Севрный Кавказ как регион России
1. Содержание
TOC \o \h \z \u 1. Содержание. \h 1
3.Географическое положение, природные условия и ресурсы. \h 3
5.Экономико-географическое положение. \h 7
6. Культура и религия на Северном Кавказе. \h 14
7.Региональная идеология. \h 17
8.Этносоциальные и этнополитические процессы.. \h 18
10. Заключение…………………………………………………………………………………………….25
11. Список использованной литературы………………………………….……………………………26 2. Введение
“Кавказ-это всесоюзная
и житница, и кузница, и здравница”
1.Северный Кавказ - один из наиболее развитых экономических районов России, обладающий мощным природно-сырьевым потенциалом, разнообразными отраслями промышленности, высокоинтенсивным сельским хозяйством и существенными транспортными коммуникациями.
2.Се́верный Кавказ — традиционное название региона Российской Федерации, в который входят несколько субъектов к северу от Большого Кавказского хребта.
3.Северный Кавказ - географическая область, охватывающая Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказа (за исключением его восточного отрезка в Азербайджане) и часть южного склона Большого Кавказа на западе от реки Псоу. В состав Юга России входят 8 республик: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.
В выделении юга России как региона доминирует прежде всего геополитический принцип. Но кроме этого есть ещё ряд объективных факторов, по которым эту территорию можно объединить в единый регион:
1. Природно-географический фактор.
2. Транспортно – географический фактор.
3. Историко-географический фактор.
4. Экономический фактор.
5. Управленческий фактор.
3.Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Северный Кавказ - самый южный район России, расположен между тремя морями (Черным, Азовским, Каспийским), Главным Кавказским хребтом, Кумо - Манычской впадиной и южной оконечностью Русской равнины. Находится в двух почвенно-климатических зонах: степной и субтропической, что способствует возделыванию разнообразных сельскохозяйственных культур, часть из которых возделывается только в этом районе. ЭГП выгодное: район находится на стыке трёх государств: Украины, Грузии и Азербайджана, имеет с ними общие границы большой протяженности; омывается водами трёх морей, через порты которых налажены внешнеэкономические связи со многими зарубежными странами.
Природные ландшафты Северного Кавказа многообразны. На территории региона можно выделить три зоны: равнинная (степная), предгорная и горная. Зона степей простирается северных границ района до рек Кубани и Терека. Южнее расположена предгорная область, постепенно переходящая в систему горных хребтов, образующих Черноморский, Кубанский, Терский и Дагестанский Кавказ.
Важную роль в формировании климата Северо-Кавказского района играют его южное положение, близость к трем морям, рельеф и высота над уровнем моря. Для климата характерна широтная и вертикальная зональность, отражающая изменения температур и распределение осадков на территории региона. Лето повсюду, за исключением высокогорий, жаркое. Обилие тепла и света обеспечивает развитие растительности в зоне степей в течение семи месяцев, предгорий – восьми, а на Черноморском побережье – до одиннадцати. Это позволяет при соответствующем подборе сельскохозяйственных культур собирать до двух урожаев в год. Зима в разных зонах Северного Кавказа неодинакова. Зимние температуры изменяются от +2 – 5º С на Черноморском побережье до –4 – 8º С в центральных частях района. Решающее влияние на распределение осадков оказывают сухие среднеазиатские ветры, проникающие через каспийское море, и влажные черноморские. Ставропольское плато служит не только водоразделом, но и барьером, ограничивающим влияние черноморских ветров на востоке района. Поэтому юго-западные районы Северного Кавказа достаточно увлажненные (в Сочи выпадает
Северный Кавказ относится к районам с низкой водообеспеченностью и высокой концентрацией водопотребителей. Дефицит воды во многом обусловлен интенсивным загрязнением промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. В бассейны Северского Донца и Дона ежесуточно выбрасывается 160 тыс. м3 неочищенных и около 300 тыс. м3 недостаточно очищенных сточных вод. Следствием безвозвратного изъятия части стока Дона и Кубани (9,5 –10 км3), а также выноса промышленных и сельскохозяйственных загрязнений стало резкое снижение биологической продуктивности Азовского моря: его солёность составляет 13%, что на 2,5% выше оптимальной при естественном режиме стока. Это привело к сокращению ареалов обитания проходных и полупроходных рыб более чем в 3,5 раза. На долю Северного Кавказа приходится около 5% потенциальных ресурсов подземных вод РФ. Большой интерес представляют глубинные рассолы Ставропольского края, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других районов Предкавказья, содержащие ряд ценных микроэлементов: калий, йод, бром, радий и др. Общее содержание солей в этих водах превышает 10 – 80 г/л, а в отдельных районах – 110 – 350 г/л. Учитывая уникальный физико-химический состав и большие ресурсы минеральных вод Северного Кавказа, необходимо обеспечить строительство новых и расширение действующих бальнеологических курортов.
Северо-Кавказский район обладает большими ресурсами термальных вод, которые могут быть использованы в теплоснабжении гражданских и промышленных зданий, а также для удовлетворения технологических нужд предприятий и извлечения ценных химических элементов, бальнеологических целей.
В геологическом отношении Северный Кавказ ещё недостаточно изучен, хотя по богатству недр он выделяется в Российской Федерации. Особую ценность представляют полиметаллические руды Северной Осетии: цинк и свинец Садонского, Згидского, Архонского и других месторождений содержат ценные примеси (медь, серу, никель, золото, серебро, кобальт и т. д.). В Тырныаузе (Кабардино-Балкария) ведётся разработка вольфрамо-молибденовых руд. Разведаны месторождения меди в Карачаево-Черкессии (Урупское) и Дагестане (Худесское, Кизил-Дере). В Краснодарском крае и Северной Осетии известны месторождения ртути, а в бассейнах рек Большая Лаба и Малки обнаружены запасы никеля. В Дагестане ведется добыча киновари (сульфида ртути). Важное народнохозяйственное значение имеют топливно-энергетические ресурсы Северного Кавказа: нефть, газ, уголь. Промышленные месторождения нефти и газа расположены в Кубано-Приазовской нефтегазоносной провинции, Ставропольском крае, в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии. В связи с истощением запасов эксплуатируемых месторождений продолжаются поиски нефти и газа в акватории Азовского моря, на Прикубанской низменности и Приазовской возвышенности. Учитывая рекреационную ценность данного региона, разведочные работы здесь нужно вести осторожно, чтобы избежать серьёзных последствий. В Ростовскую область заходит восточное крыло Донбасса, где сосредоточены запасы коксующихся и энергетических углей, отличающихся высоким качеством. Однако большая глубина залегания пластов, их малая мощность усложняют условия добычи, определяют себестоимость, превышающую среднероссийский уровень. Северный Кавказ располагает крупнейшими запасами строительных материалов: огнеупорных и кирпичных глин, строительных и кварцевых песков, доломитов, гипса, мела, опок, кровельных сланцев, туфов, мрамора, гранита и др. Широко используются разрабатываемые в районе Новороссийска богатые месторождения мергелей и глинистых сланцев – сырья для цементной промышленности. Велики на Северном Кавказе запасы барита и каменной соли в бассейне реки Лабы.
Северный Кавказ – богатейший в России район по рекреационным ресурсам, на базе которых создана широкая сеть курортов, туристических баз, спортивно-оздоровительных объектов таких как: Кавказские Минеральные Воды, Сочи-Мацеста, Нальчик, Теберда, Домбай и др.
Географическое положение Северного Кавказа во многом определяет не только его место в общенациональном разделении труда, но и обуславливает его военно-политическое и геостратегическое значение для Российской Федерации. К этому региону приковано пристальное внимание со стороны Германии, США, Западной Европы, Ирана и Турции, как к зоне конкуренции и противостояния ведущих мировых держав.[1] Поскольку исторически Северный Кавказ являлся своеобразной этноконтактной зоной, где осуществлялся и осуществляется непосредственный контакт двух крупнейших мировых цивилизаций – христианской и мусульманской.
4.Население
Северный Кавказ – густонаселённый район РФ. На его территории, составляющей всего 2% площади страны, проживает 11,9% населения России. По числу жителей (17,7 млн. чел.) Северный Кавказ уступает только Центральному и Уральскому экономическим районам. По темпам роста численности населения в переходный период он опережает среднереспубликанские показатели. За 1991–1995 гг. численность населения Северного Кавказа увеличилась на 640 тыс. чел. Это связано с большим миграционным притоком населения, главным образом из государств Закавказья. О размерах миграционного прироста населения свидетельствуют следующие данные:
Всего прибыло (тыс. чел.)
на 1000 чел. населения
В настоящее время механический прирост населения на Северном Кавказе имеет тенденцию к снижению. Нестабильность межнациональной обстановки и война в Чечне отразились на естественном движении населения, которое в
Неблагоприятная демографическая ситуация отмечалась в Краснодарском крае (естественный прирост –5,3 на 1000 чел. населения), в Ставропольском крае (- 2,8), в Ростовской области (-6,6), Республике Адыгея (-3,7). Однако для большинства национальных республик Северного Кавказа по-прежнему свойственны высокие показатели рождаемости и естественного прироста населения. Так, естественный прирост населения в
Важной особенностью Северо-Кавказского района являются высокий удельный вес сельского населения (44,4%) и его высокая плотность, составляющая почти 50 чел./км². В некоторых районах интенсивного земледелия она превышает 80 чел./км². В отличие от Российской Федерации в целом процесс урбанизации на Северном Кавказе идёт значительно медленнее, что свидетельствует о высоком уровне развития сельского хозяйства. За 1991 – 1995 гг. сельское население на Северном Кавказе увеличилось на 648 тыс. чел., вследствие чего удельный вес городского населения снизился с 57,7% до 55,6%. В зависимости от характера освоения территории и соотношения промышленного и сельскохозяйственного производства доля городского населения на Северном Кавказе колеблется от 67,9% в Ростовской области до 41,7% в Дагестане. Население по территории района размещено неравномерно. Густо заселены предгорья Большого Кавказа. В Северной Осетии средняя плотность населения 79,2 чел./км², в Краснодарском крае – 61,2 чел./км². Значительно меньше плотность населения в Дагестане – 35,6 чел./км² и Ставропольском крае – 35,4 чел./км².
В последние годы углубились диспропорции в половом составе населения, связанные с преобладанием женского населения. Мужчины составляют 46,9%, женщины – 53,1%. Возрастная структура населения Северного Кавказа характеризуется повышенной в сравнении с Россией в целом долей детей и подростков (24,9%) и более низкой долей лиц трудоспособного возраста (55,0%). В
5.Экономико-географическое положение
Северо-Кавказский экономический район (СКЭР) расположен на юге европейской части Российской Федерации. Его территория простирается от Нижнего Дона да Большого Кавказского хребта. Занимая значительную часть Русской платформы и Кавказский перешеек, район имеет выход к Чёрному, Азовскому и Каспийскому морям, открывающим широкие возможности для морских перевозок грузов, как в СНГ, так и за его пределы. На побережье Чёрного моря находится Новороссийск – главный нефтеналивной порт России. Река Дон – важная водная артерия юга страны, позволяющая через Волго-Донской канал доставлять грузы речным транспортом по Волге и её притокам в старопромышленные районы Центральной России. Близость к топливным и ресурсным базам Украины, к развитым индустриальным районам Центра Российской Федерации, Поволжья и Закавказья благотворно сказывается на экономическом развитии Северо-Кавказского региона. Его территория лежит на пересечении транспортных путей из Центральной России в Закавказье, Турцию и Иран, из Донбасса в Урало-Поволжье, из восточных районов – к портам Чёрного моря.
Выгодное транспортно-географическое положение создаёт необходимые предпосылки для развития хозяйственного комплекса района, роста торговли и экономических связей. Северо-Кавказский район граничит на юго-западе с Грузией, на юго-востоке – с Азербайджаном. Россия заинтересована в расширении экономического сотрудничества с этими странами. Однако переход к рынку наложил свой отпечаток на характер экономических взаимоотношений новых суверенных государств, а нестабильность на южных границах стала дополнительным фактором дестабилизации социально-экономического положения России. В переходный период на Северном Кавказе продолжается процесс образования новых политико-административных единиц: возникли Карачаево- Черкесская, Адыгейская и Ингушская республики. Чечня до сих пор не подписала договор о вхождении в состав РФ и выражает намерение стать членом СНГ на равноправной основе.
В общероссийском территориальном разделении труда Северный Кавказ специализируется на крупномасштабном производстве продукции различных отраслей агропромышленного комплекса, а также на добыче угля, нефти и природного газа, выплавке цветных и чёрных металлов, на развитии энергетического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. В
Северный Кавказ – район высокоразвитого сельского хозяйства. Его удельный вес в производстве валовой сельскохозяйственной продукции России составляет 11,6%.
Северный Кавказ – основной рекреационный район России. Здесь находятся известные курорты: Туапсе, Сочи и Кавказские минеральные воды, сосредотачивающие значительную часть лечебных и оздоровительных учреждений, пансионатов и кемпингов России. Важным объектом туризма служат Кавказские горы. В недавнем прошлом на Северном Кавказе ежегодно отдыхало 15 млн. чел.
Народнохозяйственный комплекс Северного Кавказа развивается под воздействием совокупности взаимодействующих факторов, определяющих локальные особенности его производительных сил. К ним относятся природные условия, наличие и структура минеральных и трудовых ресурсов.
Северный Кавказ занимает важное место в экономике России. Его удельный вес в промышленности - 8 %, в сельском хозяйстве - 16 %. Северокавказский регион является крупным поставщиком нефти и газа, производителем сельскохозяйственных машин и продуктов сельского хозяйства.
Северокавказский регион отличается богатством и разнообразием сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Значительны запасы природного газа. Общие геологические запасы углей составляют около 44 млрд т. Сосредоточены они в основном в Ростовской области, в восточной части Донбасса. Преобладают антрациты залегающие в основном на глубине около 600
метров.
Северный Кавказ располагает значительными ресурсами руд цветных и редких металлов (свинца, цинка, серебра, вольфрама, молибдена). Гидроэнергетические ресурсы Северного Кавказа превышают 50 млрд кВт/ч. Водная проблема в отдельных регионах Северного Кавказа обостряется в связи с загрязненностью рек.
Район богат также разнообразными минеральными водами - соляно- щелочными, железистыми, углекислыми, азотными, метановыми. Большую роль в хозяйстве Северного Кавказа играют топливно- энергетический, металлургический, химический комплексы, курортный, производство строительных материалов, отрасли сельского хозяйства.
Малообеспечен Северный Кавказ лесными ресурсами (на его долю приходится лишь 0,5 % ). Их особенностью является то, что 65 % леса относится к высокогорным лесам и не имеют эксплуатационного значения. В связи с этим леса Северного Кавказа могут рассматриваться с точки зрения их рекреационно- оздоровительной и природоохранной полезности.
Северный Кавказ имеет также все предпосылки для развития туризма и альпинизма, организации здесь горнолыжных баз международного значения. По природным условиям Северный Кавказ разделяется на несколько зон: острозасушливую, засушливую, зону неустойчивого увлажнения и влажную зону.
Годовое количество осадков в острозасушливой зоне ниже
Большая часть равнинного Северного Кавказа лежит в зоне степей. Только на востоке они сменяются полупустынями. Предгорья Большого Кавказа покрыты широколиственными и хвойными лесами, преобладает дуб, бук и граб.
Северокавказский район один из наиболее густонаселенных районов страны. На его территории проживает свыше 18 млн человек. средняя плотность населения 50 ч/ кв. км. От других районов страны население Северного Кавказа отличается многонациональностью. В одном только Дагестане проживает более 30 народностей. На равнинах Предкавказья и Нижнего Дона преобладают
русские и украинцы. Наиболее многочисленные коренные национальности Северного Кавказа образуют самостоятельные республики : Адыгею, Дагестан, Кабардино-Балкарскую, Карачаево- Черкесскую, Северную Осетию, Ингушскую и Чеченскую.
На Северном Кавказе преобладает городское население (54 %). Города в основном средние и малые . В районе насчитывается 8 тысяч сельских поселений. Станицы расположены в степной зоне Северного Кавказа и велики по территории и численности населения. Для горных районов характерны мелкие и средние поселения.
Северный Кавказ относится к районам с высокой трудообеспеченностью. В отличие от других районов европейской части России на Северном Кавказе высок естественный прирост населения. В настоящее время в связи со сложной финансово-экономической ситуацией в стране здесь происходит высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный.
В этих условиях проблема занятости приобретает особую актуальность. В то же время в связи с Чеченской войной и другими национальными конфликтами наблюдается миграционный отток беженцев, особенно русскоязычного населения, в другие районы России.
К отраслям специализации Северного Кавказа относится курортное хозяйство. Район обладает не только минеральными источниками и лечебными грязями, но и прекрасным климатом предгорий, живописной природой. Особенно выделяются две группы курортов - Минеральных вод и Причерноморская. Анапа - самый большой детский курорт России . Число солнечных дней здесь достигает 280 в год. Осадки выпадают реже, чем в других южных районах побережья Черного моря. Курорт Сочи вытянут на
Северный Кавказ - один из старейших нефтеперерабатывающих районов страны. К старым районам нефтепереработки Грозный, Туапсе, Краснодар в последние годы добавились новые в Предкавказье. Природный газ добывается в основном в Ставропольском и Краснодарском краях, а попутный - в Чечне и Дагестане. Добывается также газовый конденсат - ценнейшее сырье для химической промышленности. Однако нефтяной промышленности Чеченской войной
нанесен большой урон.
Основой экономики Северного Кавказа является электроэнергетика. Во многих районах построены тепловые и гидравлические электростанции. Наиболее крупные тепловые электростанции созданы в Краснодаре, Грозном, Новочеркасске, Невинномысске, а среди гидроэлектростанций выделяются : Цимлянская, Гизельдонская, Баксанская, Белореченская. Энергосистема района соединена с Донбассом, Поволжьем.
Химический комплекс развивается преимущественно на местном сырье и производит разнообразные виды продукции - фосфорные и азотные удобрения, лаки и краски, синтетические моющие средства, пластмассы и искусственные волокна.
Угольная промышленность сосредоточена в Ростовской области, куда заходит восточное крыло Донбасса. Угли в небольшом количестве есть также на юге Ставропольского края, в Кабардино-Балкарии и Дагестане.
В районе представлена цветная и черная металлургия. В г. Владикавказе работает электроцинковый завод, Урупский горно-обогатительный комбинат - в Карачаево-Черкессии, в Тырныаузе - вольфрамомолибденовый комбинат. Металлургические заводы специализируются на производстве стали, труб, а также стального литья.
К отраслям рыночной специализации относятся сельскохозяйственное машиностроение и производство технологического и бурового оборудования для газовой и нефтяной промышленности. Отраслью рыночного значения является производство электровозов - Новочеркасск. В Северо-Кавказском районе также производятся речные и морские суда. Появились новые трудоемкие отрасли машиностроения - приборостроение, электротехника и др. Новой отраслью является атомное машиностроение.
Промышленность строительных материалов представлена производством цемента. Северный Кавказ считается в числе ведущих по производству цемента и по вывозу его в другие регионы. Остальные отрасли промышленности строительных материалов имеют местное значение.
Из отраслей легкой промышленности выделяются кожевенно-обувная и текстильная. Развита трикотажная и швейная промышленность. Северный Кавказ - важная продовольственная база России, поставщик зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и плодов, винограда, и продуктов животноводства.
В структуре посевных площадей района ведущее место принадлежит зерновым - они занимают 58 %, 30 % занято под кормовыми культурами, 9 % под техническими и 3 % - картофелем и овощебахчевыми. Важнейшей отраслью сельскохозяйственного производства является
зерновое хозяйство. Зерновые культуры выращиваются повсеместно, но основными районами их возделывания служат Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, где производится около 90 % всего количества зерна. В посевах преобладает озимая пшеница, которая занимает около половины общей площади зерновых культур. Северный Кавказ - главный производитель кукурузы в Российской Федерации.
Отраслью специализации является и рисосеяние. Рисовые системы созданы в Краснодарском крае, в Ростовской области и Дагестане. Крупнейший производитель риса - Кубань.
Велико значение района в производстве важных технических культур : подсолнечника, сахарной свеклы, табака. Северный Кавказ крупный район садоводства и виноградарства. Здесь находится около трети всех плодово- ягодных насаждений и почти все виноградники РФ. Северный Кавказ - единственный в России район, где выращиваются субтропические культуры - чай, цитрусовые, хурма, инжир.
Велик удельный вес Северного Кавказа и в производстве овощей. Общероссийское значение имеет плодоводство, особенно виноградарство. Виноградники размещаются в Кубано-Черноморском районе, в основном вокруг Анапы, Геленджика и Темрюка. Неслучайно Северному Кавказу принадлежит ведущее место в России по производству столовых и сухих вин, шампанского и коньяков.
Важной отраслью сельского хозяйства Северного Кавказа является животноводство. Молочно-мясное животноводство развито в предгорьях и на Кубани. Здесь разводятся красно степная и калмыцкая породы крупного рогатого скота. На Нижнем Дону и на Кубани развито свиноводство, где оно выгодно сочетается с зерновым хозяйством и свеклосеянием. Преобладает крупная белая порода свиней, которая отличается высокой продуктивностью.
Овцеводство распространено главным образом в Ставропольском крае, Ростовской области и в Дагестане. Большое значение имеет здесь тонкорунное овцеводство. Северный Кавказ занимает ведущее место в России по настригу шерсти.
Развито на Северном Кавказе и птицеводство. Известны в стране Адлерская птицефабрика, Лабинское птицеводческое АО и др. предприятия. Огромное значение для внутренних перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья имеет транспорт, и прежде всего железнодорожный. Главная магистраль - Северо-Кавказская с продолжением в Азербайджан.
Кроме этой главной магистрали в районе проходит дорога, соединяющая Волгоград с Сальском, Краснодаром и Новороссийском, пересекая Кавказскую дорогу. Получил развитие трубопроводный транспорт. Особенно важна роль нефтепровода Махачкала - Грозный - Туапсе.
Вывоз из Северного Кавказа преобладает над ввозом. Вывозятся уголь, нефть, газ, хлеб, строительные материалы, овощи, фрукты, консервы, вино, продукция машиностроения. Ввозят на Северный Кавказ лес и пиломатериалы, прокат черных металлов, машины и оборудование, автомобили, тракторы, калийные и фосфорные удобрения, продукцию легкой промышленности.
Судя по многочисленному количеству статей в газетах и журналах и передач, можно сделать вывод, что современный Северный Кавказ живет за счет натурального хозяйства и дотаций из Москвы.
Как уже упоминалось этот регион является далеко не бедным в отношении природных ресурсов, однако же сейчас, как и в советские времена доходная часть региональных бюджетов почти на 60-85 % обеспечена трансфертами.
Большая часть денег разворовывается, их не хватает на своевременную выплату зарплаты бюджетникам и пенсии.
В условиях голода и нищеты большая часть местного населения просто вынуждена жить в условиях натурального хозяйства. Сельскохозяйственное производство почти полностью ориентировано на кормовые нужды. В домашних хозяйствах производится практически все необходимое для жизни. Больше половины общественных земель отдано в аренду, размеры личных хозяйств порой достигают внушительных размеров, однако сбыт фермерской продукции проблематичен. Занятость в общественном секторе имеет эпизодический характер. Лишь в Северной Осетии проблема занятости не стоит так остро : здесь в ВПК произошла полная конверсия и теперь на высокотехнологичном оборудовании производят осетинскую водку. В республике действует огромное количество легальных и нелегальных производственных линий. Огромные прибыли
от производства водки “отмываются” где только можно.
В соседней республике - в Ингушетии зона экономического благоприятствования. Предприятия , зарегистрированные здесь освобождались на 80 % от федеральных налогов. Главный смысл этого офшора заключался в подпитке местного бюджета , однако и эти деньги разворовываются.
Итак, Северный Кавказ находится в сложной экономической ситуации. Власти должны в первую очередь разобраться с проблемами национальных распрей, хотя это будет очень и очень не просто При существующих социальных, политических и национальных проблемах никто не вложит в экономику этого региона ни рубля.
Сельское хозяйство является главной отраслью экономики любого государства. Оно дает необходимые человеку продукты питания и предметы потребления. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству , которое в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.
Агропромышленный комплекс включает отрасли, которые специализируются на производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции (земледелие и животноводство, лесное хозяйство), а также отрасли, обеспечивающие с/х средствами производства.
Одной из особенностей сельского хозяйства является его сезонность. Она приводит к неравномерному использованию трудовых ресурсов в течение года и ставит сельское хозяйство в зависимость от природных условий.
Самыми важными факторами специализации сельского хозяйства являются природные факторы (обеспеченность теплом, светом, водой и тд), в большей степени это справедливо для растениеводства. На размещение животноводства оказывает существенное влияние наличие кормовой базы. Так как население страны является основным потребителем продукции АПК, то представляется понятным, что демографический фактор также играет большую роль в специализации сельского хозяйства.
Также большую роль здесь играют и экономические факторы : удаленность от рынков сбыта, уже существующий потенциал с/х, площадь с/х угодий, обеспеченность средствами производства, НТП.
Наличие факторов специализации с/х позволяет производить в России практически все основные виды с/х продукции, однако наша страна является одной из основных стран - импортеров продовольствия. Основными отраслями сельского хозяйства являются растениеводство и животноводство(в них выделяются подотрасли).
Растениеводство производит почти 40 % всей сельскохозяйственной продукции в стране. От развития этой отрасли зависит уровень животноводства. Более 55 % всей посевной площади России занимают зерновые культуры. Из технологических культур основными являются сахарная свекла, лен, конопля, подсолнечник (5 % посевных площадей). Большие площади(3,5 %)
заняты картофелем, овощами, бахчевыми, а свыше 1/3 посевной площади - кормовыми культурами.
В России производят все виды продуктивного скота. Животноводство дает 60 % валовой продукции.
Как упоминалось ранее, животноводство в большой степени зависит от кормовой базы. Низкая продуктивность животноводства в России напрямую связана с низким уровнем кормления животных.
Мясо-молочное и мясное скотоводство развито преимущественно в Нечерноземье, Среднем Поволжье, Среднем Урале и Сибири.
Овцеводство сосредоточено в Северо-Кавказском, Поволжском, Восточно- Сибирском и Уральском районах.
Свиноводством и птицеводством занимаются во всех экономических районах страны.
В России можно выделить три основные сельскохозяйственные базы, которые почти полностью обеспечивают себя продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и поставляют на рынок большой ассортимент продукции: Северо-Кавказский Центрально-Черноземный, Поволжский экономические районы. Уральский и Западно-Сибирский районы также имеют общероссийскую специализацию и в значительной степени удовлетворяют свои
потребности в продукции с/х.
В Нечерноземной зоне России большое развитие получила промышленная индустрия, здесь преобладает городское население и очень остро стоит вопрос о б обеспечении продовольствием людей . Нельзя сказать, что с/х здесь неразвито, однако собственное производство не полностью удовлетворяет потребности региона.
Сейчас агропромышленный комплекс России переживает трудное время. Происходящие аграрные реформы совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. К тому же, в 1998 году более 40 регионов страны оказалось под воздействием засухи, а часть регионов под воздействием затяжных дождей . В результате страна собрала на 40 млн т зерна меньше, чем в предыдущем
году. В связи с финансово -бюджетным кризисом ситуация еще более обострилась.
На этот счет хотелось бы отметить, что агропромышленный комплекс вносит значительный вклад в формирование ВВП страны и доходной части бюджета. В 1997 году предприятиями и организациями АПК внесено в бюджеты всех уровней свыше 43 млрд руб. За счет этих средств поддерживаются в основном элитно-семеноводческие, племенные и другие хозяйства, определяющие НТП в отрасли. Экономический рост в сельском хозяйстве может оживить другие отрасли .
Сельское хозяйство лишилось прежних объемов государственной поддержки. Финансирование этой отрасли из федерального бюджета сократилось почти в 8 раз по сравнению с 1991 г. общий объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах за последние 7 лет по сравнению с 1990 годом снизился почти на 40 %.
В связи с сокращением отечественного производства резко увеличился импорт мясных, молочных и других продуктов, в 1997 году он составил 12,7 млрд долл. Несмотря на возросшую долю импорта удельный вес мясных и молочных продуктов в рационе питания уменьшился и стали преобладать хлебопродукты, картофель.
С целью преодоления спада производства в сельском хозяйстве Правительство предприняло ряд мер по поддержке производителей(бюджетные дотации, компенсации при покупке кормов и удобрений, отсрочка платежей по централизованным кредитам, льготы в налогообложении).
Также хотелось бы отметить, что сокращение выпуска сельскохозяйственной продукции на предприятиях было частично компенсировано за счет его роста в личных подсобных хозяйствах.
В целях совершенствования системы финансирования и кредитования в 1997 году в соответствии с указом Президента РФ “О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе “ и постановлением Правительства РФ № 224 был образован специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 % учетной ставки ЦБ России. В этом же году впервые не снизился общий объем валовой продукции сельского хозяйства. Наметились положительные тенденции в животноводстве.
Заметные улучшения произошли в работе отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности. Выросли объемы производства многих видов продукции, улучшилось ее качество. Однако коренного перелома в производстве не произошло, а финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей еще более осложнилось. В 1997 году уровень рентабельности сельского хозяйства составил минус 24,6 %. Большинство хозяйств утратило собственные оборотные средства.
В 1998 году из специального фонда льготного кредитования сельскохозяйственным производителям было выдано 6,6 млрд долл. При нормальных погодных условиях можно было бы рассчитывать на выполнение основных показателей производственной программы 1998 года. Однако ситуация осложнилась в связи с засухой.
Общий объем валовой продукции сельского хозяйства составил 83-84 % к предыдущему году, а пищевой промышленности - примерно 95 %. Ожидается, что потребность населения в картофеле, овощах, сахаре, яйце, рыбе и рыбопродуктах будет обеспечена полностью. Однако значительный недобор зерна и другой продукции обострит ситуацию на продовольственном рынке, особенно в регионах, пострадавших от засухи.
Экономическая ситуация еще более обострилась в связи с финансово- бюджетным кризисом. В связи с сокращением бюджетных ассигнований кредитные ресурсы, выделяемые предприятиям и организациям АПК оказались значительно меньшими, чем намечалось.
Признавая необходимость экономии государственных расходов, хотелось бы отметить, что выделение средств агропромышленному комплексу должно быть эквивалентно его вкладу его вкладу в создание ВВП страны. Ведь один рубль, “сэкономленный” на поддержке села, может обернуться потерей нескольких рублей в доходной части бюджета. Одно рабочее место в сельском хозяйстве позволяет обеспечить занятость 5-6 человек в других сферах экономики.
Кроме того, необходимо восстановление и поддержание паритета цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей. Эта проблема должна решаться поэтапно с учетом реальных финансовых возможностей государства. От ее решения зависит восстановление инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе. По сравнению с 1991 годом общий объем инвестиций в АПК за счет всех источников финансирования сократился в 17 раз, а по народному хозяйству в целом - только в 4 раза. Инвестиции, направляемые в АПК, снизились с 31 % до 7 % в 1997 году.
Основным источником инвестиций на федеральном уровне в 1999 году будут ассигнования из Бюджета развития на возвратной основе под гарантии правительства, предоставляемые на конкурсной основе. Однако при установленных регламентах для многих сельскохозяйственных предприятий и фермеров эти средства окажутся недоступными. Поэтому целесообразнее будет образовать специальный фонд долгосрочного кредитования предприятий и организаций АПК.
Необходимо также осуществить практические меры по защите отечественных товаропроизводителей - наладить механизм регулирования ставок ввозных таможенных пошлин.
В последнее время получила развитие интеграция производителей животноводческой продукции с перерабатывающими, комбикормовыми предприятиями, организациями сервисного обслуживания торговыми и финансовыми структурами.
Повышение эффективности производства невозможно без внедрения в него достижений науки, применения новых технологий. Несмотря на экономические трудности в ряде регионов хозяйства, адаптировавшись к рыночным условиям обеспечили рост производства продукции.
Возможности развития агропромышленного производства будет во многом зависеть от финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий.
6. Культура и религия на Северном Кавказе
Северный Кавказ имеет свое, отличное от общероссийского, культурное пространство. Актуальность проблемы взаимодействия различных культур Северного Кавказа обусловлена не столько культурными, сколько экономическими и политическими потребностями, а так же той реальной ситуацией, которая сложилась в настоящее время в Чеченской республике. Проблема взаимопонимания стала центральной не только в геополитической плане, но и в повседневной жизни людей, находящихся в зоне военных действии. Северо-Кавказский регион - это конгломерат разных национальностей, а, следовательно, это область взаимодействия разнообразных культур и менталитетов. Основные тенденции формирования связей между религией и этносом проявляются в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. При этом, с одной стороны, этнические явления, свойства (ряд особенностей культуры и быта) в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами, 'конфессионализируются', а с другой стороны, отдельные компоненты культового комплекса, особенно его ритуалы, религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни посредством слияния с народными верованиями, приобретают характер этнических явлений, этнически окрашиваются, 'этнизируются'. И в связи с этим есть необходимость соотносить общефедеральные требования с таким явлением, как ислам. Тем более, что последний является достаточно активным фактором и имеет опору в современной мировой цивилизации.
Особенностью такого региона как Северный Кавказ является то, что здесь встречаются, "сталкиваются" две великие цивилизации, две большие конфессии - христианская и исламская. При этом, специфика современного религиозного пространства Северного Кавказа заключается в том, что это пространство - без единой религиозной веры, без единой религиозной организации. Одной из серьезных сторон этнических, конфессиональных и других проблем на Северном Кавказе является противоречие между ростом религиозного сознания, который наблюдается в мусульманских регионах России, и правовыми принципами российского государства, стремящегося согласовать принципы своего законодательства с принципам и европейского права. Анализ ситуации на Северном Кавказе дает основание говорить о том, что религия оказывается тесно связанной с понятием национальности. Поэтому, при реализации любой политики, необходимо учитывать и этнический и конфессиональный факторы, поскольку религиозное сознание, религиозные формы восприятия жизни вошли в ткань общественной жизни многих этносов.
Так, например, в Дагестане, Чечне, Ингушетии ислам стал и частью культуры, и образом жизни; здесь трудно провести грань между религиозными и национальными особенностями. Основные тенденции формирования связей между религией и этносом проявляются в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. При этом, с одной стороны, этнические явления, свойства (ряд особенностей культуры и быта) в течение длительного взаимодействия впитываются культом, становятся его составными элементами, "конфессионализируются", а с другой стороны, отдельные компоненты культового комплекса, особенно его ритуалы, религиозные обычаи и традиции, проникая в национальные формы общественной жизни посредством слияния с народными верованиями, приобретают характер этнических явлений, этнически окрашиваются, "этнизируются". И в связи с этим есть необходимость соотносить общефедеральные требования с таким явлением, как ислам. Тем более, что последний является достаточно активным фактором и имеет опору в современной мировой цивилизации. Общеизвестно, что ислам запрещает любое деление по национальному признаку, хотя он не против национальной принадлежности и национального самосознания. Знатоки ислама часто цитируют достоверный хадис, уравнивающий арабов и неарабов, белых и черных. Есть одна исламская "нация" - умма. Отсюда же делается вывод о том, что национальные движения должны быть исламскими, иначе не избежать межэтнических столкновений. Но более конкретная истина состоит в том, что на состояние межэтнических отношений большее влияние оказывает не столько ислам, сколько состояние исламского сознания в республике. На первое место выдвинулся фактор носителя исламского сознания, который, тем не менее, не может стать стабилизирующим современную обстановку фактором. Так, например, в начале 90-х годов, когда Дагестан оказался на грани межнациональной гражданской войны проводились не только однонациональные митинги и съезды верующих, но и выбирались однонациональные муфтияты. В этих условиях, когда религиозное сознание, вопреки установкам мусульманской религии, конфессиональные процессы оказались разделенными по этническому признаку, надеяться на его положительную, объединяющую роль в разрешении межэтнических проблем не приходилось. Да и в настоящее время принадлежность к одной вере, не играет видимой консолидирующей роли. Как свидетельствуют социологические опросы, 36,8 % дагестанцев считают себя главным образом гражданами России, 32,9% - гражданами Дагестана, а прежде всего мусульманами - 22,1%. Можно говорить о том, что этнические интересы, интересы государственной идентичности в массовом сознании мусульман преобладают над приоритетами мусульманской идентификации. Поэтому вряд ли надо думать, что более высокая мусульманская самоидентификация будет играть в дальнейшем большую роль в стабилизации межэтнических или межгосударственных отношений в одноконфессиональной среде. Как показывают современные межэтнические отношения и конфессиональные процессы, главную роль в их бесконфликтном течении играют не духовные, а социально-экономические факторы. Конфессиональные проблемы в полиэтническом сообществе - реальность, не считаться с которой чревато серьезными, а иногда и разрушительными последствиями, и без учета которой невозможно решить ни один сколько-нибудь принципиальный вопрос. Нельзя рассчитывать на прогресс общества без утверждения принципов национального, и, соответственно, конфессионального согласия, своевременного предвидения и преодоления возможных конфликтных ситуаций на этой почве. Кроме того, анализ развития этноконфессиональных процессов в их противоречивом единстве и многообразии форм представляет собой чрезвычайно актуальную задачу еще и потому, что в условиях многонационального сообщества конфессиональные взаимоотношения не могут протекать гладко и беспроблемно. Последние возникают, как известно, тогда, когда имеет место национальная несправедливость, когда национально-конфессиональные проблемы не находят своевременного и верного решения, когда игнорируются законные интересы и потребности. В то же время Россия и сегодня ведет себя как православная страна, а место мусульман в ней остается не достаточно ясным. Если Россия является многонациональным, как записано это преамбуле Конституции Российской Федерации, а, следовательно, и многоконфессиональным государством, то ее идеология и политика должны быть соответствующими. Многие политики уже поняли, что государство должно выработать действенные механизмы по реализации этих принципов, иначе сепаратистские тенденции разного уровня будут лишь усиливаться. Кроме того, на наш взгляд, серьезным недостатком теории и практики этноконфессионального вопроса было и остается отсутствие дифференцированного подхода к осуществлению национальной политики. Несмотря на общность - и весьма значительную - проблем конфессионального плана, в каждом отдельном регионе они имеют свою "окраску", эмоциональность и противоречивость, несут на себе печать национального своеобразия. Поэтому при выработке государственной политики в данной сфере следует исходить из условий развития различных регионов и динамики происходящих в них экономических, политических и этнических преобразований, учитывать объективные национальные потребности, запросы и чаяния того или иного народа, его религиозную принадлежность, диалектику национальных и интернациональных интересов.
Северный Кавказ имеет свое, отличное от общероссийского, культурное пространство. Актуальность проблемы взаимодействия различных культур Северного Кавказа обусловлена не столько культурными, сколько экономическими и политическими потребностями, а так же той реальной ситуацией, которая сложилась в настоящее время в Чеченской республике. Проблема взаимопонимания стала центральной не только в геополитической плане, но и в повседневной жизни людей, находящихся в зоне военных действии. Северо-Кавказский регион - это конгломерат разных национальностей, а, следовательно, это область взаимодействия разнообразных культур и менталитетов. Если о последнем ранее говорилось только в контексте "советский" менталитет, то с развалом Советского союза каждая национальность стала возрождать свои традиции.
Культура каждого народа тесно связана с религией, которую тот исповедует. Люди, воспитанные в традициях определенной религии, отличаются от людей других вероисповеданий. Здесь возникает проблема взаимопонимания людей, живущих в одном регионе, но являющихся представителями разных культур.
В гармонизации межконфессиональных отношений в Республике Дагестан, например, возрастает роль образования и воспитания культуры межэтнического общения, основанной на приоритете общедагестанских ценностей, высокого гражданского патриотизма. В республике проделана значительная работа по совершенствованию форм и методов культурно-воспитательной работы с населением, молодежью - особенно, по развитию национальных культур, языков, средств массовой информации и исторической науки. Но следует отметить неуклонно возрастающую тенденцию распространения религиозных образовательных учреждений. В данном аспекте возникает следующая проблема: если государство предоставит полную свободу различным религиозным организациям Северного Кавказа в деле духовного воспитания и просвещения современного российского человека, то в ходе разделения и размежевания сфер своего духовного влияния на массы, современные религиозные организации начнут вести противоречивую религиозную деятельность и пропаганду. Эта разрозненная религиозная деятельность не слышащих и не понимающих друг друга религиозных проповедников породит раздробленное религиозное пространство, где не будет единства, не будет духовного единения верующих людей. Ибо каждая современная религиозная организация считает свою веру, свой образ жизни, единственно правильной и истинной. Религиозная идея обладания божественной истиной, идея знания божественной воли непременно приводит к религиозному фанатизму и к религиозной нетерпимости. Стремление религиозной организации навязать свою "истинную" веру в Бога, свой "истинный" путь к Богу людям, всему миру приводит к отчуждению людей от религиозной веры, от религиозного знания вообще. Такая современная религиозная ситуация на Северном Кавказе приводит к захвату религиозного пространства более организованными, более замкнутыми в себе вероисповеданиями и к вытеснению менее организованных и открытых для всех верующих людей религиозных общностей этого пространства. Несомненно, религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств. Делая акцент на гуманистические ценности религий, представители различных религиозных организаций могут вести плодотворный диалог о предназначении человека, нравственных опорах его индивидуальной и общественной жизни. В тесной связи со сказанным выступает проблема взаимоотношения возрождения ислама и государства. Разумное понимание ситуации - это понимание того, что возрождение ислама на Северном Кавказе лежит в рамках светского государства. Таким образом, учитывая специфику современного религиозного пространства Северного Кавказа, сегодня возникли следующие проблемы:
- проблема сохранения существования целостного религиозного пространства Северного Кавказа в интересах единого российского государства;
- проблема формирования мирного сосуществования различных религиозных конфессий и современных вероисповеданий в рамках единого религиозного пространства Северного Кавказа;
- проблема выработки толерантности, как основы межрелигиозного общения и согласия, духовного единения и духовной общности в рамках единого религиозного пространства.
7.Региональная идеология
Социокультурное пространство на Северном Кавказе включает в себя традиционные культуры многочисленных народов, религиозные и идеологические общности, этнические сообщества городов и территорий, носит мозаичный характер, что приводит к значительной дифференциации уровня и качества жизни. Каждая из этих общностей является носителем различной политической культуры, нормативно-ценностных и морально-нравственных комплексов, способов и методов легитимации власти и управления, формирования и смены элит, стимулов хозяйственной деятельности и личной мотивации. Это разнообразие, сопровождаемое кризисными явлениями и неизбежностью жёсткой конкуренции, ведёт к конфликтности между различными региональными сообществами, способствует развитию и воспроизводству крайних этнонационализмов, ксенофобии, сепаратизма, религиозного фундаментализма. Трудности функционирования традиционных форм и механизмов в правовом пространстве государства приводят к усилению влияния отдельных национальных и региональных элит, к проявлению их в теневой и криминальной сферах. Поэтому формирование региональной идеологии на Северном Кавказе во многом ещё носит стихийный характер или является произвольным идеологическим творчеством доминирующих в регионе политических элит.
8.Этносоциальные и этнополитические процессы
Воспроизводство этничности на Северном Кавказе с начала присоединения народов региона к России осуществлялось как традиционными институтами (семья, обычаи, обряды, сельские общины), так и новыми: административно-территориальным управлением, а позднее (с середины 20-х годов) образованием автономных республик с учётом этнической принадлежности населения: института образования, где в том или ином объёме преподавался национальный язык, правом (паспортизация населения, депортация), юридически незакреплёнными, но обязательными нормами (формирование пропорционального представительства в партийных и советских органах). Институциональное воспроизводство этничности привело к её осмыслению в качестве базовой ценности у народов региона и закреплению в сознании как важного критерия дифференциации на социальные группы.
Объективными предпосылками формирования этносоциальной стратификации на Северном Кавказе выступают:
· Историческое расселение различных этносов по территориям, неравным в экономико-хозяйственном отношении, что предопределило неравный уровень социально-экономического развития
· Сохранение у разных народов (в различной степени) института внутриэтнической консолидации, выступающей «социальным капиталом» в условиях межэтнической конкуренции. Невозможность в настоящее время решить проблему безработицы приводит к активному развитию теневого сектора экономики, который усиливает дифференциацию народов по экономическим характеристикам и способствует формированию кланов на внутриэтническом уровне.
· Статусные позиции этносов в пространстве Северного Кавказа формируются на пересечении ряда социальных подпространств – экологическом, социально-экономическом, культурном, демографическом, социально-политическом, правовом, каждое из которых образует разные измерения статуса. Интегральным показателем статуса этноса является его политический статус (титульность, представленность в органах власти), во многом определяемый демографическими показателями. Иерархическое этносоциальное пространство образуется дистанцией между взаимодействующими этническими группами, имеющими объективные экономические, социальные и культурные различия. В результате политических реформ 90-х гг. доминирующее положение в этностратификационной системе в республиках Северного Кавказа заняли титульные и численно доминирующие народы.
· Этнические миграции представляют собой массовое перемещение представителей той или иной этнокультурной группы на другую территорию. Миграционные потоки на Северном Кавказе в последние десятилетия имеют этнический характер и тесно связаны между собой. Этнические миграции в настоящее время привели к изменению баланса этнических групп во всех субъектах РФ, расположенных на территории Северо-Кавказского региона. Доминирующими направлениями в общем процессе изменения этнического состава населения в регионе являются:
Ø Освоение горским населением равнинных территорий
Ø Увеличение этнической мозаичности населения русского субрегиона Северного Кавказа, значительное снижение численности русского населения во всех республиках Северного Кавказа, усиление моноэтничности населения республик - Ингушетия, Северная Осетия, Чечня.
9. «Горская цивилизация». Рассмотрение истории Северного Кавказа через призму горских феодальных отношений
Употребление понятия горская цивилизация для характеристики социального и культурного развития народов Северного Кавказа началось в отечественной историографии лишь в последнем десятилетии. До этого исторические интерпретации как в XIX, так и в XX веках основывались на представлениях о линейном характере общественного прогресса и последовательной закономерной смене формаций.
Цивилизационный подход – весьма перспективный инструмент для осмысления специфики общественного строя горцев, однако при этом требуется отчетливо представлять, какое из многочисленных определений самого понятия цивилизация используется для того или иного варианта исторической интерпретации.
Данный подход рассмотрения эволюционирования цивилизации в районе Северного Кавказа строится на основе исследования развития феодальных отношений горского народа.
Итак, феодализм у горцев охватывал почти два тысячелетия и прошел три этапа развития.
Первый длился более, чем тысячу лет от начала нашей эры до монголо-татарского нашествия. Это период складывания раннефеодальных отношений, возникновения первых этнополитических объединений – государств Кавказская Албания, Алания, Сарир, Тарки и других.
Второй датируется XIV – XVII веками как время формирования феодальной собственности и феодальной иерархии, закабаления части крестьянства у народов, живших в плоскостных районах Кавказа. Усилило процессы феодализации распространение ислама. В высокогорье в этот период существовали вольные общества, в той или иной степени вовлеченные в феодальные отношения.
Третий этап – XVIII- первая половина XIX века. Для него характерны более быстрое развитие и укрепление наследственной собственности на землю, более заметная политическая роль элитных групп в горском обществе и более острые социальные конфликты. Во многом развитию этих процессов способствовала интенсификация связей северокавказских народов с Россией, усиление ее влияния в регионе и постепенная интеграция Кавказа в состав империи.
Наконец, в начале 1980 – х годов определили грань XVIII-XIX веков лишь как начало перехода к классовому обществу значительного числа народов, проживавших в высокогорных районах.
По Г. Меликишвили, горский феодализм — автономно функционировавшая социальная система, которая в силу самобытных качеств практически не перерастает в развитый феодализм европейского типа. Характерные черты его:
· сохранение личной свободы основной массой крестьянства и их права на землю и иные средства производства;
· управленческий характер власти господствующего сословия;
· отсутствие у феодалов в большинстве случаев наследственной собственности на средства производства и на личность производителя.
Примечательно то, что социальные отношения, существовавшие в горском обществе Северного Кавказа, автор модели характеризовал как переплетение элементов «восточного» и «горского» феодализма. Подобная позиция восходит к оценкам М. Ковалевского, который считал, что феодальные отношения у народов плоскостного Дагестана, например, есть результат переплетения тенденций самостоятельного развития и социальных институтов, привнесенных завоевателями из Передней Азии.
Доиндустриальная эволюция северокавказских этносов проходила те же основные вехи поступательного развития, как и всякое другое общество в аналогичный период своего развития. Традиционные институты горской цивилизации не были для него непреодолимым препятствием, но именно они определяли темпы и специфику его.
Эволюция горского общества в XVI- первой половине XIX века проявлялось в формировании частной собственности на средства производства, в том числе, и на землю и усилении имущественного неравенства; в появлении привилегированных и неполноправных сословий. Первые постепенно сосредоточивали в своих руках функции управления и защиты в отношении общин и обретали, в большей или в меньшей степени, право эксплуатировать зависимых от них производителей – крестьян и рабов.
Формирование частной собственности на средства производства, в том числе и на землю, происходило у горских народов в XVI- первой половине XIX вв. под заметным воздействием общинных институтов.
Свободное крестьянство гор было связано с различными формами собственности – собственностью отдельных семей и рода, собственностью общины и союзов общин. Частная собственность складывалась в первую очередь как собственность на стада скота и на рабов, на рукотворные участки пашни и усадьбы. Пастбища, луга и леса оставались общинными. Вместе с тем развивался и процесс захвата их формировавшейся знатью, причем не всегда общины могли противостоять этому явлению.
Более быстрыми темпами формирование собственности на земельные угодья происходило на территории Приморского Дагестана и в Кабарде.
В горах формирование знати и ее земельной собственности протекало весьма медленно по причинам, охарактеризованным выше. Процессы эти не завершились и к 60-м годам XIX века — времени окончательной интеграции региона в состав Российской империи. Не случайно представители царской администрации среди первоначальных целей реформ, проводившихся на Северном Кавказе после завершения Кавказской войны, называли задачу создания слоя привилегированных земельных собственников там, где представители знатных фамилий продолжали проживать в общинах, так и не порвав с традиционными нормами жизни.
В XVIII – первой половине XIX века развитие системы феодального землевладения в степных районах Северного Кавказа ускорилось благодаря политике российской администрации. В 1875 году специальный указ Екатерины II провозгласил образование Кавказского наместничества. Границы этого административного образования, а также функции наместника определены не были. Впрочем, последнему предоставлялось право жаловать российскому дворянству земли в собственность на территории укрепленной Кавказской линии. Уже к 1804 году более 600 тысяч десятин в степях Предкавказья, которые пересекла система линейных укреплений, оказалось в собственности высшего сословия России.
На территории Приморского Дагестана и в Кабарде формирование собственности на землю шло более быстрыми
В XVIII-первой половине XIX века практически повсеместно наблюдался процесс перерастания условного земельного владения в мюльк. Четвертой разновидностью феодальной земельной собственности была собственность мусульманской церкви – вакуф. К XV веку в плоскостном Дагестане ислам стал господствующей формой религии, и развитие вакуфного землевладения способствовало более быстрому формированию частной собственности на землю в обществе в целом. По мере проникновения ислама в горные общества вакуф утверждался и там, воздействуя на всю существовавшую систему отношений собственности.
Формирование привилегированных и неполноправных сословий у горских народов в XVI- первой половине XIX вв. происходило также весьма различными темпами. Более быстро процесс этот развивался в плоскостных районах Северного Кавказа, медленнее – в горных районах.
Немалую роль в образовании вассально-сюзеренных отношений и в формировании иерархической структуры феодальной элиты играл обычай аталычества.
Складывание отношений зависимости у народов Северного Кавказа охватило меньшую часть общества и отличалось специфическими чертами. Основная масса населения сохраняла личную свободу и права собственности.
В целом группы зависимых крестьян немногочисленны. Их личная зависимость не была всеохватывающей и не обязательно наследовалась детьми. Народы, проживавшие в горной зоне, подобных форм отношений по существу не знали.
Зато практически повсеместно, практически у всех северокавказских этносов в систему общественных отношений было включено рабство.
Многовековой обычай превращения военнопленных в рабов, очевидно, оказал серьезное воздействие на ментальные представления народов Северного Кавказа. Сложилась устойчивая ассоциативная связь: военное поражение — плен – рабство. Видимо, этим во многом объяснялось и ожесточенное сопротивление горцев в годы Кавказской войны. В самых безнадежных ситуациях они предпочитали смерть на поле боя признанию поражения. Русские военачальники не раз отмечали, что необходимость признать себя побежденным приводит противника в отчаяние, ибо понимается как утрата личной свободы, заставляя сражаться с упорством обреченных.
В плоскостных районах Северного Кавказа относительно быстро сложилась сословная структура общества.
В государствах равнинного Дагестана с их достаточно развитой системой феодального землевладения вполне сложилась феодальная иерархия в обществе.
Высший слой знати, связанный с наследственным землевладением, был представлен ханами, султанами, майсумами, шамхалами и т. д. Среднее звено, которому земли жаловались в держание, — беки. Низшая группа имела названия чанки и сала-уздени. Ее составляли дети двух высших сословий от неравных браков, а также служилые люди из крестьян — узденей.
Аналогичной по сути была и ситуация в средневековой Кабарде, на территории которой существовало несколько княжеских владений. Наряду с наследственной собственностью княжеских фамилий здесь имелось и условное земельное держание служилых дворян – уорков. Отчетливо была обозначена и иерархия привилегированных сословий.
Обычай аталычества заключался в передаче сыновей знатных владельцев, правителей на воспитание в семьи служилых людей, вассалов, а порой даже в зажиточные и влиятельные семьи представителей выборного общинного управления.
Воспитатель-аталык награждался землей, получал право на взимание ренты с населения, на ней проживавшего, и стада скота. В период воспитания он распоряжался имуществом своего воспитанника, защищал его интересы и впоследствии, сохраняя за собой роль советника. Доверенными служащими молодого феодала часто становились и сыновья аталыка, выросшие вместе с воспитанником-эмчеком.
Обычай аталычества использовался правящими кругами Персии, Турции, Крымского ханства для укрепления своего влияния на Кавказе и был широко распространен до присоединения региона к России.
Специфические черты складывания отношений зависимости в горском обществе заключались в том, что группы зависимых людей возникали не столько в связи с захватами земель, сколько в результате осуществления представителями знатных фамилий функций управления и покровительства.
Постепенно эти виды деятельности превратились в своеобразную монополию верхов общества. Согласно обычаю, общины или отдельные семьи не имели права отказаться от покровительства. За него полагалось периодически выплачивать определенную дань, а также участвовать в военных действиях по требованию покровителя. Этим чаще всего отношения зависимости при покровительстве и ограничивались.
Иной вариант коллективных отношений зависимости возникал в связи с закабалением горных общин феодалами предгорий. Последнее происходило из-за неравномерного распределения производственных угодий на равнине и в горах. При отгонной системе животноводства горные общества вынуждены были арендовать зимние пастбища на плоскости, платя за это ренту собственникам земли. Так, уже в XVI веке от кабардинских князей зависели горные общества карачаевцев, балкарцев, осетин, часть ингушских общин. Горские народы Дагестана и Чечни находились в аналогичных отношениях с феодальными владельцами Кумыкии, Тарковского шамхальства и других государственных образований в Прикаспии.
С другой стороны, свободные крестьяне могли стать зависимыми в связи с личными долговыми обязательствами. Пожалуй, это – единственный вариант развития отношений в общине, при котором крестьянину не гарантировалась сохранение личной свободы, это – путь к зависимым отношениям не коллектива, а отдельного индивида или семьи.
В большей или в меньшей степени он имел место у народов, проживавших в равнинной части Северного Кавказа. Различны термины, обозначавшие зависимых крестьян: пшитли – у адыгов и кабардинцев, райат и чагары – у народов Дагестана.
Зависимость выражалась в ограничении личной свободы и в выполнении феодальных повинностей. Она не имела черт, присущих крепостному праву в Европейской России. Крестьяне обладали имущественными правами. В ряде случаев они наделялись участками земли, но не обязательно к ней прикреплялись. Пшитли и чагары могли уходить от владельца. Райат были «крепки» земле, но феодал не имел права их продавать.
Рабство традиционно и практически у всех северокавказских народов в течение многих столетий было включено в систему общественных отношений.
На протяжении столетий обычное право эволюционировало,
приспосабливаясь к менявшейся социальной ситуации, к факту усиления социального
неравенства, к росту экономической мощи и политического влияния складывающейся
общественной элиты. Так, согласно адатам осетинских обществ в XVII веке
денежный штраф за убийство общинного старшины был вдвое выше, чем за свободного
крестьянина-адамихата. Кровь алдара (знатного человека, дворянина) ценилась
Однако обычай как основная регулятивная норма отношений ставил и известные преграды росту привилегий знати. Адаты гарантировали полноправному члену общины сохранение личной свободы и право голоса на народных собраниях, собственность на основные средства производства, в том числе и на земельные участки. Сохранялось за ним на протяжении столетий и право владеть рабами-пленниками, захваченными в период военных действий, и зависимыми людьми.
В результате в горском обществе так и не сложилась монополия знати ни на землю и иные средства производства, ни на труд зависимого населения, ни на обладание оружием. Последнее, по нормам обычного права, было отличительной чертой свободного человека и не стало привилегией общинных верхов и представителей благородных фамилий. С течением времени ношение оружия и украшение им жилища превратилось в один из ведущих социальных знаков в горском обществе.
Показателем прочности социальных связей в общине являлось, например, то, что у большинства горцев Северного Кавказа представители знатных родов, управленческой (феодальной) верхушки сосуществовали в ее рамках с прочими общинниками, не выделяясь из традиционного социума и не противопоставляя себя ему. Вероятно, для нее предпочтительнее было влиять на позицию народных собраний, на выборные общинные власти изнутри.
В XVIII – первой половине XIX века это имело место у осетин, балкарцев, карачаевцев, вайнахских народов (чеченцев, ингушей и карабулаков); у части адыгских общинных союзов, которые в русской исторической традиции получили наименование «демократических»: шапсугов, убыхов, абадзехов, натухайцев; в вольных обществах (джамаатах) горного Дагестана.
Безусловно, и здесь постепенно нарастали претензии знатных фамилий на оформление владельческих прав, на изменение ряда норм обычая. Однако народные собрания, действуя на основе адатов, могли достаточно эффективно противостоять подобным устремлениям знати
Противостояние общин устремлениям растущей в горском обществе знати по логике вещей могло быть наиболее эффективным в тех горных районах, где самобытные институты горской цивилизации в силу изолированности обществ в полной мере и дольше сохраняли свои полномочия.
Характерным примером может служить конфликт, разыгравшийся у шапсугов в конце XVIII века. В 1792 году их народное собрание изгнало представителей знатного рода Шеретлуковых, претендовавших на руководящую роль в обществе, и тех, кто поддерживал последних.
Последовали четыре года противоборства, вылившегося в обоюдные опустошительные набеги, поскольку изгнанные укрылись у соседей – бжедугов. Наконец, знать обратилась за помощью к российским властям на Кавказской укрепленной линии, так как по условиям Ясского мира 1791 года прикубанские земли были переданы Турцией России.
Екатерина II предписала Черноморскому казачьему войску помочь изгнанным владельцам. Решающая битва произошла в 1796 году в долине реки Бзиюк. Окончательный исход ее решила казачья артиллерия. Однако военная победа дружин шапсугской знати оказалась победой Пирровой. Потери их были невосполнимыми, и превратить военный успех в политический князья не сумели. Они могли возвратиться в общество лишь при условии признания прав и полномочий народного собрания. Какие-либо привилегии их исключались.
Противоборство феодальной верхушки шапсугов с народом продолжались в течение всей первой половины XIX века. Даже в условиях остро протекавшей в Черкесии Кавказской войны адыгская знать пыталась найти помощь и защиту у российской администрации. В 1846 году ее представители обратились к наместнику Кавказа гр. Воронцову с просьбой помочь в возвращении прав, отнятых народом. В ответ последовало разрешение им поселяться с чадами, домочадцами, рабами и зависимыми людьми около русских линейных укреплений на Черноморском побережье и мстить тем своим врагам, которые не признавали себя российскими подданными. Шапсугские общества как раз таковыми и являлись.
В исторической литературе итоги этого конфликта получили различную оценку: от признания их временной демократизацией общественного строя, не затронувшей развития феодальных отношений (Кумыков), до утверждения о том, что в результате переворота 1796 года у адыгских обществ шапсугов, абадзехов и натухайцев сложилась самостоятельная «доиндустриально-земледельческая»цивилизация (Бижев).
История других горских народов региона не дает столь ярких примеров острого и эффективного противостояния общин и растущей знати. Но в иных, менее выраженных формах оно, несомненно, имело место и сдерживало притязания имущих и сильных на особые привилегии.
Зависимость общины от другой или от феодала могла быть последствием взаимодействия с соседними государствами и цивилизациями.
Так, ситуация во взаимоотношениях знати и общинного управления в горных районах стала меняться по мере вмешательства в них российской администрации. В первой половине XIX века начался процесс переселения ряда горских народов из ущелий на плоскость, на территорию Кавказской укрепленной линии.
В большей степени это коснулось осетинских обществ. Однако земли под аулы предоставлялись не в собственность общин, а в собственность феодальных фамилий. Крестьяне, переселившись, оказывались проживающими на земле феодала, что давало тому право на осуществление управленческих функций. Регулярного взимания ренты в пользу владельца земли не было, что не исключало единовременного – под видом подарков или родственной помощи.
Выборное общинное управление также утрачивало реальную власть. В результате с помощью царской администрации и военных властей на линии устанавливалась такая система отношений, которая спонтанно сложилась ранее в княжеских владениях Кабарды и в монархиях равнинного Дагестана, где формирование отношений зависимости и собственности на землю и прочие средства производства была не только результатом спонтанного социального развития, но и в определенной мере последствием арабских и персидских завоеваний.
Зависимость общины от другой или от феодала могла быть результатом взаимодействия традиционных институтов горского общества.
Группы зависимых людей складывались у народов Северного Кавказа не столько в связи с захватами земель, сколько в результате осуществления представителями знатных фамилий функций управления и покровительства. Постепенно эти виды деятельности превращались в своеобразную монополию верхов общества.
Согласно обычаю, общины или отдельные семьи не имели права отказаться от покровительства. За него полагалось периодически выплачивать определенную дань, а также участвовать в военных действиях по требованию покровителя. Этим чаще всего отношения зависимости при покровительстве и ограничивались.
Особенность системы покровительства заключалась в том, что обе стороны часто были представлены коллективами людей. Более сильные в военном отношении вольные общества вынуждали более слабых соседей принять покровительство и взимали за него ренту. Община могла выступать покровителем и в отношении тех лиц, которые, не будучи ее членами, селились на ее территории. Вольное общество могло являться и коллективным держателем земельных пожалований, предоставленных ей за выполнение службы феодальным владельцем на равнине.
Иной вариант коллективных отношений зависимости возникал в связи с закабалением горных общин феодалами предгорий. Последнее происходило из-за неравномерного распределения производственных угодий на равнине и в горах. При отгонной системе животноводства горные общества вынуждены были арендовать зимние пастбища на плоскости, платя за это ренту собственникам земли.
Так, уже в XVI веке от кабардинских князей зависели горные общества карачаевцев, балкарцев, осетин, часть ингушских общин. Горские народы Дагестана и Чечни находились в аналогичных отношениях с феодальными владельцами Кумыкии, Тарковского шамхальства и других государственных образований в Прикаспии. Вольные общества (союзы племен, джамааты) в исторической литературе до сих пор не имеют однозначной оценки. Большинство авторов, как в прошлом веке, так и ныне не считают их государственными образованиями. Но еще С. Броневский называл их «федеративными республиками». М. Ковалевский подчеркивал «республиканское устройство родовых союзов».
Действительно, с точки зрения марксистской теории государства как «машины насилия» имущих над неимущими, трудно усмотреть таковое в федерациях самоуправляющихся общин. Если же считать, что назначение и главная функция государства – не только, и даже не столько насилие над эксплуатируемым большинством, то тогда в деятельности и облике вольных обществ черты государственности очевидны.
Зависимость общины от другой или от феодала могла быть итогом постепенного накопления новаций в процессе эволюционного развития горского общества.
Ее социальный облик изменялся на протяжении столетий. Поскольку темпы прогресса весьма различались в горах и на плоскости, в одно и то же время могли существовать разные подтипы ее, воплощавшие тот или иной этап развития этого социального института.
Устойчивый социальный институт, а горская община доказала свою устойчивость многовековым существованием, очевидно, потому и устойчив, что главными его задачами являются:
· обеспечение условий жизни и деятельности лиц, его составляющих;
· противодействие тенденциям распада взаимосвязей в обществе;
· создание эффективного механизма урегулирования социальных конфликтов.
10.Заключение
Регион Северного Кавказа представляет собой историческое, культурное, экономическое и природно-географическое единство.
Северный Кавказ не выделяется уникальным хозяйственным комплексом, однако ведущее значение на общенациональном уровне имеют агропромышленный комплекс( обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны), транспортный комплекс (регион является транспортно-шлюзовым модулем, обеспечивая через свои морские порты около 70% внешнеторгового грузооборота страны), санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс ( располагая уникальной бальнеологической базой и курортами мирового значения, регион является всероссийской «здравницей»).
Географическое положение данного региона во многом определяет его место в общенациональном разделении труда и обуславливает его военно-политическое и геостратегическое значение для Российской Федерации.
Северо-кавказский регион обладает разнообразными – богатыми и уникальными природными ресурсами. В целом для вышеуказанного региона характерно сочетание благоприятных агроклиматических условий, ценных земельных и средних по обеспечению водных ресурсов, а также наличие уникальных рекреационных ресурсов. Земельные ресурсы являются одним из богатств региона, отличаются высоким естественным плодородием почв при значительном территориальном разнообразии, что в сочетании с обилием тепла делает этот район монополистом, а зачастую и единственным производителем ряда сельскохозяйственных культур. Водные ресурсы характеризуются средним и ниже среднего по РФ уровнем запаса при крайней неравномерности по всей территории.
Нормативно-правовая база организаций и деятельности органов власти на Северном Кавказе подчинена единой законодательной, исполнительной и судебной структуре РФ, хотя в отдельных субрегионах имеет место быть самостоятельная управленческая система со своими законами и судом.
Культура и религии народов Северного Кавказа – часть национальной культуры России, которая представляет собой сложную этнокультурную целостность, сформировавшуюся в ходе длительного взаимодействия культур разных народов. Налицо удивительное разнообразие языков, религий, культурно-бытовых укладов, обрядов, а с другой стороны, явно выраженные общие ценностно-мировоззренческие установки, сходные традиционно-общинные способы организации жизни, однотипные культурные обычаи, близкие формы материальной культуры, этикета и т.д. Вследствие чего возникает такое понятие как «горская цивилизация» - единое в социокультурном и этнорелигиозном отношениях образование, объединяющее народы, которые связаны общей историей, общностью менталитета, архетипов и символов.
Для северокавказского культурного менталитета свойственны следующие черты: гостеприимство, щедрость, мудрость, мужество, свободолюбие, честь и достоинство. Это нашло выражение в традиционных для кавказских обществ культурных институтах – куначество, алтычество, институт старейшин, система этикета и .т.д.
Самая распространённая на Северном Кавказе религия – это ислам. Он органически связан с культурой северокавказских народов, накладывает отпечаток на мировоззрение мусульман, задаёт образцы поведения и мышления. Распространение ислама на Северном Кавказе со стороны Ближнего Востока привело к тому, что культура воспринявших его народов пришла в тесное взаимодействие с цивилизацией арабского мира. Это отразилось на развитие ремёсел, торговли, системы управления, общественной мысли, литературы, архитектуры, музыки, народного образования. Вобрав некоторые элементы местных языческих обрядов, ритуалов и традиций, ислам создал сложную культовую систему, которая стала неотъемлемой частью национальной культуры.
11.Список использованной литературы:
1. Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974.
2. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М. 1961
3. Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М. 1960.
4. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М - “Юнити”,1995
5. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп, 1987
6. Федеральные округа Росси: социально-экономическое развитие в 1996-1999 гг.//Вопросы.2000.№10
7. Гарданов В.К. Социально-эконономические процессы//культура и быт Северного Кавказа. М., 1968
8. Пути мира на Северном Кавказе. М.,1999
9. Рязанцев С.Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. Ставрополь, 1999. с.11
10. Косиков И.Г., Косикова Л.С. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. М., 1999
11. www.geo.ru
12. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение:учебник.М., 2000
13. Регионоведение: Учебное пособие. 2-е издание, испр. И доп./Отв. Ред.профессор Ю.Г.Волков. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 448 с.
[1] Пути мира на Северном Кавказе. Доклад Института этнологии и антропологии РАН. М., 1999