Северный экономический район РФ

д                         ВВЕДЕНИЕ.о

      Жизнь современного  общества  невозможна без развитого

транспорта.  Быстро растет грузообмен между различными райо-

нами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от

места жительства к местам приложения труда и отдыха.  Транс-

порт  соединяет  между собой различные экономические районы,

обеспечивает функционирование современного производства.

      Размещение транспорта как отрасли материального произ-

водства отражает закономерности размещения  производительных

сил той общественно-экономической формации,  потребности ко-

торой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только

отражает закономерности размещения производительных сил. Как

активный  фактор  процессов  общественного   воспроизводства

транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на

размещение производства.

     Хозяйственная система  нашей страны состоит из экономи-

ческих районов, представляющих собой территориальные сочета-

ния  производительных  сил - производственно-территориальные

комплексы.  Каждому экономическому району присуще свое соче-

тание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соот-

ветствии с природными и  экономическими  условиями  районов,

его транспортно-географическим положением. В каждом экономи-

ческом районе  исторически  сложился  свой  комплекс  произ-

водств,  а проживающее в нем население выработало определен-

ные трудовые навыки.

      Транспорту принадлежит  исключительная роль в формиро-

вании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту

осуществляется географическое разделение труда между района-

ми,  специализация их на производствах наиболее  выгодных  в

данных условиях.

д     Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ-

              НЫХ  СИЛ  СЕВЕРНОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.о

      Северный экономический район  принадлежит  к  районам,

развитие которых происходит в сложных природно-климатических

условиях.  Однако по своему географическому положению,  соз-

данному экономическому потенциалу,  запасам разведанных при-

родных ресурсов и является важной частью  народнохозяйствен-

ного комплекса страны. В общероссийском территориальном раз-

делении труда район выступает с продукцией цветной и  черной

металлургии,  топливной, химической, лесной и целлюлозно-бу-

мажной промышленности, судостроении , рыбной промышленности.

На его долю приходится 1/3 производства бумаги в стране, 1/5

- картона, около 1/5 - улова рыбы, значительная часть произ-

водства алюминия,  никеля, фосфорных удобрений и добычи фос-

форного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей

промышленности.

       Важной особенностью Северного района является  форми-

рование  на  его  территории Тимано-Печорского территориаль-

но-производствеyного комплекса - крупной  топливно-энергети-

ческой базы европейской части страны.

д          Глава 2.АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

                  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.о

      Северный экономический   район   охватывает  обширное

пространство европейской части страны площадью  1466  тыс.км

квадратных,  выходящее  к Баренцеву и Белому морям Северного

Ледовитого океана.  В его состав входят Архангельская,  Мур-

манская,  Вологодская области,  Карельская республика и рес-

публика Коми.  В нем проживает около 6  млн.чел.(1991  год).

Район  находится  в процессе активного хозяйственного освое-

ния.  Здесь сосредоточены крупные лесные и  минерально-сырь-

евые  ресурсы,  удобно расположенные по отношению к основным

индустриальным центрам европейской части страны.

       Густая речная  сеть ( Северная Двина с Вычегдой и Су-

хоной,  Печора,  Мезень и Онега),  а в Карелии,  кроме того,

система больших и малых озер,  соединенных между собой река-

ми,  протоками, каналами, благоприятствуют развитию лесораз-

работок,  удобной водной транспортировке древесины к пунктам

переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы

европейской части России, а также на экспорт.

       На территории района,  и прежде всего на Кольском по-

луострове, Полярном Урале и в пределах Тимано-Печорской неф-

тегазовой провинции, открыты разнообразные полезные ископае-

мые. К числу наиболее важных из них в промышленном отношении

относятся:  апатито-нефелиновые, железные, медно-некеливые и

редкоземельные  руды  Кольского полуострова,  каменный уголь

Печорского бассейна,  природный газ и нефть республики Коми,

северо-онежские и вежаю-ворыквинские бокситы,  железные руды

и слюда Карелии,  кварцевые пески,  кирпичные и  огнеупорные

глины, торф, выявленные в южной части района.

       Климат района весьма  разнообразен.  Обширные  прост-

ранства Кольского полуострова,  Архангельской области и рес-

публики Коми расположены за полярным кругом, в пределах веч-

ной мерзлоты. Для большей части территории района характерен

короткий вегетационный период,  не превышающий  70-80  дней,

что позволяет выращивать лишь отдельные виды овощей в закры-

том грунте.  В Вологодской области продолжительность вегета-

ционного  периода  с температурами выше +5 достигает 120-160

дней и обеспечивает возможность  успешно  выращивать  овощи,

лен, пшеницу.

       Для всей территории района характерна  высокая  влаж-

ность воздуха и слабая испаряемость влаги. Этим определяется

огромное количество болот, озер, рек. Наиболее крупные озера

- Ладожское, Онежское, реки - Печора, Северная Двина, Вычег-

да. Реки различных морских бассейнов соединены системами ис-

кусственных каналов: Северо-Двинская система соединяет Белое

море с Каспийским, самая северная в мире Беломорско-Балтийс-

кая - Белое с Балтийским. Реки, озера и искусственные водох-

ранилища представляют собой дешевые и  удобные  транспортные

пути.  По морям бассейна Северного Ледовитого океана,омываю-

щим территорию района,  проходят морские  транспортные  пути

внутреннего и международного значения.

       С севера на юг на территории района сменяются  четыре

почвенно-растительные  зоны и подзоны:  тундра,  лесотундра,

хвойная тайга и смешанные леса.  Леса занимают  почти  43,2%

территории района, запасы древесины оцениваются в 5,0 млрд.м

кубических. При широком распространении хвойных пород (ель и

сосна) значительные площади занимают мелколиственные леса.

       В тундре и лесотундре почвенный горизонт развит  сла-

бо.  В пределах других почвенно-растительных зон распростра-

нены подзолистые, дерноволуговые и болотные почвы. Поймы рек

богаты травами, составляющими естественную кормовую базу жи-

вотноводства.

      НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.  Относительно стабильный

характер развития отраслей хозяйства предопределяет  высокую

долю  (порядка 85%) естественного прироста в увеличении чис-

ленности населения района. В то же время для отдельных райо-

нов,  и прежде все го Мурманской области, Карельской респуб-

лики и республики Коми,  сохраняется высокой доля механичес-

кого прироста населения, что связано с активным освоением их

природных ресурсов.

       Средняя плотность населения по территории района сос-

тавляет 4,8 человека на 1 км.  квадратный  при  существенной

дифференциации  между  северными  и  южными районами.  Более

плотно заселена южная часть района.  В Вологодской  области,

южной части республики

 Коми и Архангельской области  средняя  плотность  населения

составляет около 9 человек на 1 км.  квадратный,  в то время

как в северных районах (Ненецкий автономный округ, арктичес-

кие районы республики Коми,  восточная часть Кольского полу-

острова) снижает я д о 0,3-0,5 человека на 1 км. квадратный

       В районе преобладает городское население. Оно состав-

ляет 76%,  сельское - 24%. Удельный вес городского населения

района выше среднероссийского показателя на 11 пунктов.  Это

связано как с особенностями промышленного развития,  так и с

природными  условиями  ведения народного хозяйства.  В южной

части района доля сельского населения значительно выше. Нап-

ример,  в  расположенной  на юге района Вологодской области,

где возможности развития сельского хозяйства более благопри-

ятны, удельный вес сельского населения составляет 39%.

       Среди других северных территорий страны район отлича-

ется высокой численностью городских поселений, которых здесь

свыше 200 (включая поселки городского типа). Городское насе-

ление  концентрируется  главным  образом в крупных городах и

промышленных центрах (Мурманск, Архангельск, Череповец, Пет-

розаводск, Северодвинск, Сыктывкар, Воркута, Вологда). Наря-

ду с этим характерной особенностью расселения является  про-

живание  почти  половины  населения района в средних и малых

поселках городского типа, средняя людность которых составля-

ет 1,9 тыс.человек.

       Неоднороден национальный состав населения  района.  В

Мурманской и Вологодской областях в основном проживают русс-

кие,  28%  населения республики Коми представлено националь-

ностью коми,  в Карельской республике проживает 18% карелов,

доля ненцев в Ненецком автономном округе составляет 17%.

      Формирование населения  Северного  района,  увеличения

его численности все в меньшей степени будет зависеть от меж-

районных миграционных процессов,  которые сохранят свое зна-

чение только для освоения отдельных новых территорий с высо-

коэффективными природными ресурсами. Резервы трудовых ресур-

сов,  как и в других районах страны, в основном определяются

проведением  жесткой трудосберегающей политики на основе со-

вершенствования структуры хозяйства, повышения энерго- и ме-

хановооруженности труда.

д     ХАРАКТЕРИСТИКА СЕВЕРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА ПО

                    ПЛОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.о

┌───────────┬────────┬────────┬───────────┬──────────┬────────┐

│           │        │ Числен-│   В том   │В процен- │  Плот- │

│Администра-│Террито-│  ность │   числе   │тах ко все│ность на│

│тивно тер- │  рия   │ населе-│ населения │му населен│-селения│

│риториаль- │ тыс.км.│   ния  ├─────┬─────┼─────┬────┤человек │

│ная единица│квадрат.│ тыс.чел│горо-│сель-│горо-│сель│на 1 км.│

│           │        │        │дское│ское │дское│ское│квадрат.│

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│     1     │    2   │    3   │  4  │  5  │  6  │ 7  │   8    │

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│Вологодская│ 145,7  │  1361  │ 898 │ 463 │ 66,0│34,0│  9,3   │

│  область  │        │        │     │     │     │    │        │

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│Архангельс-│ 587,4  │  1577  │ 1164│ 413 │ 73,8│26,2│  2,7   │

│кая область│        │        │     │     │     │    │        │

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│ Муманская │ 144,9  │  1159  │ 1068│  91 │ 92,1│ 7,9│  8,0   │

│  область  │        │        │     │     │     │    │        │

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│ Карельская│ 172,4  │   799  │ 655 │ 144 │ 82,0│18,0│  4,6   │

│ республика│        │        │     │     │     │    │        │

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│ Республика│ 415,9  │  1265  │ 961 │ 304 │ 76,0│24,0│  3,0   │

│    Коми   │        │        │     │     │     │    │        │

├───────────┼────────┼────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────────┤

│ По району │ 1466,3 │  6161  │ 4746│ 1415│ 77,0│23,0│   5,5  │

│  в целом  │        │        │     │     │     │    │        │

└───────────┴────────┴────────┴─────┴─────┴─────┴────┴────────┘

д       Глава 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ  ПРОМЫШЛЕННОГО

            ПРОИЗВОДСТВА РАЙОНА,  ИХ  РОЛЬ  В ОБЩЕРОССИЙСКОМ

                 ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ.о

      Структура промышленного производства отличается преоб-

 ладающим развитием добывающих отраслей. Основными отраслями

 специализации являются топливная промышленность, черная ме-

 таллургия,  цветная металлургия, химическая, лесная и лесо-

 перерабатывающая а также некоторые отрасли машиностроения.

        ТОПЛИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ сосредоточена главным обра-

зом  в  республике  Коми и представлена нефтяной,  газовой и

угольной отраслями.  На фоне острого дефицита топливных  ре-

сурсов европейской части страны Северный экономический район

выделяется значительным топливно-энергетическим  потенциалом

и поставляет топливо в другие районы страны.

        Ведущей базой угольной промышленности  является  Пе-

чорский бассейн.  Его геологические запасы оцениваются в 214

млрд.т. Значительны запасы коксующихся углей - этого ценного

сырья  для  металлургии  и энергетики.  Удорожающие факторы,

связанные с расположением бассейна за полярном кругом, обус-

ловливают  неблагоприятные  технико-экономические показатели

добычи угля в больших масштабах и сдерживают  его  развитие.

Однако  ресурсный  потенциал  бассейна позволяет надежно и с

высокой экономичностью обеспечить увеличение добычи угля.

        Значительны запасы  нефти  и газа на континентальной

части района,  здесь открыто более 20 месторождений нефти  и

30 газовых, что обеспечивает стабильную добычу этого ценного

углеводородного сырья.  Ежегодно  здесь  добывают  более  20

млн.т. нефти и кол о 20 млрд.м. кубических газа. Ведутся по-

иски новых месторождений как на  материковой  части  района,

так и на шельфе.

        Гидроэнергетические ресурсы   района    обеспечивают

(главным  образом  в Мурманской области и частично в Карель-

ской республике и в республике Коми)  благоприятные  условия

для развития ЭНЕРГЕТИКИ.  Широко используются для строитель-

ства гидроузел реки.  Достаточное количество  воды,  наличие

свободных земельных площадей,  низкая степень заселенности -

все это создает предпосылки для размещения атомных  станций.

Энергетика Северного района может также развиваться на осно-

ве использования энергии ветра и морских приливов  на  Коль-

ском полуострове. Следует сказать, что в комплексе мероприя-

тий,  обеспечивающих развитие района, энергетике принадлежит

ведущее  место как важнейшей предпосылке внедрения самых пе-

редовых технических решений сокращения  трудоемкости  произ-

водства и повышения уровня жизни населения.

       ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Северного района представлена  од-

ной из четырех главных металлургических баз страны, включаю-

щей Череповецкий металлургический завод и его сырьевую  базу

-  Оленегорское  и  Ковдорское  месторождения железной руды.

Топливной базой являются коксующиеся угли Печорского бассей-

на.  Завод введен в эксплуатацию в 1955 г. и последовательно

наращивает мощности.

       В 1982 г.  введен в действие Костомукшский горно-обо-

гатительный комбинат,  построенный совместно  с  Финляндией.

Его  продукция  -  железорудный концентрат и окатыши - будет

поставляться на Череповецкий завод и на экспорт.

       Развита ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ, особенно медно-никелевая

промышленность,  представленная объединением "Никель" в Мур-

манской области, использующим сырьевую базу в пределах райо-

на  и  лишь  частично перерабатывающим норильское сырье.  По

масштабам производства оно занимает одно из ведущих  мест  в

стране.  В  районе расположены также два алюминиевых завода,

продукция которых вывозится в другие районы страны.

       Территория Северного  района обладает крупными ресур-

сами руд,  содержащих алюминий,  которые рассматриваются как

наиболее эффективный источник перспективного развития глино-

земного производства. Это Северо-Онежское и Вежаю-Ворыквинс-

кое  месторождения  бокситов  и апатито-нефелиновые руды Хи-

бинского массива.  В настоящее время  частично  используются

нефелины и североонежские бокситы.

       ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ включает крупнейшее в стра-

не предприятие по добычи фосфатных  руд  -  производственное

объединение "Апатит" в Мурманской области, поставляющее око-

ло 70 процентов общероссийской добычи фосфатного сырья, нап-

равляемого во многие районы страны, включая Сибирь и Дальний

Восток, а также на экспорт. Сырьевая база предприятия в нас-

тоящее  время  интенсивно используется.  Достаточно сказать,

что с начала эксплуатации Хибинского месторождения выработа-

но 300 млн.т.  апатитового концентрата. Отрасль представлена

также крупным азотно-туковым комбинатом в Череповце, неболь-

шими предприятиями по производству пластических масс и газо-

перерабатывающим заводом в Сосногорске. Благоприятными пред-

посылками для развития химической промышленности прежде все-

го производства полимеров,  располагает республика  Коми  на

основе полного использования попутного газа, а также конден-

сата.

      МАШИНОСТРОЕНИЕ представлено рядом крупных  специализи-

рованных  предприятий,  обслуживающих  потребности народного

хозяйства в машинах и оборудовании. К ним относится завод по

производству бумагоделательных машин и оборудования для цел-

люлозно-бумажной промышленности и завод трелевочных  тракто-

ров в Петрозаводске,  предприятия судостроения и ремонта су-

дов в Мурманске,  Архангельске, Котласе. Значительное разви-

тие получили металлообработка и ремонт горной техники, трак-

торного парка лесозаготовительной промышленности.

       ЛЕСНАЯ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ  И   ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНАЯ

отросли промышленности являются одними из важнейших отраслей

хозяйства района. Резервами их дальнейшего развития является

вовлечение  а эксплуатацию нетронутых лесных массивов на се-

веро-востоке Архангельской области  и  в  центральной  части

республики  Коми,  а  также  полное использование лиственной

низкосортной хвойной древесины.

       Северный район  -  основной район целлюлозно-бумажной

промышленности страны. На территории района расположен целый

ряд крупных предприятий отрасли.  Почти половину бумаги про-

изводит Карелия,  где наиболее крупными  центрами  целлюлоз-

но-бумажной  промышленности  являются  Сегежа  и  Кондопога.

Дальнейшее развитие отрасли возможно за  счет  расширения  и

реконструкции  действующих предприятий и строительства новых

комбинатов. Важной задачей является расширение использования

лиственной древесины и низкокачественных видов сырья, расши-

рение деревообрабатывающих производств,  в том числе исполь-

зующих древесные отходы.

        Особое место среди отраслей специализации промышлен-

ности занимает РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, представленная океани-

ческим ловом рыбы,  опирающаяся на Мурманский и частично Ар-

хангельский порты, а также морским рыболовством в Белом море

и  производств  м рыбных консервов (порты Беломорск и Канда-

лакша).

                  СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

         Важное место в комплексном развитии Северного райо-

на,  прежде  всего с позиции удовлетворения потребностей его

населения в продуктах питания,  занимает сельское хозяйство.

Для  района  в  целом характерна низкая сельскохозяйственная

освоенность территории.  Сельскохозяйственные угодья состав-

ляют  менее 2,3 процентов,  в том числе пашня - около 1 про-

цента площадей района, при неравномерном, вследствие природ-

но-климатических особенностей, распределении по его террито-

рии,  95 процентов всех сельскохозяйственных  угодий  района

приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской облас-

ти,  где сельское хозяйство получило наибольшее  развитие  и

представлено  рядом  подотраслей  растениеводства и животно-

водства.

        На остальной территории Северного района, в Мурманс-

кой области,  Карельской республике и республике  Коми,  от-

расль  представлена местным сельским хозяйством с ограничен-

ной структурой,  главным образом  овощеводством  в  закрытом

грунте и отдельными видами животноводства. Развитие этих по-

дотраслей сельского  хозяйства  определяется  необходимостью

удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных

и скоропортящихся  продуктах  питания.  Создание,  например,

близ  Мурманска  крупного  тепличного  хозяйства при высокой

урожайности выращиваемой  продукции  позволяет  обеспечивать

население этого крупного промышленного центра свежими овоща-

ми местного производства круглый год.

      РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного  района  представлено произ-

водством зерновых и технических культур, картофеля, овощей в

основном на территории Вологодской и Архангельской областей.

Из общей посевной площади  района,  составляющей  около  1,3

млн.га.,  кормовыми культурами занято немногим менее 60 про-

центов,  зерновыми (рожь,  ячмень, овес) - 1/3, картофелем и

овощами - около 5 процентов и техническими культурами (глав-

ным образом льном-долгунцом) - 3 процента. Низкое естествен-

ное плодородие почв, сложные климатические условия не позво-

ляют обеспечить высокую урожайность зерновых культур,  в  то

время  как по урожайности картофеля и овощей Вологодская об-

ласть не уступает средне широтным районам страны.

        ЖИВОТНОВОДСТВО является  ведущей  отраслью сельского

хозяйства района и обеспечивает более  80  процентов  произ-

водства  валовой  сельскохозяйственной  продукцией.  Отрасль

представлена молочным животноводством,  развиты свиноводство

и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской об-

ластей,  республике Коми развито  оленеводство.  В  сельской

местности  южной  части района,  главным образом Вологодской

области, широкое развитие получили молочные фермы, специали-

зированные свиноводческие и птицеводческие хозяйства на про-

мышленной основе, которые характеризуются высокой продуктив-

ностью и рентабельностью.

        Современный уровень развития сельского хозяйства Се-

верного  района обеспечивает некоторое увеличение производс-

тва основных продуктов питания:  мяса и мясопродуктов,  яиц,

рыбы  и  рыбопродуктов,  овощей  и бахчевых культур.  Однако

удовлетворение потребностей населения в соответствии с раци-

ональными  нормами  питания  вызывает  необходимость  завоза

сельскохозяйственной продукции из других районов страны.  Из

средне  широтных  и южных районов страны сюда завозят зерно,

мясо,  картофель,  овощи,  фрукты,  свежее молоко и молочные

продукты.

к1.2д       РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  СЕВЕРНОГО

                   ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.о

┌────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────┐

│                    │   Административно-  │   Наименование   │

│       Отрасль      │   территориальная   │   промышленного  │

│   промышленности   │       единица       │      центра      │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│       Черная       │   Вологодская  обл. │     Череповец    │

│    металлургия     │                     │                  │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│       Цветная      │    Мурманская обл.  │ Мончегорск, Кан- │

│    металлургия     │                     │ далакша.         │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  республика Карелия │     Надвоицы     │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│    Машиностроение  │    Вологодская обл. │Череповец,Вологда.│

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  Архангельская обл. │  Архангельск.    │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │   республика Коми   │ Инта,Воркута,Сык-│

│                    │                     │ тывкар,Щельяюр   │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │    Мурманская обл.  │  Мурманск        │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  республика Карелия │  Петрозаводск    │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│  Нефтеперераба-    │   республика Коми   │  Ухта            │

│  тывающая          │                     │                  │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│  Химическая        │   Вологодская обл.  │  Череповец       │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │   республика Коми   │  Сосногорск      │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│  Лесная и дерево-  │   Мурманская обл.   │ Мурманск, Канда- │

│  обрабатывающая    │                     │ лакша, Умба.     │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  республика Карелия │ Петрозаводск,    │

│                    │                     │ Южкозеро,Кестень-│

│                    │                     │ га, Кемь.        │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │   Вологодская обл.  │ Белозерск, Сокол,│

│                    │                     │ Великий Устюг.   │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │   Архангельская обл.│ Архангельск,Онега│

│                    │                     │ Карпогоры,Котлас,│

│                    │                     │ Коноша.          │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │   республика Коми   │ Сыктывкар,Воркута│

│                    │                     │ Нарьян-Мар.      │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│  Целлюлозно -      │  республика Карелия │ Суоярви,Кондопога│

│  бумажная          │                     │ Питкяранта.      │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  Архангельская обл. │ Кодино,Новодвинск│

│                    │                     │ Коряжма.         │

├────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────┤

│   Рыбная           │   Мурманская обл.   │ Мурманск         │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  республика Карелия │ Беломорск, Петро-│

│                    │                     │ заводск.         │

│                    ├─────────────────────┼──────────────────┤

│                    │  Архангельская обл. │ Архангельск,Ме-  │

│                    │                     │ зень,Шойна,Индига│

└────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┘

*д  Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО

                   ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.о

     Основные перевозки  осуществляются  тремя видами транс-

порта:  железнодорожным, морским и речным. На их долю прихо-

дится свыше 90%  грузооборота. Большое развитие получил тру-

бопроводный транспорт.  В Ухтинском нефтепромысловом  районе

функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на

Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный

нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтепере-

рабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса -

Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения пос-

тупает на переработку на Московский НПЗ.  Два  магистральных

газопровода  (Белоусово - Санкт-Петербург,  Ухта - Вологда -

Череповец  -  Санкт-Петербург)  обеспечивают   подачу   газа

Санкт-Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  С

вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ух-

та -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышлен-

ным центрам,  а также стала возможным часть сибирского  газа

направить в Финляндию.  Этот газопровод, получивший название

"Сияние Севера",  соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - На-

дым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.

       Перевозки грузов морским  транспортом  внутри  района

относительно невелики. Однако велика роль морского транспор-

та в осуществлении внешнеторговых связей как  самого  района

(вывоз лесоматериалов,  апатитов, железной руды), так и дру-

гих районов страны.

        Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках,

играет речной транспорт.  Грузооборот  Северного,  Беломорс-

ко-Онежского  и  Печорского  пароходств  составляет около 20

млрд.т*км.  Во внутрирайонных перевозках преобладают  лесные

грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно уве-

личились после реконструкции в 80-х годах  Волго-Балтийского

водного пути.

        Северный район слабо обеспечен благоустроенными  ав-

томобильными  дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена в

южной части района, где они играют большую роль в обслужива-

нии внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автома-

гистрали Санкт-Петербург - Мурманск,  Вологда - Архангельск,

Вологда - Новая Ладога.

        Основу транспортной сети района составляют  железные

дороги,  обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так

и связь с другими районами страны.  На долю железнодорожного

транспорта приходится около 80% грузооборота района. В выво-

зе преобладают лесные грузы,  направляемые на юг и запад ев-

ропейской части страны,  апатиты, продукция цветной и черной

металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса),  нефтепродукты

(из  Поволжья)  и хлебные грузы (из южных зерновых баз стра-

ны).

         Архангельская область и республика Коми слабо обес-

печены железными дорогами.  Многие районы здесь не имеют же-

лезнодорожных  путей  и  обслуживаются речным транспортом по

рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными пе-

ревалочными пунктами являются Котлас,  Архангельск,  Сыктыв-

кар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

         Наиболее крупные  грузопотоки связаны с лесопромыш-

ленным освоением района.Древесина к железнодорожным  магист-

ралям  поступает из более удаленных лесоэксплуатационных ра-

йонов по рекам и лесовозным железнодорожным и  автомобильным

путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе

находятся крупные предприятия по переработке древесины. Пог-

рузка древесины осуществляется на станциях Бакарица,  Вычег-

да,  Архангельск,  Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и

Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные ра-

йоны страны.

         Для печорского  направления характерен большой гру-

зопоток воркутинского каменного угля.  Крупнейшими станциями

погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на

Череповецкий металлургический комбинат  (около  10  млн.т  в

год),  в Санкт-Петербург,  Архангельск и другие промышленные

центры страны.  Значительный объем перевозок связан с разво-

зом нефтепродуктов Ухтинского района.

       Важным условием развития производительных сил  Север-

ного  экономического  района  является новое железнодорожное

строительство.  Здесь построены лесовозные линии Архангельск

-  Карпогоры  и Микунь - Кослан - Ертом.  В верховьях Печоры

построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в экс-

плуатацию  новые  железнодорожные линии Ядриха - Красавино -

Великий Устюг и Сыня -  Усинск.  Электрифицированы  наиболее

грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда -

Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров - Ярославль

-  Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и спе-

циализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы  на

восток и обратно.

д             Глава 5. СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.о

        Северная дорога обслуживает значительную часть Севе-

ро-Западного района и соединяет его с Центральным, обеспечи-

вая еще одну связь с Европейским  Севером.  Эксплуатационная

длина  дороги 5727 тыс.км,  или 4,3%  эксплуатационной длины

сети.  В район тяготения дороги входит восточная часть Севе-

ро-Западного  района,  значительная часть Центрального и не-

большая часть Волго-Вятского.  Дорога на 65%  длины проходит

по территории Северо-Западного и 35% Центрального районов. В

общей сети дорог Северо-Западного района Северная дорога за-

нимает  около 30%.  Основная часть сети района приходится на

Октябрьскую дорогу.  Дорога обслуживает Архангельскую, Воло-

годскую,  Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, рес-

публику Коми и частично Владимирскую и Кировскую.

        Северная дорога  граничит  на  востоке и юге с Горь-

ковской,  на юге - с Московской,  на Западе - с  Октябрьской

дорогами.  Северной границей района тяготения служат Белое и

Баренцево моря.  Дорога состоит из основного меридионального

хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпо-

горы; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Ворку-

та,  идущей  с  юго-запада  на  северо-восток с ответвлением

Чум-Лабытнанги, Сосногорк - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Ми-

кунь - Ертом;  двух широтных линий: Обозерская - Маленга да-

лее Баломорск,  связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и

(Санкт-Петербург)  -  Череповец  - Вологда- Свеча - (Киров -

Свердловск),  связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и

ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бо-

логое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково),

(Новки)  - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонко-

во),  Нерехта - Кострома - Галич,  Буй - Данилов.  Эти линии

делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

         Северная дорога  взаимодействует  со  всеми  видами

транспорта.  В  виду  малой  разветвленности  железных дорог

большое значение имеют судоходные реки: почти широтно проте-

кающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Се-

верную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда

-  приток  Северной Двины,  также протекающая почти широтно;

Онега,  Мезень и  на  востоке  района  огромная  Печора.  На

юге-западе проходит Волго-Балтийиский путь и Северо-Двинская

система.  Рыбинское море связывает юго-западную часть района

тяготения дороги с каналом имени Москвы.

         Работа Северной дороги взаимодействует с тремя реч-

ными пароходствами;  Волжским,  включающим Волгу от Рыбинска

до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кост-

рома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг

(по станции Шекна) , и Печорским, включающим Печору и ее су-

доходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе

и Сосногорск на Ижме).

         На севере района железнодорожные и речные пути сое-

диняются с морскими и сочетают свою работу с Северным  морс-

ким  пароходством.Морские  порты  района  тяготения - Архан-

гельск,  Онега,  Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях

больших рек, имеют важное значение для арктического каботаж-

ного судоходства.

        Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него ав-

 томобильные дороги отходят  на  Архангельск,  Белоозерск  -

 Каргополь  и Санкт-Петербург.  На Востоке большая роль при-

 надлежит меридиональной  автомобильной  дороги,  идущей  от

 Котласа на Шарью и дале в

южном направлении на Горький. Автомобильные дороги Вологда -

Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма

- Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным

звеном  транспортной  системы района является трубопроводный

транспорт

         По району  проходят  нефтепровод Ухта - Ярославль и

газопроводы Западная Сибирь - республика Коми - Санкт-Петер-

бург  -  Хельсинки,  Выктуль  -  Ухта  -  Рыбинск - Торжок -

Санкт-Петербург.

         Район тяготения  дороги богат природными ресурсами.

Основное богатство - это лес. Наряду со старыми пунктами ле-

созаготовок, расположенными вдоль линии Архангельск - Волог-

да,  возникли новые пункты вдоль Печорской линии. Крупнейший

центр  лесопереработки  -  Архангельск.  Большое лесопильное

производство сосредоточено в Котласе,  на станциях Бакарица,

Пермилово,  Шалакуша,  Сыктывкар. При станциях Архангельск и

Онега работают лесохимические заводы. Крупные предприятия по

переработке  древесины находятся в Котласе и Сыктывкаре.  На

Крайнем Севере в предгорьях Северного Урала простирается Пе-

чорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута, Инта,

Хальмер-Ю.  Добыча угля в районе Северной дороги  состовляет

3,7%  общероссийской.  По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабыт-

нанги,  пересекающим Северный Урал, печорские угли имеют вы-

ход  на  Нижнюю  Обь а районе Салехарда.  В пунктах Вой-Вож,

Ярега,  Ижма добывается ухтинская нефть, которая перерабаты-

вается в Ухте и Ярославле.  Верхне-Ижимский район имеет при-

родный горючий газ, который направляется в Ярославль - Кири-

ши.  Разрабатываются месторождения известняка и гипса. Нали-

чие морей,  крупных рек и озер предопределило развитие  про-

мысла  морского  зверя  (главным образом тюленей) и рыбного,

являющегося старинной специализацией района.

          Череповецкий металлургический  завод  обеспечивает

район тяготения  дороги  черным  металлом.  В  районе  много

предприятий  металлообрабатывающей и машиностроительной про-

мышленности разного рода:  станкостроение и  приборостроение

(Ярославль и Рыбинск ,  энергетическое машиностроение (Ярос-

лавль).  Транспортное машиностроение представлено электрово-

зоремонтным  и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полуваго-

ны) заводами в Ярославле и Вологде (пассажирские вагоны),  а

также судостроением (Архангельск,  Рыбинск , Котлас, Великий

Устюг). Развито текстильное машиностроение.

        Энергетика района представлена рядом тепловых элект-

ростанций,  работающих на угле, торфе, газе. Тепловые элект-

ростанции  находятся  около железнодорожных станций:  Архан-

гельска,  Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и др. Постепенно

вводится  мощности Костромской электростанции.  В районе Ры-

бинска и Углича построены гидроэлектростанции.  Строится Пе-

чорская ГРЭС.

        Химическая промышленность представлена заводами син-

тетического каучука, шинным, производства красок. Много кир-

пичных заводов. В районе Ярославля осуществляется переработ-

ка  нефти.  В  район  тяготения  дороги входит старый Ивано-

во-Вознесенский  текстильный   район.   В   Архангельске   и

Усть-Цильме работают кожевенные заводы.  Ряд предприятий за-

нят переработкой сельскохозяйственного сырья.  Дорога обслу-

живает крупные промышленные центры: Ярославль, Рыбинск, Ива-

ново,  Вологду,  Архангельск,  Воркуту,  Котлас,  Череповец,

Кострому,  Кинешму.  Важнейшие  железнодорожные узлы:  Ярос-

лавль,  Вологда,  Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района

тяготения  дороги  специализировано на льноводстве,  главным

образом в южной части  района,  и  молочном  животноводстве,

имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных промышленных

центров созданы овощные базы. В район систематически ввозит-

ся значительное количество хлебных грузов,  картофеля,  ово-

щей, круп, растительного масла.

         Экономика района  тяготения  дороги  предопределила

развития сети путей сообщения и характер ее работы.  Грузоо-

борот дороги 142,1 млрд. ткм, или 4,4% грузооборота сети. По

характеру работы дорога в основном вывозящая с  относительно

малым  транзит м и большими местными перевозками.  Структура

перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное со-

общение - 27, транзит - 16%.

         Важнейшие грузы вывоза:  лесные, печорский каменный

уголь,  ухтинская нефть, минеральные строительные материалы,

черные металлы.  По отправлению леса дорога занимает  первое

место, а нефти - третье после Куйбышевской и Северо-Кавказс-

кой.  Основные грузы местного  сообщения:  лесные,  каменный

уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие

грузы транзита:  каменный уголь, лесные грузы, черные метал-

лы,  хлеб.  Важнейшие грузы ввоза:  минеральные строительные

материалы,  нефтяные и хлебные грузы.  Крупнейшие станции по

размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-Пристань,

Приволжье,  Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск. Грузо-

напряженность дороги в среднем выше сетевой.

         Северная дорога характеризуется значительным пасса-

жирским движением.  Пассажирооборот дороги 9,4 млрд.пассажи-

ро-км, или 3% сетевого. Удельный вес пригородных перевозок в

числе отправленных пассажиров 62%.  Направления наиболее ин-

тенсивного пассажирского движения: Александров - Ярославль -

Свеча,  Ярославль - Нерехта,  Котлас - Сольвычегорск.  Линия

Александров - Ярославль - Свеча - составная часть магистрали

Москва - Ярославль - Свердловск,  относящаяся к направлениям

с наиболее  интенсивными  пассажирскими  перевозками.  Почти

весь  грузооборот (98,8%) осваивается новыми видами тяги,  в

том числе электрической 22,4%.

д                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫо

1. Казанский Н.Н.  и др.  Экономическая география транспорта.  

   -  М.: Транспорт, 1991.

2. Данилов А.Д. и др. Экономическая география СССР. - М.:

   Высшая Школа, 1983.

3. Данилов С.К. Экономическая география транспорта СССР. - М.:

   Транспотр, 1977.

4. Народное хозяйство СССР в 1990 году.  Статистический еже-

   годник. - М.: Статистика, 1990.

5. Казанский Н.Н. География путей сообщения. - М.:

   Транспорт, 1977.