанское серебро переправляли в Панаму. Он захватил лишь два не особенно ценных приза и направился в Кальяо, порт Лимы. По пути, захватив ещё несколько кораблей, Дрейк узнал, что корабль «Какафуэго», нагруженный ценностями, только что вышел из Кальяо. Так как все другие суда в Кальяо не имели никакого груза, Дрейк немедленно бросился в погоню за «Какафуэго». Во время погони ему удалось захватить несколько судов. На одном из них он подверг пытке помощника капитана, чтобы узнать, есть ли на судне спрятанные ценности.

   1 марта 1579 года Дрейк догнал «Какафуэго» у мыса Сан-Франциско, к северу от экватора. Судно было практически невооружённым и сдалось после первого залпа Дрейка. Груз - слитки  золота и серебра, а также серебряные монеты - имел огромную ценность, и экспедицию можно было считать «законченной».

   Но требовалось ещё доставить добычу домой. Возвращаться мимо Испании и через Магелланов пролив было слишком опасно, и Дрейк пошёл на север в поисках другого маршрута. В апреле команда «Хайнда» разграбила Гуатулко (Мексика), разрушив и осквернив его храм, и пополнила запасы пищи и воды. Корабль шёл на север, словно ища мифический северо-западный путь в Европу, но был остановлен сильными холодами.

   Дрейк повернул на юг и отремонтировал «Хайнд» в бухте северной Калифорнии. У берегов Никарагуа он захватил корабль, на котором находились карты прохода через Тихий океан к Филиппинам. В июле 1580 года «Хайнд» отплыл на восток. Сделав остановки лишь на острове Минданао, Молуккских островах, острове Ява и Сьерра – Леоне в западной Африке, Дрейк 26 сентября вернулся в Плимут.

   Путешествие Дрейка принесло ему не только славу, но и огромное богатство. Однако не избежал он и резкой критаки отнекоторых товарищей по плаванию и лондонских купцов, опасавшихся мести Испании за его пиратство. Получив свою долю добычи (не менее 10000 фунтов стерлингов), Дрейк сделал щедрые подарки приближенным королевы и за 3400 фунтов купил поместье вблизи Плимута. Королева пожаловала ему другие поместья и в 1581 году возвела в рыцарское достоинство. В 1585 году он женился на красивой и молодой наследнице большого состояния, дважды был мэром Плимута и избирался членом Парламента в 1581, 1584 и 1593 годы.

Первый рейс в Вест – Индию

   14 сентября 1585 года из Плимута вышли 25 или более кораблей, на борту которых находилось 2300 матросов и солдат. Послав этот мощный десант в Карибское море, Елизавета начала открытый конфликт с Испанией, продлившийся десятки лет. Как в 1572 и 1577 годы, Елизавета вела двойную игру. Лицензия Дрейка (первая, которую он получил) давала ему право освобождать пленных англичан в испанских портах. Но совершенно естественно, он, кроме того, должен был зайти в Вест – Индию.

   Экспедиция предоставила собой грабительский рейс, финансируемый как акционерное общество. Инвесторы рассчитывали на крупную прибыль, если Дрейку удастся захватить флотилию испанского Казначейского флота или удачно разграбить города. В конечном счете этот рейс должен был ослабить финансовое положение и европейский престиж Испании. Не предусматривалась организация каких – либо постоянных поселений, хотя сам Дрейк намеревался создать временную базу в Гаване.

   Дрейк выполнил свою официальную задачу, угрожая Байона и Виго в Испании. Правда, при этом, он упустил испанскую флотилию ценнейшим грузом, когда - либо доставленным из Америки. Англичане оказали сильное давление на Острова Зеленого Мыса и заняли Сантьяго, Дрейк удерживал город, ожидая выкупа. Поскольку никаких денег не доставили, он дотла сжег Сантьяго и отплыл в Карибское море. Через несколько дней на его флотилии вспыхнула лихорадка. Сотни людей погибли, а уцелевшие были слабыми и беспомощными.

   31 декабря 1585 года Дрейк, почти не встретив сопротивления, захватил и безжалостно разграбил Санто – Доминго. Бывшая столица Вест – Индии давно пришла в упадок. Дрейк потребовал выкуп в миллион дукатов, но после сожжения трети города получил 25000 дукатов. Картахена была богаче и защищена гораздо сильнее. Но её деморализованных защитников удало легко разгромить, и 11 февраля 1586 года они сдались. Снова добыча оказалась довольно скудной. Дрейк поджег много зданий и, угрожая сжечь остальные в конце концов в начале марта вытянул из жителей 107000 дукатов в качестве выкупа.

   Его люди болели и умирали, поэтому Дрейк отказался от плана использования Картахены в качестве базы для налёта на Номбре –де – Диос и Панаму. До возвращения в Англию (28 июня) флотилия направилась на север, опустошив Сент – Августин (Флорида) и посетив английскую колонию на острове Роанок, основанную за год до этого сэром  Ричардом Гринвиллем.

   Хотя Дрейк показал себя умелым командиром объединённых сухопутных и морских сил, рейс не принёс финансового успеха. Около 750 человек умерли, в основном из–за болезней. Захваченная добыча оценивалась примерно в 69000 фунтов стерлингов, треть добычи предназначалась команде. Инвесторы, включая королеву, получили лишь 75 процентов вложенных денег, сам Дрейк потерял крупную сумму на этом рейсе.

   В марте 1587 года Дрейку было приказано атаковать корабли, собирающиеся для образования Испанской Армады. Главной целью оставался грабёж. Экспедицию финансировала акционерная компания, и флотилию Дрейка сопровождали пиратские корабли, принадлежавшие Джону Уоттсу и другим лондонским купцам. Взяв по дороге несколько призов, Дрейк полностью неожиданным штурмом завладел Кардисом, разрушил его и захватил около 30 кораблей. Вскоре после этого, у Азорских островов, Дрейк взял свой самый ценный приз. Огромный португальский каракк «Сан – Фелире» вёз ценности и товары из Ост – Индии, стоимостью 114000 фунтов стерлингов. Личная доля Дрейка составила более 17000 фунтов стерлингов.

   После отплытия Испанской Армады в 1589 году Дрйек был назначен вице – адмиралом Английского флота. Он сыграл главную роль в разгроме вторгшихся военно – морских сил Испании. В 1589 году он командовал примерно 150 королевскими и частными кораблями, доставившими сухопутные войска в Лиссабон и Ла - Корунья  (Испания). Войска не добились серьёзного успеха и в конце концов были полностью ослаблены болезнями.

  

Второй рейс в Вест – Индию

Удача покинула Дрейка во время последней крайне неудачной экспедиции. Возможно, из-за его нападений в 1585 и 1586 годах, Испания усилила свою оборону в Карибском море. Кроме того, военные планы Англии отличались чрезмерной амбицией и весьма посредственным осуществлением. Дрейк и сэр Джон Хоукинс делили командование с Томасом Баскервиллем, возглавлявшим сухопутные войска. Прирождённый оптимизм Дрейка был полностью несовместим с методичной осторожностью Хоукинса, и с самого начала между двумя командирами возникали крупные ссоры.

   Флотилия, ещё более мощная, чем 1585 году, отправилась в путь 7 сентября 1595 года. Шесть королевских военных кораблей и 21 хорошо вооружённое купеческое судно имели на борту около 1500 моряков и 1000 солдат. Рейс опять финансировали акционеры, и единственной целью его был грабёж. Первоначально предлагалось захватить Панаму и некоторое время удерживать её. Но в Англию пришло известие, что повреждённый галион с очень крупными ценностями зашел для ремонта в Сан – Хуан (Пуэрто – Рико). Командиры решили захватить его прежде, чем идти к Панаме. Но испанцы тоже знали о повреждении галиона, и 25 сентября пять испанских фрегатов взяли курс на Пуэрто – Рико.

   Отчасти из-зи нехватки провизии Дрейк настоял на том, чтобы атаковать Лас – Пальмас на Канарских островах. Атака не удалась, а от взятых в плен англичан испанцы узнали о планах Дрейка. Девятого ноября флотилия прибыла в Гваделупу, но (по настоянию Хоукинса) потратила две недели на подготовку к сражению. Между тем пять испанских фрегатов подошли к Сан – Хуану и были готовы к отражению атаки англичан.

   Хоукинс умер 22 ноября, когда флотилия встала на якорь у Пуэрто – Рико. Испанцы усилили оборону пушками повреждённых кораблей, а пять фрегатов охраняли гавань, находясь за барьером из потопленных судов. После того как несколько нападений 22 и 23 ноября были отбиты, Дрейк прекратил дальнейшие боевые действия.

   Вместо того чтобы плыть прямо в Панаму, Дрейк не спеша проходил мимо прибрежных городов Венесуэлы и Колумбии. Риоача и Санта – Марта были разгромлены, но добыча оказалась невелика. Картахену, лучше защищённую чем в 1586 году, Дрейк не тронул. Шестого января 1595 года англичане захватили Номбре – де – Диос, но не нашли ничего ценного в городе, оставленном жителями.

   Восьмого января Дрейк послал Баскервилля с 600 или более солдатами пройти сухопутной тропой, по которой караван мулов гнали из Номбре – де – Диос в Панаму. После захвата Панамы Дрейк рассчитывал провести свои корабли по реке Чагрес в Вента – де – Крусес. Но, и Дрейк должен был знать это. Сухопутный маршрут становился  практически непроходимым в зимний период дождей. Солдаты с тяжёлыми потерями 12 января вернулись в Нмбре – де – Диос.

   Флотилия находилась западнее Никарагуа и Гондураса. Задержка, вызванная плохой погодой, привела к эпидемии опасной лихорадки на кораблях. Сам Дрейк умер от дизентерии 7 февраля и был похоронен в море вблизи Портобело. Под командованием Баскервилля корабли в апреле – мае вернулись в Англию, отразив по пути нападение испанской флотилии, посланной для их уничтожения.

«Энциклопедия пиратов»  (Жан Рогожинский)

                                                                                                        2006 г.